УДК 72.017
СПЕЦИФИКА СВЕТОВОЙ СРЕДЫ САРАТОВА В НОЧНОЕ ВРЕМЯ
Сухинина Е.А., кандидат архитектуры, доцент
Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина
Аннотация. Поводом для написания статьи послужила нерациональная организация светового пространства города Саратова в ночное время без системного решения и использования энергосберегающих технологий. Автором раскрывается тема формирования благоприятной искусственной световой среды, в качестве примера приводится мировой опыт освещения зданий, сооружений и улиц. Рассматривается проблема светового загрязнения городского пространства как одного из главных критериев экологической оценки международных стандартов BREEAM (Великобритания), LEED (США), CASBEE (Япония), GreenStar (Австралия), GREEN ZOOM (Россия).
Анализируется световая подсветка зданий Саратова и ночное освещение главных улиц города: Московской, Радищева, Кирова, Рахова. Выделяются положительные и отрицательные характеристики рассматриваемых зон. В заключение обозначены возможные способы использования световых компонентов с учетом экономических, функциональных и эстетических факторов для улучшения световой среды Саратова.
Ключевые слова: городское пространство, освещение, световая среда, световое загрязнение.
При формировании городского пространства важным условием создания комфортной среды является освещение основных направлений движения человека в темное время суток. Световая среда любого города обусловлена четырьмя основными компонентами: светотехническим, зрительным, функциональным и архитектурно-градостроительным [5].
Освещение городских улиц и путей необходимо для функциональных потребностей горожан. Современное городское освещение должно быть прежде всего экологически и эстетически полноценным для формирования комфортной психологической атмосферы [4].
На световую среду города влияют следующие факторы: природа и климат; строение городской среды; образ жизни человека; световая культура. При разработке архитектурного освещения нужно учитывать такие основные факторы, как: расположение объекта и его роль в городской среде; композиционные особенности здания (размер, стиль, материалы); расстояние восприятия сооружения [2].
Выделяются две основные группы освещенных городских пространств: транспортные и пешеходные. Освещение транспортных артерий уличными светильниками согласно нормам в ночное время необходимо для безопасности водителей и пешеходов. Освещение пешеходных зон, в свою очередь, проектируется для движения, общения и отдыха (рис. 1).
Рис. 1. Примеры освещения городских пространств
Наружное освещение разделяют на установки уличного освещения и установки архитектурного освещения зданий и сооружений. К архитектурному освещению относят: освещение фасадов, сооружений, памятников, малых архитектурных форм, зеленых насаждений. Особым приемом праздничного оформления фасадов могут служить световая графика или световая живопись (рис. 2а). Отдельным видом освещения выделяют световую рекламу: освещение витрин, информационные стенды, сигнализация (рис. 26).
Рис. 2. Праздничное освещение фасада: а - Большой театр, г. Москва; б - световая реклама мегаполиса
«Светоурбанистическое проектирование рассматривается как преимущественно концептуальное, которое, в зависимости от масштаба решаемых задач, включает разработку световых планов, световых ансамблей, функционально-художественного освещения ландшафта. Светообъемное проектирование более предметно и является фрагментарной конкретизацией идей «светового урбанизма» [7].
Непродуманное архитектурное освещение может вызвать следующие негативные последствия: отсутствие гармонии, свето-цветовой диссонанс, ослепление, засвечивание, потеря архитектурной формы [4].
Как особую проблему следует выделить световое загрязнение городов, в частности крупных мегаполисов.
Световое загрязнение приводит к перерасходу электроэнергии, влияет на координацию живых организмов ночью, ухудшает астрономические наблюдения. В числе прочего оно может возникнуть вследствие заливающего освещения фасадов прожекторами, при этом возможно ослепление водителей, пешеходов и жителей соседних домов через окна.
Международные системы экологической сертификации зданий и городских пространств в структуре своих требований предусматривают ряд критериев для организации благоприятной световой среды городского пространства (табл. 1).
Для борьбы со световым загрязнением во избежание нерационального использования электричества и засвечивания ночного неба рекомендовано: использовать «белый свет» (светодиодные, энергосберегающие, гибридные светильники на альтернативной энергии), управление системами освещения (датчики движения, таймеры, регуляторы осветительных устройств), обучение персонала эффективному использованию осветительного оборудования, техобслуживание систем освещения для сведения к минимуму потерь энергии.
Таблица 1
Требования международных экологических стандартов по снижению светового
загрязнения
Название экологического стандарта Раздел / требование
Английская система экологической сертификации зданий BREEAM Раздел «Борьба с загрязнением окружающей среды»: требование 17 - Ограничения воздействия внешнего света и шума
Американская система экологической сертификации зданий LEED Раздел 1. «Прилегающая территория»: требование 1.7.3- Мероприятия по снижению светового загрязнения
Японская система экологической сертификации зданий CASBEE Раздел «ЬВЗ Качество внешней среды»: требование 3.3 - Световое загрязнение
Австралийская система экологической сертификации зданий GreenStar Раздел «Выбросы»: требование 59 -Снеговое загрязнение
Российская система экологической сертификации зданий CREEN ZOOM Раздел «Экологическая устойчивость застраиваемой территории»: требование 2.7 - Сокращение светового загрязнения среды
Очень важна роль архитектурного проекта освещения здания или уличного пространства в создании единого композиционного решения, взаимодействия искусственного света с пространственными, объемно-пластическими элементами и формами объекта, выявлении композиционных особенностей градостроительного ансамбля.
Например, в Саратове улица Московская является тем типом улиц, которые относятся как к транспортной, так и пешеходной группе световых пространств.
Освещение улицы направлено на обеспечение необходимой видимости для водителей, нежели для пешеходов, так как пешеходная активность резко снижается в ночное время. Используется прием фрагментарного освещения некоторых зданий на протяжении всей магистрали. При этом нет целостного цветосветового решения главной улицы города, концентрирующей в себе большое количество архитектурно значимых исторических сооружений (рис. 3).
Рис. 3. Ночное освещение ул. Московской в г. Саратове (фотографии автора)
Световая среда города в ночное время сильно отличается от освещения улиц днем. В вечернем городе наблюдается более сложная структура светового поля, не соответствующая природным явлениям и компонентам [1, 3].
Распределение яркости как основного фактора зрительного восприятия формирует полную видовую панораму на фоне темного ночного неба, занимающего, как правило, большую часть поля зрения наблюдателя.
На пр-те Кирова в Саратове, вместо доминирующих днем силуэтных кадров с темным контрастом объектов на светлом фоне неба, вечером с помощью искусственного освещения создаются светлые объекты на темном фоне (рис. 4).
Рис. 4. Ночное освещение пр-та Кирова в г. Саратове (фотографии автора)
При этом разноспектральный свет усиливает неоднородность световой среды, а при одноцветном излучении источников с плохой цветопередачей, наоборот, зрительно гомогенизирует ее [5, 6].
В Саратове светоцветовая среда формируется за счет:
- осветительных устройств общего функционального освещения дорожных и пешеходных путей (освещения проезжей части, световых указателей для городского транспорта);
- подсветки небольшого количества архитектурных объектов;
- архитектурного освещения памятников, фонтанов и пр.;
- рекламных вывесок и светящихся билбордов;
- освещения витрин магазинов и праздничного освещения; Комплексное использование вышеперечисленных элементов освещения не
формирует системное и рациональное светопространство города (рис. 5).
Рис. 5. Ночное освещение пр-та Кирова в г. Саратове (фотографии автора)
На примере пл. Н.Г. Чернышевского и ул. Радищева видно, что в ночное время в городе освещается не вся территория, а лишь некоторые ее фрагменты (рис. 6).
Рис. 6. Ночное освещение пл. Н.Г. Чернышевского и ул. Радищева в г. Саратове
(фотографии автора)
Саратовский бульвар по ул. Рахова - типичный пример светопространства движения (рис. 7). Улица линейного характера протяженностью более 3,5 км пронизывает три района: Фрунзенский, Кировский и Октябрьский.
Рис. 7. Ночное освещение бульвара на ул. Рахова в г. Саратове (фотографии автора)
Пешеходная активность на бульваре не снижается и в темное время суток, поэтому освещение играет большое значение на протяжении всего пути движения.
Стационарные и временные установки наружного архитектурного освещения используются для выделения из темноты объектов освещения и организации световых ансамблей. На ул. Рахова для создания комфортной световой среды, располагающей к прогулкам по протяженному бульвару, применяются: светильники на опорах, светильники-скульптуры, светящиеся малые формы, рекламно-информационные установки (рис. 8).
Рис. 8. Ночное освещение бульвара на ул. Рахова в г. Саратове (фотографии автора)
В целом световая среда на ул. Рахова отвечает современным требованиям комфортного благоустройства и является лучшим примером формирования искусственной световой среды в городе.
Проведенный анализ позволяет сделать выводы о том, что пешеходные и парковые пространства Саратова нуждаются в реновации и создании функциональной, комфортной и эстетически привлекательной световой среды.
В качестве рекомендации для формирования качественного освещения архитектурно-градостроительного пространства Саратова можно предложить:
- акцентирование структуроформирующих систем магистралей и общественных центров;
- создание системы световых архитектурных ансамблей в расчете восприятия их с дальних, средних и ближних дистанций при разной скорости движения (Набережная р. Волги, Парк Победы);
- равномерное распределение световых доминант и акцентов в городском пространстве за счет создания линейно-осевой системы, основанной на объемных ориентирах (архитектурная подсветка исторических зданий, крупных торговых комплексов);
- светоцветовая динамика и комплексное световое решение главных уличных артерий города (Московской, Рахова, Радищева, Кирова);
- моделирование программы праздничного, воскресного и будничного освещения центральных улиц и площадей Саратова с применением закономерностей иллюзорной трансформации глубин пространства, создающей ощущение праздничности или будничности светового ансамбля;
- художественное освещение парковых территорий (парк «Липки», Детский парк), скверов, зеленых аллей современными энергоэффективными и гибридными светильниками на альтернативной энергии с использованием датчиков движения и регуляторов согласно требованиям международных систем экологической сертификации в строительстве.
Библиографический список
1. Архитектурная физика: Светотехника и акустика: учеб.-метод. комплекс для студентов специальности 1-69 01 01 «Архитектура» / сост. Н.В. Ощепкова, М.Н. Войтик, О.И. Ковальчук; под общ. ред. Н.В. Ощепковой. - Новополоцк: ПГУ, 2007. - 264 с.
2. Беляева Л.Ю., Пашкова Л.А. Организация световой среды вечернего города // Поколение будущего: Взгляд молодых ученых - 2012: материалы Междунар. молодеж. науч. конф.: в 3 т. / отв. ред. А.А. Горохов; Юго-Зап. гос. ун-т, 2012. - С. 104-106.
3. Быстрянцева Н.В. Развитие теории световой среды вечернего города // Светотехника. - 2012. - №5. - С. 60-62.
4. Оболенский Н.В. Архитектурная физика. - М.: Архитектура-С, 2003. 438 с.
5. Основные компоненты световой среды города [Электронный ресурс]. -URL: http://www.arhplan.ru/urbanism/cityscape/main-components-of-light-environment (дата обращения: 22.05.18).
6. Приемы светоцветовой архитектуры наружного освещения [Электронный ресурс]. - URL: http://helpiks.org/6-1074.html (дата обращения: 20.05.18).
7. Щепетков Н.И. Формирование световой среды вечернего города: автореф. дис. ... д-ра архитектуры: 18.00.01. - М., 2004. - 64 с.
SPECIFICITY OF THE LIGHT MEDIUM OF SARATOV AT NIGHT TIME
Sukhinina E.A., Candidate of Architecture, Docent Yuri Gagarin State Technical University of Saratov
Abstract. The irrational organization of the light space of the city of Saratov at night was the purpose of writing the article. Formation of an artificial light environment considered by the author. The world experience of lighting buildings, structures and streets studied. The problem of light pollution considered. Reduction of light pollution is one of the main requirements of ecological standards of BREEAM (UK), LEED (USA), CASBEE (Japan), Green Star (Australia), GREEN ZOOM (Russia).
Light illumination ofobjects of Saratov and night illumination of the main streets of the city: Moscow, Rakhova, Radishchev, Kirov analyzed. Positive and negative characteristics of the considered zones allocated. The ways of using the components of the light environment, taking into account economic, functional and aesthetic factors for improving the light environment of Saratov defined.
Keywords: urban space, lighting, light environment, light pollution.