Научная статья на тему 'Специфика Святого Престола как участника международных отношений'

Специфика Святого Престола как участника международных отношений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5898
809
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТОЙ ПРЕСТОЛ / ВАТИКАН / ПАПА РИМСКИЙ / ЛЕГАТ / АПОСТОЛЬСКИЙ НУНЦИЙ / РИМСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / КОДЕКС КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА / МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ / СУВЕРЕНИТЕТ СВЯТОГО ПРЕСТОЛА / THE POPE''S LEGATE / HOLY SEE / VATICAN / THE APOSTOLIC NUNCIO / ROMAN CATHOLIC CHURCH / CODE OF CANON LAW / INTERNATIONAL PERSONALITY / SOVEREIGNTY OF THE HOLY SEE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Садченко Валентина Николаевна

В статье освещаются вопросы статуса Святого Престола на международной арене как старейшего суверенного субъекта международного права. В отличие от национальных государств, где основой международной правосубъектности выступает территориальный суверенитет, Святой Престол обладает духовным суверенитетом, что обусловливает уникальность его международного статуса. На основе изучения международных соглашений, свода канонического права Римско-Католической церкви, документов Святого Престола освещается специфика участия Святого Престола в международных отношениях разного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article highlights the status of the Holy See in the international arena as the oldest sovereign subject of international law. Unlike nation-states, whose international personality is based on territorial sovereignty, the Holy See possesses a spiritual sovereignty, which makes its international status unique. Based on the study of international agreements, the arch of canon law of the Roman Catholic Church and the Holy See documents, the article examines the specificity of participation of the Holy See in international relations at different levels.

Текст научной работы на тему «Специфика Святого Престола как участника международных отношений»

КФУяк

12. Torchlight procession and serenade [for Kossuth] in front of the Irving House, New York; Date Created/Published: 1851. Medium: 1 print: wood engraving. [Electronic resource] URL: www.ioc. gov/pictures/item/2002736319/ (Accessed 08.06.2014).

13. Vasvary, E. Lincoln's Hungarian Heroes. The Participation of Hungarians in the Civil War 1861-1865. Washington, D.C.: The Hungarian Reformed Federation of America, 1939. [Electronic resource] URL: http://www.mek.oszk.hu/10900/10988/10988.pdf (Accessed 08.06.2014).

УДК 327(456.31)

В. H. Салченко

СПЕЦИФИКА СВЯТОГО ПРЕСТОЛА КАК УЧАСТНИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В статье освещаются вопросы статуса Святого Престола на международной арене как старейшего суверенного субъекта международного права. В отличие от национальных государств, где основой международной правосубъектности выступает территориальный суверенитет, Святой Престол обладает духовным суверенитетом, что обусловливает уникальность его международного статуса. На основе изучения международных соглашений, свода

канонического права Римско-Католиче-ской церкви, документов Святого Престола освещается специфика участия Святого Престола в международных отношениях разного уровня.

Ключевые слова: Святой Престол, Ватикан, Папа Римский, легат, Апостольский нунций, Римская Католическая Церковь, Кодекс канонического права, международная правосубъектность, суверенитет Святого Престола.

V. N. Sadchenko

THE SPECIFICITY OF THE HOLY SEE AS A PARTICIPANT IN INTERNATIONAL RELATIONS

The article highlights the status of the Holy See in the international arena as the oldest sovereign subject of international law. Unlike nation-states, whose international personality is based on territorial sovereignty, the Holy See possesses a spiritual sovereignty, which makes its international status unique. Based on the study of international agreements, the arch of canon law of the Ro-

K категории производных или нетипичных субъектов международного права принято относить особые политико-религиозные или политико-территориальные единицы, которые на основе международного акта или международного признания имеют относительно самостоятельный международно-правовой статус. На сегодняшний день к таким субъектам между-

man Catholic Church and the Holy See documents, the article examines the specificity of participation of the Holy See in international relations at different levels.

Key words: Holy See, the Vatican, the Pope's legate, the Apostolic Nuncio, the Roman Catholic Church, Code of Canon Law, international personality, sovereignty of the Holy See.

народного права относится Мальтийский орден как официальное религиозное формирование с международно признанными благотворительными функциями и Ватикан («Святой Престол») как официальный центр Римско-Католической церкви (далее везде -РКЦ) [5, с. 40].

В обиходе термин «Святой Престол» используется часто без уточнения нюансов.

СКФУяеЕ;

Однако для уяснения юридическо-правовых аспектов следует различать три основных значения этого термина. Во-первых, понятие «Святой Престол» (лат. Sancta Sedes) является официальным собирательным названием Папы Римского (Римского или Верховного Понтифика) и Римской курии. Именно в этом смысле термин «Святой Престол» часто употребляется в разговорной речи без конкретизации юридически-правовой стороны.

Во-вторых, в узком смысле под термином «Святой Престол» понимается персона Верховного Понтифика как главы Римской Католической церкви, её политического центра. Понятие «Святой Престол» относится к высшей церковной власти, а именно -к Папе как Епископу Рима и Главе коллегии Епископов. С церковной точки зрения, Римский Понтифик является епископом Рима и, вместе с этим, - главой РКЦ и её высшим правящим иерархом. По мнению Дж. Кун-ца, личность Папы Римского является конкретным воплощением Святого Престола [6, с. 18].Святой Престол - прежде всего, абстрактное понятие, существующее безотносительно к конкретным персоналиям и организационным структурам, - это и высшая духовная власть Церкви, и одновременно сама Церковь.

В третьих, в широком смысле Святой Престол (также Апостольский Престол), объединяющий фигуру Папы Римского и Римскую курию как главный управляющий орган, является институциональным выражением суверенитета РКЦ, верховным органом РКЦ, её руководящим центром [6, с. 18]. В этом смысле Римский Понтифик является главой Святого Престола и одновременно монархом города-государства Ватикан.

В данном контексте РКЦ представляет собой религиозное сообщество со своими институтами, которое осуществляет деятельность, присущую любой церкви. Будучи центральным органом управления РКЦ, Святой Престол является институтом, который, в соответствии с международными законами и обычаями, обладает статусом юридического лица, позволяющим ему за-

ключать договоры, а также направлять и принимать дипломатических представителей. В силу сложившегося обычая именно Святой Престол обладает специфической международной правосубъектностью, поскольку его власть имеет не политическое, а религиозное происхождение, т.е. суверенитет Святого Престола не зависит от наличия суверенной территории, чем коренным образом отличатся от национальных государств.

Иными совам и, Святой П рестол - п режде всего, абстрактное понятие, существующее безотносительно к конкретным персоналиям и организационным структурам, -это и высшая духовная власть Церкви, и одновременно сама Церковь.

Распространённым является мнение, согласно которому в понятие Святого Престола вкладываются все три значения -как общей концепции, персонификации и организационной структуры. Так, каноном 361 Кодекса канонического права 1983 г., составленным папой Иоанном Павлом II, определяется, что «под выражением «Апостольский Престол» или «Святой Престол»... подразумевается не только Римский Понтифик, но также и Государственный секретариат, Совет по внешним делам Церкви и другие учреждения Римской курии...» [3, с. 169], Конгрегаций, судов и иных учреждений, устроение и правомочия которых определяются особым законом.

Для международного сообщества важно, что Святой Престол - это центр Вселенской Католической Церкви, во главе которой стоит Святой Отец, преемник Святого Петра. Именно с этим центром католицизма международное право и международное сообщество имеют дело с эпохи средневековья и вплоть до нынешнего времени. Святой Престол как центральная административная организация РКЦ, её бюрократический аппарат осуществляет непосредственную международную деятельность, как то подписание от имени Святого Престола международных договоров Государственным секретарём Святого Престола, руководящим работой Римской курии.

КФУей

Приобретение Апостольским Престолом международной правосубъектности стало результатом длительной исторической эволюции, последовательного изменения докгринальных подходов католицизма к вопросу о соотношении государственной и церковной властей, светского и духовного суверенитетов.Святой Престол признаётся суверенным субъектом международного права с раннесредневековых времён, когда папы стали заключать особые международные соглашения со светскими государями -конкордаты. Первым таким актом международного договора Святого Престола стал Вормский конкордат 1122 г., подписанный папой Каликстом II и императором Священной Римской империи Генрихом V, завершавший борьбу за инвеституру. На этом этапе проявилась существенная особенность конкордатов, отличающая их от «традиционных» международных договоров, -смешанный объект правового регулирования: Вормский конкордат регламентировал как политические отношения сторон, так и условия функционирования Католической церкви на территории государства.

Современное международное право предусматривает способность Святого Престола в лице папы участвовать в процессе международного нормотворчества и вступать в официальные взаимоотношения с государствами и международными организациями в качестве субъекта международного права зи^епепэ, представляющего на международной арене интересы Католической церкви [5, с. 3].

Уникальное положение Апостольского Престола в системе субъектов международного права, его отличительная правовая природа и религиозная специфика обусловливают и особые методы международной деятельности, направленность внешнеполитических целей и приоритетов.

Внешняя политика Святого Престола обладает следующими отличительными характеристиками:

• активное использование возможностей национальных церквей для достижения своих внешнеполитиче-

ских целей наряду с центральными органами управления и дипломатическими представительствами;

• основная задача папских нунциев заключается в поддержании связи между Римским папой и епископами в национальных государствах, обеспечении тем самым единства церкви;

• функция развития двусторонних политических отношений между Святым Престолом и государством пребывания является вторичной;

• в силу религиозного характера суверенитета Святого Престола одним из приоритетных направлений его внешнеполитической деятельности является защита привилегий РКЦ, а также религиозных прав и свобод человека;

• на основании ст. 24 Латеранского договора 1929 г. признается со стороны международного сообщества нейтралитет Святого Престола и Ватикана [4];

• в связи с этим Святой Престол осуждает любые формы военного решения международных споров и содействует урегулированию конфликтов лишь мирными усилиями; превалирование посреднической деятельности в целях разрешения международных споров исключительно мирными средствами [2, с. 21-23].

На международной арене Святой Престол реализует свою политику через три канала. Во-первых, посредством деятельности Папы Римского (его учительство, проповедничество, апостольские поездки и т.д.); во-вторых, через апостольскую деятельность Государственного Секретариата (Secretaria Status). С XV в. вопросы, которыми в настоящее время занимается Государственный Секретариат, находились в ведении Тайной Палаты (Camera Secreta), отвечавшей за дипломатические отношения Святого Престола с различными государствами. Третьим каналом выступает Папское Представительство за рубежом (adextra), использующее дипломатический

СКФУяеЕ;

инструментарий для обеспечения ежедневного присутствие Верховного Первосвященника при отдельных Церквах и правительствах различных государств.

Активное участие Святого Престола в судьбах международного сообщества имеет давнюю историю. Как Церковь в целом, так и Святой Престол в частности, считают одну из главных миссий это установление мира, соблюдая фундаментальные принципы прав человека и мирных взаимоотношений между свободными и ответственными народами, строящиеся на юридической основе [7].

Первую миссию в ООН Святой Престол направил 21 марта 1964 г. Статус постоянного представителя в этой организации Святому Престолу был предоставлен 6 апреля 1964 г. Полномочия Святого Престола как постоянного наблюдателя определены в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 58/314 от 16 июля 2004 г. [8]. Поэтому неправильно говорить, что во время официальных международных визитов руководители иностранных государств принимают Папу как главу Ватикана. Римский Понтифик всегда выступает главой Святого Престола как субъекта международного права, эквивалентного государству, будучи в то же время и главой Государства Града Ватикан, суверенитет которого как вспомогательной территории Святого Престола проистекает из суверенитета Святого Престола. Именно поэтому Ватикан никогда не выступает самостоятельно, вне связи со Святым Престолом.

Святейший Престол обладает правом участвовать в общих прениях Генеральной Ассамблеи, записываться в список ораторов для выступления и выступать по пунктам повестки дня на любом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи, делать заявления и давать ответ, на издание и распространение сообщений, касающихся сессий и работы Генеральной Ассамблеи,выступать соавтором проектов резолюций и решений, в которых содержатся ссылки на Святейший Престол. Основное отличие статуса постоянного наблюдателя от полноправного членства заключается в отсутствии у наблюдателя права голоса на

заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН и права выдвигать кандидатуры [8], но Святой Престол является членом различных вспомогательных органов ООН. В рамках мандата он активно участвует в работе Генеральной Ассамблеи и конференций ООН, присутствует на заседаниях специализированных учреждений ООН, избирается в выборные органы Организации.

Святой Престол имеет дипломатические связи со 179 странами, а также с Евросоюзом и Мальтийским орденом, Организацией Освобождения Палестины. Апостольский Престол в качестве члена Исполнительного комитета принимает участие в работе Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Как постоянный член Святой Престол участвует в работе таких организаций как Конференция ООН по торговле и развитию, Всемирная организация интеллектуальной собственности, Международное агентство по атомной энергии, Органи-зацияпо запрещению химического оружия, Подготовительная комиссия Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ПК ОДВЗЯИ), Международный комитет военной медицины, Международная организациявысших органов финансового контроля, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Международная организация по миграции. Кроме того, Святой Престол является наблюдателем Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), Международной организации труда (МОТ), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ОрганизацииОбъединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Организации ООН по промышленному развитию, Всемирной туристской организации ООН и пр. [1].

Полномочные Представительства Святого Престола называются Апостольскими нунциатурами, и их Апостольский Престол направляетна международные совещания, конференции и собрания вкачестве делегатов или наблюдателей. Они в своей деятельности подчиняются, как и все прочие миссии Святого Престола, Государственно-

КФУей

му Секретариату и управляются титулярными архиепископами в должности нунция или апостольского делегата. На настоящее время существуют следующие категории папских легатов: Апостольский Нунций; Апостольский Делегат; Постоянные Представители, Постоянные Наблюдатели и легаты по особым поручениям; легаты.

Когда Папский Посол исполняет функцию постоянного представителя при главе государства и в отношениях с церковной иерархией, он носит титул Апостольского Нунция. Он наделён дипломатическим рангом посла и (в основном в католических странах) является de jure старшим дипломатического корпуса страны аккредитации.

В тех случаях, когда государство не установило дипломатических отношений со Святым Престолом, Глава Римской Церкви направляет Апостольских Делегатов, представляющих его только в отношениях с Церковью. Они не аккредитованы при правительстве соответствующего государства. Одна из их обязанностей состоит в том, чтобы «узы единства, связывающие Апостольский Престол и отдельные Церкви, постоянно крепли и становились всё более действенными» [3, с. 170].

Для представительства в международных организациях (ООН, ЮНЕСКО, ФАО, Совет Европы и т. д.), на конференциях и конгрессах Святой Престол направляет своих делегатов - как священнослужителей, так и мирянПостоянные Представители, Постоянные Наблюдатели и легаты по особым поручениям [3, с. 171-172].

Для отдельных особых миссий Папа назначает легатов «а latere», представляющих его «как его второе «Я». Когда Папа избирает легатом Кардинала Римской курии, тот получает титул Кардинала-легата. Существуют и иные категории легатов (Missusspecialis, Ablegatus Apostolicus и т. д.).

Святой Престол, помимо активного права дипломатического представительства (Апостольские Нунции являются понтификальными Представителями, исполняющими одновременно функции представительства Римского Понтифика перед государствами и перед местной церковной иерархией), осуществляет

также и пассивное право, то есть принимает представителей, посылаемых государствами с чрезвычайной и временной миссией, либо с ординарной и постоянной миссией. Начиная с XV в. при Святом Престоле постоянно действует дипломатический корпус. Большинство представителей имеет ранг чрезвычайных и полномочных послов, другие - послов или советников-посланников и т. д. [9].

Святой Престол официально представлен в ООН и при основных специализированных Агентствах, исключая Всемирный банк, в который входят Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная финансовая корпорация (МФК) и Международная ассоциация развития (MAP), а также Международный валютный фонд, наблюдение за деятельностью которых частично находится в ведении постоянной миссии Святого Престола в Нью-Йорке [7].

Таким образом, Святой Престол является юридически признанным международным юридическим субъектом, активно участвующим в мировой политике и ведущим интенсивную дипломатическую деятельность посредством своих делегаций и апостольских нунциатур, членом многих международных организаций и участвуют в международных конференциях, следуя соответствующим соглашениям.

Основным вектором политики Апостольского Престола являются вопросы защиты прав и свобод человека, прежде всего религиозных, и церкви в целом, а также деятельность по предотвращению международных конфликтов. В послевоенные годы существенно обострилось внимание Святого Престола к деятельности международных организаций. Этот интерес объясняется не политическими соображениями, но долгом человеколюбия. Кроме того, Святой Престол принимает активное участие в оказании помощи беженцам и мигрантам, особенно во время военных конфликтов, в борьбе с криминальными кланами, в решении вопросов, связанных с деятельностью транснациональных компаний и пр. Иными словами деятельность и активность Святого Престола постоянно расширяется.

ckoYssEs

Литература

1. Bilatera IRelations Of The Holy See [Electronic resource] URL: http://www.vatlcan.va/roman_ curia/secretariatjstate/documents/rc_seg-st_20010123_holy-see-relations_en.html (Accessed: 08.06.2014).

2. Дьяченко C.B. Особенности международной правосубъектности Святого престола: Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата юридических наук. - М., 2008.

3. Кодекс канонического права. - М., 2007.

4. Латеранские соглашения: Договор Святого Престола и Италии (11 февраля 1929 г.) [Электронный

ресурс] URL: http://vaticancitystate.ru/lateranskie_soglascheniya_dogovorjsvyatogo_prestola_i_

italii_-ll_fevralya_1929_g-.html (Дата обращения: 4.06.2014).

5. Лукашук И. И. Международное право. Общая часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М., 2005.

6. Лычковский П.Ю. Суверенитет и международнаяправосубъектность Святого Престола // Журнал международного права и международных отношений. - 2011. - № 3.

7. Монсиньор Иван Юркович, Советник Представительства Святого Престола в Российской Федерации. Святой Престол и международное сообщество [Электронный ресурс] URL:http://www. katolik.ru/tserkov-i-obshchestvo/item/1562-svjatoj-prestol-i-mezhdun.html (Дата обращения: 14.06.2014).

8. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 58/314. Участие Святейшего Престола в работе Организации Объединённых Наций [Электронный ресурс] URL: http://daccess-dds-ny. un.org/doc/UNDOC/GEN/N03/514/72/PDF/N0351472.pdf?OpenElement (Дата обращения: 20.06.2014).

9. Святой Престол и Россия [Электронный ресурс] URL: http://www.nuntius.ru/nuncio.files/prestol_ ross_rus.htm (Дата обращения: 12.06.2014).

УДК 94 (498)

А. С. Стыкалин

К ИСТОРИИ ЭВОЛЮЦИИ ОФИЦИАЛЬНЫХ СОВЕТСКИХ ОЦЕНОК ВЕНГЕРСКИХ СОБЫТИЙ 1956 Г.

В центре внимание статьи - процесс пересмотра руководством КПСС и СССР прежних оценок венгерского восстания 1956 г. и советской акции по ее подавлению, происходивший в конце 1980-х го-

дов, в условиях распада социалистической системы.

Ключевые слова: Венгрия, события 1956 г., Горбачев, Восточная Европа, 1989г.

A. S. Stykalin

THE EVOLUTION OF THE OFFICIAL SOVIET VIEW ON THE HUNGARIAN EVENTS OF 1956

The author concentrates on the evolution of the Soviet official view on the Hungarian events of 1956 in the years of Gorbachev's "Perestroika" in connection with the crash of Communism in Central-Eastern Europe.

Первым советским официальным документом, в котором содержалась оценка драматических венгерских событий осени 1956 г., была принятая 30 октября, через неделю после начала мощного восстания

Keywords: Hungary, Hungarian events of 1956, Gorbachev, Eastern-Central Europe of 1989.

в Будапеште, и опубликованная на следующий день в «Правде» Декларация Правительства СССР от 30 октября 1956 г. об основах развития и дальнейшего укрепления дружбы и сотрудничества между Советским

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.