Научная статья на тему 'Списки трактата Иова Амартола о семи церковных таинствах: предварительный обзор'

Списки трактата Иова Амартола о семи церковных таинствах: предварительный обзор Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
121
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИОВ АМАРТОЛ / ИЕРУСАЛИМСКИЙ ПАТРИАРХ ХРИСАНФ (НОТАРА) / САКРАМЕНТОЛОГИЯ / ЧИСЛО ТАИНСТВ / ПОЗДНЕВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ / PATRIARCH CHRYSANTHOS (NOTARAS) OF JERUSALEM / JOB HAMARTOLOS / SACRAMENTOLOGY / NUMBER OF SACRAMENTS / LATE BYZANTINE THEOLOGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Акишин Сергей Юрьевич

В статье делается попытка представить вниманию читателей информацию об основных рукописях трактата монаха Иова Амартола о семи церковных таинствах. Было выявлено по крайней мере 7 рукописей, содержащих текст памятника. Единственное издание этого сочинения осуществлено в начале XVIII в. Иерусалимским патриархом Хрисанфом (Нотарой), однако текст опубликован издателем после существенной правки. В связи с этим необходимо новое издание памятника для построения четкой картины формирования учения о таинствах Церкви в поздневизантийском богословии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Handwritten Copies of Job Hamartolos' Treatise on the Seven Sacraments: Preliminary Review

The article attempts to introduce readers to major manuscripts of the treatise on the seven church sacraments written by the monk Job Hamartolos. At least seven manuscripts containing the text of this literary monument were discovered. The only publication of this work was made at the beginning of the 18th century by Patriarch Chrysanthos (Notaras) of Jerusalem, but at that time the text underwent significant editing. That is why new edition of this literary monument is necessary if one wants to form a clear picture of how the doctrine on the church sacraments developed in late Byzantine theology.

Текст научной работы на тему «Списки трактата Иова Амартола о семи церковных таинствах: предварительный обзор»

содержании на основании вторичной литературы. Между тем, этот важный памятник византийской письменности представляет собой обстоятельное изложение доктрины седьмочисленности таинств и богословия каждого таинства в отдельности, без скрупулезного изучения которого невозможно четкое и выпуклое представление взглядов византийцев на сакраментологию.

Начало изучению памятника было положено еще в самом начале XVIII в., когда текст трактата увидел свет в румынском городке Тырговиште благодаря плодотворной издательской деятельности Иерусалимского патриарха Хрисанфа (Нотары) “. Однако издатель слишком вольно отнесся к тексту этого важного сочинения, отредактировав его по своему усмотрению в соответствии со своими взглядами на сакраментологию. Данное обстоятельство сделало невозможным использовать это издание для выяснения сакрамен-тологических воззрений византийцев. Между тем, по крайней мере русские, исследователи-догматисты пользовались этим изданием, однако предельно спорадически, никак не оговаривая его недостатки. Так, например, в качестве образчика редакторской порчи текста Нотарой следует сказать о систематическом неупоминании монашеского пострига как таинства Церкви; практически все разделы, касающиеся этой темы, были вынесены издателем в конец трактата под особым заголовком.

Если не ошибаемся, первым исследователем, обратившим внимание ученых на этот памятник, был С. Петридис, опубликовавший во французском периодическом издании Échos d’Orient небольшую статью об авторе этого сочинения12. В этом же исследовании ученый указал на три известных ему рукописи трактата, находящихся в различных библиотеках мира (Ватикан, Париж, Афон).

О. Мартэн Жюжи первым из ученых обратился к парижской рукописи этого памятника и привел в своей «Догматике»13 большое количество цитат из него. Другим автором, использовавшим в своей работе рукопись трактата,

11 Iwß Ä^apxoAoü nepi xwv énxà |auaxnpiwv x^ç ’EKKA^CTiaç öewpia Kat 5|.астафпст1д // Euvxay|adxiov nepi xwv оффькь^, KAnpixaxwv Kat àpxovxiKÎwv x^ç xoü Xpiaxoü Ayiaç ’EKKA^CTiaç Kat x^ç CTq^aCTÎaç aùxwv... / Ed. XpuaavGoç Noxapâ. TepyoßiCTXL, 1715. E. 123-135 Kai. Bevexia, 1778. E. l30-145 (второе издание). О первом издании Нотары см.: LegrandÉ. Bibliographie hellénique ou description raisonnée des ouvrages publiés par des Grecs au dix-huitième siècle. T. 1. P., 1918. № 101. P. 125-127, о втором — Legrand É. Bibliographie hellénique ou description raisonnée des ouvrages publiés par des Grecs au dix-huitième siècle. T. 2. P., 1928. № 941. P. 293-294.

12 Pétridès S. Le moine Job // Échos d’Orient. 15 (1912). P. 40-48.

13 Jugie M. Theologia dogmatica christianorum orientalium. Parisiis, 1926-1935. T. I-V. Имя автора и цитаты из его сочинения встречаются в работе на следующих страницах: Т. 1. P. 254, 426, 666; T. 2. P. 354; T. 3. P. 6, 17-19, 25, 26-30, 33, 34, 47, 48, 60, 61, 105, 106, 108, 147, 154, 174, 333, 410, 411, 452, 477, 478, 483, 486; T. 5. P. 739.

была Дорофея Вендебург, посвятившая свое небольшое исследование вопросу влияния схоластики на греческое богословие14.

Судя по базе данных Парижского института исследований и истории текстов 15, всего сохранилось 9 рукописей трактата, содержащих текст сочинения Иова Амартола полностью, либо фрагментарно. Из этих рукописей лишь четыре имеют точную дату написания, другие — век создания. К сожалению, удалось выяснить судьбу далеко не всех рукописей, поэтому какие-то описания будут пространнее, какие-то — короче.

1. Patmos, Monè Hag. Io. tou Theol., gr. 418, fol. 88r-110v. Рукопись XV в. (год написания — 1463), бумага, 136 л.16 Размер: 0,220x0,145. После текста трактата следует приписка, в которой названо имя писца — иерей Георгий Цангаропу-лос. В рукописи также находятся: письмо Геннадия Схолария к монаху Максиму и сочинение Рикардо Пеннини да Монтекроче «Против закона сарацин»17.

2. Paris, Bibliothèque nationale de France, suppl. gr. 0064, fol. 239-253v.18 Рукопись XIV-XVI вв., бумага, состоит из 18 частей на 254 л. Размер ркп.: 0,208x0,146. Тетрадь с сочинением Иова Ясита относится ко второй половине XV в. и написана рукой Иоанна Евгеника. Сборник очень разного содержания с сочинениями Георгия Мосхамбара, Анфима Критского, прп. Иоанна Дама-скина, Пс.-Дионисия Ареопагита, Анастасия Синаинта, свт. Кирилла Александрийского, Никиты Стифата, Марка Евгеника, Симеона Нового Богослова, Со-сиада Кизического, Иерокла Писателя, Феогнида, Плутарха, Максима Плануда, Феолипта Филадельфийского, Климента Римского, Иосифа Пинара, Григория Синаита, Симеона Сета, Галена, Льва Медика, Демокрита, Симеона Солунско-го (О таинствах). Вероятно, по этой рукописи патриарх Хрисанф (Нотара) осуществил издание памятника19.

14 Wendebourg D. Mysterion und Sakrament. Zu einigen frühen Zeugnissen scholastischer Einflüsse auf die griechische Theologie // Unser ganzes Leben Christus unserm Gott überantworten: Studien zur ostkirchlichen Spiritualität. Fairy v. Lilienfeld zum 65. Geburtstag (= Kirche im Osten. Monographienreihe; Bd. 17) / Hrsgb. von Peter Hauptmann. Göttingen, 1982. S. 272-294.

15 Institut de recherche et d’histoire des textes, раздел «Pinakes: Textes et manuscrits grecs» // URL: http://pinakes.irht.cnrs.fr/rech_oeuvre/resultOeuvre/filter_auteur/4180/filter_oeuvre/5545 (дата обращения 15.12.2011).

16 Ko^ivqç Ä. Л. nivaKeç xpovoAoyn^évwv nax|aiaKwv kwôlkwv. Â0^va, 1968. E. 25.

17 Описание рукописи см.: ZaKKeAiœv 1. Пат|лак^ BißAio0r|Kn. Â0^va, 1890. E. 184-185; Ko^ivqç Ä. Л. nivaKeç xpovoAoyn^évwv nax|aiaKwv kwôlkwv. Â0^va, 1968. E. 25-26.

18 Добротное описание рукописи, откуда мы взяли сведения о её истории, см.: Astruc Ch., ConcastyM.-L. et alii. Catalogue des manuscrits grecs. Supplément grec numéros 1 à 150. Paris, 2003. P. 138-152 (интересующий нас фрагмент описан на pp. 151-152).

19 Astruc Ch., Concasty M.-L. et alii. Catalogue des manuscrits grecs. Supplément grec numéros 1 à 150. P. 151.

3. Vatican, Bibliotheca Apostolica Vaticana, Ottob. gr. 418, fol. 194r-212r 20. Рукопись XV-XVI вв., бумага, 525 л. Размер: 0,205х0,14021. Кодекс состоит из двух частей, писан различными писцами. Когда-то рукопись принадлежала Александрийскому Патриархату, о чем свидетельствует надпись на f. ar, сделанная свежей, как отмечает описавший рукопись в конце XIX столетия, рукой. В сборнике находятся сочинения различных святых отцов и церковных писателей; назовем здесь авторов и сочинения поздневизантийского времени: Феолипта Филадельфийского (Против арсенитов), Марка Эфесского (соч. против латинян, письма), Никифора Влеммида, Геннадия Схолария (Апология к монаху Максиму, Против латинян, Исповедание веры, письма и проч.), Матфея Властаря (фрагменты из Алфавитной синтагмы). После предварительного знакомства с рукописью выяснилось, что текст трактата Иова Амартола написан двумя различными писцами: I — f. 194r-195v, II — f. 195r-212r. При сопоставлении фрагмента Ватиканской рукописи, написанного вторым писцом, с рукописью Paris. Suppl. gr. 64 выяснилось, что перед нами ещё один неучтенный автограф Иоанна Евгеника22.

4. Therapnai, Monè Hag. Tessarakonta, 10 (15), fol. 015v-26v. Рукопись XVII в.23,

бумага. Размер: 0,205x0,302, 301 л. Трактат Иова располагается вторым в рукописи, после предисловия к номоканону Матфея Властаря. Далее следует текст самого номоканона. Заглавие трактата Иова: «Iœp à^apxœAoù: eiç xà ércxà |auox^Qia x^ç èKKÀnoiaç £^ПУПТПКЛ ка1 Ьюоафпок;». В сборнике представле-

ны сочинения Мануила I Комнина, патр. Иоанна IV Постника, Льва VI Мудрого, свт. Кирилла Александрийского, Юстиниана I, Дионисия Александрийского и проч. К сожалению, с этой рукописью ознакомиться не удалось.

20 Описание рукописи см.: Codices manuscripti graeci Ottoboniani Bibliotecae Vaticanae descripti, Praeside Alphonso Cardinali Capecelatro Archiepiscopo Capuano, S. R. E. Bibliothecario / Rec. E. Feron et F Battaglini. Romae, 1893. P. 229-232; Catalogus codicum hagiographicorum Bibliothecae Vaticanae / Ed. Hagiographi Bollandiani et P. Franchi de’ Cavalieri. Bruxelles, 1899. P. 289.

21 Codices manuscripti graeci Ottoboniani Bibliotecae Vaticanae descripti. P. 229; ср.: Catalogus codicum hagiographicorum Bibliothecae Vaticanae. P. 289 (авторы описания указывают объем рукописи в 521 л.)

22 Библиографию и образец почерка Иоанна Евгеника см.: Harlfinger D. Repertorium der griechischen Kopisten 800-1600. Wien, 1989. T. 2A. № 217. S. 94-95; T. 2B. № 217. S. 84; T. 2C. Taf. 121.

23 Описание рукописи см.: Вецд N. А. КатаЛоуод xwv хеьроураф^ кы5lkwv xqg ev ©epdnvaig |aov^g xwv Äyiwv TeaCTapdKovxa // EnexnQig той Ф|ЛоЛоу1Кой ЕиЛЛоуои naQvaaooü. T. VIII (1904). P. 105-107; описание рукописей этого монастыря см.: ГртоопоиЛод Т. Ä. КатаЛоуод räv ev тф юторькф Архе1ф Епартп? хе|роур«ф^ kwölkwv ка1 Лоьп^ ёуураф^ // ÄG^vä. T. LVI (1952). P. 25-44; ГртоопоиАод Т. Ä. AaKwvixd ¡оторика ^v^^eta. Н Mov^ räv Äyiwv TeooapaKovTa // Епартюжа XрovLкd. Т. III (1940). Fasc. 33. P. 8-10.

5. Edirne (Andrinople), Gumnasion, 1096a (8)24. Рукопись XVII в. (год создания — 1647) представляет собой бумажный кодекс размером 0,205x0,15, состоящий из 825 листов. В рукописи имеется содержание, расположенное по главам; трактат Иова занимает в пинаксе 9 место. Incipit: Tà ércxà xqç lepàç. Писец рукописи — иеромонах Иосиф (f. 2r)25. Данная рукопись до 1922 г. хранилась в турецком городке Эдирне (бывший Адрианополь), но в указанном году все собрание рукописей (152 ркп.) было эвакуировано в Грецию26. 102 рукописи оказались в Афинах: 6 — в Византийском музее (BuÇavTivôv Mou-oelov), 96 — в обменном зале Музея Бенакиса (Моисею MrceváKq (Tácelo AvxaAAa^L^œv)), где и находится интересующая нас рукопись под шифром «TA 272»27 (по описанию А. Целикаса — № 50). Однако описание этой рукописи, выполненное А. Целикасом, не совпадает с описанием Б. Стефанидиса: так, например, А. Целикас указывает меньшее количество листов в рукописи (325). Трактат Иова находится среди сочинений разных авторов; из поздневизантийских писателей представлены: Геннадий Схоларий (полемические сочинения), Нил Дамила (Послание к монаху Максиму), Иосиф Вриенний (Об исхождении Святого Духа). Помимо полных трактатов в рукописи имеются и отдельные цитаты из сочинений отцов Церкви, касающиеся разных вопросов. К сожалению, нам пока не удалось ознакомиться с этой рукописью, отчего невозможно точно определить, на каких листах рукописи располагается трактат и в полном ли виде он представлен.

6. Hagion Oros, Esphigmenou, 95 (Lambros 2108)28. Бумажный кодекс в 8° XVIII в. Трактат расположен в рукописи на 11 месте. Заглавие: «Iwß А^артоАф Пер! xœv ércxà |auoxnpiœv x^ç EKKAncLaç е^пУПМ-ат^ 0ешр^а ка! 5i-ааафпсд». Сборник смешанного содержания, состоящий из сочинений Никифора Влеммида, патр. Фотия, Варлаама Калабрийского, Нила Кавасилы, Геннадия Схолария и др. К сожалению, с этой рукописью нам пока не удалось ознакомиться.

7. Hagion Oros, Kausokalubion, 18 (104) (Joasaph.)29. Рукопись XVIII в. (дата соз-

24 Описание рукописи см.: Zze^avibnç В. К. Ol kwôikeç x^ç Â5piavounôAewç // Byzantinische Zeitschrift. Bd. 14. Leipzig, 1905. S. 589-590; ToeAÎKaç Ä. Дека alwveç éAA^viK^ç ураф^д (9oç-19oç). Â0r|va, 1977. (Mouoelo MnevaK^. EuAAoy^ x£iQoypó^«v). E. 57-58.

25 ToeAÎKaç Ä. Дека alwveç éAA^viK^ç ураф^. E. 57.

26 Подробнее см.: RichardM. Répertoire des bibliothèques et des catalogues de manuscrits grecs. Troisième édition entièrement refondue par Olivier J.-M. Turnhout, 1995. (Corpus Christianorum). P. 275, № 939.

27 Этот шифр указан в базе данных Парижского института исследований и истории текстов: URL: http://pinakes.irht.cnrs.fr/rech_manusc/resultManuscrit/filter_ville/105/filter_depot/170/filter_ cote/1096a%2B%25288%2529 (дата обращения: 15.12.2011).

28 Lambros S. P Catalogue ofthe Greek Manuscripts on MountAthos. Vol. I. Cambridge, 1895. P. 181-182.

29 KoupiAaç E. KаxáAoyoç xwv kw5lkwv x^ç Iepàç Ek^t^ç ^wo^Au^i^ ка! xwv ка-170

дания — 1772), бумага. Размер ркп.: 0,173x0,118. Трактат в рукописи представлен в цитатах, распределенных тематически: а. 179, 181-184, 189-190, 201. Сборник канонов и определений: Матфей Властарь, Михаил Вальсамон, Константин Арменопул, Никита Ираклийский и др. С рукописью лично ознакомиться пока не удалось.

8. Hagion Oros, Monè Hag. Panteleèmonos, 0490 (Lambros 5997)30, fol. 051r-v*. Бумажная рукопись в 8° начала XIX века, дата создания — 1801. Сборник смешанного содержания. Располагаются тексты Николая Катаскепена, Филофея Коккина. Текст находится в рукописи на 12 месте, заглавие: «Iœp xarceivoù Пері xœv xoú KÉvxpou xoú |auaxnQLœv». После изучения рукописи выяснилось, что на указанных страницах написаны неизданные тропари 1-го гласа о семи церковных таинствах, подобен «Небесных чинов...». Привлекает внимание одна деталь, предшествующая тексту: изображена ромашка, в центре которой написано L£Qoaúvn, в а шести лепестках — названия других шести таинств.

9. Hagion Oros, Monè Batopediou, 0047 (olim Ekkl. Akol. 358), fol. 120r-v*. Рукопись XVIII в., год написания — 1763 31. Копист: Георгий Калиергис. Сборник смешанного содержания. В этой рукописи располагается не трактат Иова, а его тропари о семи церковных таинствах. В начале текста также располагается ромашка, но она имеет дополнительную деталь: каждое таинство отмечено порядковым номером.

10. Hagion Oros, Monè Hag. Panteleèmonos, 0283 (Lambros 5790)32, fol. 051r-v*. Рукопись XIX в., бумага. Размер: 0,330x0,210. Часть (?) трактата находится на 8 месте, incipit: «Діаааф^аід xœv ércxà |auaxnpiœv каї |aova5i-koú ахлМ-aTOç». Сборник смешанного содержания. В базе данных Парижского института исследований и истории текстов эта рукопись не указана.

Таким образом, имеется по крайней мере 7 рукописей, содержащих полный текст либо отдельные фрагменты трактата; три из этих рукописей наиболее древние, созданы в XV в., две из них содержат текст целиком (Patm. gr. 418, Paris, suppl. gr. 0064), третья с утратами (Vat. Ottob. gr. 418); четыре рукописи нуждаются в проверке содержания (№№ 4-7 нашего списка). Необходимо в ближайшем времени осуществить новое издание памятника ввиду его особой важности для выяснения поздневизантийского богословия таинств и степени зависимости этого текста от латинского богословия.

Außwv aüx^g [AyiopeixiK^ BißAioör|Kn V]. Paris, 1930. E. 66-68.

30 Lambros S. P. Catalogue of the Greek Manuscripts on Mount Athos. Vol. II. Cambridge, 1900. P. 379-380.

31 Lamberz E. Katalog der griechischen Handschriften des Athosklosters Vatopedi, I, Codices 1-102. Thessalonike, 2006. P. 211-215.

32 Lambros S. P Catalogue of the Greek Manuscripts on Mount Athos. Vol. II. Cambridge, 1900. P. 353.

Sergey Y. Akishin

handwritten copies of job hamartolos’ treatise on the seven sacraments: PRELIMINARY REVIEW

The article attempts to introduce readers to major manuscripts of the treatise on the seven church sacraments written by the monk Job Hamartolos. At least seven manuscripts containing the text of this literary monument were discovered. The only publication of this work was made at the beginning of the 18th century by Patriarch Chrysanthos (Notaras) of Jerusalem, but at that time the text underwent significant editing. That is why new edition of this literary monument is necessary if one wants to form a clear picture of how the doctrine on the church sacraments developed in late Byzantine theology.

Key words: Job Hamartolos, Patriarch Chrysanthos (Notaras) of Jerusalem, sac-ramentology, number of sacraments, late Byzantine theology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.