Научная статья на тему 'Специфика социальных отношений в социально ориентированной экономике'

Специфика социальных отношений в социально ориентированной экономике Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
781
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИФИКА / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / SOCIAL RELATIONS / SOCIAL INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Юрина Елена Александровна

В статье выделена основа управления социальными отношениями, определен вектор оптимального развития социальных отношений, обозначена характерная особенность социальных отношений, описано строение и классификация составляющих социальной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF THE SOCIAL RELATIONS IN SOCIALLY FOCUSED ECONOMY

In article the basis of management is allocated with the social relations, the vector optimum development of the social relations is defined, characteristic of the social relations is designated, structure and classification of components of social infrastructure is described.

Текст научной работы на тему «Специфика социальных отношений в социально ориентированной экономике»

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Е. А. ЮРИНА

В статье выделена основа управления социальными отношениями, определен вектор оптимального развития социальных отношений, обозначена характерная особенность социальных отношений, описано строение и классификация составляющих социальной инфраструктуры.

Ключевые слова: специфика, социальные отношения, социальная инфраструктура.

Трансформация институтов российского общества серьезно сказалась на его социальной структуре. Изменились и продолжают меняться отношения собственности и власти, перестраивается механизм социальной стратификации, идет интенсивная смена элит, на общественную сцену выходят новые социальные группы, растет слой маргиналов, расширяется «социальное дно», все более криминализуются экономические отношения. Соответственно меняются групповые интересы, способы поведения, социальные взаимодействия. Эти, на первый взгляд, разрозненные явления на деле являются разными сторонами процесса социальной трансформации российского общества как целостной социальной системы. Важнейшими характеристиками этой системы служат, во-первых, социальная структура, т. е. состав, положение и отношения определяющих ее развитие групп и, во-вторых, стратификация или расположение названных групп на иерархической шкале социальных статусов.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью теоретического осмысления содержания и форм проявления социальных отношений в современном российском обществе, возникающих противоречий в их формировании и путей оптимизации средствами государственного управления.

Следует подчеркнуть, что социальные отношения традиционно являются объектом государственного управления. Это зафиксировано, в частности, в Конституции РФ, принятой в 1993 г., в которой Российская Федерация декларируется в качестве социального государства. Реализация данной конституционной нормы предполагает активную деятельность государства, направленную на обеспечение высокого уровня социальной за-

щищенности граждан, достижение социальной справедливости и солидарности, гармонизацию отношений между институтами государственного управления и гражданским обществом и др.

Действительно, в последние годы федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти усилили внимание к развитию социальной сферы, которое проявляется в принятии национальных проектов социального развития, в определенном росте инвестиций в человеческий капитал, во внедрении адресных принципов социальной поддержки различных социальных групп и т. д.

Однако, как представляется, существует большой разрыв между декларациями идеи и конституционного принципа становления социального государства, с одной стороны, и реальной практикой реализации социальной политики в деятельности органов государственной власти -с другой. Проводимые в обществе реформы пока не привели к существенному улучшению социальной сферы российского общества. Напротив, наблюдается обострение ряда проблем социального характера. В их числе огромный разрыв в уровне доходов богатых и бедных слоев населения, несоответствие уровня оплаты труда его реальной эффективности во многих отраслях экономики, деградация системы здравоохранения и др.

С учетом анализа существующих в отечественной и зарубежной социологии теоретико-методологических подходов обосновано, что социальные отношения включены в сферу социальной деятельности, которая имеет свои субъекты и свой предмет. Социальные отношения характеризуются воспроизводством и совершенствованием личности, социальных групп посредством удовлетворения их жизненных потребностей. Объектом

социальных отношений являются: жизнеобеспечение и защита людей, обеспечение основных форм человеческой жизнедеятельности. В социальной сфере главным является достижение высоких уровня и качества жизни людей.

Основой управления социальными отношениями является социальная политика государства, в рамках которой первостепенное значение имеют: во-первых, управление процессами изменений в системе условий жизни членов общества, включая развитие социальной инфраструктуры сети учреждений, призванных обеспечивать жизненные потребности людей, и качества их работы; во-вторых, управление процессами формирования и развития социальных качеств людей (образованности, законопослушности, нравственных и гражданских качеств, высоких духовных потребностей и др.) и, соответственно, изменений в их образе жизни; в-третьих, управление развитием социальных отношений, формирующих рассматриваемую сферу и отдельные ее подсистемы с целью оптимизации этих отношений.

Определено, что оптимальное развитие социальных отношений базируется на совершенствование системы социального партнерства. В социальную сферу, наряду с ее традиционными субъектами, должен быть вовлечен на партнерской основе рыночный сектор в качестве эффективного субъекта социальной политики [1].

Социальными называются отношения (общественные), возникающие в процессе совместной деятельности индивидов и социальных общностей в конкретно-исторических условиях и проявляющиеся в отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям общественной жизни.

Для социальных отношений в правовом обществе характерны такие регулируемые законом взаимоотношения с гражданами, при которых государство несет ответственность перед ними и обеспечивает их защиту от любого произвола. Принимая тот или иной закон, правовое государство возлагает на себя тем самым конкретные обязательства перед гражданами и должно определить правовые меры ответственности своих официальных представителей за действия, совершаемые от его имени.

Совокупность связей между людьми, возникающих в процессе их взаимодействия, и составляет то, что называют межличностными отношениями. Но такие связи приобретают устойчивый и длительный характер тогда, когда они обусловлены коренными жизненными интересами не только отдельных личностей, но и экономическими, политическими, культурными и иными интересами

определенных социальных групп и общностей, объединяющих людей общими целями и действиями по их достижению, в том числе и управленческими. Совокупность таких именно связей и взаимодействий и выступает как существующие в данном обществе на определенной ступени его исторического развития социальные отношения.

Самая характерная особенность социальных отношений заключается в том, что они в большинстве случаев не являются симметричными [2].

Во-первых, симпатия, уважение или любовь, которую испытывает один человек по отношению к другому человеку, может натолкнуться на противоречивое отношение (антипатию, неуважение, ненависть и т. п.) этого другого человека.

Во-вторых, определенный человек может определенным образом относиться к президенту страны, председателю парламента или главе правительства, но при этом он в большинстве случаев (кроме людей, лично с данными политическими лидерами взаимодействующих) не может рассчитывать на какие-то их отношения к себе, на взаимное отношение.

В-третьих, относясь определенным образом к обществу, в котором он живет, данный человек может рассчитывать на определенное, лично на него ориентированное отношение общества к нему только в том случае, когда он приобретает широкую известность в обществе своей деятельностью. Как это произошло в случаях с известными политическими лидерами.

В-четвертых, социальные отношения связывают определенным образом индивидов и их группы. Когда объектом этих отношений становятся их коренные интересы и потребности (экономические, социальные и др.), и когда в процессе развития этих отношений люди выступают в качестве носителей определенных социальных статусов и ролей, в большинстве своем не являющихся ни взаимно заменимыми, ни симметричными. Например, начальника и его подчиненного.

Таким образом, социальные отношения проявляются в определенных видах взаимодействий между людьми, в процессе которых эти люди реализуют свои социальные статусы и роли, а сами статусы и роли имеют достаточно четкие границы и регламентации, особенно жесткие в управленческой деятельности. Скажем, директор предприятия может вызвать к себе и дать определенные указания своему заместителю, главному инженеру или главному конструктору, начальнику отдела маркетинга или начальника любого из цехов. Но ни главный инженер, ни начальник цеха, ни любой другой сотрудник данного предпри-

ятия не может в силу своих должностных обязанностей и полномочий вызвать к себе директора и дать ему какие-либо указания.

Социальная инфраструктура - это совокупность отраслей и видов деятельности, способствующих комплексному воспроизводству человека в процессе реализации его личных и общественных потребностей посредством предоставления различного рода услуг.

Существуют различные подходы к вопросу внутреннего строения и классификации составляющих социальной инфраструктуры. Один из подходов к составу социальной инфраструктуры рассматривает три функционально-целевых блока: общественно-политическая и интеллектуально-культурная деятельность (образование, наука, культура, искусство, деятельность в области массовой информации, общественных организаций, обществ, ассоциаций, объединений);

- восстановление и сохранение физического здоровья (здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение, туризм, охрана и совершенствование окружающей среды);

- коммунально-бытовое обслуживание (жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, торговля и общественное питание, пассажирский транспорт, связь по обслуживанию населения).

Функции социальной инфраструктуры определяются и подчинены целям социального и экономического развития общества: достижению социальной однородности общества и всестороннему гармоничному развитию личности. К наиболее значимым целевым функциям социальной инфраструктуры можно отнести:

Создание условий для формирования прогрессивных тенденций в демографических процессах.

Воспроизводство рабочей силы, качественно отвечающей потребностям и уровню развития производства.

Эффективное использование трудовых ресурсов.

- Обеспечение оптимальных жилищно-коммунальных и бытовых условий жизни населения.

- Улучшение и сохранение физического здоровья населения.

- Рациональное использование свободного времени людей.

Основной целью функционирования объектов социальной инфраструктуры является полное и всесторонне развитие человека путем удовлетворения его бытовых, духовных и культурных потребностей.

Развитие отраслей социальной инфраструктуры учитывает основные задачи социальной политики, направленной на улучшение качества жизни населения, повышение уровня его благосостояния и долголетия, формирование и воспроизводство здорового, творчески активного поколения. Это прежде всего решение жилищной проблемы, ликвидация коммунального заселения, удовлетворение растущих потребностей населения в качественном жилье; повышение уровня и качества развития социальной инфраструктуры, создание культурной сферы жизнедеятельности человека; улучшение экологических условий жизни и труда; повышение профессионального уровня работников как базы увеличения производительности труда и роста объемов товаров и услуг; создание гарантий социальной защищенности всех групп населения, в том числе молодежи и пенсионеров; удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах при повышении уровня платежеспособности населения.

Специфика финансирования объектов социальной инфраструктуры заключается в ее дифференциации на два типа:

- отрасли, работающие и развивающиеся за счет собственных ресурсов и ориентированные на хозрасчет и получение прибыли как основной цели своей деятельности. К ним относятся торговля, общепит, бытовое обслуживание;

- отрасли, осуществляющие свою деятельность за счет централизованных, территориальных и коллективных общественных фондов потребления. Эти отрасли полностью или частично ориентированы на бюджетные средства.

Самофинансирование социального обслуживания населения в последнее время приобрело широкие масштабы и позволяет сделать вывод о том, что спрос на социально-бытовое обслуживание не удовлетворен. Это вызвано сокращением размеров бесплатного и льготного обслуживания населения предприятиями и учреждениями бюджетной сферы при одновременном снижении расходов государства на содержание объектов социальной инфраструктуры.

Формой использования финансовых ресурсов бюджета учреждениями и организациями социальной сферы, находящимися на хозрасчете и имеющими самостоятельные доходы, является предоставление им бюджетных субсидий для возмещения ими недостающих доходов для сведения баланса доходов и расходов. Такая потребность в государственных субсидиях обычно бывает вызвана либо стремлением сохранить спрос на социальные услуги, либо централизованной поли-

тикой ценообразования на платные социально-культурные услуги (кино, театры, концертная деятельность).

Традиционно система финансирования социальной инфраструктуры подразделялась на два канала: отраслевой, территориальный. Развитие и функционирование отраслей социальной инфраструктуры зависят от того, насколько ее отрасли способны обеспечить себя финансовыми ресурсами на текущие цели. Отраслевой принцип функционирования имеет недостатки: некомплексное использование ведомственных объектов социальной инфраструктуры ведет к распылению финансовых средств. Подчинение объектов социальной инфраструктуры различным ведомствам затрудняет координацию в решении социальных проблем городов. Территориальный канал финансирования представлен местным бюджетом, который является основным источником финансирования социальной инфраструктуры города. Но бюджет местной власти весьма ограничен, что препятствует этому процессу.

Исследование проблемы финансирования социальной инфраструктуры, анализ современного уровня развития ее подразделений показывают необходимость поиска научно-обоснованных путей ее дальнейшего интенсивного развития и неординарных форм финансирования.

На сегодняшний день бюджет не способен взять на себя полностью расходы на содержание социальной сферы. С другой стороны, государство обязано защищать интересы населения (особенно его малоимущих слоев) и обеспечивать ему получение социальных услуг, а потому полностью перейти на самофинансирование объекты социальной инфраструктуры не могут. Поэтому целесообразным представляется сосуществование нескольких форм финансирования, как государственных, так и частных фондов и на федеральном уровне, и на территориальном. Важная роль в решении этой проблемы должна быть отведена предприятиям, которые тоже могли бы взять на себя часть расходов на содержание объектов социальной инфраструктуры.

В современных условиях на содержание и развитие государственных и муниципальных объектов социальной сферы финансовые ресурсы направляются из нескольких источников: бюджета, внебюджетных фондов, средств предприятий, населения.

Одним из источников финансирования социальной сферы являются средства ведомств. В ведении предприятий находилась значительная часть объектов, оказывающих социально-куль-

турные и жилищно-коммунальные услуги. Достаточно отметить, что в ведомственном подчинении находилось более 55 % жилищного фонда, более 70 % мест в дошкольных учреждениях. Средства, получаемые объектами социальной сферы от населения за оказанные ему услуги, пока занимают небольшой удельный вес. Это обусловлено, во-первых, тем, что в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством предоставление многих социальных услуг бесплатно, во-вторых, развитие платных услуг ограничено низкой платежеспособностью позволяющей массы населения. В этих условиях основным источником финансирования социальной сферы стали средства, мобилизируемые и распределяемые через бюджетную систему, и внебюджетных фондов.

Средства бюджета и внебюджетных фондов, направляемые в социальную сферу, образуют общественные фонды потребления, главным назначением которых является социальное развитие общества и социальная защищенность населения, предоставление ему социальных услуг. Средства общественных фондов потребления позволяют предоставлять населению бесплатные или на льготных условиях услуги учреждений просвещения, здравоохранения, социального обеспечения и в значительной мере услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Таким образом, при разработке модельного комплекса необходимо обязательно учитывать различные источники финансирования социальной инфраструктуры, в том числе финансирование из бюджетов различных уровней и внебюджетных источников финансирования. Поскольку финансовые отношения очень важны для социальной инфраструктуры и экономики в целом, то им необходимо уделить наибольшее внимание.

Решающее значение для совершенствования межбюджетных отношений и обеспечения государственной поддержки местных бюджетов имеет Система государственных минимальных социальных стандартов, которая служит нормативной базой и инструментом для расчета бюджетной потребности и оценки фактического исполнения бюджетов различных уровней.

Социальный стандарт - совокупность социальных потребностей населения, а также потребностей на содержание учреждений несоциальной сферы, финансируемых из бюджета, выражаемая в социальных нормах и нормативах.

Социальные нормы и нормативы - единые или групповые для однородных территорий меры социальных потребностей, таких как обеспеченность продуктами питания, важнейшими жилищ-

но-коммунальными, социально-культурными и другими услугами, а также потребностей на содержание социальной инфраструктуры. Социальные нормы и нормативы различают натуральные -выраженные в натуральных показателях: весовых, объемных, количественных и т. д. и финансовые -стоимостное выражение натуральных социальных норм.

Одно из основных назначений социальных стандартов и норм - использование в качестве нормативной базы для расчета бюджетной потребности на планируемый год. Бюджетная потребность формируется для региона в разрезе его территорий, отраслей, статей затрат бюджетной классификации.

Характеристика социальной инфраструктуры является основной входной информацией, используемой для целей расчета бюджетной потребности. Основные составляющие характеристики - численность работающих, обучающихся, воспитанников, обслуживаемых, занимаемая площадь и уровень ее благоустройства. Характеристики формируются в разрезе отраслей, типов и видов учреждений отрасли, в разрезе территорий региона.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства существует несколько федеральных стандартов, закрепленных в федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 гг. Регионы и муниципальные образования при проведении реформы жилищно-коммунального хозяйства на своей территории должны руководствоваться этими стандартами естественно с учетом местных специфических условий функционирования отрасли ЖКХ.

При разработке модельного комплекса необходимо предусмотреть систему индикаторов, по которым можно произвести комплексную оценку

развития жилищно-коммунальной сферы и сравнить ее с федеральными стандартами (нормативами). Модельный комплекс может быть полезен при адаптации федеральных программ для конкретного города или муниципального образования с учетом местных особенностей территории.

Таким образом, было показано, что жилищно-коммунальная сфера занимает одно из важнейших мест в социальной инфраструктуре, а жилищные условия являются важной составляющей уровня жизни населения. Основной целью данной дипломной работы является разработка модельного комплекса для комплексного анализа, оценки и прогнозирования развития жилищно-коммунальной сферы с рассмотрением проблемы в социальном аспекте.

Литература

1. Чичканов А. В. Социальные отношения в современном российском обществе (социологический анализ): автореф. М., 2008.

2. URL: http://www.inventech.ru

* * *

SPECIFICS OF THE SOCIAL RELATIONS IN SOCIALLY FOCUSED ECONOMY

Ye. A. Yurina

In article the basis of management is allocated with the social relations, the vector optimum development of the social relations is defined, characteristic of the social relations is designated, structure and classification of components of social infrastructure is described.

Key words: social relations, social infrastructure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.