Научная статья на тему 'Специфика стратегического управления вузом в РФ в условиях экономики знаний'

Специфика стратегического управления вузом в РФ в условиях экономики знаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / STRATEGIC MANAGEMENT / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / KNOWLEDGE ECONOMY / УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОМ / MANAGEMENT OF THE UNIVERSITY / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATIVE ECONOMY / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / POST-INDUSTRIAL ECONOMY / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL REVOLUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хаффазов Ильгам Рустемович

В статье рассмотрена специфика стратегического управления вузом в РФ в условиях экономики знаний. В работе выделены основные тенденции современного развития мировой и национальной экономики и роль в их процессе научно-образовательной деятельности. Дана критическая оценка текущего сопряжения российской экономики с постиндустриальной экономикой и научно-технической революции. Рассмотрены основные модели примеров стратегического управления вузом в России для увеличения уровня качества интеллектуального капитала национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика стратегического управления вузом в РФ в условиях экономики знаний»

2. Bernanke B.S., Gertler M., Gilchrist S. The Financial accelerator in a quantitative business cycle framework. In: Taylor, J.B., Woodford M. (Eds.), Handbook of Macroeconomics. Vol. 1 of Handbook of Macroeconomics. Elsevier. Ch. 21. P. 1341-1393, 1999.

3. Назруллаев Н.С. Инновационные методы и тенденции кредитования малого бизнеса развивающихся стран / Проблемы современной науки и образования, 2016. № 36 (78). С. 54-55.

4. Nicolo G.D., Dell'Ariccia G., Laeven, L., Valencia F., 2010. Monetary Policy and Bank Risk-Taking. IMF Staff Position Notes 2010/09. International Monetary Fund.

5. Dell Ariccia G., Laeven L., Marquez R., 2010. Monetary Policy, Leverage, and Bank Risk-Taking. IMF Working Papers 10/276. International Monetary Fund.

6. Rajan R.G., 2005. Has financial development made the world riskier? Proceedings -Economic Policy Symposium - Jackson Hole (Aug). P. 313-369.

7. Borio C., Zhu H., 2012. Capital regulation, risk-taking and monetary policy: A missing link in the transmission mechanism? Journal of Financial Stability. № 8 (4). P. 236-251.

СПЕЦИФИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ В РФ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ Хаффазов И.Р. Email: Khaffazov17114@scientifictext.ru

Хаффазов Ильгам Рустемович - магистрант,

кафедра общего менеджмента, Институт управления, экономики и финансов, Центр магистратуры Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

Аннотация: в статье рассмотрена специфика стратегического управления вузом в РФ в условиях экономики знаний. В работе выделены основные тенденции современного развития мировой и национальной экономики и роль в их процессе научно-образовательной деятельности. Дана критическая оценка текущего сопряжения российской экономики с постиндустриальной экономикой и научно-технической революции. Рассмотрены основные модели примеров стратегического управления вузом в России для увеличения уровня качества интеллектуального капитала национальной экономики.

Ключевые слова: стратегическое управление, стратегический менеджмент, экономика знаний, управление вузом, инновационная экономика, постиндустриальная экономика, научно-техническая революция.

THE SPECIFICITY OF STRATEGIC MANAGEMENT OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA IN THE CONDITIONS OF THE ECONOMY OF KNOWLEDGE Khaffazov I.R.

Khaffazov Ilgam Rustemovich - Undergraduate, DEPARTMENT OF GENERAL MANAGEMENT, INSTITUTE OF MANAGEMENT, ECONOMICS AND FINANCE, CENTER OF MASTERS KAZAN (VOLGA REGION) FEDERAL UNIVERSITY, KAZAN

Abstract: the article considers the specifics of strategic management of a university in the Russian Federation in the conditions of the knowledge economy. The main trends of modern

development of the world and national economy, and the role of scientific and educational activity in their process are highlighted in this work. A critical assessment is given of the current conjugation of the Russian economy with the post-industrial economy and the scientific and technological revolution. The main models of examples of strategic management of a university in Russia are considered to increase the level of quality of the intellectual capital of the national economy.

Keywords: strategic management, strategic management, knowledge economy, management of the university, innovative economy, post-industrial economy, scientific and technological revolution.

УДК 378.1

На сегодняшний день, основными структурными элементами развития инновационной деятельности на национальном уровне России выступают высшие учебные заведения (ВУЗ), занимающиеся образовательной и научной деятельностью. Таким образом, данные муниципальные заведения выступают стратегически важными объектами при модернизации и импорте замещения экономики нашей страны. Исходя из этого, стоит обратить внимание на такие важные процессы, как стратегическое управление вузами и организация научно-инновационной деятельности в рамках их задач.

Чтобы оценить современные приоритеты стратегического управления вузами в РФ, необходимо обратиться к основным тенденциям мирового масштаба, которые происходят как при организации науки и образования, так и при становлении национальной и мировой экономики. На сегодняшний день, миру все чаще известны такие понятия, как «научно-техническая революция», «цифровая экономика», «постиндустриальное производство» или «экономика знаний». Именно по причине наличия последних в таких странах, как США, Япония, Южная Корея, Германия, Франция и Австралия делает их одними из развитых государств мировой экономики.

Экономика знаний - это высший этап развития постиндустриальной экономики, который включает в себя инновационную деятельность, информационное общество или общество знаний. Основной целью такой модели экономики является достижение высшего уровня жизни для населения, включая уровень качества продукции, которая изготовляется и создания всех условий, способствующих росту средней длительности жизни людей. Таким образом, «экономика знаний» - это высший приоритет для всех стран мира, включая и Россию. Так, согласно Концепции долгосрочного социально -экономического развития РФ, на период до 2020 г. формирование новой экономики знаний и высоких технологий, рассматривается как одно из ведущих направлений развития национальной экономики, сопоставимым к 2020 г. по своему вкладу в валовой внутренний продукт с нефтегазовым и сырьевым секторами [1, с. 76].

Также, доля экономики знаний и высокотехнологичного сектора в ВВП должна составлять не менее 17 - 20%. При этом внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться к 2020 г. до 2,5 - 3% при кардинальном повышении результативности фундаментальных и прикладных исследований и разработок. Расходы на образование за счет государственных и частных источников в 2020 г. составят 6,5 - 7% ВВП [1, с. 76].

Известны следующие элементы, которые формируют общую структуру «экономики знаний»:

- эффективная деятельность государственных органов власти, реализующих политику роста уровня качества жизни людей;

- высококачественное образование и фундаментальная наука;

- эффективный рынок венчурного бизнеса;

- высококачественный человеческий капитал и высокий уровень производительности труда, который реализовывается с помощью интеллектуальной собственности;

- информационное общество и производство инновационных высоких технологий. Таким образом, анализируя каждый элемент, мы заметим, что практически все они зависят от деятельности отдельных институтов, в первую очередь, образовательных, а именно высших учебных заведений. По этой причине, необходимо обратить внимание на специфику стратегического управления вузами в России в условиях экономики знаний, ведь, в первую очередь, от их эффективности зависит само развитие постиндустриального и информационного общества нашей страны.

Место стратегического управления в общей системе управления вузом зависит от первоочередной миссии и целей образовательного учреждения. Общая схема системы управления классического российского вуза выглядит следующим образом (рисунок 1).

Управляющая подсистема

Внешнее управление ВУЗом

Законодательное регулирование

Определение приоритетных программ развития инновационной деятельности

Создание механизма вовлечения ВУЗов в федеральные и региональные программы развитая инновационной деятельности

Стратегическое управление ВУЗом

Разработка инновационной политики ВУЗа, трансформация отобранных направлений в стратегию

Функциональное управление

X

Трансформация целей в сфере инноваций на уровень подразделений, задействованных в инновационных, процессах

Управление инновационными процессами на основе центров ответственности

Научно-исследовательская часть

Кафедры

Факультеты

Финансовая _

служба

Маркетинг

Реализация этапов инновационного процесса по цепочке: генерирование идеи - оценка и отбор идеи - разработка инновации - внедрение инновации - коммерциализация

Рис. 1. Система управления вузом с учетом инновационной деятельности [2, с. 136]

Ключевой целью стратегического управления вузом в РФ в условиях экономики знаний выступает разработка инновационной и интеллектуальной политики учреждения, и трансформация выбранных направлений в стратегию развития. Его процесс состоит из трех основных этапов:

- диагностический анализ вуза;

- стратегическое планирование;

- управление реализацией стратегии вуза.

При этом необходимо обратить внимание на особую роль венчурной деятельности (акселераторы и инкубатора) и его совместимости с особенностями стратегического управления вузом в РФ в условиях экономики знаний. Ключевым принципиальным различием между венчурными инкубаторами и акселераторами является срок, при котором они предоставляют поддержку проектам. Инкубатор поддерживает стартап на всех этапах его развития, от создания идеи и до перехода в фазу зрелого бизнеса. Акселератор же существует для быстрой и эффективной точечной помощи, которая может обеспечить развитие проекта в самые короткие сроки - от стадии прототипа

или MVP (минимально жизнеспособный продукт) до продукта с выстроенными бизнес-процессами [4].

Так, согласно данным UBI Global 72 акселератора и бизнес-инкубатора России созданы с помощью вузов страны.

Лучшими университетскими инкубаторами в 2016 году названы [3]:

- Бизнес-инкубатор университета ИТМО;

- Бизнес-инкубатор ИРНИТУ;

- Межвузовский бизнес-инкубатор «Дружба» от ТУСУР.

Лучшими университетскими акселераторами названы [3]:

- «Капитаны России»; РЭУ им. Г. В. Плеханова;

- iDealMachine; Университет ИТМО;

- Акселератор УрФУ.

Кроме того, согласно данным UBI Global, лучшим ассоциированным акселератором России является Программа акселерации Pulsar Venture Capital, созданная Казанским федеральным университетом и Казанским национальным исследовательским технологическим университетом. Таким образом, Казань является одним из основных центров - примером стратегического управления вузами для способствования роста экономики знаний в нашей стране.

Другими примерами стратегического управления вузами в РФ является достижение целевых показателей по основным индикаторам структурной модернизации генерации знаний, установленного правительством России до 2020 года (таблица 1).

Таблица 1. Целевые индикаторы структурной модернизации генерации знаний [1]

Наименование индикатора 2010 2016 2020

Удельный вес России в общемировом числе публикаций, % к общему числу 2,48 4 5

Удельная оснащенность 1 исследователя 860 1500 3000

Таким образом, данные из таблицы 1 являются прямым доказательством стратегических приоритетов в образовании и научной деятельности российских вузов, задача которых создание интеллектуального и рабочего капитала, способного привести национальную экономику до экономики знаний. Среди наиболее перспективных двигателей развития отечественной науки - это и деятельность венчурных инкубаторов и акселераторов, выступающих спонсорами наиболее перспективных инновационных стартапов, технологий, продуктов, производство и потребление которых - положительный результат общей задачи. Подводя итоги, можно выделить следующую общую специфику стратегического управления вузом в России при условиях экономики знаний, которая выглядит следующим образом: процесс диагностики и анализа вуза способствует созданию стратегического плана развития научно -образовательной деятельности, включая разработку инновационных технологий, внедрение и продвижение которых, с помощью венчурных инкубаторов и акселераторов способно привести к росту ВВП экономики России.

Список литературы /References

1. Пилипчук Н.В. К вопросу об управлении человеческими ресурсами вуза в условиях формирования экономики знаний // Транспортное дело России, 2013. № 5. С. 76-78.

2. Сысоева Ю.Ю. Особенности системы менеджмента высшего профессионального учебного заведения в контексте инновационного процесса системы образования // Вестник НГИЭИ, 2011. № 4 (5). С. 128-137.

3. Названы лучшие акселераторы и бизнес-инкубаторы России по версии UBI Global. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rb.ru/news/best-incubators/ (дата обращения: 17.09.2017).

4. Акселераторы и бизнес-инкубаторы в России: что выбрать. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://habrahabr.ru/company/friifond/blog/195248/ (дата обращения: 17.09.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.