УДК 82-8
СПЕЦИФИКА ЖАНРА РЕАЛИТИ-ШОУ НА ТЕЛЕКАНАЛАХ «ПЯТНИЦА!» И «Ю-ТВ»
Муха Анжела Викторовна,
старший преподаватель кафедры журналистики, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» (г. Ростов-на-Дону);
Курбанисмаилова Эра Рабадангаджиевна, студентка 4 курса факультета лингвистики и журналистики, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» (г. Ростов-на-Дону)
Аннотация. В данной научной статье рассмотрена специфика современных реалити-шоу на отечественном телевидении. В ней приводится современное понимание термина «реалити-шоу». Описана история становления жанра реалити-шоу. Акцент делается на анализе телеканалов «Пятница» и «Ю-ТВ», которые специализируются на производстве реалити-шоу. Для определения популярных реалити-шоу на данных телеканалах авторами статьи был проведен социологический опрос, в котором приняли участие 50 человек. По результатам исследования было выявлено, что самым просматриваемым шоу на телеканале «Пятница» является «Четыре свадьбы», а на «Ю-ТВ» - «Беремена в 16». Сделан вывод о том, что телеканал «Пятница» специализируется на производстве реалити-шоу для мужчин и женщина, а «Ю-ТВ» исключительно для женщин.
Ключевые слова: реалити-шоу, телепрограмма, телеканал, телевизионная передача, аудитория, опрос, респондент.
Annotation. This scientific article examines the specifics of modern reality shows on domestic television. It provides a modern understanding of the term "reality show". The history of the formation of the reality show genre is described. The emphasis is on the analysis of the TV channels "Friday" and "Yu-TV", which specialize in the production of reality shows. To determine the popular reality shows on these TV channels, the authors of the article conducted a sociological survey in which 50 people took part. According to the results of the study, it was revealed that the most watched show on the TV channel "Friday" is "Four weddings", and on "Yu-TV" - "Beremena at 16". It is concluded that the TV channel "Friday" specializes in the production of reality shows for men and women, and "Yu-TV" exclusively for women.
Key words: reality show, TV program, TV channel, TV program, audience, survey, respondent.
Постановка проблемы. Актуальность данной работы заключается в том, что жанр реалити-шоу, охватывает не только большую часть сетки вещания на телеканалах, но и огромную аудиторию, предпочтения которой нужно удовлетворять. Поэтому изучение целевой аудитории является важной базой для формирования более точных данных для подробного изучения самого жанра реалити-шоу.
Объектом исследования выступили современные реалити-шоу на телевидении, а предметом специфика реалити-шоу на телеканалах «Пятница» и «Ю-ТВ».
Цель данной научной статьи заключается в определении предпочтений аудитории реалити-шоу на телеканалах «Ю-ТВ» и «Пятница». В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи: описать историю жанра реалити-шоу на телевидении, изучить аудиторию жанра реалити-шоу, рассмотреть реалити-шоу на телеканалах «Пятница» и «Ю-ТВ», а также выявить предпочтения аудитории реалити-шоу, выходящих на телеканалах «Пятница» и «Ю-ТВ».
Изложение основного материала. Реалити (от англ. слова «real» - реальность, настоящий) действие, происходящее по незапланированному сценарию, показывающее
действительность и вскрывающее характер персонажей, которые, в свою очередь, являются «простыми людьми с улицы», а не подготовленными актерами [1].
При создании проекта продюсеры отбирают самые «сочные» моменты, которые при просмотре будут вызывать у аудитории массу различных эмоций. Неоспоримым плюсом такого жанра является рассмотрение представленных лиц в различной среде, которая, во многих случаях, искусственно создана и оборудована десятками камерами. Добавление новых персонажей, которые либо близки зрителю по характеру и действиям, либо напротив, вызывают эмоции неодобрения и осуждения, в свою очередь помогают жанру реалити-шоу оставаться популярным довольно продолжительное время.
Прародителем современных реалити-шоу является радиопередача «Скрытый микрофон». Данная программа выходила в конце 1940-х гг. в Великобритании. С распространением телевидения, в 1948 году в США вышел аналог этой передачи для эфира - «Скрытая камера» (Candid Camera). Эти программы впервые стали записывать и транслировать в теле-радиоэфире реакцию и поведение обычных людей в неожиданных ситуациях, заранее придуманных сценаристом [Там же].
Реалити-шоу, которое мы привыкли видеть на наших экранах, берет свое начало в 1973 году. В США на телеэкране PBS начинает выходить программа «Американская семья». Всего было выпущено двенадцать эпизодов, которые рассказывали об американской семье в период ядерной угрозы и гонки вооружений между Соединенными Штатами и Советским Союзом. Но основная интрига заключалась в том, что главы семьи находились в состоянии развода, а старший из пяти детей, двадцатилетний юноша Ланс, был геем, периодически красившим губы помадой и наряжавшимся в женские одежды. В те годы шоу собрало у телеэкранов рекордное количество зрителей - десять миллионов, и явилось причиной многочисленных противоречивых высказываний [3].
Стремительное развитие реалити-шоу пришлось на 1990-е года. 1992 год ознаменовался появлением на экраны шоу «Реальный мир» на канале MTV в США. Семь молодых людей (писатель, художник, рэпер, танцор и два певца) были размещены в одной квартире под наблюдением видеокамер. По условиям шоу, денежные выигрыши не предусмотрены. «Реальный мир» стала одной из самых популярных программ на MTV 6.
Одним из самых скандальных реалити-шоу был «Cart House», который снимался скрытыми камерами в одном из борделей Лос-Анджелеса. Все время, что клиенты там проводили, а именно выбор проституток, торг и даже секс, записывали множество камер. Интересно то, что из 50 посетителей, которые попали в объектив камеры, лишь 3 отказались от подписания документа, разрешающего транслировать все происходящее на всеобщее обозрение [9].
Жанр реалити-шоу уже давно стал популярен у российских телезрителей. Первое реалити-шоу, которые похоже на те, что мы привыкли видеть на экран, было произведено в США и носило название «Американская семья». В 1973 году данное реалити-шоу собирало рекордное количество зрителей, а именно 10 миллионов.
Довольно большую известность получило реалити-шоу «Холостяк» («The Bachelor»), выходившее в США. По правилам, главный герой, мужчина, должен был выбрать из 25 претенденток, свою будущую невесту. В прямом эфире были и красивые ухаживания, и слезы от поражения, фантастические свидания, и конечно, борьба за сердце холостяка [6]. Шоу приобрело настолько ошеломляющий успех, что вскоре вышла женская версия данного реалити-шоу. И в этой версии главной героиней была отвергнутая в финале «Холостяка» девушка. Сейчас с таким же названием и сюжетом выходит реалити-шоу на телеканале ТНТ. Первый сезон вышел в далеком 2013 году с украинским футболистом Евгением Левченко.
27 октября 2001 года на российском канале ТВ-6 был запущен полный аналог западного реалити-шоу «Большой Брат», который носил название «За стеклом». Оригинальная концепция выходила в Нидерландах и представляла собой обустроенный дом, в который были помещены участники, отгороженные от внешнего мира под постоянным наблюдением камер. Российская версия мало чем отличалась. В течение одного месяца, под контролем нескольких телекамер шестеро молодых людей, трое юношей и три девушки, жили обычной, насколько это возможно психологически, жизнью. Как утверждали создатели проекта, будущих «подопытных» тщательно выбирали не только продюсеры, но и врачи. Они жили в помещении, оборудованном под
квартиру в гостинице «Россия». События демонстрировались трижды в день на канале ТВ6. Каждый день героям давалось некое задание, которое они должны были выполнить - так обеспечивалась содержательность их поднадзорной жизни. Также, на сайте ТВ6, было выложено несколько телефонных номеров, по которым можно было голосовать за понравившихся (или не понравившихся) кандидатов. Призом зрительских симпатий стала квартира в центре Москвы. Это первое появление реалити-шоу на российском телевидении как пример сформировавшегося жанра и первый пример шоу подглядывания [5].
В России первым реалити-шоу был аналог западной передачи «Большой Брат», который носил название «За стеклом». Данное реалити-шоу снимали в западном крыле гостиницы «Россия». В неработающем и некогда самом большем отеле мира, создали жилые интерьеры квартиры и все помещения оснастили многочисленными телекамерами. Круглые сутки участники шоу находились под наблюдением. Их жизнь показывали в дневных и ночных телеэфирах и транслировали в интернет.
Огромная популярность данного жанра связана с тем, что зритель подсознательно стремится к «подсматриванию» за чужой жизнью, а также к удовлетворению собственных потребностей. Таким образом, большая степень удовлетворенности жанром, встречается у молодых людей (студенты, ученики), домохозяек, пожилых людей, безработных и людей с невысоким уровнем образования.
Для достижения цели исследования, был использован такой метод, как социологический опрос, который представляет собой метод сбора первичной информации об исследуемом объекте посредством обращения с вопросами к участнику.
При социологическом опросе, который прошли 50 человек, 78,3% из опрошенных -это женщины, а 21,7% - мужчины. Были заданы вопросы «Какие реалити-шоу Вы смотрели на канале «Пятница?» и «Какие реалити-шоу Вы смотрите на данный момент?». Самым популярным реалити-шоу по результатам опороса является программа «Четыре свадьбы», выходящая на телеканале «Пятница». Данное реалити-шоу - это российская версия одноименной британской передачи. Результаты ответов респондентов на вопросы представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Результаты ответов респондентов на вопрос «Какие реалити-шоу Вы
смотрели на канале «Пятница?»
Реалити-шоу «Пацанки» занимает вторую строчку по популярности среди ответов респондентов и составляет 16%. Телепрограмма «Пацанки» стала одной из самого рейтингового телеканала «Пятница». За четыре сезона зрители увидели 56 выпусков, которые снимались в шести странах. Участницы из провинции, как правило, выросшие в неблагополучных семьях, проходят обучение в «Школе леди», с ними работают психологи, педагоги и специалисты по этикету.
На последнем месте находится программа «Черный список» и «Ревизорро» - всего 4% от общего числа.
При опросе, на вопрос «Какие реалити-шоу Вы смотрели на канале «Ю-ТВ?», были получены следующие ответы (см. рис.2).
Топ-модель по американски 5%
Никакое 19%
Дом-2
5%
Супермама
Барышня-
Крестьянка—
8% Обмен женами
16%
^.Беременна в 16 26%
Измены
6%
Соблазны с
------Машей
Малиновской -Ястесняюсь 5% своего тела 5%
Рисунок 2. Результаты ответов респондентов на вопрос «Какие реалити-шоу Вы смотрели на канале «Ю-ТВ»?»
Самым популярным реалити-шоу на телеканале «Ю-ТВ» по результатам опроса является программа «Беременна в 16» (26%). Это первый российский проект, который рассказывает о жизни несовершеннолетних девушек, оказавшихся беременными. Зрители реалити-шоу узнают о всех трудностях выбора: избавиться от будущего потомства или стать любящей матерью. В телепередаче «Беременна в 16» принимают участие только те, кто действительно забеременел в несовершеннолетнем возрасте.
Вторым по популярности является реалити-шоу «Обмен женами» (16%). Это популярное реалити-шоу о современных семьях. Главная цель шоу - это обменяться женами на семь дней.
Выводы. Развлекательные телеканалы «Пятница» и «Ю-ТВ» специализируются на реалити-шоу. В эфирной сетке, на данный момент, на телеканале «Ю» транслируют девять реалити-шоу, а на телеканале «Пятница» семь. Однако при социологическом опросе, в котором приняли участие 50 человек, было выявлено, что самое популярное реалити-шоу на телеканале «Пятница» - это «Четыре свадьбы».
На телеканале «Ю-ТВ» лидирующую позицию среди реалити-шоу занимает «Беременна в 16».
Проводя итоги исследования, можно сделать вывод о том, что целевой аудиторией телеканала «Ю» являются девушки и молодые женщины в возрасте 16-44 лет с доходом от 30000 до 50000 с неполным высшим или высшим образованием. Целевой аудиторией телеканала «Пятница» являются платежеспособные люди в возрасте от 20 до 45 лет, которые следят за трендами моды, ведут активный и здоровый образ жизни, а также с удовольствием путешествуют, увлекаются танцами, фотографиями, рисованием, астрологией, психологией, видеоиграми, пением и вышиванием.
При сравнении целевой аудитории обоих телеканалов выявлено, что телеканал «Ю», в большей степени, ориентирован на женщин, а аудиторию телеканала «Пятница» составляют женщины и мужчины в равной степени.
Список литературы:
1. Абраменко А. Жанр реалити и его особенности на российском телевидении. -URL: http://psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_1/abr_real.htm (дата обращения 20.01.23).
2. Аргументы и Факты. Реалити-шоу. За или против. - URL: https://aif.ru/culture/15407 (дата обращения 08.01.2023).
3. Гриндстафф Л. «Реальное телевидение» и политика социального контроля. -URL: http://cul-turca.narod.ru/Grin.htm (дата обращения 22.01.23).
4. Институт музыкальных инициатив. Как была устроена первая «Фабрика Звезд» и что проект дал артистам. - URL: https://i-m-i.ru/news/star-factory-reality (дата обращения 21.01.23).
5. Парфенов Л. Намедни. Наша Эра. «За стеклом» - URL: https://namednibook.ru/za-steklom.html (дата обращения 24.01.23).
6. Православное Поволжье. Реалити-шоу: значительный элемент сегмента. -URL:https://eparhia-saratov.ru/Articles/realiti-shou-znachimyjj-ehlement-segmenta (дата обращения 21.01.23).
7. Реалити-шоу как жанр телевизионной публицистики. - URL: https://knowledge.allbest.ru/journalism/3c0b65625a3bd78a5d43a88421316d27_2.html (дата обращения 09.01.2023).
8. Реалити-шоу: форма отражения действительности или мыльная опера? - URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=728418 (дата обращения 09.01.2023).
9. Сплетник. Реалити-шоу: история жанра. Жертвы реалити-шоу - URL: https://www.spletnik.ru/blogs/govoryat_chto/129811_realiti-shou-istoriya-zhanra-zhertvy-realiti-shou (дата обращения 22.01.23).
10. Студбукс. Реалити-шоу как жанр телевизионной публицистики. -URL:https://studbooks.net/722156/zhurnalistika/sotsio_psihologicheskie_aspekty_realiti#49 (дата обращения 27.01.23).
11.Уразова С. Л. Реалити-шоу в контексте современного телевидения. - URL: http://www.dslib.net/zhurnalistika/realiti-shou-v-kontekste-sovremennogo-televidenija.html (дата обращения 25.01.23).
УДК 658.8
EVENT-МЕРОПРИЯТИЯ как инструмент продвижения
Пархоменко Светлана Сергеевна,
старший преподаватель Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)
Аннотация. В данной статье рассматривается теоретическо-прикладная основа анализа event-мероприятия как инструмента продвижения. Описаны основные задачи event-маркетинга: формирование у потенциального покупателя положительного мнения и отношения к бренду и самой компании; создание группы единомышленников среди менеджеров компании и потребителей; продвижение продукции повышенного спроса, доступные широкому кругу потребителей; создание эффекта «сарафанного радио», помогая обрести доверие покупателей; внедрение продукции и услуг на рынок запоминающимся способом; управление имиджем фирмы. Охарактеризована проблематика применения event-технологий для продвижения виноделия на территории Республики Крым.
Ключевые слова: event-мероприятия, event-маркетинг, продвижение, технологии, региональный рынок.