PHILOLOGICAL SCIENCES
СПЕЦИФИКА ВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ КОНФЛИКНОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ КАК ЧАСТЬ ЕЕ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА (НА ОСНОВЕ РОМАНОВ ЭНТОНИ БЁРДЖЕССА)
Павлов Д.В.
Аспирант
Казанский Федеральный Университет
SPECIFICS OF THE VERBAL BEHAVIOR OF THE CONFLICT PERSONALITY TYPE AS PART OF SPEECH PORTRAIT (BASED ON ANTHONY BURGESS'S NOVELS)
Pavlov D.
PhD Student Kazan Federal University
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена описанию характеристик речевого поведения оппонентов конфликтного дискурса, проявляющегося в конкретной обстановке речевого общения. В основе данного речевого поведения лежит иллокутивное намерение говорящего, которое выражается в желании оскорбить слушающего. Такое поведение вызвано потребностью агрессора возвыситься или компенсировать свои недостатки за счет своего оппонента по коммуникации. Представлен анализ вербальной агрессии участника конфликтной ситуации, который составляет речевой портрет личности. В ходе анализа сделан вывод, что личность, проявляющаяся в процессе конфликтного дискурса, реализует конфликтные речевые стратегии и тактики, что помогает ей доминировать над собеседником, принижая его статус. Как правило, данный тип личности для этой цели выбирает слова со сниженной лексикой или имеющие негативную коннотацию.
ABSTRACT
The article focuses on the description of the characteristics of the speech behavior of the opponents of the conflict discourse, which manifests itself in a specific situation of verbal communication. This speech behavior is based on the speaker's illocutive intentions, which is defined as the desire to offend the listener. This behavior is caused by the need of the aggressor to exalt oneself or compensate for their shortcomings at the expense of the opponent in the process of communication. The article presents an analysis of the verbal aggression of a participant in a conflict situation, which constitutes a speech portrait of a person. In the course of the analysis, it was concluded that a person who manifests oneself in the process of conflict discourse implements conflict speech strategies and tactics that help the person to dominate the interlocutor, belittling their status. As a rule, this personality type accomplishes it through choosing words with reduced vocabulary or with negative connotation.
Ключевые слова: речевой портрет, иллокутивные намерения, речевое поведение, конфликтный дискурс, вербальная агрессия, конфликтные речевые стратегии и тактики, негативная коннотация.
Keywords: speech portrait, illocutive intentions, speech behavior, conflict discourse, verbal aggression, conflict speech strategies and tactics, negative connotation.
Лингвистические исследования последних лет характеризуются неуклонным ростом интереса к различным сторонам языковой личности в тех или иных аспектах ее проявления. Характеризуя языковую личность с позиции ее речевого поведения, можно отметить, что именно язык и речь являются ключом для понимания сознания и мышления личности. Принимая во внимание то, что в настоящее время в лингвистике развивается антропоцентрическое направление, можно с уверенностью сказать, что изучение коммуникации, а в данном случае уровня вербальной агрессивности языковой личности при коммуникации, является актуальным инструментом для создания ее речевого портрета.
Понятие «речевой портрет» исторически берет свое начало от фонетического портрета, способы описания которого разрабатывал в середине 60-х годов XX века М.В. Панов. [1].
Исследованием фонетического и, затем, речевого портрета занимались Е.Д. Поливанов, Е.А.
Земская, Т.В. Романова, В.Д. Черняк, О.А. Яро-шенко и другие. Т.М. Николаева утверждает, что при создании речевого портрета, или как она это называет социолингвистического портрета, релевантно рассматривать только «диагносцирующие пятна», присущие определенной языковой личности. Именно эти элементы определяют стратегию речевого поведения и используются в общении в зависимости от условий коммуникативного акта [2, с. 73]. Л.П. Крысин соглашается с данной точкой зрения и считает, что при построении речевого портрета наиболее важным для исследователя представляет именно «выбор языковых средств в зависимости от целей коммуникации» [3, с. 90].
Анализируя в данной статье конфликтный дискурс, целью коммуникации у языковой личности будет являться создание конфликтной ситуации. При этом рассматривая речевое поведение как речевую деятельность индивида [4], стоит отметить, что для достижения поставленной цели индивиду
необходимо использовать речевые стратегии и тактики, ведущие к нарушению норм общения. Анализ речевого поведения коммуникантов в конфликтной ситуации и их стремление к деструктивному общению описывает К.Ф. Седов. Он выделяет конфликтный тип личности, демонстрирующую установку против партнера по коммуникации. К.Ф. Седов выделяет три типа речевых стратегий, соответствующих типам языковой личности: инвективный, куртуазный, рационально-эвристический типы [5].
Изучение речевого поведения оппонента конфликтного дискурса подразумевает под собой исследование вербальной агрессии, иллокутивная доминанта которой представляет собой столкновение коммуникативных целей. При этом вербальная агрессия понимается как форма речевого поведения, «нацеленного на оскорбление или преднамеренное причинение вреда человеку, группе лиц, организации или обществу в целом» [6, с. 562]. Речевым материалом же являются отдельные элементы этого речевого поведения: угрозы, оскорбления, упреки, провокативное общение [7,8].
Переходя к анализу фактического материала, следует отметить, что особенности протекания речевого конфликта уже рассматривались на основе художественных текстов [9]. Однако таких исследований существует недостаточное количество, и каждый новый анализ конфликтного типа личности обогащает общую теорию речевой деятельности новыми деталями в дополнение к существующим. Данный аспект требует дальнейшего исследования и системного обобщения особенностей речевого поведения и выбираемых стратегий и тактик при участии в конфликтных ситуациях.
Целью данной статьи является выявление особенностей возникновения и протекания коммуникативного конфликта. Чтобы добиться этой цели важно фиксировать те речевые конструкции, которые обладают негативной коннотацией. Как правило, это пейоративная лексика, обсценная лексика и инвективная лексика.
В романах Энтони Бёрджесса основными стратегиями, которыми пользуются герои в конфликтных ситуациях, являются: конфронтационная и нейтральная. В свою очередь каждая из них подразделяется на тактики.
Конфронтационная стратегия
1. Агрессия - негативное, враждебное поведение, имеющее отрицательные последствия при коммуникации, присуще инвективному типу личности (по К.Ф. Седову). Данное коммуникативное воздействие на собеседника может проявляться через:
а) угрозы - личность в условиях конфликтного взаимодействия старается запугать своего собеседника с помощью средств реализации конфронтаци-онных стратегий. Как правило, чтобы достичь данной цели, коммуникант использует разговорно-сниженную, грубо-просторечную, жаргонную лексики: « Witch the narnoth and cretch the giripull». Рассматриваемое речевое поведение несет в себе отри-
цательное речевое воздействие на собеседника, потому что грозит насильственной расправой: «Come out and fight like a man. Open that door and let me bash you, you bastard».
б) приказы - «Stop that now,' said Les. 'You don't seem to learn». Зачастую используется стилистически сниженная лексика для передачи указаний: «So I'll thank you to keep your dainty bloody dirty little trap shut, see?» или фразеологические обороты: «Whose leg are you trying to pull?». Подавляющая собеседника манера и негативно-эмоциональная тональность общения задана в императивном наклонении при помощи модальных глаголов: «You will», «You must». Данный негативный способ коммуникативного взаимодействия пагубно сказывается на межличностном диалоге.
в) оскорбления - деструктивное общение с отсутствием желания прийти к компромиссу приводит коммуниканта к прямому оскорблению своего оппонента. Помимо инвективной лексики: «You go and get stuffed», «Bugger off», «Damn you», как одним из способов вербализации агрессии, зачинщик конфликта использует грубые ругательства: «You're a big slob», «Cobblers», «Come here, you silly bastard!», «You shitbrained salamiarsed mortadel-lastuffer». Данная тактика используется для того, чтобы задать негативно-эмоциональную тональность общения и индуцировать коммуникативный конфликт.
2. Манипуляция - данный тип воздействия на участника коммуникации определяет возможность разнонаправленности речевой агрессии, целью которой является скрытно оскорбить собеседника. Зачастую здесь проявляется рационально-эвристический тип личности (по К.Ф. Седову). С учетом этого анализ речевого материала проводился с позиции выбора определенной тактики:
а) смена темы - «Never mind about your watch now. We've more serious things than watches to talk about». Речевой конфликт возникает по причине неуважения собеседника. Адресант не считается с интересами адресата, выдвигает на передний план свои пути развития диалога, не дает слушателю раскрыться в диалоге как коммуникативная личность.
б) ирония - «That's a laugh. Why not make it the Holy Ghost or, while your hand's in, the President himself?», «Do you think I could have a cigarette? - Certainly, certainly. Any particular kind? Opium-tainted Turkish? Powdered peyotl? Asthma mixture?». Ироничное общение обижает собеседника, потому что преуменьшает значимость его слов и поступков. Коммуникант тем самым показывает неуважение к собеседнику и нежелание относиться к нему серьезно.
в) упрек - «You are not supposed to know your temperature,' scolded the nurse». Данное сообщение медсестры пациенту носит деструктивный характер, так как заставляет собеседника оказаться в ситуации, где он не имеет право на свободу действий, и является пристыженным.
Нейтральная стратегия
(присуще куртуазному типу личности по К.Ф. Седову)
1. Отказ в просьбе собеседника - «I have no time,' said the negro orderly, 'to fetch evening papers.' He marched out». На просьбу принести газету, следует грубый отказ со стороны оппонента. Нежелание выполнить просьбу собеседника создает де-структивность в коммуникации, которая проявляется также в использовании тактики ухода собеседника от коммуникации или игнорировании сообщений своего собеседника.
2. Игнорирование собеседника- «There,' said the tense man, 'shows you, dunnit? What the bleedin' 'ell I done wrong now ? Says good evenin' to her and she don't say good evenin', kiss my arse nor nuffin. Drives you up the wall, dunnit?» Речевые действия одного из коммуникантов направлены на избегание ответа собеседника. Коммуникация, при которой собеседник задаёт вопрос и сам на него отвечает, показывает, что ему не важно мнение слушателя, и он не желает считаться с ним. Данное речевое поведение является деструктивным общением.
3. Передразнивание собеседника - «You?' mocked Coral. 'Who's You when she's at home?». Данный прием символизирует проявление грубости в речи и показывает пренебрежительное отношение к собеседнику, что в свою очередь может послужить началом конфликта. Иллокутивное намерение содержания приведенного выше примера показывает неискренность и враждебный настрой конфликтной личности.
Таким образом, собранные данные позволяют сделать вывод о том, что конфликтный дискурс на примере литературных героев романа Энтони Бёр-джесса содержит яркие примеры речевых поведений в коммуникативном конфликте. Являясь участником конфликтного взаимодействия, адресант в первую очередь выбирает стратегию и тактику общения, а затем языковые, речевые и семиотические средства их реализации. Анализ содержания речевого поведения литературного персонажа показал, что вербальная агрессия проявляется через языковые средства, которые характеризуются ненормативной лексикой, лексикой обладающей грубой
экспрессией, и лексикой, относящейся к разряду инвективной. Игнорирование принципов вежливого общения может указывать на намерение адресата достичь деструктивных прагматических целей в коммуникативном общении. Данные показатели помогают глубже понять языковую личность и детальней построить ее речевой портрет.
Литература
1. Панов М В История русского литературного произношения XVIII—XX вв. / Отв. ред. Д. Н. Шмелев; АН СССР: Ин-т рус. яз. М.: Наука, 1990 453 с
2. Николаева Т.М. «Социолингвистический портрет» и методы его описания [Текст] / Т.М. Николаева // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики: докл. всесоюз. науч. конф. - М., 1991. - Ч. 2. - С. 73-75.
3. Крысин Л. П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета [Текст] / Л.П. Крысин // Русский язык в научном освещении. - М., 2001. - №1. - С. 90-106.
4. Леоньтев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: УРСС, 2003. 214 с.
5. Седов К.Ф. Типы языковых личностей и стратегии речевого поведения (о риторике бытового конфликта) // Вопросы стилистики. Вып.26. Язык и человек. Саратов, 1996.
6. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. М.: Флинта; Наука, 2003. 840 с.
7. Кошкарева Н. Н. Лингвистические механизмы речевой агрессии в СМИ // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 10 (148). С. 48-52.
8. Щербинина Ю. В. Речевая агрессия и пути ее преодоления. М.: Флинта, 2004. 224 с.
9. Гулакова И. И. Коммуникативные стратегии и тактики речевого поведения в конфликтной ситуации общения : дис. ... канд. филол. наук / И. И. Гулакова. -Орел, 2004. - 152 с.
АКСЮЛОГ1ЧН1 КОНОТАЦП ПР1ЗВИСЬКОВИХ 1МЕНУВАНЬ ПОЛ1ТИК1В В 1СПАНОМОВНОМУ МЕД1АДИСКУРС1
Попова Н.М.
Кшвський нацюнальний унгверситет 1мет Тараса Шевченка, доктор фшологгчних наук, професор кафедри романсько'1 фшологи
1нституту фшологи Сингагвська Г.В.
Кшвський нацюнальний унгверситет 1мет Тараса Шевченка, кандидат фшологгчних наук, доцент кафедри романсько'1 фшологи
1нституту фшологи Кшв