Научная статья на тему 'Специфика взаимодействия следователя с оперативными работниками и налоговыми инспекциями России'

Специфика взаимодействия следователя с оперативными работниками и налоговыми инспекциями России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
551
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАССЛЕДОВАНИЕ / INVESTIGATION / НАЛОГИ / TAXES / КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / CREDIT INSTITUTION / TAX INSPECTION / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Перепелицын Александр Викторович

В статье рассмотрены основные направления и дискуссионные вопросы взаимодействия следователя с оперативными работниками и налоговыми инспекциями России, изучена нормативная основа при организации работы следователя с налоговыми органами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Перепелицын Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF INTERACTION OF INVESTIGATOR WITH OPERATIONAL STAFF AND TAX AUTHORITIES IN RUSSIAN

This article covers the principal directions and crucial problems of cooperation between an investigator and the operative officers and tax inspections of Russia.

Текст научной работы на тему «Специфика взаимодействия следователя с оперативными работниками и налоговыми инспекциями России»

Эффективность раскрытия преступлений, связанных с уклонением кредитных организаций от уплаты налогов, напрямую обусловлена уровнем организации взаимодействия органов власти, которые в силу своих полномочий, возложенных на них законодательством задач и функций, призваны противостоять данным преступным посягательствам в банковской сфере.

При этом, по мнению многих исследователей, трансформационные процессы, связанные с перераспределением полномочий правоохранительных структур, протекающие на протяжении более чем двух десятилетий, негативно сказываются на организации их взаимодействия, в том числе, и в сфере противодействия уклонению кредитных организаций от уплаты налогов [1, с. 47]. Вследствие изменения подследственности налоговых преступлений их расследование в кредитной сфере столкнулось с серьезными трудностями. Во многом это связано с тем, что согласно ст. 5 Федерального закона РФ № З8З-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29 декабря 2009 г. [2] уголовные дела, связанные с уклонением кредитных организаций от уплаты налогов, возбуждаются и расследуются следователями Следственного комитета, у которых отсутствует опыт в расследовании рассматриваемых преступлений.

Известно, что следственные и оперативно-разыскные подразделения обладают специфическими, только им присущими средствами и методами раскрытия преступлений. В этой связи, как отмечает А. Г. Филиппов, представляется крайне важным комплексный подход к использованию данных инструментов на основе рационального сочетания соответствующих мер [3, с. 284].

Анализ уголовных дел о преступлениях, связанных с уклонением от уплаты налогов, демонстрирует, что производство следственных действий без проведения оперативно-разыскных мероприятий органами, осуществляющими ОРД, и без совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, как правило, не позволяет получить необходимой информации обо всех значимых обстоятельствах рассматриваемого преступления. О необходимости оперативного сопровождения при доказывании уклонения от уплаты налогов упоминает абсолютное большинство (84 %) следователей и оперативных работников [4, с. 33].

Орган дознания при взаимодействии со следователем в ходе расследования уклонения от уплаты налогов имеет главной целью сбор информации, ориентирующей следствие на получение процессуальных доказательств виновности подозреваемых лиц. Следователь в свою очередь получает возможность использовать эту информацию в целях сбора процессуальных доказательств, способствующих изобличению виновных. При этом каждый из них, действуя в рамках своей компетенции, с помощью своих средств и методов в конечном итоге стремится к достижению единой цели - быстрому и полному раскрытию преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов [5, с. 28]. Данная ситуация обуславливает необходимость организации эффективного взаимодействия следователей и оперативных работников, занятых раскрытием уклонения кредитных организаций от уплаты налогов.

Отметим, что взаимодействие следователя с оперативными работниками может осуществляться в следующих формах [6, с. 76]:

- выполнение письменных поручений следователя о проведении оперативно-разыскных мероприятий и иных поручений;

- своевременный взаимный обмен полученной информацией;

- совместное проведение отдельных следственных действий и криминалистических операций;

- проведение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;

- совместная деятельность в ходе расследования, осуществляемого группой следователей;

- совместное обсуждение результатов проведения следственной и оперативно-разыскной работы.

Эффективное использование следователем результатов оперативных мероприятий в своей

деятельности представляется возможным в условиях взаимодействия с оперативными работниками. В этой связи, например, В. С. Максимов считает, что каждый следователь в процессе взаимодействия по налоговым преступлениям должен сотрудничать с одним оперативным работником [7, с. 6]. При этом, как мы прекрасно понимаем, на практике это неосуществимо.

Важной организационной формой взаимодействия следователя и органов, осуществляющих ОРД, является совместный анализ оперативно-разыскной информации и принятие согласованного решения

о возбуждении уголовного дела, что проявляется на двух относительно самостоятельных этапах: оперативно-разыскного документирования деятельности проверяемых лиц и реализации оперативных сведений, полученных в ходе документирования [8, с. 35].

Анализ существующей судебно-следственной практики по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере уклонения от уплаты налогов свидетельствует о неудовлетворительном состоянии взаимодействия следственных органов с сотрудниками оперативно-разыскных подразделений, из-за чего нередко налоговые преступления остаются нераскрытыми [9, с. 207].

При рассмотрении качества взаимодействия ФНС России и Следственного комитета можно отметить, что 13 февраля 2012 г. было заключено Соглашение № 101-162-12/ММВ-27-2/3, предметом которого является организация взаимодействия следственных и налоговых органов по вопросам выявления, предупреждения, пресечения и расследования преступлений, а также повышения налоговой дисциплины в сфере экономики и обеспечения своевременности и полноты уплаты налогов и сборов в бюджеты и в государственные внебюджетные фонды [10].

Сотрудничество сторон в рамках данного соглашения осуществляется в области выявления и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах, законодательства о государственной регистрации юридических лиц, законодательства о банкротстве, неправомерного возмещения из федерального бюджета сумм НДС. В соответствии с принятым соглашением ведомства осуществляют взаимодействие в следующих основных формах:

- взаимный информационный обмен сведениями, непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ;

- взаимные консультации по вопросам, входящим в компетенцию сторон, а также разработки нормативных правовых актов;

- обмен опытом в целях повышения квалификации кадров;

- проведение совместных исследований проблем, связанных с выявлением, предупреждением и пресечением налоговых правонарушений.

Отмечая недостатки уровня взаимодействия, специалисты указывают, что на основании передаваемых материалов налоговыми органами в следственные возбуждается не более 6 % уголовных дел в рассматриваемой сфере [11, с. 34]. Основная причина отмеченной ситуации состоит в различии методов выявления налоговых преступлений: у налоговых органов они контрольные и применяются, как правило, к уже представленным декларациям и документам, а не оперативно-разыскные, которые позволяют сочетать гласные и негласные формы работы.

Важнейшим недостатком направляемых налоговыми органами материалов является то, что они классифицируются по формальным признакам величины недоимки или суммы сокрытых налогов [12, с. 154]. При этом работники налоговых органов не уделяют должного внимания фиксированию и сохранению следов совершенных преступлений, документированию умысла на уклонение от уплаты налогов, выявляя обстоятельства, позволяющие лишь предполагать совершение налогового преступления. В этой связи весьма целесообразной представляется организация совместных следственно-оперативных групп, а также обмен оперативно-разыскной информацией в целях выявления рассматриваемых преступлений.

При этом процесс взаимного участия сотрудников данных ведомств в проведении проверочных и следственных мероприятий, осуществляемых другой службой, остается недостаточно урегулированным.

Одним из механизмов, помогающих преодолеть проблемы процессуального взаимодействия следователя с оперативными работниками и представителями налоговых инспекций при расследовании уклонения от уплаты налогов кредитными организациями, является организация объединенной следственно-оперативной группы (СОГ), позволяющей, с одной стороны, объединить потенциалы входящих в нее представителей органов внутренних дел, следственного комитета и налоговой инспекции, а с другой - в большей степени обеспечить согласованность их действий.

Следственно-оперативную группу можно определить как формальную группу компетентных сотрудников правоохранительных органов, целью создания которой является объединение усилий для достижения объективной истины по расследуемому уголовному делу [13, с. 52]. Проводимые членами

СОГ следственные действия и оперативно-разыскные мероприятия подчинены единым целям и обязательно подлежат согласованию.

Отметим, что деятельность следственно-оперативных групп регламентирована Инструкцией по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений, утвержденной Приказом МВД России № 334 от 20 июня 1996 г. [14]. При этом в уголовно-процессуальном законодательстве деятельность СОГ процессуального закрепления не имеет, что является важнейшей проблемой, препятствующей эффективной организации данных групп, в частности, в сфере расследования уклонения кредитных организаций от уплаты налогов. Во многом это обусловливается необходимостью привлечения в состав данных групп носителей специальных знаний, имеющих прямое отношение к налоговой и банковской сферам.

Литература

1. Милякина Е. В. Проблемы организации взаимодействия в борьбе с налоговыми преступлениями в условиях изменений правового регулирования деятельности правоохранительных и контролирующих органов // Актуальные проблемы противодействия криминальным угрозам в сфере налогообложения. М., 2005.

2. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2009 г. № З8З-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 1, ст. 4.

3. Криминалистика / под общ. ред. А. Г. Филиппова. М., 2009.

4. Лукашевич С. В. Взаимодействие правоохранительных и контролирующих органов при выявлении и доказывании налоговых преступлений // Научный вестник Омской академии МВД России. 2006. № 2.

5. Табакова Н. А. О взаимодействии следственных и оперативно-розыскных подразделений при расследовании налоговых преступлений // Вестник Краснодарского Университета МВД России. 2011. № 4.

6. Яблоков Н. П. Криминалистика. М., 2008.

7. Максимов В. С. Взаимодействие следователя с оперативными работниками милиции при производстве следственных действий на предварительном следствии // Российский следователь. 2011. № 1.

8. Калайдова О. С. О некоторых проблемных вопросах взаимодействия экспертных подразделений с органами предварительного расследования // Юридический вестник Ростовского государственного экономического университета. 2011. № 58.

9. Клименко И. И. О некоторых проблемах взаимодействия следователей и органа дознания // Адвокатская практика. 2007. № 1.

10. Соглашение о взаимодействии между Следственным комитетом России и Федеральной налоговой службой от 13 февраля 2012 г. № 101-162-12/ММВ-27-2/3. URL: http: // www.ga-rant.ru/products/ipo/prime/doc/70059840

11. Жемчужникова И. В. Выездная налоговая проверка: анализ практики и совершенствование методики ее проведения // Налоги и финансы. 2012. № 2.

12. Соловьев И. Н. Налоговые преступления. Специфика выявления и расследования. М., 2011.

13. Шевченко В. М. Тактические приемы установления сотрудничества между следователем и участниками процессуальных действий // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 2.

14. Приказ МВД РФ № 334 от 20.06.1996 «Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений» (с изм. от 18.01.1999). URL: http: //www.lawmix.ru/pprf/133573

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.