Научная статья на тему 'Специфика звуковых образов в сборнике Б. Пастернака «Близнец в тучах» (1913 г. )'

Специфика звуковых образов в сборнике Б. Пастернака «Близнец в тучах» (1913 г. ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
903
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Б.Л. ПАСТЕРНАК / ЗВУКОВОЙ ОБРАЗ / ЗВУЧАНИЕ / ТИШИНА / ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ / BORIS PASTERNAK / AUDITORY IMAGE / PHONATION / SILENCE / LYRICAL HERO

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Виноградов Александр Сергеевич

В статье предпринята попытка рассмотреть особенность звукообразной организации ранних поэтических текстов Б. Пастернака, в основе которой находится «музыкальное мышление» поэта. Автобиографические произведения и письма автора дают основания говорить о значительности звукового (=аудиального) компонента и в художественном мышлении, и в восприятии окружающего мира. «Мышление звуками» может выражаться на самых разных уровнях текста, включая звукопись, ритмику, композицию, однако в центр работы попадает именно звукообразная организация текста. Аудиальное восприятие окружающего мира и его специфическая реализация в творчестве позволяют выявить «звуковое» начало в художественном мышлении Пастернака, что становится неотъемлемой частью его поэтики. На примере ряда стихотворений («Лесное», «Мне снилась осень в полусвете стекол...», «Венеция», «Зима» и др.) подчеркивается значимость звукового наполнения текстов Б. Пастернака; показано, что звуковой образ по-особому характеризует и описывает поэтическое пространство текста, выступая в роли опорных знаков, репрезентирующих внешний мир. Также звуковое начало способно усиливать / определять значение основных образов текста, нередко влияя на его содержание. Помимо звуковой составляющей не менее важной в некоторых текстах оказывается и тишина как первоисточник звучания или же его заключительная фаза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Auditory images specifics in collection of poetry «Twin in the Stormclouds» by Boris Pasternak (1913)

The article attempts to consider the features of the sound-shaped organisation of the early poetic texts written by Boris Pasternak and it’s based on poet’s «musical thinking». Pasternak’s autobiographical works and letters give the grounds to speak about the importance of a sound component («the sound») in his lyrics, to describe poet’s artistic thinking and perception of the world. «Thinking by the sounds» can be expressed at different levels of the Pasternak’s texts (including rhythm, composition, etc.), but the article is mostly focused on the sound-shaped arrangement of the text. Auditory perception of the world and its specific implementation in Pasternak’s lyrics can reveal the role of «the sound» in poet’s artistic thinking, that becomes an integral part of his poetry. For example, the importance of the audio content is emphasised in such poems as «Sylvan», «Autumn in Windowpane Demimonde Was I Was Dreaming about...», «Venice», «Winter», etc. Moreover, the sound image characterises and describes the poetic space of the text in a special way, acting as a symbol, which represents the outside world. Affecting the content, the sound can also intensify or define the meaning of the main texts’ images. In addition to the audio component «the silence» becomes also very important.

Текст научной работы на тему «Специфика звуковых образов в сборнике Б. Пастернака «Близнец в тучах» (1913 г. )»

УДК 821.161.1.09"20"

Виноградов Александр Сергеевич

Ивановский государственный университет valex-28@ramЫer ги

СПЕЦИФИКА ЗВУКОВЫХ ОБРАЗОВ В СБОРНИКЕ Б. ПАСТЕРНАКА «БЛИЗНЕЦ В ТУЧАХ» (1913 г.)

В статье предпринята попытка рассмотреть особенность звуко-образной организации ранних поэтических текстов Б. Пастернака, в основе которой находится «музыкальное мышление» поэта. Автобиографические произведения и письма автора дают основания говорить о значительности звукового (=аудиального) компонента и в художественном мышлении, и в восприятии окружающего мира. «Мышление звуками» может выражаться на самых разных уровнях текста, включая звукопись, ритмику, композицию, однако в центр работы попадает именно звуко-образная организация текста. Аудиальное восприятие окружающего мира и его специфическая реализация в творчестве позволяют выявить «звуковое» начало в художественном мышлении Пастернака, что становится неотъемлемой частью его поэтики. На примере ряда стихотворений («Лесное», «Мне снилась осень в полусвете стекол...», «Венеция», «Зима» и др.) подчеркивается значимость звукового наполнения текстов Б. Пастернака; показано, что звуковой образ по-особому характеризует и описывает поэтическое пространство текста, выступая в роли опорных знаков, репрезентирующих внешний мир. Также звуковое начало способно усиливать / определять значение основных образов текста, нередко влияя на его содержание. Помимо звуковой составляющей не менее важной в некоторых текстах оказывается и тишина как первоисточник звучания или же его заключительная фаза.

Ключевые слова: Б.Л. Пастернак, звуковой образ, звучание, тишина, лирический герой.

Изучение музыкального начала и его роли в творчестве Б. Пастернака - вопрос для пастернаковедения не новый [5, с. 293]. В рамках настоящей статьи мы попытаемся подойти к теме звука в поэтическом мире Пастернака с принципиально другой стороны, взяв за основу музыкальное мышление поэта, которое заключается в особом, аудиальном, восприятии окружающего мира и специфической его реализации в художественном творчестве. Звуковые ассоциации, рождающиеся параллельно с размышлениями и саморефлексией (см., например, особенность раскрытия образа Марбурга в «Охранной грамоте», переписку с М. Цветаевой) [7, с. 242], явно указывают на значительность звукового (=аудиаль-ного) компонента и в художественном мышлении поэта, и в его восприятии окружающего мира.

«Мышление звуками» может выражаться на самых разных уровнях текста, включая звукопись, ритмику, композицию, однако в центр статьи попадает именно звуко-образная организация текста, которая реализуется на образном уровне поэтики. Звуковой образ в стихотворениях Пастернака, наряду с художественным, по-особому характеризует и описывает поэтическое пространство текста; усиливает значение основных образов текста, нередко определяя его содержание. Но, помимо звуковой составляющей, не менее важной в некоторых случаях оказывается и тишина как первоисточник звучания или же его заключительная фаза.

Традиционно в сборнике «Близнец в тучах» исследователями выделяется несколько основных мотивов: мотивы творческого призвания, сна (сновидения), смерти и бессмертия, любви. Учитывая это и опираясь на комментарий к данному сборнику М.Л. Гаспарова и К.М. Поливанова [1], появляется возможность говорить и об особом функционировании звуковых образов в текстах «Близнеца

в тучах». Кроме того, в сборнике значимая роль отводится мотивам звучания и тишины, которые являются одними из ключевых, обретая статус постоянных.

В стихотворении «Лесное» основной темой становится попытка поэта выразить в словесной форме голос немой, безгласной природы. Более того, многократным повторением личного местоимения «я» подчеркивается, что этим голосом, олицетворением звуков природы является сам поэт: «Я -уст безвестных разговор»; «Я - речь безгласного их края, / Я - их лесного слова дар» [3, с. 327], то есть лирическое «я» трансформируется в звуковую форму, субъект начинает отождествляться с источником звука и/или его формой (разговор, речь); «я» везде выступает порождающим звуки (голос) природы или самим звуком/звучанием. Лирическое «я» «стягивает» на себя образы природы, являясь главным «выразителем» естественного (природного) звукового начала: «Я - речь безгласного их края, / Я - их лесного слова дар. // О, прослезивший туч раскаты. / Отважный, отроческий ствол! / Ты - перед вечностью ходатай. / Блуждающий -я твой глагол» [3, с. 327].

В то же время заметна и открытая антитеза, усиленная постоянными тире: лирическое «я», наделенное голосом, противопоставляет себя немотствующей (т.е. хранящей молчание) природе.

Текст построен таким образом, что в каждой строфе существительные, имеющие в своем значении сему «звук», расположены в порядке нарастающего усиления и масштабного абстрагирования: разговор - речь - дар слова - глагол - столп диалектов. То есть смысловым стержнем произведения становится именно этот лексический ряд, вокруг которого Пастернак и выстраивает весь текст.

Следующим стихотворением, где мотивы звучания и тишины выходят на первый план, соединяясь

© Виноградов А.С., 2016

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2016

137

с ведущими мотивами сна (как отсылка к прошлому) и разлуки, является текст «Мне снилась осень в полусвете стекол»: «Припомню ль сон, я вижу эти стекла / С кровавым плачем, плачем сентября; / В речах гостей непроходимо глохла / Гостиная ненастьем пустыря» [3, с. 327-328].

На первый план в этом стихотворении выходит любовная тематика, тесным образом переплетаясь с мотивом смерти, который реализуется в данном тексте через сон: «Мне снилась осень в полусвете стекол, / Терялась ты в снедающей гурьбе. / Но, как с небес добывший крови сокол, / Спускалось сердце на руку к тебе. // Припомню ль сон, я вижу эти стекла / С кровавым плачем, плачем сентября; / В речах гостей непроходимо глохла / Гостиная ненастьем пустыря» [3, с. 327-328].

Подкрепляет мотив расставания и выраженный метонимически (через стекло) образ окна как границы двух пространств (миров): полусвет стекол, стекла с кровавым плачем сентября. Помимо этого текст насыщен звуковыми образами, которые выводят основную тему стихотворения на поверхность: «В речах гостей непроходимо глохла / Гостиная ненастьем пустыря» и «Ты раньше всех, любимая, затихла, / А за тобой и самый сон умолк».

Первое, что обращает на себя внимание, - описание гостиной, которая «глохла в речах гостей», то есть окружающий шум заглушал все остальное. Более того, в начале третьей строфы одинаковое построение первых двух строк, где глагол «таял» может приобретать значение «растворяться в людском шуме», но лирический герой замечает, что любимая затихает «раньше всех» («Терялась ты в снедающей гурьбе» - «Ты раньше всех, любимая, затихла»). Смысловая часть заканчивается постепенным затуханием звуков («глохла») и образом пустыря, что подводит и звуковую границу текста. Стихотворение во многом перекликается с лермонтовским текстом «Сон» (отчетливее это выступает в редакции 1928 года, где Пастернак выбирает абсолютно то же название) и на образном, и на композиционном уровнях, воспроизводя романтическое противопоставление поэт / мир (гурьба, гости, гостиная и т.п.). Но если Лермонтов передает конфликт через смерть поэта, то у Пастернака смерть трактуется как расставание с героиней, теряющейся среди гостей и оказывающейся недоступной поэту; то есть угасание звуков воспринимается как знак расставания (смерти).

Следующая строфа - метафорическое «растворение» предметов и окончательное исчезновение звуков: «В ней таял снег своей лавиной рыхлой / И таял кресел выцветавший шелк, / Ты раньше всех, любимая, затихла, / А за тобой и самый сон умолк» [3, с. 328].

Тишина, таким образом, выступает здесь и как знак разлуки, расставания, и как символ иного пространства. В двух заключительных строфах

пространство сна сменяется на реальное, однако все оно наделяется образами, так или иначе связанными с потусторонним миром: «За сном, как след роняемых соломин» (солома, как указывает Е. Фарыно [4, с. 320], - отсылка к царству мертвых, в этом же контексте подобное значение очевидно); «Отсталое падение берез». Усиливает степень проявления иного мира и «летейская гребля», в даль которой смотрит лирический герой. Заканчивается же текст «посвистом трясин», и «посвист» в данном случае, скорее всего, имеет особое значение -конец одного временного отрезка и начало другого. Кроме смысловой наполненности звуковых образов, в этом тексте можно выделить и звуковую организацию, аккомпанирующую основной теме стихотворения: «Мне снилась осень в полусвете стекол, / Терялась ты в снедающей гурьбе. / Но, как с небес добывший крови сокол, / Спускалось сердце на руку к тебе».

Схожий мотив «затухания» звука становится одним из центральных и в тексте «Не подняться дню в усилиях светилен...», в смысловой центр которого встраивается повествование о разлуке с возлюбленной. По мере развертывания лирического сюжета постепенно усиливается и драматизм состояния лирического героя, что достигает своей высшей точки во второй строфе и плавно переходит в спокойное русло в третьей: «Далеко не тот, которого вы знали. / Кто я, как не встречи краткая стрела? / А теперь - в зимовий глохнущем забрале - / Широта разлуки, пепельная мгла. // А теперь и я недрогну-щей портьерой / Тяжко погребу усопшее окно, / Спи же, спи же, мальчик, и во сне уверуй, / Что с тобой, былым, я, нынешний, - одно» [3, с. 333].

В приведенных строках обращает на себя внимание сразу несколько ключевых элементов: цвет, звук (точнее, его медленное угасание) и вновь появляющийся образ окна. Однако более любопытными становятся две последние строки второй строфы: «А теперь - в зимовий глохнущем забрале - / Широта разлуки, пепельная мгла», где «глохнущий забрал зимовий» напрямую соотносится с расставанием (в то же время перекликаясь со смолкающим сном из стихотворения «Мне снилась осень в полусвете стекол.»). Более того, в данном случае «глохнущее забрало» способно трактоваться как некая граница между прошлым и настоящим. Усиливает этот смысловой пласт и образ окна, так же, как и в предыдущем тексте, связывающий два временных промежутка. На примере двух последних стихотворений становится очевидным, что звуковые образы вплетаются в содержание текста, находясь на одном уровне с основными образами, тем самым усиливая или даже определяя их значение.

Следующими стихотворениями, в образной структуре которых мотив звучания также имеет одно из ключевых значений, являются «Венеция» и схожий с ним «Лирический простор».

138

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- № 3, 2016

В первой строфе «Венеции» снова возникает окно, метонимически замещенное образом «мутного стекла», однако в этом случае окно выступает не как граница прошлое / настоящее, а как разделение внутреннего и внешнего пространств: «Я был разбужен спозаранку / Бряцаньем мутного стекла. / Повисло сонною стоянкой. / Безлюдье висло от весла» [3, с. 332].

Здесь пробуждение героя от звука стекла является завязкой всего текста, что определяет дальнейшее описание впечатлений. По сути, центральный звуковой образ, ассоциирующийся с Венецией, замещает собой сам город; ключевыми словами в первой строфе становятся «я», «безлюдье», «громко одинок аккорд», на которых и ложится вся смысловая нагрузка. В первой же строфе встречаем и атрибуты «низа», и, начиная со второй строфы, пространство постепенно расширяется вверх: «Висел созвучьем Скорпиона / Трезубец вымерших гитар, / Еще морского небосклона / Чадяший не касался шар; // В краях, подвластных зодиакам, / Был громко одинок аккорд. / Трехжа-лым не встревожен знаком, / Вершил свои туманы порт» [3, с. 332].

Звук, источник которого находился, в представлении лирического субъекта, вверху, явился отзвуком. Разбуженный «одиноким аккордом» лирический герой вглядывается в небо, стремясь уловить звук. В отличие от предыдущих стихотворений, здесь следует заметить, что, во-первых, источник звучания - музыкальный инструмент и, во-вторых, его образ переносится в вышину, а уже затем звук переносится на землю: «В краях, подвластных зодиакам, / Был громко одинок аккорд». Вероятно, это объясняется и самим названием сборника, и наличием в нем ряда стихотворений с образами близнецов, вознесенных в небесную высь; вместе с этим тема вознесения также одна из ключевых в сборнике (ср.: «Я рос, меня, как Ганимеда...»). Л. Гервер, комментируя подобные художественные приемы, отмечает: «Как и в архаические времена, музыкальные инструменты отождествляются с небесными светилами, что закрепляет их местоположение в мировой вертикали» [2, с. 56]. Помимо указанного, стоит отметить и такую особенность создания образов в «Венеции», как переход звучащего начала в визуальное («Висел созвучьем Скорпиона / Трезубец вымерших гитар»).

В один ряд с «Венецией» можно поставить стихотворение «Лирический простор», основная тема которого - вдохновение, охватывающее поэта, и творческое самовыражение как итог этого состояния. Пространство текста развертывается снизу вверх, что олицетворяет собой вознесение поэта, творческий полет. Ключевые слова первых двух строф плененье - вырываются; напутствуют, прощаются, выражают основную тему стихотворения - тему поэтического вдохновения: «Что ни

утро, в плененьи барьера. / Непогод обезбрежив брезент, / Чердаки и кресты монгольфьера / Вырываются в брезжущий тент. // Их напутствуют знаком беспалым, / Возвестившим пожар каланче, / И прощаются дали с опалом / На твоей догоревшей свече» [3, с. 337].

Помимо этого в тексте возникает образ музыкального инструмента - альта - закрепленного в вышине: «Утончаются взвитые скрепы, / Струн-но высится стонущий альт; / Не накатом стократного склепа. / Парусиною вздулся асфальт».

Обращает на себя внимание причастие стонущий, содержащее в себе, помимо всего, и особое звуковое наполнение. Л. Флейшман, комментируя этот образ, пишет: «Лексеме стонущий может быть предложена "мотивировка": струны отделены от альта, т.е. стон может быть объяснен как стон об отделении. Этот момент "отделения" (в высоте от альта только струны) совпадает с процессом "утончения" (в 1-м стихе строфы). Вместе с тем символика стихотворения переключается в новый план: пение, звучание (стон струн) высится, отдельно от инструмента, т.е. "реализуется" метонимическая подстановка действия вместо агента» [6, с. 559-560]. Сходный прием (отделение звучания от самого инструмента) обнаруживается и в стихотворении «Венеция»: «В краях, подвластных зодиакам, / Был громко одинок аккорд». В тексте также заметно постепенное восхождение как лирического «я» («Окрыленно вспылишь ты один»), так и самого отзвука альта.

Отдельное место в сборнике с точки зрения звукового начала занимает стихотворение «Зима», где звуки не только организуют художественное пространство, но в то же время являются и опорными знаками, характеризующими внешний мир. Текст представляет собой описание того, как лирический герой, засыпая зимней ночью, прислушивается к окружающему шуму. Слух лирического «я» улавливает разнообразные звуки, которые попадают во внутреннее пространство из внешнего мира: «Прижимаюсь щекою к улитке / Вкруг себя перевитой зимы: / Полношумны раздумия в свитке / Котловинной, бугорчатой тьмы. // Это раковины ли сказанье, / Или слуха покорная сонь, / Замечтавшись, слагает пыланье / С камелька изразцовый огонь» [3, с. 338].

Кроме того, в процитированных строфах метафорично зашифрованы два образа: улитка, раковина могут трактоваться и как морская раковина (тогда все посторонние звуки ассоциируются именно с шумом, издаваемым ею), и как ушная раковина, улавливающая тот же зимний гул. Одновременно с этим и ночь уподобляется шумящей морской раковине по звуковому соответствию. В первых двух строфах указанные звуковые начала будто сливаются, совпадая в тональностях: «Это раковины ли сказанье, / Или слуха покорная сонь». Также заметим, что описание в этих четверостишиях касается

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2016

139

исключительно внутреннего, домашнего пространства, тогда как выход за его пределы обозначается только в третьей строфе, на что указывает вторая строчка: «Под горячей щекой я нащупал / За подворья отброшенный шаг. / Разве нынче и полночи купол - / Не разросшийся гомон в ушах?» [3, с. 339].

Последние две строки - снова вопрос-сомнение героя, не понимающего, откуда возникает путающий его «гомон». В данной строфе обращает на себя внимание глагол «нащупал». Поскольку постижение героем окружающего мира в тексте передано исключительно через звуковое начало, более привычно в этом месте было бы сказать «услышал». Однако выбрано именно «нащупал», что говорит о некоторой степени материальности звука (шаг за пределами подворья оказывается «нащупанным», а не «услышанным»). Далее заметно плавное нагнетание звуковых образов, которое доходит до высшей точки в четвертой строфе: «Подымаются вздохи отдушин, / Одиноко заклятье: "Распрячь!" / Черным храпом карет перекушен / За подвал подтекающий плач» [3, с. 339].

Все, что происходит на улице, передается исключительно с помощью звуковых образов, к тому же окрашенных эмоционально: вздохи отдушин, заклятье «Распрячь!», храпом карет перекушен плач. В двух заключительных строчках заметна и «звуковая наполненность» образа: черный храп карет. Скорее всего, черный здесь относится к лошадям, то есть цвет (окрас) лошадей переносится на храп, который они издают. Вместе с тем черный, храп на лексическом уровне актуализируют и время происходящего - ночь. Кареты же, по-видимому, замещают в этом образе лошадей, потому и остается только черный храп карет.

Предпоследняя строфа отчасти проясняет смысл первой строфы и по-своему подводит итог всему, о чем говорилось выше: «Это - жуткие всё прибаутки / И назревшие невдалеке. / Их зима из ракуше-чьей будки / Нашептала горячей щеке» [3, с. 339].

Заключительным стихотворением, где звуковой мотив также играет одну из ведущих ролей в организации текста, является «Хор». В этом произведении заголовок выступает сразу в нескольких значениях: хор - это и музыкальная пьеса, в которой каждая вокальная партия исполняется несколькими голосами; кроме того, хор - это и группа певцов, исполняющих музыкальное произведение (сюда же отнесем и церковный хор); и наконец, хор - как многоголосная песня. Последнее из перечисленных значений и находит свое отражение в данном тексте (но, помимо этого, хор и как своеобразное олицетворение творчества). Отметим и авторский эпиграф, обобщенно формулирующий основную тему стихотворения - вознесение и следующее за ним растворение поэта в пучине ораторий: «Жду, скоро ли с лесов дитя, / Вершиной в снежном хоре, / Падет, главою очертя, / В пучину ораторий» [3, с. 340].

Пространство текста развертывается снизу вверх, постепенно, от строфы к строфе: «Уступами восходит хор. <...> / Сначала - дол, потом - простор. // Сперва - плетень, над ним - леса, <...> / Рассветно строясь, голоса / Уходят в потолок» [3, с. 340].

Описываемое действие происходит утром, что совпадает и с общим началом восхождения звуков хора, а вместе с тем и вознесением над миром поэта; «утреннее» вознесение подкреплено и строкой в третье строфе «возводится восток», понимаемой как восход солнца. Далее на первый план выходит непосредственно образ поэта, представленный в стихотворении через противопоставление дитя -певчие (окрепший голос поэта уже преобладает над остальными): «Но будут певчие молчать. / Как станет звать дитя. / Сорвется хоровая рать, / Главою очертя».

Две последующие строфы также актуализируют противопоставление «я» - «хоры городов», что опять ставит образ поэта в смысловой центр: «О, разве сам я не таков. / Не внятно одинок? / И разве хоры городов / Не певчими у ног?»

Хоры городов «подчиняются» поэту, оказываясь лишь «певчими» у его ног. Итоговая строфа -развернутый риторический вопрос, выделяющий самоценность поэта на фоне остальных: «Когда, оглядываясь вспять, / Дворцы мне стих сдадут, / Не мне ль тогда по ним ступать / Стопами само-гуд?» [3, с. 341].

Подводя итоги нашему исследованию, подчеркнем значимость звукового наполнения текстов Б. Пастернака и отметим особенность функционирования звуковых образов в его поэтике: во-первых, звуки организуют художественное пространство, являясь опорными знаками, характеризующими внешний мир («Зима); во-вторых, звуковое начало усиливает / определяет значение основных образов текста («Не подняться дню в усилиях светилен.»). Кроме того, звуковые образы выводят на первый план основную тему стихотворения («Мне снилась осень в полусвете стекол.»); угасание звука выступает как знак расставания, а звук, переходящий в тишину, также знаменует собой разлуку или расставание. Источником звучания в текстах сборника может быть музыкальный инструмент («Венеция», «Лирический простор»); в ряде же стихотворений звук имеет ярко выраженное творческое начало: «Лесное» (где лирический герой - поэт - «отождествляет» себя с источниками звука), «Хор».

Библиографический список

1. Гаспаров М.Л., Поливанов К.М. «Близнец в тучах» Бориса Пастернака: опыт комментария. -М.: Российск. гос. гуманит. ун-т., 2005. - 143 с.

2. Гервер Л.Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX века). - М.: Индрик, 2001. - 248 с.

140

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «jij- № 3, 2016

Рукопись «Нашедшего подкову» О. Мандельштама и публикации произведения в периодических изданиях..,

3. ПастернакБ.Л. Полн. собр. соч.: в 11 т. - М.: Слово, 2003. - Т. 1. - 578 с.

4. Фарыно Е. Введение в литературоведение: учеб. пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 639 с.

5. Фатеева НА. Поэт и проза: Книга о Пастернаке. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. - 400 с.

6. Флейшман Л.С. От Пушкина к Пастернаку. Избранные работы по поэтике и истории русской литературы. - М.: Новое литературное обозрение, 2006. - 784 с.

7. Цветаева М.И., Пастернак Б.Л. Души начинают видеть: письма 1922-1936 гг. - М.: Вагриус, 2004. - 720 с.

УДК 821.161.1.09"20"

Реинбах Ольга Евгеньевна

Шуйский филиал Ивановского государственного университета

oreinbah@list.ru

РУКОПИСЬ «НАШЕДШЕГО ПОДКОВУ» О. МАНДЕЛЬШТАМА И ПУБЛИКАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ: ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ТЕКСТА

Публикации стихов в периодических изданиях - один из важнейших текстологических источников. Часто только благодаря таковым сохраняется существенное из наследия поэта. Однако нередко и то, что в ходе подготовки текста к публикации в журнале или газете искажается авторская воля: если сравнивать периодику и сборники стихов, то при втором из названных видов изданий автор имеет больше доступа к самоличной корректуре текста. В настоящей статье выявлены типографские погрешности, случившиеся при подготовке к печати стихотворения «Нашедший подкову» в газете «Накануне» и в журнале «Красная новь».

В то же время публикации стихотворения в периодических изданиях позволяют выявить важнейшие нюансы динамики авторской воли и движения текста на первых этапах его существования. И, что особенно важно, именно эти несоответствия между опубликованными текстами и волей автора вызвали реакцию О. Мандельштама, отразившуюся на бумаге. Правки рукой поэта по тексту «Нашедшего подкову» в «Красной нови» дошли до современных текстологов (они были авторизованы и относились к наборной рукописи для «Второй книги» О. Мандельштама) и стали важнейшим ключом к выявлению авторского текста.

Ключевые слова: О. Мандельштам, «Нашедший подкову», текст, история текста, рукопись, периодические издания, авторская воля, стихи.

Йзе первые публикации «Нашедшего одкову» принадлежали периодическим зданиям: журналу «Красная новь» [1] арте-апреле 1923 года) и литературному приложению к газете «Накануне» [2] (7 октября, 1923 г.). Тексты стихотворения в названных органах печати отличаются как друг от друга, так и от рукописи. До появления «Пиндарического отрывка» в сборниках стихов О. Мандельштама текст произведения был максимально неустойчивым и подверженным изменениям со стороны автора.

В «Накануне» «Нашедший подкову» представляет собой повествование в прозе с пронумерованными абзацами - как в рукописи; этот текст можно считать её печатным воспроизведением с некоторым числом погрешностей. Нумерация абзацев полностью совпадает с рукописью: строф в стихотворении на первоначальном этапе было именно девять, и каждая начинается так же, как в автографе, то есть структурно варианты текста полностью совпадают. В остальном есть ряд отличий.

В «Накануне» «Нашедший подкову» начинается с «Глядим на лес и говорим - это лес корабельный, мачтовый». Вместо «вот» - «это». Частицу и местоимение можно счесть синонимичными -и то, и то относится к разряду указательных. Но полных синонимов не существует в природе. Утвердительное «это» (говорящие утверждают «ко-

рабельность» леса; можно передать смысл формулировкой «этот лес предназначен для постройки кораблей и мачт») с самых первых строк подрезает поэтичность Слова, устремлённого вбирать в себя больше, чем сказано. А «вот лес корабельный» -гармонично, оно прямая речь, исходящая от некоего размышляющего «мы», оно - менее определённое и более эпичное, «тягучее», оно предполагает не просто указание и утверждение, не просто характеристику, а некое развитие - оно «риторично», оно ждёт «развёртывания», в нём - будущее и свершения, в нём - больше.

Дальше: вместо «пятою» в газете - «пятой», вместо «песнь» - «песню», вместо «средь» - «среди», вместо «уж» - «уже», вместо «названье» - «название». «Пятой», «песню», «среди» и т.д. - обычные, правильные грамматические формы слов. «Средь», «песнь», «пятою» - тоже правильные с грамматической точки зрения формы, но формы - именно стихотворные, часто их употребляют в русской поэзии при необходимости сократить или увеличить количество слогов в строке, что, как правило, вызвано необходимостью соблюдать ритм; регулярно появляясь в поэзии, такие словоформы стали придавать возвышенную коннотацию понятиям, их звучание не нейтрально, они не употребляются в обычной разговорной речи только для того, чтобы назвать или обозначить предмет/явление.

© Реинбах О.Е., 2016

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- № 3, 2016

141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.