2. Grohovskij V.V. Putiprofilaktikipsihopatiiipsihopodobnyh rasstrojstv u detej ipodrostkov. Har'kov, 1980:148.
3. Hil'ko M., Tkacheva M. Vozrastnaya psihologiya. Konspekt lekcij: Vysshee obrazovanie. Moskva, 2008:191.
4. Andreeva G.M. K voprosu o krizise identichnosti v usloviyah social'nyh transformacij. Psihologicheskie issledovaniya: 'elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2011: 6 (20).
5. Patrick T. Davies, Melissa L. Sturge-Apple, Marcia A. Winter, E. Mark Cummings and Deirdre Farrell. Child Adaptational Development in Contexts of Interparental Conflict over Time. Child Development. 2006, № 77(1): 218 - 233.
6. Tumanova E.N. Pomosch'podrostku vkrizisnojsituaciizhizni: uchebnoe posobie. 2002.
7. Ernest W. Burgess, Harvey J. Lock. The family, from institution to companionship. American book company, 1945: 800.
8. Prihozhan A.M., Tolstyh N. Psihologiya sirotstva: Nauchnyj kontekst, istoriya, 'eksperimental'noe issledovanie problemy. Sankt-Peterburg: Peter, 2005: 233.
9. Bulletin on the basic situation of thorough investigation of rural children left behind. Ministry of Civil Affairs of the People's Republic of China. 2016 (11).
10. 2016 Annual Government work report. State Council of the People's Republic of China.2017 (3).
11. Huang Ailing."Left-behind children" mental health level analysis. China Mental Health Journal.2004 (18):351 - 352.
12. Tao Ran, Zhou Minhui. Parents migrant workers and rural left-behind children learning achievement. Management of the world. 2012 (8).
Статья поступила в редакцию 27.10.17
УДК 159.99+37
Chukhrov A.S., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Siberian State University of Telecommunications
and Informatics (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
SPECIFICS OF SOCIAL SUCCESS OF EDUCATIONAL EMPLOYEES. A comparative study of educators who achieved and did not achieve social success is carried out. The division is carried out by external criteria of social success: a high position, high material compensation, and by internal criteria (satisfaction with work). The motivation for achievement and self-relationship are analyzed. It is shown that the specificity of the social success of workers in the sphere of education is based on their self-reliance, which includes well-developed self-acceptance, self-confidence, and the ability to self-guidance. These qualities make them leaders and provide a high level of self-government, the stability of the image of the "I" in time, the internal consistency of the individual. The ability to abandon their desires and needs for the sake of your own purposes, which is determined by less self-attachment, also contributes to social success. All these qualities are especially necessary in pedagogical activity.
Key words: success of activity, pedagogical activity, psychological and personal qualities associated with successful activity in the field of education.
А.С. Чухров, канд. техн. наук, доц., ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и
информатики», г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ РАБОТНИКОВ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Проведено сравнительное исследование работников сферы образования, достигших и не достигших социального успеха. Разделение осуществлялось по внешним критериям социальной успешности: высокая должность, высокое материальное вознаграждение, и по внутренним критериям (удовлетворенность трудом). Анализировались мотивация достижения и самоотношение. Показано, что специфика социальной успешности работников сферы образования основана на их самоотношении, которое включает хорошо развитые самопринятие, самоуверенность, способность к саморуководству. Эти качества делают их лидерами и обеспечивает высокий уровень самоуправления, устойчивости образа «Я» во времени, внутренней согласованности личности. Способность отказаться от своих желаний и потребностей ради дела, что определяется меньшей самопривязанностью, также способствует социальному успеху. Все эти качества особенно необходимы в педагогической деятельности.
Ключевые слова: успешность деятельности, педагогическая деятельность, психологические и личностные качества, ассоциированные с успешной деятельностью в сфере образования.
Социальный успех прочно ассоциируется с материальными благами, при этом зачастую упускается из виду субъективное понимание и ощущение успеха, в котором денежное измерение не занимает главенствующую роль. Субъективная удовлетворенность своим положением, своей ролью в социуме, результатами своей работы и жизни в целом, не всегда учитывается при исследованиях феномена социальной успешности, которые сводятся к фиксации внешних показателей успеха. [1; 2]. Такая социально-психологическая характеристика личности, как «социальная успешность», предполагает анализ общепризнанных в обществе достижений. Понятие социальной успешности не идентично понятию «успех», который подразумевает конкретный положительный результат деятельности, а «успешность» - это пролонгированная динамическая характеристика, которая, вероятно, характеризует не столько результат, сколько сам процесс жизнедеятельности.
Правомерно ли употреблять термин «успешность» по отношению к лицам педагогических профессий? Работа педагога определяется успешностью его учеников, которая влияет на удовлетворенность трудом и субъективное ощущение успеха. В социальном плане профессия педагога давно девальвирована, если использовать критерий денежного измерения. Тем не менее, эта профессия востребована, и содержит в себе потенциал престижности и самоудовлетворения, а также высоко оцениваемых в обществе достижений. Тем не менее, исследуя
социальную успешность педагога, следует исходить из его личностных характеристик, а не только из социальных показателей успеха, поскольку удовлетворенность своим трудом складывается больше из субъективных оценок.
Цель исследования: изучение специфики социальной успешности работников образовательной сферы.
Материал и методы исследования. В исследование включены педагоги нескольких общеобразовательных школ и вузов г. Новосибирска, всего 54 человека, из них половина (27 чел. -группа Х) были признаны социально успешными, поскольку занимали ответственные должности (завучи и директора школ, заведующие кафедрами и т. п. - объективный критерий), высказывали удовлетворенность процессом труда и своими результатами (субъективный критерий), а половина (27 чел. - группа Y) были признаны менее успешными, неудовлетворенными своим положением, размерами денежного вознаграждения и результатами труда. Применялись методика исследования самоотношения МИС С.Р. Пантелеева; методика диагностики мотивации достижения А. Мехрабиана. Для математической обработки результатов использовался ^ критерий Стьюдента для независимых равнозначных выборок.
Результаты. В обследованных группах социально успешных и социально неуспешных работников образования в аспекте особенностей их самоотношения по данным методики С.Р Пантелеева и по данным методики мотивации достижения А. Мехра-
биана выявлены различия (см. табл.). У социально успешных педагогов наблюдается более высокий уровень развития мотивации достижения, они больше ориентированы на достижение успехов в жизни и на достижение результата, к которому может быть применен критерий успешности, чем их менее успешные коллеги. Высокий уровень мотивации достижения определяется общей активностью работников образования в профессии, общественной сфере, творческой инициативностью и стремлением к достижению успеха, к получению весомых результатов, и определяется настойчивой работой для достижения поставленных целей.
В зону достоверно значимых различий между двумя выборками попало только одно значение - по шкале «Самопринятие» (при вероятности ошибки 5%). Уровень самопринятия, выше у социально успешных работников образования, что согласуется с данными Л.З. Жемуховой [3]. Принятие себя во всей полноте поведенческих проявлений зачастую выступает основой инициативности, здоровой амбициозности, что заставляет вращаться социальный механизм, делающий возможным достижение большей части благ, предоставляемых обществом (в том числе престижной должности и социального статуса). В противоположном случае, негативность общего фона восприятия себя, излишняя самокритичность могут в значительной степени затруднять достижение социального успеха у работников сферы образования.
Таблица 1
Результаты расчета ^критерия Стьюдента по данным методик «Исследование самоотношения» С.Р. Пантелеева и
диагностики мотивации достижения А. Мехрабиана
Шкалы X Y t эмп.
Закрытость 4,44 4,60 0,6
Самоуверенность 5,36 4,88 1,9 тенд
Саморуководство 6,24 5,80 1,9 тенд
s X <u 3 Отраженное самоотношение 5,52 5,40 0,4
о X Самоценность 5,64 5,44 0,7
о о 5 га О Самопринятие 5,72 5,16 2,3*
Самопривязанность 5,12 5,68 1,9 тенд
Внутренняя конфликтность 5,20 5,44 1,0
Самообвинение 4,72 4,92 0,8
Мотивация достижения 165,2 146,0 1,9 тенд
Примечание: X - группа социально успешных работников образования; Y - группа социально неуспешных работников образования. При п = 50
tK„
p<0.05 p<0.01
2.01 2.68
По шкале «Самоуверенность» выявлено, что успешные педагоги отличаются большим самоуважением, уверенностью в себе, ощущением силы собственного «Я». Возможно, именно отношение к себе как к уверенной, самостоятельной и волевой личности, высокая смелость в общении, чувство удовлетворения
Библиографический список
собой, своими начинаниями и достижениями, ощущение своей компетентности и способности решать многие жизненные вопросы, позволяют испытуемым из экспериментальной группы вести за собой людей и добиваться социального успеха. В то время как неуважение к себе, отсутствие уверенности в преодолении трудностей и препятствий, и связанное с этим состояние внутреннего напряжения, в значительной степени осложняют процесс принятий решений, снижают личностную и профессиональную инициативность педагогов, что не может привести к достижению социальной успешности личности.
Также выявлены различия на уровне тенденции по шкале «Саморуководство», с более высокими показателями средних значений в экспериментальной группе. Отчётливое переживание собственного «Я», как внутреннего стержня, интегрирующего и организующего собственную личность и жизнедеятельность, позволяет респондентам экспериментальной группы добиваться таких положительных результатов в осуществлении значимой для них деятельности, как эффективность труда, динамичное продвижение по карьерной лестнице, достойное материальное вознаграждение за труд. Подвластность же «Я» влияниям обстоятельств, неспособность противостоять судьбе, плохая саморегуляция, отсутствие тенденций поиска причины поступков и результатов в себе самом, напротив, создают для работников педагогической сферы значительные препятствия на пути достижения социального успеха и, в определенной степени, могут предопределять низкую результативность деятельности, как на профессиональном поприще, так и в сфере социального взаимодействия.
Различия, попавшие в зону тенденции к достоверной значимости, выявлены и по шкале «Самопривязанность». Сравнение средних значений свидетельствует, что данная личностная характеристика является менее выраженной в психологическом профиле социально успешных работников образования. Можно предположить, что социальная успешность в некоторой степени определяется наличием таких особенностей, как избирательное отношение к своим личностным свойствам, высокая готовность к изменению, открытость новому опыту и стремление к постоянному самосовершенствованию. Высокая ригидность «Я-концеп-ции», стремление сохранить в неизменном виде свои качества, видение и оценку себя, свойственные респондентам контрольной выборки, напротив, не способствуют реализации возможности саморазвития и самосовершенствования, что может выступать значимым препятствием на пути достижения социального успеха. Таким образом, самоотношение социально успешных работников образования характеризуется более высоким уровнем самопринятия, самоуверенности, саморуководства и в целом самоотношения, а также менее выраженной самопривязанностью.
Заключение. Специфика социальной успешности работников сферы образования основана на их самоотношении, которое включает хорошо развитые самопринятие, самоуверенность, способность к саморуководству, что выгодно отличает их от менее успешных коллег, делает их лидерами и обеспечивает высокий уровень самоуправления, устойчивости образа «Я» во времени, внутренней согласованности личности. Способность отказаться от своих желаний и потребностей ради дела, что определяется меньшей самопривязанностью, также способствует социальному успеху. Все эти качества особенно необходимы в педагогической деятельности, они определяют жизненный путь педагога. И именно эти качества педагог транслирует своим воспитанникам, делая их тоже успешными людьми.
1. Деева Е.В. Социальная успешность как фактор профессионального становления молодёжи. Социально-экономические явления и процессы. Available at: 2013; 6. http://cyberleninka.ru/artide/n/sotsialnaya-uspeshnost-kak-faktor-professionalnogo-stanovleniya-molodezhi
2. Гудзенко О.З. Характерные черты социального успеха: теоретический аспект. Available at: http: //www.rusnauka. com/24_ SVMN_2008/Psihologia/27147. doc.htm
3. Жемухова Л.З. Самоотношение как фактор успешности современного учителя. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика, психология. 2009; 2:187 - 192.
References
1. Deeva E.V. Social'naya uspeshnost' kak faktor professional'nogo stanovleniya molodezhi. Social'no-'ekonomicheskie yavleniya i processy. Available at: 2013; 6. http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-uspeshnost-kak-faktor-professionalnogo-stanovleniya-molodezhi
2. Gudzenko O.Z. Harakternye cherty social'nogo uspeha: teoreticheskij aspekt. Available at: http: //www.rusnauka. com/24_SVMN_2008/ Psihologia/27147. doc.htm
3. Zhemuhova L.Z. Samootnoshenie kak faktor uspeshnosti sovremennogo uchitelya. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika, psihologiya. 2009; 2:187 - 192.
Статья поступила в редакцию 09.12.17
УДК 159. 9
Ebtisam Sirhan Haj, postgraduate, ULIM University (Universitatea Libera Internationale din Moldova)
(Chisinau, Republic of Moldova), Email: [email protected]
THE PSYCHOLOGICAL TREATMENT OF ARAB SOCIETY IN ISRAEL. In Western culture, the birthplace of psychology, is a reference to human health from the dualistic perspective, with a separate self from the body. When anxiety and depression are attributed to buildings and intrapsychic processes. In contrast the Arab culture is a source of social problems rather than intrapsychic terms, and ladles expressed in physical rather than emotional complaints. People in Arab culture are engaged in realizing basic biological needs and less fulfilling psychological needs, such as self-fulfillment of human endeavor and collective identity, while repressing and suppressing impulses and passions are a function of external social control rather than internal mechanisms (I and superego). Therefore, the use of psychodynamic approaches may experience serious problems and suppressed emotions running as sexual urges or anger toward family members, interest is unacceptable expressed in Arab culture, creating serious family conflicts. The dominant approach to Arab culture is a holistic approach to the body and all physiological and social factors compared intrapsychic factors. The paper describes characteristics of a personality in the Arab society in Israel and the psychological treatment.
Key words: culture, collective, Arabic family, Arab personality, psychological treatment, cultural sensitivity therapy.
Эбтисам Сирхан Хадж, аспирант факультета социальной психологии, Университет УЛИМ
(Universitatea Libera Internationale din Moldova), E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АРАБСКОГО ОБЩЕСТВА В ИЗРАИЛЕ
В западной культуре, где зародилась психология как наука, трактуют здоровье человека с дуалистической точки зрения, рассматривая отдельно «Я» как духовную составляющую и физическое тело.. В отличие от западной, в арабской культуре нездоровье выражается в физических, а не эмоциональных жалобах. Люди в арабской культуре участвуют в реализации основных биологических потребностей и менее заботятся о психологических потребностях, таких как «самореализация», «коллективная идентичность». Доминирующим подходом к арабской культуре является целостный подход к организму, включающий и биологические, и социальные факторы. В статье представлены исследования, описывающие особенности личности в арабском обществе в Израиле, и специфика психологического здоровья.
Ключевые слова: культура, коллективная, арабская семья, арабская личность, психологическое лечение, культурная чувствительная терапия.
Various studies Dwairy [1; 2] refers to the process of normal development of the western personality should break away from parents while creating an autonomous identity. The only collective societies aspiring individualism perceived as deviant and social ostracism may be punished.
Israeli Arab personality live in a social and politically very complex. They are required to go through all the typical problems of personality e, and equally are faced with a complex situation and one of a kind - live in a conservative society where external authority sets them what is right and wrong.
Arab adolescents develop in society is transition from a rural traditional society which is increasingly adopting a lifestyle more modern they are vulnerable to the effects of Israeli culture dynamic, modern and changing and acquire values and norms of the Arab traditional the other mode it puts Arab personality confrontation with Israeli culture is dominant, it reflected an ongoing dilemma the usual stuff about Israeli culture as opposed to what is considered desirable for - by ethnic and national group [3].
Arab personality grow and develop in the reality of contrasts and significant deficits in various spheres of life. Reality affects the life of a teenager, who is facing increasing challenges with which it is required to successfully so that, for example, the need for adolescent Arab aid makes it difficult dilemma and raises many questions: Is a Arab personality given the opportunity to express feelings of weakness and need help? To whom is should I contact? Could I get an independent decision about things relating to his private life and personal life?
According to theories of personality [4] focuses on the Arab personality does not separate individual and the collective sees that the source of conflict among Arabs between the individual and the family or society in which life is, when there is an imbalance between the needs of the individual and society it causes interference. Arab adjusting to life now, and it uses social protection mechanisms to maintain the balance . Cultural Background important role in determining the source of help for mental health problems. The patient grabs his illness beliefs and values that characterize his society , so the cause was being addressed is determined according to the same patterns of coping used by the society .
Psychological treatment:
According to theories of personality focused on the Arab personality [5] does not separate the only collective, sees that the source of the conflict with the Arabs is between the individual and the family or society in which life is, when there is an imbalance between the needs of the individual and society it causes interference.
Unlike Western society and using recognized psychological defense mechanisms, adaptation Arab life and is now using social protection mechanisms:
1."Almsairh", does it mean when an individual life in society and get its support it provided to fulfill the demands of society and the family with the denial of individual needs and surrendered to the needs of the family and society, mean flow and agree with the views, wishes and expectations of others while suppressing his feelings, thoughts and attitudes of personality, so a convenient way to communicate without jeopardize the support and social acceptance are vital and very emotional for the people.
2."AlastGaba" act done in secret forbidden things and not acceptable in society, feelings, needs and attitudes suppressed because the mechanism "Almosairh" are expressed in the absence of others. Socially unacceptable activities are conducted far from the eyes of society .mngnon is used to liberate the hidden desires, without losing support and social acceptance.
3."Eltamahe" Coping uses them to adapt to the individual to be accepted as use of masks and humor. These defense mechanisms keep the individual in Arab society with a collective of rejection repression of feelings and needs and if those raises are done secretly and in secret. Is a combination of Mosairh and Aistgabh together, throwing responsibility on others or external factors, such as humor secretion of stress and to avoid confrontations.
Parents have a strong involvement in the personal life almost can not make decisions regarding his personal life in the self-employed. This professional care of a family member by a third party was perceived as a threat to the exposure values and traditions of the family. And shows that most personal clearly prefer to turn to friends and relatives for help while turning professional therapists rarely done [6].
Masalha [7] refers to several variables that affect personal received help Arab and variable family, religious and cultural values. The family as a source of support is available for individuals, does not encourage the individual to seek help of professional emotional problems. Religion is a source of healing is God, like visiting well-known sheikhs and seek their help. And cultural values, turning traditional folk medicine as a result of lack of training in modern medicine mostly mental illness, believing that mental illnesses caused - by demons, turning to cancel Janimat healers and demons.
The theoretical attempt to match the customer care following Arab culture called "culturally sensitive care". Will be described in detail below.