Научная статья на тему 'Специфика стратегического управления предприятиями ракетно-космической промышленности в России'

Специфика стратегического управления предприятиями ракетно-космической промышленности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богомолов В.А., Данильченко Ю.В.

Рассматривается специфика деятельности предприятий ракетно-космической промышленности (РКП), обосновывается необходимость дифференциации продуктовых стратегий предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Богомолов В.А., Данильченко Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF STRATEGIC MANAGEMENT OF SPACE INDUSTRY COMPANIES IN RUSSIA

The article considers specificity of the space-rocket industry companies operations and justifies the necessity of product strategies diversifications.

Текст научной работы на тему «Специфика стратегического управления предприятиями ракетно-космической промышленности в России»

Решетневские чтения

зоваться неспециалистами в области бухгалтерского учета при принятии управленческих решений.

Построение унифицированного аналитического баланса осуществляется в два этапа. На первом этапе на основе шахматного бухгалтерского баланса строится аналитическая финансовая таблица. На втором этапе на основе аналитической финансовой таблицы формируется унифицированный аналитический баланс. В унифицированном аналитическом балансе соединяются действующие формы отчетности: бухгалтерская отчетность, финансовая отчетность, движение прибыли и фондов, движение денежных средств и собственного капитала, движение добавленной стоимости. Каждой форме отчетности предназначен раздел, который состоит из двух столбцов: дебетовый и кредитовый. Формат и содержание унифицированного аналитического баланса лучше приспособлены для анализа нематериальных активов, поскольку сразу же видны общие элементы, которые непосредственно увязывают эти формы, а поэтому любые изменения в одной форме обязательно приводят к изменениям в других формах.

В заключение следует сказать, что в высокотехнологичном бизнесе нематериальные активы являются приоритетными объектами анализа и управления, обеспечивающими наибольший вклад в долгосрочный рост стоимости. Использование унифицированного аналитического баланса позволяет провести классификацию нематериальных активов, выявить их структуру, провести инвентаризацию НМА и обеспечить достоверность оценки деловой репутации (гудвилла) предприятия РКП и способствует организации эффективного управления процессами создания и коммерциализации инновационных разработок.

Библиографические ссылки

1. Валдайцев С. В. Управление инновационным бизнесом : учеб. пособие для вузов. М. : Юнити-Дана, 2001.

2. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров. Модуль 7 / В. Н. Гунин [и др.]. М. : Инфра-М, 1999.

3. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: методология и практика / под. ред. Л. Т. Гиляровской. М. : Финансы и статистика, 2001.

N. V. Bahmareva

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

MAKING OUT OF THE UNIFIED ANALYTICAL BALANCE FOR THE OPERATIVE ANALYSIS AND MANAGEMENT OF NON-MATERIAL ACTIVES OF THE HIGH TECHNOLOGY ENTERPRISES

The authors offer making up scheme of the unified analytical balance for the operative analysis and management of non-material actives of enterprises of the space-rocket industry and providing for reliability of estimation of business reputation of the given enterprise and allowing to effectively operate processes of creation and commercialization of innovative workings out.

© EaxMapeBa H. B., 2011

УДК 669.78

В. А. Богомолов, Ю. В. Данильченко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

СПЕЦИФИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИИ

Рассматривается специфика деятельности предприятий ракетно-космической промышленности (РКП), обосновывается необходимость дифференциации продуктовых стратегий предприятий.

В советское время основной функцией предприятий РКП в нашей стране было обеспечение обороноспособности страны. В настоящее время, помимо выполнения данной функции, государство ставит перед предприятиями задачу увеличения не только доли гражданской продукции, но и доли продукции, выпускаемой вне рамок госзаказа, т. е. полностью коммерческой продукции.

Продукция предприятий космической отрасли, как и любого другого промышленного предприятия, име-

ет ряд отличительных особенностей, которые обусловлены свойствами товаров производственно-технического назначения. Отдельные товары обладают уникальными свойствами.

Деятельность предприятий ракетно-космической промышленности имеет ряд особенностей, основными из которых являются:

- уникальность производимой продукции;

- необходимость в постоянном совершенствова-нии технологии производства;

Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов

- повышенный риск потери изделия во время производства, при вводе его в эксплуатацию и в процессе его использования;

- экстремальные условия эксплуатации продукции [1].

Для всех предприятий отрасли важными проблемами являются следующие:

- определение рыночных способов сохранения внутреннего и внешнего спроса на конечную продукцию;

- разработка мер по избеганию кризисных явлений, в том числе за счет диверсификации и конверсии производства;

- выявление внутренних и внешних механизмов адаптации управленческой сферы и научно-промышленного потенциала оборонной промышленности к условиям рынка [2].

Во времена плановой экономики в СССР проблем с реализацией продукции у предприятий ракетно-космического комплекса не возникало. Но с переходом страны на путь рыночной экономики и необходимостью выхода на внешние рынки оказалось, что продукция отечественных производителей космической техники, несмотря на все ее достоинства, не пользуется спросом у зарубежных заказчиков. При работе предприятий на внутреннем рынке, не имеющем отношения к госзаказу, выяснилось, что в данном сегменте нужны другие методики работы.

В настоящее время предприятиям РКП России приходится работать одновременно в четырех направлениях: государственный оборонный заказ, государственный гражданский заказ, внутренний коммерческий рынок, международный коммерческий рынок [3].

Работа в четырех значительно отличающихся друг от друга сегментах приводит к необходимости выработки различных стратегий работы на данных рынках. Для этого необходимо учитывать особенности и факторы, которые влияют на конкретный рынок .

Важным условием разработки дифференцированных стратегий работы на рынках является необходимость дифференцирования предприятием собственной продуктовой стратегии. Оптимальным инструментом для реализации данной задачи является портфельный анализ.

Суть портфельного анализа заключается в том, что предприятие рассматривается как совокупность стратегических бизнес-единиц, каждая из которых относительно самостоятельна. Цель портфельного анализа - согласование стратегий и наиболее эффективное использование имеющихся ресурсов предприятия с точки зрения достижения устойчивого положения компании в целом, ее отдельных бизнес-единиц в ча-

стности, роста финансовых результатов и стоимости компании.

В общем случае портфельный анализ построен на сопоставлении потенциала развития и рисков: чем выше потенциал развития бизнес-единицы (рост продаж и прибыли) и чем ниже риски, тем выгоднее для компании в целом инвестирование в развитие этой бизнес-единицы.

Портфельный анализ помогает избегать «унифи-кационного» подхода к развитию этих бизнес-единиц при разработке стратегий развития. Для каждой бизнес-единицы обозначаются самостоятельные приоритеты и цели, соответствующие ее положению на рынке и роли в портфеле.

Наиболее распространенными методами портфельного анализа являются матричные методы. Основными матрицами для портфельного анализа являются следующие:

- матрица БКГ (BCG) - анализ темпов роста и доли рынка;

- матрица МКК (MCC) - анализ соответствия бизнеса миссии предприятия его ключевым компетенциям;

- матрица GE/McKinsey - анализ сравнительной привлекательности рынка и конкурентоспособности бизнеса;

- матрица Shell - анализ привлекательности ресурсоемкой отрасли в зависимости от конкурентоспособности;

- матрица Ансоффа - анализ стратегии по отношению к рынкам и продуктам;

- матрица ADL - анализ жизненного цикла отрасли и относительного положения на рынке.

В нынешних условиях использование существующих матриц портфельного анализа в деятельности предприятий РКП в их оригинальном виде затруднительно. Для проведения портфельного анализа предприятий РКП необходима доработка существующих матриц с учетом специфики деятельности предприятий ракетно-космической промышленности России, особенностей их внешней и внутренней среды.

Библиографические ссылки

1. Гостева О. В. Инструменты исполнения проектов на предприятиях ракетно-космической промышленности : автореф. дис. Красноярск, 2010

2. Печеная И. А. Формирование производственной программы выпуска конверсионной продукции предприятий ОПК : автореф. дис. Красноярск, 2009.

3. Промышленный маркетинг : учеб. пособие / сост. : Ю. В. Данильченко, Н. В. Федорова, Н. В. Ку-зоро ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2007.

V. A. Bogomolov, Yu. V. Danilchenko Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

SPECIFICITY OF STRATEGIC MANAGEMENT OF SPACE INDUSTRY COMPANIES IN RUSSIA

The article considers specificity of the space-rocket industry companies operations and justifies the necessity of product strategies diversifications.

© Богомолов В. А., Данильченко Ю. В., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.