Научная статья на тему 'Спецкурс «Политический экстремизм: история и современность» в изучении политологии'

Спецкурс «Политический экстремизм: история и современность» в изучении политологии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
538
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specificity of the course «Political Extremism: History and Present» for politology studies

General aspects of the special course «Political Extremism»: the sources of extremism, main extremist organizations, sources of fascism and neo-fascism, the characteristic of modern terrorism.

Текст научной работы на тему «Спецкурс «Политический экстремизм: история и современность» в изучении политологии»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

Н.В. Наливкина

СПЕЦКУРС «ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

В ИЗУЧЕНИИ ПОЛИТОЛОГИИ

Томский государственный педагогический университет

Для начала необходимо очертить предмет нашего спецкурса, С этой целью обратимся к его определению: «Экстремизм - приверженность в политике и идеях крайним взглядам и действиям... В политическом плане экстремизм выступает против сложившихся общественных структур и институтов... пытаясь подорвать их стабильность... низвергнуть ради достижения своих целей... силовыми методами... Лидеры экстремизма... отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения... руководствуясь в своих действиях лозунгом - «все или ничего» [1, с. 400].

Как правило, экстремизм делится на «левый» и «правый». Левые экстремисты апеллируют обычно к идеям марксизма-ленинизма, троцкизма, маоизма, анархизма. Правые экстремисты отмечают пороки буржуазного общества, отсутствие «порядка» и т.д. Их идеологической основой становится фашизм. Из многочисленных форм экстремизма можно выделить политический, националистический, религиозный, экологический.

Предметом нашего спецкурса является политический. Главным оружием в борьбе экстремистов становится террор, что означает устрашать, запугивать. Это обстоятельство и определяет террор как особую форму политического насилия. «Центральным элементом террора является террористический акт, который... имеет в качестве своей непосредственной задачи захват заложников, похищение политических деятелей или убийство их, получение денег... оружия, освобождение политических заключенных, распространение общего состояния террора, устранение «сильной личности»... провоцирование репрессий со стороны государства...» [1, с. 372-373].

Терроризм - понятие многоликое. Он бывает «государственным», «оппозиционным», «массовым», «индивидуальным», «международным».

Очень долгое время считалось, что политический экстремизм характерен только для других стран. Мы слышали и читали о многочисленных террористических актах в США, Великобритании, Италии, на Ближнем Востоке. Но оказалось, что в нашей стране он появился не только с на-

растанием кризисных явлений конца 80-90-х гг. XX в. Сейчас можно с уверенностью сказать, что весь XX в. был отмечен нескончаемой чередой террора, начиная с индивидуального, организационного и заканчивая государственным и международным. Это и определяет актуальность нашего спецкурса «Политический экстремизм: история и современность».

Он включает в себя несколько разделов: «Идеи и методы политического экстремизма», «Левацкий экстремизм: истоки и проявления», «Революционный и государственный террор в России XX века», «Фашизм и неофашизм», « М ежд у н ар о д ны й терроризм». Конечно же, выделенные разделы не исчерпывают данной темы.

Пожалуй, серьезных и широко охватывающих проблему политического экстремизма монографий нет. Можно назвать монографию A.C. Грачева «Политический экстремизм», вышедшую в 1986 г., но ее большим изъяном является тенденциозный, марксистско-ленинский подход к характеристике политического экстремизма, его проявлений, что значительно сужает это понятие. Существуют отдельные монографии, касающиеся характеристик маоизма, троцкизма, анархизма, но опять-таки с по зиций их критики марксизмом-ленинизмом. Существенным источником могут служить статьи в ряде журналов - «Международная жизнь», «Международная экономика и международные отношения», «Новое время» и т.д. Больше повезло с источниками, освещающими тему террора. Продуктивно развивается сравнительно новое для отечественной науки направление - история терроризма (В.А. Ковалев «Заложники заблуждения», О. Будницкий «История терроризма в России» и «Жешцины-террористки в России»), В труде доктора юридических наук, бывшего министра юстиции Ковалева речь идет о череде покушений на императора Александра II. Подробно описываются каждый теракт, его исполнители, реакция властей, излагается правовая сторона событий. В двух следующих монографиях (О. Будницкого) представлены документальные тексты. И наконец, в 1997 г. вышел в свет труд американского историка Анны Гейфан «Революционный террор в России» - строгое научное ис-

следование, опирающееся на огромное количество архивных данных. Материалы, касающиеся конкретных террористических актов с их описанием, можно найти в журналах, еженедельниках.

Обратимся к первому разделу спецкурса. Главная его цель - выявить источники экстремизма, его социальную и идеологическую базу. Можно с уверенностью утверждать, что экстремизм порождают в первую очередь социально-экономические кризисы, которые влекут за собой резкое падение жизненного уровня основной массы населения, во-вторых, деформации политических институтов, их неспособность решать назревшие проблемы общества. Следует отметить наличие тоталитарного характера режимов, подавление властями оппозиции, преследование инакомыслия. В-третьих, национальный гнет, поиски нациями путей самоопределения. И наконец, стремление политических лидеров и групп немедленно ускорить осуществление выдвигаемых ими требований, задач и т.д.

Необходимо указать и на психологические корни возникновения экстремизма. Ответом является теория социального научения, которая рассматривает агрессию в двух формах: враждебная агрессия, проистекающая от таких эмоций, как злость, и направленная на причинение ущерба, и инструментальная -агрессия, понимаемая как средство достижения какой-либо выгоды и позитивной цели. Из собственного опыта и наблюдений мы узнаем. что часто агрессия вознаграждается. Дело не в том. что люди сознательно планируют беспорядки, полагаясь на их инструментальную ценность, а в том. что иногда агрессия хорошо оплачивается. Во всяком случае, она привлекает внимание. Это верно и для «террористических актов, посредством которых не обладающие влиянием и властью люди завладевают всеобщим вниманием. «Убей одного - устрашишь десятки тысяч», - уверяет древняя китайская поговорка. Если лишить терроризм того, что Маргарет Тэтчер назвала «кислородом гласности», он определенно пошел бы на убыль» [2, с. 500].

Социальной базой экстремизма являются мелкобуржуазные, маргинальные слои, а также часть интеллигенции, отдельные группы военных, студенчества, националистические и религиозные движения.

Экстремизм стремится обосновать свою идеологию. Эта сторона дела - предмет отдельного исследования. Поэтому ограничимся тезисами. Идеологической базой экстремизма являются марксизм, троцкизм, маоизм и анархизм. Чаще всего это синтез различных идеологических течений. Большинство экстремистских организаций, возникнув в условиях противостояния двух противоположных общественных систем, строило свои программы с учетом критики капитали-

стических стран и с позиций своей негативной оценки национально-освободительного движения. В результате такого резкого идеологического размежевания они критиковали друг друга. Хотя, по сути, в видении современного мира, в конечных результатах и методах борьбы у них было и есть много общего.

Итак, троцкизм. Тезисы этого идеологического направления таковы:

- абсолютизация зависимости революции в данной стране от внешних факторов и ориентация на подталкивание извне революций в других странах. Экспорт революции. Теория «перманентной революции»;

- отрицание ведущей роли пролетариата. Рабочие в странах капитала консервативны, для них необходим «детонатор» - помощь извне:

- революционными элементами явхяюгся студенчество, молодежь и крестьянство в регионах национально-освободительного движения;

- вооруженные методы борьбы, террор. Революции должны происходить вооруженным путем, подчеркнутое внимание к партизанскому движению независимо от конкретных политических условий;

- «война - мать революции». Чем разрушительнее война, тем более революционизирующую роль она играет. Война неизбежна, массы готовы встретить войну и выйти победителями.

В свое время троцкисты выступали против мирного сосуществования, так как оно тормозило. по их мнению, развитие мировой революции.

Современные троцкисты ратуют за подрыв государственных устоев и свершение мировой революции, они критикуют капитализм, называют себя истинными и последовательными бойцами «за дело трудящихся». Сегодня троцкизм - это малочисленные организаций, исключая организации и движения в Латинской Америке. Эти организации не представляют единого течения в организационном и политическом отношении. В настоящее время под вывеской IV Интернационала выступают шесть соперничающих друг с другом троцкистских группировок: парижский «международный секретариат IV Интернационала», лондонский «международный комитет IV Интернационала», латиноамериканский «секретариат IV Интернационала», троцкистские группировки, выступающие под названиями «Марксистско-революционная тенденция IV Интернационала», «Международный социализм». Наряду с этим существуют и различные группировки, которые в организационном отношении не примыкают к IV Интернационалу. По пять-семь троцкистских группировок имеется в Англии и Японии. Как минимум десять троцкистских группировок существует во Франции.

Для маоизма характерны эклектизм и противоречивость его концепций. Он впитал в себя, а затем переработал в собственную концепцию самые различные, подчас крайне противоречивые, теории и идейки - от троцкистских до приспособленных к новым условиям идей конфуцианства. По мнению троцкистов, китайская линия не является результатом их собственной политической линии, а взята в основном из положений IV Интернационала. У троцкистов и маоистов много общего в вопросах о войне и мире, о путях к социализму: установка на экспорт революции, восхваление войны как единственного средства достижения мировой революции, примат политических установок над объективными законами развития общества, одинаковые методы - террор и насилие.

Следующая идеологическая основа экстремизма - анархизм. Его социальным идеалом является общество, основанное на «свободной федерации» крестьянских и рабочих ассоциаций, коллективно владеющих землей, орудиями труда, в которых процесс производства и распределения продуктов носил бы коллективный характер. Достичь этого можно и в ходе мировой социальной революции. Главной движущей силой являются крестьянство и наемные рабочие. В современных условиях этого идеала можно добиться только вооруженным путем - террористическими актами, бунтами.

Следующий раздел курса раскрывает деятельность конкретных экстремистских организаций. Назовем самые крупные и известные своими «деяниями». В Японии на основе идеологической смеси троцкизма и традиционного японского милитаризма была создана «Японская красная армия» - «Нихон сэкигун». Это организация профессиональных революционеров. Они избрали революционный образ жизни - нелегальное положение, подложные документы, пластические операции, явки, пароли и т.д. Основной метод борьбы - неожиданные, жестокие акции, рассчитанные на внешний эффект и устрашение врага. Первоочередными задачами стали физическое уничтожение многих видных мировых лидеров, угоны самолетов, захват заложников, нападение на посольства. Им это удалось. Преследуемые властями Японии, они примкнули к «Народному фронту освобождения Палестины», а затем их взяла на содержание проиранская организация «Хезболлах». Многие из «Японской красной армии» с конца 80-х стали заниматься «коммерческим», или заказным, терроризмом.

На левацких троцкистских позициях стоит и «Партия трудящихся» в Перу. Для многих, что совершенно справедливо, Латинская Америка представляется Меккой троцкизма, так как в ее земле покоится прах Л. Троцкого, а дело его здесь

продолжается более активно и более на практике, чем в Европе. Троцкисты в Латинской Америке никогда не прекращали борьбы. Они исходят из необходимости всемирного единства в классовой борьбе. В Перу существует мощное течение за реконструкцию IV Интернационала. Организация легальна. Всемирная республика Советов остается конечной целью в соответствии с указаниями К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина и Л. Троцкого. Троцкисты признают приемлемыми все формы борьбы. Как они считают, у них нет застывшей схемы. В одном случае они прибегают к забастовке, в другом оказывают сопротивление силам порядка, дело доходит до баррикад и далее этого. В Боливии главной опорой ортодоксальных троцкистов является «Боливийский рабочий центр». Латиноамериканский троцкизм, усиленный ортодоксальными партиями, играет дестабилизирующую роль. Однако оправдание насилия как реакции на нищету, бесправие народа, террор со стороны властей предержащих ведут в тупик. Как верно замечает Х.А. Рамос, «революционная мораль, основанная на самопожертвовании и абсолютизации честности в революции, является частью мистической идеологии, с помощью которой мелкая буржуазия пытается подняться над «материальным обществом» [3, с. 51].

В Перу треть страны в недавнем прошлом контролировали организация «Сендеро Луминосо» («Светлый путь»), в основе деятельности которой лежит маоистская идеология, и группа «Тупак Амару». С 1980 по 1992 г. жертвами «Сендеро Луминосо» стали более 26 тыс. человек. В манифесте сендеристов утверждается, что их группа является единственной законной организацией коммунистов в Перу и новым типом марксистс-ко-ленинско-маоистской партии. Однако с самого начала ультрарадикальные мессии показали себя сектантами и быстро разругались со всеми идеологическими единомышленниками. Провозгласив курс на построение в Перу государства рабочих и крестьян исключительно по маоистской модели тех лет, они сделали упор на революционное насилие как средство достижения цели. Насилие, по мнению сендеристов, является всеобщим законом без каких-либо исключений. С первых дней своего существования сендерис-ты убивали как представителей власти правых партий, так и «умеренных» коммунистов и даже активистов левацкой группировки «Революционного движения имени Тупака Амару». Ревизионистами для «Сендеро Луминосо» являлись СССР, постмаоистский Китай и даже Куба. Соратников у них в мире мало. Если верить документам, то среди них маоистская группировка «Агит-проп» в Италии, «Райком имени Мао Цзэ-дуна» компартии Колумбии, Революционная Компартия США, новозеландская группа «Крас-

ное знамя». Своих бойцов сендериеты набирают из самых обездоленных слоев - крестьян-чолос, потомков инков. Даже по самым заниженным оценкам в рядах «Светлого пути» сейчас насчитывается более 5 тыс. бойцов. Немало у организации «сочувствующих». У сендеристов есть соглашение с представителями подпольной империи наркобизнеса. Каждая посадка самолета на тайные взлетно-посадочные площадки экстремистов обходится торговцам наркотиками в 10 тыс. дол. Сендериеты же обеспечивают вооруженную охрану при погрузке кокаинового сырья. Ведущая партизанскую борьбу против гражданского правительства организация заручилась поддержкой международного терроризма. Сейчас, после ареста ее «идейного вождя» Гусмана, трудно найти ему замену. Междоусобица в рядах леваков обойдется новыми вспышками террора и кровью.

«Тупак Амару» напомнила о себе захватом в Лиме в декабре 1996 г. 500 человек, собравшихся на официальное чествование японского императора. Заложников удалось освободить только в апреле 1997 г.

Характеризуя третий раздел спецкурса, следует отметить, что практически все исследователи терроризма наибольшее внимание уделяют русскому дореволюционному терроризму, оценивая его как предтечу последующего экстремистского терроризма в целом и «левого» в частности. Террористическая деятельность «Народной воли» рассматривается как основа современного международного терроризма. Здесь важным моментом будет не сама механика терроризма и перечисление терактов, а то как эту деятельность оправдывали и объясняли сами народовольцы и каким было отношение к ним российской общественности. В России на рубеже XIX и XX в. благодаря усилиям нескольких поколений революционеров сложились две основные модели политического терроризма. XX в, воспроизвел их в самых разных странах в деятельности самых различных политических сил. Это следующие модели: «Война на уничтожение» и «Диалог с обществом». Первая модель базируется на образе «террориста нападающего», который вступил в схватку с современным миром. Задачей террористов становится - устрашить общество. По отношению к властям террористические акты являются провокацией, требующей ответного насилия. Обществу в данной ситуации остается либо одобрить и присоединиться к борьбе террористов, либо стать их потенциальной жертвой. Таким актом устрашения общества стало убийство студента Иванова нечаевской «Народной расправой» (1869 г.) Этот акт вызвал по отношению к террористам резкую реакцию отторжения, проявившуюся и в революционной среде. Ориентация на уничтожение с неожиданной силой про-

явилась в годы первой русской революции. В течение одного года, начиная с октября 1905-го, 3 611 чиновников различных классов были убиты и ранены по всей империи. К концу 1907 г. число государственных служащих, погибших и получивших увечья в результате терактов, возросло до 4 500. Общее число жертв этого времени возрастает до 9 000 [4, с. 64]. Своей террористической деятельностью максималисты и анархисты показали пренебрежительное отношение к обществу и презрение к его мнению. Основой второй модели становится образ «террориста защищающегося». Он вынужден подняться на борьбу против террора более жестокого врага - государства. Такая террористическая группа пытается добиться сочувствия общества к своей борьбе и ради этого даже готова пожертвовать собственной идеологией, выдвигая требования к властям, выполнение которых может остановить насилие. Датой рождения этой модели стал процесс над В. Засулич (1878 г.). Фактически в ходе процесса над Засулич русское либеральное общество само нашло убедительные аргументы того, что Трепов наказан по заслугам. Состоялось первое представление образа террориста-мученика, стремление к воспроизведению которого определит впоследствии террористическая деятельность «Народной воли» и ее наследников из партии эсеров. Жертвы террористических актов «Народной воли» и эсеров всегда выбирались с тем расчетом, чтобы их общественная репутация соответствовала заявляемой цели террора. «Народная воля» и впоследствии ее наследники исключали из своих требований к правительству социалистические воззрения и выбирали те, под которыми подписался бы любой представитель либерального общества: амнистия лиц, арестованных за свои убеждения, свобода слова. Эсеры тоже выдвинули новое требование - созыв представительного органа власти. Таким образом, в народовольческом терроре содержались приглашение общества к сотрудничеству и желание найти союзника. Начало кризиса революционного терроризма относится к 1906 г. Это было связано с кровавыми акциями эсеров-максималистов, которые находились в постоянной войне с миром и не заботились о впечатлении, производимом ими на общество (первая модель). Терроризм стал приобретать уголовный оттенок. Экономический ущерб от революционных «эксов» с января 1905 по июль 1906 г. составил 7 млн р., которые были конфискованы в результате 1951 ограбления [4, с. 64]. В печати того времени этот массовый психоз насилия и грабежей был назван «эпидемией боевизма».

В 30-40-е гг. XX в. терроризм приобрел новое качество. Он поднялся на более высокий уровень - межгосударственный. В качестве террористи-

ческих организаций стали выступать целые государства, стремившиеся управлять через акты устрашения. «Войну на уничтожение» вела фашистская Германия. Актами «террористов защищающихся» стали чудовищные по своим последствиям бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Откр о в е н ны м и про явлен ия м и межгосударственного терроризма стали бомбардировки американцами ливийского города Триполи и Ирака. В ходе чеченской войны мы столкнулись с проявлением уже вышеназванных моделей. Салман Радуев - «террорист нападающий», вступивший в «священную войну», исключающую компромиссы. Шамиль Басаев - «террорист защищающийся», вынужденный защищаться от внешнего врага за освобождение своего народа. Что касается СССР, то оснований для обвинения в использовании им терроризма в качестве внутренней и внешней политики, даже исходя из имеющихся сейчас в России открытых публикаций, предостаточно. Официальная открытая политика «красного террора», последствия высылки целых народов накануне второй мировой войны из мест их традиционного пребывания, репрессии 30-х гг. - все эти чудовищные акции показали античеловеческое лицо терроризма в государственном масштабе.

Четвертый раздел спецкурса выявляет источники происхождения фашизма и факты проявления современного неофашизма. В силу распространения неофашистских идей, порождающих политический экстремизм, и их активного воздействия на психологическое состояние масс этот раздел актуален. В условиях непрекращающегося роста численности неонацистских организаций и групп, существующих даже в странах, испытавших в годы второй мировой войны всю тяжесть нацистского господства, можно проследить взаимосвязь между ментальностью людей того времени и наших современников. В современных государствах не проповедуется широко «классический» национал-социализм, но на его место приходят новые, более гибкие, формы правоэк-стремистских течений, сущность которых остается более завуалированной, но при этом перекликающейся с ультранационалистическими лозунгами. Правый экстремизм характерен не только для политических программ неонацистских партий и организаций. В настоящее время он проявляется в националистических выступлениях против иностранцев и по традиции против представителей еврейской национальности. Современное общество все еще остается беззащитным перед радикальным воздействием новых «харизматических» личностей, маскирующих свои деструктивные намерения различными благочестивыми мотивами. Все это призывает к тому, что следует проявлять повышенную бдительность к

фактам политического экстремизма. В России пока властные структуры не могут дать отпор правоэкстремистским силам. В Москве и регионах активно действуют региональные организации «Русского национального единства» А. Бар-кашова (они существуют в 24 регионах). Ярким недавним примером являются их провокация на съезде «Демократического выбора России» 7 февраля ¡999 г. и шествие по Москве в честь 36-й годовщины прихода Гитлера к власти. В России существуют и другие профашистские организации - «Национал-социалистический союз» В. Якушева и «Национал-большевистская партия» 3. Ли-монова. Наряду с европейскими иравоэкстремис-тскими организациями особо активно действует созданная в Турции группировка «Серые волки», насчитывающая 30 тыс. членов и имеющая 80 филиалов в разных странах мира. Это она организовала теракт против папы Иоанна Павла II. Известно, что в последний период группировка проявляет интерес к бывшим советским среднеазиатским республикам.

И, наконец, последний раздел спецкурса. Он характеризует международный терроризм -сложное явление политико-правового порядка. Повсеместно народы многих стран напуганы терроризмом, а правительства в свою очередь не в состоянии выработать эффективные способы борьбы с этой угрозой и достичь соглашения по поводу ее природы. Существуют трудности выработки согласованного на межгосударственном уровне определения «международный терроризм». Они обусловлены расхождением представлений о различных формах международного терроризма: государственного, осуществляемого государственными органами или спонсируемого государством; неправительственного; транснационального; индивидуального. Однако в большинстве случае международный терроризм в наши дни не левый или правый, а этническо-сепарати-стский по своим убеждениям. Этнические террористы более стойкие, чем идеологические, поскольку они пользуются значительной общественной поддержкой. Они вообще стремятся избавиться от всякой идеологии. К организациям, действующим на основе интерпретации исламских принципов, относятся «Мусульманское братство», палестинская «Хамас», созданная в 1987 г. как исламское движение на Ближнем Востоке, «Исламский фронт спасения», существующий в Алжире с 1989 г. В Египте с начала 70-х гг. действует организация «Исламский джихад», известная убийством Анвара Садата в 1981 г. Курдские экстремисты в Турции и Ираке, Ирландская республиканская партия (ИРА), «Тигры освобождения Тамил илама» в Шри-Ланке, баскское движение «Родина и свобода» (ЭТА) в Испании и многие другие группы, появившиеся в

XX столетии, имеют с самого начала два крыла -политическое и террористическое. Первое обеспечивает социальные цели, воспитание, бизнес и выступает на выборах; второе устраивает засады и организует убийства. Террористические группы традиционно содержат значительную прослойку религиозных фанатиков, так как их фанатичная вера оправдывает убийства людей. Фанатики-мусульмане считают убийства врагов Аллаха религиозным подвигом и полагают, что безбожники в их странах и в Израиле должны быть уничтожены по его воле. Сектантский фанатизм усилился в последние десятилетия. В конце нынешнего столетия терроризм пришел на смену большим войнам XIX и первой половины XX в.

Терроризм стал главной заботой политиков. В ближайшем будущем, по всем прогнозам, терроризм останется. Для предотвращения между-

народного терроризма необходимы коллективные усилия всех стран. Решения по вопросам противодействия терроризму принимались на совещаниях «восьмерки» в Лионе, Париже (1996 г.), в Оттаве (1995 г.), в Денвере (1997 г.). В итоговых коммюнике этих саммитов были предложены новые меры борьбы с транснациональным терроризмом, а также обеспечение обмена информацией о технических возможностях противодействия терроризму. Задачи борьбы с терроризмом поставлены в настоящее время перед «Европолом».

Программа спецкурса сориентирована на глубокое усвоение теоретических и практических основ политологии. Занятия со студентами показали, насколько актуальны вопросы, поставленные этим спецкурсом, который не оставляет никого равнодушным перед угрозой политического экстремизма.

Литература

1. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.

2. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998.

3. Куликов В.В. Откуда и куда. Троцкизм, Латинская Америка и мировое развитие // Латинская Америка, 1993. № 4.

4. Гейфман А. Сколько стоил боевизм? // Родина. 1998. № 7.

М.В. Шпомер

КУРС «СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА»; СОДЕРЖАНИЕ

Томский государственный педагогический университет

Включение социологических курсов в программы подготовки специалистов стало ответом на требование времени:

1) следствием новых тенденций мирового развития;

2) отражением возрастающего спроса на профессионалов, имеющих соответствующую квалификацию.

Цель курса «Социальная политика» - повышение гуманитарного стандарта и профессионализма социальных работников, социальных педагогов, понимание роли и значения научнообос-нованной социальной политики для стабилизации общества, гармонизации интересов различных социальных групп, адаптации к новым социально-экономическим условиям и реалиям, обеспечения положительной динамики общественного развития. Задача курса - формирование научного знания о современной социальной политике, ее методологических основах, концептуальных подходах к ее реализации, стратегии, задачах, проблемах, целях, методиках социального измерения, социальных показателях, социальных индикаторах и социальной статистике (ООН, Мировой Банк), роли государства, его функций в реализации общественного благосос-

тояния, в решении основных проблем жизнеобеспечения и претворении социальных программ.

Содержание курса «Социальная политика» -синтез конкретных знаний общественных наук: экономики, социологии, политологии, философии, истории, культурологии, психологии и педагогики. Интегрированный подход к рассмотрению социальной сферы как объекта социального управления и регулирования позволяет наиболее полно осветить основы развития социума, противоречия и проблемы, выявить главные факторы стабильности и общественного благосостояния.

Общественные науки накопили значительный материал о глобальных и региональных процессах трансформации и модернизации общества, формировании его новых моделей. Теоретической основой курса стали достижения современной экономики - новые теории экономического роста, новой аксиоматики, современной социологии, современной политологии (учение о переходном периоде) -транзитологии. Научный подход помогает осмыслить проблемы и трудности регулирования социальной сферы, мифологизм, декларативность, неэффективность социальной политики первой половины 90-х гг. Неудачи оп-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.