УДК 615.9
B.C. Рукавишников1, И.В. Безгодов2, Н.В. Ефимова1
СПОРАДИЧЕСКИЕ СЛУЧАИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ РТУТЬЮ ОБЪЕКТОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
1АФ НИИ медицины труда и экологии человека ГУ НЦМЭ ВСНЦ СО РАМН (Ангарск), 2ФГУЗ Центр эпидемиологии и гигиены в Иркутской области (Иркутск)
Проведен анализ спорадических случаев загрязнения ртутью селитебных территорий Иркутской области. Отмечены, чрезвычайно высокие уровни загрязнения жилых зданий, детских дошкольных учреждений, школ, медицинских учреждений. Предложены, подходы, к наблюдению за экспонированным населением.
Ключевые слова: ртуть, локальное загрязнение
SPORADIC CASES OF POLLUTION BY MERCURY ON ENVIRONMENTS
V.S. Rukavishnikov, I.V. Bezgodov, N.V. Efimova
Research Institute of Industrial Medicine and Human Ecology, Scientific Centre of Medical Ecology,
Eastern-Siberian Scientific Centre of RAMS, Angarsk Centre of Hygiene & Epidemiology in Irkutsk Region, Irkutsk
The analysis of sporadic cases of pollution by mercury urban territories of Irkutsk Region is lead. Extremely high levels of pollution of residential buildings, children's preschool establishments, schools, medical institutions are noted. Approaches to supervision, over the exhibited population, are offered.
Key words: mercury, local pollution
Хозяйственная деятельность человека, связанная с использованием ртутьсодержащих соединений, привела к возрастанию потока ртути в окружающую среду. Значение ртути как одного из приоритетных экотоксикантов, связано как с влиянием на человека в процессе производства, так и с бытовым воздействием [3, 6, 7]. До настоящего времени системного анализа случайных, бытовых, не-
преднамеренных или умышленных случаев загрязнения объектов окружающей среды в доступной нам литературе мы не обнаружили. В то же время указанные случаи по своей масштабности и социально-экономической значимости могут играть существенную роль, как в формировании здоровья населения, так и в загрязнении окружающей среды.
Таблица 1
Распределение числа случаев разлива ртути в населенных пунктах Иркутской области (1993-2004
гг.)
Населенный пункт Число случаев Общее количество собранной ртути (в кг)
г. Усолье-Сибирское 12 1,7
г. Ангарск 16 63,2
г. Иркутск 6 1,39
г. Зима и Зиминский район 6 0,97
г. Саянск 5 0,18
г. Черемхово и Черемховский район 3 1,3
г. Шелехов 2 0,25
г. Братск 1 0,25
г. Бодайбо 1 нет данных
г. Слюдянка 1 0,1
г. Киренск 1 0,1
г. Бирюсинск 1 0,3
г. Усть-Илимск 1 0,05
ИТОГО 56 69,79
В связи с вышеизложенным, нами проанализированы все случаи локального загрязнения ртутью селитебных территорий Иркутской области за последние 12 лет.
Как видно из таблицы 1, всего зарегистрировано 56 случаев спорадического загрязнения ртутью селитебных территорий. При этом, по неполным данным, на местах разлива собрано около 70 кг ртути. Самое большое количество спорадических случаев поступления ртути в объекты окружающей среды зарегистрировано в г. Ангарске (28,5 % от общего зарегистрированного количества). Часто выявляются очаги локального загрязнения в городах, где размещены предприятия, в технологическом процессе которых используется ртуть: в гг. Усолье-Сибирском (21,4%), Саянске, Зиме и Зиминском районе (19,6 %). Следует отметить, что до 2005 г. в Центре гигиены и эпидемиологии г. Ангарска от населения и в результате разливов было собрано свыше 60 кг ртути.
Анализ объектов загрязнения разлитой ртутью показывает, что среди них доминируют помещения (квартиры) и подъезды жилых домов 33,9 % от общего числа локального загрязнения (19 случаев); на втором месте стоят детские дошкольные учреждения (ДДУ) и медицинские учреждения 21,4% (12 случаев); на третьем — школы и общежития 19,6 (11 случаев) (табл. 2). По ориентировочной оценке, общее количество лиц, контактировавших с высокими уровнями паров ртути вне производственных условий,
превышает две тысячи человек (2229), из них дети составляют большую половину — 1652 ребенка.
Наиболее высокая кратность превышения концентраций ртути в пробах воздуха отмечалось в помещениях медицинских учреждений, школ и общежитиях (табл. 3). Доля проб с превышением гигиенического норматива для атмосферного воздуха составила 46,7 %. Как видно из представленных таблиц 2 и 3, максимальные концентрации паров ртути, обнаруживаемые в воздухе помещений, в 155,3 — 245,6 раз превышали среднесуточную ПДК для атмосферного воздуха селитебной зоны. Указанные концентрации, несомненно, даже при кратковременной экспозиции, несут угрозу здоровью населения, особенно здоровью детей. Подтверждением этому могут служить литературные данные, в которых указывается, что острые отравления регистрировались среди лиц, подвергшихся воздействию паров ртути (0,04 — 0,05 мг/м3) в пределах одного часа [6]. Для идентификации опасности проведено сравнение замеренных концентраций с ПДК воздуха рабочей зоны в разовых пробах (ПДК — 0,01 мг/м3). Отмечено превышение указанного норматива в 3,1 % отобранных проб, кратность достигала 4,7 — 7,4 раза.
Зарегистрировано 7 случаев локального загрязнения почвы селитебной зоны (детских игровых площадок, спортивных площадок), где во всех отобранных пробах содержание ртути превышало ПДКп (2,1 мг/кг) до 175 раз.
Таблица 2
Характеристика и уровни загрязнения ртутью объектов среды обитания
Места разлива ртути Количество случаев Кратность превышения ПДК ртути в пробах воздуха, почвы Количество лиц, контактировавших с высокими уровнями ртути
Воздух жилых помещений и подъездов жилых домов 19 1,5-155,3 665
Воздух ДДУ и медицинских учреждений 12 2,0-245,6 390
Воздух школ и общежитий 11 2,0-194,2 871
Воздух административных учреждений 4 1,5-9,2 23
Воздух магазинов 3 1,5-20 не установлено
Почва территории жилых построек и ДДУ 7 5-132 275
ИТОГО 56 1,5-245,6 2224
Примечание: среднесуточное ПДК атмосферного воздуха населенных мест - 0,0003 мг/м3, ПДК почвы - 2,1 мг/кг
Таблица 3
Содержание паров металлической ртути в воздухе при разливе ртути в учреждениях, общественных
зданиях и жилых помещениях
Объекты загрязнения ртутью Количество отобранных проб Обнаруживаемые концентрации паров ртути Максимальная кратность превышения ПДКсс
Жилые помещения (квартиры) 112 0,000369-0,046614 155,3
Помещения ДДУ и медицинские учреждения 146 0,00021-0,07368 245,6
Школы и общежития 180 0,00037-0,05826 194,2
Основными источниками ртути в рассматриваемых нами случаях являлись: разбитые ртутные термометры; хранение ртутьсодержащих приборов и оборудования; ртутные выпрямители; некоторые виды радиодеталей и емкости с ртутью (бутылки, банки, бидоны) не установленного происхождения. До 1985 года были случаи обнаружения ртути в квартирах работников Саянского химического комбината, обусловленные ее испарением с рабочей одежды.
Как показал анализ результатов расследования разлива ртути, только в 30 % случаев имеется возможность установить точное время произошедшего события. Во всех случаях, полагаясь на краткосрочность воздействия паров ртути, пробы биологических субстратов у экспонированных лиц для химического анализа на содержание ртути не брались. Вместе с тем в ряде работ [1, 2,
4, 5] отмечено, что у детей, контактировавших с парами ртути, ее концентрация в плазме крови может колебаться в пределах 0,015 — 0,04 мг/дм3 в течение длительного периода времени. При этом нередко клинических признаков отравления не наблюдается, поэтому нет активного обращения за медицинской помощью.
По неполным данным, затраты на проведение демеркуризационных мероприятий и ремонтновосстановительные работы за указанный период составили более 17 млн. руб. Только на ремонт ДДУ, медицинских учреждений и школ затрачено 15,9 млн. руб.
Базируясь на собственном опыте и используя данные литературы, считаем необходимым разработать и утвердить систему мониторирова-ния лиц, подвергшихся воздействию ртути в бытовых условиях. Основными положениями такого документа может быть следующее. Учитывая длительный период выведения ртути из организма, диспансерное наблюдение за экспонированными должно осуществляться не менее 2 лет. Диспансерное наблюдение при определенной органной патологии должно осуществляться соответственно стандартам оказания медицинской помощи. Дополнительно к этому 1 раз в месяц необходимо исследовать концентрацию ртути в порциях суточной мочи (при концентрации выше 0,04 мг/дм3 требуется проведение специфического лечения антидотами в условиях стационара). Особенно строго рекомендуется подход к диспансеризации детей: 1 раз в 3 месяца ребенка должны осматривать специалисты, в том числе нефролог и невролог. На каждого наблюдаемого ребенка заводится карта диспансерного наблюдения (ф. 30), амбулаторная карта (ф. 112) маркируется. Дети, подвергшиеся экспозиции парами ртути, без наличия симптомов отравления и меркурурии также должны находиться под наблюдением в течение 2 лет у нефролога с
обязательным осмотром неврологом 1 раз в полгода и периодическим определением содержания ртути в суточной порции мочи. В процессе диспансеризации пострадавших детей проводят также полный комплекс общих оздоровительных мероприятий.
ВЫВОДЫ
1. Спорадические случаи разлива ртути по уровню обнаруживаемых максимальных концентраций, значительно превышающих ПДК (до 245 раз) и контингенту лиц, подвергающихся воздействию этих концентраций (более 2 тысяч человек на территории Иркутской области), можно рассматривать как самостоятельное чрезвычайное антропогенное явление с высоким риском ущерба здоровью населению и ликвидаторов очагов загрязнения.
2. Необходимо разработать и внедрить нормативный документ по мониторированию лиц, экспонированных ртутью в бытовых условиях с обязательным динамическим контролем содержания ртути в биосубстратах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Клиническая токсикология детей и подростков / Под ред. И.В. Марковой, В.В. Афанасьева, Э.К. Цыбулькина и др. — СПб., 1998. — Т. 1. —
С. 138-145.
2. Костова В. Клинико-токсикологические аспекты микромеркуриализма / В. Костова, В. Пешкова, С. Крыстова // Мед. труда и пром. экология.
- 1995. - № 7. - С. 17-19.
3. Курляндский Б.А. Современные тенденции промышленного развития России и токсикологические проблемы химической безопасности / Б.А. Курляндский, Х.Х. Хамидулина, О.Н. Кудинова // Токсикологический вестник. - 2005. - № 1.
- С. 2-14.
4. Малов А.М. Ртуть в биосредах жителей и окружающей среде Северо-западного региона России / А.М. Малов, Е.В. Семенов, Н.С. Феди-чева // Социально-гигиенический мониторинг здоровья населения. - Рязань, 2004. - С. 340342.
5. Соболев М.Б. Методы оценки и снижение токсического действия ртути в дозах малой интенсивности у детей: Автореф. дис. ... канд. мед. наук / М.Б. Соболев // СПб., 1999. - 22 с.
6. Трахтенберг И.М. Ртуть и ее соединения в окружающей среде / И.М. Трахтенберг, М.Н. Коршун. - Киев: Высшая школа, 1990. -232 с.
7. Nash J. Market and geography: designing marketable permit schemes to control local and regional pollutants / J. Nash, R. Resert // Ecology L.O. - 2004. - Vol. 28. - P. 569.