Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ'

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
791
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
Социальный педагог / подросток / социально педагогическая деятельность / перевоспитание / цель социального педагога / методы

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбачук Диана Андреевна

В данной статье рассматривается специфика социально-педагогической работы с трудными подростками и методы социально-педагогической деятельности с трудными подростками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыбачук Диана Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ»



SCIENCE TIME

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

Рыбачук Диана Андреевна, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп

E-mail: Diana.rybachuk.96@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается специфика социально-педагогической работы с трудными подростками и методы социально-педагогической деятельности с трудными подростками.

Ключевые слова: Социальный педагог, подросток, социально педагогическая деятельность, перевоспитание, цель социального педагога, методы.

Изменение, происходящие в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного подростка. Эта проблема заключается в том, что с каждым годом отмечается рост преступности, наркомании, увеличивается число детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении подростка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, изменений содержания ценностных ориентаций молодежи, неблагополучных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий, разводов и т.д. [1].

Цель социального педагога в работе с трудными подростками состоит в том, чтобы помочь им «перешагнуть» через возникший кризис и самостоятельно изменить свою жизнь. Важно, чтобы в этом процессе подросток сам научился оценивать свои поступки, их положительные и отрицательные стороны, их причины и самостоятельно находить путь дальнейшего поведения. Подросток должен выйти из кризиса. Следует также учитывать, что в этот процесс перевоспитания кроме социального педагога включается коллектив, в который попадает подросток. Здесь социальный педагог выступает в роли координатора, направляя сверстников на перевоспитание своего товарища. Социальный

| SCIENCE TIME Щ

педагог, работающий с подростками, прибегает к одному из методов, поставив перед подростком цель быть похожим на кумира, на идеал. Этот нравственный идеал помогает в формировании положительного поведения подростка. Социальный педагог должен поверить в подростка, проанализировать прошлое, настоящее и представить будущее воспитанника, не упрекая его ни в чем [3].

Поступки и решения подростка направляются социальным педагогом. Здесь важно знать способности подростка, определив которые, социальный педагог внушает ему уверенность в своих силах, в реальности изменения своей жизни. Необходимо знать все нюансы отношений всех подростков в группе, степень влияния группы на каждого подростка.

Социальный педагог помогает разобраться в проблемах и находить решения. Так как в период взросления с человеком происходят разные изменения (и часто очень быстро), помощь должна быть конкретной, гибкой и направленной в будущее. Внесение ясности в конкретные, актуальные проблемы помогает разобраться в часто кажущейся подростку запутанной ситуации. Направленность в будущее находит свое выражение в стимулировании процесса учебы и развития, который дает возможность приобретать новый опыт, учиться на нем. Особая гибкость является условием, помогающим правильно реагировать на часто меняющиеся и неожиданные задачи, с которыми сталкивается подросток. Помимо сочувствия и тепла важно выразить уважение, социальный педагог должен быть готовым принимать обычаи, нормы и ценности разного субкультурного окружения. Очень важно подчеркнуть интересы подростка (не в ущерб интересам других) [2].

Работа социального педагога построена на постоянной поддержке и стимулировании позитивного поведения подростка и сведении к минимуму предупредительно - карательных мер в ответ на различные формы отклоняющегося от норм поведения подростков.

Работая с трудными подростками, социальный педагог также использует методы убеждения и упражнения. Особенность использования этих методов заключается в том, что социальный педагог имеет дело с подростками, у которых по каким либо причинам не сформированы общепринятые нормы и правила поведения в обществе или же у него сформированы искаженные понятия об этих нормах и соответствующие формы поведения.

Метод убеждения содействует трансформации принятых норм в обществе в мотивы деятельности и поведение подростка, что способствует формированию убеждений. Убеждения - твердая уверенность подростка в истинности и справедливости нравственных знаний, они являются внутренним побуждением личности к нравственным действиям и поступкам. Убеждение - это разъяснение и доказательство правильности или необходимости определенного поведения. В процессе убеждения социальный педагог воздействует на сознание, чувство и

| SCIENCE TIME Щ

волю подростка [1].

Органическая часть убеждения - это требование, без которого невозможно перестроить неверно сложившиеся представления ребенка о правилах и нормах поведения, принятых в обществе. Требования могут быть различны: безоговорочные, не допускающее возражений (нельзя воровать, обманывать, ходить грязными, неопрятными и т. д.), более мягкое, требование в виде обращения (сделай, пожалуйста, и др.). Требование играет вспомогательную роль в социально-педагогической деятельности. Его основная функция заключается в том, чтобы поставить перед подростком задачу, довести до их сознания смысл норм и правил поведения, сдерживать себя, быть внимательным ко всему.

Убеждение может реализовываться через такие методы в социальной педагогике; как рассказ, лекция, беседа, диспут, положительный пример.

Рассказ и лекция - монологические формы метода, которые ведутся от одного лица социального педагога. И тот и другой метод используются, для того чтобы разъяснить детям определенные нравственные понятия. Рассказ, используемый при работе с детьми не продолжителен, основан на ярких примерах фактах. В лекции, как правило, раскрываются более сложные нравственные понятия (гуманизм, патриотизм, добро, зло, дружба, товарищество).

Беседа и диспут - диалогические формы метода, при их использовании важное место имеет работа самих подростков. Поэтому важное место в использование этих методов играет, выбор и актуальность обсуждаемой темы, опора на положительный опыт данного подростка, позитивный эмоциональный фон беседы. Искусство социального педагога появляется в том, какие вопросы он полагает для обсуждения: это могут быть вопросы на воспроизведение каких - либо фактов и явлений, уточнение этических понятий, сравнение и анализ конкретных форм поведения, вопросы - проблемы, на которые должны дать ответ сами подростки.

Диспут - метод, способствующий формированию суждений. Он выявляет разные точки зрения подростков на этические понятия, противоречивость в оценки разных форм поведения. Поэтому необходимо учить подростков аргументировать свои взгляды, уметь выслушивать другого, быть сдержанными. Положительный исход диспута зависит от тщательной подготовки к нему социального педагога: выбор темы диспута, понятной и близкой подросткам, тщательный отбор вопросов, которые будут предложены для обсуждения.

Метод упражнения играет главную роль в формировании у подростков определенных нравственных умений и привычек. Формирование навыков и привычек включает следующие приемы работы: постановку задачи, разъяснение правила ее выполнения, возбуждение потребностей и стремление выполнить эту

| SCIENCE TIME Щ

задачу, практический показ (как это делать), организацию практической тренировки предъявление требований, напоминание на выполнении этих требований и контроль за правильностью их выполнения. Между умением и привычкой существует определенная дистанция. В начале мы формируем умения, затем на протяжении определенного времени систематически их закрепляем и добиваемся того, чтобы умения переросли в привычку [4].

Также среди социально-педагогических методов особую группу составляет методы коррекции, к ним относятся поощрение и наказание.

Поощрения и наказания направлены к одной цели - сформировать определенные нравственные качества поведения и характер ребенка. Но достигается эта цель различными путями: поощрение выражает одобрение действий и поступков, дает им положительную оценку, наказание осуждает, неправильные действия и поступки, дает им отрицательную оценку.

Поощрение направлено на подкрепление положительных действий, поступков ребенка. Успехи, замечания и поощрения сопряжены с чувством удовлетворения собственной деятельностью, закреплением положительных действий, стимулированием новых. Наказание оказывает сдерживающее влияние на негативное поведение подростка.

Социальный педагог должен помнить, что поощрение и наказание должны быть направлены не на личность подростка, а на его поступок; они должны быть мобильны и индивидуальны, применяться авторитетным в лице подростка человеком: поощрение и наказание требует уважительного отношения к ребенку, частое их применение к одному и тому же ребенку создает дополнительные трудности в работе с ним.

Таким образом, направленные социально-педагогические методы и социально-педагогическая работа с трудными подростками, проводимая с учетом ряда условий, способны содействовать в становлении трудных подростков, как полноценных членов общества, реализации их возможностей.

Литература:

1. Поддубная Т.Н., Хатит Ф.Р., Шебанец Е.Ю. / К проблеме формирования социальной компетентности подростков. / Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3. Педагогика и психология, 2015 № 2 (159). С. 70-76.

2. Сельмидис Л.Ф., Шебанец Е.Ю., Хатит Ф.Р. / Гендерные особенности лжи у подростков / Гендерный подход в гуманитарных исследованиях. Отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2016. С. 143-154.

3. Филонов Л.Б. Технология установления контакта с дезадаптивированными подростками в процессе их реабилитации // Проблемы, методика и опыт

I

SCIENCE TIME

I

реабилитации детей и подростков в современных условиях. — М., 2004. — С. 124, С. 127-143.

4. Хатит Ф.Р., Шебанец Е.Ю., Сельмидис Л.Ф. / Коррекция подростковой лжи в деятельности социального педагога / Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3. Педагогика и психология, 2015. №2 4 (169). С. 115-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.