Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ЦИФРОВИЗАЦИИ ИСЛАМА И IT-ХАЛЯЛЬ'

СПЕЦИФИКА ЦИФРОВИЗАЦИИ ИСЛАМА И IT-ХАЛЯЛЬ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
503
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / АДАПТАЦИЯ РЕЛИГИИ / ИСЛАМ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ИСЛАМА / ОБНУЛЕНИЕ ИСЛАМА / ГЛОБАЛЬНАЯ ВИРТУАЛЬНАЯ УММА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ФЕНОМЕНОВ / IT-ТЕХНОЛОГИИ / IT-ХАЛЯЛЬ / КИБЕРПРОСТРАНСТВО / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВИДЕОКОНФЕРЕНЦСВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чеснова Елена Николаевна

В статье раскрывается специфика трансформации ислама в современном мире под влиянием процессов цифровизации религии. Дана классификация произошедших изменений в исламе на примере появившихся цифровых религиозных феноменов, услуг и товаров, продуктов и программного обеспечения категории «халяль», связанных с кибержизнью мусульман, и необходимых для ее реализации составляющих. Большое значение при рассмотрении примеров цифровизации ислама уделяется отечественному исламу. Обосновывается идея, что процесс цифровизации ислама имеет закономерный характер и является примером адаптации ислама и глобальной уммы к современным условиям развития общества, науки, техники и культуры. Цифровизация ислама приводит к тому, что религия начинает вести диалог на языке цифрового общества. В статье показаны произошедшие изменения в самой умме, в новых способах коммуникации в мусульманском сообществе, а именно активизация кибержизни мусульман, приведшая к трансформации исламской общины в глобальную виртуальную умму и ставшая основанием для появления «нового ислама».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF ISLAM DIGITALIZATION AND IT-HALAL

The article reveals the specifics of the transformation of Islam in the modern world under the influence of religion digitalization processes. A classification of the changes that have taken place in Islam is given through the example of digital religious phenomena that have appeared, digital religious services and products, IT-halal products and software related to the cyber life of Muslims and required for its implementation. When considering examples of Islam digitalization, the author focuses on domestic Islam and grounds the idea that the process of Islam digitalization, its “zeroing” is a naturally determined one and is a way of adaptation of Islam and the global ummah to the modern conditions of the development of society, science, technology and culture. As a result, Islam begins to speak and conduct a dialogue in the parlance of digital society. The article shows the changes that have taken place in the ummah itself and in the ways of relationships and communication in the Muslim community and demonstrates how the active cyber life of Muslims leads to the transformation of the ummah into a global virtual community that became a basis for the emergence of “new Islam”.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ЦИФРОВИЗАЦИИ ИСЛАМА И IT-ХАЛЯЛЬ»

DOI: 10.21779/2077-8155-2022-13-3-26-41

Содержание статьи

УДК 297.1:291.1:004.9: 316.74:316.775

Е.Н. Чеснова1

Введение Специфика

«обнуления» ислама Цифровизация феноменов в исламе технологии Заключение

цифровизации,

религиозных и новые IT-

Информация о статье

Поступила в редакцию: 21.07.2022 Передана на рецензию: 25.07.2022 Получена рецензия: 16.08.2022 Принята в номер: 10.09.2022

Специфика цифровизации ислама и и-халяль

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; elenika.nova@yahoo.com

В статье раскрывается специфика трансформации ислама в современном мире под влиянием процессов цифровизации религии. Дана классификация произошедших изменений в исламе на примере появившихся цифровых религиозных феноменов, услуг и товаров, продуктов и программного обеспечения категории «халяль», связанных с кибержизнью мусульман, и необходимых для ее реализации составляющих. Большое значение при рассмотрении примеров цифровизации ислама уделяется отечественному исламу. Обосновывается идея, что процесс цифровизации ислама имеет закономерный характер и является примером адаптации ислама и глобальной уммы к современным условиям развития общества, науки, техники и культуры. Цифровизация ислама приводит к тому, что религия начинает вести диалог на языке цифрового общества. В статье показаны произошедшие изменения в самой умме, в новых способах коммуникации в мусульманском сообществе, а именно активизация кибержизни мусульман, приведшая к трансформации исламской общины в глобальную виртуальную умму и ставшая основанием для появления «нового ислама».

Ключевые слова: религия, адаптация религии, ислам, цифровизация, цифровизация ислама, обнуление ислама, глобальная виртуальная умма, цифровизация религиозных феноменов, 1Т-технологии, 1Т-халяль, киберпространство, интернет-пространство, информационно-коммуникационные технологии, видеоконференцсвязь.

DOI: 10.21779/2077-8155-2022-13-3-26-41

UDC 297.1:291.1:004.9: intent of the article Information about the article

316.74:316.775

E.N. Chesnova2

Introduction.

The specifics of digitalization, the "zeroing" of Islam.

Digitalization of religious phenomena in Islam and new IT technologies. Conclusion.

Received: 21.07.2022 Submitted for review: 25.07.2022 Review received: 16.08.2022 Accepted for publication: 10.09.2022

1 Елена Николаевна Чеснова - доцент кафедры философии и культурологии, кандидат философских наук, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого.

2 Elena Nikolaevna Chesnova - Cand. Sc. (Philosophy), associate professor of the Department of Philosophy and Cultural Studies, Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University.

26 ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Specificity of Islam Digitalization and IT-Halal

Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University; elenika.nova@yahoo.com

The article reveals the specifics of the transformation of Islam in the modern world under the influence of religion digitalization processes. A classification of the changes that have taken place in Islam is given through the example of digital religious phenomena that have appeared, digital religious services and products, IT-halal products and software related to the cyber life of Muslims and required for its implementation. When considering examples of Islam digitalization, the author focuses on domestic Islam and grounds the idea that the process of Islam digitalization, its "zeroing" is a naturally determined one and is a way of adaptation of Islam and the global ummah to the modern conditions of the development of society, science, technology and culture. As a result, Islam begins to speak and conduct a dialogue in the parlance of digital society. The article shows the changes that have taken place in the ummah itself and in the ways of relationships and communication in the Muslim community and demonstrates how the active cyber life of Muslims leads to the transformation of the ummah into a global virtual community that became a basis for the emergence of "new Islam".

Keywords: religion, adaptation of religion, Islam, digitalization, digitalization of Islam, zeroing of Islam, global virtual ummah, digitalization of religious phenomena, IT-technologies, IT-halal, cyberspace, Internet space, information and communication technologies, video conferencing.

Введение

Общество, наука, культура, религия подвержены постоянным изменениям, трансформации, адаптации и модернизации в соответствии с ценностями, веяниями и вызовами современности. Особенно интенсивными эти процессы стали в наши дни, в эпоху цифровизации.

Процессы цифровизации или, как их ещё называют, «обнуления» [9; 21] начинают проникать во все сферы жизни и деятельности людей. «Обнуление» предлагается рассматривать [9; 21] как новый модерн, который постепенно сменяет ранее существовавшие и определявшие глобальное развитие мира доктрины -«модернизация, секуляризация, демократизация, права человека, мультикультурализм» [2, с. 102]. Каждая из них была ответом на вызовы своего времени и принесла как позитивные, так и негативные результаты, но в любом случае способствовала глубокой всесторонней трансформации жизни общества и человека.

На современном этапе развития общества цифровизация также способствует важным трансформациям духовно-нравственной жизни человека и адаптации её к новым вызовам. Религия в этой связи приобретает новую функциональность, институциональность, пересматривает свои базовые компоненты, при этом сохраняя «потенциал духовных, нравственных и социальных возможностей» [21], стремясь найти и сохранить собственное своеобразие «в фокусе глобального дискурса» [2, с. 93]. И в таких новых условиях находятся все религии - традиционные, мировые, национальные, новые религиозные движения и культы (НРДиК), по-своему отвечающие на вызовы «обнуления» религии. Ислам не является исключением и также находится «в поисках собственной модерности» [2, с. 102].

Специфика цифровизации, «обнуления» ислама

Трансформация ислама проходит по тем же причинам, что и остальных традиционных религий в современном мире в рамках «обнуления» религии. Явление

«обнуления» было описано М.Ю. Смирновым. Данный феномен раскрывается через смысл и этимологию понятия «цифровизации».

Слово «цифра» в арабском языке это «пустой, или нуль» [21], отсюда и идея обнуления. Цифра также имеет символический смысл в культуре, различных учениях - древнейшей мужской и женской символике, пифагореизме, христианстве, каббале. Обнуление, цифровизация сливаются у М.Ю. Смирнова в единый процесс переноса «в цифровую среду функций и видов деятельности, ранее непосредственно выполнявшихся людьми и организациями» [21].

Данный перенос носит характер трансформации, которая приводит к возникновению новых форм, практик, способов коммуникации, созданию новых продуктов и услуг «в диапазоне от дополнительной до виртуальной реальности» [21], применяющихся людьми в реальном времени. Этот процесс у Смирнова именуется «эффектом обнуления», сутью которого выступает «сброс прежних, устоявшихся моделей общения и издавна сложившихся форм коммуникации» [21] с одновременным изменением формата «существования человека в социальном пространстве» [21]. «Обнуление» рассматривается как процесс, неизбежный из-за изменений, происходящих в современном обществе. Так как меняются социальные практики, то прежняя функциональность, базовые компоненты религиозного комплекса и религиозная институциональность также меняются. Традиционные религии продолжают раскрывать имеющийся у них «потенциал духовных, нравственных и социальных возможностей» [21], подстраиваясь под тот формат, в котором ее могут понять люди в конкретную эпоху.

Нам представляется, что данный процесс является своего рода адаптацией, которая имеет свое практическое выражение в новых формах, практиках, способах, продуктах, услугах, ценностях, во всей культуре. Религия адаптируется к запросам современного общества, к ритму жизни верующих. Поиск ответов осуществляется в интернет-пространстве, а не через личное общение со священнослужителем, не в молельном доме (мечети, храме, синагоге и т. п.), не в воскресной школе вместе с другими обучающимися, не в рамках обучения основам религиозных культур в образовательном учреждении и т. д. Поэтому цели адаптации религии защитить саму религию и людей, открыть доступ к богатейшему наследию религиозных традиций, быть понятной и близкой, объединять вокруг себя верующих. Процесс адаптации можно проследить в рамках сферы освоения религией 1Т-сферы, интернет-пространства, примеров «цифровых продуктов», новых форм и видов коммуникации, которые связаны с религией, религиозной традицией и помогают религии быть ближе к своим последователям.

Характеризуя данное явление, З.Р. Хабибуллина вводит понятие «кибержизнь мусульман» [24], которое раскрывает по существу новый формат жизни мусульманского общества, когда важные религиозные вопросы, поиск религиозной информации, духовный поиск, обсуждение спорных моментов при реализации религиозных практик, руководством вероучением в обычной жизни и т. д. переносятся в интернет-пространство, в социальные сети, месседжеры. Кибержизнь расширяет сферы взаимодействий и возможности для реализации своего мнения, самовыражения, ведения бизнеса и пр.

Кибержизнь в мусульманском сообществе реализуется неоднородно, в зависимости от экономики, научно-технического развития, уровня жизни региона, где проживают мусульмане, наличия или отсутствия представителей иных культур и религий. Большое значение приобретает стремление к модернизации, к диалогу, так как приверженность традициям во многом замедляет развитие технических новшеств, их внедрение в обычную жизнь верующего. Как отмечает З.Р. Хабибуллина, сегодня «мусульманская община находится на этапе изменений и переустройства всех сфер

28 ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

жизни под влиянием современных технологий. Нормой стало использование Интернета и социальных сетей во благо вероучения, однако есть и полярная позиция, призывающая отказаться от технических новшеств, тем самым сохранив «традиционность» [24]. Но даже та часть мусульманского сообщества, которая стремится обосновать важность традиционности, приверженности ей, вынуждена участвовать в обсуждениях в интернет-пространстве [13; 24].

Цифровизация ислама, его трансформация под влиянием процессов «обнуления» приводит к тому, что ислам рассматривается не только как религия, но как «ценностное выражение цивилизации» [2, с. 105], изменяющееся при столкновении с новыми внешними вызовами. Кризисная ситуация «стимулирует поиск религиозного обоснования тех или иных действий» [16], осуществление «серьезной ревизии собственных религиозных систем и воззрений, критики всего устаревшего. [2, с. 103], выработку средств сохранения своего своеобразия в сложившихся новых условиях.

Ревизия религиозных систем необходима для адаптации религии, так как способ трансляции религиозного знания, связи с верующими и верующих между собой постоянно меняются. Теперь, чтобы прочитать религиозную литературу (например, Коран) можно использовать электронный формат, а не бумажный, чтобы посетить Мекку, не обязательно совершать поездку в Саудовскую Аравию, достаточно зайти на сайт для прохождения виртуального хаджа. Ценность прежних форм и способов уменьшается, они уступают место новым. Религиозную литературу можно продавать, распространять через интернет-магазины. Религиозную проповедь, которую раньше проводили в молельном доме, можно проводить дистанционно из любого помещения в любой точке земного шара, а верующие могут подключаться к службе посредством адреса ссылки, кода по видеоконференцсвязи. Это не было прописано в учениях традиционных религий, новых религиозных движений и культов. Как и то, что человек может молиться, используя видео молитвы (текст с соответствующим видеорядом), которое ему прислали в приложении WhatsApp. На современном этапе при проведении службы, на собраниях верующих применяются проектор и экран для трансляции видео религиозного, просветительского, благотворительного и иного информативного характера. Например, в молельном доме «Нур» в Туле.

В этой связи Л.Н. Додхудоева вводит термин «новый ислам», который рассматривается как социетальный феномен, как «новые подходы к вопросам самоидентификации, политического лидерства и тендера3 и пр.» [2, с. 91, 105]. По её мнению, в «новом исламе» большое значение играет глобальная умма, которая

3 Определение гендера, сексуальности по-новому трактуется в европейском сообществе, изменяя отношение к традиционным ценностям, которые определяли развитие общества в истории, получали обоснование в традиционных религиях, культах, были закреплены в светской культуре. Но в современной культуре пропагандируются гендерное равенство, недопущение дискриминации, защищаются права ЛГБТ-сообщества, квир-сообщества, квир-идентичности. Данные ценности активно поддерживаются на просторах интернета, где активными пользователями являются молодые люди всех рас, национальностей, вероисповедания. В интернет-пространстве появляются сайты, блоги, форумы, группы в социальных сетях, видео, размещенные на видеохостингах, ориентированные на определенный сегмент пользователей, продвижение определенных ценностей. Это касается квир-сообществ мусульман, квир-мусульман, вопросов ЛГБТ-сообщества, проблем людей, определяемых понятием «интерсекс», и т. д. Например, данные явления и проблемы рассматриваются в статьях на сайтах «The Village Казахстан» [10], «ЛГБТ-служение "Nuntiare et Recreare"» [7], «informburo.kz» [8], освещается в формате видео

на видеохостинге YouTube [ 5] и т. д._

понимается уже как виртуальная глобальная умма. Происходит расширение традиционного понятия уммы под влиянием цифровизации общества и формирующегося «важнейшего тренда социокультурной и религиозной традиции -индивидуализации» [2, с. 103]. Это приводит к тому, что собственная религиозная идентичность начинает формироваться в том числе и в киберпространстве. В особенности это касается молодого поколения, которое наиболее восприимчиво к новым техническим новинкам в 1Т-сфере.

Повление УЯ-религиозных деятелей, муфтиев, шейхов связано не только с расширением медийного пространства, но и с необходимостью осуществлять духовное влияние, формировать мировоззрение молодых людей. Расширение медийного пространства в исламе приводит к расширению и получению доступа к публичной сфере ранее малозаметных социальных групп, сообществ. Баланс сил, распределение «властных ресурсов» [16] меняется. Как отмечает С. Рагозина, «исмаилиты могут стать мейнстримом наравне с другими направлениями в шиизме», а «свободный доступ к информационным технологиям даже стимулирует формирование новых идентичностей» [16].

Цифровизация религиозных феноменов в исламе и новые ^-технологии

В рамках исследований современного состояния ислама, присутствие ислама в интернет-пространстве рассматривается на примерах конкретных фактов его трансформации ислама под влиянием процессов цифровизации, приводящей к возникновению и распространением тех вопросов, проблем, которые ранее не существовало.

Поиск собственной модели цифровизации сопряжен в исламе с определенными трудностями, поскольку это требует от религии перехода из сферы глубоко личного в публичную сферу, предполагающую большую открытость людей в интернет-пространстве, фиксацию своей, в т. ч. личной, жизни на фото и видео и демонстрация их в социальных сетях, блогах, месседжерах и т. д. В результате всё чаще выставляются фото и видео, сделанные во время хаджа [24]. Это вызывает негативную реакцию у наиболее консервативно настроенной части верующих. Однако именно благодаря активности в социальных сетях появились новые методологические инструментарии для проведения так называемого «кибер-исследования паломничества» [25].

Следует признать, что процесс цифровизации религии неизбежен и подчинён объективным законам развития современного социума. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) поспособствовали не только «виртуализации ислама» [24], но и актуализации такого феномена, как виртуальная умма, когда мусульмане всего мира активно используют в быту и религиозной жизни новые технологии, начиная от навигаторов, поисковых систем, и заканчивая месседжерами, социальными сетями. В России религиозные центры поддерживают наиболее крупные проекты в интернет-пространстве, разрабатываемые программистами в основном в ГГ-парке в Казани и Москве [28]. Религия в современном секулярном обществе вынуждена сегодня коммуницировать не только «на секулярном языке» [2, с. 103], но и на языке цифрового общества.

Глубина и характер цифровизация ислама актуализируются в конкретных цифровых услугах, продуктах, 1Т-технологиях, цифровизации религиозных феноменов, которые можно сгруппировать по признакам формата:

1) Электронные медиа, информационно-аналитические порталы, интернет-издания (интернет-СМИ, новостные сайты, новостные колонки и блоги), сетевые издания, которые созданы мусульманами «для распространения новостей, сведений о религиозных понятиях и обрядах» [24]. Например, «Сетевое издание: Информационно-аналитический федеральный портал "Ислам Сегодня"» [20]

30 ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

(Республика Татарстан) осуществляет свою деятельность в сети Интернет с 2013 года и не только является новостным каналом, освещающим происходящие события в России, в Татарстане и за рубежом, пресс-релизы, фото дня, видео дня, но и охватывает все важные сферы жизни и деятельности мусульман, как религиозные, так и светские: «Фетвы», «Вероучение», «Молитвы», «Книги-ONLINE», «Женщина в исламе», «Общество», «Политика», «Экономика», «Блоги» (12 блогов), «История», «Спорт». Большое значение здесь уделяется личности мусульманина, правильному поведению, его культуре, знанию и пониманию истории (в том числе освещению истории «татарского мира») и т. д.

Раздел «Новости» охватывает широкий спектр проблем, близких к исламской тематике, в том числе: а) современное состояние ислама и мусульманской культуры; б) проблемы внешней и внутренней политики страны; в) экономические события, например, стратегические экономические соглашения с Турцией, содействия России в решении социально-экономических проблем Судана и т. д.; г) события в культурной жизни страны (например, передвижная выставка Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург), организованная совместно с пятью другими музеями страны и посвященная «1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией [17]; д) социальные проекты (например, статья об открытии на территории мечети «Ярдэм» в Казани первого спорткомплекса для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)); е) проблемы безопасности (например, статьи об уголовных делах участников банды Басаева и Хаттаба, о росте преступлений, совершаемых мигрантами, и т. д.), ж) религии (например, статья о строительстве мечети в Симферополе) и т. д.

На примере этого издания виден формат общения в цифровом пространстве на светском языке при соблюдении баланса светской и религиозной риторики в информационном пространстве. Сетевое издание имеет свои аккаунты и в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook4, Одноклассники, Twitter, Instagram5, в месседжере Telegram6 и т. д. Официальный канал Федерального информационно-аналитического портала «Islam-today.ru» (10375 подписчика) с 2015 года имеет зарегистрированный на видеохостинге YouTube мусульманский просветительский канал «ХУЗУР ТВ7 (1,2 млн подписчиков). В России не во всех регионах имеются подобные сетевые интернет-издания. К примеру, в Тульской области подобного сетевого издания нет, но многое из жизни мусульман Тулы и Тульской области можно почерпнуть, например, из информации на сайте молельного дома «Нур» и в группе в социальной сети ВКонтакте.

4 Здесь и далее. Данная социальная сеть активно использовалась россиянами до марта 2022 года, - с 4 марта она заблокирована на территории Российской Федерации, так как принадлежит организации, признанной террористической - Meta Platforms, Inc. С 21 марта 2022 года компания Meta Platforms, Inc. была признана экстремистской, обжаловать решение Мосгорсуда по уголовным делам «по ч. 2 ст. 205.2 УК РФ (пропаганда терроризма) и п. «а» ч. 2 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти и вражды с угрозой применения насилия)» [23] компания не смогла. С 21 марта 2022 г. деятельность Facebook на основании решения Мосгорсуда признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации.

5 Здесь и далее. Данная социальная сеть активно использовалась россиянами до марта 2022 года, - с 14 марта она заблокирована на территории Российской Федерации, так как принадлежит организации признанной экстремистской - Meta Platforms, Inc.

6 Telegram после блокировки ряда социальных сетей начал больше использоваться пользователями из Российской Федерации.

7 Также данный канал доступен по адресу в сети Интернет: http://huzurtv.ru/.

2) «Электронные приходы, джамааты, «скайповые» муфтии и шейхи» [24] VR-религиозный деятель, «интернет-улемы8» [16] являются отражением и своеобразным ответом на существование в других религиях таких феноменов, как VR-священник, VR-церковь, онлайн-службы9 и т. п. Цифровые религиозные продукты также реализуются в интернет-пространстве посредством 1Т и являются ответом на современные вызовы;

3) Проведение религиозных практик в онлайн-формате, в виртуальной, дополненной реальности, посредством видеоконференцсвязи (ВКС), VR-очков -

8 Термин «интернет-улемы» был введен в исследовании онлайн-среды российских мусульман Софьей Рагозиной [16]. Подтверждение наличия данного религиозного феномена в цифровой среде, например, лекции и проповеди улемов, преимущественно иностранных, переведенные и загруженные на видеохостинг YouTube. Данная практика может осуществляться мусульманскими активистами на совершенно безвозмездной основе, не преследуя цели «монетизации своего проекта» [16].

9 VR-церковь, онлайн-службы (в том числе и в рамках видеоконференцсвязи - ВКС), VR-священник, робот-священник, религиозная социальная сеть - данные религиозные феномены мы можем найти в христианстве (например, в религиях протестантского толка, православии), буддизме, НРДиК. Пример VR-церкви - создание виртуальной церкви американским пастором Ди-джей Сото в 2016 году на бесплатной платформе в социальной сети AltSpaceVR. Цель создания - проведение виртуальных богослужений и проповедей (пастор общается не только с верующими прихожанами, но и с теми, кто позиционирует себя как неверующий, атеист). Данная VR-церковь не первый цифровой продукт, созданный для освоения виртуального пространства в целях проведения богослужений, проповедей, пастырской помощи. В 2006 году на бесплатной VR-платформе Second Life «появились церкви, храмы, синагоги и мечети, где проводились богослужения и медитации» [3]. В отличие от цифровых религиозных продуктов, размещенных на VR-платформе Second Life, проект пастора Сото еще работает. Онлайн-службы могут реализоваться в рамках работы сайта, например, сайт «Храм ТВ» (Телевизща Храм. Српска Православна Црква). Использование религиозными организациями различных систем ВКС для проведения богослужений онлайн, миссионерских практик, встреч с паствой онлайн могут использоваться религиозной организацией, если ее члены находятся в разных областях, регионах страны, для объединения малочисленных групп верующих, у которых нет возможности иметь своего священника, пастора и религиозного сооружения (церкви, молитвенного, молельного дома и т. п.). Например, активно службу в ВКС формате используют представители запрещенной на территории Российской Федерации организации Свидетели Иеговы (решением Верховного суда Российской Федерации от 20.24.2017 года была признана экстремистской, и «Управленческий центр Свидетели Иеговы в России» был ликвидирован). VR-священник - реализация такого цифрового религиозного феномена возможна, например, в рамках ведение блога в социальной сети священнослужителем, официальной страницы в социальной сети. Например, Папа Римский Бенедикт XVI и последующие за ним избранные на папский престол Папы имеют «собственный аккаунт в социальной сети Twitter» [26]. Персонально для христиан была разработана социальная сеть Faithbook (разработка христианской организации «для знакомства и координации христиан» [26]. Робот-священник получил свое реальное воплощение в рамках заказа одной из традиционных религий в протестантизме (2017 г.) и в буддизме (2019 г.). Например, в 2017 году по заказу евангельских христиан был разработан робот-священник BlessU-2, который поставлен в Евангелической церкви в немецком городе Виттенберг [14], в городе, знаковом для лютеранства и истории протестантизма. В 2019 г. появился более человекоподобный вариант буддийского священника по имени Миндар (компания-разработчик A-Lab Co). Данный робот был разработан для того, чтобы быть официальным проповедником в храме Кодайджи (г. Киото, Япония)._

32

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

онлайн-джума10, виртуальный хадж, виртуальная умра, виртуализация религиозных ритуалов11. В пример можно привести программы: а) «Виртуальный хадж» для паломников на сайте euronews (https://ru.euronews.com/2020/07/28/nc-virtual-hajj-from-german-digital-studio.12; б) программа «Мекка 3D» на сайте MOZAIK edukation (https://www.mozaweb.com/ru/Extra-3D_sceny-Kaaba_Mekka-148083); в) Virtual Makkah (http://www. 3dmekanlar.com/en/3d-makkah.html).

Особый интерес у Совета муфтиев России вызвал обучающий проект «Miraj», который реализуется при помощи виртуальной реальности и 3 D-технологий (VR-очки с обзором 360 градусов), благодаря которому можно «подготовиться к совершению хаджа или умры к святыням ислама» [28].

4) Оцифровывание мест паломничества, значимых для мусульман объектов исторического и культурного наследия. В первую очередь это касается Каабы. В цифровой формат переводятся виды Каабы, Мекки, знаменитых мечетей (мечеть аль-Харам, мечеть Купол Скалы в Иерусалиме, мечеть Аль-Акса, мечеть Бадшахи, мечеть Имама города Исфахан в Иране) с различных ракурсов изнутри и снаружи. Фото- и видео 3D-модели Каабы можно увидеть в различных документальных фильмах («10 фактов о Каабе, которые вы, возможно, не знали» [29]; «Семь чудес исламского мира. Часть 1» [19], «История возникновения Мекки и Каабы» [6]), в программах-поисковиках (например, Google), статьях, посвященных истории и устройству Каабы [12], правилам хаджа, созданию виртуального хаджа и т. п.;

5) Создание туристической индустрии в интернет-пространстве для предоставления услуг и помощи в реализации хаджа и умры. Как отмечает З.Р. Хабибулина, «информация о паломничестве представлена практически во всех исламских медиа, на сайтах хадж-миссий, хадж-операторов, исламских интернет-форумах» [25]. Так, в России с 2006 года осуществляет деятельность туроператор «Умма Тур»13, который помимо туров категории «Умра» предлагает хадж и пляжные халяль-туры в Турцию, экскурсионные халяль-туры в Дагестан, Узбекистан, Домбай, Стамбул, Казань и Булгары, Иерусалим, Индию по священным местам и мусульманским достопримечательностям. В 2021-2022 гг.14 пакет услуг «Умра» был

10 Рагозина Софья Андреевна говорит о феномене «цифровизации отдельных исламских ритуалов» [16], который связан с активным перемещением религии в онлайн сферу из-за угрозы пандемии COVID-19. Данное перемещение вызывает у части мусульманского сообщества тревогу из-за вторжения мирского в сферу сакрального.

11 Например, З.Р. Хабибуллина в своих исследованиях выделяет такой религиозный ритуал, подвергшийся цифровизации, как «виртуальное жертвоприношение» [24; 25]. Виртуальное жертвоприношение практикуется, как отмечает З.Р. Хабибуллина, Благотворительным проектом Исламского банка развития, который является организатором цифрового формата жертвоприношения барана. З.Р. Хабибуллина пишет: «За 410 реалов (около 80 евро) на официальном сайте проекта можно купить «виртуального барана» и таким образом совершить обряд жертвоприношения. Стоимость животного оплачивается через Интернет, затем производится его забой в соответствии со всеми предписаниями ислама. Данная услуга доступна для мусульман из любой страны мира в течение всего года» [25; 24].

12 Последнее обновление программы: 28.07.2020 г.

13 UMMA TOUR, старое название туроператора - «Хизмет Тур», адрес сайта туроператора: http s: //www .ummatour.ru/; имеет представительства (офисы) в городах: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Махачкала.

14 Туроператор «Умма Тур» в рамках активных туров предлагает «Умра 2021-2022»:

умра в начале, середине, конце ноября, начале декабря, в новогодние праздники, в конце

января, в начале и середине февраля, марта, в первые 10 дней месяца Рамадан, на весь месяц

Рамадан, Итикаф последние 15 дней месяца Рамадан, последние 10 дней месяца Рамадан,

Шавваль и т. д._

представлен 4 вариантами турпакетов: «Все включено», «Комфорт», «Премиум», «Люкс», в которых действует эксклюзивная услуга - радиогид для паломников. В 2022 году хадж был представлен в 3 вариантах турпакетов: «Эконом плюс» (цена от 215 072 руб.), «Комфорт» (цена от 265 423 руб.), «Люкс» (цена от 481 214 руб.). Аккредитованная хадж-компания «Марва-Тур»15 (MARWA) с 2010 года организует туры в хадж и умру. Желая улучшить организацию проведения хаджа и умры, Саудовская Аравия активно используют технологии «безопасного хаджа» [18] на основе приложения, способного переводить тексты и вывески без подключения к Интернету.

6) Мобильные путеводители. Например, приложение «Halal Guide: Мечети, Намаз, Коран» является российской разработкой компании-продавца Halal Guide, ltd (г. Казань). Данное приложение находится в свободном доступе на Google Play. Проект был запущен в 2011 году. Ведутся разработки аналогичного продукта для таких стран, как Таиланд, Великобритания, Канада, Киргизия, Казахстан, Азербайджан [28]. Приложение «Halal Guide: Мечети, Намаз, Коран» представляет собой мобильный путеводитель по стране. Цель работы - помощь в нахождении ближайшей мечети, исламского банка, магазинов с мусульманской литературой, одеждой, халяль-кафе, возможность «заказать еду халяль и даже устроиться на работу по канонам шариата» [28].

7) Гаджеты. Например, карманный цифровой Коран с ручкой для чтения сур и аятов, с аудиоверсией текста и переводом на различные языки [28]; «компактные часы или гаджеты для определения киблы по компасу или сигналу GPS» [28], например, сайты - qiblafinder.withgoogle.com (оптимизирован для смартфонов), «Halal Guide»16, «Find How.org»17, приложения для телефона «Qibla Compass», «Qibla Finder»; программы для смартфонов и сайты, помогающие с вычислением закята (например, благотворительная платформа «PayZakat»18 (также имеет приложение в App Store и входит в экосистему Сбербанка), сайт «Благотворительный фонд Закят19», имеющие функцию напоминания времени совершения намаза (например, «Muslim Pro»20), определения халяльности продуктов (например, сайт «Halal Guide», приложения в Google Play - Scan Halal, My Halal Scanner, Scan Halal on the App Store, приложение Scan Halal: Halal Food Guide & Registration) и т. д.

8) Музей истории исламской науки и технологии21 («Museum of The History of Science & Technology in Islam» открыт в 2008 году в парке Гульхане, Стамбул, Турция), который отсылает к истории развития научной традиции, ее роли в мусульманском мире, взаимоотношений с официальным исламом. Данный музей и представленные в нём экспонаты, доказывают открытость исламского общества к новым технологиям и инновациям в различных областях деятельности22 на протяжении восьми веков. Здесь применяются современные способы демонстрации музейных экспонатов: в основном макеты, реконструирующие открытия и

15 Адрес сайта туроператора: https://marwa.ru/. «Марва-Тур» реализовывала несколько лет программу «Благотворительного хаджа Сулеймана Керимова».

16 https

17 https

1

https

19 https

20 https

//halalguide.me/moskva/qibla

//findhow.org/4064-onlajn-poisk-kibla.html

//payzakat.global/

//zakatfund.ru/zakyat-rasschitat/

: //www.muslimpro.com/

21 Также носит название - «Стамбульский музей истории науки и техники в исламе».

22 Научные направления, технологии и виды деятельности: астрономия, география, навигация (мореплавание, судоходство), горное дело и минералогия, измерение времени, геометрия, оптика, медицина, химия, физика, техника, архитектура, военная техника.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34 ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

достижения в науке. Производится трансляция видео на турецком, немецком, французском языках в медиазале, на плазменных экранах возле экспонатов, применяется интерактив, система QR-кодирования, есть возможность делать фотографии и т. д. Данный музей был создан и открыт благодаря сотрудничеству доктора Фуата Сезгина и Реджепа Тайипа Эрдогана для сохранения исламской культуры, популяризации исламской науки и технических достижений, сохранения преемственности истории в современном мире.

9) Интернет-медресе и онлайн-школы, ориентированные на получение верующими знаний дистанционно. Записаться на программу может любой желающий, по окончании учебы выдается свидетельство о начальном религиозном образовании. Данная опция активно продвигается в социальной сети ВКонтакте. В группе зарегистрирован образовательный портал начального религиозного образования - «Интернет-медресе. Дистанционное обучение» [4], данная группа в социальной сети активна, имеет 1352 подписчика и ссылку на сайт «Imedrese» [27]. Интернет-портал «Imedrese» - образовательный портал, предлагающий дистанционное начальное обучение исламским наукам, по окончании которого обучающийся получает «свидетельство об окончании одного из мактабов Нижегородской области» [27]. Проект реализуется с 2014 года и существует на благотворительные пожертвования.

10) Ооциальные сети, месседжеры, приложения для общения (например, общение происходит в группах, на страницах, в сообществах в социальных сетях ВКонтакте (ВК), Одноклассники (ОК), Facebook (была разрешена до 4 марта 2022 г.), Instagram (была разрешена до 14 марта 2022 г.), в месседжерах - Viber, Whatsapp, Telegram, в приложении Tinder). Социальные сети, мессенджеры, приложения популярны как у молодежи, так и у более возрастной аудитории. Многие мусульмане используют их для поддержания связи с близкими, родными, друзьями, единоверцами, отслеживания важных религиозных праздников, постов в исламе, поиска ответов на различные волнующие их религиозные вопросы23. Это особенно актуально в ситуации, когда человек находится в месте, где нет общины верующих, нет возможности прийти в мечеть, либо он приезжий и не ориентируется в жизни верующих в данном регионе и т. д.

11) Сайты знакомств для людей, позиционирующих себя по религиозному признаку (сайты знакомств представителей одной религии - ислам, религиозные сайты знакомств для создания семьи)24, мобильные приложения знакомств25. Так, уже созданы и функционируют «специализированные сайты знакомств для татар, башкиров, казахов и других, исповедующих ислам людей» [11]. Примером таких специализированных сайтов знакомств по религиозному признаку можно считать

23 Например, статьи «Шайтан - самый опасный враг», «И выстаивайте молитву...», «Лучшие из оступающихся - кающиеся...», «Кто является самым полезным и самым вредным для нас человеком?» и т. д. в группе «Покорность, праведность, терпение, милость» в социальной сети ВКонтакте [15].

24 Данные сайты аналогичны сайтам знакомств, которые созданы представителей христианского вероисповедания (например, «Азбука верности»; «Православный сайт знакомств»; «Православные знакомства онлайн»; «Православные знакомства»; Молодежный проект «Давай повенчаемся» и т. д. в православии).

25 Помимо сайтов знакомств с 2015 года набирает популярность мобильное приложение «MyDiaspora». Данное приложение ориентировано на молодых мусульман из консервативных сообществ и востребовано в 30 странах. «Причем на первых этапах общения нельзя увидеть фотографию собеседника, но есть возможность узнать его рост и вес. При общении женщина может добавить своего старшего брата или отца в беседу» [28]. Разработка мобильного приложения и его алгоритма работы велась с учетом мусульманских традиций.

сайт «Знакомства для Мусульман IslamLove»26; сервис «Мусульманские знакомства»27; «Muslima»28 и т. д. Специфика таких сайтов состоит в необходимости следования нормам ислама: закрытые профили и политика конфиденциальности. Например, сервис «Мусульманские знакомства» практикует проверку анкет всех зарегистрированных пользователей сервиса, фотографии профилей пользователей скрыты (просмотр только после разрешения владельца профиля), контроль сообщений в рамках общения с противоположным полом, имеются видеоматериалы для обучения основам никаха.

12) Сервисы для пожертвования денег на благотворительные цели, строительство мечетей и т. д. Например, благотворительный фонд «Мусульмане Мордовии» проводит с 2015 года различные акции, пожертвования от которых идут на благо нуждающимся мусульманам. Сфера деятельности - помощь в строительстве, реставрации, ремонте мечетей (например, помощь мечетям «Акчеево», «Айнулла»), помощь больным детям (проект «Коробка храбрости», программа «Айболит!»), участие представителей фонда в регулярной сдаче крови (донорство), поддержка таких благотворительных программ, как «Помощь татарской культуре», «Помощь нуждающимся», «Образовательная программа», «Помощь социальным объектам», проведение благотворительных акций, волонтерское движение и т. д.29.

13) «Исламские финтех-платформы» [1], цифровизация, цифровая трансформация исламских банков [22].

14) Халяль-shop (индустрия магазинов, лавок, ресторанов, кафе, специализирующихся на продаже и доставке продукции халяль и др.). Многие халяль-shop представлены в социальных сетях - ВКонтакте, Facebook, Telegram30. В халяль-shop продаются доставдляются книги, одежда, еда, косметика, парфюмерия и т. д. как из России, так и из других стран (например, из Китая).

15) «Виртуальная умма», объединения мусульман в онлайн-пространстве, «народный иджтихад». Например, уже давно сложились и существуют онлайн-группы хаджа, которые З.Р. Хабибулина называет «цифровыми медиа-культурами» [25]. С. Рагозина говорит о феноменах благочестия, религиозного авторитета и «народного иджтихада», которые сложились в период угрозы пандемии COVID-19 в онлайн-среде российских мусульман [16]. Влияние социальных сетей, возможность

26 Адрес данного специализированного сайта в интернете - https://islamlove.ru/. Данный сайт представлен также в социальных сетях ВКонтакте, Instagram (заблокирован 14 марта 2022 г.), Facebook (заблокирован 4 марта 2022 г.).

27 Адрес данного специализированного сайта (сервиса мусульманских знакомств) в интернете - https: //nikah.life/. Данный сервис четко прописывает свою политику по отношению к зарегистрированным участникам - контроль общения (все сообщения просматривают модераторы). Цель контроля - исключить общение, которое противоречит нормам ислама.

28 Данный сайт представлен в социальных сетях Facebook (заблокирован с 4 марта 2022 года), Twitter, Instagram (заблокирован с 14 марта 2022 года), на социальном интернет-сервисе Pinterest, на видеохостинге YouTube. Также имеет 29 сайтов аналогичной направленности, созданных для представителей различных стран (религиозная принадлежность к исламу на них не позиционируется) - Россия, Китай (отдельно есть сайт для Гонконга), Бразилия и т. д. Адрес сайта в интернете - https://www.muslima.com/ru. У сайта 7,5 млн участников. Позиционирует себя как премиум-сервис, который разработан для мусульман.

29 Годовые отчеты о проведенной благотворительной работы фонда можно найти на его официальном сайте «БФМ.РУ» (адрес в сети Интернет: http://www.bfmm.ru/)

30 Например, Nukus^HalabShop (Адрес в интернете -https: //telegram.me/s/nukushalalshop?before=269)._

36 ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

каждому выражать свое собственное мнение на просторах интернета позволили заговорить о таком явлении, как «открытие врат» иджтихада [16].

Особенностью всех этих цифровых продуктов, IT-технологий, которые применяются или связаны с исламом, является то, что они должны соответствовать категории «халяль». По этому поводу президент Ассоциации предпринимателей-мусульман РФ31 Айдар Равилевич Шагимарданов отмечает, что таковыми не являются, к примеру, IT-разработки, пропагандирующие азартные игры, табакокурение и употребление «наркотиков и алкоголя» [28]. Рассматривая появляющиеся цифровые продукты, IT-технологии, сервисы, группы, страницы, блоги в социальных сетях и месседжерах, можно сделать вывод, что мы имеем активно складывающийся сегмент IT-халяль, предполагающий разработку программного обеспечения, «халяль-индустрию IT» [28]. Все продукты индустрии IT, которые претендуют на категорию «халяль», по замыслу разработчиков должны соответствовать традициям, сложившимся в мусульманском сообществе, в культуре, вероучению ислама.

Заключение

Трансформация ислама является закономерным процессом развития религии на современном этапе. Она сопряжена с определенными рисками (открытость личной информации, религиозная дискриминация, сталкерство, пропаганда радикализма и т. д.) и новыми возможностями (доступность информации, коммуникации, возможность обмена, покупки продукции, предоставление услуг, благотворительность, образование, отправление религиозных потребностей и т. д.), которые может предоставить интернет-пространство, IT-сфера. Цифровизация или «обнуление» ислама способствует появлению новых цифровых услуг, продуктов, цифровых религиозных феноменов, исследование которых значительно обогатит знания о «новом исламе», глобальной виртуальной умме, идентификации и самореализации мусульман в киберпространстве.

Литература

1. Гарифуллин И.И. Цифровизация исламского банковского сектора как рычаг воздействия для дальнейшего роста и развития // Инновационное развитие экономики. 2021. № 1 (61). - С. 157-165.

2. Додхудоева Л.Н. Секуляризм и ислам: к истории взаимодействия // Исламоведение. 2021. Т. 12, № 2. - С. 91-112.

3. Елкина В. Американский священник создал церковь в виртуальной реальности // ООО "РБРУ" © 2012-2021 [сайт]. - Режим доступа: https://rb.ru/story/vr-church/ (дата обращения: 14.07.2021).

4. Интернет-медресе. Дистанционное обучение // Режим доступа: https://vk.com/online_medrese (дата обращения: 09.07.2022).

5. Ислам и ЛГБТ: традиционный мусульманский квир (18+) // Карен Шаинян: аккаунт на YouTube. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=iHpWD2QcyNU (дата обращения: 12.07.2022).

6. История возникновения Мекки и Каабы // Ramil Aliyev. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=QjR4xL48ieo (дата обращения: 18.10.2021).

7. Квир-мусульманская гордость // ЛГБТ-служение "Nuntiare et Recreare": сайт. - Режим доступа: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:ZELcZch15fIJ:https://www.nunti

31 Является президентом Ассоциации предпринимателей-мусульман РФ с мая 2016

года._

ISLAM IN THE CONTEMPORARY WORLD 37

are.org/%25D0%25BA%25D0%25B2%25D0%25B8%25D1%2580-%25D0%25BC%25D1%2583%25D1%2581%25D1%2583%25D0%25BB%25D1%258C %25D0%25BC%25D0%25B0%25D0%25BD%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B 0%25D1%258F-

%25D0%25B3%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B4%25D0%25BE%25D1%2581 %25D1%2582%25D1%258C/&hl=ru&gl=ru&strip=1&vwsrc=0 (дата обращения: 12.07.2022).

8. Круглова Д. Лекцию о ЛГБТ прочли на фестивале исламской культуры в Алматы. Вот её отрывки // © ТОО "Инфополис", 2015-2022. - Раздел: История. -Режим доступа: https://informburo.kz/stati/lekciyu-ob-lgbt-prochli-na-festivale-islamskoy-kultury-v-almaty-vot-eyo-otryvki.html (дата обращения: 12.07.2022).

9. Коноплева А.А. Феномен «обнуления» в современной культуре // Манускрипт. 2020. Т. 13, № 9. - С. 136-139.

10. ЛГБТКИА-мусульмане: «Интернетный имам с музыкой на фоне - вряд ли истина в последней инстанции» // The Village Казахстан: городской интернет-сайт. -Режим доступа: https://www.the-village-kz.com/village/people/people/20479-kvir-musulmane (дата обращения: 12.07.2022).

11. Мусульманские знакомства в социальных сетях и мессенджерах // MIRAES.RU [сайт]. - Режим доступа: https://miraes.ru/musulmanskie-znakomstva-v-sotsialnyih-setyah-i-messendzherah/ (дата обращения: 14.08.2021).

12. Немного о Каабе // ВХИДЖАБЕ. - Режим доступа: https://vhijabe.ru/history/nemnogo-o-kaabe/ (дата обращения: 14.10.2021).

13. Патеев Р.Ф. Концептуальные проблемы современного исламоведения: поиск парадигмы трансформации исламских сообществ // Исламоведение. 2016. № 4.

14. Первый в мире робот-священник появился в «столице Реформации» // РИА Новости. Раздел «Религия». - Режим доступа: https://ria.ru/20170530/1495376943.html (дата обращения: 14.08.2021).

15. Покорность, праведность, терпение, милость. - Режим доступа: https://vk.com/club95607806 (дата обращения: 04.07.2022).

16. Рагозина С. Благочестие, авторитет и «народный иджтихад» в онлайн-среде российских мусульман в период пандемии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. Т. 39, № 1. - С. 76-100.

17. Российский этнографический музей представит выставку к 1100-летию принятия ислама // Информационно-аналитический федеральный портал "Ислам сегодня" - Сетевое издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Эл. № ФС77-55671 от 09.10.2013. - Режим доступа: https://islam-today.ru/novosti/2022/08/04/rossij skij -etnograficeskij -muzej -predstavit-vystavku-k-1100-letiu-prinatia-islama/ (дата обращения: 04.08.2022).

18. Семь фактов, о которых вы могли не знать, если еще не ходили в хадж и празднуете Курбан-байрам на родине // BBC NEWS. Русская служба. - Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/features-45265071 (дата обращения: 14.10.2021).

19. Семь чудес исламского мира. Ч. 1 // RUislamicTV. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch7vHuBz2GNny-Q (дата обращения: 14.10.2021).

20. Сетевое издание: информационно-аналитический федеральный портал "Ислам сегодня" // Сетевое издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Эл. № ФС77-55671 от 09.10.2013. - Режим доступа: https://islam-today.ru/ (дата обращения: 10.08.2021).

38

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

21. Смирнов М.Ю. Цифровизация как «обнуление» религий // Вестник ЛГУ им. А С. Пушкина. 2019. № 3. С.137-146.

22. Смолина Е.Г. «Умма» и «краудсорсинг»: связь понятий в рамках интернет-пространства // Исламоведение. 2015. № 4. С. 63-33.

23. Тадтаев Г., Серова А. Запрет Facebook и Instagram в России окончательно вступил в силу // «Ежедневная деловая газета РБК», зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-63851 от 09.12.2015. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/technology_and_media/20/06/2022/62b076d99a79474b3991e5b4 (дата обращения: 04.07.2022).

24. Хабибуллина З.Р. Селфи в Мекке: харам или досточтимый хадж? // Сибирские исторические исследования. 2019. № 2. С. 85-107.

25. Хабибуллина З.Р. Практики использования цифровых технологий в мусульманском сообществе (на примере хаджа) // Человек и культура. 2019. № 6. - С. 54-58.

26. Цифровая религия. Проникновение церкви в онлайн // Novate.Ru [сайт]. -Раздел «Гаджеты». - Режим доступа: https://novate.ru/blogs/190313/22688/ (дата обращения: 14.08.2021).

27. Imedrese // Режим доступа: https://imedrese.ru/ (дата обращения: 09.08.2022).

28. IT-технологии для мусульман: от халяль-путеводителя до виртуального хаджа // ТАСС, информационное агентство. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/4258756 (дата обращения: 14.08.2021).

29. 10 фактов о Каабе, которые вы, возможно, не знали // Islam Word. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=tt5lOSemY64 (дата обращения: 14.10.2021).

References

1. Garifullin I.I. Digitalization of the Islamic banking sector as a leverage for further growth and development // Innovative development of the economy. 2021. no. 1 (61). - Pp. 157-165.

2. Dodkhudoeva L.N. Secularism and Islam: on the history of interaction // Islam Studies. 2021. V. 12, no. 2. - P. 91-112.

3. Elkina V. An American priest created a church in virtual reality // LLC "RB.RU" © 2012-2021 [website]. - URL: https://rb.ru/story/vr-church/ (date of access: 08.14.2021).

4. INTERNET MADRESSAH. Distance learning // - URL: https://vk.com/online_medrese (date of access: 08.07.2022).

5. Islam and LGBT: traditional Muslim queer (18+) // Karen Shahinyan: YouTube account. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=iHpWD2QcyNU (date of access 08/12/2022).

6. History of Mecca and Kaaba // Ramil Aliyev. - URL: https: //www.youtube.com/watch?v=QjR4xL48ieo (date of access: 10.08.2021).

7. Queer Muslim pride // Nuntiare et Recreare LGBT ministry: website. Article publication date: 12.06.2017 - URL: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:ZELcZch15flJ:https://www.nunti are.org/%25D0%25BA%25D0%25B2% 25D0%25B8%25D1%2580-%25D0%25BC%25D1%2583%25D1%2581%25D1%2583%25D0%25BB%25D1%258C %25D0%25BC%25D0%25B0%25D0%25BD%25D1%2581%25D0 %25BA%25D0%25B0%25D1%258F-

%25D0%25B3%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B4%25D0%25BE%25D1%2581

%25D1%2582%25D1%258C/&hl=en&gl=en&strip= 1&vwsrc=0 (date of access: 07/12/2022).

8. Kruglova D. Lecture on LGBT read at the festival of Islamic culture in Almaty. Here are her excerpts // © LLP "Infopolis", 2015-2022. - Section: Stories. - URL: https://informburo.kz/stati/lekciyu-ob-lgbt-prochli-na-festivale-islamskoy-kultury-v-almaty-vot-eyo-otryvki.html (date of access: 12.07.2022).

9. Konopleva A.A. The phenomenon of "zeroing" in modern culture // Manuscript. 2020. Vol. 13, no. 9. - S. 136-139.

10. LGBTQIA Muslims: "Internet imam with music in the background is hardly the ultimate truth" // The Village Kazakhstan: urban website. - URL: https://www.the-village-kz.com/village/people/people/20479-kvir-musulmane (date of access: 07.12.2022).

11. Muslim dating in social networks and messengers // MIRAES.RU [website]. -URL: https://miraes.ru/musulmanskie-znakomstva-v-sotsialnyih-setyah-i-messendzherah/ (date of access: 08.14.2021).

12. A little about the Kaaba // VHIJAB. - URL: https://vhijabe.ru/history/nemnogo-o-kaabe/ (date of access: 10.14.2021).

13. Pateev R.F. Conceptual problems of modern Islamic studies: the search for a paradigm for the transformation of Islamic communities // Islam Studies. 2016. no. 4.

14. The world's first robot priest appeared in the "capital of the Reformation" // RIA Novosti. Section Religion. - URL: https://ria.ru/20170530/1495376943.html (date of access: 08.14.2021).

15. Submission, righteousness, patience, mercy // URL: https://vk.com/club95607806 (date of access: 07.04.2022).

16. Ragozina S. Piety, authority and "national ijtihad" in the online environment of Russian Muslims during the pandemic // State, religion, Church in Russia and abroad. 2021. T. 39, no. 1. - Pp. 76-100.

17. The Russian Ethnographic Museum will present an exhibition dedicated to the 1100th anniversary of the adoption of Islam // Information and analytical federal portal "Islam Today" - Online publication registered by the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Communications (Roskomnadzor). El. no. OC77-55671 of 10.09.2013. - URL: https://islam-today.ru/novosti/2022.08.04/rossijskij-etnograficeskij-muzej-predstavit-vystavku-k-1100-letiu-prinatia-islama/ (date of access: 07.04.2022).

18. Seven facts that you might not know if you have not yet gone on the Hajj and are celebrating Eid al-Adha in your homeland // BBC NEWS. Russian service. - URL: https://www.bbc.com/russian/features-45265071 (date of access: 10.14.2021).

19. Seven wonders of the Islamic world. Part 1 // RUislamicTV. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=luBz2GNny-Q (date of accessed: 14.10.2021).

20. Online edition: Information and analytical federal portal "Islam Today" // Online edition is registered by the Federal Service for Supervision in the Sphere of Communications, Information Technologies and Mass Communications (Roskomnadzor). El. no. OC77-55671 dated 10.09.2013 - URL: https://islam-today.ru/ (date of access: 08.10.2021).

21. Smirnov M.Yu. Digitalization as a "zeroing" of religions // Bulletin of the Leningrad State University. A.S. Pushkin. 2019. no. 3.

22. Smolina E.G. "Umma" and "crowdsourcing": the connection of concepts within the Internet space // Islamovedenie. 2015. № 4.

23. Tadtaev G., Serova A. The ban on Facebook and Instagram in Russia has finally come into force // RBC Daily Business Newspaper, registered with the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Communications. -URL:

40

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

https://www.rbc.ru/technology_and_media/20/06/2022/62b076d99a79474b3991e5b4 (date of access: 07.04.2022).

24. Khabibullina Z.R. Selfie in Mecca: Haram or Venerable Hajj? // Siberian historical research. 2019. no. 2.

25. Khabibullina Z.R. Practices of using digital technologies in the Muslim community (on the example of the Hajj) // Man and Culture. 2019. no. 6. - P. 54-58.

26. Digital religion. Penetration of the church online // Novate.Ru [website]. -Section: Gadgets. - URL: https://novate.ru/blogs/190313/22688/ (date of access: 08.14.2021).

27. Imedrese // URL: https://imedrese.ru/ (date of access: 07.09.2022).

28. IT technologies for Muslims: from a halal guide to a virtual hajj // TASS, news agency. - URL: https://tass.ru/ekonomika/4258756 (date of access: 08.14.2021).

29. 10 facts about the Kaaba that you may not know // Islam Word. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=tt5lOSemY64 (date of access: 10.14.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.