Научная статья на тему 'Специфика женской телесности как объект гендерной философии'

Специфика женской телесности как объект гендерной философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1114
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ЖЕНСКАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ / FEMALE SUBJECTIVITY / ТЕЛЕСНОСТЬ ЖЕНЩИН / ТОПОЛОГИЯ / TOPOLOGY / ТЕЛЕСНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / PHYSICAL REPRESENTATION / FEMALE EMBODIMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Яблонская Людмила Валерьевна

Сущностные проявления женской субъектности очень часто мотивированы с ощущением собственного тела важной доминантой в жизни женщины. Женское тело на протяжении истории человеческого существования являлось достойным предметом искусства, и одновременно способом ее, культуры, репрезентации, и имело социокультурную наполненность. Тело, представленное в единстве имиджа и многообразия кинестетических, мимических, визуальных и пантомимических атрибуций, свидетельствует о личных и социальных намерениях субъекта, его потребностях, стремлениях, о ценностной шкале внутреннего мира. Поэтому тело как форма субъектности и способ самовыражения женщины является очень благодарным исследовательским объектом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF FEMALE EMBODIMENT AS AN OBJECT OF GENDER PHILOSOPHY

Essential manifestations of female subjectivity are often motivated by a sense of one’s own body which is an important dominant in the life of a woman. Throughout the history of human culture woman''s body translated some sociocultural loading and was treated as a worthy object of art as well as the way of culture representation. The body represented in the unity of image and diversity of kinesthetic, facial, visual and pantomimic attributions shows personal and social intents of the subject, his/her needs, aspirations, and the value scale of the inner world. Therefore, the body as a form of subjectivity and a means of women’s self-expression is a very favorable research subject.

Текст научной работы на тему «Специфика женской телесности как объект гендерной философии»

нять планы, способы решения учебно-профессиональных задач под влиянием изменений ситуации);

- самостоятельность и независимость мышления;

- ответственность за экологические последствия принимаемых решений;

- умение держать удар;

- рациональность;

- изобретательность;

- скрупулезность в работе;

Библиографический список

- направленность личности (ценностные ориентации, мотивы, интересы, потребности).

Выявленные нами особенности профессиональной подготовки будущих инженеров предполагают использование в учебном процессе активных форм и методов обучения, направленных на развитие деловых и личностных качеств, которые позволят им при осуществлении производственной деятельности решать многоаспектные инженерные задачи.

Статья поступила 18.09.2015 г.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника» (квалификация (степень) «бакалавр»); утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2009 г. № 635 (зарегистрирован в Минюсте РФ 24.12.2009 г. № 15818) [Электронный ресурс]. 1^1.: http://fgosvo.rU/fgosvpo/7/6/1/14/ (17.11.2014).

2. Вражнова М. Инженерная профессия сегодня // Высшее образование в России. 2004. № 5. С. 115-119.

3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Симанюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход: учеб. пособие. М.: Изд-во МПСИ, 2005. 216 с.

4. Тамбиев С.Г. Формирование технической компетенции у курсантов военно-инженерных вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2008. 20 с.

5. Чучалин А.И. Уровни компетенций выпускников инженерных программ // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 3-13.

УДК 37.012.1

СПЕЦИФИКА ЖЕНСКОЙ ТЕЛЕСНОСТИ КАК ОБЪЕКТ ГЕНДЕРНОЙ ФИЛОСОФИИ © Л.В. Яблонская1

Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 353908, Россия, Краснодарский край, г. Новороссийск, пр. Ленина, 89.

Сущностные проявления женской субъектности очень часто мотивированы с ощущением собственного тела -важной доминантой в жизни женщины. Женское тело на протяжении истории человеческого существования являлось достойным предметом искусства, и одновременно способом ее, культуры, репрезентации, и имело социокультурную наполненность. Тело, представленное в единстве имиджа и многообразия кинестетических, мимических, визуальных и пантомимических атрибуций, свидетельствует о личных и социальных намерениях субъекта, его потребностях, стремлениях, о ценностной шкале внутреннего мира. Поэтому тело как форма субъектности и способ самовыражения женщины является очень благодарным исследовательским объектом. Ключевые слова: женская субъектность; телесность женщин; топология; телесная репрезентация.

SPECIFICITY OF FEMALE EMBODIMENT AS AN OBJECT OF GENDER PHILOSOPHY L.V. Yablonskaya

State Maritime University named after Admiral F.F. Ushakov, 89 Lenin pr., Novorossiysk, Krasnodar Krai, 353908, Russia.

Essential manifestations of female subjectivity are often motivated by a sense of one's own body which is an important dominant in the life of a woman. Throughout the history of human culture woman's body translated some sociocultural loading and was treated as a worthy object of art as well as the way of culture representation. The body represented in the unity of image and diversity of kinesthetic, facial, visual and pantomimic attributions shows personal and social intents of the subject, his/her needs, aspirations, and the value scale of the inner world. Therefore, the body as a form of subjectivity and a means of women's self-expression is a very favorable research subject. Keywords: female subjectivity; female embodiment; topology; physical representation.

Анализируя сущность топологии женской субъект-ности, с достаточной необходимостью следует выделить уровень телесности, с которым всегда и неизбежно связана женская субъектность. Тело довольно долго оставалось «в тишине» и «в тени» исследований. Но хоть тело и является проявлением и частью

природы, причем достаточно личной и индивидуальной, сейчас признается, что оно также - весьма показательное культурное пространство. Уровень телесности может быть назван адекватным репрезентантом пространства субъектности, обладающим рядом выраженных функций. Во-первых, тело имеет статус

1Яблонская Людмила Валерьевна, доктор философских наук, профессор кафедры профессиональной педагогики, психологии и культурологии, тел.: (918)3830110, e-mail: [email protected]

Yablonskaya Lyudmila, Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Professional Pedagogics, Psychology and Cultural Studies, tel.: (918) 3830110, e-mail: [email protected]

объективности; во-вторых, оно связано определенной анатомической структурой; в-третьих, несет в себе информацию о состоянии личности. То или иное расположение тела содержит в себе значимую смысловую информацию. Даже если бытие тела не сопровождается отрефлексированным и вербальным уровнем «осознавания телесного», посредством конфигураций, двигательных реакций и положения в пространстве оно выполняет роль значимого канала информации, несет сведения об его обладателе.

Расположение тела оценивается как важное па-ралингвистическое средство, которое может свидетельствовать о симпатии, покорности, унынии, ликовании и пр. Повернуться спиной или боком означает сигнализировать об окончании коммуникации либо об угаснувшем интересе к ней. Стремление занимать пространство или место, находящее вне поля зрения, свидетельствует о скромности либо о наличии комплекса страха, неуверенности. Сгорбленное тело говорит о тяготах и невзгодах, тело с царственной выправкой свидетельствует о высокой самооценке и силе духа. Эти характеристики можно продолжать и далее, так как даже по положению тела во время сна психологи пытаются воспроизвести качества, характеризующие как саму личность, так и межличностные отношения.

У Шопенгауэра читаем: «Уже самый вид женской фигуры показывает, что она не предназначена для слишком большого труда ни духовного, ни телесного. Она отбывает обязанности жизни не действительным, а страдательным образом: муками родов, заботами о детях, подчиненностью мужу, для которого она должна быть терпеливой и ободряющей подругою» [6, с. 18].

Очертания телесности и некоторые ее размеры подчиняются определенному социальному нормированию (что хорошо иллюстрируется, если обратиться к известной формуле 90-60-90 или новомодному стремлению к увеличению тех или иных частей тела: бюста, ягодиц, ног и пр. Заметим также, что очень большое декольте, так же, как и слишком короткая юбка наглядно демонстрируют то пространство, которое должно волновать).

Превосходно идею тела как поверхности, на которой прописаны социальные нормы и регулятивы, проводит М. Фуко. Начиная с XVIII века, пишет философ, возникает такой процесс, в результате которого тело женщины истеризуется. Этот процесс истеризации женщины сочетает дисциплинарную функцию над телом и регулятивную над населением: возникает потребность медикализировать тело и пол женщины для спасения семьи и общества, здоровья ее детей. Появляются такие персонажи, как «невротичная женщина, фригидная супруга, мать, безразличная или же не находящая себе покоя из-за ужасных навязчивостей, «нервная» женщина, женщина, страдающая «истерическими припадками», женщина-эротоманка» [4, с. 212-213].

Исходя из фиксации преувеличенной значимости телесности в жизни женщины, в современных исследованиях присутствуют такие диспозиции, согласно

которым тело рассматривается как «культурный пластик». Имеются в виду современные технологии, предлагающие сделать тело молодым и красивым. Недавние исследования, на которые опирается Дж. Р. Сол, показывают, что «54 процента американских мужчин и 75 процентов американских женщин озабочены своей внешностью. Точнее говоря, они, по сути дела, готовы радикально изменить свою внешность, что подтверждается различными исследованиями и опросами» [3, с. 704]. Женщины хотели бы изменить не только вес, волосы, нос, зубы, грудь, убрать признаки старения, но и ступни, ноги, рост. Дж. Р. Сол отмечает, что «впервые в истории человечества мы способны изменить свое тело» [3, с. 706]. «При наличии денег и времени легко изменить семь из девяти названных позиций. Многие это уже сделали. Здесь мы имеем дело не просто с истерией и потворством своим прихотям представителями среднего класса. Изменять свое тело, особенно индивидуальные особенности, укорачивая носы, пересаживая волосы на лысеющие черепа или отсасывая целлюлит, означает совершение в высшей мере индивидуалистического акта» [3, с. 705]. Человек концентрируется на себе в надежде обрести дополнительную силу. Дж. Р. Сол считает, что «акт изменения индивидуальных черт нашего тела (в отличие от их маскировки) относится к тому же виду действий, что и самоубийство... Выбрать нос пуговкой вместо гордого орлиного профиля, конечно, не такое экстремальное действие, но оно находится в том же самом русле. Одновременно - это побочный результат технических достижений разума» [3, с. 705]. Женщина направляет очень много энергии в сферу изменения собственной внешности и связывает с этим очень много ожиданий с целью получения удовлетворения, которое она не имеет из-за низкой степени собственной самореализации и которое не получает в общественной сфере.

В условиях глобализации и в свете достижений современной медицины самоидентификация с параметрами того или иного пола может свободно избираться и конституироваться. В связи с этим позиции эссенциализма (от англ. еssential - сущностный, неотъемлемый), признающего неизменную природную сущность, подвергаются особо резкой критике. Однако, помимо критических рассуждений, существует достаточно отрезвляющий медицинский аспект, показывающий, что проблемы экспериментирования с телесностью предстают отдельной и особо значимой темой.

Безусловно, ощущение собственного тела - важная доминанта в жизни женщины. Женское тело на протяжении истории человеческой культуры являлось достойным предметом искусства и одновременно способом ее культуры и репрезентации. Как известно, способ отношения к женщине является показателем степени цивилизованности общества. Еще древние греки искали параметры и классические размеры тела, они оставили в наследство запечатленные в мраморе и на полотнах образцы гармонично организованного тела. Образцы маскулинного типа - это Геракл, Прометей, феминного - Венера. Считается, что тело Аполлона не может быть причислено только к маску-

линным, оно сочетает в себе и мужское и женское начала, так же, как и тело Артемиды.

Тело ставит перед женщиной уникальную задачу -«постигнуть себя пространственно» и явить вовне. Тело женщины во многом конституирует ее образ. Оно, как внешняя физическая оболочка, сопровождает женщину во всех ее социальных и интимных проявлениях одновременно, принадлежа только ей и уже не ей одной. Одновременно за женщиной закрепляется и ее телесная ограниченность. Женщина испытывает мощные ограничения, идущие от собственной телесности, т.к. тело оказывается неразрывно соединенным с понятием женской физиологии.

В контексте новой философской парадигмы целесообразно зафиксировать два плана проявления телесности: план ее проявления «для себя» и план ее проявления «для другого». Форма «для себя» может и не иметь четких рефлексивных сопровождений и выступать как некая безрефлексивная данность. Модальность тела «для другого» - это многочисленные формы репрезентации тела в границах историко-культурного пространства. (Понятно, что в качестве «другого» выступает вся социальность, от внешнего взгляда прохожего до статусного имиджа, задаваемого социальными и профессиональными ролями).

В связи с этим обратим внимание на простой факт использования косметики. Ведь мужчины, как правило, обходятся без дополнительных красок. Они значимы сами по себе, подтверждая модель самодостаточного бытия. Женщина же предпочитает обращаться к косметике для того, чтобы что-то маскировать, либо, напротив, выставлять напоказ и подчеркивать. Получается, что мужчина удовлетворен своей самоценностью, женщина же стремится всячески придать себе большую ценность. Мужчина завершен, женщина не завершена, она постоянно не оформлена, не определена, открыта.

Тело предстает как форма, осуществляющая индивидуальный и интимный способ существования в мире, вместе с тем оно имеет социокультурную нагруженность. Тело несет собой многочисленные коды информации, многомерные семантические значения. Кинестетический язык тела - язык жестов -может служить основой коммуникации и взаимопонимания, а может, напротив, создать коммуникативные барьеры и прервать всякую коммуникативную связь. Тело, представленное в единстве имиджа и многообразия кинестетических, мимических, визуальных и пантомимических атрибуций, свидетельствует о личных и социальных намерениях субъекта, его потребностях, стремлениях, о ценностной шкале его внутреннего мира. Поэтому тело как форма субъектности и способ самовыражения женщины является очень благодарным исследовательским объектом. С учетом современной синергийной парадигмы важно подчеркнуть, что именно тело в многообразии его двигательных функций и возможностей оказывается исполнительным инструментом процесса самоорганизации.

Проблема нормирования женской телесности, указывающая на отношение женщины к параметрам своего тела, проблема стандартизации женской те-

лесности в настоящее время приобрела не только огромную популярность, но и рыночное, коммерческое значение. Тесно примыкая к имиджелогии, женская телесность имеет эстетический ракурс, а также медицинский и функциональный аспекты. Согласно позиции Ю. Эвола, в современной цивилизации Запада пропадает интерес к интеллектуальной жизни, высоким чувствам, поскольку все вытесняется стремлением к телесному (прежде всего сексуальному) удовольствию, которое в первую очередь олицетворяет женщина [7, с. 34-35]. Необходимо подчеркнуть, что, когда женщина с завидной настойчивостью воспроизводит требования нормативности в отношении собственной телесности, когда она, несмотря на реальные показания состояния здоровья, стремится к тиражированию принятых и социально утвержденных эталонных норм, в этом просматривается очень весомое влияние социальности с ее репрессивным давлением. Женщина провозглашает идею любви к собственному телу и правомерность множественности ликов телесной красоты. Именно в этом проявляется самоосознанность позиции женщины. Симона де Бовуар, отмечая, что тело противостоит свободе, была все-таки уверена, что телесная «метка» не должна иметь принципиального значения в жизни женщины.

Важно понимать, что тело - это во многом источник продуктивности, предлагающий дополнительную энергию. Если к нему относиться как к «бремени» и тратить силу на его радикальное изменение, то это можно расценить как расточительные и не всегда оправданные затраты энергии, а также как принятие штампов и стереотипов социальности. Поэтому правомерно обсуждать идею двойственности телесной репрезентации, или двойственной коннотации женской телесности. Точно так же, как женщина охраняет границы своего очага, она охраняет и «границы» своей тела. И, следовательно, стыд, который всегда сопровождал женщину, оберегая ее от того, чтобы не предстать нагой, - это эволюционно созданный механизм, связанный с функцией охраны своего «потаенного», частного телесного пространства.

Таким образом, философия телесности среди множества аспектов подчеркивает не символический, а непосредственно чувственный характер телесности. Существует специфический ракурс в понимании человеческой/женской телесности, указывающий на то, что именно в теле женщины сосредоточена ее способность к репродукции, а сопутствующие этому гормональные и собственно физиологические особенности мыслятся как основания специфики женского. Такая точка зрения присуща натурализму. С этих позиций именно женское тело с учетом его физиологических механизмов оказывается предельной субстанцией, обусловливающей своеобразие феминного. Определенный постулат натурализма полностью опровергается сторонниками постструктурализма. В рамках данного направления женское тело вписано в систему репрезентаций. Белое женское тело, как и прочие, дискурсивно, оно прочитывается в контексте культуры, вплетено в систему властных воздействий, теряет свою автономию и тем более субстанциональность,

которой наделял тело натурализм.

Мишель Фуко, выбрав путь проблематизации «антропологических иллюзий», доказывал, что «механизмы власти обращены на тело, на жизнь, на то, что заставляет ее размножаться, на то, что усиливает род, его мощь, его способность господствовать и использоваться» [4, с. 253]. «Остается фактом, - пишет он, - что за несколько десятилетий исчезло казнимое, пытаемое, расчленяемое тело, символически клеймимое в лицо или плечо, выставляемое на публичное обозрение живым или мертвым. Исчезло тело как главная мишень судебно-уголовной репрессии» [4, с. 14]. Однако, по Фуко, дисциплина тела, любое научение и даже режим дня - это своего рода модификации наказания. Он сдвигает внимание «с человека, познающего-познаваемого или подчиняющего-подчиняемого на человека, рефлексивно относящегося к самому себе, направленно формирующего тело и душу», и обозначает «технику работы над собой как достойный предмет философии» [5, с. 39-40].

Перу М. Фуко принадлежат ярчайшие страницы, раскрывающие реальное взаимоотношение власти и тела. Тело как посредник репрессивных влияний. Тело и кровь как соучастники зрелищного наказания. Власть отпечатывается на телах, подвергаемых властному воздействию. Историки давно начали писать историю тела, отмечает автор. Они исследовали тело в плане исторической демографии и патологии. Они рассматривали тело как вместилище потребностей и желаний, как место, где происходят физиологические процессы и метаболизм, как мишень для микробов или вирусов. Они показали, до какой степени исторические процессы были вовлечены в то, что может казаться чисто биологической основой существования, и какое место в истории обществ следует отвести биологическим событиям, таким как циркуляция бацилл или увеличение продолжительности жизни. Отношения власти держат его мертвой хваткой. Они захватывают его, клеймят, муштруют, пытают, принуждают к труду, заставляют участвовать в церемониях и производить знаки. Фуко делает вывод, что «. политический захват тела связан сложными двусторонними отношениями с его экономическим использованием; тело захватывается отношениями власти и господства главным образом как производительная сила. . Тело становится полезной силой воздействия только в том случае, если является одновременно телом производительным и телом подчиненным» [5, с. 40-41].

Этот анализ, вскрывающий отношение власти и тела, можно применить и к женской телесности. Женщина в пространстве дома - производительная сила с ее ресурсами и возможностями, но одновременно в силу традиции подчиненная своей миссии. Женщина вне дома предстает либо в виде эстетического объекта, либо в виде объекта функционального и функционирующего. Тело оказывается носителем деятельности. Коммерциализация женского тела, в том числе распространенный модельный бизнес, символизирует собой инструментальное кодирование тела. Тело подвергается дисциплинирующим манипуляциям со сто-

роны социума и при этом являет собой природно-эталонное начало.

В рамках философии постструктурализма тела подвергаются символическому и культурному консти-туированию, становятся зависимыми от различных культурных стереотипов и властных влияний. Известный исследователь Жиль Липовецкий усматривает положительные моменты в закреплении нормативного отношения к телу, считая, что они связаны с культурой и ответственностью за собственное тело, с признанием принципа «самосозидания» [1, с. 229].

Вместе с тем, заметим, ответственность за собственное тело - это еще один дополнительный вид ответственности, которую социальность взваливает на плечи женщины. Сейчас достаточно часто о женщинах говорят, как о декоративных предметах. Женщины очень активны в нормировании своей телесности и стремятся к некоей ее эталонной стандартизации. Тем самым распространяется культура, благоприятствующая осознанию личной ответственности за собственное тело, сохраняя известное противоречие между телом и духом. Если в условиях патриархальной культуры особо востребованным оказывается тело женщины, то вопрос относительно духовности женщины остается открытым.

Обратим внимание на другое обстоятельство. Достаточно своеобразный принцип «самосозидания» требует сильной воли, энергии, трудолюбия и самообладания. Так проявляющая себя женщина, стремясь предстать как эталонное, декоративное существо, осознавая то или нет, по сути, присваивает и закрепляет за собой маскулинные качества. А, следовательно, таким неожиданным и весьма изощренным способом происходит «маскулинизация фемины».

Таким образом, топология тела - это измерение, которое встроено в систему культуры, цивилизацион-ные отношения, обусловленное ими и маркирующее их. Сейчас обсуждается достаточно оригинальный тезис «мыслить через тело», когда телесность - проницаемая поверхность для информационных потоков. Ученые обращают внимание на состояние позвоночника - стержня и оси человеческого тела, по которому можно заключить о степени состоянии здоровья и самочувствии человека.

Распространенные технологии «борьбы за тело» опираются на важную идею о его самоценности, но они порождают множество проблем. Во-первых, необходимо понять пределы телесно-ориентированных воздействий; во-вторых, важна также проблема телесно-личностной идентичности, в рамках которой остро встает вопрос: насколько влияют телесные параметры на ценность и значение личности? Здесь могут быть вскрыты медицинские, биоэтические, правовые и нравственно-эстетические аспекты. Человеческая телесность в состоянии болезни, отсутствие здорового тела, многочисленные патологии телесности - все это чревато ущербом не только нормальному функционированию человека, но и всего общества. Женское здоровое тело - острейшая проблема современности. Аборты, воздействия противозачаточных средств, медикаментализация беременности,

вспомогательные репродуктивные технологии, врачебные ошибки и некомпетентность поднимают жизненно важные проблемы во всей их остроте и напряженности. Социальная действительность и ее пространственно-временные изменения опосредованы отношениями полов, представленными в их телесности, поэтому способ телесного бытия выступает как значимый параметр и должен быть учтен в общественной жизни, функционировании внешнего социального мира.

Тривиальным является утверждение, что пространство, которое окружает человека, связано с его личностью и внутренним, глубинным духовным миром. Но существуют методики, пытающиеся по степени организации, решения и обустройства пространства выявлять наиболее типические проблемы личности. К примеру, захламленное пространство свидетельствует о беспорядке целей и действий человека. Про-

странство, сохраняющее постоянный вид, статику, указывает на консерватизм, говорит об отсутствии стремления к движению и новизне.

В условиях современной коммерциализации телесности ответственность за собственное тело выступает как дополнительный вид индивидуальной ответственности.

Таким образом, женская телесность, ее специфика является архитектоникой гендерной философии, ее особым проявлением субъектной целостности. Женская телесность становится смыслообразующим компонентом в процессе постижения топологии фемининной реальности, что позволяет во всей полноте рассматривать своеобразие женской телесности как базу социального, культурного, физического и психического бытия женщины.

Статья поступила 28.08.2015 г.

1. Липовецкий Ж. Третья женщина. Незыблемость и потрясение основ женственности. СПб.: Алтейа.

2. Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2001.

3. Сол Дж. Р. Ублюдки Вольтера. Диктатура разума на Западе. М.: АСТ, Астрель, 2007.

4. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и

Библиографический список

сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь, 1996.

5. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: ДЬ Магдтете, 1999.

6. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. СПб.: Изд-во ЛГУ, 1986.

7. Эвола Ю. Метафизика пола. М.: Беловодье, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.