МИГРАНЯН А.А.
СПЕЦИФИКА ЦИКЛИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Проблемы цикличных спадов и сокращения темпов роста и периода повышательной стадии динамики белорусской экономики свидетельствуют о наличии проблем, которые республика не в состоянии преодолеть. Исследование специфики характера циклов развития основных макроэкономических показателей, зависящих от уникальной государственно-управляемой модели рыночной экономики Беларуси, позволяет понять существующие проблемы. Анализ цикличности инфляции и инвестиций способствуют выявлению причин экономического спада, который в большей степени основан на финансовом перегреве белорусской экономики и низкой капиталоотдаче.
Ключевые слова: государственный сектор экономики, государственное присутствие в экономике, циклические спады, экономические циклы развития, инвестиции, инфляция, фондоотдача.
МЮЯАМУАМ А.А.
SPECIFICS OF CYCLIC DYNAMICS OF MACROECONOMIC INDICATORS REPUBLIC OF BELARUS
Problems of cyclic recessions and reduction of growth rates and the period of an upward stage of dynamics of the Belarusian economy testify to existence of problems which the republic isn't able to overcome. Research of specifics of character of cycles of development of the main macroeconomic indicators depending on the unique is state operated model of market economy of Belarus, allows understanding existing problems. The analysis of recurrence of inflation and investments promote identification of the reasons of economic recession which is more based on a financial overheat of the Belarusian economy and low output capital ratio.
Keywords: public sector of economy, state presence at economy, cyclic recessions, business cycles of development, investment, inflation, capital productivity.
Введение. Экономическую модель Белоруссии отличает высокий уровень государственного присутствия во всех сферах: начиная от планирования и формирования экономической политики до уровня принятия оперативных решений на отдельных предприятиях и экономических субъектах. Фактически государство взяло на себя роль абсолютного распорядителя всеми экономическими процессами и отношениями, абсолютизировав де-факто государственную монополию в национальной экономической системе до предела. При этом де-юре государство соблюдает практически все каноны традиционной рыночной модели, правда, с оговоркой «социально ориентированной модели» в директивном исполнении государства. Подобные выводы основаны на следующих сопоставлениях. По данным официальной статистики структура экономических субъектов (юридических лиц) по формам собственности в Белоруссии представлена как полноценная рыночная модель (на 01.09.2012 г. удельный вес организаций с частной собственностью составлял 82,4 »/о)1. Однако на начало 2012 г. из 902 акционированных предприятий Белоруссии 632 принадлежат фактически государству, «огосударствление» половины акционерных обществ достигается посредством увеличения доли правительства в пакете акций до уровня, превышающего 50% уставного фонда. Практически все крупные и средние предприятия находятся в государственной собственности. Государство также сохраняет в своей исключительной собственности недра, леса и воды. По оценке Европейского банка реконструкции и развития, в 2011 г. доля продукции, произведенной предприятиями, принадлежащими государству или контролируемыми государством, составила 70% ВВП Беларуси2. В экономической модели Беларуси нарушен основной постулат рыночной экономики — наличие эффективно действующего многообразия форм собственности, многоукладности экономики и конкуренции среди этих форм собственности.
В настоящее время экономическая модель Белоруссии в полной мере обладает всеми перечисленными признаками смешанной модели экономики с явно выраженным вектором государственного экономического присутствия. Справедливости ради стоит отметить, что в современных условиях всеобщего экономического спада и постоянного ожидания очередной волны кризиса практически все национальные экономические системы представляют собой смешан-
1 По данным «Отчета по социально-экономическому положению Республики Беларусь» за январь-август 2012 г. Источник Национальный статистический комитет РБ. — URL : http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/main1.php.
2 Источник: ЕБРР (2011). Доклад о переходном процессе : пер. с англ. // О. Гапеева. Наше мнение. — URL : http:// nmnby.eu/news/analytics/4852.html.
ные (гибридные) экономические модели, но с различной степенью государственного присутствия в экономике и как равноправного субъекта рынка и как основного регулятора.
В экономике Белоруссии присутствует значительный сектор корпоративной собственности, но она не имеет существенного влияния на характер экономических отношений в республике, так как в ней высока доля государственной собственности. Подобный подход к организации экономической системы вполне был оправдан в период кризисного спада экономики, наблюдавшийся в начале экономических реформ в постсоветских странах, когда была необходима государственная поддержка экономики (для Белоруссии этот период пришелся на 1991-1996 гг., когда наблюдался максимальный спад в экономике).
Социально-политическая база формирования циклов белорусской экономики. В белорусской экономике степень государственного сектора экономики никак не привязана к этапам и циклам экономического развития. По крайней мере в период стабилизации экономики и роста производства товаров и услуг с 1996-2000 г. рост государственного присутствия и директивного регулирования был оправдан глубиной экономического кризиса. Это нашло отражение в государственных программах «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь», где в качестве приоритетов были определены экспорт-жилье-продовольствие, предусмотрен переход к проведению реформ по мере созревания объективных предпосылок и не в ущерб уровню жизни населения, отказ от ценового беспредела, усиление контроля за разгосударствлением и приватизацией.
Созданная система государственного регулирования и директивного планирования в Белоруссии определила условия для инвестиционного перегрева экономики, повышения потребительского спроса за счет высокого уровня социальной защиты и неоправданно высоких темпов роста оплаты труда (реальная производительность существенно отставала от роста доходов), что предопределило условия формирования валютного, финансово-кредитного и экономического кризиса 2010-2011 гг.
Перекосы особой социально ориентированной белорусской модели экономики имеют свое явное подтверждение практически во всех макроэкономических показателях. Темп рост ВВП Белоруссии отличается высоким уровнем роста в отдельные периоды, сохраняя ежегодный прирост не менее 6,5% за период 2000-2011 гг., что является самым высоким уровнем роста среди стран СНГ. Именно достижения высоких темпов роста этого валового показателя служат основанием для отнесения белорусской экономической модели к эффективным экономикам. Высокие темпы роста ВВП позволили Белоруссии одной из немногих стран СНГ восстановить свой дореформенный показатель объемов производства. Преодоление спада экономики в 1992-1996 гг. было полностью основано на мерах государственной поддержки промышленности, восстановления межгосударственных хозяйственных связей, инвестиционных вливаний и роста экспортных возможностей. Эти достижения базировались на предпринимаемых государством мерах по восстановлению системы государственного экономического управления, что обусловило стабилизацию экономического положения страны по важнейшим макроэкономическим показателям. Улучшение состояния экономики послужило основой принятия доктрины жесткого государственного регулирования экономическими процессами, обоснованием для продолжения и усиления политики, основанной на значительном вмешательстве государства в экономику, планировании основных направлений и целевых показателей ее развития. Таким образом, достигнутый успех в стабилизации экономики не был подкреплен логичным по своей сути переводом окрепшей экономики на рельсы рыночного регулирования. Вместо этого было принято решение дальнейшего усиления государственного присутствия в экономике, что привело к подмене рыночной инфраструктуры государственным регулированием по большинству параметров. Это, в свою очередь, и обусловило последующие кризисы, которые прогнозировались с высокой долей вероятности.
Основные валовые показатели (объем и темпы роста ВВП, рис. 1) белорусской экономики демонстрируют цикличность с периодичностью в два года, когда рост одного периода сопровождается двухгодичным спадом, что совпадает с периодами исполнения государственных программ экономического развития и конъюнктурой внешних рынков. Так, темп рост ВВП имеет выраженный, циклический характер, периоды спада и роста которого в полной мере соответствуют тренду запаздывания циклов на период государственного вмешательства, где время сдерживания спада и роста соответствует ограничениям в финансовых ресурсах государства.
Показатели динамики валовых объемов производства, 6 %
■ Индексы промышленного производства
■ Индексы производства продукции сельского хозяйства
Рис. 1. Показатели динамики валовых объемов производства, % 3
При соотношении темпов роста ВВП и валовых объемов производства в промышленном секторе и сельском хозяйстве прослеживается сохранение указанного тренда цикличности, но с разницей в темпах роста промышленного и сельскохозяйственного производства. Темп роста продукции сельского хозяйства характеризуется более низкими значениями (в среднем на 510 пунктов ниже в сравнении с темпом роста ВВП, среднегодовой темп прироста 5%) и сглаженностью циклических спадов, что обусловлено постоянными дотациями государства и политикой субсидирования сельского хозяйства в Белоруссии (в среднем ежегодная сумма субсидий на сельское хозяйство в Белоруссии составляет 18 % от ВВП, в то время как по соглашениям в рамках ТС и ЕЭП уровень сельскохозяйственных субсидий не должен превышать 10% от ВВП, те же рекомендации уровня субсидирования отрасли имеют развитые страны). Рост ВВП Белоруссии в основном формируется за счет ускоренных темпов роста промышленного производства и особенности обрабатывающей промышленности — переработки нефти и химической промышленности (средняя величина ежегодного прироста около 8%, max — 15,3% в 2004 г., min — сокращение на 4% в 2009 г.), которые обусловлены ростом экспорта, соответственно конъюнктурными колебаниями спроса на внешних рынках, уровнем инфляции и связанной с ней волатильностью курса белорусского рубля.
Проблемы сглаживания цикличных спадов преследуют экономику Белоруссии из-за искусственной компенсации государством провалов национального рынка и его несовершенства. Накопленные негативные факторы становятся все более не управляемыми государством и требуют кратного увеличения государственных расходов, что становится все более затруднительным в условиях ухудшения экономической ситуации в республике. По данным за январь-август 2012 г. объем валового внутреннего продукта составил в текущих ценах 304,6 трлн руб. и увеличился по сравнению с январем-августом 2011 г. в сопоставимых ценах на 2,5%. За последние десять лет текущий год стал первым периодом существенного падения темпов роста ВВП без видимых внешних негативных факторов воздействия, при относительно стабильной ситуации на финансовом и валютном рынках. Замедление темпов роста ВВП может быть обусловлено исчерпанием факторов роста государственно-управляемой системы белорусской экономической модели. Кроме того, этот результат не вписывается в программу развития экономики Беларуси до 2020 г., исполнение которого требует 10-13% ежегодного прироста ВВП (в 2012 г. запланирован рост 5,5%). Но при этом в 2012 г., как и в прежние периоды, сохраняются опережающие темпы роста промышленного производства (108,1%) и сельского хозяйства (107,1%) по сравнению с ростом ВВП. Опережающие темпы роста промышленности были обеспечены за счет быстро растущих темпов роста производства нефтепродуктов (116,5 %) и химической промышленности (142,5 %), локомотивом сельского хозяйства остается животноводство и птицеводство (107,6%).
Специфика цикличности инфляции и инвестиций. Рост ВВП в Белоруссии сопровождается существенными скачками темпов роста инфляции, пиковые значения которой (более 200% годового роста ИПЦ) приходятся на посткризисные периоды в мировой экономике 2000 г. и 2011 г. (рис. 2). Практика регулирования гиперинфляции основана на механизме деноминации
3 Составлено автором по данным Национального статистического комитета РБ. — URL : http://belstat.gov.by/homep/ ru/indicators/main2. php.
белорусского рубля, так как это наиболее действенный инструмент государственной монетарной политики в условиях кредитного и денежного перенасыщения экономики.
Данная тенденция обусловлена спецификой экономической модели Белоруссии, которая, обеспечивая собственный рост за счет экспортного потенциала, необоснованного роста внутреннего потребления (завышенный уровень оплаты труда по сравнению с производительностью), существенных инвестиционных вливаний на основе системы государственного перераспределения валютных доходов и мягкой кредитно-денежной политики, создала эффект перегрева экономики. При имеющихся дисфункциях рыночных институтов и механизмов, неразвитом страховом рынке и постоянном росте социальных затрат белорусская модель практически исчерпала возможности опережения инфляционного роста, за исключением деноминации как фактора стимулирования экспорта.
Рис. 2. Темп роста ВВП и ИПЦ, % 4
Другой особенностью белорусской экономической модели является запоздалая реакция на внешние эффекты, несмотря на высокую степень зависимости от внешних рынков. Пик инфляционного роста и 2000 и в 2011 гг. пришелся на период посткризисного спада спроса на экспортируемую продукцию Белоруссии в странах экспорта, обусловленную падением деловой активности в кризис. Белорусская экономика достаточно ровно пережила период общего мирового кризиса, так как она в этот период еще была защищена контрактами на экспортные поставки предшествующего кризису периода, но посткризисный спад спроса на внешних рынках экономика республики уже не в состоянии покрывать за счет государственных резервов и финансирования. Сокращение государственных финансовых резервов и источников инвестирования государственных программ развития обуславливает рост внешней финансовой зависимости. Динамика иностранных инвестиций в Беларусь (рис. 3) характеризуется постоянным ростом, что могло бы служить критерием эффективности экономики, ее инвестиционной привлекательности. За период с 2000-2011 гг. величина иностранных инвестиций возросла от $1517,38 млн до $18878,56 млн, т. е. выросла в 12,44 раза.
Столь впечатляющий рост обусловлен соответствующим совокупным темпом роста ВВП и, в частности, внешнеторгового оборота. Таким образом, рост валового показателя инвестиций мог бы служить косвенным критерием роста конкурентоспособности белорусской экономики, что подтверждается ростом экспорта готовой продукции.
Структурный срез внешних инвестиций по их видам сохраняет тренд цикличности по соотношению доли прямых (ПИИ) и прочих (кредиты, займы под государственные гарантии) иностранных инвестиций: при кризисных спадах экономики республики наблюдается рост прочих инвестиций, при улучшении экономической ситуации растет доля ПИИ. Достижением белорусской экономики стало сохранение высокой доли ПИИ (около 70%) после кризиса 2011 г., что свидетельствует о наличии конкурентного потенциала. Незначительная доля портфельных инвестиций (снизилась от 0,08% до 0,01% в общем объеме иностранных инвестиций в 20002011 гг.) наоборот является признаком низкой эффективности использования конкурентного потенциала.
4 Составлено автором по данным Национального статистического комитета РБ. — URL : http://belstat.gov.by/homep/ ru/mdicators/main2. php.
Рис. 3. Объем иностранных инвестиций, тыс. долларов5
Значительные диспропорции между видами инвестиций, а также имеющиеся дисфункции современной белорусской экономики предопределили необходимость более тщательного изучения структуры иностранных инвестиций. В этой связи исследование соотношения валового объема иностранных инвестиций и чистых поступлений (изъятий)6 инвестиций позволяют наглядно представить схемы финансирования в Белоруссии.
При сопоставлении этих показателей (рис. 4) становится очевидным степень зависимости экономики страны от внешних факторов, т. к. изъятия7 по иностранным инвестициям поглощают от 90-80% всех инвестиций, таким образом, обеспечивая поступления лишь от 10-20% иностранных инвестиций в реальный сектор. Изъятия покрывают финансовые обязательства по прежним внешним заимствованиям в различной форме, но, прежде всего, указанные финансовые ресурсы идут на покрытие импортной составляющей по готовой продукции, затраты по финансированию государственных программ модернизации и развития промышленного сектора экономики.
25000
20000
15000
10000
5000
Показатели нешних инвестиций, тыс. долл.
Объем иностранных инвестиций
Чистое поступление, изъятие (-)иностранных инвестиций
Л> Л> JS
¿у rV"
Рис. 4. Показатели внешних инвестиций, тыс. долл.
8
5 Составлено автором по данным Национального статистического комитета РБ. — URL : http://belstat.gov.by/homep/ ru/mdicators/main2. php.
6 Чистое поступление означает превышение поступления иностранных инвестиций над их изъятием, а чистое изъятие — превышение изъятия иностранных инвестиций над поступлением. Указанные показатели более объективно отражают реальную динамику иностранных инвестиций (по сравнению с валовыми показателями поступления инвестиций).
7 Чистое изъятие прочих иностранных инвестиций, к которым относятся финансовый лизинг, иностранные кредиты и займы (в т. ч. под гарантии правительства Беларуси).
8 Составлено автором по данным Национального статистического комитета РБ. — URL : http://belstat.gov.by/homep/ ru/indicators/main2.php.
0
Фактически происходит постоянное наращивание валовых объемов финансовых вливаний в растущую экстенсификацию экономики, что практически опровергает предыдущие выводы о конкурентоспособности экономической модели Белоруссии. Указанные тенденции сохраняются и в 2012 г. Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) за январь-август 2012 г. составили 956,5 млн долл. США при прогнозе на 2012 г. 3,7 млрд долл. США10. Данный тренд уже вызвал серьезные осложнения в период кризиса 2011 г., так как перегруженность белорусской экономики иностранными кредитами не позволила государственным структурам безболезненно выйти на рынок международных кредитов, что и обусловило дефицит на валютном и финансовом рынках в период кризиса 2011 г. Кредиты на покрытие дефицита инвестиционных ресурсов Белоруссии удалось получить лишь от антикризисного фонда ЕврАзЭС. В целом в Беларуси удельный вес иностранных ресурсов в общем объеме инвестиций в основной капитал по-прежнему остается на невысоком уровне, что ограничивает возможности обеспечения устойчивого экономического развития страны в среднесрочной перспективе. Закачивание в экономику больших объемов кредитных средств, которые в основном оборачиваются в торговом капитале и инвестируются в оборотный капитал экспортно ориентированных производств, усилил эффект перегрева экономики, что привело к валютно-финансовому кризису в 2011 г. В январе-сентябре 2012 г. валовой объем иностранных инвестиций снизился на 22,7% (9,7 млрд долл. США инвестиций) по сравнению с аналогичным периодом 2011 г., причем кредитная форма инвестиций возросла. Основными инвесторами были субъекты хозяйствования России (41,8% от всех поступивших инвестиций), Соединенного Королевства (28,2%), Кипра (6,9%), Австрии (4,8%). Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в организации торговли (43% от всех поступивших инвестиций), транспорта (28,5%), промышленности (19,9%)10. Приведенные цифры полностью подтверждают предыдущие выводы: правительство Белоруссии продолжает бег по замкнутому кругу накачивания экономики кредитными ресурсами, при этом нерешенной остается дилемма снижения инфляции и напряженности на валютном рынке либо наращивания валовых показателей искусственных точек роста экономики.
Выход из порочного круга постоянного наращивания заимствований для погашения инвестиционных потребностей возможен лишь при условии качественного изменения механизмов и источников экономического роста республики. В вопросах финансирования и облегчения долгового бремени таким качественным скачком может стать рост капиталоотдачи или фондоотдачи, применительно к реальному сектору экономики. По данным экспертов в Белоруссии, удельный вес устаревших основных фондов (по признаку как морального, так и физического износа) колеблется от 40-8 % в зависимости от отрасли, при невысоком удельном весе от общего объема инвестиций, направляемых в основной капитал, рост фондоемкости продукции отрицательно сказывается на конкурентоспособности экспортируемой продукции.
Цикличность и проблемы повышения эффективности использования капитала. Основная масса инвестиций, направляемых в развитие и обновление основного капитала, происходит в соответствии с государственными программами модернизации и повышения технологичности и конкурентоспособности промышленных производств, инвестиции большей части идут на создание новых производственных структур, загруженность которых не превышает 20 -40% от потенциальных мощностей. При этом обновление парка промышленного оборудования уже действующих предприятий происходит крайне медленно и в основном за счет собственных средств. Таким образом, несмотря на высокие показатели коэффициента обновления основных средств от 7 пунктов в 2008 г. до 10,1 в 2011 г., эффективность капилоотдачи от вложенных средств остается низкой, т. к. использование созданных производственных ресурсов остается неэффективным с высокой долей фондоемкости продукции. Оценка динами развития уровня фондоотдачи в белорусской экономике (рис. 5) также показывает рост этого качественного показателя с 2,5 коп. на 1 рубль, вложенный в основные средства в 2000 г., до 6,4 коп. на 1 рубль, вложенный в основные средства к октябрю 2012 г. Почти 3-кратный рост можно было бы истолковать как рост технологичности производства продукции, если бы не его крайне низкое значение и источник роста.
На графике прослеживается свойственная практически всем показателям экономики цикличность периодов роста и падения показателя фондоотдачи основных фондов Белоруссии. Спады величины фондоотдачи соответствуют периодам кризиса белорусской экономики, пиковые значения роста (2008 г, 2012 г.) соответствуют периодам максимизации ценового разрыва по энергоносителям, поставляемым в Беларусь из России. Так? в 2008 г., когда цены для всех потребителей достигли пикового значения, Белоруссия сохраняла льготный уровень цен на газ и нефтепродукты, за счет чего была получена максимально высокая прибыль по эконо-
9 По Указу Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2011 г. № 590.
10 Источник: Отчет по социально-экономическому положению РБ в январе-сентябре 2012 г. — URL : http:// belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/finvestment.php/
мике (15254 млрд руб.), соответственно и величина фондоотдачи 4,8 коп. Затем в 2009 г. при введении экспортных пошлин объем прибыли снизился до 11074 млрд руб., фондоотдачи — до 3,1 коп. С началом функционирования Таможенного союза цены на энергоносители были урегулированы в пользу Белоруссии, что обусловило поступательный рост качественных показателей: прибыли и фондоотдачи.
Рис. 5. Фондоотдача в экономике по основному капиталу, руб.
11
За девять месяцев 2012 г. наблюдался двукратный рост фондоотдачи с 3,5 коп. до 6,4 коп., который произошел за счет кратного роста объемов реэкспорта нефтепродуктов, полученных из российского импорта в Белоруссию. Фактически при корреляции внешнего российского фактора рост прибыли и фондоотдачи белорусской экономики минимален, что и является основной причиной кризисных спадов и цикличной нестабильности экономической модели республики.
Заключение. Таким образом, состояние и характер циклических колебания экономики Белоруссии находится в прямой зависимости от целей и степени государственного вмешательства в экономические процессы, что в полной мере определяется периодом выполнения социально ориентированных государственных программ развития и поиска источников их финансирования. Возрастающая в последние годы зависимость от внешних источников финансирования сводит к минимуму привычные конкурентные преимущества управляемости экономики через систему государственного контроля и директивного планирования государственного сектора.
Литература
1. Указ Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2011 г. № 590 «О важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год».
2. ЕБРР (2011). Доклад о переходном процессе : / пер. с англ. / О. Гапеева. Наше мнение. — URL : http:// nmnby. eu/news/analytics/4852. html.
3. Официальный сайт Национального статистического комитета РБ. — URL : http://belstat.gov.by/ homep/ru/indicators/main2.php.
4. Отчет по социально-экономическому положению РБ в январе-сентябре 2012 г. — URL : http:// belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/finvestment.php.
11 Составлено автором по данным Национального статистического комитета РБ. — URL : http://belstat.gov.by/ homep/ru/indicators/main2.php.