Научная статья на тему 'Специфика тематической пешеходной экскурсии по музыкальным местам Самары'

Специфика тематической пешеходной экскурсии по музыкальным местам Самары Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
624
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПЕШЕХОДНАЯ ЭКСКУРСИЯ / ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ САМАРЫ / КУЛЬТУРНЫЕ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ГОРОДА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Барабанова Нина Александровна, Бурхетьева Мария Юрьевна

В статье рассматривается специфика тематической пешеходной экскурсии на примере пешеходного экскурсионного маршрута по музыкальным местам Самары.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика тематической пешеходной экскурсии по музыкальным местам Самары»

Барабанова Н. А., Бурхетьева М. Ю. Специфика тематической пешеходной экскурсии по музыкальным местам Самары // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S14. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/76163.htm.

ART 76163 УДК 371.233

Барабанова Нина Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурных технологий ФГБОУ ВО «Самарский государственный институт культуры», г. Самара [email protected]

Бурхетьева Мария Юрьевна,

студентка ФГБОУ ВО «(Самарский государственный институт культуры»,

г. Самара

[email protected]

Специфика тематической пешеходной экскурсии по музыкальным местам Самары

Аннотация. В статье рассматривается специфика тематической пешеходной экскурсии на примере пешеходного экскурсионного маршрута по музыкальным местам Самары.

Ключевые слова: тематическая пешеходная экскурсия, достопримечательности Самары, культурные и музыкальные традиции города. Раздел: (05) филология; искусствоведение; культурология.

Зарождение культурных и музыкальных традиций Самары начиналось в середине XIX века, когда город приобрел статус губернии. Немногочисленные заметки о знаменательных событиях, происходивших в те годы в сфере культуры, содержатся в редких газетных сообщениях, рецензиях, по которым целостную картину культурной жизни города представить достаточно трудно.

История Самары неразрывно связана с замечательными людьми, творцами своего времени, в чьих судьбах наш край сыграл важную роль, оказав сильное влияние на становление личностей, зарождение и развитие определенных культурных традиций. Литературное, театральное и музыкальное наследие многих из них является неотъемлемой частью культуры Самарской области и России в целом. Понятие «наследие» определяется как явление духовной жизни, культуры, быта, уклада, воспринятое от прежних поколений, от предшественников. По отношению к культуре наследие выполняет роль фундамента, являясь необходимым условием ее воспроизводства и развития.

В современной теории и практике экскурсоведения утвердились основные типы экскурсий, связанные с их видовыми классификациями: искусствоведческие, театральные, литературные, музыкальные. Подобные тематические экскурсии посвящены жизни и творчеству деятелей искусства и призваны раскрыть не только их творческий образ, но и выявить особенности городских достопримечательностей в совершенно ином ракурсе. Наряду с этим экскурсии на искусствоведческие темы способствуют популяризации культуры среди широких слоев общества.

Создание и продвижение на туристский рынок тематической пешеходной экскурсии, особенно востребованной в настоящее время в рамках городского пространства, имеют свои определенные особенности. Так, в тематической экскурсии темообразую-щим фактором могут выступать культурное событие, явление, персона или объекты. Выстроить связный тематический ряд, то есть совокупность объектов показа в такой экскурсии намного сложнее, поскольку нельзя отклоняться от главной темы. Вместе с

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Барабанова Н. А., Бурхетьева М. Ю. Специфика тематической пешеходной экскурсии по музыкальным местам Самары // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S14. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/76163.htm.

тем, в такой экскурсии нельзя отдать предпочтение и выделить какой-либо один аспект, чтобы не разрушить канву тематического повествования. Теоретик экскурсионного дела Н.П. Анциферов писал: «тема предопределяет выбор материала и дает критерии для этого выбора, что освобождает экскурсию от перегрузки» [1]. Чтобы поддерживать канву тематического повествования, экскурсовод, начиная со вступления, проговаривает тему экскурсии, после чего на каждом объекте показа ненавязчиво, косвенно напоминает о ней. При этом чаще всего названиями тематических экскурсий становятся определенные ключевые словосочетания. Примером может служить рабочее название нашего проекта - «Мелодии самарских улиц».

Наряду с этим спецификой пешеходной экскурсии в рамках городского пространства является подбор объектов показа. Содержание и выбор объектов тематической экскурсии, да и само построение диктуется, в первую очередь, темой. Проработка темы осуществляется посредством изучения характеристик самых разнообразных достопримечательностей, нередко имеющих довольно мало общего между собой, но относящихся к данной экскурсии. При этом каждый объект рассматривается не обзорно, а избирательно: используются лишь те характеристики, которые нужны для раскрытия темы. Показывая объекты, экскурсовод заостряет внимание на том, что объединяет эти объекты с тематикой экскурсии, опуская иные, может быть даже очень интересные подробности. В целом же материал тематической экскурсии должен представлять единую картину.

Привлечение дополнительных сведений также возможно, но в большинстве случаев не является необходимым. Логические переходы требуются либо для соблюдения хронологии событий, либо для перехода от одного объекта к другому. Сам же текстовый материал должен подаваться детальнее и глубже, чем в экскурсиях обзорных, и обладать большей целостностью и единством для большей убедительности в раскрытии темы экскурсии.

Помимо критерия для выбора экскурсионных объектов, тема определяет и порядок их осмотра, она создает необходимую спайку всех элементов в одно гармоничное целое. Без этого не будут достигнуты сосредоточенность внимания и единство переживания, способствующие углубленному восприятию разбираемого материала. Например, для экскурсии, рассказывающей о музыкальных традициях, композиторах, о крупных музыкальных событиях, явлениях музыкальной жизни, нужны не только объекты показа. Гораздо важнее связь этих объектов с лицами и фактами, которым посвящена данная экскурсия.

Возможность во время экскурсии прослушать фрагменты знакомых с детства музыкальных произведений в условиях городского пространства дает совершенно иные ощущения. Словно экскурсантам посчастливилось присутствовать в огромном концертном зале, где музыка заполняет все вокруг, живет и парит над городом, увлекая в небесную высь.

Основными параметрами отбора экскурсионных объектов по музыкальным местам Самары являются история зарождения музыкальных традиций, жизнь и творчество выдающихся деятелей искусства, имеющих в той или иной мере отношение к нашему городу. Яркими объектами показа в нашей предлагаемой экскурсии, могут служить Самарская государственная Филармония, Самарский академический театр оперы и балета, Струковский сад, и многие другие достопримечательности города, которые посещали такие известные личности, как Ф. И. Шаляпин, П. И. Чайковский, Л. В. Собинов, Д. Шостакович. При этом проектирование экскурсии подразумевает логичность построения маршрута, определенную его протяженность, время перехода

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Барабанова Н. А., Бурхетьева М. Ю. Специфика тематической пешеходной экскурсии по музыкальным местам Самары // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S14. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/76163.htm.

между объектами показа. Вместе с тем, пешеходная экскурсия, принося определенную приятную физическую нагрузку во время передвижения по маршруту, может внести разнообразие в повседневную обыденную жизнь горожан.

Первые сообщения о зарождающихся традициях культуры в купеческом городе появились в историко-статистическом очерке «Двадцатипятилетие Самары как губернского города» П. В. Алабина. По утверждению Петра Владимировича, главными развлечениями купечества того времени были карты, маскарады и танцы, полюбились самарцам и гастролировавшие фокусники и циркачи [2].

Интересной и яркой страницей в музыкальном прошлом Самары на протяжении нескольких десятилетий была деятельность любителей музыки. Первые балы и музыкальные вечера проходили в здании Благородного Собрания, размещавшегося в гостинице, принадлежавшей известному купцу первой гильдии и общественному деятелю Е. Н. Аннаеву. Здание располагалось на Алексеевской площади (современной площади Революции) и считалось, согласно заметкам того времени, единственной гостиницей европейского класса. Егор Никитич Аннаев стал известен не только как процветающий торговец, но и как деятель, активно способствовавший появлению в Самарской губернии социальных заведений, основатель второй в Самаре кумысолечебницы.

Культурные традиции продолжил внук Егора Никитича Аннаева - Николай. Получив техническое образование, Николай Аннаев в 1933-1937 гг. обучался в Московском музыкальном техникуме им. Гнесиных на композиторском и теоретическом отделениях, преподавал сольфеджио, занимался краеведением, собирая материалы по истории музыкальной жизни Самары.

Здание гостиницы Е. Н. Аннаева, в стенах которой, на наш взгляд, когда-то зародилась история самарской музыкальной культуры, выбрано нами началом тематической пешеходной экскурсии по музыкальным местам Самары.

Перемещаясь по улицам исторического центра Самары, можно заметить, что со временем меняется архитектура и стиль построек. Изменения коснулись и формирования культурной жизни в губернии XIX века. Так, в Самару из Петербурга и Москвы прибывают интеллигентные образованные чиновники, появляются музыканты с консерваторским образованием (в основном жены этих чиновников). Среди развлечений все большую роль начинают играть музыкально-литературные вечера, концерты, любительские спектакли. Более насыщенной становится музыкально-театральная жизнь.

Интересной страницей истории самарской музыкальной культуры по ходу разрабатываемого экскурсионного маршрута является современная гостиница «Бристоль -Жигули» на улице Куйбышева, 125. Построенное в 1821 году на месте двух купеческих усадеб, здание несколько раз реконструировалось, меняя одновременно своих владельцев. В 1900 году здесь располагался лучший ресторан Самары с комфортабельно обставленными номерами и оркестрионом, названным позже музыкальной машиной. В сентябре 1909 года один из номеров «люкс» занимал гастролировавший в Самаре Федор Шаляпин, в настоящее время его номер называют «Шаляпинский» [3].

Середина XIX века отличается активным развитием во всех сферах культуры, в том числе, и музыкальной. Благодаря любителям музыки, в 1858 году в Самаре организовано филармоническое общество, а в 1860-м в городе состоялись гастроли труппы миланской оперы «Ла Скала», в репертуаре которой значились такие произведения, как «Севильский цирюльник», «Лючия ди Ламмермур», «Травиата». К сожалению, подобные концерты были доступны лишь достаточно узкому кругу высокопо-

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Барабанова Н. А., Бурхетьева М. Ю. Специфика тематической пешеходной экскурсии по музыкальным местам Самары // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S14. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/76163.htm.

ставленных особ не только по причине дороговизны, но и в связи с отсутствием в Самаре культурного учреждения, рассчитанного на массовые мероприятия. В 1907 году приглашенные гастролеры выступали уже в здании цирка-театра «Олимп», возведенного на пересечении современных улиц Фрунзе и Льва Толстого по проекту Платона Шаманского. Самарское здание цирка-театра в стиле «модерн» братьев Калининых быстро стало известно за пределами города и его изображение стало самым привлекательным на открытках того времени.

Здание современной Самарской государственной Филармонии построено практически на месте губернского цирка - театра «Олимп». Самарская государственная филармония отметила в 2015 году 75-летие своей организации. Следует обратить внимание, что именно специфика пешеходной экскурсии дает возможность экскурсантам зрительно реконструировать исторические изменения городского пространства, находясь непосредственно около объекта показа, благодаря использованию методики показа наглядных пособий из «портфеля экскурсовода». В настоящее время Самарская Филармония - прекрасный концертный зал, архитектурная достопримечательность города, и, конечно, один из флагманов академической культуры Самары [4].

Возвращаясь к истории, следует заметить, что музыке обучали во многих учебных заведениях Самары: в гимназиях, народных и фельдшерских школах, в технических училищах и, особенно, в реальном училище. А в 1882 году в Самаре организовано Общество любителей музыкального и драматического искусства, задачами которого являлась организация концертов, спектаклей, музыкальных и драматических вечеров, а также открытие подобных школ.

Позже, в 1887 году, по улицам Самары ходил никем не узнанный, всемирно известный Петр Ильич Чайковский. Совершая поездку по Волге, Чайковский останавливался во многих городах, но именно о нашем городе он впоследствии писал в одном из писем: «Самара город хоть куда» [5]. Особенно понравился Петру Ильичу хор, звучавший в Епархиальном училище.

Следует отметить, что в XX веке, к 100-летию со дня рождения П. И. Чайковского, готовилась вся страна. Активная подготовка к юбилею Петра Ильича проходила и в Самаре, переименованной на то время в Куйбышев. Музыке Чайковского посвящена программа первого симфонического концерта в новой Куйбышевской филармонии в 1940 году. Его же произведениями открыли программу Международного фестиваля «Самарская осень - 2015», приуроченного к юбилею Самарской государственной филармонии. В честь 175-летия Петра Ильича, летом 2015 года, на сцене Самарского академического театра оперы и балета состоялся фестиваль имени великого композитора.

Спецификой музыкальной экскурсии является возможность прослушать фрагменты знакомых с детства музыкальных произведений в условиях городского пространства, что дает совершенно иные ощущения. Именно подобная возможность помогает ощутить, как оживает город в партитурах композиторов, как говорит и поет в них. Неслучайно музыку Чайковского называют «говорящей».

Здание современного музыкального училища, расположенное по адресу ул. Куйбышева, 102, также является одним из интересных объектов авторского маршрута. Осенью 1900 года в Самаре открылось отделение Императорского русского музыкального общества (далее ИРМО). В 1902 году открылись музыкальные классы, позже преобразованные в музыкальное училище - первое государственное музыкальное учебное заведение города.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Барабанова Н. А., Бурхетьева М. Ю. Специфика тематической пешеходной экскурсии по музыкальным местам Самары // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S14. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/76163.htm.

Практически одновременно с открытием отделения ИРМО в Самаре организуется музыкальная секция при Самарском обществе народных университетов, имеющая общественный характер. В 1915-м она стала Народной консерваторией, основной задачей которой было музыкальное просвещение и распространение музыкальной культуры.

Несмотря на то что 20-е годы XX века являлись одним из сложных периодов для всей страны, а особенно Поволжья, зал музыкального техникума (ныне музыкальное училище) становится центром концертной жизни города. Традиции творческих отчетов самарских композиторов, начатые в стенах музыкального техникума, продолжаются до сих пор. Так, выпускниками музыкального училища, баянистами Сергеем Вой-тенко и Дмитрием Храмковым, в 2005 году был основан ежегодный международный фестиваль «Виват, баян!», одно из заметных событий в музыкальной среде Самары, известных далеко за ее пределами.

Годы Великой Отечественной войны для Самары, на тот момент уже переименованной в город Куйбышев, также остались в памяти любителей музыки. Куйбышев становится музыкальной столицей страны. В город, который приобрел неофициальный статус «запасной столицы», прибывает труппа Большого театра, эвакуированы солисты и художественные коллективы. И, несмотря на очень сложное положение, в декабре 1943 года филармония открывает свой симфонический сезон, объединив вместе два оркестра - филармонии и театра оперы, балета и музкомедии. В программах концертов часто звучит Чайковский.

А чуть раньше, в марте 1942 года в стенах самарского театра оперы и балета впервые прозвучит знаменитая на весь мир «Ленинградская» симфония № 7 Дмитрия Шостаковича. В годы эвакуации Шостакович проживал недалеко от театра оперы и балета, по адресу Фрунзе, 146, угол с улицей Рабочей. Именно по этой улице композитор ежедневно ходил на репетиции в Куйбышевский театр оперы и балета. В честь юбилея знаменитого музыканта, 25 сентября 2006 года, часть улицы Рабочей была переименована в улицу Шостаковича.

Одним из уникальных явлений в культурной жизни Самарского края и всей России стал род Аксаковых. Первые упоминания об Аксаковых появились в 1027 году. Самым известным в роду Аксаковых, несомненно, можно назвать Сергея Тимофеевича (1791-1859) - русского писателя, мемуариста, прозаика, журналиста, автора сказки «Аленький цветочек», записанной им со слов его няни. Культурные традиции династии Аксаковых в Самарском крае продолжил внук - Сергей Сергеевич Аксаков, ставший в XX веке русским советским композитором.

Сегодня в Самаре существует множество проектов, посвященных знаменитому роду: одна из улиц в историческом центре города носит имя Григория Аксакова; ждет осуществления проект скульптурной композиции под названием «Аленькой цветочек» на дворовом месте усадьбы Аксаковых, улица Фрунзе, 161.

В октябре 2013 года стараниями преподавателей и студентов Самарского государственного института культуры был осуществлен проект музыкально-литературной гостиной «В гостях у Аксаковых», во время которого прозвучали литературные и музыкальные сочинения выходцев из знаменитой семьи.

Музыкальные традиции, заложенные в разные времена деятелями культуры и искусства, находят продолжение в работе современных учреждений. В настоящее время Самара обладает целой сетью заведений музыкальной культуры: в городе открыто более 20 музыкальных школ и школ искусств.

Более 50 лет назад в педагогическом университете (ныне Самарский государственный социально-педагогический университет) открыт музыкально-педагогический

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Барабанова Н. А., Бурхетьева М. Ю. Специфика тематической пешеходной экскурсии по музыкальным местам Самары // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S14. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/76163.htm.

факультет, преобразованный позже в Институт художественного образования, который осуществляет подготовку учителей музыки и других предметов эстетического цикла.

В апреле 2016 года исполнилось 45 лет со дня основания Самарского государственного института культуры, в структуре которого в настоящее время функционирует шесть факультетов, в том числе - музыкально-исполнительский (консерватория). Главной задачей факультета является подготовка высококвалифицированных специалистов для исполнительской и педагогической деятельности в сфере профессионального музыкального искусства и народного музыкального художественного творчества [6].

Выпускники музыкальных заведений, оставаясь верными традициям выбранного дела, заложенным два столетия назад, приобщают детей к прекрасному. Так, на базе института активно действует музыкальный филармонический центр «Консерватория» как творческая лаборатория преподавателей и студентов, на сценах института регулярно проходят спектакли, концерты, проводятся фестивали и конкурсы.

2016 год знаменуется несколькими юбилеями для нашего образовательного учреждения. Институт культуры был основан в 1971 году в городе Куйбышев, и с 1976 года располагается по адресу ул. Фрунзе, 167. Здание Самарского государственного института культуры является объектом культурного наследия (памятник градостроительства и архитектуры) регионального значения.

Одним из следующих объектов по ходу нашего маршрута по музыкальным местам Самары является Струковский сад, известный еще с середины XIX века на все Поволжье. Именно в Струковском саду впервые прозвучал вальс Ильи Алексеевича Шатрова «На сопках Маньчжурии». В советский период сад стал Парком культуры и отдыха имени М. Горького, и его название стало именем появившейся в Самаре рок-группы «Парк Горького».

Современная Самара является столицей многих фестивалей, известных не только по всей России. Среди них: международный конкурс-фестиваль эстрадного искусства «На крыльях музыки», «Классика над Волгой», Фестиваль классического балета им. Аллы Шелест, фестиваль имени Валерия Грушина и Зимний Грушинский фестиваль, и многие другие. Завершающим аккордом предлагаемой экскурсии может послужить посещение спектакля или концерта в Самарском академическом театре оперы и балета, находящемся в нескольких минутах ходьбы от Струковского сада.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что специфика пешеходной тематической экскурсии по музыкальным местам Самары позволила включить данный проект в афишу Фестиваля «Новое поколение экскурсоводов», который успешно прошел в апреле 2016 года. Фестиваль представил на суд экспертов, жителей и гостей города бесплатные пешеходные тематические экскурсии.

Опираясь на отзывы экспертов и экскурсантов, посетивших в рамках Фестиваля тематическую пешеходную экскурсию «Мелодии самарских улиц», можно констатировать, что в ходе музыкальной экскурсии многие уголки нашего города, легко узнаваемые благодаря музыке, выступают в новом, часто неожиданном образе. В целом, во время экскурсии забываются привычные заботы, душа человека очищается от суеты повседневности и появляется возможность увидеть и почувствовать то, что щедро раскрывает перед нами благодарный за внимание к нему город. А музыкальная экскурсия, в частности, помогает ощутить, как оживает город в партитурах композиторов, как говорит и поет в них. Неслучайно, например, музыку Чайковского называют «говорящей».

Следует отметить, что совместное сотрудничество профессионалов музыкального образования и работников туристско-экскурсионной сферы г. о. Самара может

Барабанова Н. А., Бурхетьева М. Ю. Специфика тематической пешеходной экскурсии по музыкальным местам Самары // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S14. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/76163.htm.

способствовать приобщению к культуре самарских жителей и гостей города, а также приумножению музыкальных традиций.

Ссылки на источники

1. Анциферов Н. П. Из дум о былом: воспоминания. - М.: Феникс: Культур. инициатива, 1992.

2. Историко-статистический очерк «Двадцатипятилетие Самары как губернского города» П. В. Алабина / Издание Самарского статистического комитета. - Самара: Губернская типография, 1877.

3. Алексушина Т. Ф., Алексушин Г. В., Буданова А. А. Самара, ул. Дворянская: иллюстрированная энциклопедия. - Самара: ООО «Офорт», 2008. - С. 386-391.

4. Сайт Самарской государственной филармонии. - URL: http://filarm.ru.

5. Журнал «Самарская Лука». - URL: http://www.samluka.ru/1508/chaikovski.html.

6. Самарский государственный институт культуры. - URL: http://www.samrgaki.ru.

ISSN 2304-120Х

ко ниегтг

научно-методический электронный журнал

Nina Barabanova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Samara State Institute of Culture, Samara

[email protected]

Mariya Burkhetieva,

student, Samara State Institute of Culture, Samara [email protected]

The specificity of themed walking tour of musical places of Samara

Abstract. The article deals with the specifics of themed walking tour-these on the example of the walking tour route for the musical places of Samara.

Key words: thematic walking tour, sights, Samara, cultural and musical traditions of the city.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^^ЯЛ

Поступила в редакцию Received 15.05.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 23.06.16

Принята к публикации Accepted for publication 23.06.16 Опубликована Published 06.07.16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Барабанова Н. А., Бурхетьева М. Ю., 2016

772304

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.