Научная статья на тему 'Специфика юридической техники локальных нормативных актов'

Специфика юридической техники локальных нормативных актов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1001
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / ЛОКАЛЬНАЯ НОРМОТВОРЧЕСКАЯ ТЕХНИКА / ПРАВОВАЯ МИНИМАЛЬНОСТЬ / INTERNAL STATUTORY ACT / INTERNAL RULE-MAKING TECHNIQUE / LEGAL MINIMALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калюжнов Евгений Юрьевич

Постулируется рабочее определение локального нормативного правового акта. Выявляется негативная юридико-техническая тенденция регулятивной избыточности при подготовке таких актов и предлагается использование принципа «нормативно-предписательной минимальности» для ее преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF LOCAL STATUTORY ACTS' LEGAL TECHNIQUE

An "operative definition" of an internal statutory act is postulated. The regulatory redundancy legal-technical negative tendency while drafting of such acts is revealed, and usage of the "prescriptive regulatory minimum" principle to overcome the trend is proposed.

Текст научной работы на тему «Специфика юридической техники локальных нормативных актов»

© Калюжнов Е.Ю., 2012

МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

УДК 340.1 ББК 67.01

СПЕЦИФИКА ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

Е.Ю. Калюжнов

Постулируется рабочее определение локального нормативного правового акта. Выявляется негативная юридико-техническая тенденция регулятивной избыточности при подготовке таких актов и предлагается использование принципа «нормативно-предписательной минимальности» для ее преодоления.

Ключевые слова: локальный нормативный правовой акт, локальная нормотворческая техника, правовая минимальность.

Постулировав в качестве рабочего определение локальных нормативных правовых актов (далее - ЛНПА) как НПА, действующих в рамках отдельно взятого юридического лица или трудовых отношений с лицом, являющимся ИП и выступающим в качестве работодателя (в соответствии с ч. 1 ст. 8 ТК РФ), стоит отметить, что локальное нормотворчество по своему содержанию распространяется лишь на определенные «участки». Обладая конкретизирующим свойством, оно не только компенсирует несовершенство законодательства, но и детализирует его [1], переводя абстрактное содержание первоначальных норм на более конкретный уровень посредством операции ограничения понятий (уменьшения их объема на основе расширения содержания) [3, с. 54-62; 4, с. 58]. Вместе с тем, ЛНПА также способны и реально могут в той или иной степени восполнять пробелы законодательства и осуществлять первичное правовое регулирование [2, с. 15].

Однако обзор практики подготовки (создания) ЛНПА показывает, что существуют как минимум два распространенных негативных юридико-технических явления, по сути, разрушающих саму концепцию таких актов как инструментов децентрализованного регулирования (саморегулирования), а именно:

а) доведение до исполнителей актов большей юридической силы посредством ЛНПА (так называемая нормативная ретрансляция - текстуальная или смысловая), что может быть вполне удобным в организационно-техническом отношении, но никак не служит конкретизации нормативно-правовых предписаний и создает проблему некомпетентно-излишней (по предмету, по механизму реализации и по санкциям) регламентации в условиях динамичного законодательства России;

б) дублирование содержания ЛНПА схожей юридической природы (к примеру, положений Устава ООО, в котором абзац 12-й ч. 2 ст. 12 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» позволяет предусмотреть иные положения, не противоречащие ему и иным федеральным законам, в Правилах внутреннего трудового распорядка общества), что также нарушает принципы предметности и неизбыточности правового регулирования.

Таким образом, представляется разумным сформулировать принцип «нормативно-предписательной минимальности» для целей локального нормотворчества, сводимый к тому, что в тексте ЛНПА является необходимым, достаточным и/или целесообразным для закрепления только то, что:

1) обязательно в силу императивного положения акта большей юридической силы (к примеру, требования ч. 3 ст. 11 ФЗ «Об ак-

МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

ционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ о содержании Устава общества);

2) возможно для регламентации вследствие диспозитивных предписаний акта большей юридической силы (так, ч. 2 ст. 41 ТК РФ содержит примерный перечень предметов обязательств сторон коллективных переговоров, включаемых в коллективный договор);

3) уникально в силу «пробельности» законодательства или правовой «невовлеченности» общественных отношений [например, корпоративный институт «брендбука» (как кодекса правил по визуализации и применению торговой марки и/или коммерческого обозначения) практически не имеет смысла с точки зрения ГК РФ, но в силу принципов права и применения аналогии с ФКЗ от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» позволяет минимизировать правовые риски при использовании средств индивидуализации юрлиц].

В итоге, подобное «низовое», «общественное» право в корректном ЛНПА значительно расширяет сферу регулирования, со-

здает надежную «правовую подушку» и способствует превращению общества из пассивного объекта властного юридического воздействия в активную саморегулируемую систему.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Конкретизация законодательства как техникоюридический прием нормотворческой, интерпретационной, правоприменительной практики: материалы Международного симпозиума (Геленджик, 27-28 сентября 2007 г) / под ред. В. М. Баранова. Н. Новгород : Нижегородская академия МВД России, 2008. - 1134 с.

2. Лебедев, В. М. Взаимодействие систем трудового права и трудового законодательства / В. М. Лебедев // Российская юстиция. - 2003. -№11.- С. 14-15.

3. Маленко, Т. В. Локальный нормативный акт в системе объектов правового мониторинга / Т. В. Маленко // Журнал российского права. -2010.- № 1. - С. 54-62.

4. Рабинович, П. М. Проблемы теории законности развитого социализма / П. М. Рабинович. - Львов : Выща шк. Изд-во при Львов. унте, 1979. - 204 с.

SPECIFICITY OF LOCAL STATUTORY ACTS’ LEGAL TECHNIQUE

E.Yu. Kalyuzhnov

An “operative definition” of an internal statutory act is postulated. The regulatory redundancy legal-technical negative tendency while drafting of such acts is revealed, and usage of the “prescriptive regulatory minimum” principle to overcome the trend is proposed.

Key words: internal statutory act, internal rule-making technique, legal minimality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.