Научная статья на тему 'Сплоченность коллектива как предмет социально- культурных исследований'

Сплоченность коллектива как предмет социально- культурных исследований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2307
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ / САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПЛОЧЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / GROUP COHESION / AMATEUR ASSOCIATIONS / FACTORS OF COHESION / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гагач Мария Геннадьевна

Статья посвящена выявлению сущностных характеристик сплоченности творческих коллективов и анализу факторов, способствующих сплочению самодеятельных объединений в работах теоретиков социально-культурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to identifying the essential characteristics of cohesion creative teams and analysis of factors contributing to the consolidation of voluntary associations in the work of theorists of social and cultural activities.

Текст научной работы на тему «Сплоченность коллектива как предмет социально- культурных исследований»

сплоченность коллектива как предмет социально-культурных исследований

Мария Геннадьевна ГАГАЧ,

кандидат философских наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств e-mail: gagachm@yandex.ru

Статья посвящена выявлению сущностных характеристик сплоченности творческих коллективов и анализу факторов, способствующих сплочению самодеятельных объединений в работах теоретиков социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: групповая сплоченность, самодеятельные объединения, факторы формирования сплоченности, социально-культурная деятельность.

The article is devoted to identifying the essential characteristics of cohesion creative teams and analysis of factors contributing to the consolidation of voluntary associations in the work of theorists of social and cultural activities.

Key words: group cohesion, amateur associations, factors of cohesion, socio-cultural activity.

При разработке теории социально-культурной деятельности Ю.Д. Красильнико-вым было отмечено, что именно психологические факторы, условия, механизмы во многом определяют результативность индивидуальных и коллективных усилий участников социально-культурных общностей [2, с. 110]. При этом их классификация может варьироваться от случайно образовавшейся компании до тесно сплоченного коллектива, объединённого определённой целью. Логика развития науки привела исследователей к осознанию того, что невозможно изучать личность, объяснять своеобразие ее жизненных проявлений вне содержательного раскрытия социального, культурного и психологического контекста, в котором она живет и развивается. А такой средой, прежде всего, являются небольшие человеческие объединения, обладающие тем или иным уровнем сплоченности.

На сегодняшний день в зарубежной и отечественной социальной психологии накоплен обширный опыт исследования феномена групповой сплоченности. Сплоченность понимается нами как интегральная характеристика межличностных отношений в коллективе, психологический результат групповых процессов, протекающих при совместной деятельности людей. Сплоченность тесно связана с такими характеристиками, как уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях; степень привлекательности и полезности группы для ее членов; степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отно-шению к объектам, идеям, событиям, наиболее значимым для группы в целом; высокая мотивация в достижении общих целей, стиль лидерства и руководства. Большинство эмпирических исследований сплоченности направлено на анализ ее связи с эффективностью совместной деятельности людей [3; 4; 6].

В работах таких теоретиков социально-культурной и культурно-досуговой деятельности, как Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, А.Д. Жарков, В.З Дуликов, Н.В.

Шарковская, Н.Н.Ярошенко, заложены социально-психологические и педагогические основы взаимодействия коллектива и личности в сфере свободного времени [1; 9; 10]. В работе «Педагогика досуга» Ю.А. Стрельцов писал: «На всех этапах своего существования культурно-досуговая деятельность человека развивалась как в форме индивидуальной, так и совместной групповой деятельности. Однако на современном этапе стало характерным ослабление коллективистских связей, поэтому перед нами встает важная и ответственная задача - показать и доказать преимущества коллективного любительства, сделать так, чтобы оно заняло достойное место в общей структуре свободного времени населения» [7, С. 24].

Вслед за В.М. Бехтеревым, А.С. Макаренко, С.Т. Шацким, А.Г. Асмоловым, П.П. Блонским, П.Ф. Каптеревым, Я.Л. Коломинским, Л.И. Новиковой, А.В. Петровским, Л.И. Уманским учёный подчеркивал, что любое объединение - это не просто сумма индивидов, а единый, живой организм: «Необходимость введения понятия «коллективный субъект любительской деятельности» обусловлено тем, что во многих видах организационных досуговых занятий усилия отдельных участников переплетаются настолько тесно, что выделение конкретного долевого участия каждого практически невозможно» [7, С. 29].

Ю.А. Стрельцов также считал, что не всякая устойчивая и активно действующая группа становится коллективом, поскольку коллектив - это высшая ступень в развитии группы. Он предложил классификацию самодеятельных объединений по двум признакам: содержанию работы и форме её организации. Наиболее важным их них является содержание любительской деятельности. Как правило, оно бывает достаточно многогранным и развивается сразу в нескольких направлениях, но одно всегда выступает в качестве ведущего. С этой позиции ученый выделил следующие группы объединений:

• коллективы общественно-политической направленности (сейчас это военно-патриотические клубы, различные молодежные объединения);

• художественно-творческие коллективы (театральные, музыкальные, хореографические, цирковые, фольклорные, кинофотостудии);

• коллективы, объединяющие любителей искусства и литературы;

• коллективы естественнонаучного профиля (объединяющие аквариумистов, цветоводов, астрономов-любителей);

• коллективы технического профиля (авиамоделистов, судомоделистов, радиотехников);

• кружки, в которых люди овладевают прикладными знаниями и умениями (вышивки, вязания, кройки и шитья, домоводства);

• спортивные и физкультурно-оздоровительные объединения (туристские, парашютные клубы, шахматные кружки);

• клубы по интересам для подростков, женщин, пенсионеров.

По признаку организационной формы самодеятельные коллективы можно разделить на кружки, любительские объединения и инициативные клубы.

Рассматривая вопросы развития самодеятельного коллектива, Юрий Андреевич называл следующие факторы формирования их сплоченности:

1. Общая цель, на выбор которой влияет тип преобладающей деятельности (учебная, художественно-творческая, поисково-исследовательская и так далее).

2. Эффект экспектации или взаимных ожиданий. Ученый подчеркивал, что для личности коллективные ожидания и вытекающие из них требования приоб-

ретают важное мотивационное значение. В этом смысле экспектация - эффективный регулятор практического поведения.

3. Социометрический статус участников коллектива. В процессе принятия и исполнения ролей в любом объединении особенно важно, чтобы внешние требования и личностные качества не вступали в противоречие друг с другом. Речь идет о соответствии выбора ролей способностям и склонностям людей, а также характеру возникающей ситуации. В ситуации сотрудничества участник коллектива является партнером, соратником, помощником. При распределении инициативы это руководитель, лидер, подчиненный, ведомый. В ситуации соревнования - союзник либо конкурент. Вступая во взаимодействие с другими людьми, человек занимает определенное положение в коллективе. В любительских объединениях такое положение зависит от творческих успехов, общественной активности, отношения к другим людям и вклада в коллективную деятельность.

4. Стиль руководства, предполагающий демократическую направленность. Поскольку люди объединяются в любительские коллективы на добровольной основе, «искусство организатора состоит в том, чтобы выявить у них стремление к совместной деятельности и создать необходимые условия для его реализации» [8, С. 30]. По мере развития коллектива в нем происходит образование различных неформальных подгрупп. По мнению Ю.А. Стрельцова, задача руководителя - понять, почему и как именно складываются взаимоотношения между конкретными людьми, симпатии и антипатии между ними. Это позволит сделать индивидуальную работу с ними более обоснованной и целенаправленной. Особенно важно грамотное руководство на этапе приспособления человека к новому коллективу.

Как мы видим, развитие любого коллектива зависит от сложившего в нем социально-психологического климата. Основными его элементами Ю.А. Стрельцов называет общественное мнение, коллективные традиции и систему совместных переживаний. Соответственно, можно утверждать, что целенаправленная работа с группой, осуществляемая в направлении усиления этих аспектов взаимодействия между людьми, будет способствовать эффективному сплочению коллектива.

Общественное мнение можно определить как сумму коллективных представлений, в которых выражается отношение не только к работе объединения, но и к обществу в целом. Важнейшими методами регулирования человеческого поведения являются поощрение и осуждение. Каждый из нас прислушивается к мнению большинства и, как правило, подчиняется ему. Постепенно общественно значимые нормы закрепляются в виде убеждений и привычек, которые определяют дальнейшее поведение личности. К числу важнейших факторов, способствующих сплочению коллектива, относятся традиции. По своему содержанию они представляют не что иное, как устойчивые, закрепленные в поступках людей отношения, передающиеся в процессе общения и совместной деятельности. Как писал А.С. Макаренко, «ничто так не скрепляет коллектив, как традиции» [5, С. 298]. Дело в том, что группы, образующиеся на основе единства совместной деятельности, всегда отличаются высоким уровнем совпадения интересов и устремлений, при этом традиции обеспечивают преемственность сложившихся форм деятельности и общения. Замечательной традицией является празднование знаменательных дат, посещение выставок, спектаклей и так далее. Помимо совместных мероприятий, коллективные

традиции связаны с характерной для данного объединения атрибутикой (значки, флаги, эмблемы, объявления с традиционной символикой). Таким образом, традиции в коллективе выполняют роль необходимого объединяющего фактора.

Важнейшими составляющими социально-психологического климата в различных объединениях являются коллективные переживания и настроения. По мнению Ю.А. Стрельцова, «они отличаются импульсивностью и динамичностью, обладают особой побудительной силой» [8, С. 40]. В их возникновении и развитии важную роль играют процессы подражания, которые часто являются следствием общих интересов. Совместные успехи всегда вызывают гордость, уверенность в собственных силах и желание не останавливаться на достигнутом. Общая радость сближает и способствует ещё большему объединению людей.

В рассмотренных нами социально-культурных исследованиях определены основные принципы сплочения групп творческой направленности на основе общих целей совместной деятельности, доброжелательных межличностных отношений и грамотного руководства. Однако некоторые теоретические и практические аспекты проблемы формирования сплоченности самодеятельных коллективов ещё не достаточно разработаны и требуют дальнейшего осмысления.

Примечания

1. Герасимова И.А. Организационно-педагогические условия развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - №4 (54). - С. 75-79.

2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.

3. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. -М.: АСТ, 2010. - 336 с.

4. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.- 318 с.

5. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Педагогические сочинения в 8-ми т.- М.: Педагогика, 1983. - Т.1. - с. 267 - 329.

6. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. - М.: Политиздат,- 1982. - 254 с.

7. Стрельцов Ю.А. Педагогика досуга: учебное пособие / Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.:МГУКИ, 2010. - 307 с.

8. Стрельцов Ю.А. Педагогические основы работы с клубным коллективом: учебное пособие. - М.: МГИК, 1979. - 88 с.

9. Шарковская Н.В. Содержательные основы личностной саморегуляции в досуго-вой деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - №4 (54). - С. 83-87.

10. Ярошенко Н.Н. Педагогика и культурология в контексте интеграции и дифференциации научного знания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - №4 (54). - С. 76-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.