Научная статья на тему 'Специфика вхождения неоготического тренда в современную культуру'

Специфика вхождения неоготического тренда в современную культуру Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
587
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика вхождения неоготического тренда в современную культуру»

А. А. Пушкина

Специфика вхождения неоготического тренда в современную культуру

Такое явление в культуре, как неоготика, существует уже более двухсот лет. Возникновение первой неоготической волны связано с появлением готического романа в Англии в конце XVIII в., на рубеже веков, в переломный момент осмысления человеком его места в мире и формирования новых социальных ценностей. Осознание нереализуемое гуманистических идеалов Просвещения приводит к кризису рационализма в философии и классицизма как художественного стиля. На первом этапе формирования неоготики наблюдается связь литературных тенденций с архитектурными. Действие первого готического романа «Замок Отранто» Горация Уолпола происходит в развалинах готического замка. С другой стороны, именно популярность литературы такого типа способствует распространению архитектурной неоготики в Европе. Заканчивается рациональный век Просвещения, воплотившийся в архитектурных формах классицизма, на смену которым приходит неоготика, отражающая устремления романтизма. Этот процесс связан с началом смены метакультурной парадигмы с античной на средневековую. Несмотря на то, что название готический роман получил от архитектурного стиля «готика» и действие романов часто разворачивается в старых готических замках, сам термин «Gothic» изначально употреблялся в значении «средневековый».

Готический роман формируется на почве романтизма, черпающего свое вдохновение в культуре Средневековья, отвергаемой Просвещением, воспринимавшим её как нечто мракобесное, реакционное, устаревшее. Только если литературу романтизма в средневековых легендах интересовали героические характеры их действующих лиц, то новый жанр обращает свой взор на мистические предания и поверья. Достоверной, разумно постижимой картине бытия готический роман противопоставляет картину мира, сознательно освобожденную от житейского правдоподобия: фантастический, овеянный исторической романтикой сюжет, мрачный, трагический колорит, зловещая, колдовская атмосфера, вмешательство в судьбу персонажей сверхъестественных сил.

На формирование эстетики жанра оказало значительное влияние «Философское исследование происхождения наших представлений о возвышенном и прекрасном» Э. Берка, противопоставившего категории прекрасного категорию ужасного, связанной с присущим человеку инстинктом самосохранения, ощущением величия природы, её непознаваемостью. Благодаря готическому роману понима-

184

ние готики меняется с восприятия её как варварского искусства на символ религиозного мистицизма, связи человека с потусторонним миром. В Средние века мистические предания и поверья были неотделимы от картины мира человека того времени. Зажженный эпохой Просвещения свет разума разгоняет тени ночных кошмаров, делает мир ясным и познаваемым. Наступившее следом разочарование в идеалах Просвещения позволило древним сверхъестественным существам и страхам ожить на страницах книг и вернуться в реальность человека.

Вторая неоготическая волна в культуре приходится на следующий рубеж столетий, в момент зарождения кинематографа, который и стал её основанием. Почему же новый жанр искусства заинтересовался эстетикой готического романа? Научно познаваемый и технически осваиваемый мир преподносит новые сюрпризы. В процессе развития капиталистического общества появляется конве-ерное производство, нарастает процесс отчуждения. Человек превращается в деталь машинного механизма, сам становится товаром за заработную плату, в результате этого люди становятся чуждыми миру, в котором живут. Зарождается тревожное состояние человечества, заново переосмысливающего человеческую жизнь и бытие. Мир предстает перед человеком иррациональным и пугающим. Происходит разочарование в научно-техническом прогрессе, который изобрел новые способы убивать, продемонстрированные уже в Первой мировой войне, и, соответственно, способствовал появлению новых страхов.

На протяжении XX в., обогащаясь все новыми и новыми человеческими страхами, возникающими по ходу развития истории, появляются все самые культовые фильмы в жанре хоррор, черпавшего вдохновение в готическом романе, до сих пор оказывающие влияние на современные тенденции искусства.

Именно кинематограф и на данном этапе (рубеж XX-XXI вв.) является основой существования третьей неоготической волны в культуре. Она, безусловно, получила свое развитие и в современной литературе. Но, во-первых, связь между литературными произведениями и фильмами стала более тесной: практически любой книжный хит незамедлительно экранизируется, и, наоборот, успешная постановка пробуждает интерес читателя к первоисточнику. Более того, в наше время появился такой феномен как книга, написанная по фильму. Во-вторых, основными творцами современной реальности человека являются телевидение, кинематограф и Интернет. Именно они явились важным фактором смешения архетипа дня и архетипа ночи в современной культуре и породили такой феномен, как «сон с открытыми глазами». С одной стороны, свет экранов расширил границы дня. С другой стороны, увеличилось

185

время пребывания человека в иллюзорной реальности, которая не только является неотъемлемой частью жизни, но и стала неотделима от нее. Кинематограф называют снами человечества, а сны, как известно, снятся ночью. К тому же нельзя забывать, что сам кинематограф искусство по определению ночное, рожденное из мрака зала и искусственного света. Поэтому встает вопрос: расширились ли границы дня или день все более находится во власти ночи?

Стивен Кинг в своем исследовании «Пляска смерти» подметил, что если фильмы это сны массовой культуры, то фильмы ужасов -её кошмары. И действительно, все человеческие страхи, включая и страх перед ночью как непознаваемым, вылились в «сны с открытыми глазами».

Готический роман определил в первую очередь становление кинохоррора, который по ходу своего развития пополнялся новыми страхами, создавая разные поджанры. Тем не менее персонажи и сюжеты неоготики оказали значительное влияние и на другие кинематографические жанры. Можно сделать следующие выводы о соотношении эстетики готического романа с современным кинематографом:

- За счет категории ужаса, возникшей как отличительная черта именно в этом литературном жанре, готический роман явился прародителем всех современных фильмов ужасов. Под этим подразумевается как готичекий хоррор («Дракула» Френсиса Форд Копполы, «Сонная лощина» и «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» Тима Бертона, «Девятые врата» Романа Полански), так и фильмы ужасов про монстров, смешавшиеся с научной фантастикой («Нечто», «Челюсти», «Поворот не туда», «Хищники»), детективом (слэ-шер, джалло). Сюда же относятся фильмы, которые продолжают линию страха через атмосферность, заложенную еще немецкими экспрессионистами, ощущение ночного кошмара, сложность идентификации которых в том, что в некоторых фильмах есть присутствие сверхъестественных сил, другие же ближе к психологическому кафкианскому ужасу (картины Дэвида Линча от «Твин Пикса» до «Внутренней империи», «Антихрист» Ларса Фон Триера, «Жилец» Романа Полански).

- Своей эстетикой готический роман повлиял на весь готический кинематограф. Под этим подразумеваются как фильмы сохранившие категорию ужаса, так и те, которые просто использовали эстетику, сюжеты, персонажи готического романа: готическая сказка («Эдвард Руки-ножницы» Тима Бертона, «Братья Гримм» Терри Гиллиама), готическая комедия («Семейка Адамс», «Бал вампиров» Полански), готическая мелодрама («Сумерки»), темное фэнтези и другие разновидности.

186

- Архетипы готического романа вошли в кинематограф других жанров, не основанных ни на категории ужасного, ни на готической эстетике. Так, например, «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера демонстрирует популярность архетипа темного двойника, повлиявшего в том числе и на становление фильмов о супергероях. А фильм Эдгара Райта «Зомби по имени Шон», не относящийся никак к неоготике, не вызывает страх, наоборот, зрителю смешно. В нем использован только архетип живого мертвеца.

Мифология готического романа, основанная на мистических древних преданиях, легендах, поверьях, сопричастных категории ужасного, в первую очередь через главного творца современной мифологии - кинематограф, вошла в современную культуру и стала её неотъемлемой частью. Так как иллюзорная реальность экранов стала неотделима от жизни человека, значит, современная картина мира приблизилась в этом плане к средневековой.

Неоготический тренд в современной культуре нашел выражение и в виртуальной реальности компьютерных игр, и в таком явлении как субкультура готов, в дизайне одежды и аксессуаров, музыке, мультфильмах и аниме. Но, безусловно, это произошло под влиянием литературы и в первую очередь кинематографа, который явился в том числе её популяризатором. Только по сюжету «Дракулы» Брэма Стокера существует множество компьютерных игр: «Dracula: Origin», «Dracula 2: The Last Sanctuary», отдавшая дань экранизации Фридриха Мурнау 1922 г. «Nosferatu: The Wrath of Malachi» и др. Классический же облик представителя субкультуры готов выработали такие фильмы, как «Билджус» (1988) и «Эдвард Руки-ножницы» (1990) Тима Бертона, «Ворон» (1994) Алекса Пройаса.

Появление и распространение неоготического тренда на данном этапе является одним из выразителей средневекового метакультурного основания современной цивилизации. Но, безусловно, само восприятие готики претерпело сильные изменения в наше время. Изначально готический стиль применялся исключительно в архитектуре храмов, соборов и монастырей, т. е. был религиозным по тематике. Насквозь пропитанный христианскими мотивами, он олицетворяет своеобразное обращение к вечности, к высшим всемогущим силам. В современной неоготике неизменной остается ощущение ничтожности человека перед сверхъестественными силами, специфика же мифологизации средневековой готики - в отсечении её «верхней иерархии», связанной с Богом и светом, и подчеркивание тьмы, выраженное в страхах, телесности, сексуальности, смерти. Это как два различных чувства, которые может испытать человек, находясь внутри готического храма: днем, когда дневной свет проникает сквозь витражи, рассеивая полумрак, возвышая, и ночью, когда во тьме архитектура принимает пугающие

187

мрачные очертания. В архетипическом плане и Средневековье и современная цивилизация являются «ночными эпохами», но данное сравнение словно говорит: тьма сгущается. Этот усеченный образ готики подчеркивает ментальное состояние современного общества, его тревожное мироощущение, чувство незащищенности и потерянности, примат тела над духом. В Средние века, отличительной чертой которых является религиозность, божественный свет освещал мрак. Сейчас это скорее поиск света во тьме. Неудивительно, что именно кинематограф, как «ночной» жанр искусства, является основанием для существования неоготики на данном этапе.

М. С. Иванова, А. Б. Афанасьева Монотипия в графическом дизайне

Цель данной статьи - рассмотреть технику монотипии в графическом дизайне и способы создания оттисков в современном искусстве дизайна.

«Монотипия - это вид печатной графики. Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке... полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным». Такое определение данной техники дано в Большой советской энциклопедии.

В технике монотипии профессиональные художники-графики и живописцы создают замечательные произведения искусства. В то же время с нею знакомятся и осваивают в своих первых художественных опытах дети дошкольного и школьного возраста, так как монотипия с точки зрения педагогической психологии - способ самовыражения. Художники и преподаватели изобразительного искусства обоснованно считают, что графическая техника монотипии пробуждает фантазию детей, способствует развитию их воображения и образного мышления.

Изображения, созданные в технике монотипии, являются уникальными, а методы их получения разнообразны, они часто имеют непредсказуемый результат и каждый по-своему интересен. В исторической ретроспективе техника монотипии появилась около трёхсот лет назад. Ее изобретение приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне, творившему в первой половине XVII столетия (1607-1665). Но несмотря на свой немалый «возраст» техника монотипии не получила широкого распространения в силу того, что оттиск изображения можно получить лишь в одном экземпляре, его нельзя повторить многократно. Монотипия не

188

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.