Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В НЕКОММЕРЧЕСКОМ СЕКТОРЕ Г. БАРНАУЛА'

СПЕЦИФИКА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В НЕКОММЕРЧЕСКОМ СЕКТОРЕ Г. БАРНАУЛА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
204
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PR / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / НКО / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ТРЕТИЙ СЕКТОР / PUBLIC RELATIONS / NGO / NON-PROFIT ORGANIZATION / THIRD SECTOR

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жеребненко А.В.

Статья посвящена вопросам PR в «третьем секторе». Анализ деятельности муниципальных НКО и исследование отношения общественности к деятельности некоммерческих организаций в Барнауле выявил ряд существенных проблем, с которыми на данном этапе столкнулся «третий сектор». Для успешной реализации задач НКО очевидна необходимость внедрения современных PR-технологий, которые в сложившейся ситуации выполняют стратегическую функцию в деятельности организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITY OF COMMUNICATIONS WITH THE PUBLIC IN THE NON-COMMERCIAL SECTOR IN BARNAUL

The article is devoted to the issues of PR in «the third sector». An analysis of the activities of municipal NPOs and a study of public attitudes to the activities of non-profit organizations revealed a number of significant problems that the «third sector» has encountered at this stage. For the successful implementation of the tasks of NGOs, there is an obvious need for the introduction of modern PR technologies, which in this situation perform a strategic function in the organization’s activities.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В НЕКОММЕРЧЕСКОМ СЕКТОРЕ Г. БАРНАУЛА»

In our country, the health of the nation is associated with a whole complex of social problems and, of course, they require serious work to overcome them. Social advertising of a healthy lifestyle, as well as various social projects and programs of state, commercial and non-profit organizations, plays an important role in this.

Key words: healthy lifestyle, social advertising, NGOs, the media, the state.

А.В. Жеребненко

Алтайский государственный университет zhe rebnenko.a @ya ndex. ru

СПЕЦИФИКА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В НЕКОММЕРЧЕСКОМ СЕКТОРЕ Г. БАРНАУЛА

Аннотация

Статья посвящена вопросам PR в «третьем секторе». Анализ деятельности муниципальных НКО и исследование отношения общественности к деятельности некоммерческих организаций в Барнауле выявил ряд существенных проблем, с которыми на данном этапе столкнулся «третий сектор». Для успешной реализации задач НКО очевидна необходимость внедрения современных PR-технологий, которые в сложившейся ситуации выполняют стратегическую функцию в деятельности организации.

Ключевые слова: PR, связи с общественностью, НКО, некоммерческая организация, третий сектор.

В современном мире PR применяют во всех сферах общественной жизни. Некоммерческий сектор не стал исключением. В России он представлен многочисленными некоммерческими организациями разной направленности и организациями социального обслуживания, учредителем которых в большинстве случаев выступает государство. Здесь связи с общественностью «направлены, прежде всего, на формирование, поддержку и развитие связей и отношений со значимыми субъектами социальной и экономической жизни общества (людьми и

организациями) и формирование у них позитивных моделей поведения» [2]. Следовательно, сегодня РЯ выступает основным инструментом формирования общественного мнения в социальной среде [1]. Вместе с тем, на данном этапе эта деятельность сопряжена целым рядом проблем, особенно на муниципальном уровне.

Во-первых, практика показывает, что наличие РЯ-специалиста в НКО - это явление довольно редкое. Согласно реестру социально ориентированных некоммерческих организаций, сегодня на территории Барнаула зарегистрировано 156 некоммерческих организаций [3]. Мониторинг этих организаций показал, что только 5% НКО содержат в штате специалиста в области РЯ. В 73% городских организаций функции РЯ-специалиста выполняют волонтеры. Как правило, их деятельность интуитивна и не основана на знаниях технологий рекламы и РЯ, формирующих стратегический ресурс НКО. В связи с этим РЯ-деятельность не приводит к желаемым результатам, и ее можно считать неэффективной.

Во-вторых, результаты опроса «Отношение барнаульцев к деятельности муниципальных НКО», проведенного нами в декабре 2018 года, выявило невысокий уровень информированности населения о «третьем секторе» города Барнаула. Целью исследования являлось получение информации для анализа общественных настроений в отношении некоммерческих организаций. Объектом стало взрослое население г. Барнаула (лица от 18 лет и старше). Предмет исследования включал в себя следующие компоненты: информированность населения о деятельности некоммерческих организаций муниципалитета; отношение населения к деятельности подобных организаций; готовность населения к участию в благотворительной деятельности Методической основой исследования являлся выборочный интернет-опрос барнаульцев. Общий объем выборочной совокупности составил 209 респондентов. По результатам исследования, только 52% опрошенных смогли вспомнить одну или несколько муниципальных организаций, основной целью которых является деятельность социальной направленности. При этом 68% опрошенных отметили, что положительно относятся к деятельности НКО, из них 57% хотя бы раз совершали акт благотворительности, поддерживая деятельность федеральных, региональных и муниципальных НКО в форме материальной помощи.

Не менее остро стоит и проблема финансирования. Именно это во многом определяет жизнеспособность НКО. Мониторинг муниципальных НКО показал, что основным источником финансирования барнаульских некоммерческих организаций сегодня выступает гран-товая поддержка от крупных фондов федерального и регионального уровня, осуществляемая на конкурсной основе. Так, в 2018 году 36 городских некоммерческих организации получили грантовую поддержку Фонда президентских грантов [4], 38 барнаульских НКО стали обладателями грантов губернатора Алтайского края в сфере деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций [3]. Это, с одной стороны, стимулирует развитие социальных инициатив, с другой - ограничивает деятельность НКО периодом реализации гранта. Следовательно, PR-деятельность осуществляется «сезонно», что в свою очередь препятствует формированию устойчивого отношения к НКО.

Кроме того, PR-деятельность муниципальных некоммерческих организаций ограничивается стандартным инструментарием комплекса маркетинга, практически не используя современных возможности digital сферы. Тогда как исследование отношения барнаульцев к деятельности муниципальных НКО показало, что большая часть респондентов готова участвовать в деятельности некоммерческих организаций именно online, их число составило 79% из общего числа опрошенных. Самым удобным способом помочь были признаны денежные переводы и перечисления на краудфандинговых площадках. Лишь 17,5% опрошенных готовы лично из рук в руки передавать помощь в НКО.

Коммуникацию с общественностью осложняют и упомянутые выше трудности финансирования. Ввиду сложившейся ситуации, барнаульские НКО по большей части используют бесплатные каналы коммуникации для взаимодействия с аудиторией. Это снижает частоту контактов и отражается на качестве PR-информации При этом региональные СМИ готовы сотрудничать с муниципальными некоммерческими организациями. Журналисты отмечают, что согласны с определенной периодичностью принимать информацию о деятельность НКО, на основе которой впоследствии создавать статьи и сюжеты.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что развитие социальной сферы на муниципальном уровне осложнено рядом серь-

езных проблем. В таких условиях организациям «третьего сектора» сложно занять должное место в обществе. Очевидна необходимость использования и развития связей с общественностью в деятельности НКО. Посредством PR возможно решение ряда существенных проблем, в том числе обеспечение финансирования организации. Вместе с тем PR-технологии выступают не только средством для обеспечения жизнедеятельности организации. Связи с общественностью формируют модели поведения людей, меняют их в положительную сторону и привлекают внимание к проблемам социума [5]. Хорошо организованная, систематическая PR-деятельность помогает в формировании стратегии развития некоммерческих организаций.

Литература

1. Алябьева С.А. Связи с общественностью в «третьем секторе»: уч.-метод. реком. Тамбов: ТГТУ, 2012. С. 84-92.

2. Косенко О.Ю. Специфика PR некоммерческих организаций // Эстетика и прагматика рекламы. 2017. С. 88-95.

3. Официальный сайт органов власти Алтайского края: официальный сайт [электронный ресурс]. URL: https://www.altairegion22.ru (дата обращения: 30.12.2018).

4. Фонд президентских грантов: официальный сайт [электронный ресурс]. URL: https://президентскиегранты.рф (дата обращения: 30.12.2018).

5. Швецова Е.В. Связи с общественностью как стратегический ресурс некоммерческих организаций // SCIENCE TIME. 2016. № 1(25). С. 389-393.

A.V. Zherebnenko

Altai State University

PECULIARITY OF COMMUNICATIONS WITH THE PUBLIC IN THE NON-COMMERCIAL SECTOR IN BARNAUL

The article is devoted to the issues of PR in «the third sector». An analysis of the activities of municipal NPOs and a study of public attitudes to the activities of non-profit organizations revealed a number of significant problems that the «third sector» has encountered at this stage. For the successful implementation of the tasks of NGOs, there is an obvious need for the introduction of modern PR technologies, which in this situation perform

a stratégie function in the organization's activities.

Key words : PR, public relations, NGO, non-profit organization, the third sector.

А. Г. Милюкова

Алтайский государственный университет megasdrw@gmail. com

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕДИАХОЛДИНГОВ В ИНТЕРНЕТЕ (ОКОНЧАНИЕ)

Аннотация

В статье представлено окончание анализа деятельности российских региональных (сибирских) медиахолдингов с точки зрения соответствия новым коммуникационным вызовам: необходимости конкурировать за читателя/ зрителя, требованию интерактивности коммуникации, увеличению доли бесплатного контента, изменению технологий работы с рекламодателями в интернете. Представлен анализ деятельности медиахолдингов Алтайского края, Новосибирской и Омской областей.

Ключевые слова: медиахолдинг, медиакомпания, медиагруппа, медиапространство, стратегия, контент, медиапродукт.

Медиахолдинги являются многопрофильными предприятиями [10, с. 36; 13], производителями «медиапродукта в самом широком понимании этого слова, включая журналистику, рекламу, маркетинговые коммуникации, связи с общественностью» [4, с. 140]. Процессы монополизации российской системы СМИ (формирование медиахолдингов) активно развиваются с 1990-х годов и вызывают исследовательский интерес. Становление российских региональных медиахолдингов происходит в достаточно агрессивной среде, которая создается давлением государства и крупного бизнеса. Кроме того, для того, чтобы сохранить аудиторию и позиции на рынке, многие региональные медиа должны изменить способы производства и дистрибуции контента, повысить активность целевой аудитории,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.