Научная статья на тему 'Специфика социального воспроизводства служащих местных государственных учреждений в первой половине XIX В. (по материалам Ардатовского уезда Симбирской губерниии Краснослободского уезда Пензенской губернии)'

Специфика социального воспроизводства служащих местных государственных учреждений в первой половине XIX В. (по материалам Ардатовского уезда Симбирской губерниии Краснослободского уезда Пензенской губернии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
157
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Першин С. В.

В статье представлено исследование численности и состава служащих государственных учреждений в провинциальной России первой половины XIX в., функцией местного чиновничества в дореформенный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF SOCIAL REPRODUCTION OF SERVING LOCAL OFFICIAL BODIES IN FIRST HALF XIX CENTURY (ON MATERIALS OF DISTRICT ARDATOVSKOGO OF SIMBIRSK PROVINCE AND DISTRICT KRASNOSLOBODSKOGO OF THE PENZA PROVINCE)

In clause in provincial Russia first half XIX century, by function of local officials research of number and structure of serving official bodies is presented to the prereform period.

Текст научной работы на тему «Специфика социального воспроизводства служащих местных государственных учреждений в первой половине XIX В. (по материалам Ардатовского уезда Симбирской губерниии Краснослободского уезда Пензенской губернии)»

2 См.: Íaцuoнaльный архив Республики Татарстан (НАРТ). Ф. 312. Оп. 1. Д. 10. Л. 90.

3 См.: Положение о коммерческих учебных заведениях // Полное Собрание Законов Российской Империи. Собр. 3-е. СПб., 1899. Т. XVI. Отд. 1-е. С. 286.

4 См.: НАРТ. Ф. 312. Оп. 1. Д. 44. Л. 5.

5 См.: НАРТ. Ф. 312. Оп. 1. Д. 32. Л. 1.

6 Отчет о состоянии и деятельности Казанской четырехклассной торговой школы за 1911 - 1912 учебный год. Казань, 1913. С. 12.

7 НАРТ. Ф. 312. Оп. 1. Д. 10. Л. 67.

УДК 94(470)

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА СЛУЖАЩИХ МЕСТНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (По материалам Ардатовского уезда Симбирской губернии и Краснослободского уезда

Пензенской губернии)

C.B. Першин,

доцент кафедры экономической истории и информационных технологий, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, г. Саранск

ВЕСТНИК. 2007. № 18(4)

Проводимое в настоящее время реформирование системы государственного управления актуализировало обобщение и переосмысление накопленного исторического опыта. В этой связи, на наш взгляд, может оказаться полезным анализ развития государственной службы в первой половине XIX в. Данный период характеризуется реформами системы госуправления, целью которых являлось повышение эффективности деятельности государственного аппарата.

В отечественной историографии представлены работы, в которых достаточно полно освящается высшая бюрократия и губернская администрация первой половины XIX в.1. Нами предпринята попытка исследования специфики социального воспроизводства чиновничества, имевшего низшие классные чины, а также канцелярских служителей расположенных в уездах государственных учреждений.

Численность и состав служащих государственных учреждений на местах в дореформенный период соответствовали «Учреждению для управления губерний» (утвержденному в 1775 г.), «Уставу благочиния» (1782 г) и «Общему штату губернских и уездных присутственных мест» (1801 г.). Административно-полицейские функции исполнялись земским исправником, нижним земским судом и городничим. Судебная власть была представлена уездным дворянским судом, городским магистратом (ратушей) и нижней расправой. Финансами и хозяйственными делами ведало уездное казначейство2.

В первой половине XIX в. численность чиновников в уездах, территория которых позже вошла в состав Мордовии, оставалась минимальной. Так, например, в нижнем земском суде, кроме самого судьи, числилось 4 заседателя (2 от дворянства и 2 от сельских жителей), а также несколько канцеляристов. В управах благочиния состояло по 1 городничему, несколько частных приставов и квартальных надзирателей; в нижнем земском суде числился 1 капитан-исправник, а также становые приставы. Уездное казначейство комплектовалось казначеем, 4 присяжными, канцелярскими служителями, винными и соляными приставами. Согласно штату в каждом уезде были также 1 стряпчий, 1 доктор, 1 лекарь, 2 подлекаря и 2 лекарских ученика. В городах учреждались городовые магистраты, в которых обычно присутствовали 2 бургомистра и 4 ратмана. При каждом городовом магистрате действовал сиротский суд. В последнем председательствовал городской глава, заседали 2 члена городового магистрата и городовой староста3.

В перечневой ведомости Пензенской губернии за 1858 г. упоминается, что на территории Краснослободского уезда было зафиксировано 29 при-

казнослужителей, 2 лекарских ученика, 19 лесных сторожей, 3 служащих «по почтовому ведомству» и 3 разночинца. Если учесть, что общая численность жителей Краснослободского уезда Пензенской губернии (за исключением дворянства) достигла 117 111 чел., то чиновники и разночинцы составляли всего 0,05% населения (для сравнения, почетные граждане и купцы - 0,28%; мещане и цеховые - 1,98%; однодворцы - 5,47%; ямщики - 1,14%; крепостные - 23,28%; казенные крестьяне -67,80%). В то же время в Ардатовском уезде Симбирской губернии чиновников было почти вдвое больше («по определению от правительства» - 79 чел., «приказно-служителей» - 12 чел., «почтового ведомства» - 17 чел., служащих «по гражданскому ведомству» - 6 чел.)4, что было связано с численностью населения, проживавшего на данной территории (в середине XIX в. - более 140 тыс. чел.), и распространением здесь учреждений удельного ведомства.

В дореформенный период поступление на службу и развитие карьеры чиновника соответствовало «Табели о рангах» (1722 г.) и «Уставу о службе по определению от правительства» (1832 г.). Анализ материалов делопроизводства государственных учреждений (в первую очередь формулярных «Списков гражданским чинам») позволил выявить некоторые особенности социального воспроизводства служащих местных государственных учреждений Пензенской губернии. В уездах исследуемого региона руководящие посты занимало в основном потомственное дворянство. Местные дворяне, как и священнослужители, могли обеспечить своему потомству среднее и высшее образование, которое предоставляло право на поступление на государственную службу сразу в классном чине5. Преимущества при продвижении по службе дворяне имели также согласно «Уставу о службе по определению от правительства»6. В то же самое время отмена обязательности службы и низкое жалованье были основными причинами того, что в первой половине XIX в. должности в присутственных местах в основной своей массе не были привлекательными даже для представителей провинциального дворянства. Местные потомственные дворяне предпочитали начинать службу в войсках. В 1801-1859 гг все городничие и полицмейстеры Пензенской губернии были из отставных военных; среди капитан-исправников вышедшие в отставку составляли 34,4%. По нашим подсчетам, высшие административно-полицейские должности в Пензенской губернии занимали в основном офицерские дети (34,6%), личные дворяне (30,9%), разночинцы (17,3%) и духовенство (9,9%)7. Низшие должности (регистраторов, канцеляристов, копиистов и проч.) чаще всего занимали выходцы из семей духовенства и дети личных дворян. Так, например, в Краснослободском уездном казначействе в 1814 г из 5 канцелярских служащих 4 было подьяческими детьми (табл. 1).

Подвигаясь по служебной лестнице, переходя на свободные вакансии из одного учреждения в другое, чиновники часто перемещались и территориально (табл. 2).

Достаточно показательна в этом плане, на наш взгляд, биография выходца из духовного сословия А.М. Капте-рева, сделавшего, по местным меркам, очень успешную карьеру. В 14 лет он поступил на службу в почтовую контору в Рязанской губернии. В 32 года А.М. Каптерев был определен губернским секретарем в Пензенскую палату уголовного суда, спустя 3 года - переведен в Кузнецкий нижний земский суд. По исполнении 36 лет губернский секретарь А.М. Каптерев был назначен красносло-бодским уездным казначеем8.

Т а б л и ц а 1

Происхождение служащих Краснослободского уездного казначейства и Ардатовского земского суда*

Происхождение из семей Краснослободское уездное казначейство Ардатовский земский суд

1814 г. 1826 г. 1858 г.

дворян 0 1 3

священнослужителей 2 0 0

подьячих 4 0 0

пономарей 0 0 1

приказнослужителей 0 0 1

крестьян 1 3 2

дворовых 1 0 0

военных, отставных военных 2 5 6

пахотных солдат 0 1 0

Всего 10 10 13

* Составлено по: ЦГА РМ. Ф. 26. Оп. 3. Д. 7. Л. 1 - 5; Д. 20, Л. 1 - 11; ГАУО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 2. Л. 68 - 109.

Проведенные по формулярным спискам местных учреждений подсчеты позволили установить, что на протяжении первой половины XIX в. средний возраст и длительность службы (до выхода в отставку) провинциального чиновничества увеличивались (табл. 2).

По сложившейся еще в XVIII в. традиции, на протяжении всей первой половины XIX в. в административно-полицейских и финансовых учреждениях были широко задействованы вышедшие в отставку нижние армейские чины9. Будучи демобилизованными «по старости» или «по болезни», они не были обложены податями, чаще всего не имели собственного хозяйства и даже жилья. В этой связи для них одним из немногих источников средств существования могла стать служба в качестве присяжных, квартальных надзирателей, караульных и проч. При найме учитывались боевые заслуги - в фор-

Т а б л и ц а 2

Возраст, сроки службы и территориальная мобильность* чиновников Краснослободского уездного казначейства и Ардатовского земского суда**

Учреждения Возраст Количество лет на службе Количество учреждений, в которых проходила служба Количество уездов, в которых проходила служба

Краснослободское уездное казначейство (1814 г.) 27,3 13,3 3,2 2,8

Краснослободское уездное казначейство (1826 г.) 26,8 12 2 1,7

Ардатовский земский суд (1858 г.) 34,2 17,2 2,3 2,6

* В таблице представлены средние значения.

** Составлено по: ЦГА РМ. Ф. 26. Оп. 3. Д. 7. Л. 1 - 4; Д. 20. Л. 1 - 11; ГАУО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 2. Л. 68 - 109.

мулярных списках принятых на службу содержались записи об участии в походах и имевшихся наградах10.

Как с точки зрения дохода, так и с позиции значимости должности и ее престижа местные учреждения не представляли интереса для состоятельных торговцев и промышленников. В документах уездных казначейств нами был обнаружен всего один случай перехода из знатных купеческих семей в государственные служащие. В 1826 г. сын одного из самых зажиточных купцов мордовского края Ивана Михайловича Савостьянова - Константин Иванович, окончивший полный курс обучения в Московском университете, - был определен в канцелярию Министерства финансов11.

В рассматриваемый период имущественное положение основной массы чиновников мордовского края было достаточно сложным. В 1817 г. в г. Саранске годовой оклад частного пристава составлял 150 руб., квартального надзирателя - 100 руб., письмоводителя городской думы - 200 руб., секретаря городового магистрата - 330 руб., канцелярского служителя - 135 руб., рассыльщика - 50 руб., письмоводителя суда - 100 руб.12. Если учесть то, что в первой половине XIX в. «приличный дворянству» образ жизни семья в провинции могла вести имея общий доход порядка 300 - 400 руб. серебром13, то становится понятно, например, почему служба в присутственных местах была малопривлекательной для представителей привилегированного дворянского сословия.

Обработка архивных материалов позволила установить то, что в первой половине XIX в. практически для всего местного «чиновнего люда» служба была основным источником средств существования. Лишь некоторые из местных чиновников дворянского происхождения обладали родовым или «благоприобретенным» имением. Так, например, среди всех служащих краснослободского уездного казначейства в 1826 г. небольшим имением владел только сам уездный казначей - за ним числилось 4 чел. мужского пола крепостных крестьян14. В собственности основной массы пензенских приказнослужителей в лучшем случае находилось жилье. Тяжелым бременем на семейный бюджет чиновников низших классов ложилось даже изготовление за их счет форменной одежды15.

Финансовая несостоятельность служащих низших рангов влияла на их семейное положение16. В 1814 г. почти все служащие Краснослободского уездного казначейства (9 из 10) состояли в браке, однако дети (по 2 чел. муж. пола) числились только у двух из них. Нельзя не упомянуть также о том, что в уездные учреждения обычно нанимались в качестве приставов отставные военные - люди преклонного по тому времени возраста, чаще всего не имевшие детей. В рассматриваемый период действовало предписание, согласно которому, прежде чем вступить в брак, чиновнику следовало просить разрешения у своего начальства.

Мизерное годовое жалованье служащих, принадлежавших к низшей страте уездного чиновничества, заставляло последних обзаводиться личным подворьем. Чиновники, занимавшие в уездных учреждениях более значимые должности, нередко решали вопросы своего материального обеспечения другим способом - за счет взяточничества и казнокрадства17. В 1831 г. посетивший Пензенскую губернию министр внутренних дел пришел к выводу о плачевном состоянии местной администра-

ции и полиции, причиной чего назвал неудовлетворительную оплату труда чиновников: «Кто может льститься надеждою удержать руку истаявшего от нужды человека, принять предлагаемых, а может быть, в тайне и требуемых от просителя денег Это есть корень мздоимства и разврата чиновников. Если представить, что от этих городских полицейских, земских судов зависит исполнение правительственных распоряжений, взыскание государственных податей, побуждение к выполнению повинностей, ограждение прав собственности, защита и разбирательства по спорным, тяжелым и уголовным вопросам, в коих первый... может изменить ход всего дела, то по справедливости нельзя довольствоваться тем, как идут дела»18.

В то же время следует упомянуть о том, что в рассматриваемый период, в связи с тем что царское правительство стремилось укрепить провинциальную полицию, уровень жизни полицейских чиновников был более высоким, а служба в полиции - более привлекательной. На протяжении всей первой половины XIX в. средние и низшие чины полиции дополнительно финансировались за счет средств, полученных местными откупщиками за продажу водки (табл. 3). В 1827 г вышел указ о пенсиях и временных пособиях, в 1832 г. - положение о пенсиях чиновников МВД. В 1835 г. МВД направило в Пензенскую губернию 7000 руб. на улучшение окладов полицейских19.

Т а б л и ц а 3 Оплата труда полицейских Пензенской губернии в первой половине XIX в.*

Должность Оклады Добавочное содержание (1765 -1863 гг.)

1800 г. 1815 г. 1835 -1856 гг.

полицмейстер 300 400 600 1200

городничий 250 300 430 600

капитан-исправник 250 300 430 600

становой пристав 380 720

частный пристав 150 150 - 200 160 720

квартальный надзиратель 120 100 - 120 130 360

* Составлено по: ЦГА ПО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 524, 2770, 3401, 3648.

Востребованной и хорошо оплачиваемой в первой половине XIX в. была работа медицинских служащих. Так, например, размер вознаграждения, назначенного в 1817 г в г Ардатов штабс-лекарю Фохту, составил 300 руб. в год20. В 1823 г приглашенный из Дании врач Христиан Вильгельм Цотт был определен на вакансию уездного лекаря в г. Ардатов с оплатой 800 руб. в год21. Денежное довольствие чиновников X и XI разрядов, занимавших высшие должности в Ардатовском земском суде (земского исправника и непременного заседателя земского суда) в 1858 г было значительно скромнее: оно составляло соответственно 285 руб. 4 1/2 коп. и 252 руб. 15 коп. Кажется достаточно интересным, что в это время одну из наименее оплачиваемых должностей в арда-товском земском суде занимал выходец из дворян: писец XII разряда, прослуживший всего 6 лет, за 1858 г. получил 42 руб. 84 3/4 коп.

Подводя итог исследования, следует отметить, что на территории Пензенской губернии в дореформенный период руководящие посты в местных госучреждениях

продолжало занимать в основном потомственное дворянство. Однако постепенно увеличивалось представительство других общественных групп (священно- и церковнослужители, разночинцы, личные дворяне и проч.).

Недоступность образования для широких слоев населения и недостаточное финансирование низших и средних должностей в расположенных на исследуемой территории учреждениях (что делало их малопривлекательными для представителей привилегированных сословий) были основными причинами нехватки квалифицированных чиновников в первой половине XIX в. Последнее, в свою очередь, также повлияло на распространение среди местных чиновников взяточничества и казнокрадства. Структура уездного чиновничества и выполняемые им функции в дореформенный период далеко не всегда соответствовали потребностям социально-экономического развития страны.

1 См.: Евреинов В.А. Гражданское чинопроизводство в России: Исторический очерк. СПб., 1888; Карнович Е.П. Русские чиновники в былое и настоящее время. СПб., 1897; Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983; Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М., 1978; Ерошкин Н.П. Местные государственные учреждения дореформенной России (1800 - 1860 гг.). М., 1985; Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX вв.). Т. 1. Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. СПб., 1999.

2 См.: ПСЗ-1. Т. XX. СПб., 1830. № 14392; Ерошкин Н.П. История государственных учреждений... С. 119 - 122.

3 См.: ПСЗ-1. Т. XX. СПб., 1830. № 14392; Министерство финансов Республики Мордовия: история и современность / Сост.: Е.М.Голубчик, Г.И. Григорьева, Ю.Ф. Юшкин. Саранск, 2002. С. 42 - 43.

4 См.: РГИА. Ф. 571. Оп. 6. Д. 1245. Л. 2 - 14.

5 Окончившие гимназию с отличными успехами поступали на государственную службу с чином XIV класса, без похвального аттестата - канцеляристами; закончившие университет со званием студента получали чин XII класса, а со званием кандидата - X класса; окончившие с отличием духовную академию - чин IX класса, без похвального аттестата - X класса (см.: Миронов Б.Н. Указ. соч. С. 139).

6 См.: Зайончковский П.А. Указ. соч. С. 34 - 38.

7 См.: ЦГАПО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 3111, 3326, 3401, 3412, 3413, 3414; Ф. 6. Оп. 1. Д. 554, 556, 600 - 614, 814, 915, 1917, 1120, 1200, 1860.

8 См.: ЦГАРМ. Ф. 26. Оп. 3. Д. 7. Л. 1 - 2.

9 См.: Ерошкин Н.П. История государственных учреждений. С. 119 - 122.

10 См.: ЦГАРМ. Ф. 26. Оп. 3. Д. 7. Л. 1 - 4; Д. 20. Л. 1 - 11; ГАУО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 2. Л. 68 - 109.

11 См.: ЦГАРМ. Ф. 26. Оп. 3. Д. 19. Л. 18 - 18 об.

12 См.: ЦГАРМ. Ф. 20. Оп. 1. Д. 156. Л. 2 - 4.

13 См.: Миронов Б.Н. Указ. соч. С. 87.

14 См.: ЦГАРМ. Ф. 26. Оп. 3. Д. 20. Л. 1 - 11.

15 См.: Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры и ордена Российской империи. М., 2005. С. 31.

16 См.: Миронов Б.Н. Указ. соч. С. 87.

17 Денежному штрафу, а также увольнению с предписанием не принимать его в дальнейшем ни на какие должности в первом десятилетии XIX в. за недостачу подотчетной документации был подвергнут писарь Краснослободского волостного правления Журавлев (ГАУО. Ф. 88. Оп. 5. Д. 1. Л. 5, 22, 35 об.).

18 Адрианов С.А. Министерство внутренних дел: Исторический очерк 1802 - 1902 гг. СПб., 1902. С. 58.

19 См.: ЦГАПО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 3401. Л. 15.

20 См.: ЦГАРМ. Ф. 25. Оп. 1. Д. 74. Л. 95, 99.

21 См.: Там же. Д. 79. Л. 3.

УДК 94(470)

ВНУТРИЭДИТНЫЕ ИНТРИГИ И БОРЬБА ЗА ВДАСТЬ В ПАРТИИ БОДЬШЕВИКОВ

В словарях русского языка слово «интрига» имеет несколько значений, одно из которых наиболее приемлемо для нашего исследования: скрытые действия неблаговидного характера для достижения какой-либо цели; происки, козни. Кроме того, «Словарь синонимов русского языка» определяет следующий синонимический ряд данного понятия: происки, игры, подкопы, подвохи, каверзы, подсиживания, подсидки. Все приведенные слова употреблялись деятелями большевистской партии для характеристики внутрипартийных и внутриэлитных отношений в РСДРП - РКП(б) - ВКП(б).

Трудно представить, чтобы революционная организация, позиционирующая себя как нелегальная, подпольная, конспиративная, представляющая интересы народных низов и действующая по принципу политической целесообразности, не имела бы «скрытых намерений» и не «осуществляла действий неблаговидного характера» при достижении политических целей. Культурные нормы, сдерживающие неблаговидные поступки в пролетарской среде, изначально не были ей присущи. Предтеча российских большевиков и автор «Катехизиса революционера» С.Г. Нечаев, определяя «меру дружбы, преданности и прочих обязанностей» в отношениях с товарищами по партии, писал, что они зависят от меры их полезности для «всеразрушительной практической революции». Большевистские вожди

А.А. Ракитин,

соискатель кафедры философии и политологии, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2007. № 18(4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.