Научная статья на тему 'Специфика учебно-технологического процесса работы в малых группах при изучении современной русской прозы в 11 классе'

Специфика учебно-технологического процесса работы в малых группах при изучении современной русской прозы в 11 классе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ / ГРУППОВАЯ РАБОТА / СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ПРОЗА / ПОСТМОДЕРНИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сметнева А. Ю.

В статье рассматривается специфика учебно-технологического процесса работы в малых группах на уроке литературы в 11 классе. На примере изучения современной русской прозы представлены наиболее продуктивные способом организации работы на уроке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика учебно-технологического процесса работы в малых группах при изучении современной русской прозы в 11 классе»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х

Анализ полученных результатов показал следующую тенденцию: 56% студентов ответили на 3 балла (2233балла), 33% - на 2 балла (1342 балла) и 11% - на 1 балл (425 баллов).

Вывод: Исходя из результатов опроса, мы видим, что студенты 1, 2 и 3 курсов положительно относятся к сдаче нормативов ГТО. Многие из них высказались за то, чтобы сдать нормы ГТО. Немногие знаки отличия дают столько плюсов, сколько золотой значок ГТО. Основным плюсом для абитуриентов является добавление баллов к результатам ЕГЭ. Большинство респондентов считают, что значок ГТО должен давать привилегии только в том случае, если абитуриент поступает на факультет физкультуры. Так или иначе, спорт - это жизнь, которую награды за потраченные усилия делают ещё более полной. Стараться следует не для значка, а в первую очередь для себя.

Список использованной литературы:

1. Паршикова, Виноградов, Бабкин: «Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО)», М.: Советский спорт, 2014.

2. Истягина-Елисеева Е.А. «История ГТО», М.: Государственный музей спорта, 2015.

3. Горбунов В.В. « Все на старты ГТО», М.: Физкультура и спорт, 1978.

4. ГТО Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»: http: //www.gto.ru/norms

© Сафонова О. А., Келбинская А.А., Шевцова А.Е., 2017

УДК 372.882

Сметнева А. Ю.,

магистрант 1 курса филологического факультета ФГБОУ ВО «МГПИ им. М. Е. Евсевьева»

г. Саранск, РФ E-mail: [email protected]

СПЕЦИФИКА УЧЕБНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА РАБОТЫ В МАЛЫХ ГРУППАХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПРОЗЫ В 11 КЛАССЕ

Аннотация

В статье рассматривается специфика учебно-технологического процесса работы в малых группах на уроке литературы в 11 классе. На примере изучения современной русской прозы представлены наиболее продуктивные способом организации работы на уроке.

Ключевые слова

Урок литературы, групповая работа, современная русская проза, постмодернизм.

Использование на уроке работы в малых группах, организованной с учетом возрастных особенностей учащихся и специфики предмета «литература», способствует наиболее эффективному изучению современной русской прозы. Результатом такой деятельности является не только реальный продукт, но и интенсивное развитие интеллектуальных качеств учащихся, их духовного мира. Включение школьников в совместную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует у них адекватную самооценку.

Следует отметить, что в 11 классе организация групповой работы на уроке проходит достаточно быстро: учащиеся уже знакомы с данной методикой, а также в классе имеются сформированные микрогруппы, что позволяет быстро распределить роли среди школьников. Довольно продуктивным способом организации работы на уроке является распределение заданий по группам заранее. Учащиеся получают возможность тщательно проработать материал, осмыслить его и сделать выводы. Такая форма

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_

работы уместна, например, на уроке изучения нового материала при знакомстве с творчеством писателя.

Подобные варианты малых групп можно закрепить в классе на весь учебный год, меняя состав по желанию участников самих групп. Другим вариантом работы с группами является распределение заданий между учащимися на основе общей тематики самих заданий. Подобного рода задания актуальны при распределении на комбинированные группы из сильных и слабых учеников. Таким образом можно сформировать не только познавательные учебные действия, но сделать акцент на личностных. Так, на уроке по изучению повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой», на этапе изучения нового материала, организовав работы в группах, можно развивать умение слушать и вести диалог.

Применение работы в малых группах на этапе закрепления знаний поможет учителю не только выявить учеников, не усвоивших тему, но и поработать над исполнительскими и действиями самоконтроля и самооценивания.

Использование на уроках-обзорах работы в группах поможет учителю не только в формировании учебных действий, но и способствует активизации познавательной деятельности школьников. Так, один из вариантов может стать работа со словарем. Ученикам, разбитым на группы, предлагается знакомство с определением «постмодернизм». Одной группе учащихся предлагается выделить основные черты постмодернизма, другой - черты ранее изученного реализма. Таким образом, сравнивая эти литературные течения, мы формируем такие учебные действия, как исполнительские действия (в частности, перцептивные и мыслительные).

Следует отметить, что продуктивной такая форма работы будет в случае разделения класса на смешанные группы, где количество слабых и сильных учеников будет приблизительно одинаково. Это объясняется тем, что термин «постмодернизм» для учащихся является новым, и группа из большинства слабых учеников самостоятельно не справиться с заданием. С интересом учащиеся относятся к заданиям творческого характера. Например, когда учащимся, разбитым на группы, предлагается придумать и создать общими усилиями иллюстрацию к изучаемому литературному произведению. Несмотря на то, что такие задания больше подходят для средней школы, старшеклассники также заинтересованы в «совместном рисовании». Таким образом можно работать не только со всеми учебными действиями, но и выяснить глубину прочтения текста и уровень его осмысления, так как на иллюстрации необходимо отразить очень емко все описанное. После завершения задания проводится обсуждение на тему «Как создавался рисунок?». В процессе обсуждения учитель сможет выяснить, какие альтернативные варианты были отвергнуты и почему, удовлетворены ли учащиеся полученным результатом, довольны ли совместной работой друг с другом.

Понимание текста учащимися можно определить и методом «Водоворот проблем и событий». Каждой группе учащихся, разделенных по 4-6 человек, раздаются маркеры определённого цвета таким образом, чтобы у каждой группы был свой определённый цвет, и листы формата А1. Каждая группа генерирует идеи по теме обсуждения (до 10 идей) в течение 10 минут. На следующем этапе учащиеся обмениваются оформленными на бумаге идеями (по часовой или против часовой стрелки). Группа, получившая идеи другой группы, отмечает напротив каждого пункта «+» (согласны с данным рассуждением), «-» (не согласны с данным рассуждением), «?» (данное суждение требует уточнения авторов). Также группе необходимо дополнить идеи, (суждения) других групп, Таким образом, лист с идеями группы проходит через все группы в классе, и каждая оставляет на листе свои комментарии. Каждой группе отводится по 5 минут для работы с листом других групп. После совершения полного круга, лист возвращается к команде. Команде предлагается ознакомиться с предложениями и до (5 минут). Затем проходит презентация своей позиции участниками водоворота. На выступления и ответы на вопросы каждой команды отводится по 10 минут. Чаще всего в качестве идей по теме ученики предлагают описания героев, характеров, отношение героя произведения к ключевой (по мнению учащихся) ситуации. Такая форма взаимодействия поможет учителю подвести к главной проблеме произведения, а в процессе работы у учащихся формируются все основные учебные действия.

При правильном педагогическом руководстве и управлении групповые технологии позволяют раскрыть потенциал каждого ученика, помогают ребенку развивать свои личностные качества, учат

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_

сотрудничеству, формируют все виды учебных действий.

Список использованной литературы:

1. Программы общеобразовательных учреждений (5-11 классы) / под ред. Т. Ф. Курдюмовой // Литература : программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы / сост. Г. Г. Полубинская. - М. : Дрофа, 2008. - С. 75-87.

2. Русская литература последних десятилетий: конспекты уроков для учителя: 11 класс / Составитель Т. Ю. Угроватова ; под ред. В. Г. Маранцмана. - М. : Просвещение, 2007. - 319 с.

3. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования / под общ. ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М. : Просвещение, 2014. - 79 с.

4. Чошанов, М. А. Малая группа в учебном процессе. О кооперативных методах обучения / М. А. Чошанов // Директор школы. - 1999. - № 5. - С. 75-78.

© Сметнева А. Ю., 2017

УДК 371

С.В. Тетина

ст. преподаватель ГБУ ДПО ЧИППКРО г. Челябинск, РФ E-mail: [email protected]

ФАСИЛИТАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ПРЕДМЕТНЫМ ОЛИМПИАДАМ

Аннотация

В процессе подготовки к предметной олимпиаде школьников особое место занимает фасилитаторская деятельность учителя. Учитель-фасилитатор обеспечивает поддержку потенциальным участникам предметных олимпиад, формирует и развивает у них мотивацию и рефлексию. Особые качества учителя-фасилитатора, такие как аттрактивность, толерантность и ассертивность, позволяют создать необходимые условия для саморазвития, самосовершенствования и самореализации учащихся в олимпиадном движении.

Ключевые слова

Фасилитаторская деятельность, учитель-фасилитатор, мотивация, рефлексия, предметная олимпиада.

В российском образовании происходят значительные перемены, меняется роль учителя. Федеральные государственные образовательные стандарты ориентирует процесс учения на самообучение, т.е. умение личности обучаться самостоятельно на протяжении всей жизни. Соответственно, современный учитель уже не имеет право выступать только транслятором готовых знаний, а должен активизировать в себе компетенцию, позволяющую направлять ученика в процессе познания наук. Время требует перемен, и учитель новой школы выполняет функцию фасилитатора (от англ. to facilitate - облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия). Следует отметить, что основоположником понятия «фасилитация» был К.Роджерс, представитель гуманистической педагогики.

Ведущей целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить задачи, проектировать способы их решения, контролировать полученный результат и давать оценку своим достижениям. Проявление всех вышеперечисленных шагов, ведущих к одной из важных компетенций современного образования как «умение учиться», нашло яркое подтверждение в системе подготовки школьников к предметным олимпиадам. Особую значимость в процессе подготовки к предметной олимпиаде школьников занимает фасилитаторская деятельность учителя. Под фасилитаторской деятельностью учителя следует понимать позитивное влияние учителя на ученика. Учитель-фасилитатор стимулирует и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.