является освещение важных событий, достижений и инициатив в области образования и науки. Медиацентр активно работает над сбором и подготовкой информационных материалов о различных аспектах образовательной и научной деятельности региона. Это включает в себя интервью с ведущими спикерами, публикации результатов исследований, новости о проводимых мероприятиях и другую актуальную информацию. Посредством распространения материалов, медиацентр стремится повысить информированность общества, способствуя формированию образованной и научно осведомленной аудитории. Данный вектор развития является частью стратегии, направленной на обеспечение прозрачности, доступности и объективности информации о развитии образования и науки.
Литература и источники
1. Еловая Е.М. Эффективность рекламной и PR-деятельности // Электронный учебно-методический комплекс для специальности «Информация и коммуникация». - Минск: БГУ, 2022. - 76 с.
2. Лусакуено Ж.К. Связи с общественность в государственном управлении // Экономика и социум. - 2020. - № 12 (79). - С. 738-741.
3. Сидорова В.Д. Состояние и развитие public relations в государственной системе // Молодой ученый. - 2018. - № 29 (215). -С. 77-80.
4. Лужкова А.А., Гагарина С.Н. PR-Технологии в государственном и муниципальном управлении // Экономические науки. -2022. - № 8-3 (71). - С. 176-179.
5. Министерство образования и науки Курской области: официальный сайт // URL: http://www.komobr46.ru (дата обращения: 21.11.2023).
6. Образование и наука Курской области: официальная группа «ВКонтакте» // URL: https://vk.com/komobr46 (дата обращения: 21.11.2023).
7. Образование и наука Курской области: официальный Telegram-канал. // URL: https://t.me/komobr46 (дата обращения 21.11.2023).
References and Sources
1. Elovaya E.M. Effektivnost' reklamnoj i PR-deyatel'nosti // Elektronnyj uchebno-metodicheskij kompleks dlya special'nosti «Informaciya i kommunikaciya». - Minsk: BGU, 2022. - 76 s.
2. Lusakueno Zh.K. Svyazi s obshchestvennost' v gosudarstvennom upravlenii // Ekonomika i socium. - 2020. - № 12 (79). - S. 738-741.
3. Sidorova V.D. Sostoyanie i razvitie public relations v gosudarstvennoj sisteme // Molodoj uchenyj. - 2018. - № 29 (215). - S. 77-80.
4. Luzhkova A.A., Gagarina S.N. PR-Tekhnologii v gosudarstvennom i municipal'nom upravlenii // Ekonomicheskie nauki. - 2022. - № 8-3 (71). - S. 176-179.
5. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Kurskoj oblasti: oficial'nyj sajt // URL: http://www.komobr46.ru (data obrashcheniya: 21.11.2023).
6. Obrazovanie i nauka Kurskoj oblasti: oficial'naya gruppa «VKontakte» // URL: https://vk.com/komobr46 (data obrashcheniya: 21.11.2023).
7. Obrazovanie i nauka Kurskoj oblasti: oficial'nyj Telegram-kanal. // URL: https://t.me/komobr46 (data obrashcheniya 21.11.2023).
БЫЧКОВА ЛАРИСА ВИКТОРОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и права, Курская академия государственной и муниципальной службы; ORCID iD: 0000-0003-0640-8296 (lvb2311@mail.ru).
МАШКИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и права, Курская академия государственной и муниципальной службы; ORCID iD: 0000-00023373-2465 (t.natusia@yandex.ru).
ТРУБНИКОВА ВЕРА ВИТАЛЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и управления персоналом, Курский государственный университет; ORCID iD: 0000-0002-4565-2446 (veravit8@yandex.ru). BYCHKOVA, LARISA V. - Ph.D. in Economic, Associate Professor of the Department of State, Municipal Administration and Law, Kursk Academy of State and Municipal Service; ORCID iD: 0000-0003-0640-8296 (lvb2311@mail.ru).
MASHKINA, NATALYA A. - Ph.D. in Economic, Associate Professor of the Department of State, Municipal Administration and Law, Kursk Academy of State and Municipal Service; ORCID iD: 0000-0002-3373-2465 (t.natusia@yandex.ru). TRUBNIKOVA, VERA V. - Ph.D. in Economic, Associate Professor of the Department of Management, Marketing and Personnel Management, Kursk State University; ORCID iD: 0000-0002-4565-2446 (veravit8@yandex.ru).
УДК 338.26 Б01: 10.24412/2308-264Х-2024-1-197-203
БЫЧКОВА Л.В., МАШКИНА Н.А., ВЯЗОВЧЕНКО Л.И. СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ ТЕРРИТОРИИ В
МУНИЦИПАЛИТЕТЕ
Ключевые слова: благоустройство территорий, комфортная городская среда, социально-экономическое развитие территорий, муниципальное образование «Город Курск».
Статья посвящена исследованию проблем организации комфортной городской среды, учитывая снижающийся уровень благоустройства большинства территорий поселений на фоне растущего дефицита местных бюджетов. Систематические нарушения действующих нормативов и стандартов содержания как дворовых территорий, так и общественных пространств, при растущих потребностях населения в качественной городской среде становятся одной из важнейших проблем территориального управления поселениями и выдвигаются в число важнейших государственных масштабных программ развития России. Проводится анализ деятельности Администрации Сеймского округа города Курска по управлению благоустройством территории. Выясняются пути совершенствования управления благоустройством территории муниципального образования.
BYCHKOVA, L.V., MASHKINA, N.A., VYAZOVCHENKO, LI.
SPECIFICS OF WELLNESS MANAGEMENT TERRITORIES IN THE MUNICIPALITY
Key words: improvement of territories, comfortable urban environment, socio-economic development of territories, municipal formation "City of Kursk".
The article is devoted to the study of the problems of organizing a comfortable urban environment, taking into account the declining level of improvement of most territories of settlements against the backdrop of a growing deficit of local budgets, systematic violations of current regulations and maintenance standards, both courtyard areas and public spaces, with the growing needs of the population in a high-quality urban environment becoming one of the most important problems of territorial management of settlements and are put forward among the most important state large-scale development programs in Russia. An analysis of the activities of the Administration of the Seim District of the city of Kursk in managing the improvement of the territory is carried out. Ways to improve the management of improvement of the territory of a municipality are given.
Благоустройство территорий является неотъемлемым фактором развития муниципального образования. Сложности в его управлении, отсутствие полной информации о нуждах населения, о возможностях проведения отдельных мероприятий приводит к снижению социально-экономического роста муниципальных образований [1, с. 23]. Комфортность городской среды -это критерий качества жизни, некое субъективное ощущение и объективное состояние здоровья при условиях окружающей человека городской среды. Чтобы пространство было комфортным и вызывало такое ощущение, в его формировании должен участвовать сам человек. Именно поэтому на законодательном уровне закреплены формы участия граждан в благоустройстве территорий муниципальных образований [2].
На территории муниципальных округов Российской Федерации на местах разрабатываются и совершенствуются различные муниципальные программы по благоустройству территорий городов, районов и округов. Ответственными исполнителями этих направлений по благоустройству являются управления по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству или другие управления, отделы и департаменты, представленные в структуре органов местного самоуправления.
Администрация Сеймского округа является территориальным органом Администрации города Курска и действует в рамках тех полномочий, которые закреплены за ней в соответствии с Положением об администрации Сеймского округа [3]. В данном положении сказано, что в области использования земли и охраны окружающей среды, организации благоустройства территории в пределах округа администрация округа обладает следующими полномочиями:
- осуществляет: утверждение схемы расположения земельных участков для ведения садоводства и огородничества и подготовку правового акта отраслевого (функционального) органа Администрации города Курска о предоставлении земельных участков членам садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ; утверждение проекта межевания территории садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества и проекта планировки территории садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества; исполнение муниципальной услуги по признанию садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом;
- в пределах своих полномочий участвует в развитии застроенных территорий;
- в пределах своих полномочий осуществляет выполнение работ в рамках противопаводковых мероприятий;
- в пределах своих полномочий совместно с отраслевым (функциональным) органом Администрации города Курска по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и МКУ «Городская инспекция ЖКХ» организует работу по озеленению, охране зеленых насаждений, благоустройству, поддержанию санитарного порядка на территории округа;
- организует и проводит работы по благоустройству общественных территорий в пределах округа в рамках проекта «Народный бюджет» в городе Курске;
- участвует в организации деятельности по ликвидации несанкционированных свалок на общественных территориях, за исключением территорий городских лесов;
- в пределах своих полномочий выполняет работы по покосу сорной растительности на земельных участках, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенных на территории округа;
- в соответствии с Законом Курской области от 24.09.2018 № 59-ЗКО «О порядке определения органами местного самоуправления Курской области границ прилегающих территорий», решением Курского городского Собрания от 20.12.2019 № 102-6-РС «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа «Город Курск» подготавливает проекты нормативных правовых актов Администрации города Курска об утверждении схем границ прилегающих территорий к зданиям, строения, сооружениям, земельным участкам, расположенным в кадастровых кварталах на территории округа;
- в пределах своих полномочий осуществляет иные действия (мероприятия), связанные с реализацией администрацией округа перечисленных полномочий.
В целом благоустройство территорий муниципальных образований основывается на таких нормативно-правовых документах, как:
- Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- Градостроительный кодекс Российской Федерации;
- Закон Курской области от 24 сентября 2018 года № 59-ЗКО «О порядке определения органами местного самоуправления Курской области границ прилегающих территорий»,
- Устав города Курска,
- Правила благоустройства территории городского округа «Город Курск» (утверждены Решением Курского городского собрания Курской области от 20 декабря 2019 года № 102-6-РС (с изменениями на 08.12.2022).
Таким образом, основная деятельность администрации округа в сфере благоустройства территорий связана с мониторингом территории, отлов собак (заключение контракта), мониторинг свалок, организация борьбы с паводками, заключение контрактов на покос территории; организация рейдов по борьбе с несанкционированными надписями на зданиях.
В таблице 1 представлены результаты деятельности администрации округа за 1-3 кварталы 2023 года по мониторингу территории [4].
С начала 2023 года был произведен отлов 210 собак, ликвидированы 92 несанкционированные свалки, произведено в паводок 43 откачки. Так же регулярно проводился покос травы в парках, скверах, дворах, при дорогах.
Таблица 1.
Мониторинг территории Администрацией Сеймского округа Курска в 1-3 кварталах 2023 г.
1 квартал 2 квартал 3 квартал
Мониторинг кварталов, в т.ч. 12 10 14
- дворовые территории 840 780 865
- частный сектор 37 улиц 32 улицы 41 улиц
- нестационарные торговые объекты 181 184 179
Выписанные уведомления, шт 646 (100%) 650 (100%) 648 (100%)
В рамках межведомственной акции «Чистый город», а также в рамках борьбы с несанкционированными надписями Администрация Сеймского округа города Курска вместе с управляющими компаниями, волонтерами проводит рейды по уничтожению надписей. В течение трех кварталов 2023 года было убрано более 3000 несанкционированных надписей.
Межведомственный проект «Чистый город» направлен на борьбу с запрещенной рекламой наркотических веществ. Участие в нем принимают сотрудники администраций округов, дополнительно привлекаются волонтеры. Активисты оказывают поддержку в борьбе с распространением запрещенных веществ. За текущий год проект «Чистый город» помог избавить Курск от более 5 тысяч граффити с рекламой наркотических средств.
В городе Курске идет благоустройство парков и скверов. Работы ведутся в рамках реализации национального проекта «Жильё и городская среда», регионального проекта «Фомирование комфортной городской среды в Курской области», муниципальной программы «Формирование современной городской среды в муниципальном образовании на 2018-2024 годы». Два года подряд 2022 и 2023 в ходе онлайн-голосования отбираются дизайн-проекты. В
городе на данный момент уже облагорожены четыре общественных пространства, а именно: парк на пересечении улиц Союзная и Куйбышева, сквер «Молодёжный» и лесопарковая зона на проспекте Вячеслава Клыкова, сквер «Спортивный» на улице Менделеева. В следующем году планируется благоустроить шесть общественных территорий. Это вторые этапы работ на вышеуказанных объектах, а также парк Героев Гражданской войны, скверы по улице Станционной и на площади Рокоссовского.
Так муниципальная программа «Организация предоставления населению жилищно-коммунальных услуг, благоустройство и охрана окружающей среды в городе Курске на 2019-2024 годы» реализуется комитетом городского хозяйства города Курска, а его соисполнителями являются комитет жилищно-коммунального хозяйства города Курска, комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска, управление муниципального контроля города Курска. Данная муниципальная программа разработана для повышения устойчивости и надежности функционирования объектов жилищно-коммунальной сферы и благоустройства города Курска, улучшения благоприятной окружающей природной среды на территории города Курска. Сроки реализации программы: 2019-2024 годы. Объемы бюджетных ассигнований: 4011723,0 тыс. рублей.
Эти программы и проекты реализуются отраслевыми комитетами города Курска, а администрации округов, в том числе Сеймского округа сотрудничают с ними в рамках своих полномочий.
В соответствии с действующим законодательством организация благоустройства и озеленения территории городского округа относится к вопросам местного значения, вопросы организации озеленения территории муниципального образования регулируются правилами благоустройства территории муниципального образования. Правила благоустройства территории городского округа «Город Курск» утверждены решением Курского городского Собрания.
Согласно Правилам благоустройства работы по озеленению территории города включают в себя посадку деревьев, кустарников, устройство газонов и цветников, в том числе пересадку зеленых насаждений в отношении территории общего пользования, на земельных участках, являющихся муниципальной собственностью, или на которые государственная собственность не разграничена.
Решением Курского городского Собрания утверждена Стратегия социально-экономического развития города Курска на 2019-2030 годы, которой отмечены неудовлетворительное состояние и дефицит зеленых насаждений в городе, а также недостаточная (низкая) обеспеченность населения зелеными насаждениями на территориях общего пользования (парки, скверы, бульвары) [5]. План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития города Курска на 2019-2030 годы (I этап реализации Стратегии) утвержден Администрацией города Курска (далее - План по реализации Стратегии), которым определен перечень мероприятий для сохранения и развития зеленого фонда города и ожидаемые результаты от их реализации.
Муниципальной программой «Организация предоставления населению жилищно-коммунальных услуг, благоустройство и охрана окружающей среды в городе Курске» предусмотрена задача «Сохранение и развитие зеленого фонда города» с установленным целевым показателем «площадь содержания благоустроенных территорий общего пользования, приходящаяся на 1 жителя города Курска». Установлено, что в 2022 году муниципалитетом не достигнуто значение целевого показателя, предусмотренное Планом по реализации Стратегии и Муниципальной программой.
В ходе анализа муниципальных правовых актов установлены факты:
- отсутствия единой концепции озеленения, предусмотренной Планом по реализации Стратегии,
- несоответствия результатов мероприятий по развитию зеленого фонда города, определенных Муниципальной программой и Планом по реализации Стратегии, и т.д.
Проверкой выявлены нарушения, в том числе:
- часть обслуживаемых озелененных общественных территорий не размежевана, сведения о них в реестре муниципального имущества отсутствуют. Площадь отдельных
обслуживаемых общественных территорий не соответствует (превышает) площади, указанной в реестре муниципального имущества;
- в 2020-2021 годах в полном объеме не был обеспечен учет высаженных многолетних насаждений, приобретенных цветочных фигур, форм и инсталляций, их стоимость списана на расходы;
- не организована работа по проведению комиссионных осмотров высаженных многолетних саженцев для проверки их наличия, состояния, приживаемости;
- не проводилась работа по направлению требований (претензий) с целью восстановления (замены) в рамках гарантий не прижившихся (засохших) саженцев;
- без документального оформления передавались многолетние насаждения, цветочные формы и инсталляции;
- в ряде случаев не соблюдались рекомендуемые сроки высадки многолетников;
- по результатам контрольных осмотров выявлено отсутствие многолетних насаждений или их неудовлетворительное состояние (засохшие листва и хвоя), отсутствие должного ухода (содержания) за озелененными общественными территориями;
- несоблюдение правил отнесения расходов местного бюджета на соответствующие целевые статьи при предоставлении Комитету городского хозяйства бюджетных средств;
- коррупционных рисков, коррупциогенных признаков в действиях (бездействиях) должностных лиц Комитета городского хозяйства не выявлено.
К числу важнейших проблем следует отнести также проявления вандализма и свалок мусора.
Для большего понимания и доверия горожан к проекту на официальном сайте муниципального образования рекомендуется создать раздел «Поддержка проектов местных инициатив», где в актуальном состоянии поддерживалась бы нормативная информация, информация о конкурсе, результаты конкурсного отбора, а затем информация о ходе реализации проекта, сборе средств населением и выполненных работах, фотоотчет.
Проект создания «Умного города», который реализуется в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика» включает в себя направления повышения конкурентоспособности российских городов и формирование эффективной системы управления городским хозяйством за счет внедрения современных цифровых и инженерных решений, создание безопасных и комфортных условий для жителей и базируется на 5 ключевых принципах:
1. Ориентация на человека:
- автоматизация процессов и сокращение бумажного документооборота;
- влияние жителей на принятие решений;
- доступность инфраструктуры и ее совместное использование.
2. Технологичность городской инфраструктуры:
- системы онлайн учета ресурсов;
- дисконтные программы для потребителей;
- повышение энергоэффективности жилья и предприятий ЖКХ;
- приоритет безопасности;
- поддержка инноваций в ЖКХ.
3. Повышение качества управления ресурсами города:
- автоматизированная система управления городским хозяйством;
- мобильность и транспортная доступность;
- публичный мониторинг качества воды, воздуха, загруженностиинфраструктуры.
4. Комфортная и безопасная среда:
- сокращение непригодного для проживания и аварийного жилищногофонда;
- повышение комфортности общественного пространства.
5. Акцентирование на экономической эффективности, а также сервисной составляющей городской среды.
Социально-экономическое развитие территорий, в частности, состояние муниципальной экономики, потребовало серьёзной работы властей всех уровней по разработке направлений совершенствования этого сектора экономики. Особенно пристальное внимание уделяется вопросам благоустройства территории, поскольку эта сфера является одной из определяющих качества жизни населения территории [7, с. 97].
В июне 2023 года проводилось онлайн-голосование за объекты благоустройства. Курянам на выбор предлагалось несколько общественных мест, которые возможно привести в порядок и сделать более современными и комфортными.
Для территорий в Курске, Железногорске и Курчатове были разработаны дизайн-проекты, из которых любой житель региона старше 14 лет мог выбрать понравившийся. Проголосовать они могли на странице za.gorodsreda.ru с использованием платформы обратной связи «Госуслуги. Решаем вместе», на виджетах общественного голосования «Госуслуги. Решаем вместе» на сайте своего муниципалитета, а также через приложение волонтеров.
Кроме того, помощь в голосовании оказывали сотрудники МФЦ. В Курской области проголосовали более 74 тысяч человек.
Президент поручил увеличить долю граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды до 30 %. Для достижения этой цели были запущены механизмы прямого участия россиян в формировании комфортной городской среды, это Всероссийское онлайн-голосование, которое проходит в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда».
В городе Курске идет благоустройство парков и скверов. Работы ведутся в рамках реализации национального проекта «Жильё и городская среда», регионального проекта «Фомирование комфортной городской среды в Курской области», муниципальной программы «Формирование современной городской среды в муниципальном образовании на 2018-2024 годы». Эти программы и проекты реализуются отраслевыми комитетами города Курска, а администрации округов, в т.ч. Сеймского округа сотрудничают с ними в рамках своих полномочий.
Литература и источники
1. Вишневская Е.В., Прокопова Л.И. Благоустройство городской среды как фактор развития муниципальных образований // Научный результат. Экономические исследования. - 2019. - №4. - С. 20-30.
2. Чернышева М.В. Формирование комфортной городской среды как уровень повышения качества жизни // Integral. Международный журнал прикладных наук и технологий. - 2018. - №2.
3. Положение об администрации Сеймского округа: принято Решением Курского городского собрания Курской области от 8 декабря 2022 года № 16-7-РС. // URL: https://docs.cntd.ru/document/ (дата обращения: 19.01.2024).
4. Администрация Сеймского округа города Курска: официальный сайт // URL: https://www.kurskadmin.ru/company/administratsiya-goroda-kurska/staff/struktura-upravleniya/glava-goroda-kurska/administratsiya-seymskogo-okruga-g-kurska/ (дата обращения: 19.01.2024).
5. Стратегия социально-экономического развития города Курска на 2019-2030 годы // URL: https://www.kurskadmin.ru/activity/ekonomika/ekonomicheskaya-deyatelnost/strategicheskoe-planirovanie/ (дата обращения: 19.01.2024).
6. Кропотова Н.В., Хаирова С.И., Юдеева Т.В. Инициативное бюджетирование как механизм вовлечения граждан в муниципальное управление // E-Scio. - 2021. - №9 (60).
7. Давыдов Д.А. Социально-экономическое развитие муниципальных образований в Российской Федерации / Д. А. Давыдов // Молодой ученый. - 2022. - № 2 (397). - С. 96-97.
References and Sources
1. Vishnevskaya E.V., Prokopova L.I. Blagoustrojstvo gorodskoj sredy kak faktor razvitiya municipal'nyh obrazovanij // Nauchnyj rezul'tat. Ekonomicheskie issledovaniya. - 2019. - №4. - S. 20-30.
2. Chernysheva M.V. Formirovanie komfortnoj gorodskoj sredy kak uroven' povysheniya kachestva zhizni // Integral. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh nauk i tekhnologij. - 2018. - №2.
3. Polozhenie ob administracii Sejmskogo okruga: prinyato Resheniem Kurskogo gorodskogo sobraniya Kurskoj oblasti ot 8 dekabrya 2022 goda № 16-7-RS. // URL: https://docs.cntd.ru/document/ (data obrashcheniya: 19.01.2024).
4. Administraciya Sejmskogo okruga goroda Kurska: oficial'nyj sajt // URL: https://www.kurskadmin.ru/company/administratsiya-goroda-kurska/staff/struktura-upravleniya/glava-goroda-kurska/administratsiya-seymskogo-okruga-g-kurska/ (data obrashcheniya: 19.01.2024).
5. Ctrategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya goroda Kurska na 2019-2030 gody // URL: https://www.kurskadmin.ru/activity/ekonomika/ekonomicheskaya-deyatelnost/strategicheskoe-planirovanie/ (data obrashcheniya: 19.01.2024).
6. Kropotova N.V., Hairova S.I., Yudeeva T.V. Iniciativnoe byudzhetirovanie kak mekhanizm vovlecheniya grazhdan v municipal'noe upravlenie // E-Scio. - 2021. - №9 (60).
7. Davydov D.A. Social'no-ekonomicheskoe razvitie municipal'nyh obrazovanij v Rossijskoj Federacii / D. A. Davydov // Molodoj uchenyj. - 2022. -№ 2 (397). - S. 96-97.
БЫЧКОВА ЛАРИСА ВИКТОРОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и права, Курская академия государственной и муниципальной службы. РИНЦ SPIN-код: 3124-9981 / ORCID iD: 0000-0003-0640-8296 (lvb2311@mail.ru).
МАШКИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и права,
Курская академия государственной и муниципальной службы, Курск, Россия. РИНЦ SPIN-код: 4702-4436 / ORCID iD: 00000002-3373-2465 (t.natusia@yandex.ru).
ВЯЗОВЧЕНКО ЛЮБОВЬ ИВАНОВНА - директор, Курский колледж управления РИНЦ SPIN-код: 7126-9836 / ORCID iD: 0000-0001-9777-2039 (uvyzli@mail.ru)
BYCHKOVA, LARISA V. - Ph.D. in Economic, Associate Professor of the Department of State, Municipal Administration and Law, Kursk Academy of State and Municipal Service; ORCID iD: 0000-0003-0640-8296 (lvb2311@mail.ru).
MASHKINA, NATALYA A. - Ph.D. in Economic, Associate Professor of the Department of State, Municipal Administration and Law, Kursk Academy of State and Municipal Service; ORCID iD: 0000-0002-3373-2465 (t.natusia@yandex.ru). VYAZOVCHENKO, LYUBOV I - Director, Kursk College of Management.