Научная статья на тему 'Специфика трансцендирования в творчестве Леонардо да Винчи'

Специфика трансцендирования в творчестве Леонардо да Винчи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
214
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Латышева Ж. В.

В статье исследуются особенности трансцендирования в творчестве Леонардо да Винчи. На основе анализа основных вех его творческого пути и характеристик метода творчества выявляются свойственные великому флорентинцу черты трансцендирования. Делается вывод о трансцендировании человека как очень важной форме его существования, о бесконечности трансцендирования как процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика трансцендирования в творчестве Леонардо да Винчи»

СПЕЦИФИКА ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

© Латышева Ж.В.*

Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир

В статье исследуются особенности трансцендирования в творчестве Леонардо да Винчи. На основе анализа основных вех его творческого пути и характеристик метода творчества выявляются свойственные великому флорентинцу черты трансцендирования. Делается вывод о трансцендировании человека как очень важной форме его существования, о бесконечности трансцендирования как процесса.

Гений Леонардо да Винчи выступает совершенно уникальным феноменом не только эпохи Возрождения, но и мировой культуры в целом. Деятельность этого титана являет собой пример трансцендирования посредством единения художественного и научного творчества, трансцендирования как кропотливой работы над достижением художественно-эстетического идеала в произведениях искусства, открытия новых истин в науке и создания уникальных технических устройств.

Вообще, история человеческой культуры знает немало творческих личностей, деятельность которых предстаёт как результат плодотворного взаимодействия художественного, научного и даже религиозного начал. Среди них можно выделить Пифагора, Северина Боэция, отца Павла Флоренского, Гастона Башляра и других. Но, несомненно, одной из ярчайших фигур, гармонично соединившей в себе науку и искусство, точность и фантазию, воспитанной в лоне христианской культуры является личность великого флорентинца Леонардо да Винчи.

Для того чтобы приблизиться к разгадке тайны уникального сплетения разнообразных сторон его удивительного дарования и выявить характер трансцендирования, осуществляемого Леонардо в своей деятельности, необходимо, в первую очередь, кратко осветить вехи его жизненного и творческого пути. Потому что не только творческие достижения как таковые, но и биография раскрывает как масштаб личности винчианца, так и специфику его способа трансцендирования.

Да Винчи Л. родился 15 апреля 1452 г. в местечке Винчи. Его отцом был нотариус сэр Пьеро да Винчи, а матерью - простая женщина Катерина. Детство Леонардо провел в семье отца, в 1466 г. в возрасте четырна-

* Доцент кафедры Философии и религиоведения, кандидат философских наук, доцент, докторант кафедры Социальной философии Северного Арктического федерального университета (г. Архангельск).

дцати лет он поступил в мастерскую знаменитого художника Андреа Вер-роккио, которую в двадцатилетнем возрасте закончил, вполне овладев мастерством живописи и скульптуры [1].

В 70-е годы Леонардо усиленно занимается техникой (выполняет проекты гидротехнических и подъемных сооружений, кранов, полиспастов, фонтанов и куполов, прядильных механизмов, стригальных машин и др.), выполняет некоторые технические поручения Лоренцо Медичи. Как художник в этот период он создает «Поклонение волхвов», «Мадонну Бе-нуа», «Святого Иеронима» и еще ряд несохранившихся к настоящему времени работ. Уже на данном этапе творчества ярко раскрывается научно-исследовательская составляющая разносторонней деятельности винчи-анца, проявляющаяся в собирании огромного количества наблюдений, записей, зарисовок, чертежей.

В 1482 г. Л. да Винчи переезжает в Милан, где работает инженером-художником у тогдашнего властителя Лодовико Сфорца (Моро). Его сфера деятельности в то время - создание военных техники и сооружений (передвижные лестницы, тараны, танки, нового типа разрывные снаряды, пушки, экскаватор и т.д.), архитектурно-строительные изыскания (проект идеального города), живопись («Мадонна в скалах», «Дама с горностаем»), работа над теорией перспективы, теорией света и зрения (оптика), изучение механики и открытие науки о сопротивлении материалов, а также другие виды деятельности.

В начале 90-х годов Леонардо работает над двумя крупнейшими художественными произведениями - бронзовым памятником Франческо Сфорца (работа не была доведена до конца) и росписью одной из стен трапезной монастыря Санта Мария дела Грация - «Тайной Вечерей».

В декабре 1499 г. да Винчи уезжает из Милана в связи с захватом города французскими войсками. После посещения городов Мантуи и Венеции гениальный живописец прибывает в родную Флоренцию и с июля 1502 по начало 1503 гг. находится на службе у герцога Чезаре Борджа. В марте 1503 г. Леонардо начинает работу над портретом жены Франческо Джокондо (который, по мнению исследователя М.А. Гуковского, не является знаменитой «Джокондой»), продолжающуюся четыре года. В этот период он активно занимается конструированием летательных машин (горизонтального и вертикального самолетов, вертолета, парашюта), военной техникой, составлением географических карт и особенно усиленно изучает анатомию.

Осенью 1503 г. великий художник получил заказ на роспись Зала Совета Старого дворца сеньории и решил написать батальную сцену «Битва при Ангиари». Работа над ней на окончательном своем этапе (непосредственно роспись на стене Зала Совета) закончилась неудачей - краски стали стекать, не удерживаясь на непросохшем грунте, и испортили центральную сцену. В состоянии глубокого неудовлетворения и преследуемый сеньорией Леонардо покидает город.

Нужно отметить, что великий художник и ученый еще, будучи молодым и живя во Флоренции, снискал «славу» чрезвычайно медлительного и нарушающего оговоренные сроки работ живописца. Многое из его и так малочисленного художественного наследия осталось незавершенным. Со стороны выглядящая как лень и нерадивость, эта медлительность объяснялась чрезвычайно глубокой и скрупулезной подготовительной (в том числе и научно-исследовательской) работой, стремлением создать совершенное и безукоризненное во всех отношениях произведение. «Битвой при Ангиари» Леонардо мог бы взять творческий реванш, однако и в этот раз потерпел фиаско.

Да Винчи выезжает в Милан, где занимается наукой (в частности, геологическими и анатомическими изысканиями) и живописью - создает картины «Иоанн креститель», «Вакх», «Леда». Осенью 1513 г. переезжает в Рим. Именно там Леонардо пишет женский портрет, известный как «Джоконда». Осенью 1516 г. художник уезжает во Францию по предложению короля Франции Франциска первого. Там он работает как инженер и архитектор над проектами сети каналов и перестройки замка Роморантэн, конструирует сложные театральные механизмы, пытается привести в порядок свои научные записи, содержащие огромное число гениальных интуиций и закончить картину «Святая Анна». Но здоровье всё более подводит мастера и 2 мая 1519 г. он умирает, оставляя после себя небольшое количество картин и гигантское неопубликованное научное и техническое наследие.

Итак, вышеизложенные факты биографии Леонардо да Винчи свидетельствуют о том, что масштаб его деятельности колоссален, чрезвычайно многообразны направления его творчества, и в каждом из них он стремится постичь последние глубины, выявить необходимые закономерности и принципы той области, на которую направлено его неординарное внимание. Можно, на наш взгляд, утверждать, что столь активные занятия великого флорентинца имеют трансцендирующую природу, когда их проводником неизменно выступает неустанное влечение к постижению и воплощению Высшего, Абсолютного, стремление и к собственной личности предъявлять требования с позиции высших критериев.

Каким же образом возник неповторимый гений Леонардо? Какие черты определяют специфику трансцендирования уроженца Винчи?

Несомненно, великий итальянец являет собой необыкновенное и редкое сочетание научного и художественного дарований. Это человек, обладавший неисчерпаемой любознательностью и увлеченный самим процессом познания. Его познавательные порывы не имеют системы, они, скорее, сверхсистемны, ведь Леонардо интересовал весь мир. В этом стремлении познать законы и гармонию природы в целом ярко проявляется художественное начало. По мнению французского искусствоведа и писателя Г. Сеайля, главная черта творческой индивидуальности Леонардо - свобода. «Он отвергает авторитет древности, чтобы видеть, он открывает глаза

и смотрит. Это только новое применение навыков, приобретенных при практике искусства. Искусство есть свобода: для него необходимы тонкие чувства и склонность упражнять их» [2, с. 245].

Другие важнейшие особенности творческого облика винчианца - непосредственность и искренность, умение удивляться всему тому, что он видит. Всё это помогало ему живо воспринимать, изображать и исследовать сам оригинал, сам первоисточник - явления природы. Исследователь никогда не довольствовался чужим мнением, описанием и опытом других, пусть даже авторитетных знатоков.

Леонардо да Винчи была присуща особая форма воображения, сочетавшая в себе высочайшую степень репродуктивного, важного для научных изысканий воображения, и продуктивного, художественно-творческого воображения. Данные умения удивительно переплетались, взаимодействуя между собой. Рассматривая его рисунки, сделанные для научных целей, невозможно определить, где кончается ученый и начинается художник, нельзя отдать предпочтение скрупулезности исследователя или вдохновенности поэта. «Эту способность ясно видеть, это исполнение, точно схватывающее действительность, следует ли приписать добросовестной точности ученого или страстному вниманию художника? Вытекает ли это из эмоции живописца, придающей всему свое единство, или из ясного понимания наблюдателя, который даже при анализе улавливает соотношение ме^ду элементами? Посмотрите на эту малиновую ветку с ее листочками и цветками, на терновник, на злаки (Виндзор); сосчитайте лепестки и тычинки; наблюдайте порядок расположения листьев, направление их нервов, разрезы отгибов; эти рисунки - настоящие описания. Ученый или художник сделал их? В сущности говоря, художник и ученый не разделены, они работают друг для друга» [2, с. 248-249].

С помощью своего воображения Леонардо мог интуитивно представлять вещи и понимать отношения между ними, мог проводить аналогию ме^ду, казалось бы, совершенно различными предметами или явлениями, так как понимал единство принципов, которым подчиняются данные предметы и явления (например, глаз он сравнивает с камерой обскурой, морские волны - с волнистыми волосами, воду - с воздухом и т.д.) Таким образом, и здесь свобода и смелость мышления да Винчи показывает, насколько научное начало связано у него с художественным воображением, проистекает из него, или, как пишет Г. Сеайль, «... вследствие того факта, что он создает свою мысль из действительности, он с помощью одной и той же творческой силы выводит из неё абстрактный порядок, то есть истину, и конкретную, живую гармонию, то есть красоту» [2, с. 255].

Индивидуальность Леонардо была такова, что, несмотря на благоволение и лесть по отношению к нему государей, он не удовлетворялся блестящей жизнью при дворе. Его стремления были направлены в высшие и

вечные сферы - к Совершенному, и, в этом смысле, Божественному. Его душа сложна, охватывая многие, подчас противоположные элементы, но в то же время гармонична и целостна. Она является вместилищем двух высоких страстей - бесконечной любознательности и неутолимого стремления к Прекрасному. Поэтому рациональная и чувственная сферы его сознания не противостоят, а «... взаимно проникают друг в друга, сливаются в нежных оттенках с незаметными переходами» [2, с. 303].

Все это дополняется чрезвычайным благородством души да Винчи, его добротой и великодушием, его любовью к людям и ненавистью к бесполезному страданию. Он ценит каждую жизнь - и животного, и человека. В человеке же более всего ценит душу, так как, несмотря на то, что человеческое тело является уникальным творением природы, оно ничтожно по сравнению с его душой, которая есть нечто Божественное. Это Божественное содержание и стремится передать гениальный художник в своих полотнах.

Его художественной манере чуждо все чрезмерное, грубое, бушующее, страстное, напыщенное, он старается передать тончайшие нюансы и нежнейшие эффекты жизни человека. Его языку присуща добрая, деликатная ирония, спокойствие и величие. Удивительное, Божественное чувство меры объединяет все эти, столь разнообразные черты дарования Леонардо.

Таким образом, способу трансцендирования Леонардо да Винчи свойственны такие черты, как всеохватность мира, целостность художественно-эстетической выразительности и научно-технической рациональности, интуитивность, свобода, познавательная дерзость, сбалансированность и непосредственность. В роли трансценденции, т.е. той области высших смыслов, значений и ценностей, к которой устремляется уроженец Винчи, показывают себя Абсолютные красота, благо, истина; гармония и спокойное величие, а также художественное и техническое совершенство, научный закон. В своем творчестве Леонардо удалось показать, что трансцендирование - это одна из важнейших форм существования человека, что оно также необходимо, как и бесконечно. Художник раскрывает беспредельность, бездонность человеческой души, загадочной и непостижимой даже для ее обладателя. Но под кистью мастера эта тайна открывается, обнажая все волнения мира, безграничность чувств, мыслей, мечтаний, жизни.

Список литературы:

1. Здесь и далее биографические данные аналитически излагаются с опорой на следующую монографию: М.А. Гуковский Леонардо да Винчи. Творческая биография / М.А. Гуковский. - Л.; М.: Искусство, 1967. - 180 с. + 16 вкл.

2. Сеайль Г. Леонардо да Винчи как художник и ученый (1452-1519). Опыт психологической биографии / Г. Сеайль; пер с фр. - М.: КомКнига, 2007. - 344 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.