Научная статья на тему 'Специфика заголовков современной массовой прессы (на примере издания «Комсомольская правда»)'

Специфика заголовков современной массовой прессы (на примере издания «Комсомольская правда») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
7372
431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВАЯ ПРЕССА / ЗАГОЛОВКИ / СМИ / ВОЗДЕЙСТВИЕ / ВИДЫ ЗАГОЛОВКОВ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Малярчук-прошина У. О.

В статье сквозь призму феномена массовой прессы анализируются заголовки в издании «Комсомольская правда» и выделяются наиболее часто используемые виды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика заголовков современной массовой прессы (на примере издания «Комсомольская правда»)»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 2410-700Х

по аспектологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.

© Коваленко Б.Н., Буслах М., 2017

УДК 811.161.1-92

У.О. Малярчук-Прошина

канд. филол. наук, доцент ТА КФУ имени В. И. Вернадского,

г. Симферополь, РФ Е-тай: таЦ [email protected]

СПЕЦИФИКА ЗАГОЛОВКОВ СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ ПРЕССЫ (НА ПРИМЕРЕ ИЗДАНИЯ «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»)

Аннотация

В статье сквозь призму феномена массовой прессы анализируются заголовки в издании «Комсомольская правда» и выделяются наиболее часто используемые виды.

Ключевые слова Массовая пресса, заголовки, СМИ, воздействие, виды заголовков.

Современная массовая пресса освещает события общественной и политической жизни, рассматривает разнообразные области человеческой деятельности, подавая информацию ярко, броско, с тем, чтобы привлечь внимание аудитории. Однако эффективное восприятие газетного текста, прежде всего, определяется заголовком, который экономит усилия читателя в процессе нахождения интересующей его информации. В связи с этим исследование особенностей заголовков массовых изданий особенно актуально.

Массовая пресса - это пресса, которая ориентирована на описание максимально актуальных социально-бытовых проблем, доступных для понимания массовой аудиторией [3]. Сам термин «массовая пресса» практически не используется в исследовательской литературе, но часто упоминается в качестве явления, противоположного качественной прессе. Массовая пресса ориентирована прежде всего на читателя, «которому нужно дать развлекательную информацию, не приглашая к соразмышлению. Взаимоотношения между адресатом и адресантом непаритетны: автор не идентифицирует себя с читателем, он предлагает ему игру, исходя из собственных представлений о том, что нужно этому читателю. При этом уровень авторского представления об аудитории невысок. Опора здесь не на интеллектуальное доверие к аудитории, а на ее готовность усвоить любой предложенный текст» [1].

Цель данной статьи - проанализировать заголовки в издании «Комсомольская правда» и выделить их основные виды. В нашем исследовании при изучении видов заголовков мы будем опираться на следующую классификацию [2]: Заголовок-хроника - заголовок в виде головной строки, которая сообщает самую главную информацию. Заголовок-«бегущая строка» - заголовок, который переходит в текст, т.е. в качестве заголовка выступает самое начало материала. Заголовок-игровое резюме, или игровой заголовок - заголовок, созданный при помощи языковой игры, который предоставляет самую важную информацию публикации. Резюме-парадокс - заголовок, который привлекает своей сенсационностью. Заголовок-цитата - заголовок, который включает цитаты известных людей, упоминающихся в публикации. Помогает удвоить интерес к публикации. Заголовок-интрига - заголовок, основанный на недосказанности и многозначительности, чем и привлекает читателя. Заголовок-«ужастик» - заголовок, содержащий шокирующие сведения. «Вирши» -рифмованные заголовки. «Лозунги и призывы» - заголовки, звучащие как лозунги и призывы. Восклицание, вопрос, многоточие.

Полагаем, что не все названные виды заголовков целесообразно выделять. Так, многие исследователи объединяют заголовки восклицания, многоточия или относят их к игровым. Отметим, что при исследовании

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_

функционально-стилистических особенностей заголовков современной массовой прессы нас будут интересовать прежде всего их лингвистические характеристики

Если говорить об избрании в качестве материала исследования статей газеты «Комсомольская правда», то необходимо отметить, что она является одним из старейших печатных изданий в Крыму. Аудитория, на которую ориентировано издание, маркируется пометкой 16+. Газета - общественно-политическая, поэтому её основной аудиторией будут граждане, интересующиеся ситуацией в Крыму, стране и мире. Тираж издания

- от 200 тыс. до 400 тыс. экземпляров.

Охарактеризуем популярные виды заголовков. Игровой заголовок. Экспрессивность, выразительность такого заголовка демонстрирует творческий характер работы журналиста над новостью и позволяет обратиться к фантазии читателя уже при знакомстве с материалом.

Способов создания игровых заголовков несколько. Самый распространённый - изменение прецедентных выражений: Я достаю из карманов бездонных баксы для хлопчиков прикордонных («Комсомольская правда» от 19 мая 2015 года) - Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза (стихи о советском паспорте. В. В. Маяковский); Летят перелетные фейки («Комсомольская правда» 1 апреля 2015 года) - Летят перелетные птицы в осенней дали голубой (песня); Театр одного «Тангейзера» («Комсомольская правда» 1 апреля 2015 года) - Театр одного актёра (популярное в 1920-е гг. неофициальное название театра «Современник», основанного в 1927 г., в котором был единственный актер

— Владимир Николаевич Яхонтов (1899 - 1945). Употребляется: в прямом смысле: о театре, где режиссер и исполнитель ролей - одно лицо, а также об актере, который один разыгрывает всю пьесу, выступая в роли всех ее персонажей, или о чтеце-декламаторе. Употребляется: ирон. иносказательно об учреждении, организации и т. д., в которых все подчинено воле их руководителя [2].

Часто встречаются аллюзии, отсылки к уже известным статьям или прецедентным текстам: Рагу из синей птицы (Комсомольская правда» от 26 мая 2015 года) - «Рагу из синей птицы» — статья, опубликованная в «Комсомольской правде» от 11 апреля 1982, которая содержала письмо с резкой критикой творчества музыкальной группы «Машина времени». Критика рок-музыки носила идеологический, а не содержательный характер: «Недаром специалисты с огорчением замечают здесь отголоски, а то и прямые заимствования из практики отгремевших зарубежных рок-групп»; «Нам же хотелось — и мы не считаем это желание личной прихотью, — чтобы советские ансамбли работали с поправкой на наше, советское, время...»; «Мы говорим о позиции ансамбля, каждый вечер делающего тысячам зрителей опасные инъекции весьма сомнительных идей.»; И бесплатно покажет кино!» («Комсомольская правда» от 19 апреля) -строчка из известной детской песни «Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете...».

Для создания игровых заголовков используются:

• средства синтаксиса, такие как синтаксический параллелизм: Из гречки - для сердца, из овсянки - для молодости кожи («Комсомольская правда» от 9 марта 2016 года); Сыр по-итальянски и модернизация ЖКХ по-чешски («Комсомольская правда» от 19 апреля); оценочные сравнения: Посол Украины оделась к королеве, как Верка Сердючка («Комсомольская правда» от 9 марта 2016 года); Порошенко стал «циничным бандерой» («Комсомольская правда» 1 апреля 2015 года).

• ресурсы лексики - образность, стилистические элементы.

Среди актуализированных в заголовках стилистических элементов выделим разговорные элементы: Есть у нас мечта - «закачаешься»! («Комсомольская правда» от 9 марта 2016 года). Суббота - день «ботанов» («Комсомольская правда» от 16 октября).

Журналисты применяют различные виды образности:

• олицетворения: Срыв переговоров в Катаре: нефть не пожелала замораживаться («Комсомольская правда» от 19 апреля); Процесс пошел: майдан бежит к нам («Комсомольская правда» 1 апреля 2015 года); Рубль продолжает наступать («Комсомольская правда» от 19 мая 2015 года); В Симферополе цены на продукты обскакали московские («Комсомольская правда» от 9 марта 2016 года); Рубль противоречит ценам на нефть («Комсомольская правда» от 16 октября); У нашей газеты вся грудь в орденах! («Комсомольская правда» от 26 мая 2015 года); Убийца смартфонов превратит вашу руку в дисплей («Комсомольская правда» 1 апреля 2015 года).

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_

• эпитеты: Наш пилот прикрыл крылом родной берег от чужого глаза («Комсомольская правда» от 19 апреля); Вместо послесловия. Ползучая демократия («Комсомольская правда» от 19 мая 2015 года).

• метафоры: Как я служил в «диванных войсках» Украины («Комсомольская правда» 1 апреля 2015 года); «Виртуальное золото» («Комсомольская правда» 1 апреля 2015 года); Пиар в аффекте («Комсомольская правда» от 9 марта 2016 года); Россияне избавились от 1,5 млн. килограммов лишнего веса («Комсомольская правда» от 9 марта 2016 года).

Итак, при создании игровых заголовков используются различные функционально-стилистические средства: языковая игра, применяются ресурсы лексики и синтаксиса.

Заголовок-вопрос - ещё один распространённый вид заголовка, используемого в газете «Комсомольская правда». Такие заголовки содержат проблемный вопрос и позволяют моментально сориентировать читателя в затрагиваемой теме. Заголовки-вопросы в издании формируются с помощью нескольких способов.

Первый способ - вопросительная конструкция, часто - риторическая. Этот способ наиболее распространённый: Надо ли прощать тех, кто оскорблял нашу страну? («Комсомольская правда» 1 апреля 2015 года); Как найти компромисс между курильщиками и некурящими? («Комсомольская правда» от 16 октября); Кого не выпустят из-за долгов за рубеж этим летом? («Комсомольская правда» от 19 мая 2015 года). Второй способ - вопросительная конструкция, оформленная в виде невопросительной: Сколько заработали и чем владеют министры («Комсомольская правда» от 19 апреля); Что делать, если начальник планирует «оптимизацию штатов» («Комсомольская правда» от 19 мая 2015 года). Третий способ -вопросительная конструкция, используемая в качестве приема диалогизации. Примеры: В кризис мы готовились поддерживать отечественного производителя. Только где же он? («Комсомольская правда» от 19 мая 2015 года); Санкции приостановлены. Что дальше? («Комсомольская правда» от 16 октября).

Разнообразие способов создания заголовков-вопросов говорит об эффективности воздействия таких синтаксических конструкций на аудиторию.

Заголовок-цитата - следующий по распространённости вид заголовка, используемый в газете «Комсомольская правда». Привлечение цитаты вызывает наибольшее доверие у читателей.

Заголовок-цитата оформляется несколькими способами. Первый - предложение с прямой речью -прямое цитирование: указание на автора цитаты и использование самой цитаты. Цитируемое предложение или часть текста приведены полностью. Такой заголовок подразумевает употребление цитат известных деятелей, бизнесменов, артистов для повышения интереса аудитории. Приведём примеры: Вячеслав Фетисов: Я отбивался от сериала как мог. Вокруг столько легенд, почему я? («Комсомольская правда» 118 от 16 октября); Евгений Плющенко: Очень хочу кататься под Высоцкого («Комсомольская правда» 1 апреля 2015 года).

Второй способ оформления заголовка-цитаты - изолированный компонент текста, который не сопровождается вводными словами или словами автора. Такая «вырванная» цитата не всегда удачно репрезентирует материал, при этом нарушает правила оформления цитат, принятых в русском литературном языке. Приведём примеры: «Волнуемся за себя и страну» («Комсомольская правда» от 16 октября); «Он говорит тихим голосом, но хочется сразу исчезнуть» («Комсомольская правда» от 19 апреля).

Третий способ оформления заголовка-цитаты - цитируемое предложение или часть текста приведены полностью, отдельно даётся автор высказывания: С великой победой, товарищи! Да здравствует великий советский народ-победитель! И. Сталин («Комсомольская правда» от 26 мая 2015 года).

Итак, заголовок-цитата в изданиях оформляется тремя способами. Отметим, что все выбранные для заголовка цитаты достаточно яркие и эмоциональные, при этом содержательные, конкретные и недлинные.

При создании заголовка-парадокса сталкиваются противоречащие логике утверждения или абсурдные высказывания. Нередко такие заголовки основаны на эффекте обманутого ожидания, который является инструментом языковой игры, поэтому мы полагаем, что заголовок-парадокс можно отнести к игровому. Приведем примеры заголовков-парадоксов в газете «Комсомольская правда»: Битва супермодели Водяновой с шашлычником («Комсомольская правда» от 16 октября); В Антарктиду за арбузами («Комсомольская правда» от 16 октября); На перекур - с огнетушителем («Комсомольская правда» от 16 октября).

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х

Выводы. Основная черта игровых заголовков - экспрессивность, яркая выразительность, которые позволяют вовлечь читателя в более продуктивное знакомство с публикацией. Наиболее распространённые способы создания игровых заголовков в «Комсомольской правде» - это изменение прецедентных выражений, использование аллюзий, отсылок к уже известным статьям или прецедентным текстам, каламбуры, олицетворения, эпитеты, метафоры, синтаксический параллелизм, вкрапления разговорных элементов. Заголовки-цитаты в «Комсомольской правде достаточно яркие и эмоциональные, при этом содержательные, конкретные и недлинные.

Заголовки-вопросы содержат проблемный вопрос и позволяют моментально сориентировать читателя в затрагиваемой теме. Они формируются с помощью нескольких, но однотипных способов: вопросительной конструкции, часто - риторической; вопросительной конструкции, оформленной в виде невопросительной; вопросительной конструкции, используемой в качестве приема диалогизации.

При создании заголовка-парадокса сталкиваются противоречащие логике утверждения или абсурдные высказывания. Нередко такие заголовки основаны на эффекте обманутого ожидания, который является инструментом языковой игры, поэтому мы полагаем, что заголовок-парадокс можно отнести к игровому.

В ходе исследования было выявлено, что некоторые игровые заголовки не всегда корректно презентуют публикацию. Полагаем, именно поэтому некоторые материалы могут показаться в каком-то роде «желтыми» или бульварными, хотя в текстах поднимаются достаточно серьезные политические, экономические или социальные темы. Это используется для эпатажа, повышения интереса аудитории, хотя не является оправданным. Достигнуть привлечения внимания редакция могла бы за счёт использования большего количества лексических и морфологических ресурсов выразительности, более частого обращения к приёмам языковой игры, тщательного отбора функционально-стилистических средств и увеличения их многообразия.

Список использованной литературы:

1. ЖурДом [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://jourdom.ru/ (дата обращения: 24.01.2017).

2. Краснова А. Н. Названия публикаций в периодической периодике начала XXI века [электронный ресурс] / А. Н. Краснова. - Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-151722.html?page=3 (дата обращения: 24.01.2017).

3. Юрченко И. В. «Желтая» пресса как отражение массовой культуры (на материале немецкой газеты «Bild») / И. В. Юрченко. - МГУ. - №4. - с. 146 - 149.

© Малярчук-Прошина У.О., 2017

УДК 821.112

Мельникова Ирина Марковна

канд. филол. наук, доцент СамГТУ, г. Самара, РФ e-mail: [email protected]

«САРМАТИЯ» ЙОГАННЕСА БОБРОВСКОГО Аннотация

Поэтический образ «Сарматия» немецкоязычного поэта ХХ века Й. Бобровского рассматривается как сложный комплекс нравственных принципов и эстетических взглядов, выработанных поэтом в диалоге с общекультурным опытом.

Ключевые слова

Йоганнес Бобровский, Сарматия, образ путника, художественный язык, опыт границы, диалог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.