УДК 159.9:62 СПЕЦИФИКА ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ АКТЕРСКОЙ ПРОФЕССИИ
Шестакова К.Н.
Существуют особенности профессионального выгорания, свойственные определенным профессиям такие, как характер выполняемой работы, количество коммуникаций в профессиональной деятельности, специфика предмета трудовой деятельности и т.д. В данной статье рассматриваются специфические особенности актерской профессии, стресс-факторы профессиональной деятельности, которые могут способствовать профессиональному выгоранию актеров. В их числе профессиональная невостребованность, сложная организационная структуру и многоуровневые коммуникации в процессе работы над ролью. Также можно выделить личностные черты, обуславливающие выгорание, такие, как демонстративность, нейротизм, повышенная тревожность и т.д. Все вышеперечисленные особенности актерской профессии являются стресс-факторами профессиональной деятельности. В случае недостаточных личностных и профессиональных ресурсов для совладания с этими трудностями, актер, как субъект труда, подвергается профессиональному выгоранию.
Ключевые слова: профессиональное выгорание, актерская профессия, готовность к спектаклю, пороги творчества.
SPECIFIC PROFESSIONAL BURNOUT IN THE EXAMPLE ACTING PROFESSION
Shestakova K.N.
There are features of burnout peculiar to certain professions, such as the nature of the work performed, the amount of communication in professional activities, the specific subject of employment, etc. This article discusses the specifics of the acting profession, stress factors of professional activities that may contribute to professional burnout actors. These include lack of demand for professional, complex organizational structures and multi-level communication in the process of working on the role. You can also identify personality traits that cause burnout, such as demonstrative, neuroticism, increased anxiety, etc. All the above features of the acting profession are stress factors profession. In case of insufficient personal and professional resources for coping with these difficulties, the actor, as the subject of labor, subject to professional burnout.
Keywords: professional burnout, acting profession, commitment to performance, the thresholds of creativity.
Анализируя многочисленные исследования по проблеме выгорания, можно придти к выводу, что до сих пор остается неразрешенным вопрос, является ли это явление общепрофессиональным, вне зависимости от предмета и особенностей деятельности, либо есть узкоспециализированные факторы, воздействующие на возможность возникновения и интенсивность протекания этого процесса.
Выбор актерской профессии для исследования выгорания является неслучайным. Интерес к данному виду профессиональной деятельности в
психологии проявлялся давно. Так, например, Б. Г. Ананьев в течение нескольких лет читал курс лекций по психологии в Ленинградском театральном институте. Специфика содержания, т. е. связи сценического искусства как искусства воздействия на слушателя и зрителя с научной психологией, заставила его осмыслить ряд новых проблем. В результате появилась статья «Опыт психологической системы К. С. Станиславского», опубликованная в 1941 г. [1]. Это была первая попытка проанализировать процесс сценического творчества на основе научной психологической теории.
Вопрос изучения профессионального выгорания актеров не был исследован. Требуется уточнить, что в данной работе мы делаем акцент на актерах драматического театра в связи с его психотерапевтичной функцией, проявляющейся в трансляции актуальных социально-психологических проблем личности и общества в целом. Театр очень давно играет весомую роль в культурной жизни общества. Актер же, в свою очередь, является посредником между замыслом автора, задумкой режиссера и восприятием зрителя.
Актерская профессия, наверное, единственная, где человек (его психофизика) является одновременно и мастером, и инструментом, и продуктом профессиональной деятельности. Посредством художественного образа, используя себя как профессиональный инструмент, актер воздействует на сознание зрителя. Так же современные научные исследования подтверждают, что процессы творчества и шизофрении идентичны, только шизофрения ведет к разрушению личности, а творческий процесс - к созиданию и обогащению. Эти обстоятельства накладывают некоторый отпечаток на поведение актера, что, естественно, не может не сказаться на представлении окружающих о представителях этой профессии.
В данной статье рассмотрим возможные факторы выгорания, характерные для актерской профессии в их соответствии с общепрофессиональными факторами выгорания.
Развитие профессиональной компетентности актера имеет особый характер, обеспечивается не только освоением основ наук, но и накоплением опыта взаимодействия с другим субъектами, отражением их в себе и последующим влиянием на них с целью вызвать у них определенные образы, мысли, чувства. Данная особенность требует объективности восприятия мира, внутренней свободы, креативности, принятия других людей во всех их ипостасях, эмоциональной вовлеченности в происходящее [12].
Таким образом, актер в идеале должен пребывать в постоянном активном внимании, впитывыя в себя, как губка, все происходящее. Как говорят сами актеры, «все в копилку». С другой стороны, это элемент профессиональной деформации - когда невозможно абстрагироваться и полностью включиться в свое жизнетворчество, бытовые переживания, а вместо этого постоянное наблюдение, интерес к тому, как это можно применить в сценическом воплощении.
Нужно отметить разницу творческой перспективы актеров и актрис. Мировая драматургия, к сожалению, тяготеет к преобладанию в пьесах мужских ролей, поэтому творческая жизнь актеров более стабильная, со сравнительно плавным ростом творческой активности, занятости в спектаклях. Женские же главные роли в большинстве своем приходятся на относительно молодой возраст. Далее возникает довольно распространенная ситуация столкновения актрисы с проблематикой перехода из одной возрастной группы в другую и как следствие -меньшей занятости. Актрисы, которые находят в себе способность осознать
необходимость такого перехода, продолжают насыщенную творческую деятельность в новом качестве.
Основная ценность актерства - это, прежде всего, профессиональная востребованность. Высшее удовлетворение в профессии - это абсолютное единение с залом и партнерами по сцене в хорошей роли, хорошего спектакля. В связи с этим возникает отношения актера с репертуарной политикой театра, режиссурой, партнерами, общим ходом театрального процесса. Для этого актеру необходимо выстраивать сложные многоуровневые коммуникации с театром, как с организацией, с режиссером и партнерами по сцене, как со значимыми субектами, и со зрителем посредством художественного образа, как ключевым элементом данной профессии.
Далее рассмотрим необходимые психологические требования, предъявляемые к представителям актерской профессии. Изучая проблемы сценического перевоплощения, Н.В.Рождественская пришла к выводу, что оно сопровождается перестройкой мотивов, установок, отношений, эмоциональных состояний актера, и эти перестройки происходят по ходу сценического действия, отличного от привычных жизненных действий самого актера [9].
А. Ф. Шаймуратова, Т. Д. Дубовицкая в своей работе приводят взгляды театральных педагогов и психологов на профессионально важные качества актеров. Так, в системе К. С. Станиславского представлены следующие духовные и физические элементы человеческой природы артиста, участвующие в творческом процессе: художественный вкус, широкий кругозор,
наблюдательность, сценическое внимание, сценическая свобода, сценическое самочувствие, творческая фантазия и воображение, умение перевоплощаться, характерность, органичность, сценическое обаяние, сценическое общение, эмоциональная память, самоконтроль, чувство правды и т. д. [13].
H. В. Рождественская приходит к выводу о важности для актерской
профессии таких черт личности, как эмоциональность, пластичность эмоциональных реакций, эмпатия, внутренняя свобода, артистичность, независимость, доброжелательная общительность, новаторство, социальная смелость и способность к саморегуляции, работоспособность и творческая воля [9]. В другой своей работе Н. В. Рождественская называет следующие профессионально важные качества актера: сценический темперамент,
эмоциональная отзывчивость на образ воображения, эмпатия, пластическое воображение, психомоторика, творческий потенциал [10].
На повышенную личностную тревожность, эмоциональную неустойчивость (нейротизм) и развитую эмпатию актеров указывает также Л. О. Исмайлова [3]. По данным В. С. Ошмариной, актеры по сравнению с представителями других профессий проявляют большую подверженность чувствам, они более впечатлительны, обладают широкой палитрой чувств, у них более выражено стремление постоянно отслеживать свои эмоции и чувства и, несмотря на это, поведение актеров более экспрессивно [7].
Ф. Шаймуратовой, Т. Д. Дубовицкой был проведен психолингвистический анализ заявленных театральными педагогами и психологами качеств личности актера, с целью выявить те из них, которые обуславливают успешность его творчества, носят не противоречивый и конструктивный характер. В итоге получился комплекс профессионально важных качеств личности актера, состоящий из несколько блоков, соответствующих, структурным компонентам личности актера.
I. Креативный компонент включает креативность, воображение, способность к перевоплощению.
2. Когнитивный компонент включает внимание и наблюдательность, перцептивные способности, мнемические способности.
3. Эмоционально-регулятивный компонент включает эмоциональную саморегуляцию, телесную саморегуляцию, конгруэнтность (органичность).
4. Коммуникативный компонент включает коммуникативные способности, эмпатию, сценическое обаяние.
5. Мотивационно-волевой компонент включает волевые способности, энергетичность, вовлеченность в профессию [13].
Важной составляющей успешной актерской деятельности является готовность актера к сценической активности. В работе Л.Н. Коптева при изучении формирования творческой готовности актера к спектаклю были рассмотрены структура и динамика творческой готовности, а также те препятствия, которые эту готовность разрушают. Структура рассмотрена по следующим позициям:
• готовность к воздействию на зрителя - коммуникативная;
• готовность к воспроизведению интеллектуального, эмоционального и волевого потенциала роли - психологическая;
• готовность к переходу от реальных к воображаемым обстоятельствам роли - игровая;
• готовность к воспроизведению художественной формы роли -технологическая;
• готовность организма к нагрузкам, соответствующим режиму спектакля -физиологическая;
• готовность к гармонизации личности посредством раскрытия глубинного творческого «я» актера - саморегуляционная [4].
Исходя из данной структуры, можно представить стадиальный процесс формирования готовности к спектаклю: первичным является обретение
готовности к творчеству в жизни; далее, через освобождение от обыденных интересов и забот при подготовке к спектаклю, достижение профессиональной готовности; следующим этапом является настраивание на роль, где происходит более или менее глубокая временная перестройка личности; и, наконец, интегральная творческая готовность как результат овладения настроем и внутренним действием роли уже на сцене [6].
В процессе формирования готовности к спектаклю перед актерами возникают барьеры выхода на сцену, которые могут проявляться в мышечных зажимах, забывании текста и т.д. Л.Н. Коптев определяет их как «пороги творчества», через которые артист стремится переступить. Порог разделяет пространство быта и пространтво творческого бытия художника [6].
Природа порогов в актерском творчестве раскрывалась в 1980-е гг. в основном в социально-психологическом и психологическом аспекте. Осмыслению проблемы творческих порогов способствовало обращение к понятию «психологический барьер», обозначающему в социальной психологии «такие физические процессы, свойства или даже состояния человека в целом, которые консервируют скрытый эмоционально-интеллектуальный потенциал его активности» [8].
Под воздействием порогов у актера образуются различные пороговые состояния, так называемые «зажимы», разрушающие готовность к творчеству. Типология порогов опирается на структуру творческой деятельности актера на спектакле:
1) коммуникативный порог - препятствия, мешающие установить контакт между актером и зрителем;
2) игровой порог, мешающий переходу в игровое «отчужденное» пространство;
3) психологический порог, разрывающий связь актер - роль, затрудняющий переход с бытового на творческое самочувствие;
4) технологический порог, возникающий при недостаточном овладении инструментарием при создании художественной формы роли;
5) физиологический порог - помехи, связанные с теми изменениями в организме, которые происходят при подготовке к спектаклю (бьет дрожь, пересыхает в горле, ощущаются позывы);
6) самореализационный порог - препятствия, мешающие включить в творчество глубинное «я» артиста [5].
Таким образом, сценическое воплощение художественного образа требует от актера кардинальной перестройки его психофизичсекого состояния, выход за рамки своего бытового состояния. Театральное поведение основывается на разделении Я и Другого. Только в пространстве зазора, отстранения и возникает возможность чуда присутствия Другого [2].
Анализируя вышеперечисленные особенности профессиональной деятельности, приходим к выводу, что общепрофессиональными предпосылками развития выгорания являются такие, как переживание профессиональной невостребованности, неудовлетворенность работой (предлагаемые роли, условия труда, уровень заработной платы). Способствовать развитию выгорания могут следующие личностные особенности недостаточный уровень эмпатийных способностей, демонстративность, нейротизм, повышенный уровень тревожности, возбудимый тип нервной системы. Профессиональное выгорание актеров может проявляться в виде апатии, профессиональной стагнации,
деструктивных профессиональных коммуникациях, игнорировании внепрофессиональных аспектов жизни.
Несоответствие способностей и компетенций специалиста требованиям со стороны профессиональной деятельности вызывает хронические стрессовые состояния и способствует истощению психо-энергетических ресурсов. К специфичекими факторам риска профессионального выгорания актеров относятся повышенные требования к эмоционально-рефлексивной сфере, необходимость преодоления порогов творчества, ежедневная готовность к сценическому воплощению, а также сложность структуры профессионального акта, когда актер как субъект профессиональной деятельности является ее предметом и инструментом воздействия на зрителя посредством художественного образа.
Список литературы
1. Ананьев Б. Г. Опыт психологической трактовки системы К. С. Станиславского // Записки Ленинградского театрального института. Л., 1941, с. 22-40.
2. Бажанова Р.К. Театральные разновидности артистизма // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 2. С. 9-19.
3. Исмайлова Л. О. Особенности эмоциональной сферы людей, играющих на сцене // Дипломная работа. РГПУ им. А. И. Герцена, психологопедагогический факультет. СПб.,1999.
4. Коптев Л. Н. Дотекстовые энергетические структуры в творчестве актера. СПб.: СПбГУСЭ, 2008. 299 с.
5. Коптев Л.Н. Пространство творческого бытия актера // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 90. С. 84-91.
6. Коптев Л. Н. Формирование творческой готовности актера к спектаклю // Л. Н. Коптев: автореф. на соиск. уч. степ. канд. наук. Л.: ЛГИТМиК, 1979. 27 с.
7. Ошмарина В. С. Личностные особенности актеров // Дипломная работа. РГПУ им. А. И. Герцена, психолого-педагогический факультет. СПб., 2000.
8. Парыгин Б. Д. Психологический барьер и его природа // Социальная психология и философия. Вып. 3. Л., 1975. С. 3-14.
9. . Рождественская Н. В. Проблемы сценического перевоплощения. Л.: Изд-во ЛГИТМиК, 1978. 216 с.
10. Рождественская Н. В. Диагностика актерских способностей. СПб.: Речь, 2005. 192 с.
11. Станиславский К. С. Работа актера над собой в творческом процессе перевоплощения. М.: Искусство, 1955. 634 с.
12. Шаймуратова А.В. Профессиональная самоактуализация и профессионально важные качества будущих актеров // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 11. С. 151.
13. А. Ф. Шаймуратова, Т. Д. Дубовицкая. Психолого-педагогические условия развития профессионально важных качеств будущих актеров // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 6. С. 143.
References
1. Anan'ev B. G. Opyt psikhologicheskoy traktovki sistemy K. S. Stanislavskogo. Zapiski Leningradskogo teatral'nogo instituta [ Notes of the Leningrad Theatre Institute]. L., 1941. pp. 22-40.
2. Bazhanova R.K. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kazan State University of Culture and the Arts], no. 2 (2009): 9-19.
3. Ismaylova L. O. Osobennosti emotsional'noy sfery lyudey, igrayushchikh na stsene. Diplomnaya rabota. RGPU im. A. I. Gertsena, psikhologo-pedagogicheskiy fakul'tet [Degree work. Herzen State Pedagogical University. Herzen, Psychology and Education Department]. SPb.,1999.
4. Koptev L. N. Dotekstovye energeticheskie struktury v tvorchestve aktera. SPb.: SPbGUSE, 2008. 299 p.
5. Koptev L.N. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena [Proceedings of the Russian State Pedagogical University. A. Herzen], no. 90 (2009): 84-91.
6. Koptev L. N. Formirovanie tvorcheskoy gotovnosti aktera k spektaklyu. Koptev L.N.: avtoref. na soisk. uch. step. kand. nauk [Summary for the degree of candidate of science]. L. LGITMiK, 1979. 27 p.
7. Oshmarina V. S. Lichnostnye osobennosti akterov. Diplomnaya rabota. RGPU im. A. I. Gertsena, psikhologo-pedagogicheskiy fakul'tet [Degree work. Herzen State Pedagogical University. Herzen, Psychology and Education Department.]. St. Petersburg., 2000.
8. Parygin B. D. Sotsial'naya psikhologiya i filosofiya [Social psychology and philosophy], no. 3 (1975): 3-14.
9. Rozhdestvenskaya N. V. Problemy stsenicheskogo perevoploshcheniya. L.: Izd-vo LGITMiK, 1978. p. 216.
10. Rozhdestvenskaya N. V. Diagnostika akterskikh sposobnostey. SPb.: Rech', 2005. p. 192.
11. Stanislavskiy K. S. Rabota aktera nad soboy v tvorcheskom protsesse perevoploshcheniya. M.: Iskusstvo, 1955. p. 6З4.
12. Shaymuratova A.V. Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovaniy [Scientific problems of humanitarian studies], no. 11 (2010): 151.
13. Shaymuratova A.V., Dubovitskaya T.D. Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovaniy [Scientific problems of humanitarian studies], no. 6 (2010): 14З.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Шестакова Ксения Николаевна, аспирантка заочного отделения кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности факультета психологии
Санкт-Петербургский Государственный Университет Наб. Макарова, д.6, г. Санкт-Петербург, 199034, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Shestakova Ksenia Nikolaevna, graduate department of extramural psychological support professional psychology department
St. Petersburg State University
6, Nab. Makarova, St. Petersburg, 199034, Russia
e-mail: [email protected]
Рецензент:
Водопьянова Наталия Евгеньевна, к.пс.н., доцент кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности факультета психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета