Научная статья на тему 'Специфика ценообразования на российском фармацевтическом рынке в контексте обеспечения лекарственной безопасности'

Специфика ценообразования на российском фармацевтическом рынке в контексте обеспечения лекарственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЛЕКАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РHARMACEUTICAL MARKET / MEDICINES / NATIONAL ECONOMY / PUBLIC REGULATION OF ECONOMY / ECONOMIC SECURITY / DRUG SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельников Сергей Владимирович, Плотников Владимир Александрович

Анализ процессов на российском фармацевтическом рынке позволяет выявить тенденцию к снижению лекарственной безопасности, которая проявляется в росте зависимости рынка от импорта, а также снижении доступности медицинских препаратов для населения. Авторами рассмотрены возможности совершенствования государственного регулирования ценообразования на лекарственные средства в качестве инструмента обеспечения безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мельников Сергей Владимирович, Плотников Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of pricing in the Russian pharmaceutical market in the context of ensuring drug safety

The analysis of processes on the Russian pharmaceutical market allows to reveal the tendency to reduction of drug safety, which manifests itself in the growth of market dependence on imports, and reduce the availability of medicines for the population. The authors considered the possibility of improving the state regulation of the pricing of medicines as a security tool.

Текст научной работы на тему «Специфика ценообразования на российском фармацевтическом рынке в контексте обеспечения лекарственной безопасности»

С. В. Мельников 1, В. А. Плотников2

СПЕЦИФИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РОССИЙСКОМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Динамика развития российской экономики в посткризисный период претерпела качественные изменения в сравнении с периодом 2000-2007 гг. Если в период между кризисами 1998 и 2008 гг. средние темпы роста ВВП РФ приближались к 8 % в год, то после спада на 7,8 % в 2009 г. и «отскока» до +4,5 % в 2010 г. они стали замедляться. В документе «Об уточнении основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год», опубликованном Минэкономразвития России 27 декабря 2013 г., осуществлена очередная корректировка (понижение) основных макроэкономических параметров прогноза развития страны. Оценка роста ВВП в 2013 г. снижена до 1,4 % против 1,8 % в ранее утвержденном прогнозе, а на 2014 г. — с 3,0 до 2,5 %. Аналогичные, достаточно сдержанные, оценки темпов роста российской экономики дают Всемирный банк, Международный валютный фонд и другие авторитетные организации.

Безусловно, замедление темпов роста экономики отрицательно сказывается на параметрах социально-экономического развития, приводит к снижению уровня и качества жизни населения [1]. Существенно возрастают угрозы национальной безопасности в различных сферах: экономической, технологической, продовольственной и т. д. [2-4 и др.]. Одной из составляющих безопасности является лекарственная.

Лекарственные средства (ЛС) относятся к специфическим наукоемким продуктам с высокой социальной значимостью. Доступность и эффективность лекарственных препаратов являются основополагающими факторами, обеспечивающими поддержание человеческого потенциала страны и, как следствие, уровня развития экономики в целом. Отметим, что эффективное обеспечение ЛС приобретает особую важность с учетом глобальной тенденции старения населения [5]. В этой связи возникает проблема лекарственной безопасности, под которой мы понимаем независимость страны в обеспечении населения доступными ЛС.

Между тем ситуация в этой области довольно сложная [6, с. 3, 5]. По имеющимся данным, объем коммерческого рынка готовых ЛС в России в декабре 2013 г. вырос на 17 % по сравнению с ноябрем и составил 46,7 млрд рублей. По итогам аптечных продаж за декабрь 2013 г. коммерческий рынок лекарств в натуральном выражении был равен 412,7 млн упаковок, что на 2,8 % больше, чем за аналогичный период 2012 г. Средневзвешенная стоимость упаковки лекарственного препарата в декабре 2013 г. по сравнению с январем увеличилась на 16,2 % и составила 116,7 рублей. Рост цены лекарственных средств опережает темпы инфляции, которая, согласно оценкам Минэкономразвития России, в 2013 г. составляет 6,5...6,7 %. При этом растет объем продаж лекарств, что на фоне более сдержанного роста реальных доходов населения (по оценке

1 Сергей Владимирович Мельников, аспирант Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии, e-mail: ycl.nov@mail.ru

2 Владимир Александрович Плотников, профессор Санкт-Петербургского государственного экономического университета, д-р экон. наук, профессор, e-mail: plotnikov_2000@mail.ru

Минэкономразвития России за 2013 г. — 3,9 %) приводит к снижению уровня и качества жизни из-за перераспределения доходов в пользу фармацевтической продукции.

Ухудшается структура продаж ЛС с позиций экономической доступности для населения. В декабре 2013 г. продолжилось сокращение доли лекарств с ценой 50... 150 р./упак. (с 23,6 % в декабре 2012 г. до 21,1 % в декабре 2013 г.); на 1,2 % увеличился удельный вес лекарств ценой от 150 до 500 р./упак. (с 46,4 до 47,6 %); доля на рынке препаратов низшей ценовой группы (дешевле 50 р./упак.) уменьшилась с 8,3 до 6,9 %; ЛС дороже 500 р./упак. занимали по итогам декабря 2013 г. 24,3 % коммерческого рынка, что на 2,5 % больше, чем в декабре 2012 г.

Имеются сложности с обеспечением лекарственной независимости РФ. Хотя по итогам декабря 2013 г. 54 % препаратов, реализованных на рынке, являлись отечественными (в натуральных единицах измерения), однако из-за невысокой цены относительно импортных лекарств в стоимостном выражении они занимают лишь 24 %, т. е. свыше 75 % объема российского рынка готовых лекарственных средств (в стоимостном выражении) приходится на импортные препараты. И здесь наблюдается негативная тенденция: в декабре 2012 г. удельный вес российских препаратов в натуральных единицах составлял 56 %, а их доля в стоимостном объеме — 25 %.

Господство на российском фармацевтическом рынке иностранных производителей в условиях стремительной девальвации в январе 2014 г. курса рубля неминуемо приведет к скачку цен на иностранные ЛС. По данным Центробанка России, с 1 по 31 января 2014 г. курс рубля по отношению к доллару вырос с 32,6587 до 35,2448 (на 7,9 %). В этой связи следует ожидать роста розничных и оптовых цен на ЛС иностранного производства, значительно опережающего по темпам инфляцию по другим товарным группам. Введение административных ограничений на стремительный рост цен может вызвать снижение объемов импорта лекарств и соответственно их доступности, поэтому ценовое регулирование на фармацевтическом рынке приобретает особую остроту.

Специфика ценообразования на лекарственные средства, по мнению авторов, определяется:

• высокой социальной значимостью продукта;

• сложной структурой товаропроводящей цепочки, особенностями транспортировки и хранения лекарственных препаратов на всем протяжении логистической цепи;

• шириной, глубиной и спецификой ассортимента, его изменчивостью, возможностями поставок на рынок ЛС с аналогичным терапевтическим эффектом, но с различными действующими веществами и под разными торговыми марками;

• принципами расчета между фармацевтическими и медицинскими компаниями;

• государственным контролем цен на определенные группы препаратов.

С учетом перечисленных факторов цена лекарственного препарата на фармрынке определяется [7-14 и др.]:

1. Себестоимостью массового производства.

2. Непроизводственными расходами фармацевтической компании (на исследования и разработки, обучение персонала, рекламу, обеспечение взаимодействия с регулирующими органами и т. д.).

3. Объемом предложения на рынке с учетом конкуренции со стороны препаратов-дженериков.

4. Влиянием законодательной и нормативно-правовой базы (в случае с российским фарм-рынком определяющее значение имеет включение препарата в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), а также в систему госзакупок).

5. Клинической эффективностью применения ЛС (как самостоятельно, так и в составе комплексной терапии), структурой и стоимостью полного курса лечения.

6. Инновационностью препарата (ценообразование на новые ЛС является достаточно сложным, так как они не имеют аналогов и их трудно сравнивать с препаратами предыдущих поколений данной фармакологической группы.)

7. Качеством фармацевтической продукции.

8. Социальной востребованностью и доступностью — цена ЛС должна учитывать платежеспособность населения и распространенность информации о его применении.

9. Патентной защитой — стоимость дженериков гораздо ниже, чем оригинальных препаратов, что определяется правовой защитой рецептуры и наименований последних.

10. Политикой государства (речь идет о стратегиях, концепциях и инструментарии регулирования развития потребительского рынка, сферы предпринимательства, социальной сферы, здравоохранения и т. д.).

11. Региональной распространенностью заболеваний и особенностями территориальной и демографической структуры заболеваемости, что подтверждают различные версии списков ЖНВЛП.

12. Бюджетным субсидированием (из средств федерального, регионального, местных бюджетов) производства и потребления отдельных ЛС и их групп. Отметим, что во многих странах цены лекарственных препаратов, стоимость которых возмещается системой социального страхования, регулируются государством, а безрецептурные препараты обычно не подлежат контролю.

Таким образом, многообразие видов ценообразования на ЛС не позволяет использовать только традиционные экономические методы ценообразования товаров и требует всестороннего анализа.

Известны следующие основные методы формирования цен на товары:

1. Рыночный, основанный на детальном анализе поведения покупателя и его мотивов [15]. При определении оптимального уровня цен исходят из понимания чувствительности покупателя к цене, а также полезности и ценности товара для потребителя. Чем ниже чувствительность покупателя, тем сильнее продавец может влиять на уровень цен, и наоборот. Рыночное ценообразование наиболее часто применяется при формировании ценовой политики аптечных организаций. Оно предполагает в первую очередь получение предприятием прибыли, направлено на стимулирование спроса на продукт и не отражает социальную направленность лекарственного препарата как товара.

2. Затратный [16], детально описанный в классических экономических трудах, базируется на определении стоимости как основы цены продукта. Стоимость отражает средние для данного периода затраты труда. Ценообразование на основе затратного принципа не учитывает интересы потребителей. Этот метод наиболее часто применяется при формировании цен не только на лекарственные препараты, но и на медицинские услуги в целом. Затратный метод находит выражение в установленных правительством методиках определения предельно допустимых оптовых, розничных надбавок на лекарственные средства и регистрации цен производителей. Описанные в законодательстве методики опираются на анализ предоставляемых производителями, а также оптовыми и розничными компаниями данных об уровне и характере издержек обращения лекарственных средств.

3. Административный, подразумевающий установление цен на товары уполномоченными государственными органами. На российском фармрынке этот метод распространения не получил.

4. Параметрический [17], основанный на установлении взаимосвязи цены и каких-либо иных характеристик товара. Для этого могут использоваться методы экономико-математического анализа, сравнения удельных показателей товара, агрегатный метод сравнения и формирования цены, балльный способ сопоставления цен и методы экспертной оценки потребительских свойств товара.

На наш взгляд, для фармпродукции параметрический метод ценообразования является наиболее эффективным. Он учитывает влияние всех особенностей лекарственного препарата (в том числе связанных с обеспечением физической и экономической доступности лекарств для населения) на его цену и находит все большее распространение.

Одной из основных особенностей фармацевтического рынка, обусловленной его социальной направленностью, является государственное регулирование. Государство должно создавать условия, при которых лекарственные средства будут доступны для населения и выгодны для производителей и продавцов. Необходимость государственного регулирования цен на ЛС объясняется:

• высокой социальной значимостью рынка ЛС;

• зависимостью потребителя от назначений лечащего врача. Российский опыт свидетельствует, что медицинские работники склонны вступать в коммерческие отношения с представителями фармацевтических компаний, назначая пациентам конкретный препарат. Выбор же препарата фармацевтом зачастую диктуется заинтересованностью в получении премий от роста объемов продаж;

• отсутствием у потребителя достаточной информации о характеристике товара, а также должной компетентности;

• склонностью к покупке дорогостоящих препаратов (в том числе иностранного производства, известных торговых марок и т. д.), которые ассоциируются с более высоким качеством, вследствие чего увеличивается доля рынка дорогостоящих (в том числе патентованных) препаратов;

• малой эластичностью спроса на фармацевтическую продукцию;

• компенсацией части расходов на лекарственные средства за счет бюджета. Важность более жесткого контроля цен диктуется необходимостью контроля расходов на социальное и медицинское обеспечение населения;

• стратегией импортозамещения в фармацевтической отрасли.

Государственное регулирование цен на ЛС позволяет избавить покупателя от переплаты, обусловленной его неосведомленностью. Способы государственного регулирования ценообразования зависят от множества факторов. В странах Европы используют следующие методы [7]: возмещение затрат; ограничение выписки лекарственных средств; фиксированные соплатежи; регрессивная торговая наценка; поощрение выписки дженериков; централизация закупки ЛС; образовательные программы для населения. Нам представляется, что этот опыт целесообразно использовать и в российских условиях.

При этом можно рекомендовать два основных метода контроля цен:

1. Прямой контроль: директивное установление предельных розничных и оптовых надбавок, регистрация цен производителями. При этом фирмам предоставляется возможность учитывать при расчете стоимости ЛС различные составляющие цены (расходы на сырье, производство, научно-исследовательские работы, транспорт, налог при импортировании и др.). Регистрация цен основана на всесторонней оценке препарата и установлении максимального уровня цены на него на определенный период. Регистрироваться могут розничные, оптовые цены, а также цены производителей (как местных, так и зарубежных).

В Швеции цены регистрируются на уровне закупочных, в странах ЕС — чаще на уровне розничных, в странах Восточной и Центральной Европы — на уровне производителей. Можно предположить, что наиболее перспективной является система регистрации на всех уровнях товаропроводящей цепочки, так как это позволяет более тщательно контролировать формирование цен путем мониторинга всех этапов движения лекарственного препарата.

2. Косвенный контроль: цены устанавливает производитель, а специальная государственная комиссия по регулированию цен ограничивает его прибыль посредством возврата ее части (Великобритания) либо введения эталонных цен (Испания, Швеция). Помимо этого, государственный контроль может выражаться в установлении предельного или фиксированного размера торговых надбавок, референтных цен и введении скользящей шкалы розничных наценок. Наиболее часто используют эталонное ценообразование. Если зарегистрированная цена превышает эталонную,

то разницу доплачивает пациент. Данный механизм обеспечивает достаточный для предприятия уровень спроса на продукцию и защищает пациента от переплаты. Например, в Швеции при определении эталонной цены к стоимости наиболее дешевого дженерика прибавляется 10 %.

В России ценообразование на лекарственные средства находится под жестким контролем государства (постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП», от 08.08.2009 № 654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП» и др.). Регулирование цен осуществляется преимущественно в отношении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. В перечень входят более 10 тыс. наименований, в числе которых недорогие и малоэффективные в своей фармакологической группе препараты, такие как активированный уголь (цена около 5 р./упак.), и специальные дорогие препараты, такие как инсулин (цена 1500... 2000 рублей). Это свидетельствует о несовершенстве методики составления списка ЖНВЛП и его недостаточной социальной направленности.

Предельные отпускные цены на лекарственные препараты российского производства, обращающиеся на территории России, рассчитываются исходя из средней отпускной цены препарата за год, предшествующий дате представления предельной отпускной цены производителя на госрегистрацию, на основании данных об объемах отпуска лекарственного препарата. Для лекарственных препаратов, не поступавших в обращение на территории Российской Федерации в течение года, и для оригинальных лекарственных препаратов российских производителей при ценообразовании осуществляется расчет расходов, связанных с разработкой, производством и реализацией препарата. Государственная регистрация предельно допустимых цен производителей в России носит заявительный характер.

Согласно имеющимся в литературе данным, регистрацию проходят заведомо завышенные цены, поскольку производители в заявке на регистрацию закладывают все возможные риски. Поэтому в ряде случаев рыночная цена оказывается намного ниже зарегистрированной. Можно утверждать, что существующие методы не способствуют повышению социальной доступности ЛС.

Несовершенство ценообразования на отечественном фармацевтическом рынке приводит к росту зависимости от импорта и снижению доступности лекарственных препаратов для населения, что представляет угрозу лекарственной безопасности страны. На нейтрализацию этих угроз должны быть направлены усилия научного и экспертного сообщества, а также государственных органов с учетом экономических интересов субъектов фармацевтического рынка.

Список литературы

1. Добрынин, А. И. Социально-экономические программы роста экономики и качества жизни / А. И. Добрынин, Е. С. Ивлева, В. А. Плотников // Экономика и управление. — 2006. — № 1. — С. 23-30.

2. Литвиненко, А. Н. Экономическая и национальная безопасность: проблема соотнесения понятий / А. Н. Литвиненко // Научно-технические ведомости СПбГПУ. — 2013. — Вып. № 3 (173). — С. 9-16.

3. Плотников, В. А. Глобальные проблемы социально-экономического развития и нейтрализации рисков экономической безопасности периода экономического кризиса / В. А. Плотников // Экономика и управление. — 2009. — № 3.6. — С. 12-16.

4. Козин, М. Н. Управление рисками в инновационной деятельности / М. Н. Козин; Российский гос. торгово-экономический ун-т, Саратовский ин-т РГТЭУ. — Саратов, 2011.

5. Потапов, А. А. Проблема ценообразования на лекарственные средства в Российской Федерации / А. А. Потапов // Финансы и бизнес. — 2009. — № 4. — С. 163-168.

6. Фармацевтический рынок России. — Выпуск: январь 2014 г. (данные по декабрь 2013 г.). — М.: DSM Group, 2014. — 32 с.

7. Тельнова, Е. А. Ценообразование — зарубежный опыт / Е. А. Тельнова // Фармакоэко-номика. — 2009. — № 4. — С. 14-24.

8. Балашов, А. И. Формирование механизма устойчивого развития фармацевтической отрасли: теория и методология / А. И. Балашов. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. — 160 с.

9. Внукова, В. А. К вопросу о способах правового регулирования цен на лекарственные средства / В. А. Внукова // Медицинское право. — 2006. — № 1. — С. 17-27.

10. Славич-Приступа, А. С. Ценообразование в аптеках: формирование базового уровня цен / А. С. Славич-Приступа // Российские аптеки. — 2006. — № 10/1. — С. 21-24.

11. Тимофеева, С. В. Анализ научно-исследовательского и образовательного потенциала кластера фармацевтической и медицинской промышленности Санкт-Петербурга / С. В. Тимофеева // Известия СПбУЭФ. — 2012. — № 5. — С. 114-117.

12. Саврасова, Е. С. Логистические принципы распределения лекарственных средств / Е. С. Саврасова // Известия СПбУЭФ. — 2011. — № 3. — С. 71-73.

13. Петрова, К. С. Особенности анализа и классификации запасов лекарственных средств в лечебных учреждениях / К. С. Петрова // Известия СПбУЭФ. — 2010. — № 3. — С. 131-134.

14. Лин, А. А. Тенденции развития розничного сектора российского фармацевтического рынка в контексте инновационного развития экономики / А. А. Лин, В. А. Плотников, И. А. Нар-кевич, Е. О. Трофимова // Экономика и управление. — 2009. — № 11. — С. 22-26.

15. Афанасьев, А. А. Роль ценообразования в процессе принятия решения о покупке / А. А. Афанасьев, Л. Н. Семеркова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. — 2007 — № 4. — С. 67-76.

16. Салимжанов, И. К Ценообразование / И. К. Салимжанов. — М.: КНОРУС, 2007. — 304 с.

17. Гузь, А. Н. Модель ценообразования, обеспечивающая максимум прибыли при выводе нового товара на рынок / А. Н. Гузь // Вестник ЮУрГУ. — 2009. — № 21. — С. 11-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.