Научная статья на тему 'Специфика современного менеджмента как системы в области физической культуры и спорта'

Специфика современного менеджмента как системы в области физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1073
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА / МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА / ФУНКЦИОНАЛ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безруких Анастасия Дмитриевна, Казанцев Евгений Михайлович, Ёлгина Мария Викторовна, Мальцева Марина Викторовна

В статье рассмотрены основные понятия системы менеджмента физической культуры и спорта, раскрыты функции менеджмента как системы, отражена связь менеджмента как незаменимого элемента в сфере физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Безруких Анастасия Дмитриевна, Казанцев Евгений Михайлович, Ёлгина Мария Викторовна, Мальцева Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика современного менеджмента как системы в области физической культуры и спорта»

Список литературы

1. Береговой А. Резервы на возможные потери по ссудам. Новые требования к регулированию кредитного риска // Бухгалтерия и банки. 2016. № 9. С. 19-24.

2. Булгаков А., Телегин И. Риски российского коммерческого банка в современных условиях // Бухгалтерия и банки. 2016. № 5. С. 20-23.

3. Зрелое А. Кредитовать нельзя отказать. Правовые последствия отказа банка в предоставлении заемщику очередного транша по возобновляемым кредитным линиям // Бухгалтерия и банки. 2012. № 8. с. 45.

СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАК СИСТЕМЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Безруких А.Д.1, Казанцев Е.М.2, Ёлгина М.В.3, Мальцева М.В.4

'Безруких Анастасия Дмитриевна — кандидат экономических наук, доцент,

кафедра информационных систем и технологий, Институт космических и информационных технологий СФУ, г. Красноярск;

2Казанцев Евгений Михайлович — ассистент, кафедра физического воспитания; 3Ёлгина Мария Викторовна — студент, физико-математический факультет; Мальцева Марина Викторовна — студент,

филологический факультет, Лесосибирский педагогический институт филиал

Сибирский федеральный университет, г. Лесосибирск

Аннотация: в статье рассмотрены основные понятия системы менеджмента физической культуры и спорта, раскрыты функции менеджмента как системы, отражена связь менеджмента как незаменимого элемента в сфере физической культуры и спорта.

Ключевые слова: менеджмент, спортивный менеджмент, система менеджмента, модель системы менеджмента, функционал спортивного менеджмента.

По мере развития человеческого общества спортивная деятельность все шире проникает в различные сферы жизни людей. Согласно данным предоставленным в отчете о результативности работы Министерства спорта Российской Федерации по итогам 2017 года в регулярные занятия спортом вовлечены около 50 миллионов человек, что составляет 35,5% от общей численности населения. Социально-экономические изменения в современном мире вызывают необходимость осмысления и широкого изучения вопросов организации, управления и администрирования в сфере физической культуры и спорта на основе использования опыта, теории и практики управления.

Менеджмент - (англ. management управление, заведование, организация) система мероприятий по эффективному управлению организацией, фирмой, предприятием в современных условиях и на научной основе[1].

Определение менеджмента представляет собой организованную систему, которая представляет собой нечто целое, состоящее из взаимозависимых и взаимосвязанных друг с другом компонентов, взаимодействие которых порождает новые интегративные качества.

Модель системы можно представить в виде взаимодействия двух элементов. Первым элементом является объект управления или управляемый компонент, воспринимающий управленческое воздействие. Второй элемент - субъект менеджмента или управляющий компонент, который оказывает управленческое воздействие на объект. В зависимости от возникающей ситуации субъект управления может выступать как объект по отношению в надсистеме[2].

Отсюда можно сделать вывод, что система менеджмента осуществляет функции управления, которые так же могут реализовываться в отрасли физической культуры и спорта. Физическую культуру и спорт в качестве объекта социального управления необходимо рассматривать как определенное множество физкультурно-спортивных организаций, таких как спортивные федерации, комплексы, школы, клубы, команды по видам спорта, стадионы, спортивно-оздоровительные центры и т.п. Объектом спортивного менеджмента как системы является совокупность вышеперечисленных организаций физкультурно-спортивной направленности страны. Продуктом их деятельности

выступает производство физкультурно-спортивных услуг, а именно организованные формы занятиями физическими упражнениями, программы спортивной тренировки, спортивные зрелища. Предметом спортивного управления называют управленческие отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия субъекта и объекта управления внутри организаций физкультурно-спортивной направленности и взаимодействия их с внешней средой в процессе производства и распределения физкультурно-спортивных услуг. Целенаправленное воздействие субъекта управления на объект для обеспечения перехода его в новое качественное состояние и выражает сущность спортивного менеджмента. Следовательно, главной целью спортивного менеджмента как системы является обеспечение эффективного функционирования ФСО в современных рыночных условиях.

Согласно выше приведенным утверждениям, спортивный менеджмент представляет собой целенаправленный социальный процесс в отрасли физической культуры и спорта, направленный на эффективное управление организациями спортивной отрасли в условиях современного рынка. Согласно данному определению, организация является ключевым понятием спортивного менеджмента.

Спортивный менеджмент как особая технология управления существует уже достаточно длительный временной период и всегда сопровождает спортивную деятельность[3].

За всю историю своего развития он принимал различные формы и значительно отличался от понятия, существующего в настоящее время. Направление «спортивный менеджмент» становится все более актуальным и потому, что спортивная деятельность имеет непосредственное отношение к бизнесу, и, следовательно, нуждается в эффективном управлении. В то же время управление отраслью физической культуры и спорта в России является не только частью бизнеса, но и социальным явлением. В отчетах о результативности работы Министерства спорта Российской Федерации за 2017 год подготовку спортивного резерва осуществляют 5171 спортивная организация, среди них: 171 центр спортивной подготовки, 56 училищ олимпийского резерва, 1055 специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮСШОР), 3780 детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ). Из них: 1971 -в сфере образования, 3056 - в системе физической культуры и спорта, 124 - другой ведомственной принадлежности. Общая численность занятых в системе подготовки спортивного резерва составляет свыше 3,5 млн человек. Целью менеджмента в сфере ФКиС является необходимое, возможное и желаемое состояние физкультурной организации, которое в результате должно быть достигнуто. Определить цель -начальный этап процесса управления в сфере физической культуры и спорта, по своему содержанию она характеризует не стихийное, а целенаправленное воздействие[4]. Формулирование цели менеджмента называют целеполаганием, в процессе которого будет сформирована иерархия, взаимосвязь и подчиненность целей, включенных в систему, называют в управлении «древом целей». С помощью «древа целей» можно наглядно представить, во-первых, приоритет поставленных целей и задач, во-вторых, вероятность их достижения при имеющихся ресурсах.

Проблема отсутствия грамотных профессиональных менеджеров в сфере физической культуры и спорта невероятно значима в условиях современности, так как управленческая деятельность — является одним из важнейших факторов функционирования и развития спорта. Спортивными менеджерами в России чаще всего являются люди, не имеющие специального образования и должного опыта управления, как правило, это бывшие спортсмены, которые в своё время не обучались этому в вузах и сузах. Из этого положения можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день в сфере физической культуры и спорта Российской Федерации отмечается тенденция нехватки или отсутствия профессионального опыта и знаний в сфере управления физкультурно-оздоровительными организациями. Рыночный механизм спроса и предложения специалистов спортивного менеджмента в нашей стране сформирован на низком уровне, основные функции менеджмента осуществляются в неполной мере.

Список литературы

1. Золотое М.И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: Учеб. пособие / М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов Москва: Академия, 2004. 432 с.

2. Зубарев Ю.А. Менеджмент и маркетинг в сфере ФКиС. Учеб. пособие / Ю.А. Зубарев, А.А. Сучилин Волгоград: Перемена, 1998. 162 с.

3. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента/ Н.И. Кабушкин // Учеб. пособие. Минск: Издательство «Новое знание», 2002. 336 с.

4. Переверзин И.И. Менеджмент спортивной организации: Учебное пособие. 2-е изд. Москва: Издательство «СпортАкадем Пресс», 2002. 244 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.