Научная статья на тему 'Специфика вокальной подготовки студентов-музыкантов различных исполнительских специальностей'

Специфика вокальной подготовки студентов-музыкантов различных исполнительских специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
492
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / МЕТОДЫ / МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СТУДЕНТЫ / VOCAL DEVELOPMENT / METHODS / MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY / MUSIC TEACHER / VOCATIONAL TRAINING / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова Елена Михайловна

Данная статья раскрывает специфику вокального развития студентов-инструменталистов музыкально-педагогического факультета вуза, выявляя характерные особенности основных его структурных элементов: контингента обучающихся, форм и способов дидактического взаимодействия педагога и студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF THE VOCAL TRAINING OF THE MUSICIAN STUDENTS WITH DIFFERENT PERFORMANCE SPECIALIZATIONS

The article discusses specifics of the vocal development of instrumentalist students of the Musical Education Department at the university. The author describes typical features of its structural components: contingent of students, forms and modes of didactic cooperation between teachers and students.

Текст научной работы на тему «Специфика вокальной подготовки студентов-музыкантов различных исполнительских специальностей»

УДК 371

Фролова Елена Михайловна

старший преподаватель кафедры вокала и хорового дирижирования Московского городского педагогического университета [email protected]

СПЕЦИФИКА

ВОКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ РАЗЛИЧНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Frolova Elena Mikhaylovna

Senior Lecturer of the Singing and Choral Conducting Department, Moscow City Teachers’ Training University [email protected]

SPECIFICS OF THE VOCAL TRAINING OF THE MUSICIAN STUDENTS WITH DIFFERENT PERFORMANCE SPECIALIZATIONS

Аннотация:

Данная статья раскрывает специфику вокального развития студентов-инструменталистов музыкально-педагогического факультета вуза, выявляя характерные особенности основных его структурных элементов: контингента обучающихся, форм и способов дидактического взаимодействия педагога и студента.

Ключевые слова:

вокальное развитие, методы, мотивация учебной деятельности, учитель музыки, профессиональная подготовка, студенты.

Summary:

The article discusses specifics of the vocal development of instrumentalist students of the Musical Education Department at the university. The author describes typical features of its structural components: contingent of students, forms and modes of didactic cooperation between teachers and students.

Keywords:

vocal development, methods, motivation of educational activity, music teacher, vocational training, students.

Вокальная подготовка студентов входит в систему профессиональной подготовки учителей музыки на музыкальном факультете педагогического университета. Этот процесс имеет свою специфику, поскольку педагогу-вокалисту приходится работать со студентами различных исполнительских специальностей, в большинстве своем не имеющих вокальной подготовки.

Контингент студентов, обучающихся на музыкально-педагогическом факультете, весьма разнороден не только по уровню профессиональной и общей культурной подготовки, но и по возрасту, и по мотивационной направленности.

Так, возрастные рамки группы студентов, приходящих в вуз со средним образованием, -17-20 лет, что, согласно периодизации ученых, соответствует ранней юности [1]. В социологии и философии этот период характеризуется так называемыми социальными переходами - поворотными пунктами развития, радикально изменяющими положение, статус и структуру деятельности индивида. Например, этот период, осложненный недостаточно развитыми навыками самостоятельной работы, совпадает в вузе с началом трудовой деятельности студентов - выходом с третьего курса на активную педагогическую практику.

Одновременно с указанной группой студентов на факультете обучается и иная категория студентов - это выпускники музыкальных колледжей и училищ, имеющих статус среднего специального учебного заведения, сознательно сделавшие свой выбор и ориентированные на работу по специальности. Средний их возраст колеблется, как правило, между 20-25 годами, психологи определяют его как период начала взрослости. Человек, взрослый и в биологическом, и в социальном отношении, уже не столько объект социализации, сколько ответственный субъект общественно-производственной деятельности, результаты которой оцениваются по «взрослым» стандартам.

Существенным отличием студентов колледжной группы от студентов, пришедших в вуз после школы, является более глубокий уровень мышления, качественная сторона процессов восприятия и переработки информации. Согласно Клаусу Ригелю, занимавшемуся анализом мыслительных процессов рассматриваемого возрастного периода (ранней взрослости), мышление «более взрослых студентов» характеризуется пониманием противоречий, что в его интерпретации звучало как диалектичность мышления, при котором человек способен анализировать наблюдаемые явления окружающей его действительности, синтезировать и интегрировать их [2].

Следующая группа обучающихся - это студенты заочного отделения, характеризующаяся не только широким возрастным диапазоном, но и степенью владения практическим опытом,

обусловленным различиями в профессиональной довузовской подготовке. Одной из главных характеристик данной группы студентов является характер мотивации и отношение к процессу обучения. Большое значение здесь приобретает согласование внешней цели обучения с личными целями студента. По утверждению Т.В. Глюжецкене, положительные результаты в учебной деятельности достигаются в случае единства педагогических целей обучения, поставленных перед студентом-заочником и конкретизируемых в учебно-познавательных задачах, с личными целями, опосредуемыми в учебных мотивах [3].

Несмотря на то, что контингент обучающихся трех обозначенных групп достаточно неоднороден - как между группами, так и внутри самих групп - текущие учебные требования, а также требования к окончательному результату для всех одинаковы. Задача осложняется тем, что в нашем случае речь идет не о различной степени совершенствования студентов в вокальной деятельности, что было бы возможно только в случае наличия у студентов предшествующей вузовскому обучению вокальной подготовки. В нашем случае студенты поставлены в условия освоения абсолютно новой области профессиональных умений и практическом их применении параллельно с процессом обучения. Иными словами, если студент первого курса обучения имеет предшествующий опыт общения с каким-либо инструментом, то опыт работы с голосом у него отсутствует. Поэтому преподавателю-вокалисту, в первую очередь, приходится заниматься правильным построением периода начальной организации такого опыта, с тем, чтобы обеспечить последующую самоорганизацию студенческой работы, которая будет являться уже дальнейшей, более сложной ступенью обучения.

При выстраивании стратегии индивидуальной работы с каждым студентом преподавателю класса вокальной подготовки необходимо учитывать, что особенностью всего процесса обучения пению, разворачивающегося во времени, является его поэтапный характер. Это говорит о том, что путь к конечной цели складывается из целого ряда промежуточных целей, достижение которых обуславливает качественную сторону конечного результата. В связи с этим преподавателю необходимо четко представлять, каков должен быть результат каждого составляющего этапа обучения и выбирать наиболее эффективные пути воздействия на ученика, применяя весь спектр методов работы в их рациональном сочетании.

При этом именно индивидуальная форма работы позволяет учитывать начальный уровень всех характеристик студента, включающий физическое состояние, музыкальность, интеллект, общую культурную подготовку, способность к обучению и др. Оптимальную стратегию обучения можно выстроить лишь с ориентацией на его начальные условия. Поэтому принцип природосообразности, лежащий в основе вокального обучения, дифференцирует и различные промежуточные цели для разных групп студентов.

На начальном этапе работы со студентом-инструменталистом в классе вокальной подготовки есть важные опоры, которые позволяют выбрать правильное ее направление. Приступая к работе с новым студентом, в первую очередь, необходимо уточнить уровень его базовых знаний, полученных в период, предшествовавший обучению в вузе. И для преподавателя здесь важен не столько их объем, сколько методика, которую применяли прежние учителя в когнитивной составляющей научения. Изначально большое значение имеет наличие способности студента к рефлексивным действиям и самообучению. В случае отсутствия или слабой развитости этих навыков необходимо на начальном этапе обучения расширенное использование репродуктивных, «подражательных» методов. В случаях, складывающихся более благоприятно, необходимо как можно активнее мобилизовать уже имеющийся потенциал способности к самообучению и творческой активности. Однако в любом из этих случаев на первом этапе адаптации студента к новым условиям, новому направлению в профессиональном обучении и в целом требованиям обучения в высшем образовательном звене предпочтение следует отдавать не резкому контрасту предъявляемых студенту требований, а мягкому, щадящему переходу на новую методику.

Педагогу по классу вокальной подготовки необходимо также выяснить наличие или отсутствие в учебном опыте студента таких знаний и навыков, которые могли бы каким-то образом мешать профессиональному овладению новыми понятиями, ощущениями и действиями. Это дает возможность скорректировать перспективный план вокального развития каждого ученика.

Если вникнуть в специфику исполнительских действий на различных музыкальных инструментах, то можно заметить, что их суть - в варьировании схожих двигательных импульсов, что, с одной стороны, облегчает работу контроля сознания, но с другой - часто порождает ошибки в действиях, идущие от подсознания. Обучение игре на любом музыкальном инструменте строится в двух направлениях: техническом и художественном. Все ведущие музыкальные педагоги сходятся в одном мнении, что эти два направления не могут развиваться последовательно, а должны идти параллельно. Это неоспоримо, но все же невозможно выразить в полной мере музыкальный смысл, не владея инструментом выражения - техникой. Педагогиче-

ская проблема состоит в следующем. Передаче технических элементов исполнения педагог может научить различными методами: репродуктивными (показ, подражание); словесными (объяснение технических приемов); практическими (выполнение упражнений и заданий на закрепление тех или иных навыков).

А передать эмоционально-смысловую составляющую музыкального произведения можно лишь проблемно-поисковым методом - нахождением исполнительских средств, заложенных в природе самого исполнителя, органичных для него.

Однако в педагогической практике часто встречаются случаи, когда глубоко внутренняя, эмоционально-смысловая сторона исполнения точно так же, как и внешняя, чисто техническая, становится областью научения с бездумным подражанием, «натаскиванием», бессодержательным копированием и другими подобными ошибочными действиями обеих сторон процесса. Это происходит по следующим причинам. Одна из них - активное вмешательство преподавателя в самостоятельную мыслительную работу студента, максимальное применения на уроке все тех же репродуктивных методов, которые в этом случает должны быть сведены к минимуму, либо вовсе отсутствовать. Вторая причина - излишняя старательность ученика в точном воспроизведении всех «показов» преподавателя.

Процесс поиска эмоционально-смыслового выражения музыки - серьезная внутренняя работа, прежде всего, самого исполнителя. Здесь важно понимание студентом генезиса исполнительской выразительности, ведущее к естественности отбора основных ее элементов. Иными словами, изучение природы чувств должно сопровождаться изучением правильного физического действия, соответствующего им.

Это относится и к вокальному исполнительству, причем в более осложненном варианте, так как здесь отсутствует опора на инструмент, а присутствует исключительно внутренняя мышечная техника, которая и служит средством постижения образного материала, адресованного слушателю. В этом случае даже самый талантливый исполнитель не способен руководить своим певческим аппаратом, если работа этого аппарата и сами движения ему не знакомы и не известны. Только в случае, если он обладает точной, закрепленной в подсознании информацией о строении и «правилах эксплуатации» своего инструмента (в нашем случае - голоса), его движения станут осмысленными, точными, а правка на эмоционально-смысловую составляющую, в свою очередь, вызовет определенный отклик у слушателя.

Таким образом, эффективность вокального развития студентов-инструменталистов в условиях вузовского обучения возможна при условии учета специфики контингента обучающихся, а именно: их базовой подготовки, возрастных особенностей, структуры мотивации учебной деятельности.

Ссылки:

1. Крайг Г. Психология развития. М., 2002.

2. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. Большая Университетская библиотека. СПб., 2006.

3. Глюжецкене Т.В. Факторы учебной успешности студентов заочного технического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1986.

References (transliterated):

1. Krayg G. Psikhologiya razvitiya. M., 2002.

2. Psikhologiya cheloveka ot rozhdeniya do smerti / ed. by A.A. Rean. Bol'shaya Universitetskaya biblioteka. SPb., 2006.

3. Glyuzhetskene T.V. Faktory uchebnoy uspeshnosti studentov zaochnogo tekhnicheskogo vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. L., 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.