СПЕЦИФИКА ВНУТРИКОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
ИВАНОВА Е.А.,
доктор экономических наук, профессор, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, e-mail: Ivanova.Elena-05@yndeks.ru
В статье предпринята попытка проанализировать различные варианты создания корпораций и моделирования внутрифирменных отношений в отечественной экономике, а также проведено исследование многообразия типов построения сложных корпоративных структур.
Процессы глобализации вносят определенные особенности в механизмы формирования корпоративных отношений, которые идут по пути образования различного рода сложных интегрированных структур. В свою очередь внутренние и внешние механизмы корпоративных отношений трансформируют экономическую среду, меняют состав ее участников, меняют характер производственных, технологических, финансовых и торговых связей.
Ключевые слова: корпорация; корпоративное управление; организационная система; интеграция; имущественные отношения; централизация; властные полномочия; холдинг; контрольный пакет; автономия; дочернее общество.
SPECIFICITY OF INTERNAL CORPORATIVE RELATIONS IN MODERN RUSSIAN ECONOMY
IVANOVA E.A.,
Doctor of Science, professor, Rostov state university of economics (RINH), Rostov-on-Don, е-mail: Ivanova.Elena-05@yndeks.ru
The article attempts to analyze the various options for creating and modeling of intra- corporate relations in the domestic economy, as well as a study of the manifold types of building complex corporate structures.
The processes of globalization make certain features in the mechanisms of corporate relations, which are on the path of education of various kinds of complex integrated structures. In turn, the internal and external mechanisms of corporate relations transformed economic environment, change the composition of its members, changing the nature of production, technological, financial and trade ties.
Keywords: corporation; corporate management; organization system; integration; private relations; centralization; authority; control pay; autonomy; subsidiary.
JEL classification: J53, L25.
В промышленном секторе используется множество вариантов создания корпораций, каждый из которых основан на преимуществах корпоративной формы ведения предпринимательской деятельности.
Действующее законодательство, к сожалению, не содержит понятия «корпоративные отношения». Поэтому считаем целесообразным определить данную дефиницию как внутренние взаимоотношения между участниками деятельности корпорации, регулируемые нормами права: законодательными актами и внутренними локальными актами компании.
Рассматривая корпорацию как объект управления в системе корпоративного управления, обращает на себя внимание тот факт, что именно долевой характер уставного капитала - главная отличительная черта корпоративной
© Е.А. Иванова, 2013
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2
116
Е.А. ИВАНОВА
формы ведения бизнеса. При этом акционеры принимают участие в управлении компанией пропорционально объему вложенных средств, что способствует эффективному контролю за деятельностью руководства и оптимальному использованию капитала корпорации. В узком смысле слова под классической корпорацией мы понимаем обычное акционерное общество.
Хотелось бы также отметить, что корпорация как организационная система управления представляет собой еще и масштабную форму интеграции компаний путем объединения хозяйствующих субъектов различных сфер деятельности. Основная цель корпоративных объединений - это выработка совместной стратегии в области предпринимательской деятельности, усиление конкурентных преимуществ. Механизмами достижения этой цели являются управление НИОКР в рамках совместно выбранной научно-технической политики, минимизация издержек на производство однотипной продукции, регулирование капитальных вложений при проведении единой инвестиционной политики, управление производством новых видов изделий как единым технологическим процессом, раздел рынков сбыта (Авдашева, 2010. С. 66).
В России традиционно предпринимательская деятельность велась в крупных бизнес-структурах, с присутствием характерных тенденций к интеграции. Из всего многообразия организационных типов построения сложных корпоративных структур можно выделить три типа формирующихся объединений, а именно: 1) построение внутрикорпоративных взаимоотношений на основе имущественных отношений; 2) построение внутрикорпоративных взаимоотношений на основе концентрации контроля над ресурсами и услугами; 3) построение внутрикорпоративных взаимоотношений путем централизации управленческих функций на добровольной основе.
Все корпоративные структуры по степени самостоятельности входящих в объединение лиц можно разделить на 3 основные группы.
Первая группа объединяет участников, полностью равноправных по отношению друг к другу. Такая организационная структура называется симметричной. В качестве примера подобного рода структур можно привести ассоциацию (палата, гильдия, союз, лига), консорциум и картель.
Вторая группа - это частично зависимые друг от друга участники, взаимодействующие между собой по ограниченному объему своей деятельности и сохраняющие автономию в сфере управления (это также симметричные структуры). К данной группе относятся: ФПГ, синдикаты.
Третья группа включает участников, одни из которых полностью зависят от других, при этом часть функций управления передается от одних другим. Структура, в силу неодинаковости прав и обязанностей участников, является асимметричной. В данную группу входят: трест, концерн, холдинг.
Доминирующей организационно-экономической формой функционирования крупных интегрированных структур в современной России выступают холдинги, контролирующие почти половину российской промышленности и подавляющую часть компаний, чьи акции обращаются на фондовом рынке (Алиев, 2008. С. 98). Холдинговые отношения представляют собой наиболее распространенный вид внутрикорпоративных отношений, выражающих взаимосвязи между участниками объединения и определяющих основания возникновения этой зависимости. При этом под основаниями возникновения отношений, в частности холдинговых, мы понимаем те обстоятельства, которые позволяют одному самостоятельному хозяйствующему субъекту иметь экономическую власть над другим формально независимым участником бизнес-группы.
В ст. 6 ФЗ «Об акционерных обществах» дается определение дочерних обществ и товариществ: «общества (товарищества) являются таковыми, если другое хозяйственное общество (товарищество) в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет право определять решения, принимаемые таким обществом» (ФЗ «Об акционерных обществах...», 1995). Именно описанные три случая, по нашему мнению, и есть основания установления холдинговых отношений, поскольку структура классического холдинга состоит из основного хозяйственного общества (товарищества) и дочерних хозяйственных обществ, т. е. именно критерии дочерности являются основными принципами и холдинговых отношений.
Очень схожей с холдингом формой предпринимательской деятельности выступает концерн. С научной точки зрения, важной задачей выступает выделение экономической сущности и отличительных особенностей внутрикорпоративных отношений этой сложной интегрированной структуры. Кроме того, внимания с точки зрения корректности терминологии заслуживает вопрос о соотношении понятий «холдинг» и «концерн». Весьма распространенным является определение холдинговой компании как юридического лица в форме хозяйственного общества, которому принадлежит контрольный пакет акций дочерних обществ. При этом головная компания осуществляет контроль за деятельностью дочерних обществ. Такая схема характерна для чистого холдинга. Распространенными понятиями в экономической литературе и в практической деятельности являются понятия административного и финансового холдингов, патентного и лицензионного холдингов, холдинга по оказанию услуг, лицензионного холдинга и др., обозначающих определенные направления деятельности классического холдинга, которым может являться, как мы уже заметили, любое общество, которому принадлежит контрольный пакет акций других обществ и которое на основе общности капитала осуществляет контроль за их деятельностью. То есть, можно определить основное различие между концерном и холдингом. Оно состоит в том, что в концерне присутствует контрактная основа, как основание для образования структуры, а в холдинге она отсутствует.
Очень близко к холдингу по правовой основе находятся финансово-промышленные группы. На сегодняшний день это единственная организационно-экономическая форма предпринимательской деятельности, которая имеет детальную законодательную базу. ФПГ - это совокупность самостоятельных хозяйствующих субъектов, объединившихся с целью производственной и коммерческой интеграции при осуществлении финансовых и капитальных вло-
СПЕЦИФИКА ВНУТРИКОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
117
жений, обеспечивающих конкурентоспособность структуры на рынке, выход на новые рынки и увеличение эффективности деятельности.
Внутрикорпоративные отношения ФПГ могут быть организованы одним из двух способов. Первый способ заключается в составлении договора об интеграции и образовании Центральной компании с передачей ей основного объема полномочий членов группы, либо по холдинговой схеме, предусматривающей, что функции Центральной компании падают на головное общество.
Статистика свидетельствует, что подавляющая часть финансово-промышленных групп в российской промышленности созданы первым описанным нами способом, т. е. на основании договора об образовании финансовопромышленной группы и создании Центральной компании. И только каждая седьмая финансово-промышленная группа создана по холдинговому типу, предусматривающему в составе группы компанию, которой принадлежат контрольные пакеты других, связанных по капиталу, обществ (Щиткина, 2011. С. 79).
Таким образом, в настоящее время наиболее распространены ФПГ нехолдингового типа, трактуемые в экономической литературе как форма дружественных присоединений.
Специфическое место в перечне сложных интегрированных структур отводится такой организационноэкономической форме как синдикат, что связано с актуальностью целей его создания в современных условиях активизации борьбы за рынки сбыта. Для России данная форма нетипична, но в различных других организационноэкономических формах деятельности присутствуют отдельные черты рассматриваемой организационной структуры. Синдикат - это корпоративное образование, действующее на основе централизации структуры продвижения товаров и услуг на рынки, управление сбытом, маркетинговые планы в бизнес-планировании. При этом объединенные в синдикат участники хозяйственной деятельности теряют самостоятельность в сфере обращения, но сохраняют ее в юридической сфере и производственной деятельности. Синдикаты, образованные конвенциально, представляют собой очень неустойчивые организационные структуры. Если же в них пытаются выделить структуру, централизующую управление участниками объединения, то это, в большинстве случаев, способствует перерождению синдиката в другую организационно-экономическую форму деятельности.
Следующим типом сложных надфирменных образований, заслуживающим упоминания, выступает картель. Картель - это интеграция самостоятельных экономических субъектов на основе общей маркетинговой стратегии и единых принципов бизнес-планирования, оговоренных и зафиксированных в контрактных соглашениях о разделе рынков сбыта, общей ценовой и сбытовой политике.
Российская практика свидетельствует, что в отечественной промышленности данная организационно-экономическая форма практически не встречается. Причины этого заключаются в следующем. Во-первых, существуют ограничения, содержащиеся в антимонопольном законодательстве. Во-вторых, соглашения картельного типа только иногда дают те же преимущества, что и монопольное господство подобной структуры на определенном товарном рынке.
Консорциум, напротив, довольно распространенная форма сложных интегрированных структур. В консорциум объединяются хозяйствующие субъекты на временной основе для реализации конкретного производственного или иного экономического проекта, требующего мобилизации значительных финансовых ресурсов. Деятельность подобного объединения направлена на получение максимальных выгод участниками консорциума. Организация консорциума оформляется соглашением. При этом отсутствует принцип общности имущества, а действует принцип доверительного управления.
Редкими видами интеграционных объединений в российской промышленности являются тресты, пулы и альянсы.
Нами упомянуты основные формы сложных интегрированных структур и основы внутрикорпоративных отношений в них. В заключение можно сделать вывод, что процессы глобализации вносят определенные особенности в механизмы формирования корпоративных отношений, которые идут по пути образования различного рода сложных интегрированных структур. В свою очередь внутренние и внешние механизмы корпоративных отношений трансформируют экономическую среду, меняют состав ее участников, меняют характер производственных, технологических, финансовых и торговых связей.
ЛИТЕРАТУРА
Авдашева С. (2010). Российские холдинги: новые эмпирические свидетельства // Вопросы экономики, № 1. С. 97-110.
Алиев С.А. (2008). Факторы рыночной активности корпоративных структур и их влияние на систему управления // Менеджмент в России и за рубежом, № 3. С. 65-71.
ФЗ «Об акционерных обществах» № 208 от 26.12.1995 г. СПС «КонсультантПлюс».
Щиткина И.С. (2011). Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление: научно-практ. издание. М.: Волтерс Клувер.
REFERENCES
Avdasheva S. (2010). Russian holdings: New Empirical Evidence. Problems of Economics, no. 1, pp. 97-110. (In Russian.)
Aliev S.A. (2008). Factors market activity of corporate structures and their impact on the control system. Management in Russia and abroad, no. 3, pp. 65-71. (In Russian.)
Federal Law «On Joint Stock Companies» № 208 dated 26.12.1995. ATP «Consultant» (In Russian.)
SchitkinaI.S. (2011). Holdings: legal regulation and corporate governance: scientific and practical edition. Moscow.: Wolters Kluwer. (In Russian.)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2