Научная статья на тему 'Специфика сюжетно-композиционного строения «Жития Авраамия Смоленского»'

Специфика сюжетно-композиционного строения «Жития Авраамия Смоленского» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
213
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЕРУССКАЯ АГИОГРАФИЯ / АВРААМИЯ СМОЛЕНСКИЙ / СЮЖЕТ / КОМПОЗИЦИЯ / АВТОРСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ / OLD RUSSIAN HAGIOGRAPHY / ABRAHAM OF SMOLENSK / PLOT / COMPOSITION / AUTHOR’S DIGRESSIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Антонова М.В.

В работе рассматриваются структурные части Жития Авраамия Смоленского как непосредственно связанные с сюжетом, так и внесюжетного характера (авторские отступления нравоучительного характера). Выявляются принципы построения текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE PLOT AND COMPOSITION STRUCTURE OF THE "LIFE OF ABRAHAM OF SMOLENSK"

The paper deals with the structural parts of the Life of Abraham of Smolensk as directly related to the plot, and extrasubject character (author's retreat moralizing character). The principles of text construction are revealed.

Текст научной работы на тему «Специфика сюжетно-композиционного строения «Жития Авраамия Смоленского»»

10.00.00 - ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 81.161 АНТОНОВА М.В.

доктор филологических наук, профессор, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: gavrila05@yandex.ru

UDC 81.161 ANTONOVA M.V.

Doctor of Philology, Professor, Orel State University E-mail: gavrila05@yandex.ru

СПЕЦИФИКА СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОГО СТРОЕНИЯ «ЖИТИЯ АВРААМИЯ СМОЛЕНСКОГО» THE SPECIFICS OF THE PLOT AND COMPOSITION STRUCTURE OF THE "LIFE OF ABRAHAM OF SMOLENSK"

В работе рассматриваются структурные части Жития Авраамия Смоленского как непосредственно связанные с сюжетом, так и внесюжетного характера (авторские отступления нравоучительного характера). Выявляются принципы построения текста.

Ключевые слова: древнерусская агиография; Авраамия Смоленский; сюжет; композиция; авторские отступления.

The paper deals with the structural parts of the Life of Abraham of Smolensk as directly related to the plot, and extra-subject character (author's retreat moralizing character). The principles of text construction are revealed.

Keywords: old Russian hagiography; Abraham of Smolensk; plot; composition; author's digressions.

Как известно, еще Хр. Лопарев указывал, что Жития святого обычно имеют три основные части, то есть Предисловие, Изложение и Заключение, а также выявил так называемую агиологическую схему, в которую входят рассказ о благочестивых родителях, рождении, детстве, учении святого, его подвижничестве, искушениях и борьбе с дьяволом, предсказании дня и часа своей кончины, смерти и посмертных чудесах. Заметим, кстати, что с современных литературоведческих позиций следует различать композицию и сюжетосложение жития. Если деление на указанные три части относится к композиции, то агиологическая схема по сути дела представляет собой фабулу традиционного житийного сочинения в чистом виде [6, с. 15-20; 3, с. 19; 2, с. 4].

Действительно Хр. Лопарев, а вслед за ним И.П. Еремин, Л. А. Дмитриев и многие другие исследователи соглашаются в том, что житие должно было быть построено с учетом определенных закономерностей, однако эти закономерности имеют отношение собственно к формированию сюжета, но не к соотношению или соположению структурных частей. Именно этот аспект строения агиографического текста хотелось бы рассмотреть на материале Жития Авраамия Смоленского.

Агиологическая схема по существу представляет собой обязательный учет и использование ряда сюжетных мотивов (или топосов). Эта общая схема, надо сказать, «срабатывает» во всех жанровых разновидностях житий - в биографических и мученических, в пространных (минейных) и кратких (проложных), но в каждом отдельном сочинении она может иметь индивидуальные черты. Некоторые общие места могут быть пропущены, другие даны в виде сжатой информации, а на третьи агиограф обращает особое внимание.

В.В. Кусков, анализируя евангельские тексты как

образцовые для агиографии подчеркивал, что «жизнеописание Христа развертывалось в Евангелии не в виде связного последовательного повествования, а в виде законченных эпизодов, фрагментов...» [5, с. 4445]. Этот же принцип сюжетосложения характерен для житийного текста, в том числе и для Жития Авраамия Смоленского.

Житие Авраамия Смоленского имеет трехчастную структуру: предисловие, главная часть, заключение, которое в свою очередь также состоит из трех логических частей.Помимо этих основных частей, в произведении есть внешнее оформление, включающее заглавие и эпитет святого. Предисловие и заключение имеют свою композиционную структуру, ориентированную на определенные правила построения агиографического текста. Однако в данном выступлении мне хотелось бы сконцентрировать внимание только на особенностях сюжета и композиции повествовательной части.

Главную часть жития условно можно разделить на 25 эпизодов, которые объединяются в 5 повествовательных частей, и 12 внесюжетных (вставных) эпизодов (авторских отступлений). Для наглядности композиционное строение основной части можно представить в виде таблицы (см.: Приложение 1). Отметим сразу, что внесюжетные эпизоды имеют разный характер: 5 нравоучительных (в таблице обозначены римскими цифрами), 4 сюжетных (в таблице обозначены заглавными буквами), 2 притчеобразных (в таблице обозначены строчными буквами) и 1 лирическое (без специального обозначения).

Сюжетная структура жития довольно традиционна, она соответствует всем требования агиографического канона:

1. Рождение святого и жизнь до пострижения в мо-

© Антонова М.В. © Antonova M.V.

10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)

нахи. Происхождение, сведения о родителях, рождение и процесс взросления Авраамия: детские годы, обучение грамоте, отказ от брака. (Эпизоды 1 - 6).

2. Жизнь в монастыре Святой Богорождицы в Селище. Постриг. Жизнь в монастыре святой Богородицы. Испытания. Запрет на учительскую деятельность. (Эпизоды 7 - 10).

3. Жизнь в Крестовоздвиженском монастыре. Деяния Авраамия. Козни дьявола. Суд над святым. (Эпизоды 11 - 15).

4. Заточение в монастыре Святой Богородицы. Повторный суд и заточение. «Великая епитимья» городу. Чудо о дожде. (Эпизоды 16 - 20).

5. Последние годы жизни Авраамия. Игуменство. Описание деяний. Кончина. (Эпизоды 21 - 25).

Как видим, сюжет выстроен в хронологической последовательности. Особенностью повествования является то, что в нем есть две пары эпизодов, в кото-рыхдействия совершаются одновременно. Во-первых, это эпизоды 2 и 3 (Благовествование о сыне и Видение некоей инокине) и эпизоды 14 и 15 (Суд над святым и его оправдание и Видение Луке Прусину). Кроме того, по сути дела 15-й эпизод является вставным по отношению к 14-му, поскольку после рассказа о чуде Луке Прусину продолжается повествование о суде над Авраамием. В работах, посвященных сюжетно-композиционному строению древнерусских житий, нами было предложено выделять так называемый эпизод «благовествования», который, как правило, предопределяет судьбу святого, свидетельствует о его избранности и Божьем сопровождении, о помощи в подвижничестве [1, с. 147-155].

Эпизоды 1, 2, 3 анализируемого жития - своего рода эпизоды «благовествования», так как они определяют судьбу Авраамия задолго до его появления на свет: родители вымаливают сына, давая обет посвятить мальчика Богу. Эпизоды 2 и 3 выступают как эпизоды удвоения «благовествования». Все дальнейшие события (крещение, детские годы - обучение, игры и др.) обусловлены тем, что ребенок обетный, посвященный Богу.

Интересно, что прижизненные чудеса, которые происходят в Житии, имеют сюжетообразующее значение, они предопределяют последующее развитие событий, поскольку именно после их свершения, независимо от воли самого Авраамия, его жизнь изменяется, как правило, в лучшую сторону.К такого рода эпизодам относятся не только указанные выше так называемые эпизоды «благовествования», но и второе прижизненное чудо, произошедшее с преподобным Лукой Прусиным в то время, когда над Авраамием совершался суд (эпизоды 14 и 15), эпизоды 19 и 20, в которых рассказывается о том, как Господь вложил в сердце некому священнику мысль об Авраамии, чья молитва сможет избавить город от стихийного бедствия, а также собственно спасение Смоленска от засухи по молитве Авраамия.

В ряде эпизодов «Жития Авраамия Смоленского» также можно обнаружить использование приема сюжетно-композиционного параллелизма, который реализуется как ряд повторяющихся эпизодов, вы-

страиваемых цепочно. Это эпизоды 8, 9,10, в которых изображается жизнь преподобного в монастыре Святой Богородицы, и эпизоды 11, 12, 13 о праведной жизни Авраамия в Крестовоздвиженском монастыре. Данные цепочки эпизодов развиваются по одной схеме: испытания Авраамия - возведение крамолы дьяволом - оппозиция против святого - смирение Авраамия со своей участью (его надежда на Божью помощь) - изгнание из монастыря.

Характерной особенностью композиции Жития Авраамия Смоленского является наличие авторских отступлений, которые вклиниваются в сюжетно-повествовательную часть.

Проанализировав текст жития, мы пришли к выводу о том, что в нем присутствуют авторские отступления четырех видов.

Первый вид авторских отступлений представляет собой сюжетное повествование, приближенное к рассказу в рассказе. Зачастую начинаются они с рассуждений обще публицистичного характера и переходят в рассказ о жизни какого-либо святого, а именно: Иоанна Златоуста, Феодосия Печерского, Саввы Освещенного, АнтонияВеликого. Автор жития проводит параллель между героем данного жития и святыми других агиографических произведений, преследуя цель восхваления святого Авраамия путем сопоставления сходных ситуаций, как бы находя подтверждение его праведности. Автор ссылается на примеры из других житий, то есть проводит аналогию между событиями, чтобы подчеркнуть исключительность святого, показать праведность его жизненного пути и деяний.

Второй вид отступлений условно можно назвать притчеобразным. В них нет указания на конкретный агиологический образец. Однако речь идет о событиях, лицах и поступках типовых, которые могут служить своего рода примером для истолкования событий в житии Авраамия.

В целом, персонажи сюжетных и притчеобразных авторских отступлений являются в той или иной мере агиологическими образцами для Авраамия Смоленского.

Третий вид авторских отступлений носит явно нравоучительный характер. Зачастую эти рассуждения заимствованы из различных источников, они не обладают признаками сюжетности. Нравоучительные отступления весьма тесно связаны с развитием сюжетного действия жития, с основными его мотивами - заботой о своей душе, смирения, покаяния, упования на Божественную милость и избранничества. За счет наличия этого вида отступления автор вступает в своеобразный диалог с читателем жития.

Особое место в Житии занимает единственное лирическое отступление:

«Но не зазрите ми, братье, моей грубости, не лжа бо си глаголю или какою хытростью, или мудростью, но многыхъ ради, иже его не видЪша и не слышаша. И въспоминаю Господа, глаголюща: "Рабе лЪнивый и лукавый! Подобааше ти дати сребро мое купцемъ,

Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (83), 2019 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 83. 2019

да азъбыхъ на нихъвзялъ с лихвою". ТЪмъ, бояся сего осуждениа, сия написаю, да сего послушавше, про-славимъ Бога, давшего сию благодать и помощъ граду Смоленьску, блаженаго Авраамья.

Хотящу же ми и еще глаголати, помозЪте ми в мо-литвахъ вашихъ, да ми подасть Господь и конець свер-шити - положити хотящимъ почитати и поревновати житью преподобнаго или прЪписати и велику отъ Бога милость приятисде и въ будущий и страшный день възданиа Христова» [4, с.80].

Оно расположено практически в центре текста, перед рассказом о кознях дьявола против святого Авраамия (между 11 и 12 эпизодами). Мотивы отступления возвращают нас к Вступлению к Житию, где автор выражал сомнения в своих силах и способности адекватно передать историю героя. Книжник обращается к читателям не только с опасениями осуждения за «грубость» и неумелость в выражении мыслей, но и с просьбой о молитвенной помощи в своем труде. Мы полагаем, что

данное отступление может быть определено именно как лирическое, потому что, несмотря на использование в нем традиционной авторской топики, оно является способом выражения авторских переживания, сопровождающих работу над житийным произведением.

Таким образом, композиционное строение Жития Авраамия Смоленского отличается определенной стройностью и соответствует каноническим правилам построения сочинений данного жанра. В нем выделяется три обязательных части: вступление, повествование (изложение) и заключительная похвала. Специфической особенностью построения сюжета является наличие композиционного параллелизма в построении сюжетных эпизодов. Кроме того, осложняет композицию памятника введение авторских отступлений, которые могут быть определены как сюжетные (по типу «рассказ в рассказе»), притчеобразные, нравоучительные и лирическое.

Сюжетные эпизоды Внесюжетные эпизоды

Часть 1. Рождение святого и жизнь до пострижения в монахи.

1. Родители святого.

2. Благовествование о сыне.

3. Видение некоей инокине.

4. Рождение и крещение младенца.

5. Детские годы.

6. Отказ от брака, смерть родителей и решение уйти в монастырь.

Часть 2. Жизнь в монастыре Святой Богородицы в Селище.

7. Пострижение и стремление к подвигу и труду.

8. Характеристика подвижничества Авраамия в монастыре.

а. Отступление притчеобразное (с использованием сюжетной ситуации: о моряках и кормчих).

Продолжение эпизода 8.

9. Испытание смирения в монастыре в течение 5 лет.

10. Крамола диавола: зависть клира, запрет на учительство.

Библиографический список

1. Антонова М.В., Семенюк Ю.В. Общие принципы композиционного строения славяно-русских переводных житий Киевского периода // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2008. №1. С. 147-155.

2. Дмитриев Л.А. Житийные повести русского севера как памятники литературы XIII-XVII вв. Л., 1973.

3. ЕреминИ.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. - Л., 1987.

4. Житие Авраамия Смоленского // Памятники литературы Древней Руси. XIII век. М., 1981. С.66-105.

5. Кусков В.В. Жанры и стили древнерусской литературы XI - первой половины ХШвв. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 1980.

6. Лопарев Хр. Греческие жития святых VIII и IX веков. Опыт научной классификации агиографии с обзором их с точки зрения исторической историко-литературной. Часть I. Современные жития. - Пг.,1911.

References

1. AntonovaM.V., SemenyukYu.V. General principles of the composition structure of the Slavic-Russian translated lives of the Kiev period // Scientific notes of the Orel State University. Series: Humanities and social Sciences. 2008. No. 1.P.147-155.

2. DmitrievL.A. Hagiographic tale of the Russian North as monuments of literature of the XIII-XVII centuries. - Leningrad, 1973.

3. EreminI. P. Lectures and articles on the history of ancient Russian literature. - Leningrad, 1987.

4. The life of Abraham of Smolensk // Monuments of literature of Ancient Russia. XIII century.- Moscaw, 1981. P.66-105.

5. Kuskov V.V. Genres and styles of old Russian literature XI - the first half of the XIII centuries. Thesis for the degree of doctor of Philology.-Moscaw, 1980.

6. Loparev Cr. The Greek lives of saints VIII and IX centuries. Experience of scientific classification of hagiography with an overview of them from the point of view of historical and literary.Part I. Modern life. - Petrograd,1911.

Приложение 1.

Сюжетно-композиционная структура Жития Авраамия Смоленского

10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)

А. Отступление сюжетное (о пребывании Иоанна Златоуста в пустыни и возвращении в город).

Продолжение эпизода 10.

Часть 3. Жизнь в монастыре Честного Креста.

11. Характеристика подвижнической жизни святого в монастыре.

I. Отступление нравоучительное (Иоанн Златоуст о Страшном Суде).

Продолжение эпизода 11.

Отступление лирическое (помогите мне вашими молитвами составить житие святого).

12. Козни диавола.

II. Отступление нравоучительное (Господь не дал свободы Сатане, чтобы мы могли с ним бороться).

13. Мятеж против Авраамия, клевета.

14. Суд над святым и его оправдание.

15. Видение Луке Прусину.

Продолжение эпизода 14.

Часть 4. Заточение в монастыре Святой Богородицы.

16. Повторный суд клира, запрет проводить литургию и осуждение на заточение.

17. Предсказание блаженным Лазарем «великой епитимьи» всему граду за гонения на Авраамия.

III. Отступление нравоучительное (Бог являет свое человеколюбие, насылая беды, о «казнях Божиих»).

Б. Отступление сюжетное (рассказ об Илье, патриархе Иерусалимском).

В. Отступление сюжетное (об изгнании Иоанна Златоуста и конфликте с царицей Евдоксией).

18. Наказание гонителей смертью.

б. Отступление притчеобразное (О наказании гонителей некоего преподобного отца).

IV. Отступление нравоучительное (мы подобны кораблю, а кормчий - Бог).

19. Великая засуха. Некий иерей вспоминает об Авраамии.

21. Чудо о дожде. Разрешение Авраамия от запрета совершать литургию и проповедовать.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Часть 5. Последние годы жизни Авраамия.

Г. Отступление сюжетное (чудо из жития Феодосия Печерского, указывающее место церкви, где блаженный собирает братию).

21. Строительство нового монастыря и поставление Авраамия на игуменство.

22. Чудо при вхождении Авраамия во врата монастыря.

V. Отступление нравоучительное (комментарий к чуду, Авраамий достоин увидеть божественный свет в своей душе).

23. Деяния Авраамия в качестве игумена.

24. Предсмертные наставления.

25. Кончина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.