Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВ ГЕРОЕВ-ЛИДЕРОВ В РОМАНЕ-ПРИТЧЕ УИЛЬЯМА ГОЛДИНГА «ПОВЕЛИТЕЛЬ МУХ»'

СПЕЦИФИКА ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВ ГЕРОЕВ-ЛИДЕРОВ В РОМАНЕ-ПРИТЧЕ УИЛЬЯМА ГОЛДИНГА «ПОВЕЛИТЕЛЬ МУХ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
340
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРБАЛЬНЫЙ И НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ЯЗЫК / СООБЩЕНИЕ / НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИМПЕРАТИВНОСТЬ / ЯЗЫК ЖЕСТОВ / ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ / VERBAL AND NON-VERBAL LANGUAGE / MESSAGE / NONVERBAL BEHAVIOR / IMPERATIVE / SIGN LANGUAGE / VERBAL AND NON-VERBAL MEANS OF COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кузнецов Р. А.

Статья посвящена изучению специфичных лексических средств реализации образов героев-лидеров в рамках художественного произведения. В работе также рассматриваются типы лидерства М. Вебера (традиционное лидерство, рационально-легальное лидерство и харизматическое лидерство) и М.Г. Берне (преобразователи и дельцы), а также лексемы, эксплицитно передающие внешность героев-лидеров, которая имплицитно отражает как отношение писателя к героям, так и характер самих персонажей. Материалом для исследования послужили языковые единицы из романа-притчи Уильяма Голдинга «Повелитель мух», значения которых передают характерные черты внешности таких героев, как Ральф и Джек. В работе дается характеристика цветовой гаммы (маски, одежды) с позиции психологии восприятия цвета; невербального общения детей с упором на психологию невербального общения и подросткового возраста. Использование огромного пласта эмоционально-оценочной лексики (положительной и отрицательной) при описании внешнего вида Ральфа и Джека свидетельствует о том, что автор произведения пытается показать свое отношение к героям романа-притчи «Повелитель мух», посредством которых выражаются характерные внешние черты политических лидеров (демократичного и деспотичного). Уильям Голдинг при описании Ральфа и Джека использует принцип дуальности (два начала, которые либо несводимы друг к другу, либо противоположны): при описании Ральфа писатель использует лексемы только с положительной коннотацией, в то время как при воссоздании образа Джека используются только слова с негативной оценкой. Автор статьи приходит к выводу о том, что писатель испытывает симпатию к демократическому режиму, который выражен образом Ральфа и антипатию к тоталитаризму, который выражен образом Джека. В ходе данного исследования автор также приходит к выводу о том, что в образе Джека Меридью присутствуют типичные черты другого деспотичного лидера - Адольфа Гитлера. К данному выводу можно прийти благодаря знакомству с внешним описанием героя и используемыми им словоформами (обозначение животного местоимением женского рода, императивы и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF THE LANGUAGE MEANS OF RENDERING THE IMAGES OF CHARACTERS-LEADERS IN THE PARABLE-NOVEL “LORD OF THE FLIES” BY WILLIAM GOLDING

The article is devoted to the study of specificity of language means of implementing the images of heroes-leaders in the framework of a work of art. The paper considers the types of leadership of M. Weber (traditional leadership, rational-legal leadership and charismatic leadership) and M.G. Berne (transformers and dealers), as well as lexemes that explicitly convey the appearance of the heroes-leaders, which implicitly reflects both the writer’s attitude to the characters and the nature of the characters themselves. The research material is the language units that is taken from the parable-novel by William Golding “Lord of the flies” and the meanings of which convey the characteristic features of the appearance of such characters as Ralph and Jack. The paper describes the color scheme (masks, clothing) from the perspective of the color psychology. It also describes non-verbal communication of children with an emphasis on the social psychology of non-verbal communication and adolescent psychology. Using a complex of emotional and evaluative vocabulary (positive and negative) when describing the appearance of Ralph and Jack indicates that the writer is trying to show his attitude to the heroes of the parable-novel “Lord of the flies”, through which the characteristic external features of political leaders (democratic and despotic) are expressed. William Golding uses the principle of duality (two principles that are either irreducible or opposite to each other) when describing Ralph and Jack. Describing Ralph, the writer uses lexemes only with a positive connotation, while when the author recreates the image of Jack, he uses only words with a negative assessment. Thus, the author of the article comes to the conclusion that the writer feels sympathy for the democratic regime, which is expressed in the image of Ralph and antipathy to totalitarianism, which is expressed in the image of Jack. In the course of this study, the authors also come to the conclusion that in the image of Jack Meridew there are typical features of another despotic leader Adolf Hitler. This conclusion can be reached due to the external description of the hero and the word forms used by him (designation of an animal with a feminine pronoun, imperatives, etc.).

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВ ГЕРОЕВ-ЛИДЕРОВ В РОМАНЕ-ПРИТЧЕ УИЛЬЯМА ГОЛДИНГА «ПОВЕЛИТЕЛЬ МУХ»»

Оригинальная статья УДК 811.111-26

DOI: 10.29025/2079-6021-2020-4-190-199

Специфика языковых средств реализации образов героев-лидеров в романе-притче Уильяма Голдинга «Повелитель мух»

Р.А. Кузнецов

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, (Российская Федерация, г. Самара) ORCID ID: 0000-0001-7004-9991; e-mail: [email protected]

Получена: 12.10.2020 /Принята: 09.11.2020 /Опубликована онлайн: 25.12.2020

Резюме: Статья посвящена изучению специфичных лексических средств реализации образов героев-лидеров в рамках художественного произведения. В работе также рассматриваются типы лидерства М. Вебера (традиционное лидерство, рационально-легальное лидерство и харизматическое лидерство) и М.Г. Берне (преобразователи и дельцы), а также лексемы, эксплицитно передающие внешность героев-лидеров, которая имплицитно отражает как отношение писателя к героям, так и характер самих персонажей. Материалом для исследования послужили языковые единицы из романа-притчи Уильяма Голдинга «Повелитель мух», значения которых передают характерные черты внешности таких героев, как Ральф и Джек. В работе дается характеристика цветовой гаммы (маски, одежды) с позиции психологии восприятия цвета; невербального общения детей с упором на психологию невербального общения и подросткового возраста. Использование огромного пласта эмоционально-оценочной лексики (положительной и отрицательной) при описании внешнего вида Ральфа и Джека свидетельствует о том, что автор произведения пытается показать свое отношение к героям романа-притчи «Повелитель мух», посредством которых выражаются характерные внешние черты политических лидеров (демократичного и деспотичного). Уильям Голдинг при описании Ральфа и Джека использует принцип дуальности (два начала, которые либо несводимы друг к другу, либо противоположны): при описании Ральфа писатель использует лексемы только с положительной коннотацией, в то время как при воссоздании образа Джека используются только слова с негативной оценкой. Автор статьи приходит к выводу о том, что писатель испытывает симпатию к демократическому режиму, который выражен образом Ральфа и антипатию к тоталитаризму, который выражен образом Джека. В ходе данного исследования автор также приходит к выводу о том, что в образе Джека Меридью присутствуют типичные черты другого деспотичного лидера - Адольфа Гитлера. К данному выводу можно прийти благодаря знакомству с внешним описанием героя и используемыми им словоформами (обозначение животного местоимением женского рода, императивы и т.д.).

Ключевые слова: вербальный и невербальный язык, сообщение, невербальное поведение, императивность, язык жестов, вербальные и невербальные средства коммуникации.

Для цитирования: Кузнецов Р.А. Специфика языковых средств реализации образов героев-лидеров в романе-притче Уильяма Голдинга «Повелитель мух». 2020. №4. С. 190-199.

Original Paper

DOI: 10.29025/2079-6021-2020-4-190-199

Specificity of the language means of rendering the images of characters-leaders in the parable-novel "Lord of the flies" by William Golding

Ruslan A. Kuznetsov

SamaraNationalResearchUniversity,

«Reaviz» MedicalUniversity ORCID ID: 0000-0001-7004-9991; e-mail: [email protected]

Received: 12.10.2020 /Accepted: 09.11.2020 /Published online: 25.12.2020

Abstract: The article is devoted to the study of specificity of language means of implementing the images of heroes-leaders in the framework of a work of art. The paper considers the types of leadership of M. Weber (traditional leadership, rational-legal leadership and charismatic leadership) and M.G. Berne (transformers and dealers), as well as lexemes that explicitly convey the appearance of the heroes-leaders, which implicitly reflects both the writer's attitude to the characters and the nature of the characters themselves. The research material is the language units that is taken from the parable-novel by William Golding "Lord of the flies" and the meanings of which convey the characteristic features of the appearance of such characters as Ralph and Jack. The paper describes the color scheme (masks, clothing) from the perspective of the color psychology. It also describes non-verbal communication of children with an emphasis on the social psychology of non-verbal communication and adolescent psychology. Using a complex of emotional and evaluative vocabulary (positive and negative) when describing the appearance of Ralph and Jack indicates that the writer is trying to show his attitude to the heroes of the parable-novel "Lord of the flies", through which the characteristic external features of political leaders (democratic and despotic) are expressed. William Golding uses the principle of duality (two principles that are either irreducible or opposite to each other) when describing Ralph and Jack. Describing Ralph, the writer uses lexemes only with a positive connotation, while when the author recreates the image of Jack, he uses only words with a negative assessment. Thus, the author of the article comes to the conclusion that the writer feels sympathy for the democratic regime, which is expressed in the image of Ralph and antipathy to totalitarianism, which is expressed in the image of Jack. In the course of this study, the authors also come to the conclusion that in the image of Jack Meridew there are typical features of another despotic leader Adolf Hitler. This conclusion can be reached due to the external description of the hero and the word forms used by him (designation of an animal with a feminine pronoun, imperatives, etc.).

Keywords: verbal and non-verbal language, message, nonverbal behavior, imperative, sign language, verbal and non-verbal means of communication.

For citation: Kuznetsov R.A. Specificity of the language means of implementing the images of heroes-leaders in the parable-novel "Lord of the flies" by William Golding. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2020, no 4, pp. 190-199 (In Russ.).

Введение

Уильям Голдинг - это один из многих писателей, которые видели ужасы второй мировой войны своими глазами, а также стали свидетелями жестокости фашисткой системы Гитлера. После окончания войны писатель задумался о бытии человека. Одним из наиболее интересующих его вопросов был следующий: «Откуда в одном человеке может быть столько зла и жестокости?». Рассуждением Голдинга на данный вопрос является роман-притча «Повелитель мух», который был опубликован в 1954 году и который принес автору произведения мировую славу.

В данном художественном произведении рассматривается множество проблем: противоборство добра и зла, противостояние реальному и невротическому страху, борьба интересов.

В нашем исследовании мы акцентируем внимание только на борьбе интересов, которая выражена столкновением двух лидеров: Джека и Ральфа. Особенностью языковой репрезентации борьбы двух

лидеров (различных политических режимов) в рассматриваемом романе является использование принципа дуальности при внешнем описании героев, посредством которого в начале романа выражается отношение автора к различным типам политического лидерства, а в конце - превосходство тоталитаризма (вождя-диктатора) над демократизмом (лидером-демократом). Отражение метафорического превосходства одного типа политического режима над другим достигается также путем внешнего описания героев: Джек (вождь-диктатор), по мере развития сюжета, из обычного подростка превращается в вождя, которого боятся и уважают все на острове; Ральф (лидер-демократ), в свою очередь, из всеобщего любимчика превращается в «свинью» для охоты, которую от убийства племенем Джека спасла случайность.

Цель статьи

Целью статьи является анализ языковых средств реализации образов героев-лидеров в романе-притче Уильяма Голдинга «Повелитель мух» с целью выделения специфических особенностей при описании внешних признаков внешности Ральфа и Джека, которые служат олицетворением разных политических режимом (демократизм и тоталитаризм).

Обзор литературы

В ходе проведения нашего исследования, мы опирались на труды социологов, психологов и лингвистов, поскольку данное исследование имеет междисциплинарный характер. Среди многочисленных трудов социологов нами была изучена работа Д.В. Катаева, в которой он рассматривал особенности демократического управления в социологии М. Вебера [1].

Кроме того, в нашем исследовании мы также опирались на классификацию лидерства М.Г. Берне. Нами также была изучена работа Кравцовой Г.О., в которой автор на основе классификации Берне выделила дельцов и преобразователей [2].

Исследуя специфику языковых средств реализации образов героев-лидеров, мы изучили труды следующих психологов с целью интерпретации внешнего вида Ральфа и Джека: из области психологии цвета были рассмотрены работы И.А. Макевниной И.А. и Т.В. Черницыной [3], а также В.А. Суровцева и К.А. Родина [4]; из области подростковой психологии - труды Б.И. Галимова о подростковой агрессивности [5].

Для того чтобы отобрать соответствующий материал для дальнейшего его изучения, нами была проанализирована статья лингвиста Ю.В. Дмитриевой, объектом исследования которой послужило невербальное общение и его интерпретация: об аспектах невербального поведения с точки зрения языкового выражения [6].

Методы исследования

Приоритетными методами для выявления и анализа языковых средств реализации образов героев-лидеров в художественном произведении в рамках проведенного исследования являются метод контекстологического описания и описательный метод. Данный выбор методов обусловлен тем, что контекстуальный метод способствует установлению специфических черт языковых средств, отобранных в ходе исследования; описательный метод помогает выявить характерные особенности изучаемых лексем комплексно в рамках романа-притчи «Повелитель мух».

Результаты и дискуссии

Если опираться на классификацию типов лидерства Вебера (традиционное лидерство, рационально-легальное лидерство и харизматическое лидерство), то для Ральфа будет характерно рационально-легальное лидерство, поскольку он стал вождем благодаря голосованию ребят, которые единогласно (за исключением участников хора) проголосовали «за» [1]. Приведем диалог в подтверждение наших слов:

- «Him with the shell»

- «Ralph! Ralph!»

- «Let him be chief with the trumpet-thing» [7: 15].

Что касается Джека, то по способу узурпирования власти его можно отнести к харизматическому лидеру, поскольку ребята возвели его в культ. Проиллюстрируем это примером из романа-притчи:

The two savages murmured. Jack spoke sharply.

- «Go on!»

The two savages looked at each other, raised their spears together and spoke in time.

- «The Chief has spoken» [7: 125].

К этому выводу можно прийти, изучив, каким способом ребята начали называть Джека «вождем»: психическое и физическое превосходство подростка позволяет ему манипулировать неокрепшими детскими умами, тем самым давить на них как психологически, так и физически и тешить свое самолюбие. Кроме того, обожествление Джека на языковом уровне передается лексемой «Chief», которая независимо от расположения в предложении пишется с заглавной буквы [8].

Говоря о политическом лидерстве, стоит выделить классификацию М.Г. Берне, который разделял лидеров на две категории: преобразователи (руководят, основываясь на своем видении мира и общественного развития) и дельцы (акцентируют внимание на конкретных аспектах, забывая о глобальном представлении и развитии общества). Исходя из данной классификации, Ральфа мы отнесли к категории «преобразователя», а Джек - «дельца» [1].

Ральф является «преобразователем» по той причине, что постоянно беспокоится о спасении ребят (группа находится на необитаемом острове), поддержании огня (путь к спасению), психологическом состоянии малышей (постоянно боятся появление «зверя»). Кроме того, Ральф является и либеральным лидером, поскольку всегда все решения он принимает с согласия всех ребят путем голосований и собраний.

Приведем пример, который иллюстрирует желание спасти ребят:

There's another thing. We can help them to find us. If a ship comes near the island they may not notice us. So we must make smoke on top of the mountain. We must make a fire [7: 29].

Этой идеи Ральф придерживался придерживается на протяжении всего произведения. И следует отметить, что герой был прав, потому что благодаря дыму группу ребят с необитаемого острова и эвакуировали британские военные.

Джек является «дельцом», поскольку он преследует только одну идею охоты, которая переросла с убийства животных в жестокую расправу над людьми (Хрюшей и Саймоном). Помимо этого, Джеку характерны черты характера диктатора, поскольку при общении с ребятами он использует ультимативные и императивные формы, а также элементы нейролингвистического программирования (НЛП).

Приведем в качестве примера его помешанности на убийстве свиней следующий диалог:

- «Rescue? Yes, of course! All the same, I'd like to catch a pig first».

He snatched up his spear and dashed it into the ground. The opaque, mad look came into his eyes again. Ralph looked at him critically through his tangle of fair hair.

- «So long as your hunters remember the fire...»

- «You and your fire!» [7: 44].

Данный диалог между Ральфом и Джеком иллюстрирует приоритеты: первый хочет спасти отряд от неминуемой смерти на острове в то время, как второй - убивать с целью развлечения (однако истинные мотивы прикрыты благородной целью накормить ребят). В дальнейшем повествовании Джек из убийства свиньи сделал полноценный обряд с песнями и танцами, в центре которого находится «великий» вождь Джек.

Уильям Голдинг является приверженцем философии христианского экзистенциализма, поэтому Ральф-лидер писателю ближе, даже несмотря на то, что писатель видел свободу и единство людей в Боге, а не в одной личности. Но доброта, отзывчивость, гуманность и человечность Ральфа вызывают у писателя эмпатию. Кроме того, еще большим парадоксом романа-притчи «Повелитель мух» является то, что именно Джек стал вождем, которого слушали все безоговорочно в то время, как Ральфа хотели убить. Данным сюжетным поворотом Голдинг, по нашему мнению, попытался проиллюстрировать тот факт, что современное общество считает доброту слабостью, а единственным способом воздействия на массы является тотальный террор. Опираясь на результаты нашего лингвистического исследования, мы приходим к выводу о том, что произведение «Повелитель мух» с объективно-авторской политической проспекции можно считать «бессмертным» или «вечным», поскольку рассматриваемая проблема была актуальна в XX веке и будет актуальной в XXI в.

Для того чтобы понять отношение автора произведения к двум диаметрально противоположным героям-лидерам, рассмотрим особенности описания внешнего вида Ральфа и Джека и их взаимоотношения друг с другом. В результате проведенного лингвистического анализа описания внешнего образа героев-лидеров нами была выделена следующая особенность: в то время как внешний вид Ральфа на протяжении всего произведения почти никак не менялся (только в конце стал выглядеть жалко из-за узурпирования Джеком власти), Джек приобретал все более угрожающую внешность, чем и смог воздействовать

на ребят. По нашему мнению, это связано с тем, что Уильям Голдинг пытается изобличить механизм управления людьми для того, чтобы те в будущем попытались избежать манипулирования собой [9].

Для начала разберем внешнее описание Ральфа. Обратимся к предложению, иллюстрирующее первое появление мальчика в рамках повествования:

The boy with fair hair lowered himself down the last few feet of rock and began to pick his way toward the lagoon [7: 1].

Образ светловолосого мальчика с позиции психологии цвета располагает к благоприятному восприятию героя произведения, поскольку в детстве, когда нам читали сказки, большинство положительных героев в них были блондинами / блондинками (Красная шапочка, Золушка, Рапунцель и др.), чьи характеры можно описать как милые, добрые и отзывчивые. Ральф обладает теми же самыми положительными качествами. Однако, в отличие от сказок, в романах герои реальные, поэтому им также присущи и отрицательные черты характера. К ним можно отнести следующие: желание жить в выдуманном мире, где его все любят, заурядный ум [3]. Рассмотрим следующий пример:

You could see now that he might make a boxer, as far as width and heaviness of shoulders went, but there was a mildness about his mouth and eyes that proclaimed no devil [7: 4].

Данный пример является подтверждением того, что Ральфу присуща такая черта характера, как доброта. Данное положительное качество личности отражено в его взгляде (eyes that proclaimed no devil). На русский язык данное выражение можно передать при помощи словосочетаний «безобидный взгляд» или «мягкий взгляд». В тоже время, рот мальчика (a mildness about his mouth) свидетельствует о том, что он личность слабохарактерная, поскольку, с одной стороны, существительное mildnesss означает «мягкость», а с другой стороны, «слабость» [10]. В свою очередь, слабость герой романа-притчи проявлял в стрессовых ситуация довольно часто, перекладывая всю ответственность на своих помощников или на своего антипода Джека.

Рассмотрим следующий пример, демонстрирующий эмпатию автора произведения к Ральфу, который является демократическим лидером.

A blur of sunlight was crawling across his hair [7: 8].

В представленном предложении говорится о том, что луч солнца пробежался по волосам Ральфа. Изучив произведение полностью, можно предположить, что посредством света, который во всех художественных произведениях означает чистоту, невинность, добропорядочность, Уильям Голдинг показывает то, что Ральф - положительный герой произведения, а также демонстрирует свою симпатию к данному персонажу. Кроме того, необходимо акцентировать внимание на том, что свет на протяжении всего романа-притчи отмечал только положительных героев (Ральфа, Саймона, Хрюшу и Эрикисэма (братьев-близнецов)) [11]. Вследствие этого мы приходим к выводу о том, что Ральф-«преобразователь» импонирует Уильяму Голдингу.

Говоря об отношении автора произведения к Джеку и к «дельцам» в целом, следует продемонстрировать, как в романе-притче представлено появление данного героя. Обратимся к следующему отрывку, который иллюстрирует появление в повествовании произведения Джека.

Within the diamond haze of the beach something dark was fumbling along. Ralph saw it first, and watched till the intentness of his gaze drew all eyes that way. Then the creature stepped from mirage on to clear sand, and they saw that the darkness was not all shadow but mostly clothing. The creature was a party of boys, marching approximately in step in two parallel lines and dressed in strangely eccentric clothing [7: 12].

Если при первом упоминании о Ральфе Уильям Голдинг называет назвал его the boy with fair hair (светловолосый мальчик), то при первом знакомстве читателя с Джеком автор его называет something dark (что-то темное). Это уже говорит о том, что писатель настроен к герою крайне негативно. Помимо негативного отношения автора к Джеку, Ральф также с осторожностью его воспринимает, представляя его также чем-то темным. Затем в его сознании он превратился в непонятное существо (the creature), что свидетельствует о том, что мальчик в концептосфере Ральфа представлен как что-то неприятное внешне и внутренне. Образ единого существа (The creature was a party of boys) закрепился за группой мальчиков (хористов), которыми руководил Джек. Данный образ иллюстрирует единство под натиском диктатуры, что подтверждает их маршевое движение в две шеренги (marching approximately in step in two parallel lines), а также странная и дикая одежда (strangely eccentric clothing). В данном контексте прилагательное eccentric используется с отрицательной оценочной коннотацией для того, чтобы продемонстрировать всю неприязнь к Джеку, олицетворяющего диктатора [12; 13].

При первом же знакомстве двух мальчиков - Джека и Ральфа - сразу становится понятно, что ни к какому консенсусу ребята не придут. Рано или поздно начнется борьба интересов (за лидерство):

The boy came close and peered down at Ralph, screwing up his face as he did so. What he saw of the fair-haired boy with the creamy shell on his knees did not seem to satisfy him. He turned quickly, his black cloak circling [7: 13].

На основе данного примера мы пришли к выводу о том, что Джек напрямую демонстрирует свое презрение и неуважение к Ральфу только при помощи невербальных средств общения. Во-первых, это взгляд сверху вниз (peered down at Ralph), который говорит о том, что Джек заведомо создал дистанцию межу собой и Ральфом по причине своего критического отношения к своему оппоненту. Также он испытывает истинную гордость за себя, так как его беспрекословно слушается отряд (чем он постоянно хвалится перед своим врагом) [7; 14; 15].

Согласно австрийскому психоаналитику Августу Айхорну, если человек корчит гримасы, то он надсмехается над своим оппонентом. В психотипе «дельца», который в данном произведении представлен диктатором, есть такая черта, как неуважение любой личности, которая мешает ему достичь поставленные цели [2; 16; 17]. На пути всеобщего контроля у Джека стоит Ральф, поэтому Джек на начальном этапе, дабы не вступать в открытую конфронтацию и не испортить взаимоотношения с потенциальными марионетками, использует только невербальные средства общения. Помимо этого, бездействие Ральфа в данной ситуации свидетельствует о том, что он испугался Джека и его напора. Кроме того, необходимо отметить, что, ответив Джеку на его первоначальную провокацию достойно, Ральф смог бы сохранить свое главенство до конца произведения, а также сохранить жизнь своих помощников: Саймона и Хрюши. К сожалению, Ральф - личность слабохарактерная, не особо ментально развитая, поэтому и имеет при себе серого кардинала в лице Хрюши, который, по сути, и решал все проблемы на протяжении всего романа-притчи. Джек по этой причине относился пренебрежительно к Хрюше, а также постоянно намекал на его особую дружбу с Ральфом.

Далее рассмотрим внешнее описание Джека:

Inside the floating cloak he was tall, thin, and bony; and his hair was red beneath the black cap. His face was crumpled and freckled, and ugly without silliness. Out of this face stared two light blue eyes, frustrated now, and turning, or ready to turn, to anger [7: 13].

Слово bony в данном случае означает «поджарый» (худощавый и мускулистый). К этому выводу можно прийти, изучив произведение полностью. Данный персонаж, будучи подростком, мог единолично убить свинью заостренной палкой. Данное действие невозможно исполнить, будучи костлявым и слабым. Именно поэтому нам кажется, что в данном случае лексема bony обладает контекстуальным смыслом. Использование данной лексической единицы свидетельствует о пренебрежительном отношении автора к герою, поскольку она имеет отрицательную оценочную коннотацию. Кроме того, высокой степенью концентрации отрицательного оценочного и эмоционального компонентов коннотативного значения обладают и такие лексемы, как ugly, frustrated, anger. Использование данных слов отражает негативное отношение автора произведения к описываемому герою, который ассоциируется с диктатором.

Следующим элементом внешности Джека, на котором следует акцентировать внимание, являются рыжие волосы (his hair was red). Рыжеволосые люди большинством людей воспринимаются как что-то негативное, неприятное. Это связано с гонением рыжих девушек (ведьм) в XVI-XVII вв. Поэтому выбор данного цвета волос также подтверждает наше предположение о пренебрежительном отношении Уильяма Голдинга к герою.

Помимо косвенного выражения пренебрежения к герою, писатель напрямую наделяет его дефектами и ужасными внешними чертами (His face was crumpled and freckled, and ugly) с целью вызвать у читателя отторжение по отношению к Джеку.

Настолько неприятное и отталкивающее описание героя создано автором произведения для того, чтобы вызвать у читателя на подсознательном уровне непринятие диктатуры как формы власти в государстве и поведения человека.

Далее рассмотрим отрывок из романа-притчи, в котором проиллюстрировано отношение автора произведения и к Ральфу, и к Джеку. Этот пример интересен тем, что Голдинг сравнивает Джека и Ральфа. И в данном сравнении выигрывает персонаж, к которому писатель испытывает антипатию:

...what intelligence had been shown was traceable to Piggy while the most obvious leader was Jack. But there was a stillness about Ralph as he sat that marked him out: there was his size, and attractive appearance [7: 15].

Голдинг, несмотря на всю симпатию к Ральфу, признается в том, что тот не способен руководить ребятами из-за заурядного ума и отсутствия необходимых качеств лидера. В противовес герою ставят Хрюшу (личность интеллектуально развитую) и Джека (прирожденного лидера). Автор романа также отмечает, что люди в первую очередь выбирают себе лидера по внешней оболочке (внешности) и харизме, а только уже потом по действиям. К сожалению, Ральф все приказы и наставления детям отдавал сухо; в то время как ребятам необходимо все представлять в виде игры. Этим и воспользовался Джек в дальнейшем, рассказывая детям о том, что охота - это игра, веселье. Именно благодаря этому психологическому приему почти все ребята к концу произведения беспрекословно слушались его. Несмотря на то, что модель управления людьми, выбранная Джеком, Уильяму Голдингу неприятна, писатель признает тот факт, что тот искусно владеет психологическими способами управления личностью. Кроме того, Голдинг, к концу произведения испытывает к Джеку больше симпатии, нежели чем к Ральфу. Приведем пример:

The simple statement, unbacked by any proof but the weight of Ralph S new authority, brought light and happiness. He had to wave the conch before he could make them hear him [7: 29].

Данный пример иллюстрирует «лидерские» качества Ральфа. Автор произведения признается читателям в том, что дети слушают по большей части рог, а Ральф является «аксессуаром» к нему. Поэтому его смещение с поста лидера - вопрос времени. Джек это понимал, поэтому никогда не перечил первоначальному лидеру. Кроме того, слова, просьбы и приказы Ральфа почти все ребята обесценивали. В связи с этим ни один его наказ не был выполнен до конца и должным образом. И после этого признания отношение автора к Ральфу ухудшалось, а к Джеку - улучшалось. Данное изменение связано с тем, что люди уважают и ценят друг друга за поступки и выполнение обещаний, а не за пустые слова.

Как мы уже упоминали ранее, образ Джека с развитием фабулы менялся и становился все темнее и темнее. Приведем в качестве примера следующий отрывок, демонстрирующий внешнее изменение Джека:

Jack planned his new face. He made one cheek and one eye-socket white, then he rubbed red over the other half of his face and slashed a black bar of charcoal across from right ear to left jaw. He looked in the pool for his reflection, but his breathing troubled the mirror [7: 53].

Для начала нужно обратить внимание на первое предложение, в котором говорится о том, что Джек придумал себе новый облик. Однако, изучив произведение полностью, мы пришли к выводу о том, что лексему face в данном случае лучше перевести на русский язык словом «лицо» или «маска», поскольку с введением данного атрибута в повествование поведение подростка начало кардинально меняться.

Для того чтобы выдвигать предположения о том, как модель поведения ребенка будет меняться, необходимо обратиться к психологии цвета. В первую очередь, упоминается белый цвет, который обозначает доверие. После появления маски на сторону Джека начали переходить все больше и больше ребят, обесценивая тем самым авторитет Ральфа. Кроме того, белый цвет в буддизме и индуизме обозначает смерть. Первое убийство свиньи произошло после «примерки» нового «лица» на себя. Помимо этого, использование белого цвета в совокупности с другими (красным и черным) позволило Джеку вводить детей в состояние эйфории и безумия, в ходе которого они предавались диким танцам и пели песню (,Kill the pig. Cut her throat. Spill her blood). Интересен в этой песне тот факт, что поросенок представлен во втором и третьем предложениях притяжательным местоимением женского рода her. По нашему мнению, это сделано с той целью, чтобы показать, что лидеры, кому близок тоталитаризм и деспотизм, всех неугодных считают свиньями, которых стоит убить (или перерезать глотку). Данное утверждение можно подтвердить примером из всемирной истории, в котором фигурирует слово «свинья»: Russische Schweine (пренебрежительно-оскорбительное прозвище русских, которое появилось в эпоху Третьего рейха). В связи с этим, можно прийти к выводу о том, что автор произведения «Повелитель мух» посредством Джека передает деспотичную и ультимативную манеру поведения Адольфа Гитлера [18].

Красный - это главный цвет первобытного общества, поскольку в те времена он обозначал как появление новой жизни, так и убийство. В данном произведении он означает только смерть (в романе есть отсылка на новую жизнь, которая отражена в эпизоде встречи ребят со свиноматкой и ее поросятами. Однако это их не останавливает, и они всех убивают с неподдельным удовольствием). С позиции современной психологии, в частности, детской, красный цвет - цвет лидерства, жесткости, разрушения. Данный цвет используют в творчестве дети, для которых характерны такие черты характера, как властность, вспыльчивость, уверенность в себе, неспособность уступать. Всеми перечисленными качествами обладал герой романа-притчи «Повелитель мух» Джек [4].

Говоря с позиции психологии о черном цвете, хотелось бы отметить, что это цвет предпочитают авторитарные, абстрагированные от своего Я, обладающие проблемным характером люди. Поскольку авторитаризм Джека перекликается в других названных цветах, то мы бы хотели обзорно объяснить вторую особенность - абстрагирование от своего Я [4]. Речь здесь идет о самой маске, которая «прощает» все убийства и злодеяния Джеку, поскольку это совершает не Джек, а «человек в маске».

Заключение

Внешний образ играет важную роль для лидера, поскольку общество первоначально воспринимает своего лидера (политического лидера, руководителя на работе и т.д.) посредством фоторецепторов (зрительных рецепторов). Однако, когда эйфория внешней привлекательности пропадает, общество начинает изучать характер и поступки своего вождя. И если вождь оказывается человеком слабохарактерным, не сдерживающим обещания, занимающимся только разговорами, безынициативным и т.д., то от него рано или поздно откажется народ. Проанализированные примеры показывают, как Ральф ближе к середине произведения теряет свою власть над детьми. Он был симпатичным, однако, по признанию самого автора, не обладал необходимыми лидеру качествами.

Кроме того, люди готовы будут пойти даже за тираном или диктатором, если он будет хорошим психологом и обещать конкретные вещи, которые в силах воплотить «здесь и сейчас». Джек как раз и является таким человеком, поскольку он обещает ребятам еду и веселье. Свои обещания он добросовестно выполняет, поэтому ребята воспринимают его деспотизм как что-то обыденное, обязательное.

Главной особенностью языковых средств реализации образов героев-лидеров в романе-притче Уильяма Голдинга «Повелитель мух» является использование принципа дуальности при внешнем описании героев: приятная и опрятная внешность Ральфа ставится в противовес отталкивающему внешнему виду Джека. Идея превосходства одного типа политического режима над другим передается автором также путем описания внешности героев. Кроме того, внутреннее развитие героев (в особенности Джека) отражается посредством лексем, обозначающих внешние изменения в облике героев: появление «нового лица» (маски) у Джека (face), сохранность одежды (к концу все ребята почти голые, что символизирует их первобытную дикость: лексема clothes используется в самом начале романа, лексема tatters - в конце произведения) и т.д.

Джек Меридью, возможно, является образом Адольфа Гитлера, поскольку использует в своей речи лексему свинья, а также обладает типичными чертами истинного диктатора, которыми обладал и Адольф Гитлер (непринятие слабых, смерть инакомыслящим, единая идеология и т.д.).

Список литературы

1. Катаев Д.В. Типы демократического управления в социологии М. Вебера. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009;8:72-75.

2. Кравцова Г.О. Особенности и основные типы политического лидерства. Молодежь - будущее России (проблемы элитообразования). 2019:136-139.

3. Макевнина И.А., Черницына Т.В. Лексико-семантическое функционирование прилагательного белый в «Колымских рассказах» В. Шаламова. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020;6:131-134.

4. Суровцев В.А., Родин К.А. «Заметки о цвете» Людвига Витгенштейна: от логики цвета - к социологии цвета. ПРАаНЫА. Проблемы визуальной семиотики. 2020;24:25-38. DOI: 10.23951/2312-78992020-2-25-38.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Аверьянова Н.А. Портретные характеристики: связь аспектуальной и лексической семантики. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019;2:131-137.

6. Дмитриева Ю.В. Аспекты невербального поведения с точки зрения языкового выражения. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019;7:168-175.

7. Golding W. Lord of the Flies. N., 2015.

8. Воркачев С.Г. Лики тщеславия: гламур и пафос. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018;29:34-42.

9. Власов М.С., Сычев О.А. Взаимодействие эмоциональных и лингвистических факторов в процессе переработки лексической информации (на материале имен существительных русского языка). Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018;52:18-52. DOI: 10.17223/19986645/52/2.

10. Дементьев В.В. Лексико-семантический аспект непрямой коммуникации. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2016;22:28-31.

11. Ким Л.Г. «Длина текста» как фактор множественной вариативности его интерпретационного функционирования. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2017;49:38-51. DOI: 10.17223/19986645/49/3.

12. Ионова С.В. Лингвистика эмоций - наука будущего. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019;1:124-131.

13. Князева Е.Н. Визуальные образы на службе когнитивной науки. ПРАЕНЫА. Проблемы визуальной семиотики. 2020;23:58-75. DOI: 10.23951/2312-7899-2020-1-58-75.

14. Варламов А.А., Кравченко А.Н., Горбачева А.В., Осадчий М.А. Язык прикосновений: биологические аспекты тактильного восприятия и особенности тактильных коммуникативных сигналов. Вопросы языкознания. 2020;2:75-92.

15. Галимов Б.И. Психология подростковой агрессивности. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012;1:144-145.

16. Козьяков Р.В. Психология невербальных коммуникаций. М., 2014.

17. Нефёдов С.Т., Чернявская В.Е. Контекст в лингвистическом анализе: прагматическая и дискур-сивно-аналитическая перспектива. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020;63:83-97. DOI: 10.17223/19986645/63/5.

18. Никифорова М.В., Чудинов А.П. Лингвополитическая персонология: методологические основы и методики анализа. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2017;25:22-30.

References

1. Kataev DV. Types of democratic management in Max Weber's sociology. Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University. 2009;8:72-75. (In Russ.).

2. Kravtsova GO. Features and main types of political leadership. Youth is the future of Russia (problems of elite education). 2019:136-139. (In Russ.).

3. Makevnina IA., Chernitsyna TV. Lexical and semantic functioning of the adjective "white" in "Kolyma Stories" by V. Shalamov. Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University. 2020;6:131-134. (In Russ.).

4. Surovtsev VA., Rodin KA. "Wittgenstein's remarks on colour": from colour logic to social studies of colour. ПРАЕНЫА. Journal of Visual Semiotics. 2020;24:25-38. DOI: 10.23951/2312-7899-2020-2-25-38. (In Russ.).

5. Averyanova NA. Portrait characteristics: connection between aspectual and lexical semantics. Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University. 2019;2:131-137. (In Russ.).

6. Dmitrieva YV. Aspects of nonverbal behavior from the point of language expression. Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University. 2019;7:168-175. (In Russ.).

7. Golding W. Lord of the Flies. N., 2001.

8. Vorkachev SG. Faces of vanity: glamur and pafos. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2018;29:34-42. (In Russ.).

9. Vlasov MS., Sychev OA. Interaction of emotional and linguistic factors in lexical processing: evidence from Russian nouns. Tomsk State University Journal of Philology. 2018;52:18-52. DOI: 10.17223/19986645/52/2. (In Russ.).

10. Dementyev VV. Lexical-semantic aspect of indirect communication. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics.2016;22:28-31. (In Russ.).

11. Kim LG. "Text Length" as a factor of variety and its interpretative functioning. Tomsk State University Journal of Philology. 2017;49:38-51. DOI: 10.17223/19986645/49/3. (In Russ.).

12. Ionova SV. Linguistics of Emotions as Science of the Future. Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University. 2019;1:124-131. (In Russ.).

13. Knyazeva EN. Visual images in the service of cognitive science. ПРАЕНЫА. Journal of Visual Semiotics. 2020;23:58-75. DOI: 10.23951 / 2312-7899-2020-1-58-75. (In Russ.).

14. Varlamov AA., Kravchenko AN., Gorbacheva AV., Osadchiy MA. Language of touch: Biological aspects of social touch perception and the system of tactile communicative signals. Guestions of Linguistics. 2020;2:75-92. (In Russ.).

15. Galimov BI. Psychology of adolescent aggressiveness. International journal of applied and fundamental research. 2012;1:144-145. (In Russ.).

16. Kozyakov RV. Psychology of nonverbal communications. Moscow, 2014. (In Russ.).

17. Nefedov ST., Chernyavskaya VE. Context in Linguistics: Pragmatic and Discourse Analytical Dimensions. Tomsk State University Journal of Philology. 2020;63:83-97. DOI: 10.17223/19986645/63/5. (In Russ.).

18. Nikiforova MV., Chudinov AP. Linguopolitical personology: methodological basis and methods of study. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2017;25:22-30. (In Russ.).

Сведения об авторе:

Кузнецов Руслан Александрович, аспирант кафедры английской филологии Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королёва, ассистент кафедры гуманитарных дисциплин, Медицинский университет «Реавиз», кафедра гуманитарных дисциплин, г. Самара, Российская Федерация.

E-mail: [email protected]

Адрес: 443086, Самара, Московское шоссе, 34. ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева». 443001, Самара, ул. Чапаевская, д. 227, Медицинский университет «Реавиз».

Bionote:

Ruslan A. Kuznetsov, post-graduate student, Samara National Research University; Samara, Russian Federation. Instructor of Humanities Department, "Reaviz" Medical University; Samara, Russian Federation.

E-mail: [email protected]

Address: 443086, Samara, Moskovskoye shosse, 34, Samara University. 443001, Samara, Chapaevskaya Str., 227, "Reaviz" Medical University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.