Научная статья на тему 'Специфика современного межэтнического взаимодействия в республике Бурятия'

Специфика современного межэтнического взаимодействия в республике Бурятия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
175
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петрова Елена Викторовна

Исследуются особенности и характер межэтнического взаимодействия контактирующих этносоциальных групп в Республике Бурятия в конце XX начале XXI в., рассматривается уровень этнической толерантности русского населения'.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of the modern interemnic interaction in the Republic of Buryatia

Peculiarities and character of the interethnic interaction communicating ethno-social groups in the Republic of Buryatia in the end of the XX the beginning of the XXI centuries; the level of ethnic tolerance of the Russian population is considered in the article.

Текст научной работы на тему «Специфика современного межэтнического взаимодействия в республике Бурятия»

Е.В. Петрова

СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

Исследуются особенности и характер межэтнического взаимодействия контактирующих этносоциальных групп в Республике Бурятия в конце XX - начале ХХ1 в., рассматривается уровень этнической толерантности русского населения1.

Реформы, происходящие в Российской Федерации, трансформация социальной структуры общества и связанное с этим углубление процессов этносоциальной стратификации повлияли на межэтническое взаимодействие. Поэтому анализ межэтнических отношений связан с исследованием социальных процессов, характерных для разных этносоциальных групп. Данный подход обеспечивает возможность выявить закономерности и проследить динамику этносоциальной ситуации в конкретных регионах и в стране в целом.

Современные межэтнические отношения в республике в большей степени детерминированы социальноэкономическими и политическими изменениями, произошедшими в России в конце XX - начале XXI в., степенью удовлетворенности этносоциальных групп своим материальным положением, увеличением этносоциального неравенства основных контактирующих этногрупп. Кроме того, на характер межэтнических отношений влияют авто- и гетеростереотипы сознания этногрупп, этнокультурная дистанция и степень длительности межэтнического взаимодействия.

В социологическом понимании межэтнические отношения представляют собой широкие общественные связи (экономические, социально-политические, государственно-правовые, идеологические, культурные) между этническими общностями, которые функционируют не только на институциональном уровне как общественные отношения, но также опосредуются индивидуальноличностными особенностями человека, т.к. существуют в виде реальных социально-психологических связей людей в ежедневном взаимодействии [1].

Прогноз развития межэтнического взаимодействия на ближайшие годы в республике, данный экспертами (2001 г.), свидетельствовал о том, что динамика межэтнических контактов останется позитивной и не будет развиваться в сторону увеличения отрицательных показателей. Почти половина экспертов (48%) полагали, что они останутся на прежнем уровне, 20% - что улучшатся, 16% ожидали ухудшения, 4% затруднились ответить. В опросе дружескими их назвали 32%, спокойными 56%, не всегда дружескими - 8%, конфликтными - 0%.

Исходя из практики межэтнического взаимодействия в республике и результатов социологических исследований, можно сказать, что прогнозы экспертов в основном подтвердились - в настоящее время регион является достаточно стабильным с точки зрения развития межэтнических контактов.

По итогам социологического исследования (20032004 гг.), проведенного среди русского населения, межэтнические отношения в республике как не изменившиеся охарактеризовали 42,5% опрошенных русских, каждый пятый посчитал, что они ухудшились (21,3%),

увидели улучшения только 5%, треть респондентов с ответом затруднилась.

Оценивая перспективы развития межэтнических отношений в республике в ближайшие годы, взгляды респондентов разделились. Треть опрошенных русских (32%) считала, что межэтнические отношения останутся на прежнем уровне. Каждый седьмой был уверен, что отношения либо улучшатся, либо ухудшатся. Затруднились с ответом 37%.

Для подавляющего большинства русских респондентов, как оказалось, не имеет значения этническая принадлежность коллег по работе либо устраивает полиэтническое окружение, только каждый восьмой (12,3%) предпочел бы работать среди коллег своей этнической принадлежности - эта группа мечтает пребывать в этнически однородной среде. В то же время больше половины опрошенных русских (55,5%) считают, что принадлежность человека к той или иной этнической группе влияет на возможность получить или не получить высокую должность в органах государственной власти Бурятии. Только 11,5% с этим не согласны, 18% думают, что все зависит от самого человека и сложившихся обстоятельств.

Одним из индикаторов этнической толерантности является динамика межэтнических браков, а также отношение к таким бракам со стороны представителей различных этнических общностей. Всего 9,2% русских отрицательно отнеслись к межэтническим бракам. Проявила полное безразличие треть опрошенных, отнеслись положительно - 44%. Большая часть русских (58%) считает, что браки между людьми разных этнических групп способствуют сближению и взаимопониманию. Причем чем выше уровень образования респондентов, тем большее число положительно оценивает межэтнические браки, и наоборот.

Возможность породниться с представителями других национальностей оценили положительно 32,5% русских, отрицательно - 4%, постараются избежать такого родства - 6%, для трети национальность не важна, если речь идет о достойном человеке, 25% вообще не задумывались об этой проблеме. И опять коррелирующим признаком выступает образование. Высокообразованные русские не исключают для себя возможности стать родственниками с представителями других национальностей, их установки больше ориентированы на принципы социокультурного плюрализма и многообразия, в отличие от тех, у кого уровень образования не столь высок.

48% русских имеют среди родственников представителей других этнических групп, значительную часть из которых составляют буряты (24,5%), а также украинцы (21%) и татары (14%). Менее представлены евреи (7%), белорусы (6%), немцы и поляки (по 2%).

По мнению опрошенных русских, этническую принадлежность человека в первую очередь определяют культура (55,5%), язык (50%), следование обычаям (31%), менталитет (27,3%), внешность (27%), национальность отца (20,3%), личный выбор (15,5%), место рождения (11,5%), национальность матери (9,5%).

Республика Бурятия традиционно считается регионом со стабильным межэтническим взаимодействием. Одним из факторов, обеспечивающих эту стабильность, является уровень толерантности контактирующих этнических групп, который детерминирует характер современных межэтнических отношений.

Результаты исследования (2003-2004 гг.) позволили сделать вывод о позитивной направленности этнической толерантности русских.

Доля лиц, оценивших толерантные высказывания как правильные, по многим суждениям составила 6080% опрошенных русских. При оценке нетолерантных высказываний как неправильных уже не наблюдалось такого единодушия, и разброс оценок респондентов варьировал от 40 до 70%, в целом указывая на толерантность русских. Единственное утверждение, которое вызвало обратную реакцию, было следующим: «Миграция в РФ приезжих из стран ближнего и дальнего зарубежья влияет на рост совершенных преступлений». Несмотря на то что изначально это утверждение мы отнесли к нетолерантным, только 9% респондентов оценили его таким, а 69% назвали его правильным, т.е. толерантным. Негативное восприятие мигрантов русскими скорее направлено на современных приезжих, доля которых выросла в стране в несколько раз за последнее десятилетие, чем на представителей традиционно контактирующих этнических групп в республике, которые живут на ее территории уже не одну сотню лет. Более толерантные высказывания были отмечены у тех русских, которые среди своих родственников имели представителей других этнических групп.

Большинство русских в Бурятии (88%) убеждены, что о человеке возможно судить только по его моральным и профессиональным качествам, а не по национальности. По мнению 85% русских, все народы, и большие и малые, должны иметь в России равные возможности для сохранения своего языка, религии, традиций и обычаев. Около половины опрошенных с большим интересом относятся к культурным традициям других народов, почти для четверти они безразличны, и только 5,8% они неинтересны. Многонациональ-ность России, по мнению большинства (76%), обогащает ее культуру. Среди опрошенных 80% уверены, что традиции, обычаи, религии любого народа заслуживают уважения, даже если они кажутся необычными, только 4% с этим утверждением несогласны. Национализм, по мнению большинства опрошенных, заслуживает всяческого осуждения (74%).

Аналогичные результаты были получены при опросе студентов Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (ВСГАКИ) по проблемам толерантности (2002 г.). Полученные данные позволили сделать вывод о хорошем социальном самочувствии студенческой молодежи, 88% студентов испытывали оптимизм, надежду или спокойствие, если задумывались о будущем. В целом высказывания сту-

дентов, в том числе русских, выглядели вполне толерантными, в случае как с этнической, так и религиозной принадлежностью.

Более толерантными они были у тех студентов (55,7%), которые среди своих родственников имели представителей других национальностей. 55% опрошенных среди русских студентов и 71% среди бурят положительно оценили заключение браков между людьми, принадлежащими к разным этносам. Равное число русских и бурят (по 39%) положительно смотрят на вероятность породниться с представителями других национальностей. Скорее всего, это связано с тем, что когда основы толерантного воспитания закладываются и культивируются в семье - в среде первичной социализации, то результатом являются более толерантные суждения и стереотипы поведения.

34% русских студентов и 43% студентов бурят предпочли бы работать в многонациональном коллективе, для 47% русских и 26% бурят национальный состав коллектива не имеет никакого значения. Среди русских студентов 21% опрошенных все-таки выбрали моноэтнический состав, среди студентов бурят - 5%.

63% русских студентов и 14% бурят уверены, что на возможность человека получить высокую должность в органах государственной власти Бурятии влияет национальность. 21% русских и 57% бурят считают, что национальность никак не влияет на карьеру и продвижение по службе. Почти равное число русских (38%) и бурят (34%) убеждены, что главное - это профессионализм работника и сложившиеся обстоятельства.

Четверть опрошенных студентов оценили межэтнические отношения в Бурятии спокойными, причем почти равное число у русских (37%) и бурят (39%). Чуть больше трети респондентов (38%) охарактеризовало их как не всегда спокойные. 14% воспринимают их как напряженные и только 4% уверены в их конфликтности. Изменение межэтнических отношений в Бурятии в сторону улучшения видели 16% студентов, из них 35% русских и 42% бурят. Каждый пятый связывал изменения в межэтническом пространстве с ожидающимся ухудшением, среди русских таких было 24%, среди бурят 9%. Каждый четвертый посчитал, что они останутся на прежнем уровне, из них 52% русских и 21% бурят.

Существует мнение, что широко распространены в массовом сознании россиян представления о преуспевающих в современных условиях группах населения, обязанных своими успехами лишь факту своей этнической принадлежности. Эти представления порождают культивирование сепаратистских настроений и провоцируют межэтнические конфликты [2].

Исследования, проведенные на территории Бурятии, не выявили среди русского населения республики (2003-2004 гг.) сколько-нибудь явных проявлений таких настроений. Большинство респондентов (54,5%) ни разу открыто не высказывали свое недовольство каким-либо народом или людьми какой-либо национальности, один или несколько раз высказывали свое неприязненное отношение четверть опрошенных, много таких ситуаций было с 6,5% опрошенных.

Таким образом, полученные в нескольких исследованиях данные позволяют сделать вывод о позитивной направленности этнической толерантности русского

населения, функционирующей скорее в плоскости «толерантности как расширения собственного опыта и возможности критического диалога» [3], которая предполагает уважение в сочетании с установкой на изменение позиции в результате обсуждения. Сумма показателей по толерантным позициям значительно превышает показатели по нетолерантным, а удельный вес группы толерантных респондентов составляет подавляющее большинство.

В республике у русских на фоне невысокой внутри-этнической консолидации и увеличения доли лиц, воспринимающих межэтническое взаимодействие не слишком оптимистично, тем не менее происходит воспроизводство толерантных отношений как одного из основных принципов безконфликтного социального взаимодействия в сфере межэтнического общения, что, несомненно, способствует гармонизации этнополити-ческого и этнокультурного пространства региона.

С другой стороны, реально существуют факторы, которые объективно могут рассматриваться как способствующие увеличению социальной дистанции между контактирующими этническими группами, а не их интеграции, и тем самым создающие поле для появления конфликтов. Как известно, конфликт - всего лишь форма взаимодействия. И если два субъекта вступают в это взаимодействие, вероятность возникновения конфликтных ситуаций всегда существует. Однако чем меньше социальная дистанция между субъектами (согласованность интересов, равный доступ к ограниченным

ресурсам, интеграционные процессы), тем меньше вероятность зарождения конфликта даже в его латентной стадии, соответственно большая дифференциация ведет к возрастанию возможностей проявления конфликтогенного потенциала между субъектами взаимодействия и развития ситуации по сценарию противостояния.

Контактирующие в республике этнические группы как субъекты взаимодействия изначально несут в себе объективные этнокультурные различия, которые чаще всего не рассматриваются как факторы конфликтности и воспринимаются населением вполне толерантно. Как показывает практика новейшей истории нашей страны, в качестве катализаторов выступают скорее элементы социального неравенства (структура занятости, доступность и уровень образования, структура безработицы, доходы, возможность вертикальной мобильности и т. д.), которые детерминируют и характер межэтнических отношений.

В регионах, характеризующихся большим сходством социальных позиций этнических групп, меньшей трудовой конкуренцией, позитивные оценки межнациональных отношений носят более массовый характер.

Перспективы стабильного развития межэтнического взаимодействия в Республике Бурятия лежат в плоскости улучшения социально-экономического развития, культивирования интеграционных стратегий поведения, моделирования единства республиканской и общегражданской идентичностей [4].

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Эмпирическую базу статьи составили социологические исследования, которые были проведены:

в 2001 г. - при финансовой поддержке Совета национальностей при Президенте Бурятии опрос экспертов в г. Улан-Удэ и 4 сельских районах Бурятии (100 человек, формализованное интервью). В число экспертов вошли госслужащие, преподаватели вузов, представители научной общественности, общественных организаций русского населения, религиозных объединений; в 2002 г. при финансовой поддержке администрации Президента и Правительства Республики Бурятия опрос студентов Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (250 человек, групповое анкетирование). Были опрошены студенты 1, 3 и 5-го курсов очного отделения 6 факультетов ВСГАКИ (библиотечного, БАСКС, УСКД, КиПД, ФИС, ГКФ). Выбор данного вуза обусловлен его межрегиональным статусом (Восточно-Сибирский), а также тем, что в нем представлены студенты разных национальностей Бурятии и сопредельных регионов (областей и республик). Кроме того, данный вуз готовит работников культуры и искусства, которые призваны культивировать практики межэтнического диалога и взаимодействия. Для расчетов выборки за основу взяты данные учебной части о численности и составе студентов по указанным факультетам; в 2003-2004 гг. — при финансовой поддержке Совета национальностей при Президенте Бурятии массовый опрос (800 русских, индивидуальное анкетирование). Многоступенчатая стратифицированная моноэтническая выборка учитывала следующие признаки: удаленность района от столицы республики, функциональную роль поселения, соотношение национального состава, численность населения в населенном пункте. На последней ступени использовался квотный отбор респондентов. Единицы отбора каждой ступени и квоты определялись на основе статистических материалов Территориального органа Федеральной службы государственной статистики, что позволяет говорить о надежности результатов. Всего было отобрано 7 сельских районов республики и г. Улан-Удэ. Выборка репрезентативна по заданным признакам N.

ЛИТЕРАТУРА

- С. 184.

№ 11. - С. 46-54.

- Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО

Статья представлена научной редакцией «Философия» 5 марта 2008 г.

1. Арутюнян Ю.В. Этносоциология / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А. А. Сусоколов. - М.: Аспект-Пресс, 1998. -

2. Иванов В.Н. Центр социологии региональных и национальных отношений. - Режим доступа: www.ispr.ru

3. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В. А. Лекторский // Вопросы философии. - 1997. -

4. Петрова Е.В. Русское население республик Сибири в условиях трансформации российского общества / Е.В. Петрова.

РАН, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.