Научная статья на тему 'Сплайн аппроксимация изображения дорожной разметки'

Сплайн аппроксимация изображения дорожной разметки Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
173
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСПОЗНАВАНИЕ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ / СПЛАЙН МОДЕЛИРОВАНИЕ / АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ROAD MARKING DETECTION / SPLINE MODELING / AUTOMATED VEHICLE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Савельев А.С., Фаворская М.Н.

Представлен комплексный алгоритм, состоящий из нескольких методов пошаговой обработки изображения, позволяющий сориентировать транспортное средство на дороге, за счет определения положения дорожной разметки и/или границ дорожного полотна. В основе данного алгоритма лежит принцип моделирования границ/разметки с помощью сплайна Катмул-Рома. Данный метод позволяет локализовывать и прогнозировать направление «движения» дороги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Савельев А.С., Фаворская М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPLINE APPROXIMATION OF THE IMAGE OF ROAD MARKING

In this paper proposed a complex algorithm, which consists of several methods of sequential image processing, which allows to orient the vehicle on the road, by determining the position of road markings and / or the boundaries of the roadway. The basis of this algorithm is based on the principle of modeling boundaries / markup using spline Catmull Rom. This method allows to predict the direction and localize “movement” of the road.

Текст научной работы на тему «Сплайн аппроксимация изображения дорожной разметки»

УДК 004.942

СПЛАЙН АППРОКСИМАЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ

А. С. Савельев Научный руководитель - М. Н. Фаворская

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: alxsave@gmail.com

Представлен комплексный алгоритм, состоящий из нескольких методов пошаговой обработки изображения, позволяющий сориентировать транспортное средство на дороге, за счет определения положения дорожной разметки и/или границ дорожного полотна. В основе данного алгоритма лежит принцип моделирования границ/разметки с помощью сплайна Катмул-Рома. Данный метод позволяет локализовывать и прогнозировать направление «движения» дороги.

Ключевые слова: распознавание дорожной разметки, сплайн моделирование, автоматизированное транспортное средство.

SPLINE APPROXIMATION OF THE IMAGE OF ROAD MARKING

A. S. Savelev Scientific supervisor - M. N. Favorskaia

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: alxsave@gmail.com

In this paper proposed a complex algorithm, which consists of several methods of sequential image processing, which allows to orient the vehicle on the road, by determining the position of road markings and / or the boundaries of the roadway. The basis of this algorithm is based on the principle of modeling boundaries / markup using spline Catmull Rom. This method allows to predict the direction and localize "movement" of the road.

Keywords: road marking detection, spline modeling, automated vehicle.

К настоящему времени существует множество алгоритмов «обнаружения» дорожной разметки. Обычно они используют различные дорожные модели (двух, трех - мерные, прямые или изогнутые), а также различные методы (метод Хафа, поиск шаблонов, нейронные сети и т. д.). Так методы, применяемые в системе ARCADE [1] используют робастные вычисления, для определения изгиба и направления дороги. Таким образом, после однократного определения области изображения содержащим дорожное полотно, система ARCADE минимизирует время и ресурсы для локализации пограничных точек описывающих дорожную разметку.

Сплайн Катмул-Рома [2], также известный как сплайн Оверхаустера, является локально интерполированным сплайном, разработанным для применения в компьютерной графики. Изначально его использовали для построения кривых и поверхностей, но иногда он находил применение и в других задачах. В представленной задаче с помощью сплайна Катмул-Рома происходит построение плавной линий соединяющей последовательность заданных точек. На рис. 1 показана модель границ дороги и модель изображения, и если определить конечные точки схождения линий не представляет большого труда, то поиск точек изгиба (PL1, PR1), является более сложной задачей, и формула [3] их вычисления имеет следующий вид:

k = (rn - hz)(rnkn - rn + hz)

1r1 ciikn + kli(X2 - hz2) - cli (rli - hz)'

Секция «Программные средства и информационные технологии»

где (rL1, cL 1) - координаты точки PL 1; kL1 - наклон касательной в точке PL 1; X - фокальная длина; hz - линия горизонта.

Рис. 1

Следующим этапом необходимо вычислить точку горизонта, на данном этапе принимается во внимание эффект перспективы [4], который говорит о том, что все параллельные линии сходятся в одной точке лежащей на линии горизонта. Для этого сначала необходимо найти имеющиеся на изображении границы. В данном случае подходит метод Canny [5] результат которого можно увидеть на (рис. 2).

Рис. 2

Затем используется один из методов нахождения прямых на изображении как например метод основанный на преобразованиях Хаффа [6] (рис. 3), после чего каждый из найденных отрезков продлевается в обе стороны, до краев изображения, и затем находится точка наибольшего пересечения всех прямых (рис. 4).

Рис. 3 Рис. 4

Результатом работы вышеописанного метода является нахождение линии горизонта (рис. 5).

Рис. 5

После нахождения всех необходимых точек (рис. 1), а именно точки горизонта P0, точек изгиба дороги (PL1, PR1) и ближайших точек начала разметки (PL2, PR2), становится возможным построение модели дорожной разметки, описывающей направление дороги (рис. 6).

Рис. 6

В результате был получен алгоритм, сочетающий в себе множество методов, позволяющих добиться достаточной инвариантности к качеству изображения (шум, тени, различные типы освещения). А также данный алгоритм способен работать как на размеченных дорожных покрытиях так и на обычном покрытии, имеющем только естественные границы.

Библиографические ссылки

1. Magee M. J., Aggarwal J. K., 1984. Determining vanishing points from perspective images. In: Computer Vision Graphics Image Process. 26, С. 256-267.

2. Mclean G. F., Kotturi D., 1995. Vanishing point detection by line clustering. IEEE Trans. PAMI 17 (11). С. 1090-1095.

3. Quan L., Mohr R., 1989. Determining perspective structures using hierarchical Hough transform. In: Pattern Recognitional Letters 9. С. 279-286.

4. Serge B., Michle B., 1994. Road segmentation and obstacle detection by a fast watershed transform. In: Proc. Intelligent Vehicles 094 Symposium. С. 296-301.

5. Toi A., Kittler J., Petrou M., Windeatt T., 1993. Vanishing point detection. Image and Vision Comput. 11. С. 240-245.

6. Xuan Y., Serge B., Michel B., 1992. Road tracking, lane segmentation and obstacle recognition by mathematical morphology. С. 166-170.

© Савельев А. С., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.