Научная статья на тему 'Специфика восприятия газетного текста представителями гуманитарных и технических специальностей (анализ фокус-групп молодежной аудитории)'

Специфика восприятия газетного текста представителями гуманитарных и технических специальностей (анализ фокус-групп молодежной аудитории) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
271
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА / КАЧЕСТВЕННАЯ ПЕРИОДИКА / МАССОВАЯ ПЕРИОДИКА / ЭЛИТАРНАЯ ПРЕССА / ТЕХНИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ГУМАНИТАРНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Надейкина Елена Владимировна

Профессиональная деформация накладывает отпечаток на восприятие информации человеком. Влияние этого социально-демографического фактора заметно даже в молодом возрасте. Так, представители технических профессий мыслят более структурно, проводят неочевидные связи между текстами, в то время как представители гуманитарных профессий первоочередно стремятся не понять текст, а изменить его, сделать более доступным для аудитории. В статье представлено исследование, проведенное методом фокус-группы на молодежной аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Надейкина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика восприятия газетного текста представителями гуманитарных и технических специальностей (анализ фокус-групп молодежной аудитории)»

4) При написании материала больше всего времени отдавайте на создание яркого необычного заголовка и не менее яркого лидер-абзаца. Этим вы обеспечите себе максимальную уверенность в том, что публикация будет прочитана от начала и до конца.

5) Если есть возможность, то в качестве структурного элемента публикации используйте нестандартные подходы - вместо фотографии попробуйте сделать необычный рисунок, который привлечет внимание к материалу или просто развеселит читателя.

Мы определили, что сегодня сообщества в социальных сетях (на примере «ВКонтакте») можно считать новыми средствами массовой информации, они имеют большой отклик у аудитории. Но поскольку данное медиа достаточно новое явление, многие аспекты деятельности еще не до конца отработаны на практике и нуждаются в изучении и улучшении.

Список литературы

1. Браславец, Л. А. Социальные сети как средство массовой информации: к постановке проблемы [Текст] / Л. А. Браславец // ВЕСТНИК ВГУ. - Сер.: Филология. Журнали-стика.-2009.-№1.

2. Князев, А. А. Основы тележурналистики и телерепортажа [Электронный ресурс] / А. А. Князев. - URL: http://www.evartist.narod.ru/textl/12.htm.

3. Морозова, А. А. Социальная сеть: к вопросу о безопасности пользователя [Текст] / А. А. Морозова II Знак: проблемное поле медиаобразования. - Челябинск. - 2017. - № 3 (25). - С. 201 -205.

4. Морозова, А. А. Специфика традиционных жанров журналистики в текстах социальных сетей (на примере «ВКонтакте») / Провинциальный мегаполис в современном информационном обществе: журналистский текст в новой технологической среде [Текст] / А. А. Морозова II Вестн. Челябинск, гос. ун-та. - Сер. Филология, искусствоведение. -Челябинск, 2015. -№ 5 (360). - С. 240-249.

5. Морозова, А. А. Тематическая классификация сообществ в социальной сети «ВКонтакте» как нового средства массовой информации [Текст] / А. А. Морозова// Современная медиасфера: практика трансформации, теоретическое осмысление, институциональные перспективы: матер. I Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 30 марта 2017 г. / редкол. С. В. Дубовик (отв. ред.) [и др.]. - Минск: Изд. центр БГУ, 2017. - С. 160-166.

6. Морозова, А. А. Типологические особенности сообществ в социальной сети «ВКонтакте» как периодического издания / А. А. Морозова II Массово-коммуникативное пространство (журналистика, пиарология, социальные сети, эссеистика, публицистика): Матер. Всероссийск. науч-практич. конф., посвящ. 200-летию создания первого орловского журнала «Друг Россиян и их единоплеменников обоего пола, или Орловский Российский журнал» (Орёл, 22-25 сентября 2016 г.) / Под общей редакцией В. П. Изотова и А. Л. Дмитровского. - Орёл: Картуш, 2016,- С. 46-42.

7. Пользователи Интернета в России [Электронный ресурс] II Интернет в России и в мире. - URL: http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151.

8. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати: учеб. Пособие [Текст] / А. А. Тер-тычный. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 320 с.

Надейкина Е. В.

СПЕЦИФИКА ВОСПРИЯТИЯ ГАЗЕТНОГО ТЕКСТА ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ГУМАНИТАРНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (АНАЛИЗ ФОКУС-ГРУПП МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИИ)

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда

(проект №16-18-02032)

Профессиональная деформация накладывает отпечаток на восприятие информации человеком. Влияние этого социально-демографического фактора заметно даже в молодом возрасте. Так, представители технических профессий мыслят более структурно, проводят неочевидные связи между текстами, в то время как представители гуманитарных профессий первоочередно стремятся не понять текст, а изменить его, сделать более доступным для аудитории. В статье представлено исследование, проведенное методом фокус-группы на молодежной аудитории.

Ключевые слова: профессиональная деформация, восприятие текста, качественная периодика, массовая периодика, элитарная пресса, технические специальности, гуманитарные специальности.

Создавая свое произведение, журналист, как правило, ориентируется на читателя. В рамках человекоцентрированной парадигмы аудитория является активным участником процесса создания медиапроизведения, а не только конечным потребителем продукта [3]. Журналист заинтересован, чтобы читатель отреагировал на его материал, поэтому ориентирует свою деятельность именно на запрос респондента. Для эффективной коммуникации «автор-читатель» необходимо знать половозрастные, социальные и демографические особенности аудитории.

Любая аудитория состоит из индивидов, обладающих уникальными личностными характеристиками, но в то же время объединенных общими социальными признаками, которые формируют массовую культуру с особым образом массового сознания [2].

Причем каждый из отдельных критериев накладывает отпечаток на образ мышления читателя. Например, Е. Е. Пронина отмечает, что с возрастом меняется информационный запрос. Для детей важна убедительность, для молодежи - информативность, для возрастной аудитории - понятность [6]. Н. Н. Богомолова указывает, что мужчины тяготеют к точным данным, женщины - к литературным размышлениям [8].

Также большое значение на восприятие текста оказывает профессиональная деформация - изменение образа мышления под влиянием регулярно выполняемой деятельности.

Мы полагаем, что люди, постоянно работающие с текстом (журналисты, филологи, лингвисты), оказываются к нему более взыскательны, оценивают его структуру, информационную наполненность и использованные автором языковые средства. Для людей, занимающихся технической деятельностью (математиков, физиков, инженеров), не важна литературная составляющая. Они склонны проводить прямые связи между текстами, оценивают логичность, в меньшей мере обращаются к языку.

Мы провели исследование на двух группах молодежи с помощью метода фокус-группы. Особенность этого исследовательского инструмента в том, что он концентрируется на частном в описании целостной картины [7]. В результате такого анализа исследователь получает неструктурированный объем данных, который нуждается в интерпретации и систематизации.

Работа над фокус-группой включает несколько этапов: постановка целей и задач, написание сценария фокус-группы, определение участников и модератора, выбор места проведения фокус-группы. Респонденты должны ощущать себя максимально комфортно, не чувствовать давления со стороны ведущего и участников, чтобы ответы носили наиболее откровенный характер.

Групповое интервью принято считать микросоциологией, поскольку в фокусе остается субъект, его личные переживания и эмоции [7]. Важной особенностью является анализ невербалики продуцентов.

После окончания работы массив данных приводится в словестную форму, всем реакциям дается теоретическая интерпретация.

В нашем исследовании принимало участие 2 группы молодежной аудитории в возрасте от 18 до 25 лет. Испытуемым было предложено к прочтению 3 текста - из качественной, массовой и элитарной периодики - без авторов и указания на выпускающий журнал или газету [1]. Публикации определялись методом случайной выборки.

После прочтения задавался ряд элементарных вопросов:

1. Какое впечатление на вас произвел прочитанный вами текст? Что понравилось? Что нет?

2. Хочется как-то изменить текст? Дополнить чем-то или, возможно, убрать?

3. Как вы можете оценить работу журналиста в данном тексте? Донес ли он мысль?

Участники должны были предельно честно высказать свое мнение по поводу прочитанных публикаций, а затем предположить, к какому изданию принадлежит материал: к качественному, массовому или элитарному.

Для анализа данных нами была создана таблица частотности. В нее заносились как наиболее частные реакции - показатель тенденций, так и наиболее редкие реакции - в качестве исключения и отклонения от обнаруженных тенденций.

Группа гуманитариев состояла из 7 человек: трое молодых людей и четыре девушки. Так, исследование молодых гуманитариев показало, что эмоции как фактор восприятия и понимания текста у них уходят на второй план. Первоначально респондент смотрит, как можно улучшить текст и где автор материла просчитался - такая реакция отмечена на всех предложенных текстах.

Публикация из массового издания показалась группе сложной, перегруженной фактами, сухой. Испытуемые указали на важность человеческого участия в тексте - всегда необходим герой, которого в публикации не оказалось. Также читателей смутило использование примеров, не связанных с Россией. Участники указали на то, что аудитория издания скорее всего расположена не за границей, и интереснее узнавать то, что происходит рядом и касается именно тебя.

Заданная тема, на взгляд испытуемых, оказалась далека от фактической, на их взгляд произошла подмена основной идеи.

В качестве альтернативной структуры участники предложили убрать статистику, ввести героя, заменить сложные термины на более понятные, дополнить материал народными средствами или полезными советами.

Несмотря на множество замечаний к содержанию, текст на аудиторию все-таки произвел необходимый эффект. В качестве шутки девушки предложили парням задуматься о своем здоровье.

Материал из качественного издания также оказался перегружен статистикой. Использованные мнения экспертов для данной аудитории показались не авторитетными. Однако материал вызвал у гуманитариев профессиональный интерес. В качестве альтернативной структуры молодые люди предложили использовать визуальные формы представления информации типа графиков, таблиц или инфографики, провести собственный эксперимент и описать его результаты, а объем данных дать просто в качестве сопровождающей информации.

Тема для молодых людей оказалась интересной, но не очень актуальной, поскольку многие сейчас не заняты активным поиском работы.

Информация в подобной форме хоть и вызвала обсуждения, но, скорее всего, осталась бы пропущенной читателем на странице газеты, потому что к середине текста читатели уже потеряли интерес.

Текст из элитарного издания понравился читателям больше предыдущих. На взгляд гуманитариев, он оказался самым легким, понятным и актуальным.

Однако оказалось, что молодая аудитория с трудом выстраивает логические связи между частями разбитого на блоки текста. Каждая часть публикации была считана как отдельный самостоятельный текст.

Важно также и то, что молодые гуманитарии не обращают внимания на жанр текста, они автоматические адаптируют его под новостной формат, добавляют обязательные для новости элементы произведения.

Таким образом, молодежь гуманитарной направленности оказалась весьма критичной в восприятии текста, стремящейся исправить недостатки текста, но, в то же время, загоняющей его в стандартные рамки формата интернет-новости, где все коротко, четко и структурировано. Это говорит о том, что молодые люди, работающие с текстом, сегодня обладают в большей мере клиповым мышлением, стремятся к облегчению информации, не готовы серьезно анализировать и расходовать мозговые ресурсы на потребление тяжелых литературно текстов.

Распределить тексты гуманитарии решили следующим образом: элитарный текст -это массовая периодика, качественный - качественная, а массовый текст - наоборот, элитарная.

Группа представителей технических профессий состояла из 6 человек: пятеро молодых людей и одна девушка.

Для людей технической профессиональной направленности текст из массового издания показался самым простым. Он написан на тему, близкую читателю (текст отличается от текста гуманитариев), однако читатели обратили внимание на устаревшие данные и также статистику.

Элитарный и качественный текст читатели технического склада ума связали между собой, как бы в шутку заметив, что один является логическим продолжением другого.

Молодые люди по характеру повествования предположили, что автором текста является девушка. Также отметили, что все комментарии взяты исключительно у девушек. Однако, в отличие от своих коллег, в компетентности экспертов не усомнились, сославшись на популярность сайтов объявлений.

Несмотря на то, что респонденты уделили внимание деталям текста, сам он оказался сложным для усвоения - на прочтение и понимание темы у участников ушло более 10 минут.

Однако реакция на тему среди читателей все-таки прошла, несмотря на то, что участники заявили - тема им далека. К обсуждению проблемы подключились вся фокус-группа, высказывая как положительные, так и отрицательные мнения по поводу обсуждаемого вопроса (женщины догоняют мужчин в заработной плате). Причем, как правило, вопреки первоначальным уверениям, молодые люди ссылались именно на свой жизненный опыт, обращаясь к собственной пресуппозиции.

Важно также отметить недовольство молодых людей обильными библейскими цитатами и непонимание, зачем это нужно. В качестве альтернативы предложили современных экспертов и более новые, актуальные данные, которые в тексте уже серьезно устарели.

Но разбитый на блоки текст был воспринят не как отдельные самостоятельные тексты, что показала группа гуманитариев, а как единое целостное произведение.

Текст, размещенный в элитарном издании, участники отнесли к группе элитарных текстов (определив его как наиболее «кучный»), текст, размещенный в массовой прессе, был отнесен к группе массовых. Однако респонденты посчитали предложенную классификацию неверной и предложили распределить материалы по возрастам аудитории или по ее интересам.

Таким образом, можем отметить, что различия в восприятии текстов представителями технических профессий и гуманитарных профессий существуют.

Гуманитарии адаптируют любой текст под новость, технари воспринимает публикацию в том жанре и формате, в котором она представлена журналистом, особенного желания вмешиваться в произведение математики не высказывают. Филологи же, наоборот, активно придумывают пути изменения и совершенствования текста.

Гуманитарии не склонны устанавливать взаимосвязи между текстами, в то время как технари замечают неочевидные «мостики» между материалами, что говорит об аналитичности мышления технических специалистов. Также они не дробят единый текст на части, а воспринимают его целостно.

Соответственно, даже в молодом возрасте, когда еще профессиональная деформация не столь ярко выражена, она уже накладывает отпечаток на образ мышления. Представители технических специальностей оказываются более логичными, аналитически относятся к информации, в то время как гуманитарии не воспринимают информацию в той форме, в которой она представлена автором, сразу намереваясь что-то изменить в произведении.

Список литературы

1. Антропова, В. В. Типология культуры как фактор типологической идентификации прессы в контексте лингвокультурологического анализа медиатекстов: экспансия мас-скульта [Текст] / В. В. Антропова // Вестник Челяб. гос. ун-та. - 2013. - № 21 (312). -С. 23-29.

2. Дубов, И. Г. Феномен менталитета: психологический анализ [Текст] / И. Г. Дубов // Вопр. психологии. -1993. -№5,- С. 20-29.

3. Мельник, Г. С. Mass Media: Психологические процессы и эффекты [Текст] / С. Г. Мельник. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. - 240 с.

4. Олешко, В. Ф. Психология журналистики [Текст] / В. Ф. Олешко. - Изд-во Михай-ловаВ. А., 2006.-240 с.

5. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2001. - 656 с.

6. Пронина, Е. Е. Психология журналистского творчества [Текст] / Е. Е. Пронина. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. - 320 с.

7. Семенова, В. Глава VI. Качественные методы в социологии [Электронный ресурс] /В. Семенова. - URL: http://www.sociologos.ru/upload/File/Glava6_SSI_Yadov.pdf, свободный (дата обращения: 23.03.2017). - Загл. с экрана.

8. Цакоева, О. А. Тендерные особенности восприятия рекламы [Электронный ресурс] / О. А. Цакоева II Молодежь и наука : сб. материалов VI всерос. науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых учёных. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2011. - URL: http:// conf.sfu-kras.ru/sites/mn2010/sectionl3.html, свободный (дата обращения: 14.04.2017). -Загл. с экрана.

Надыршина А. А.

«ТОТАЛЬНЫЙ АРТ-ПОДХОД» КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ГЛЯНЦЕВОГО ЖУРНАЛА ТИПА LIFESTYLE «ЧЛБ.СОБАКА.Яи»

В данной статье рассматриваются новые тенденции в изучении мира глянцевой периодики. Автор статьи представляет анализ нового типа печатной продукции премиум-класса - журналов типа lifestyle. Определяются типообразующие признаки и медиатворческие параметры: коммуникативная и рекламная стратегии, цель (миссия) и слоган, содержание (контент-наполнение) и рубрикативная система, история (бэкграунд) и внешняя идентичность (дизайн), жанровая палитра и структурно-стилистическая система, целевая аудитория и распространение. Оценивается роль «ДНК» бренда в формировании социально-статусной идентичности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.