Научная статья на тему 'Специфика утренних передач в современной тележурналистике'

Специфика утренних передач в современной тележурналистике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
65
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
утренние передачи / тележурналистика / аудиовизуальное воздействие / утренний блок / развлекательная программа / Morning programs / television journalism / audiovisual impact / morning block / entertainment program

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гузель Мирхайзановна Шигабетдинова, Анна Михайловна Хорева

Рассматриваются особенности утренних телепрограмм на российском телевидении на примере программы «Утро России» на канале Россия-1. В качестве эмпирического исследования проведён контент-анализ «Утро России» с целью выявить особенности формата и содержания программы, а также определить её роль в информационном пространстве. В результате анализа было установлено, что «Утро России» является важным источником новостей, аналитических материалов и развлекательных программ для широкой аудитории, способствуя формированию общественного мнения и культурного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Гузель Мирхайзановна Шигабетдинова, Анна Михайловна Хорева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specifics of morning programs in modern television journalism

This scientific article discusses the features of morning TV programs on Russian television on the example of the program «Morning of Russia» on the Russia-1 channel. As an empirical study, a content analysis of the «Morning of Russia» was carried out in order to identify the features of the format and content of the program, as well as to determine its role in the information space and socio-cultural life of society. As a result of the analysis, it was found that the «Morning of Russia» is an important source of news, analytical materials and entertainment programs for a wide audience, contributing to the formation of public opinion and cultural development.

Текст научной работы на тему «Специфика утренних передач в современной тележурналистике»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Аналитическая статья УДК 654.197

Специфика утренних передач в современной тележурналистике

Гузель Мирхайзановна Шигабетдинова1

Анна Михайловна Хорева2

1 2

' Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск, Россия nytalka@mail. ru

Аннотация. Рассматриваются особенности утренних телепрограмм на российском телевидении на примере программы «Утро России» на канале Россия-1. В качестве эмпирического исследования проведён контент-анализ «Утро России» с целью выявить особенности формата и содержания программы, а также определить её роль в информационном пространстве. В результате анализа было установлено, что «Утро России» является важным источником новостей, аналитических материалов и развлекательных программ для широкой аудитории, способствуя формированию общественного мнения и культурного развития.

Ключевые слова: утренние передачи, тележурналистика, аудиовизуальное воздействие, утренний блок, развлекательная программа

HUMANITIES Analytical article

The specifics of morning programs in modern television journalism

Guzel M. Shigabetdinova1 Anna M. Khoreva2

1,2Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk, Russia

2nytalka@mail.ru

Abstract. This scientific article discusses the features of morning TV programs on Russian television on the example of the program «Morning of Russia» on the Russia-1 channel. As an empirical study, a content analysis of the «Morning of Russia» was carried out in order to identify the features of the format and content of the program, as well as to determine its role in the information space and socio-cultural life of society. As a result of the analysis, it was found that the «Morning of Russia» is an important source of news, analytical materials and entertainment programs for a wide audience, contributing to the formation of public opinion and cultural development.

Keyworlds: Morning programs, television journalism, audiovisual impact, morning block, entertainment program.

Телевидение является одним из популярных каналов массовой коммуникации, который включает в себя немало преимуществ. Преимущества заключаются в аудиовизуальном воздействии на сознание потребителей и большом охвате аудито-

© Шигабетдинова Г. М., Хорева А. М., 2023

рии. Коммуникация со зрителем обеспечивается за счёт эффекта присутствия, выстраивание эмоциональной связи и доверия. Актуальность избранной темы обуславливается, во-первых, быстрым развитием информационного общества, во-вторых, недостаточной изученностью выбранной темы, в-третьих, возрастающей потребностью в повышении качества СМИ, телевидения, в частности, утренних шоу. Эти проблемы обу-

славливают необходимость теоретического осмысления и практического изучения телевизионных утренних шоу.

Целью работы является выявление специфических черт утренних телепрограмм на российском телевидении на примере программы «Утро России».

В качестве эмпирического объекта была рассмотрена утренняя программа «Утро России» на канале «Россия-1» выпуски от 10.11.22-12.11.22.

Объектом исследования является развитие утренних шоу на современном телевидении.

Предметом исследования - особенности утренних телепередач как формы тележурналистики.

Утренние передачи являются важной составляющей для позитивного настроя на день. Людям необходима поддержка, именно с утра программируется предстоящий день, настрой, планы и задачи. В современном мире, когда по новостям транслируются негативные события, аудитория нуждается в позитивном контенте. В последнее время вырос рейтинг развлекательных программ, и утреннее шоу занимает важное место в работе телевидения. Хотя утренний эфир не считается отдельным жанром, однако в этом формате происходит слияние нескольких телевизионных жанров: информационный, развлекательный, познавательный и т. д. Исследователи тележурналистики в своих работах отмечают, что «прямой репортаж, безусловно, выигрывает относительно оперативности и силы воздействия на аудиторию [1, с. 130].

В результате теоретического исследования Абрамова В. Г., Алексеевой Г. В., Футермана Е. Б., Парсаданова Т. Н., выявлено, что современная тележурналистика имеет ряд преимуществ: использование новых жанров, создавая тем самым мощный эффект присутствия, использование аудиовизуального воздействия. Так зритель ощущает эффект личного присутствия, что повышает его заинтересованность в просмотре программы. Важную роль играет воздействие на аудиторию, её правильно нужно заинтересовать, а лицом программы является ведущий, в какой-то степени он привлекает аудиторию с помощью симпатии. При выпуске программы стоит учитывать все эти факторы. Авторы выделяют главную составляющую утреннего эфира - позитивная информация. Мультимедийные приёмы, новые, неожиданные взгляды и подходы привлекают взгляд телезрителей. Эффект мультимедийности

и динамики можно добиться с помощью дизайна, технического оборудования, ведущих и нестандартного подхода к репортажу.

По результатам теоретического исследования выявлено, что, по статистике Конгресса Национальной ассоциации телерадиовещателей России, количество аудитории в российской телевизионной панели выросло за последние 10 лет в 1,78 раза. Среднесуточное время телесмотрения в целом в России составило 3 часа 55 минут [3, с. 556]. Утреннее телешоу является миниатюрным самостоятельным каналом, за 5 часов трансляции приходится множество рубрик разного жанра: интервью, обозрение, беседа, репортаж и т. д. Насыщенная утренняя телепрограмма состоит из последних новостей, развлекательных музыкальных новинок и интервью со специалистами [2, с. 9]. Кулинарные шоу развивают навыки телезрителей в приготовлении блюд, а различные занимательные головоломки способствуют умственному развитию и повышению работоспособности. На фоне утреннего шоу люди спешат на работу или просто готовят себе завтрак. На основе изученных теоретических источников выявлена структурированная критериальная основа для дальнейшего анализа эмпирического объекта: особенности коммуникатора (функции издателя, социально-демографические критерии, индивидуально-личностные характеристики, коммуникативные характеристики общения), особенности аудитории (характеристика аудитории по Богомоловой Н. Н., мотивы обращения к телесмотрению).

В ходе работы проведено эмпирическое исследование в форме контент-анализа утреннего шоу «Утро России» на канале Россия-1, выпуски от 10.11.23 - 12.11.23. Важным составляющим успеха шоу «Утро России» является сам коммуникатор. Структура коммуникатора включает в себя два элемента: коммуникатор и издатель. Коммуникатор - это субъект, который создаёт и распространяет сообщения. Коммуникаторами в телешоу выпусков от 10 ноября-12 ноября являются ведущие Вера Красова и Денис Стойков. Издателем выступает телеканал «Россия-1». Миссия телешоу: соединить в одном пространстве разных людей и разные поколения, формировать общие ценности и позитивный настрой. Особенностью данной программы является то, что программа одновременно информирует и развлекает аудиторию в утреннее время суток,

тем самым настраивая жителей на бодрый жизненный ритм.Таким образом, цели и ценности коммуникатора и издателя совпадают между собой.

Ведущими являются женщина и мужчина, что даёт возможность рассмотреть тему с разных гендерных сторон. Внешне коммуникаторы соответствуют «эталонам смотрибельности» по В. Шепелю (здоровый вид, живой ум, доверительность). Вера Красова чувствует себя уверенной, открытой, принимает располагающие позы при общении. Ведущая вызывает впечатление компетентного журналиста, который может найти подход к любому гостю и сделает всё, чтобы респондент чувствовал себя комфортно во время беседы с ней. Денис вызывает к себе доверие благодаря поставленной речи и профессионализму. Его вопросы всегда корректны, аккуратны, и всегда «в самую точку», не стесняется задавать в какой-то степени уточняющие вопросы, при этом не заставляет гостя чувствовать неловкость, он спокойно и иногда с юмором отвечает на вопросы. Согласно типологии С. М. Газарха, ведущие демонстрируют тип общения среднедистанци-онный, который предполагает присутствие аудитории «где-то рядом» с происходящими событиями. Здесь достигается синтез «интимности» и «глобальности» одновременно. Ведущие поднимают важные проблемы общества, как бы оказываясь на месте зрителя, разбирая тем самым тему. Проанализировав речь и поведение тележурналистов, можно выделить тип «харизматической личности» коммуникатора СМИ - антигерой. Ведущие в эфире представлены простыми людьми, «одними из нас». Выглядят, как «мы все», и говорят, что «мы хотим». Целевая аудитория почти идентична. Это мужчины и женщины разного возраста, имеющие не только среднее или высшее образование, но и люди без образования, имеют разный уровень дохода, русскоговорящие. Зрителями утреннего шоу являются жители Российской Федерации, и малый процент за её пределами. Одним из мотивов обращения аудитории к данному ток-шоу состоит в потребности информации, в её анализе, так как зачастую в быстром темпе жизни люди упускают элементарные вещи (как заплатить налоги, куда подавать заявления и как защитить себя от мошенников). В программе эти темы ведущие и эксперты раскрывают «простым языком».

Рассмотрим визуальную составляющую телешоу: «Утро России» является утренней переда-

чей - это первое, что видит зритель на экране телевизора. Начало программы начинается с узнаваемой заставки. В глаза сразу же бросаются яркие цвета: синий, оранжевый и белый. С точки зрения психологии, синий цвет напоминает о чувствах спокойствия и безмятежности. Кроме того, данный цвет взаимосвязан с выработкой в организме мелатонина - «гормона сна», помогающего ночью спать, а днём - бодрствовать. Именно эффект бодрствования и предполагает утренний эфир программы. Оранжевый цвет вызывает изменения в пульсе, давлении и частоте дыхания, что приводит к снятию депрессии и помогает людям в депрессивном состоянии. Белый представляет собой лёгкость, совершенство, чистоту, невинность. Так программа позиционирует свою открытость и лёгкость. Для телезрителя это не просто цвета, это воздействие на его эмоции.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что утренние передачи в современной тележурналистике имеют свои специфические черты, которые связаны с особенностями аудитории, её потребностями и предпочтениями. На примере программы «Утро России» были выделены такие особенности, как удобное для зрителей время вещания, широкий круг обсуждаемых тем, актуальность представляемой информации для аудитории, использование разнообразных форматов передачи информации, а также высокий профессионализм ведущих и представляемых экспертов. «Утро России» направлено на психологическое состояние людей, помогая им начать день с полезной и интересной информации. Передача «Утро России» учитывает психологию аудитории, коммуникаторов и сообщения, что позволяет не только достигать своей цели, но и оставаться в рейтинге популярных программ. Итак, утренние телепрограммы на российском телевидении представляют собой эффективный инструмент информационно-развлекательной коммуникации.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Абрамов В. Г. Телевидение в российском медиапространстве: история, особенности и перспективы развития // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2014. С.129-135.

2. Алексеева Г. В., Футерман Е. Б. Специфика утреннего информационного блока на российских федеральных телеканалах // Медиасреда. 2019. С. 8-13.

3. Парсаданова Т. Н. Телепотребление. Что изменилось? // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6(73). С. 556-559.

Информация об авторах

Г. М. Шигабетдинова - доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Политология, социология и связи с общественностью» Ульяновский государственный технический университет;

А. М. Хорева - студент группы СОбд-31, направление «Реклама и связи с общественностью», Ульяновский государственный технический университет.

REFERENCES

1. Abramov V. G. Televidenie v rossijskom mediaprostranstve: istoriya, osobennosti i perspektivy razvitiya [Television in the Russian media space: history, features and development prospects]. Kontury global'nyh transformacij: politika, ekonomika, pravo [Outlines of global transformations: politics, economics, law]. 2014. рр. 129-135.

2. Alekseeva G. V., Futerman E. B. Specifika utrennego informacionnogo bloka na rossijskih federal'nyh telekanalah [Specificity of the morning information block on Russian federal TV channels]. Mediasreda [Media environment]. 2019. рр. 8-13.

3. Parsadanova T. N. Telepotreblenie. CHto izmenilos? [TV consumption. What changed?]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya.// [World of science, culture, education]. 2018. No. 6(73). рр. 556-559.

Information about the authors G. M. Shigabetdinova - Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Political Science, Sociology and Public Relations, Ulyanovsk State Technical University;

A. M. Khoreva - Student of the SObd-31 group, direction «Advertising and Public Relations», Ulyanovsk State Technical University.

Статья поступила в редакцию 02.06.2023; одобрена после рецензирования 06.06.2023; принята к публикации 10.07.2023.

The article was submitted 02.06.2023; approved after reviewing 06.06.2023; accepted for publication 10.07.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.