Научная статья на тему 'Специфика взаимодействия культовой реальности и культового сознания'

Специфика взаимодействия культовой реальности и культового сознания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
265
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТ / КУЛЬТОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ИНВЕРСИЯ КУЛЬТА / ИНТЕРСУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / КУЛЬТОВОСТЬ / КОНЕЧНЫЕ ОБЛАСТИ ЗНАЧЕНИЙ / CULT / CULT REALITY / INVERSION OF CULT / INTER SUBJECTIVE REALITY / CULT QUALITY / FINITE AREAS OF MEANINGS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тендит Константин Николаевич

В статье исследуются проблемы возникновения и развития феномена культовой реальности. По мнению автора, культ выступает как инверсионная система взаимодействия культового предмета и культового сознания. Инверсия в культовой реальности это процесс особого декодирования интерсубъективной реальности, в которой культовость выступает одновременно в качестве структуры и функции реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of interaction of a cult reality and cult consciousness

The article studies the problems of the origin and development of cult. The author considers the cult as the inversion system of interaction of the cult object and cult awareness. Inversion in cult reality is process of special decoding of inter subjective reality, in which the cult quality acts both as the structure and function of reality.

Текст научной работы на тему «Специфика взаимодействия культовой реальности и культового сознания»

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

УДК 130.2:2

К.Н. Тендит

Специфика взаимодействия культовой реальности и культового сознания

В статье исследуются проблемы возникновения и развития феномена культовой реальности. По мнению автора, культ выступает как инверсионная система взаимодействия культового предмета и культового сознания. Инверсия в культовой реальности - это процесс особого декодирования интерсубъективной реальности, в которой культовость выступает одновременно в качестве структуры и функции реальности.

The article studies the problems of the origin and development of cult. The author considers the cult as the inversion system of interaction of the cult object and cult awareness. Inversion in cult reality is process of special decoding of inter subjective reality, in which the cult quality acts both as the structure and function of reality.

Ключевые слова: культ, культовая реальность, инверсия культа, интерсубъективная реальность, культовость, конечные области значений.

Key words: cult, cult reality, inversion of cult, inter subjective reality, cult quality, finite areas of meanings.

Интерес философии к вопросу о соотношении культовой реальности и культового сознания вызван, прежде всего, тем фактом, что указанные феномены выступают в качестве элементов социального взаимодействия. В современном обществе понятия «культ» и производное от него «культовость» приобрели всепоглощающий характер: если до второй половины XX в. под культом понимались явления религиозной жизни общества (причем, как правило, общества архаического), то в последующую эпоху качеством культовости наделяются элементы, относящиеся практически ко всем сферам общественной жизни. Методы научного исследования, появившиеся в ХХ в., позволили выявить присутствие элементов культо-вости в различных формах социокультурной реальности: мы смотрим культовое кино с культовыми актерами, снятое культовыми режиссера-

ми, читаем культовые романы, написанные культовыми авторами, культовые политики определяют направление социального развития, а творцы культов манипулируют нашим сознанием через средства массовой информации. На сегодняшний день проблему изучения культового феномена можно обозначить следующим образом: произошла секуляризация культа, он вышел за пределы религиозного опыта и приобрел общекультурный статус, отсюда возникла необходимость по-новому оценить степень его влияния на личность и общество в целом.

Исходным понятием данного исследования является понятие куль-товости как определенного качества, присущего реальности и сознанию субъекта. Культовость рассматривается с точки зрения её роли в формировании устойчивой связи между культовым сознанием и культовой реальностью. Данная связь становится особенно актуальной в контексте социальной коммуникации, в процессе взаимодействия интерсубъективной реальности и индивидуального сознания. Под культовой реальностью понимается вся совокупность явлений, связанных с культом: содержание соответствующих представлений, действия, которые с ними связаны, субъекты, отправляющие культ, а также объекты, на которые он направлен, и предметы культа, при помощи которых осуществляется культовая практика.

При определении сущности культовой реальности в качестве методологии в данном исследовании были использованы феноменологическая интеракция А. Щюца [7] и учение Л. С. Выготского о психических реальностях личности [2]. А. Щюц ввел в научный оборот понятие «конечные области значений», которые конечны в том смысле, что замкнуты в себе, и переход из одной области в другую невозможен без смыслового скачка - переосмысления окружающей реальности. Отсюда процесс взаимодействия человека и общества (социокоммуникация), по мнению П. Бергера и Т. Лукмана, последователей А. Щюца, - это процесс социального конструирования реальности, её интерсубъективных значений [1]. Л. С. Выготский видел специфику человеческой психики в том, что психическая деятельность опосредуется культурными и социальными знаками. С помощью знаков, считал он, человек контролирует и направляет собственные психические процессы, конструирует свою психическую реальность. Необходимым условием этого процесса является социализация, в ходе которой происходит превращение внешней социальной функции и деятельности во внутреннюю, психическую. Таким образом, всякая реальность, с точки зрения классика психологии, представляет собой сложную знаковую систему, получившую в осознании статус самостоятельного бытия.

В аспекте данной методологии культовость предстает как процесс коммуникативного конструирования реальности. Культовая реальность -это результат взаимодействия культового сознания индивида и культо-

вой природы предмета1. В ходе их взаимоотношений происходит трансформация значений повседневной реальности индивида и возникновение новых смыслов. Специфика культовой реальности заключается в том, что процесс трансформации значений происходит и на уровне деятельности индивида в том смысле, что деятельность человека становится культовой. Базой для появления культовости является коллективная ментальность, из которой посредством языка человек экстернализирует в качестве возможных различные объективации окружающей реальности.

Среди множества форм психических реальностей существует одна, представляющая собой особую форму облачения реальности, которая определяется как культовая реальность. Особый смысл объектов, возникающий в результате данного облачения реальности, мы обозначаем понятием «культовость». Соответственно явление реальности, наделенное культовостью, выступает как культовое явление или как культовый предмет. Иной смысл, который приобретает деятельность индивида в результате соприкосновения с культовым явлением, назовем культово-стью, а деятельность, в результате которой возникает культовость реальности - культовой деятельностью.

Культовость, как это выявил в религии М. Элиаде [6], имеет «ин-тенциональную» природу и поэтому связана с чувством поклонения чему-либо или кому-либо. Всякое поклонение - религиозное, эстетическое, научное, политическое - рождается в недрах сильного эмоционального переживания субъектом определенного явления реальности. В дальнейшем поклонение становится формой идентификации, стремлением возвратить тот эмоциональный настрой, который возник в результате соприкосновения субъекта и объекта поклонения. Совершение актов поклонения основывается на желании субъекта объединиться с объектом, уподобиться ему при помощи одного или нескольких возможных культовых средств. Как представляется субъектам культа, процесс уподобления, «соединения» культовой и профанной сфер преображает их жизненную ситуацию, даруя им духовное, иногда и физическое удовлетворение, расширяя горизонты миропонимания, психологически ограничивая или раскрепощая. Конкретный результат культовой деятельности зависит от личностных потребностей субъекта культа. Подобная рецитация переносит поклоняющегося из времени и обстоятельств повседневной жизни во время и обстоятельства культовые. Своей культовой деятельностью индивид постоянно стремится создать эманацию тех обстоятельств и переживаний, которые вызвали рождение культа, т. е. создать особую культовую реальность, которая удовлетворяла бы его потребности.

1 Здесь и далее термин «предмет» будет употребляться не в субстанциальном, а в интенциональном значении.

Поклонение порождает целый комплекс поведенческих ориентиров, переживаний, представлений, которые и образуют культовую систему или культовую реальность, являющуюся неотъемлемой частью ментальной структуры общества.

Культовое сознание полагает особый порядок реальности, который диктует единую интерпретацию разнообразных символов, аналогий, образов и понятий. Все феномены окружающей нас реальности уже систематизированы в образцах повседневной жизни и кажутся независимыми от нашего понимания. Реальность повседневной жизни оказывается уже объективированной, т. е. становится конституированным порядком объектов, которые были обозначены как объекты еще до нашего появления на свет. Язык, используемый в повседневной жизни, постоянно предоставляет нам необходимые объективации и устанавливает порядок, в рамках которого приобретают смысл и значение и эти объективации, и сама повседневная жизнь.

В результате возникновения культовости в субъекте и объекте поклонения происходит переосмысление реальности, а именно: какие-то ее компоненты заново объективируются, а значит, устанавливаются качественно новые связи внутри системы, и реальность заново «перезагружается» в сознании. Яркое и точное описание этого механизма принадлежит Феофану Затворнику, русскому духовному писателю XIX в., который в своих письмах обращает внимание на «некоторый прием, при коем вещи видимые не отвлекать, а привлекать будут к Богу» [5, с. 185].

«Надобно вам все вещи, какие бывают у вас на глазах, перетолковать в духовном смысле, и это перетолкование так набить в ум, чтобы, когда смотрите на какую вещь, глаз видел вещь чувственную, а ум созерцал истину духовную. Например, видите вы пятна на белом платье и чувствуете, как неприятно и жалко это встретить. Перетолкуйте это на то, как жалко и неприятно должно быть Г осподу, Ангелам и Святым видеть пятна греховные на душе нашей. Перетолкуйте все вас окружающее и могущее встретиться кроме того. Начинайте с дома и перетолкуйте все в нем: самый дом, стены, кровлю, фундамент, окна, печи, столы, зеркала, стулья и прочие вещи. Перейдите к жильцам и перетолкуйте - родителей, детей, братьев и сестер, родных, слуг, приезжих и проч. Перетолкуйте и обычное течение жизни - вставание, здорованье, обед, работы, отлучки, возвращения, чаепитие, угощения, пение, день, ночь, сон и прочее, и прочее, и прочее. Когда это сделаете, то всякая вещь будет для вас, что книга святая ... будет приводить вас к мысли о Боге, как и всякое занятие и дело» [5, с. 185-186].

В поклонении индивид стремится уподобиться предмету культа, стать его частью. Иначе говоря, субъект стремится превратиться в объект культа. В результате этого происходит трансформация значений элементов повседневной реальности в иную - культовую конечную область значений, что ведет за собой особую вторичную социализацию - альтер-

нацию индивида, равную по силе первичной социализации. Именно благодаря альтернации культовость как свойство объекта и субъекта закрепляется в сознании индивида в качестве интерсубъективной культовой реальности.

Обычная вторичная социализация вписывает объект в систему социальных связей. Специфика культовой социализации заключается в том, что в ходе неё в повседневном мире индивида происходит трансформация обыденного смысла окружающих предметов и его повседневной деятельности. Предметы интернализируемой реальности становятся культовыми.

Трансформируя смысл объекта культа, культовость должна найти выход данной трансформации в языке, т. е. объективировать явление заново, «озвучить» его новое значение, не важно, выступает ли в качестве объекта предмет культа или культовая деятельность. Новая объективация изменяет элемент первичной реальности, делает его неузнаваемым для окружающих, выводит объект культа из интерсубъективной реальности общества, в котором индивид прошел первичную социализацию. Когда индивид входит в контакт с предметом культа, его деятельность трансформируется, становясь непонятной для общества, в котором он живет.

В качестве субъективного мира культовая реальность остается конечной областью значений и не воздействует тотально на повседневную реальность индивида. Она возникает лишь при контакте индивида с предметом культа. Субъективная культовая реальность может надолго фиксироваться в сознании человека, при этом будет осуществляться ав-токоммуникативная связь, т. е. общение субъекта с объектом культа не будет выходить за рамки внутреннего мира индивида. Иногда внутренняя культовая деятельность подвергается рутинизации и ее поглощает реальность повседневности, иногда она остается в качестве конечной области значений, в которую индивид тайно от всех погружается. Как только культовая деятельность перерастает внутренние рамки и переход в конечную область значений затрагивает субъективный мир других людей, культовая реальность приобретает социальное измерение, индивид входит в противоречие с интерсубъективной реальностью окружающих. В этом случае позиция людей, затрагиваемых культовой деятельностью индивида, может выразиться в одной из двух форм взаимоотношений с культовой реальностью: принятие или отрицание.

Однако культовость без легитимизации на интерсубъективном уровне существовать не сможет. В обществе культовая реальность обнаруживается в групповом сознании, легитимируясь через процессы экс-тернализации и интернализации реальности. Культовая реальность возникает в процессе вторичной социализации индивида. Особенность данного процесса социализации состоит в том, что в ходе него происходит одновременная трансформация смысловых значений предметов окружающей реальности и смысла повседневной деятельности индивида.

Поэтому социализация такого вида выступает как альтернация, т. е. замена первичной повседневной реальности иной - культовой. В альтернации культовость - это одновременно и структура, и функция. По своей структуре и функции культовая альтернация напоминает первичную социализацию, в ходе которой индивид интернализирует и экстернализи-рует реальность через близких медиаторов. В результате культовой альтернации индивид через медиаторов культа - «духовных родителей» - заново интернализирует и экстернализирует реальность, придавая ей посредством культа культовые свойства. Иначе говоря, культ выступает как наделение культовыми свойствами реальности и как реальность, наделенная культовыми свойствами.

Подобная трансформация не может существовать в границах индивидуального сознания, индивид выпадает из социального мира, после чего он либо погибает, либо общество возвращает его из культовой реальности в социальный мир, проведя терапевтическую социализацию. Культовое сознание экстернализируется и интернализируется в социуме, в результате чего образуется особая группа последователей и проводников культовой реальности в обществе. В социологии подобные группы описаны на примере религиозных групп и получили наименование культов. Культы характеризуются наличием харизматического лидера, экс-тернализирующего культовую реальность в интерсубъективный мир своих последователей. Интернализация культовых идей поклонниками лидера происходит через культовую альтернацию в форме индивидуальной эзотерической практики, повторяющей путь альтернации самого лидера. В дальнейшем культовая группа проводит альтернацию новых адептов, таким образом разрастаясь и совершенствуясь. С исчезновением лидера культ перестает существовать. Либо у него должен появиться новый лидер, либо культ распадется.

Возникает вопрос о том, что является причиной возникновения культовой реальности: сознание индивида, наделяющее явление реальности культовыми свойствами, или само явление, порождающее своим культовым воздействием чувство поклонения в человеке и формирующее его культовое сознание. Данный вопрос может быть разрешен посредством анализа культовой реальности как коммуникативной системы. При анализе структуры культовой реальности как знаковой системы в качестве парадигмы мы используем концепции семиотических систем Р. Барта и У. Эко.

Особенностью взаимоотношений культового предмета и культового сознания является их инверсия в процессе коммуникации. Индивид - потенциальный носитель культовости в своем сознании - и явление, в объективированных свойствах которого заключена возможность стать предметом культа, вступают в коммуникативное взаимодействие, в результате чего предмет (явление) вызывает определенный ассоциативный ряд и «прочитывается», декодируется сознанием индивида. Коммуника-

тивный код, при помощи которого декодируется культовость предмета, потенциально присутствует в ментальности коллектива и входящего в него индивида.. Ментальность выступает в качестве ассоциативного поля, содержащего в себе возможности для образования интерсубъективной реальности того или иного типа. Чтобы возможность превратилась в факт реальности, необходима благоприятная социокультурная обстановка. Если культовое значение предмета в качестве вероятностного не зафиксировано в коллективной ментальности, то индивидуальное культовое сознание никогда не сможет наделить культовостью данный предмет. Справедливо и обратное утверждение: если культовость не присуща сознанию индивида, то культовый предмет не вызовет у него чувства поклонения.

В отличие от других «конечных областей значений», например, мифа или искусства, которые могут существовать без трансформации сознания индивида, культ возникает лишь в том случае, когда индивид является одновременно и субъектом, и объектом культа.

В качестве особой коммуникативной системы культовая реальность имеет явные и латентные, функциональные и дисфункциональные значения культа в структуре общества и личности.

Главная функция культовой реальности - это установление и поддержание объектно-субъектной связи в культовой реальности, т. е. связи между человеком и предметом культа. Связь эта может нести разные цели. Религиозная культовость, как правило, носит либо умилостивительный, либо магический характер. Политические и светские идеологические культы имеют цели, связанные с прославлением и укреплением существующих социально-политических традиций, отождествлением социального порядка с личностью правителя, партией, историческим или мифическим событием.

Дидактическая функция - это функция культовой реальности как процесса социализации. Через культовую практику члены общества осваивают и закрепляют трудовые навыки, изучают мироустройство, усваивают нормы поведения. Культ, таким образом, служит формированию и передаче культурной традиции в обществе.

Благодаря культовой реальности обществом обеспечивается духовная психологическая поддержка личности. При определении поведенческих ориентиров общество требует от человека каждую мысль, каждое деяние соотносить с понятиями правильный/неправильный, моральный/аморальный, благой/неблаговидный, праведный/греховный. Находясь в экзистенциальной ситуации в состоянии постоянного морального выбора, личность несет на себе груз индивидуальной ответственности перед обществом, богами, природой. Таким образом, культ облегчает решение проблемы выбора для личности, снимает индивидуальную ответственность с личности и дает возможность разделить ее с обществом,

группой, церковью. В этом состоит экзистенциальная, или психологическая функция культа.

Культ позволяет переложить ответственность за выбор на объект культового поклонения, на авторитет культа, строить свое поведение по подобию культового явления, ссылаясь на его общественное или божественное признание. В этом случае личность заимствует уже созданный стандарт поведения, либо создает его на основе поведенческого опыта культового поклонения. В случае, если субъект культа в своей деятельности потерпел неудачу, делается вывод о несоблюдении им в должной мере или неверном выполнении культового действия, но ни в коем случае не подвергается сомнению сам авторитет культа. В религиозных культах поведенческим ориентиром является жизнь богов, пророков и святых, в политическом культе поведенческую ориентацию задает харизматический авторитет вождей, королей, политических лидеров и героев. В подражание им строится жизнь или определенные жизненные ситуации субъектов культа.

Из стремления разрешить при помощи культа экзистенциальную ситуацию вытекает такая его функция, как компенсирующая.

Культ в специфической для него форме компенсирует для человека несовершенство его самого и окружающего его мира. Веря в богов и духов, королей и «отцов-основателей», принося им жертвы, молясь им и надеясь на их помощь, человек добровольно отдает себя под покровительство незримых сил, на чье всемогущество он искренне уповает, компенсируя, таким образом, свое бессилие, свои слабости, свои страхи перед действительностью. Это хорошо отражено в обряде исповеди, когда христианин освобождается от грехов, перекладывая их на плечи священника, который должен нести этот грех, соблюдая тайну исповеди и молясь за грешника. То же самое можно наблюдать в традиции, когда грешник путем денежного имущественного взноса получает отпущение грехов, разделяя индивидуальную ответственность со всей церковью. Культовая компенсация может быть средством преодоления не только собственной «ущербности», но и несовершенства мира. Так, идя на демонстрацию 1 мая, советские люди выражали солидарность всех трудящихся в борьбе за их права, за мир, социальную справедливость; культ хиппи выражал протест против действительности западного мира 60-х годов, сюда же можно отнести культы героев - борцов за счастье людей.

Компенсирующая функция культа тесно связана с другой его функцией - интегрирующей. Культ имеет важное социальное значение, объединяя людей в эмоциональном сопереживании культовому объекту во время осуществления культовой деятельности. Это хорошо показал Б. Малиновский, характеризуя значения похоронных церемоний как механизма, упрочивающего солидарность группы в связи с тяжелым эмоциональным напряжением.

Еще одной важной функцией культа является регламентирующе-контролирующая. Всякая целенаправленная культовая система - это своего рода механизм для манипуляции поведением индивида. Как уже отмечалось выше, культ возникает на основе эмоционального отождествления субъекта культа с культовым объектом. Данная эмоциональная связь может возникать как в результате целенаправленного воздействия на чувства человека, так и стихийно. В первом случае задачей культа будет установление контроля и регулирование деятельности участников культа. Решая данную задачу, культовая система будет выполнять регламентирующе-контролирующую функцию или дисфункцию (в зависимости от ситуации) над поведением людей, попавших в сферу влияния культа.

Рассмотрим механизм осуществления данной функции на различных примерах.

Любая религиозная, мифологическая, политическая система в качестве главной задачи видит установление Божественного или социального порядка в мире людей - будь-то Небесный Иерусалим, царство Махди, Дао, «золотой век» или коммунизм. Однако данный порядок - дело будущего и для его достижения необходимо преобразование нынешней природы человека путем ее обуздания, ограничения, введения в определенные нормы, которые позволят осуществить дальнейшее развитие личности или общества в целом. Именно культ становится орудием установления и поддержания порядка в обществе. Одного убеждения часто недостаточно, чтобы утвердить в обществе необходимые нормы поведения, в этом случае прибегают либо к насилию, либо к культу, а иногда совмещают их вместе (например, джихад, крестовые походы, мировая революция, защита прав человека и т. д.). Культ регламентирует деятельность каждого члена культового объединения, отводя ему определенное место, наделяя его конкретными правами и обязанностями и объединяя с другими членами группы в чувстве поклонения культовому объекту. Человек оказывается в культовой системе координат, которая своей регламентацией снимает с него ответственность за поведение и переносит ее на культ в целом, манипулируя его деятельностью на уровне поведения и сознанием на уровне эмоций.

Еще ни один политический режим не обходился без культа. Его используют для укрепления, освящения власти, создавая культы личностей политических лидеров, культы партий, культы социально-политических концепций, утопий и многое другое. Культ, как отмечалось выше, может служить средством не только общественного, но и политического контроля. Из этого вытекает политическая функция культа.

Культ играет важную роль в хозяйственной жизни общества, влияя на экономику целых стран. Например, существующие во многих религиях пищевые ограничения, запреты на возделывание земли, убийство животных в некоторых странах стали препятствием развития целых отраслей сельского хозяйства. Отсюда - экономическая функция культа.

Предпринятое разграничение функций культа носит, разумеется, условный характер, так как все они тесно переплетены и взаимосвязаны, являясь характеристиками одной системы.

Итак, культовая реальность - это особый тип интерсубъективной реальности, объективированной в языковой форме1. Основу для возникновения культовой реальности следует искать в установках ментальных структур психики. Культовость предметов и культовость как поклонение данным предметам импортируются сознанием индивида из коллективной ментальности. В качестве особой вероятностной знаковой структуры ментальность дешифруется как культовость и образует культовую интерсубъективную реальность. Декодирование реальности происходит в результате инверсии. Культовость предмета, заложенная социокультурной средой в качестве ментальной вероятности, не будет распознана, если в сознании индивида не будет потенции к возникновению культовости. При благоприятных культурно-исторических условиях культовость предмета будет прочитана индивидом, погруженным в соответствующую культовую реальность. Предмет культа вызовет поклонение у индивида, тем самым обусловив превращение последнего в объект культового воздействия. Индивид как субъект наделит качеством куль-товости предмет, превратив его в объект поклонения. В результате данной инверсии возникает культовая реальность [3].

Таким образом, инверсия в культовой реальности - это процесс особого декодирования интерсубъективной реальности, в которой культо-вость выступает одновременно в качестве структуры и функции реальности. Культовость в качестве функции сознания индивида выражается в поклонении предметам, в результате которого предмет приобретает культовые свойства. Культовость как структура предмета - это его свойства, способные вызвать чувство поклонения у индивида.

Список литературы

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания / пер. с англ. - М.: Academia - Центр, Медиум, 1995.

2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд-во Академии пед. наук, 1960.

3. Тендит К. Н. Специфика взаимодействия культового сознания и культовой реальности // Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе. - Балашов: Изд-во «Николаев», 2003. - С. 331-334.

1 Язык в данном случае рассматривается не в лингвистическом, а в коммуникативном аспекте

4. Тендит К. Н. Формирование российской культовой традиции в XX веке: идеологическая и политическая составляющие // Диалог культур - 2008: новый имидж России: сб. науч. ст. к VII Междунар. конф. / под науч. ред. И.В. Радикова. - СПБ.: Астерион, 2008. - С. 189-195.

5. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться: Письма епископа Феофана. - М.: Изд. Афонского Рус. Пантелеимонова монастыря, 1914.

6. Элиаде М. Избранные сочинения. Очерки сравнительного религиоведения. - М.: Ладомир, 1999.

7. Schutz A. The Phenomenology of Social World. - London: Heinemann Educational Books, 1972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.