DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.119.5.119
СПЕЦИФИКА СПОРТИВНЫХ МЕДИА В ФОРМАТЕ ПОДКАСТИНГА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ЯВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ БЛОГОСФЕРЫ)
Научная статья
Дорощук Е.С.1' *, Трифонова П.В.2
1 ORCID: 0000-0001-8380-9304; 1 2 Казанский федеральный университет, Казань, Россия,
* Корреспондирующий автор (leona31[at]yandex.ru)
Аннотация
Специфика современного медиапространства заключается в том числе и в появлении новых форматов взаимодействия с аудиторией. Одним из востребованных форматов становится подкаст. Его универсальность заключается в том, что он может применяться в различных проблемно-тематических сферах с одинаковой высокой степенью эффективности. В области спортивных медиа подкастинг представляет собой социокультурное явление, позволяющее формировать у слушателей идентичность здоровья на основе культурообразующих символов - здоровье и здоровый образ жизни. Именно беговые подкасты являются пространством доверительного разговора со слушателем, способствующим созданию атмосферы самостановления и саморазвития. Структура бегового подкаста и его функциональные особенности позволяют говорить о специфическом формате коммуникационного взаимодействия.
Ключевые слова: подкаст, подкастер, беговой подкаст, спортивные медиа, идентичность здоровья.
SPECIFICS OF SPORTS MEDIA IN THE FORMAT OF PODCASTING AS A SOCIOCULTURAL PHENOMENON
(ON THE EXAMPLE OF RUSSIAN BLOGOSPHERE)
Research article
Doroshchuk E.S.1' *, Trifonova P.V.2
1 ORCID: 0000-0001-8380-9304;
1 2 Kazan Federal University, Kazan, Russia
* Corresponding author (leona31 [at]yandex.ru)
Abstract
The specifics of modern media space facilitates the emergence of new formats of interaction with the audience. Podcasting became one of the most demanded formats. It can be universally applied in different areas with the same high effectiveness. In the area of sports media, podcasting is a socio-cultural phenomenon that allows the listeners to establish their health identity on the basis of culture forming symbols - health and healthy lifestyle. It is cross-country podcasts that form the space of candid conversation with the listener, and helps to create an atmosphere of self-repair and self-development. The structure of a crosscountry podcast and its functional features allow speaking about a specific format of communication.
Keywords: podcast, podcaster, cross-country podcast, sport media, health identity.
Введение
Современное медиапространство - это пространство массовых коммуникаций, саморазвивающееся, самоорганизующееся и функционирующее по основным коммуникационным законам. Современный мир - мир трансформирующихся коммуникационных систем, мир коммуникационной пресыщенности не только смыслами, но и форматами, в которых существуют и передаются эти смыслы. Это явление получило название коммуникационного изобилия, которое Д. Кин определяет как некое новое состояние общества, обусловленное прежде всего технологической революцией в области обработки и передачи данных, что обостряет споры об определении и этическом разделении публичного и приватного [1]. Как справедливо полагают Е.А. Воинова и Е.В. Сивякова, социальные сети, поисковики и новостные агрегаторы повышают уровень случайного доступа общества к информации и тем самым стирают границы между новостями и иным контентом [2, С. 104.]. Так как «социальные сети обусловили потребление информации при помощи скролла, свайпа и эмоционального высказывания», то и средства массовой информации «стали адаптировать свой контент под форматы соцсетей» [2, С. 104]. Одним из сложных процессов в этом контексте стали процессы гибридизации медийных функций и построения коммуникации с ориентацией на высказывание, а не на обсуждение [2].
Поиск новых форматов, соответствующих новым коммуникативным вызовам, реализующим основные задачи медиа и в то же время создающих новые механизмы взаимодействия с потребителем, актуализировал подкаст как медиатекст особого свойства - он объединяет в себе несколько инновационных характеристик: во-первых, основывается на повествовательном нарративе, что позволяет решать информационные и коммуникационные задачи; во-вторых, отражает результат поиска новых форм подачи материала, основанных на привычных аудиоформатах предъявления текста массовой аудитории; в-третьих, способен в силу близости к естественным формам коммуникации межличностного типа к организации коммуникационного сообщества со всеми вытекающими отсюда особенностями; в-четвертых, цифровая основа аудиотекста подкаста позволяет формировать свободную программу потребления с эффектом отложенного прослушивания.
Таким образом, подкаст, как новая форма коммуникации способствует вовлечению аудитории в коммуникационные действия, что делает данную систему взаимодействия важной частью стратегической коммуникации, позволяя медийным форматам не только развиваться, но и осуществлять качественно иное
взаимодействие с аудиторией. Подкаст как форма организации публичного диалога способствует формированию виртуального медиасообщества.
Глобальный тренд на подкасты непосредственно касается и спортивных медиа, которые ориентируются на те особенности восприятия тематических подкастов, которые предполагают активные занятия спортом и физическими упражнениями, что определяет и авторов, героев, форму, хронометраж и даже способ преподнесения информации.
Подкастинг в этой сфере также является результатом глобальной интеграции медиа в различные сферы жизни общества, он трансформирует привычки потребления медиаинформации, в значительной степени облегчая ее фильтрацию, систематизацию, способ поиска и восприятия. На наш взгляд это определяет облик медиа в будущем. Определение специфических особенностей современного бегового подкаста, представленного в российской блогосфере, является основной целью данной статьи. Актуальность ее предопределяется бурным развитием новых форматов, оказывающих влияние не только на способы и стратегии подачи информации и организации коммуникационного взаимодействия, но и на способы ее потребления.
Методика проведения исследования
Изучение феномена спортивных подкастов на примере российских беговых подкастов Across the Runiverse, «От себя не убежишь», «Бег вреден» осуществлялось с применением методики структурно-функционального анализа. Оценка подкастов проводилась по критериям: степень гуманизации темы спорта, степень доступности тем, предъявляемых в подкастах, для обсуждения; степень популяризации спорта как регулярного способа времяпровождения; принципы структуры беговых подкастов, личный бренд и медийный образ ведущего подкаста в контексте его значимости для популяризации темы здорового образа жизни.
Выбор для исследования российских беговых подкастов Across the
Runiverse (https://sponsr.ru/acrosstheruniverse/?tab=levels&lid=1603&redirect_url=%2Fpost%2F13272), «От себя не убежишь» (https://podcast.ru/1499127462), «Бег вреден» (https://podcast.ru/1492169144) обусловлен тем, что они, по данным медиаизмерений, являются одними из самых популярных беговых подкастов в русскоязычной среде. Всего было исследовано более 80 выпусков подкастов Across the Runiverse, «Бег вреден» и «От себя не убежишь», опубликованных в 2018-2021 гг.
Основные результаты исследования
Спортивные медиа в российском сегменте Интернета развиваются по тем же коммуникационным законам, что и другие медиа. И их популярность в аудиторной среде объясняется во многом сменой мироощущения множества представителей различных аудиторных групп, что позволяет говорить о формировании сообществ по интересам. Именно интерес к здоровому образу жизни определяет и востребованность беговых блогов в формате подкаста как новых социокультурных феноменов в российской блогосфере. Социокультурная основа спортивного/здорового образа жизни очевидна: каждая культура опирается на исторически сложившуюся систему определенных символов, которые являются основой того образа жизни, который присущ данной культуре. При этом эти символы носят культурообразующий характер, отличаются тесной взаимосвязью и направлены на реализацию культурной модели, которая является необходимой для существования данной культуры в целом. И как справедливо отмечает Ю.В. Науменко, два основных понятия - здоровье и здоровый образ жизни - могут быть определены как культурообразующие символы. В совокупности здоровье и здоровый образ жизни могут быть охарактеризованы как такой образ жизни человека, который соответствует «определенной системе этико-философских воззрений на мир в целом и на место (предназначение) человека в этом мире, характерной для конкретной социально-культурной общности» [3, С. 152]. А личность, принимающая и разделяющая этот образ жизни, стремится поддерживать культуру, в которой существует, своей непосредственной деятельностью, задавая благополучный для данной социально-культурной общности образ жизни и деятельности [3].
Здоровый человек - это понятие комплексное, состоящее из целого ряда смыслов: гармония души и тела как результат равновесия сущности человека, определяющей его активность; благоразумие и благонамеренность, сочетаемость физического здоровья и умственного развития/образования; нормированность жизнедеятельности в соответствии с социальной ролью; творческий подход к личности, собственному здоровью. Здоровый человек способен сочетать позитивное мироощущение и нацеленность на саморазвитие и самовыражение на основе целостного развития, самосовершенствоваться как физически, так и духовно, нравственно. Главное, на что может быть сделан акцент в этом контексте, - на формирование отношения к здоровью как к ценности. И справедливо в этом случае, на наш взгляд, определение Ю.В. Науменко феномена «здоровье» как состояния «целостности физического, душевного и социального развития человека, которое необходимо ему для достижения личного и общественного благополучия» [3, С. 157]. Именно на поддержание процессов самостановления человека по законам гармонии движения, способствующей сохранению самости личности «для позитивного самоутверждения в собственном теле, в ближайшем социальном окружении, в обществе и природе в целом» [3, С.157] и направлена деятельность спортивных медиа в формате беговых подкастов.
Беговые подкасты - это особый тип специализированных спортивных медиа (тематических медиа), в которых представлена информация для тех, кто занимается бегом, в аудио-, видео- или гибридных форматах. Проблематика таких подкастов обширна - от музыкального сопровождения тренировки до профессиональных уроков по легкой атлетике. Беговой подкаст характеризуется тем же подходом к потреблению, что и другие подкасты - когда «любой потребитель может стать автором и ведущим собственной программы, создавая и загружая новые выпуски на специальные платформы в интернете (например, iTunes, Stitcher, Podfm.ru, Podster.ru)» [4]. Беговые подкасты -типичные представители нишевых медиа.
Интерес исследователей к феномену подкаста, включая и беговые подкасты, в последние годы постоянно растет. Подкасты изучаются в разных аспектах. Так, А.А. Дорофеева в контексте зарождения и развития подкастинга
сравнивает этот формат распространения медиаинформации с форматом классического радио, радиовещанием в Интернете, однако выделяет при этом отличия от этого вида журналистики: простота записи с минимальным количеством оборудования; отсутствие прямых эфиров; нацеленность на узкую аудиторию; минимизация финансовых затрат; отсутствие привязанности к сетке вещания; отсутствие возможности онлайн-интерактива с аудиторией [5]. В.М. Латенкова обращает внимание на специфичные черты подкастинга в связи с процессами интернетизации медиа [6]. Н.В. Белинова, А.С. Сухарева и Н.В. Шевченко рассматривают подкасты как дидактическое средство и оценивают их образовательный потенциал [7]. Исследователи определяют подкасты как серию звуковых, видеофайлов на заданную тематику, создаваемых для распространения в Интернете с открытым доступом для массовой аудитории. Субъект, создающий и сопровождающий подкаст, именуется подкастером. А.А. Евтюгина и Л.Е. Волкова выделяют преимущества подкаста, к которым относят: звуковую природу подкаста с возможностью выбора формы получения информации, соответствующей потребностям; интерактивность с коммуникативными форматами взаимодействия; эффективность при организации познавательного пространства и времени (возможность использовать подкасты тогда и так, как на данный момент удобно) [8].
Подкаст как феномен современного медиапространства развивается под влиянием медиатизации, которая сегодня задает тон всем процессам, протекающим в цифровых форматах. С. Хьярвард подчеркивает двусторонний характер медиатизации, в котором «медиа, с одной стороны, выделяются как независимый институт с собственной логикой, к которой другие социальные институты должны подстроиться» [9]. Медиатизации подвергаются практически все институты современного общества. Медиатизация, проникая в сферы политики, науки, религии, семейных отношений, во многом подчиняет их деятельность. Подкасты являются своего рода продуктом медиатизации, интегрируясь в жизнь общества и становясь естественной частью дневной рутины для тех, кто их слушает постоянно - за рулём, на отдыхе, при выполнении домашних обязанностей, за едой, во время работы или учёбы.
Медиатизация оказывает влияние на разработку новых инструментов и форматов преподнесения контента, что особенно важно для среды, перенасыщенной информацией, требующей новых инструментов, позволяющих её систематизировать.
В контексте данного исследования таким инструментом является формат как «вид коммуникационного канала», при разработке и применении которого «критериями соответствия оказываются признаки пригодности знаковых систем, в которых объективировано произведение, к успешному распространению через данный коммуникационный канал» [10, С. 15]. Подкаст и деятельность по его созданию и распространению - подкастинг - являются одним из наиболее ярких примеров новых форматов распространения информации в новых условиях. Спортивная проблематика в подкастах - достаточно распространена в российском сегменте Интернета. Вокруг таких подкастов формируются комьюнити, что способствует активизации занятий спортом и физической культурой как части здорового образа жизни. Бег на сегодняшний день - это вид спорта с огромным потенциалом, а беговые способствуют не только росту популярности подкастеров, но и становятся толчком к развитию бега.
По результатам проведенного анализа беговых подкастов можно сделать следующие выводы:
1. Функциональные особенности спортивных подкастов выделяют решение нескольких задач на социокультурном уровне:
1) сопровождение - фасилитация процесса непрерывной, постоянной идентификации человеком физического, психического и личностного Я, и как следствие - формирование социокультурной идентичности здоровья;
2) коммуникация и управление спортивным поведением в соответствии с социальными нормами, правилами и законами;
3) планирование своей жизни и деятельности, разработка индивидуальной стратегии по достижению состояния благополучия, а также реализация планов;
4) коррекция поведения, включая спортивное поведение, с уточнением смыслов жизни в соответствии с условиями и обстоятельствами.
2. Наиболее распространенным форматом бегового подкаста являются неформальные интервью со свободным стилем общения с приглашенными. Диалоговый формат способствует вовлеченности аудитории в обсуждение вопросов о беге, а также позволяет идентифицировать себя слушателю подкаста в контексте социокультурной значимости рассматриваемых проблем. При этом, ведущие подкаста - постоянные блогеры (например, Константин Кан для подкаста Across the Runiverse или Алексей Иванов и Александр Смирнов для подкаста «Бег вреден»), как правило входящие в состав бегового российского комьюнити.
3. Одним из главных тематических направлений беговых подкастов становится культура бега в целом. Отличием поведения подкастера становится высокая степень личной заинтересованности, что способствует повышению и поддержанию интереса аудитории. Включенность в беговые комьюнити позволяет подкастерам разговаривать с известными легкоатлетами на равных, что не может не подкупать слушателя, и выбирать те же локации, что и профессиональные легкоатлеты.
4. Погруженность в любительскую беговую среду на высоком уровне, личное участие в беге - бег минимум три раза в неделю, участие в забегах, стремление к каким-либо результатам и т.д. обеспечивают подкастам растущее внимание со стороны аудитории. Аудитория подкастов в большей степени заинтересованные в спорте и собственных результатах люди. Однако популярность бегового подкаста видится в том, что обсуждение вопросов бега носит надпрофессиональный характер, предполагающий всегда выход на темы культуры бега и его значимости в жизни каждого человека.
5. Популярными структурными особенностями подкастов являются заголовки-темы, тезисно представляющие выпуск (95% заголовков для подкаста Across the Runiverse выполнены в технологии слаглайна, например: «Лена Дьячкова. Экономика в МГУ, ЧМ с ВФЛА, США, онлайн фитнес с Peloton», также подавляющее большинство заголовков для подкаста «Бег вреден» (до 94%), например: «S03E07 Ольга Осканова: телохранитель, массажистка, баскетболистка».
6. 75% всех российских подкастов о спорте - это инди-проекты или блоги, созданные физическими лицами, и не привязанные к медиа или бренду. Блоги как формат являются главным трендом в развитии бегового подкастинга.
7. Современные спортивные блоги отличаются профессиональным контентом и оперативностью подачи информации: они не только популяризируют спорт, но и во многом являются двигателем популярного в наши дни явления - перехода из любительской в профессиональную лигу (в тех видах спорта, где это возможно).
8. Спортивный подкастинг оказывает благотворное влияние на развитие культуры здоровья среди потребителей данной информации, это стимулирует организацию спортивных соревнований и увеличение количества их участников. Подкасты гуманизируют тему спорта, делая её более доступной для обсуждения, акцентируя внимание не только на информационной и развлекательной функциях подкаста, но и актуализируя просветительскую функцию.
9. Беговые подкасты представляют собой концентрацию мыслей героев и ведущих, где нет места светским беседам и жестам вежливости. В отличие от многих подкастов, так называемая фактическая функция языка здесь практически не выражена, что позволяет отнести эти подкасты к просветительским проектам, где в совокупности раскрывается сущность и цель, разные аспекты бега как спортивного занятия.
Заключение
Беговые подкасты - будущее спортивного блогинга. Как показало исследование, беговые подкасты становятся сейчас не только средством организации досуга, но и средством включения в процессы самоформирования, актуализации бегового поведения, для чего применяются технологии доверительного участия, одной из которых является свободное интервью. При включенном слушании как основном формате потребления подкастов, подавляющее большинство аудитории ориентируется на рекомендательные практики подкаста, что отражается в содержании данного формата. Это позволяет включать и механизмы стимулирования процессов самосовершенствования аудитории, нацеливать ее на достижение определенных результатов в формировании идентичности здоровья, что придает подкасту значимость социокультурного феномена.
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Список литературы / References
1. Кин Дж. Демократия и декаданс медиа / Дж. Кин / пер. с англ. Д. Кралечкина; под науч. ред. А. Смирнова. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. - 312 с.
2. Воинова Е. А. Подкаст как новый формат публичной коммуникации в условиях цифровой медиасреды / Е. А. Воинова, Е. В. Сивякова // Социально-гуманитарные знания. - 2018. - № 12. - С.104-120.
3. Науменко Ю. В. Социально-культурные феномены «здоровье» и «здоровый образ жизни»: сущность и стратегия формирования / Ю. В. Науменко // Проблемы современного образования. - 2012. - № 6. - С. 151 - 176. -[Электронный ресурс]. URL: http://pmedu.ru/res/2012_6_11.pdf (дата обращения: 12.03.2022).
4. Форманюк М. Смени пластинку: 5 подкастов о беге / М. Форманюк // NewRunners. - 16 января 2014 г. -[Электронный ресурс]. URL: https://newrunners.ru/mag/smeni-plastinku-5-podkastov-o-bege/ (дата обращения: 12.03.2022).
5. Дорофеева А. А. Подкастинг: новое радио в Интернете / А. А. Дорофеева // Век информации. - 2018. - № 1. -С.192-198.
6. Латенкова В. М. Актуальные аспекты интернетизации современного телевидения : автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Москва. - 2012. - 22 с.
7. Белинова Н. В. Образовательная ценность подкастов: дидактические свойства и технология создания / Н. В. Белинова, А. С. Сухарева, Н. В. Шевченко // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. -№ 64-4. - С. 24-28.
8. Волкова Л. Е. Особенности создания образовательных подкастов в методике преподавания языка / Л. Е. Волкова, А. А. Евтюгина // Социокультурное пространство России и зарубежья: общество, образование, язык. -2020. - № 9. - С.32-38.
9. Hjarvard S. The mediatization of society: A theory of the media as agents of social and cultural change / S. Hjarvard // Nordicom Review. - 2008. - Vol. 29 (2). - P. 105-134. (in English).
10. Лазутина Г. В. Жанр и формат в терминологии современной журналистики / Г. В. Лазутина // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2010. - №. 6. - С. 14-21.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Kin Dzh. Demokratiya i dekadans media [Democracy and decadence of media] / Dzh. Kin / per. s angl. D. Kralechkina; edited by A. Smirnova. - M.: Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2015. - 312 p. [in Russian].
2. Voinova E. A. Podkast kak novyj format publichnoj kommunikacii v usloviyah cifrovoj mediasredy [Podcast as a new format of public communication in the digital media environment] / E. A. Voinova, E. V. Sivyakova // Social'no-gumanitarnye znaniya [Social and humanitarian knowledge]. - 2018. - № 12. - P.104-120. [in Russian].
3. Naumenko YU. V. Social'no-kul'turnye fenomeny «zdorov'e» i «zdorovyj obraz zhizni»: sushchnost' i strategiya formirovaniya [Socio-cultural phenomena "health" and "healthy lifestyle": the essence and strategy of formation] / YU. V. Naumenko // Problemy sovremennogo obrazovaniya [Problems of modern education]. - 2012. - № 6. - P. 151 - 176. -[Electronic resource]. URL: http://pmedu.ru/res/2012_6_11.pdf (accessed: 12.03.2022). [in Russian].
4. Formanyuk M. Smeni plastinku: 5 podkastov o bege [Change records: 5 podcasts about running] / M. Formanyuk // NewRunners. - 16 yanvarya 2014 g. - [Electronic resource]. URL: https://newrunners.ru/mag/smeni-plastinku-5-podkastov-o-bege/ (accessed: 12.03.2022). [in Russian].
5. Dorofeeva A. A. Podkasting: novoe radio v Internete [Podcasting: new radio on the Internet] / A. A. Dorofeeva // Vek informacii [Age of Information]. - 2018. - № 1. - P.192-198. [in Russian].
6. Latenkova V. M. Aktual'nye aspekty internetizacii sovremennogo televideniya [Current aspects of the internetization of modern television]: avtoref. diss. ... kand. filol. nauk. Moskva. - 2012. - 22 p. [in Russian].
7. Belinova N. V. Obrazovatel'naya cennost' podkastov: didakticheskie svojstva i tekhnologiya sozdaniya [Educational value of podcasts: didactic properties and technology of creation] / N. V. Belinova, A. S. Suhareva, N. V. SHevchenko // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. - 2020. - № 64-4. -P. 24-28. [in Russian].
8. Volkova L. E. Osobennosti sozdaniya obrazovatel'nyh podkastov v metodike prepodavaniya yazyka [Features of creating educational podcasts in the methodology of language teaching] / L. E. Volkova, A. A. Evtyugina // Sociokul'turnoe prostranstvo Rossii i zarubezh'ya: obshchestvo, obrazovanie, yazyk [Sociocultural space of Russia and abroad: society, education, language]. - 2020. - № 9. - P. 32-38. [in Russian].
9. Hjarvard S. The mediatization of society: A theory of the media as agents of social and cultural change / S. Hjarvard // Nordicom Review. - 2008. - Vol. 29 (2). - P. 105-134.
10. Lazutina G. V. Zhanr i format v terminologii sovremennoj zhurnalistiki [Genre and format in the terminology of modern journalism] / G. V. Lazutina // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika [Bulletin of the Moscow University. Series 10. Journalism]. - 2010. - №. 6. - P. 14-21. [in Russian].