Научная статья на тему 'Специфика жилищно-коммунальных услуг как объекта финансовых отношений в ЖКХ'

Специфика жилищно-коммунальных услуг как объекта финансовых отношений в ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3408
404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / УСЛУГИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каменева Е.А.

В статье представлена системная характеристика жилищно-коммунальных услуг как объекта рыночных отношений и отношений финансового обеспечения ЖКХ. На основе развития теории общественных благ обосновано отнесение жилищных услуг к категории смешанного клубного блага, а коммунальных услуг к категории смешанного специфического блага для определения мер и механизмов эффективного государственного вмешательства (регулирования) и развития рыночных отношений в ЖКХ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика жилищно-коммунальных услуг как объекта финансовых отношений в ЖКХ»

специфика жилищно-коммунальных услуг как объекта финансовых отношений в жкх

е. А. КАМЕНЕВА, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов E-mail: kameneva.e@rambler.ru Саратовский государственный социально-экономический университет

В статье представлена системная характеристика жилищно-коммунальныхуслуг как объекта рыночных отношений и отношений финансового обеспечения ЖКХ. На основе развития теории общественных благ обосновано отнесение жилищныхуслуг к категории смешанного клубного блага и коммунальныхуслуг к категории смешанного специфического блага для определения целесообразности, а также мер и механизмов эффективного государственного вмешательства (регулирования) и развития рыночных отношений в ЖКХ.

Ключевые слова: финансы, жилищно-коммунальное хозяйство, услуги, общественные блага.

Надежное и эффективное функционирование жилищно-коммунального сектора экономики жизненно важно для страны. Поэтому при его реформировании и дальнейшем развитии требуется в высшей степени ответственный подход к выявлению, формулированию и решению имеющихся проблем, учету специфики этого сектора экономики и интересов всех участников производства и потребления жилищно-коммунальных услуг. Потребности в жилье и коммунальных услугах относятся к числу приоритетных и характеризуются рядом особенностей. Прежде всего, эти потребности удовлетворяются за счет непрерывного и постоянного обеспечения права граждан на жилище, которое закреплено в Конституции РФ [3]. Жилье — одна из базовых ценностей. Уникальность жилья состоит в том, что, являясь наиболее дорогостоящим товаром, приобретаемым человеком в течение его жизни, оно одновременно является товаром первой — жизненно важной необходимости.

По сути, жилье выполняет две функции. С одной стороны, для человека оно является средой обитания. С другой — жилье как приобретаемая недвижимость является аккумулятором накопленных

и вложенных средств, овеществленным результатом его труда. В этом качестве оно выполняет функцию экономического фактора в жизни человека, становится важнейшим, базовым элементом института частной собственности, без которого невозможно становление и устойчивое развитие рыночных отношений. Понятие жилищно-коммунальных услуг относится к аспекту текущего функционирования жилищного фонда, каждая единица которого производит ряд потребительских услуг: служит убежищем, средством развития семьи, местом отдыха и т. д.

Жилищно-коммунальные услуги (работы) выступают основным объектом не только соответствующего рынка, но и финансов жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Финансовые отношения в ЖКХ возникают между многочисленными субъектами по поводу предоставления и реализации жилищно-коммунальных услуг. Свойства жилищно-коммунальных услуг, их специфика влияют на организацию финансовых отношений, возникающих между:

— конечными потребителями и поставщиками по поводу их оплаты;

— потребителями и бюджетной системой по поводу предоставления льгот и субсидий;

— поставщиками и бюджетной системой по поводу компенсации выпадающих доходов вследствие реализации тарифной политики и целевого финансирования;

— поставщиками и подрядными организациями по поводу финансирования работ и услуг.

Жилищно-коммунальная услуга (работа) — это деятельность, имеющая или не имеющая материального воплощения, основанная на взаимодействии производителя и потребителя по поводу содержания общего имущества многоквартирного дома, а также организации холодного и горячего во-

доснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения и отопления в частном секторе и в рамках управления многоквартирными домами.

Жилищно-коммунальным услугам присущи общие свойства, характерные для всех услуг, и специфические, которые наделяют рядом особенностей отраслевые финансовые отношения (рис. 1).

Остановимся более подробно на специфических свойствах.

1. Получатель совокупности всех услуг — многоквартирный дом. Поскольку получателем совокупности всех жилищно-коммунальных услуг является многоквартирный дом с прилегающей придомовой территорией, затраты предприятия (организации) на производство данных услуг должны носить пообъектный (подомовой) характер. Платежи, собранные с конечных потребителей услуг — жильцов данного дома, должны расходоваться строго в соответствии с утвержденным перечнем услуг и работ на этот конкретный многоквартирный дом.

2. Регулярность предоставления услуг, а также недопустимость невыполнения утвержденного перечня услуг по содержанию и ремонту и/или производственной программы по предоставлению

Свойства жилищно-коммунальных услуг

X

I

Общие свойства

Неосязаемость услуг

Неотделимость от источника

Непостоянство качества

Несохраняемость услуг

Отсутствие возможности передачи прав

Отсутствие возможности взаимозаменяемости услуг

Рис. 1. Характеристика свойств жилищно-коммунальных услуг

коммунальных услуг, поскольку в сфере ЖКХ невозможно компенсировать неоказанные услуги посредством последующего перевыполнения плана либо оказанием сверхпланового объема аналогичных услуг в других многоквартирных домах (населенных пунктах). Необходимость соблюдения регулярности предоставления жилищно-коммунальных услуг обусловливает регулярные (периодические) платежи потребителей. Даже при неисполнении каких-либо обязательств поставщиком услуг, тем не менее, ему теоретически гарантировано ежемесячное поступление денежных средств в счет их оплаты.

3. Относительная однородность услуг. Большинство жилищно-коммунальных предприятий и организаций производит однородные услуги — услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома и коммунальные услуги.

4. Зависимость от местных условий. Деятельность жилищно-коммунальных предприятий (организаций) направлена на удовлетворение потребностей, как правило, местного населения. Состав и стоимость элементов жилищно-коммунального хозяйства определяются численностью

населения, размером территории, особенностями планировки, природными условиями, национальными особенностями, местными обычаями. Нормативы потребления, цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги в значительной степени зависят от местных социально-экономических, природных условий, состояния жилищного фонда.

5. Неэластичность спроса населения на услуги ЖКХ. Необходимость в жилищно-коммунальных услугах возникает постоянно, их потребление имеет специфический характер. Потребление жилищно-коммунальных услуг характеризуется невозможностью для потребителя отказаться от их получения. Таким образом, организация, обслуживающая многоквартирный дом, имеет гарантированный рынок сбыта и

Специфические свойства

Получатель совокупности всех услуг - многоквартирный дом

Регулярность оказания услуг

Однородность услуг

Зависимость от местных условий

Неэластичность спроса

Сочетание различных типов структур рынка по предоставлению услуг

Высокая социальная значимость услуг

Локальный характер производства и потребления услуг

Двойственный характер услуг

гарантированную оплату (95 % — средний показатель собираемости платежей населения по России) от всех потребителей, проживающих в этом доме.

6. Сочетание в жилищно-коммунальной сфере деятельности предприятий, работающих в условиях различных типов структур рынка: монополии, естественной монополии, конкуренции. В связи с этим государственное регулирование осуществляется дифференцированно (например тарифная политика в коммунальной сфере).

7. Высокая социальная значимость жилищно-коммунальных услуг. Услуги жилищно-коммунального комплекса составляют основу системы жизнеобеспечения любого населенного пункта. От степени удовлетворенности данными услугами зависят жизнь и здоровье населения — основных потребителей жилищно-коммунальных услуг.

8. Локальный характер производства и потребления жилищно-коммунальных услуг, невозможность доставки услуг извне, с других территорий [2], что выражается в закреплении организации соответствующих услуг за наиболее низким уровнем органов власти (бюджетной системы). На практике это реализовано в вопросах местного значения, закрепленных в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

9. Двойственный характер жилищно-коммунальных услуг. Для потребителя жилищно-коммунальных услуг важно получить не только ресурсы, выраженные в различных единицах измерения (литры, кв. м и др.), но и комфорт, связанный с оказанием ему этих услуг. Комфорт является конечным результатом, к которому стремятся и производитель, и потребитель жилищно-коммунальных услуг. Параметры комфорта измеряются температурой, влажностью, освещенностью, степенью удовлетворенности жильцов многоквартирного дома и др. [1], что выражается в готовности оплачивать соответствующий уровень комфортности.

В сфере обслуживания многоквартирных домов выделяются группы взаимосвязанных отраслей — жилищное хозяйство и коммунальное хозяйство. Предоставление жилищных услуг — деятельность по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Содержание общего имущества в многоквартирном доме в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния этого имущества, а также от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя [6]:

— осмотр, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации, содержание элементов общего имущества в многоквартирном доме, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом;

— освещение помещений общего пользования в многоквартирном доме;

— обеспечение температурно-влажностного режима помещений общего пользования в многоквартирном доме;

— уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования в многоквартирном доме, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме;

— сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, образующиеся в результате жизнедеятельности населения и деятельности организаций, пользующихся жилыми и нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;

— меры пожарной безопасности (в том числе первичные);

— содержание и уход за элементами озеленения, расположенными на земельном участке, входящими в состав общего имущества в многоквартирном доме;

—другие действия (в том числе услуги, работы), направленные на достижение целей содержания многоквартирного дома в надлежащем состоянии и осуществляемые в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

К услугам коммунального хозяйства относится деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях [4].

Существует еще один вид жилищно-коммунальных услуг, который в силу своей специфики достаточно сложно отнести к коммунальным и/ или к жилищным услугам. Жилищный кодекс РФ вводит понятия «управление многоквартирным домом» и «управляющая организация», законодательно закрепив необходимость самостоятельного выбора способа управления своим домом для собственников помещений. В соответствии с п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление

многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

По своей природе услуги ЖКХ делятся на услуги постоянного, сезонного и эпизодического характера.

К первой группе относятся услуги, спрос на которые постоянен (содержание общего имущества жилого дома).

Ко второй группе — услуги, спрос на которые неравномерен и колеблется по временам года (подготовка жилищного фонда к сезонной эксплуатации, опрессовка труб).

К третьей группе — услуги разового спроса (установка приборов учета воды).

Материальная и жилищная обеспеченность семей влияет не только на выбор жилья, но и на выбор услуг по его обслуживанию. По степени стандартизации жилищно-коммунальных услуг можно выделить обязательные и дополнительные [5]:

а) обязательные (стандартные) услуги — услуги, оказываемые по нормативам;

б) дополнительные услуги — услуги по обеспечению более комфортных условий проживания по сравнению со стандартным набором услуг. Они включают расширенный набор услуг и/или более высокого качества и соответствуют уровню спроса жильцов.

Все жилищно-коммунальные услуги можно классифицировать по степени регулирования тарифов: услуги, формирование тарифов на которые регулируется органами власти, и услуги, цены на которые формируются на основе спроса и предложения. Здесь возникает вопрос определения места жилищно-коммунальных услуг в системе общественных благ. Ответ на него позволит определить целесообразность, а также меры и механизмы эффективного государственного вмешательства (регулирования) и/или развития рыночных и финансовых отношений в исследуемой сфере.

Общественное (коллективное) благо отличается двумя свойствами: несоперничеством в потреблении и неисключаемостью. Несоперничество означает, что благо доступно одновременно многим потребителям и предельные издержки его предоставления индивидуальному потребителю равны нулю. Под неисключаемостью подразумевается техническая невозможность или запретительно

высокие издержки предотвращения доступа к благу дополнительных потребителей [8].

Общественные блага обладают следующими характеристиками [7]:

— они не могут быть предоставлены одному лицу без предоставления другим;

— никому не может быть отказано в пользовании ими на основании требований о выплате определенной цены;

— будучи предоставлены одному лицу, они могут быть предоставлены другим без дополнительных затрат;

— они неаддитивны, т. е. не могут быть разделены на единицы потребления;

— невозможно определить цену отдельной единицы общественного блага.

Блага, которым вышеуказанные свойства и характеристики присущи в высокой степени, — это чистые общественные блага. Если хотя бы одно из указанных свойств проявляется лишь в ограниченной степени — налицо смешанное общественное благо.

Для того чтобы отнести какой-либо вид жилищно-коммунальных услуг к соответствующему типу общественных благ или исключить подобное соответствие, выделим два типа жилищно-коммунальной деятельности в зависимости от предназначения жилищно-коммунальных услуг в рамках обслуживания многоквартирных домов и частного сектора.

Жилищные услуги и услуги по управлению многоквартирным домом непосредственно связаны с обслуживанием многоквартирных домов и прилегающих к ним территорий. Внутри многоквартирных домов — это работы по обслуживанию мест общего пользования (лестничные клетки, лифты, мусоропроводы, общие телеантенны, чердаки и подвалы). Вне зданий — уборка придомовой территории, наружное освещение, уход за зелеными насаждениями, детскими площадками. Все эти виды услуг соответствуют общей потребности жителей создать внутри многоквартирных домов и вокруг них экологически и санитарно чистую среду, обеспечить сохранность здания и отдельных его элементов. Следовательно, они представляют собой групповую или коллективную потребность людей, живущих в отдельном подъезде, доме, микрорайоне.

Следующий тип жилищно-коммунальных услуг является адресным, т. е. количество такой реализованной конкретным потребителем услуги можно измерить (коммунальные услуги). Это услу-

ги, оказываемые в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома. К их числу относятся: подача холодной и горячей воды, водоотведение, отопление, подача газа, электрической энергии. Несмотря на индивидуальную форму потребления, услуги второго типа в сущности также являются общественными. Их общественный характер обусловливается организацией коммунального обслуживания в форме централизованных систем инженерного оборудования городов (в частности — многоквартирных домов).

Все вышеперечисленные типы жилищно-коммунальной деятельности обладают некоторой степенью делимости и исключаемости, благодаря чему становится возможной индивидуализация предоставления и оплаты услуг. Таким образом, весь спектр жилищно-коммунальных услуг можно отнести к смешанным общественным благам. Индивидуализация оплаты изменяет только способ возмещения затрат на жилищно-коммунальное производство, но не меняет их сущности и не изменяет общественного характера жилищно-коммунальной деятельности. Не устраняет их сущности также изменение формы собственности (акционирование, приватизация) на жилищно-коммунальную инфраструктуру.

Совместное потребление жилищных услуг (содержание жилья) и услуг по управлению многоквартирным домом самоочевидно, когда речь идет о тех видах работ, которые соответствующие организации/предприятия выполняют на территории домовладения. Услуги по обслуживанию мест общего пользования в подъездах и работы по дому также неделимы, за исключением тех, которые предоставляются потребителям в пределах их собственных квартир. Все жилищные услуги оказываются общедоступными независимо от того, вносят за них плату или нет. Невозможность исключения услуг, отрешения от них кого-либо порождает проблему неплательщиков — людей, пользующихся данными услугами бесплатно, будучи обязанными платить за них. Безусловно, в жилищном законодательстве прописаны меры борьбы с неплательщиками, организации ЖКХ вправе в судебном порядке взыскать задолженность с неплательщиков, появляется опыт функционирования коллекторских агентств в этой сфере, существует также круговая порука, если речь идет об объединениях жильцов. Но само существование института неплательщиков свидетельствует о неразрешимости проблемы «неплательщиков». Тот, кто думает иначе, забывает о свойстве неделимости общественных благ.

Таким образом, оба признака общественных благ — неделимость и неисключаемость — в случае жилищных услуг и услуг по управлению многоквартирным домом соблюдаются. Отдельный потребитель конкретного многоквартирного дома лишен возможности осуществить индивидуальный выбор, а там, где нет индивидуального выбора, не может быть и рынка частных товаров (услуг) [7]. Частично можно согласиться с этой точкой зрения. Но, с другой стороны, услуги по управлению и содержанию общего имущества многоквартирного дома сейчас предоставляются в соответствии с принципами «жилищной карьеры» (стандартов комфортности жилья) и ответственности жильцов. Каждый отдельный многоквартирный дом, являясь объектом обслуживания, получает набор услуг по содержанию общего имущества в соответствии с уровнем комфортности и финансовыми возможностями жильцов, который определен и утвержден собственниками помещений данного дома на общем собрании. На взгляд автора, целесообразно рассматривать в качестве потребителя жилищной услуги не отдельного жильца многоквартирного дома, а весь многоквартирный дом в целом, который получает определенный набор жилищных услуг и услуг по управлению. Тогда при наблюдаемом развитии конкуренции в этой сфере и реальной возможности для собственников помещений выбора управляющей/обслуживающей организации, утверждения перечня таких услуг и их стоимости можно говорить о том, что услуги по содержанию жилья и услуги по управлению многоквартирным домом являются смешанным клубным благом.

Клубное благо, являясь разновидностью смешанного общественного блага, отражает благо совместного (коллективного) потребления с ограниченным доступом. Здесь принцип исключае-мости применяется не к отдельному человеку, а к группе людей (в нашем случае — к группе жильцов многоквартирного дома). Доступ к потреблению такого рода смешанных благ ограничен уровнем комфортности многоквартирного дома и условиями договора, заключенными с жильцами на его обслуживание (управление), а также уставными требованиями, если речь идет о товариществе собственников жилья, жилищном кооперативе или ином объединении жильцов.

Если в жилищной сфере установить контроль за количеством потребленных услуг конкретным жильцом не представляется возможным, то системы инженерного оборудования домов, в принципе, позволяют установить контроль за потреблением

коммунальных услуг отдельными квартирами (индивидуальные приборы учета) и/или отдельными многоквартирными домами (общедомовые приборы учета). Следовательно, существует возможность исключить доступ к системе тех, кто уклоняется от оплаты. Причем вещественный характер самих услуг позволяет произвести оплату в соответствии с использованным количеством услуг. В данном случае признаки делимости и исключаемости характеризуют коммунальные услуги как частные блага, а не как общественные. Именно это формальное сходство коммунальных услуг с частными товарами вводит в заблуждение многих экономистов и политиков, которые, ссылаясь на это сходство, убежденно рассуждают о том, будто рынок коммунальных услуг является конкурентным. На самом деле в этом сходстве с конкурентным рынком выражено своеобразие рынка коммунальных услуг, но не его сущность.

Главную роль в формировании общественного характера рынка коммунальных услуг играет всеобщий, насущный и безотлагательный (безусловный) характер потребления. И все это при том условии, что создать в современных жилищах достаточный на какое-то время запас коммунальных услуг практи -чески невозможно. Отсюда вытекает основное требование к снабжению коммунальными услугами — обеспечение их доступности потребителю тогда, когда в них возникает потребность (доступность услуг — один из показателей комфортности бытовой жизни). Другой важный принцип организации бытовой жизни состоит в рациональности. Реализация этих двух принципов в коммунальном обслуживании приводит к развитию:

— систем инженерного оборудования как конструктивного элемента зданий;

— к созданию централизованных систем инженерного обеспечения как формы территориального объединения потребителей с общей для всех системой коммунального обслуживания.

Централизация коммунального обслуживания приводит к появлению разветвленных и многоступенчатых инженерных сетей, связывающих источники ресурсов и обслуживаемые объекты, а также транспортирующих и распределяющих коммунальные услуги на обслуживаемой территории. Так формируется единая инженерная система, в которую в качестве стадий технологических процессов включаются производство и потребление услуг. Такая жесткая взаимосвязь между производством и потреблением услуг исключает возможность придания этим системам формы частного владения,

поскольку в случае их приватизации быт массы людей будет зависеть от интересов одного частного собственника.

Понимание общественного характера деятельности в коммунальной сфере является необходимым условием для создания механизмов, позволяющих свести к минимуму вредные последствия проявления частных интересов, и для того, чтобы органы власти не слагали с себя обязанности за обеспечения бесперебойного функционирования систем коммунального обслуживания и своевременного обновления и развития инженерной инфраструктуры. Полное прекращение или ограничение подачи воды, тепла и электроэнергии в жилые здания не только ущемляет интересы людей, но и является нарушением их конституционных прав на жилище. Ведь без названных источников жизнеобеспечения жилье становится не пригодным для проживания.

Конкурентным рынком управляет механизм спроса и предложения. Это определяет и движение цен в зависимости от изменения объемов покупок и продаж. Рынок стремится уравнять эти объемы между собой. Состояние равновесия говорит о насыщенности рынка соответствующим товаром. В этих условиях, если объемы покупок увеличиваются, цены повышаются. При этом производители, заинтересованные в увеличении доходов, будут наращивать объемы производства. Наоборот, падение цены ниже равновесной говорит о сокращении спроса. При этом продавцы, не желая сокращения своих доходов, соответственно будут уменьшать объемы производства и поставки товара.

Описанное действие механизма спроса-предложения осуществляется только в том случае, если потребители свободны в определении того, когда, сколько и по какой цене они могут приобрести товар, а продавцы в определении того, где, в каком количестве, по какой цене и кому продавать свой товар. Можно говорить о том, что это правило в современных условиях может быть (но с некоторыми ограничениями - в рамках конкретно взятого многоквартирного дома) реализовано в сфере жилищных услуг. Собственники помещений многоквартирного дома вправе самостоятельно определить перечень и стоимость таких услуг и/ или осуществить выбор наиболее целесообразного предложения со стороны управляющей организации. Теоретически, если жильцов не устраивает по объективным причинам (слишком высокая цена, низкое качество услуг, нарушение условий договора и т. д.) деятельность управляющей организации или

ТСЖ, они вправе выбрать другую управляющую организацию или переизбрать правление ТСЖ. Поэтому здесь государственное вмешательство должно ограничиваться установлением стандартов качества жилищно-коммунальных услуг и осуществлением мониторинга их предоставления, а также созданием благоприятных условий для развития частного бизнеса в этой сфере (рис. 2).

Что же касается сферы коммунальных услуг, то механизм спроса и предложения здесь не действует. Три главных свойства коммунальных услуг (незаменимость, доступность и свойство насыщения потребностей) исключают их рыночный характер.

Первое свойство - это насущный и уникальный характер потребления услуг (свойство незаменимости), который не позволяет потребителям отказываться или сокращать потребление услуг при повышении их цены или поступить наоборот при снижении. Очевидна обратная ситуация, когда потребители скорее пойдут на сокращение своих расходов на пищу, одежду и т.д., для того чтобы им не прекратили подачу воды, тепла, газа, электроэнергии. Иными словами, величина спроса на коммунальные услуги не реагирует на изменение их цены - она стабильна (цена неэластична).

Второе свойство, отличающее коммунальные услуги от товара, - доступность и потребление их в любое время, когда возникает потребность, что и делает наше жилище уютным и комфортным. Ограничение доступности при изменении цены превращает цены в инструмент социальной дискриминации населения.

Третье свойство - возможность удовлетворения потребностей в услугах в полном объеме (свойство насыщения потребностей), что является одним из важных показателей качества коммунального обслуживания. Системы инженерного оборудования изначально рассчитываются так, чтобы производимый в тот или иной период объем услуг в точности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

соответствовал фактической потребности. Поэтому рынок коммунальных услуг всегда является равновесным независимо от того, какое количество услуг реализуется в тот или иной момент.

По изложенным причинам в коммунальной сфере цены теряют свой объективный характер и перестают быть измерителем полезности услуг, инструментом саморегулирования рынка. Все вышеперечисленные свойства коммунальных услуг дают основание отнести их к специфическим благам. Государство регулирует установление цен на коммунальные услуги путем реализации тарифной политики, коммунальная инфраструктура должна оставаться преимущественно в собственности государства, а приток инвестиций в коммунальную сферу должен обеспечиваться путем развития механизма государственно-частных партнерств.

Специфику рынка коммунальных услуг можно охарактеризовать так: экономические интересы

рис. 2. Взаимосвязь жилищно-коммунальных услуг, общественных благ, рыночных и нерыночных механизмов

приведены в движение, налицо все формальные признаки рынка (товар, цена, спрос и предложение, покупатели и продавцы), но рынка как такового нет, поскольку нет движения цен, направляемого интересами субъектов рынка. Цена, лишенная функции регулирования, становится инструментом борьбы интересов. Острота этой борьбы заключается в том, что здесь нет такого бесстрастного арбитра, определяющего, чьи интересы больше ущемляются, как свободный рынок. Закон спроса и предложения уступает место экономическим интересам производителей, которые становятся самодовлеющими над интересами потребителей услуг.

Монополию коммунальных предприятий следует рассматривать как форму проявления и выражения общественной сущности коммунальной деятельности. Поэтому идея и попытки демонополизации коммунальных предприятий отрасли ошибочны, так как при помощи рыночных цен стимулировать повышение эффективности и улучшение качества коммунального обслуживания невозможно.

Таким образом, жилищно-коммунальные услуги можно определить как деятельность, основанную на взаимодействии производителя и потребителя по поводу поддержания и восстановления надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния многоквартирных домов, придомовых территорий и объектов коммунального назначения, реализации холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения и отопления. Жилищно-коммунальная услуга является объектом финансовых отношений между субъектами — участниками процесса их реализации. Вся совокупность жилищно-коммунальных услуг может быть отнесена к смешанным общественным благам. Причем жилищные услуги (услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, услуги по управлению многоквартирными домами) являются клубными благами с возможным (с некоторыми ограничениями) применением конкурентных механизмов. Что на практике означает наличие в

некоторой ограниченной степени государственного вмешательства в деятельность обслуживающих и управляющих организаций, не оказывающего значительного влияния на их финансовые потоки. Коммунальные услуги относятся к специфическим благам с невозможностью или неприемлемостью применения конкурентных механизмов. Это требует применения тарифной политики, направленной на сдерживание цен на коммунальные услуги, и государственного регулирования деятельности коммунальных предприятий.

Список литературы

1. Башмаков И. А., Папушкин В. Н. Энергосервисные компании в жилищной сфере // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2007. № 2.

2. Бузырев В. В., Чекалин В. С. Экономика жилищной сферы: учеб. пособие. М.: Инфра-М. 2001.

3. Жилищный кодекс РФ: Федеральный закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ.

4. О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам: постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 307.

5. О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом: постановление Правительства РФ от 06.02.2006 № 75.

6. О правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения: постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.

7. Федорова Ю. В. Региональные общественные блага. Социально-экономическая политика государства в трансформируемой экономике / под общ. ред. О. Ю. Соколовой, Е. А. Погре-бинской. Саратов: СГСЭУ. 2002.

8. Якобсон Л. И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: учебник. М.: ГУ ВШЭ. 2000.

ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:

www.dilib.ru

_;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.