Исторические и археологические науки
Historical and Archaeological Science
УДК 930.85
УБУШАЕВ Владимир Бадахаевич,
Калмыцкий государственный университет, Республика Калмыкия, Россия ubushaev [email protected]
НАДБИТОВ Мингиян Валерьевич,
Калмыцкий государственный университет, Республика
Калмыкия, Россия
СПЕЦКОМАНДИРОКА ГЕРОЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ ВАСИЛИЯ ХОМУТНИКОВА В ТИБЕТ К ДАЛАЙ-ЛАМЕ XIII
В данной статье рассматривается дипломатическая деятельность крупного государственного и военного деятеля Калмыкии Василия Алексеевича Хомутникова, осуществлявшего важное правительственное задание руководства Советской державы. Разработка данной проблематики вызвана определенными попытками пересмотреть и не предать забвению роль людей, вносивших заметный вклад в укрепление нашего государства на поворотных этапах развития. На современной стадии осмысления этой истории обостряется интерес к ее «человеческому» содержанию, ведь историю творят люди. Одним из них являлся полковник В.А. Хомутников, выполнивший спецзадание Советского правительства в налаживании тесного сотрудничества Советской России с буддийским Тибетом, Монголией, Индией. Экспедиция путешественников на 12 верблюдах 13 сентября 1921 г. выехала из г. Урги (ныне г. Улан-Батор). Под видом богомольцев участники миссии присоединились к направлявшемуся в Тибет каравану «в сто человек». Из ста человек, входивших в караван, половину составляли тибетцы, а другую - монголы: халхасцы, торгоуты и буряты. Возглавлял караван буддийский священник Геген-лама. В 1920-е гг. в основе восточного направления внешнеполитической деятельности Советского государства активно осуществлялся принцип втягивания Индии, Китая, Монголии и других азиатских стран в революционный процесс, с тем чтобы обеспечить победу социализма на Востоке. Руководители Советского государства В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, И.В. Сталин также считали, что после поражения революции в западных странах нужно повернуть маршрут мировой революции на Восток, так как здесь открываются перспективы революционных сил. Для этого нужно создать, утверждал Л.Д. Троцкий, хорошо вооруженный корпус на Урале и отправить в Индию и Афганистан. Эту же идею активно развивали видные общественно-политические и государственные деятели Калмыкии и Бурятии. По итогам проведенного исследования автор отмечает, что главным достижением экспедиции В.А. Хомутникова явилось установление дипломатических отношений между Советским государством и Тибетом. Миссия В.А. Хомутникова в Тибет была высоко оценена Советским правительством. За успешное выполнение разведывательного и дипломатического задания, связанного с опасностью для жизни, В.А. Хомутников 2 января 1925 г. был награжден орденом Красного Знамени.
Ключевые слова: Калмыкия, Тибет, государство, политика, нация, революция, война, мобилизация, деятель, съезд, миссия, дипломатия, религия.
DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-122-125 UBUSHAEV Vladimir Badakhaevich,
Kalmyk State University, Republic of Kalmykia, Russia
ubushaev '[email protected]
NADBITOV Mingiyan Valeryevich,
Kalmyk State University, Republic of Kalmykia, Russia
SPECIAL MISSION OF THE HERO OF THE CIVIL WAR IN RUSSIA VASILY KHOMUTNIKOV IN TIBET TO DALAI-LAMA XIII
This article highlights the diplomatic activities of the prominent military and statesman of Kalmykia Vasily Alekseevich Khomutnikov, who fulfilled an important task of the Soviet government. The consideration of this problem is reasoned by the attempts to revise and not to forget the role of people who made a significant contribution to the strengthening of our state at the turning points of its development. At the present stage of understanding this story, there is a growing interest to its "human" content, as history is created by people. One of them was Colonel V. A. Khomutnikov who performed a special task of the Soviet government to develop close cooperation of Soviet Russia with Buddhist Tibet, Mongolia and India. On 13 September, 1921 the expedition of travelers on 12 camels departed from the city of Urga (now Ulan Bator). Disguised as pilgrims, the members of the mission joined the caravan of "a hundred people" en route to Tibet. The half of the 100 people in the caravan were Tibetans and others were Mongols - Halaszi, Torghuts and Buryats. The caravan was headed by a Buddhist priest Gaghan-Lama. In the 1920s, the Eastern direction of the foreign policy of the Soviet state was based on the principle of active involvement of India, China, Mongolia and other Asian countries in the revolutionary process in order to ensure the victory of socialism in the East.
The leaders of the Soviet state V. I. Lenin, L. D. Trotsky, I. V. Stalin also believed that after the defeat of the revolution in the Western countries it was necessary to turn the route of the world revolution to the East, as there were potential revolutionary forces. According to L. Trotsky, it was necessary to form a wellarmed corps in the Urals and send it to India and Afghanistan. The same idea was actively developed by prominent political and public figures of Kalmykia and Buryatia. Based on the results of the conducted research, the author notes that the main result of the expedition of V. A. Khomutnikov was the establishment of diplomatic relations between the Soviet government and Tibet. The mission of V. A. Khomutnikov in Tibet was highly appreciated by the Soviet government. V. A. Khomutnikov was awarded with the Order of the Red Banner on January 2, 1925 for successful implementation of the intelligence and diplomatic tasks connected with risks for life.
Keywords: Kalmykia, Tibet, the state, policy, nation, revolution, war, mobilization, leader, congress, mission, diplomacy, religion.
В начале 1920-х гг. Тибет неожиданно привлек к себе особое внимание Советской России. Оказалось, что «страна снегов» занимает выгодное и стратегически важное положение для распространения ее революционной экспансии в Индию. Советское правительство в своей политике руководствовалось тогдашними представлениями о мировом революционном процессе:
- 122 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015_________________________
если им удастся революционизировать Восток, то победа революции на Западе будет обеспечена, «так как Восток являлся тылом мирового империализма» [8, с. 45].
Начиная со второй половины 1921 г. политика советского государства была сосредоточена на восточном и центральноазиатском направлениях, а именно в Тибете и Китае. В Тибете этот период был временем правления религиозного и политического деятеля Его Святейшества Далай-ламы ХШ, выступавшего инициатором борьбы за независимость Тибета [1, с. 91].
В 1920-е гг., когда руководство Народного комиссариата по иностранным делам Советской Республики решило установить контакты с Далай-ламой XIII, был использован давно известный способ организации путешествия паломников в Тибет. По поручению Наркомата иностранных дел из числа калмыков, находящихся в Монголии по просьбе ее руководства, была организована небольшая группа.
25 июля 1921 г. Б.З. Шумятский - уполномоченный Коминтерна на Дальнем Востоке - докладывал народному комиссару иностранных дел РСФСР Г.В. Чичерину о подготовке экспедиции: «Экспедиция в Тибет активно снаряжается, был вызван в Иркутск начальник экспедиции Ямпилов. Выработали маршрут для экспедиции, путь рассчитан на 45-60 дней, считая возможные задержки и остановки. На днях один из кандидатов приедет ко мне для ознакомления...». Им стал Василий Хомутников (конспиративное имя - Санджи Кикеев), находящийся в тот период в Монголии, он одновременно стал политкомиссаром группы. Во главе миссии стоял бурятский лама Ямпилов.
Экспедиция путешественников на 12 верблюдах 13 сентября 1921 г. выехала из г. Урги (ныне г. Улан-Батор). Под видом богомольцев участники миссии присоединились к направлявшемуся в Тибет каравану «в сто человек». Из ста человек, входивших в караван, половину составляли тибетцы, а другую - монголы: халхасцы, торгоуты и буряты. Возглавлял караван буддийский священник Геген-лама.
После этого последовал новый переход и остановка в местности Эдзин-гол на две недели. Дальнейшее продвижение было достаточно опасным, поскольку начинались земли, где хозяйничали банды известного в Монголии Джа-ламы, по происхождению калмыка из России, жившего в городе-крепости в собственном хошуне на границе Западной Монголии и Китая. Было решено обратиться к духовному лидеру эдзингольских ойратов с просьбой указать обходные пути и дать проводников. Переговоры вели В.А. Хомутников и член экспедиции Бадминов. Так экспедиция смогла обойти заставы Джа-ламы по пустыне и через полтора месяца добралась до Верхней Монголии. Затем вновь был долгий и трудный путь через Сартын - местность, лежащую между Монголией и Тибетом. Переход через Сартын до тибетского города Накчи занял 50 дней. Руководитель экспедиции лама Ямпилов, не вынеся тягот трудного путешествия, заболел и умер. Вместо него возглавил группу В.А. Хомутников.
Экспедиция В.А. Хомутникова достигла Лхасы 9 апреля 1922 г. Таким образом, на то, чтобы добраться до священного города, ушло более семи месяцев, а не полтора-два, как первоначально рассчитывали в Москве. Экспедиция находилась в Лхасе чуть более трех недель.
Самым трудным для В.А. Хомутникова было добиться личной встречи с Его Святейшеством Далай-ламой Х111. В деле посредничества большие надежды возлагались на доктора буддийской философии Лувсан-Шараб Тепкина, находившегося в Лхасе еще с 1909 г., который радушно принял своего одностаничника, знавшего его с детства. Лувсан-Шараб Тепкин пользовался большим доверием Далай-ламы, исполнял должность советника и личного секретаря. Благодаря помощи ламы Тепкина были устроены встречи с Далай-ламой XIII [4, с. 68-70].
10 апреля В.А. Хомутников получил приглашение посетить Далай- ламу в его дворце -Потале. Переводчиком был, естественно, Лувсан-Шараб Тепкин. Встреча в Потале началась с того, что В.А. Хомутников тепло приветствовал главу Тибета и духовного лидера буддистов. Далее, он от имени Советского правительства преподнес Его Святейшеству ценные подарки: сто аршин парчи, четверо золотых часов, серебряный сервиз, радиотелеграфный аппарат и др.. Советский разведчик и дипломат передал также Далай-ламе письма заместителя наркома иностранных дел Л.М. Карахана и представителя Тибета в России ламы Агвана Доржиева [3, с. 124].
Встреча Далай-ламы XIII и В.А. Хомутникова продолжалась долго - с 10 часов утра до 16 вечера. В завершение встречи В.А. Хомутникову дали возможность самому задавать вопросы. Посланник Советской России попросил Далай-ламу XIII организовать ему встречу с министрами правительства Тибета. Общение В.А. Хомутникова с министрами было плодотворным. На другой встрече с Далай-ламой В.А. Хомутников попросил Его Святейшество послать официальное посольство в Москву. Ответ был следующим: «В данный момент сделать это невозможно, ибо, если узнают англичане, могут быть плохие последствия для нас. Тем не менее нам было бы желательно установить связь с новой Россией, как прежде мы имели со старой, хотя вследствие отдаленности России от Тибета это будет трудно осуществимо. Поэтому вместо официального посольства я посылаю с вами Ш. Тепкина с устным ответом Вашему правительству и
- 123 -
Исторические и археологические науки
Historical and Archaeological Science
тремя письмами на имя Доржиева с тем, чтобы последний передал их содержание Вашему правительству. Ш. Тепкин должен помогать Доржиеву в его работе, так как последний уже в преклонном возрасте, и в случае смерти Доржиева должен его заменить...» [5, с. 74-76].
1 мая 1921 г. В.А. Хомутников с Ш. Тепкиным и двумя прежними спутниками выехали в обратный путь. Так как летом караваны из Тибета в Ургу не ходят, а также для ускорения пути они решили воспользоваться одним из разработанных ранее вариантов и направились домой через Индию, под видом возвращающихся на родину монголов-паломников, с оформленными для этого соответствующими паспортами. До английской границы им были предоставлены почтовые лошади, на которых они ехали через местности Ганцзы и Думула, заехав по пути для получения благословления к Панчен-ламе. Таким образом, В.А. Хомутников встретился и со вторым по значимости духовным иерархом Тибета.
Перебравшись через границу, у которой стояли английские отряды, Хомутников и Тепкин со своими спутниками 26 мая 1921 г. прибыли в Калькутту. Надо полагать, что период месячного пребывания в Индии не прошел даром для Хомутникова как разведчика. Переждав забастовку, группа на пароходе отплыла в Шанхай, причем ехали без билета, так как работники пароходной компании за взятку согласились довезти их по дешевой цене. Итак, непростое плаванье из Индийского в Тихий океан закончилось в Шанхае. Оттуда по железной дороге, с остановкой в Пекине, они прибыли в Калган, а из Калгана на автомобиле 4 августа добрались до Урги. Обратный путь от Лхассы до Урги занял, таким образом, более трех месяцев.
Отчет о поездке в Тибет В.А. Хомутников подал в Народный комиссариат по иностранным делам РСФСР 28 октября 1922 г. В его докладе содержатся сведения и о международных контактах Тибета. «Англичане, - отмечает он, - не вмешиваются во внутренние дела Тибета, и их официального представителя в Лхассе нет. Но английское влияние на жизнь страны заметно растет. При их содействии было положено в 1912 году начало организации тибетской армии, для которой в 1917 году ими было прислано несколько инструкторов, но больше всего заметно их влияние в торговле. Он вел переговоры о проведении автомобильной дороги от Индийской границы до Лхассы и телеграфа от Гианцзе (куда он был доведен еще в 1904 году) до Лхассы, а также об оставлении на тибетской территории в местности Дорджин английского отряда (около двух рот), поставленного там в 1917 году. Ему удалось добиться согласия на окончание телеграфной линии, а также уступить в аренду территории на Северо-Западе и на Юго-Востоке от Лхассы» [6, Л.1-19].
Такое же отрицательное отношение у тибетцев отмечает Хомутников и к Китаю. «Представителя Китая в Тибете нет с 1912 года. С 1918 года на восточной границе Тибета с Китаем существует фронт, бывают часто перестрелки. Караванные пути в Китай закрыты, и китайские товары попадают в Тибет большей частью через Калькутту. Тибетцы в массе не любят китайцев. Сторонники Китая находятся главным образом среди тибетских князей, которые пользовались влиянием в свое время при Маньчжурской династии» [7, Л.18.].
Главным итогом экспедиции В.А. Хомутникова явилось установление дипломатических отношений между Советским государством и Тибетом.
Миссия В.А. Хомутникова в Тибет была высоко оценена Советским правительством. За успешное выполнение разведывательного и дипломатического задания, связанного с опасностью для жизни, В.А. Хомутников 2 января 1925 г. был награжден орденом Красного Знамени.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Андреев А.И. Время Шамбалы. - СПб., 2002. - C. 91.
2. Андреев А.И. От Байкала до священной Лхасы: Новые материалы о русских экспедициях в Центральную Азию в первой половине XX века (Бурятия, Монголия). - СПб.; Самара; Прага, 1997. - С. 124.
3. Бембеев В.Ш. Человек из легенды. - Элиста, 1991. - С. 68-70.
4. Национальный архив Республики Калмыкии (далее НАРК). Ф. Р-150. Оп.1. Д.4«а». Л.1-19.
5. НАРК. Ф. Р-150. Оп.1. Д.4«а». Л.18.
6. Шириня К.К. Идея мировой революции в стратегии Коминтерна // Новая и новейшая история. - 1995. - № 5. - С. 45.
REFERENCE
1. AndreevA.I. The Time of Shambhala [Vremya Shambaly]. St. Petersburg, 2002. P. 91.
2. Andreev A.I. From lake Baikal to sacred Lhasa: New materials of Russian expeditions to Central Asia in the first half of the twentieth century (Buryatia, Mongolia) [Ot Baykala do svyashchennoy Lkhasy: Novye materialy o russkikh ek-speditsiyakh v Tsentral'noy Aziyu v pervoy polovine XX veka (Buryatiya, Mongoliya)]. St. Petersburg; Samara; Prague, 1997. P. 124
3. Bembeev V.S. the Man from the legend [Chelovek iz legendy]. Elista, 1991. P. 68-70.
4. The national archives of the Republic of Kalmykia (the NARK). F. R-150. Op.1. D.4. L. 1-19.
5. NARK. F. R-150. Op.1. D.4. L. 18.
- 124 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015_________________________
6. Sirina K.K. The Idea of world revolution in the strategy of the Comintern [Ideya mirovoy revolyutsii v strategii Kominter-na]. Modern and contemporary history. 1995. No. 5. P. 45.
Информация об авторе
Убушаев Владимир Бадахаевич, доктор исторических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Калмыцкий Государственный Университет», Республика Калмыкия. Россия ubushaev [email protected]
Надбитов Мингиян Валерьевич, аспирант, кафедра истории России специальность «Отечественная история», ФГБОУ ВПО «Калмыцкий Государственный Университет», Республика Калмыкия, Россия [email protected]
Получена: 11.10.2015
Для цитирования статьи: Убушаев В. Б., Надбитов М. В., Спецкомандирока героя гражданской войны в России Василия Хо-мутникова в Тибет к Далай-Ламе XIII. Краснодар: Историческая и социально-
образовательная мысль. 2015. Том 7. №6. Часть 2. с- doi-
Information about the author
Ubushaev Vladimir Badakhaevich, Doctor of Historical Sciences, Professor, Federal State Educational Institution of Higher Professional Education (FSEI HPE) Kalmyk State University, Republic of Kalmykia, Russia ubushaev [email protected]
Nadbitov Mingiyan Valeryevich, Postgraduate student, Chair of History of Russia, Federal State Educational Institution of Higher Professional Education (FSEI HPE) Kalmyk State University, Republic of Kalmykia, Russia [email protected]
Received: 11.10.2015
For article citation: Ubushaev V. B., Nadbitov M. V. Special mission of the hero of the civil war in Russia Vasily Khomutnikov in Tibet to Dalai-Lama XIII. [Speckomandiroka geroja grazhdanskoj vojny v Rossii vasilija homutnikova v Tibet k Dalaj-Lame XIII]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial’no-obrazovatelnaya mys’l = Historical and Social Educational Ideas. 2015. Том 7. № 6 vol-2. С - . doi:
- 125 -