УДК 336.648
А.К. Кочиева
канд. экон. наук, доцент, кафедра мировой экономики и менеджмента, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»,
г. Краснодар
СПЕЦИФИКА СОСТАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ПОДХОД И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы, сопровождающие процесс бизнес-планирования в России. Приведены особенности изучения и финансирования бизнес-планов инновационных проектов за рубежом. Даны рекомендации по составлению бизнес-плана с целью повышения вероятности получения инвестиционных ресурсов.
Ключевые слова: бизнес-планирование, бизнес-ангелы, венчурный фонд, инновационные проекты.
A.K. Kochieva, Kuban State University, Krasnodar
SPECIFICS OF A BUSINESS PLAN OF INNOVATION PROJECT: FOREIGN AND RUSSIAN APPROACH
Abstract. The article discusses the problems of business planning process in Russia. Peculiarities studying and financing of business plans of innovative projects abroad. Recommendations on the preparation of a business plan in order to increase the likelihood of investment resources.
Keywords: business planning, business angels, venture capital fund innovative projects.
Одним из локомотивов, который может вытянуть эконому России из кризиса, сегодня, безусловно, является инновационный бизнес. Причем инновационный бизнес в широком понимании - это и малые инновационные предприятия, и крупные промышленные компании, внедряющие на производстве инновационные технологии. Однако в настоящее время российский инновационный бизнес переживает сложные времена. Связано это, прежде всего, с недостатком финансирования.
Попытки диверсифицировать экономику России на сегодняшний момент не дают положительных результатов. Зависимость от экспорта сырья и импорта технологий остаются основными параметрами системы хозяйствования страны. Слабая диверсификация экономики Российской Федерации - прямое следствие практически полного отсутствия крупных частных технологических компаний, конкурентоспособных на глобальных рынках. Результата можно достичь с помощью быстрорастущих технологических компаний («техногазелей»), если дать им возможность достаточно долго не отклоняться от эффективной траектории роста [6].
Говоря о высокотехнологичном бизнесе, необходимо отметить, что вопрос привлечения инвестиционных ресурсов может быть частично решен с помощью венчурных фондов и бизнес-ангелов, которые в России имеются в достаточном количестве и также заинтересованы в перспективных проектах. В данном случае имеет место быть взаимовыгодная ситуация, когда фонд получает значительную отдачу от инвестиций, а инициатор проекта - реализацию идеи и рост компании. Однако инвестирование в данном
случае сопряжено с рядом требований, и качественно разработанный бизнес-план является одним из условий получения финансирования.
Существует множество различных методик разработки бизнес-плана, самыми распространенными из которых являются: методика, предложенная UNIDO (United Nations Industrial Development Organization - Организация Объединённых Наций по промышленному развитию), методика Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), методика TACIS (Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States). Необходимо учитывать, что требования инвесторов могут различаться. Например, отечественные банки не имеют единой методики по составлению бизнес-плана, следовательно, у ведущих банков, таких как Сбербанк, Россельхозбанк, МСП-Банк и прочих, также имеются собственные рекомендации по структуре предоставляемого для изыскания финансирования бизнес-плана проекта. Надо заметить, что все методики имеют общие основные блоки, но различается логика подачи информации, детализация некоторых разделов (наличие, например, подпунктов «Экологическая оценка» или «Анализ рисков по методу Монте-Карло» и прочее), что зависит от требований и специфики каждого конкретного банка или организации.
Необходимо выделить следующие особенности и проблемы, характеризующие процесс бизнес-планирования в России на сегодняшний момент.
1. Планирование в рыночных условиях хозяйствования, где остро стоит вопрос конкуренции, а удовлетворение потребностей клиентов является комплексной работой, требующей значительного уровня интеллектуальной вовлеченности, использования и анализа информационной базы, а также интерпретации полученных результатов.
2. Планирование бизнеса должно опираться на системное видение, обобщение результатов исследования рынка и анализа достигнутых результатов работы с рынком. Однако стратегический маркетинг остается для отечественного бизнеса слабой стороной.
3. Организация процесса планирования и его осуществление являются сложной задачей, требующей гибкого сочетания централизации и децентрализации в планировании, создания условий для участия в нем и в аналитических процессах, которые сопровождают бизнес-планирование, менеджеров и других специалистов, таких как финансисты, маркетологи и прочих. Однако на многих российских предприятиях существуют коммуникационные трудности, которые замедляют процесс планирования.
4. Проблемы социально-культурного характера: сторонники директивного управления тормозят развитие бизнес-планирования. Необходимо отметить, что молодое поколение руководителей является более открытым к прогрессивному мышлению.
5. Затруднения с информационным и аналитическим обеспечением бизнес-планирования в результате инфраструктурных проблем российского бизнеса.
6. Отсутствие проработанных отечественных методик составления бизнес-плана. Зарубежные методики не учитывают специфику российского бизнеса, поэтому приходится подстраивать их под отечественные реалии хозяйствования.
7. Руководители малого и, зачастую, среднего бизнеса в России не видят смысла тратить время и ресурсы на кропотливый процесс составления бизнес-плана, предпочи-
тая работать по сложившейся ситуации. Этот подход можно понять, поскольку нестабильность в экономике страны вынуждает владельцев небольших предприятий действовать быстро и нацеливаться на окупаемость бизнеса в краткосрочной перспективе, чтобы избежать возможного банкротства или рисков недополучения дохода.
8. В современной России недостаточно менеджеров, которые понимают современную экономику, владеют методиками по написанию бизнес-плана и имеют желание и время этим заниматься. Разработка бизнес-плана требует значительного времени и усилий от руководителя.
9. Многие банки полагают, что нужно вести расчет финансового плана в двух валютах, но при этом нет общего метода вычисления риска и т.д. Так как методика разработана в целом для внутреннего пользования компании, руководитель, который сам разработал бизнес-план, сталкивается с множеством сложностей [2; 3].
Рассмотрим, при каких условиях венчурный инвестор может рассматривать стартап как потенциальный объект финансирования.
Во-первых, необходима актуальная миссия, проблема, которую стартап может решить. У продуманного и перспективного стартапа по ходу развития миссия практически не меняется.
Во-вторых - разумный уровень риска. Венчурные инвесторы не будут инвестировать в проекты, которые не могут гарантировать решения поставленной задачи или проблемы [5]. Таким образом, от финансирования отсекаются, например, научные разработки. Технологические риски стартапа должны быть низкими.
В-третьих - бизнес-модель стартапа должна иметь возможность масштабирования. Например, по словам Сергея Белоусова, сооснователя венчурного фонда Runa Capital, «инвесторы в Силиконовой долине (2001 г.) рассматривают бизнес с возможностью роста до 1 млрд долл. США выручки. Есть фонды поменьше, но даже 100 млн долл. США выручки во многих сегментах IT-отрасли отсекают региональные и национальные проекты» [4].
В-четвертых - due diligence, или «тщательное изучение». Due diligence проводится стороной инвесторов и делится на две группы. К первой относятся те факторы, что определяют успех бизнеса, ко второй - те, что ставят под угрозу возможность инвесторов получить свою долю прибыли. В период «тщательного изучения» нужно сформировать целостное представление, в том числе и о менеджменте. Например, нельзя вкладывать деньги в компанию, если сведения, полученные из разных источников, не совпадают друг с другом, если есть противоречия между бизнес-планом и историей работы членов руководящей команды, между их словами и поступками и т.д. Поскольку бизнес-план должен дать полное описание всех аспектов бизнеса, он станет отправной точкой всего «тщательного изучения» [1].
В-пятых - возможность выхода из проекта. Инвестор преследует цель заработка на стартапе, и инициатор проекта должен заранее продумать, как предоставить ему такую возможность, иначе через несколько лет венчурные инвесторы начнут настаивать на продаже компании или выходе на IPO. И смогут добиться желаемого [4].
Около 82% современных отечественных технологических компаний в России,
предполагающих добиться выхода на новый качественный уровень, составили проработанный бизнес-план достижения этой цели. Средний размер расходов на реализацию такого бизнес-плана составляет порядка 3,1 млн долл. США [6], или около 203 млн руб. по текущему курсу. Обратившись к Национальному рейтингу российских высокотехнологичных быстроразвивающихся компаний «Техуспех»-2015, можно наблюдать, что средняя выручка компаний в рейтинге составляет 1,6 млрд руб., таким образом, запросы на реализацию бизнес-плана покрываются собственной прибылью компаний. Четко сформулировал основания для подобного сверхосторожного подхода один из руководителей приборостроительной компании: «Мы пишем наши планы так, чтобы можно было выполнять их только за счет финансов, которые мы зарабатываем». Следовательно, при возможности доступа к внешнему финансированию на приемлемых условиях масштабы бизнес-планов могут значительно вырасти [6].
Рассмотрим ситуацию по инвесторам в ранние стадии развития проекта в Европе (рис. 1). Основными игроками, которые осуществляют инвестирование в инновационные и технологические проекты на ранней стадии, являются бизнес-ангелы, на долю которых приходится 71% финансирования инновационных проектов на ранней стадии в Европе (в исследование включена и Россия). С помощью краудинвестинга финансируется только 5% проектов. Необходимо отметить, что практически за каждым профинансированным проектом стоит разработанный бизнес-план.
Существует множество подходов к правильному выбору объекта для вложений. Одним из важнейших критериев, который учитывает инвестор при принятии решения о вложении средств в ту или иную компанию, является команда - профессионализм, опыт и нацеленность на результат участников стартапа. Это необходимо учитывать инициаторам проекта. Также важно внимательно ознакомиться с проектом - проанализировать преимущества и недостатки продукта, а также бизнес-модели стартапа. Только после такого анализа инвестор может переходить к переговорам о сделке [6].
Распространенные ошибки, которые понизят ценность вашего проекта в глазах венчурного инвестора или бизнес-ангела.
1. При разработке бизнес-плана автор всегда должен учитывать и указывать допущения, которые играют решающую роль в бизнес-прогнозах. Как было сказано выше, многие венчурные инвесторы заинтересованы в росте компании и, следовательно, не предпочитают консервативных прогнозов. Однако на отечественном рынке, например, касаемо банковского инвестирования, консервативный прогноз дает больше шан-
5%
1
4%
Бизнес-ангелы Венчурный капитал ■ Краудинвестинг
71%
Рисунок 1 - Распределение источников инвестиций в проекты на ранней стадии развития в странах Европы, 2015 г. [7]
сов на получение финансирования.
2. Доходность инвестированного капитала в 100% также насторожит инвестора, поскольку такие идеальные и высокие значения могут говорить о том, что автор плохо проработал финансовый план и риски проекта, а сосредоточен исключительно на получении капитала.
3. Компания, заявляющая, что ей достаточно для реализации стратегических целей только 5% доли рынка, может быть расценена инвестором как слишком «ленивая», чтобы спланировать и разработать модель расширения бизнеса [9].
4. Еще одно заявление может смутить инвестора - «клиенты нуждаются в нашем продукте». Это говорит о недостаточно качественно проведенном маркетинговом исследовании. Лучшим показателем того, что клиенты нуждается в продукте компании, будет тот факт, что потребители реально платят за товар (услугу).
5. Каждый бизнес имеет конкурентов. Конкуренция стимулирует компанию к расширению и качественному улучшению. В связи с этим бизнес-планы, в которых заявлено об отсутствии конкурентов, чаще всего рассматриваются инвесторами как плохо проработанные.
Итак, как наилучшим способом выполнить и представить бизнес-план и, тем самым, повысить вероятность привлечения инвестиционных ресурсов? Качественный бизнес-план инновационного проекта должен содержать такие разделы как:
- резюме;
- краткие исходные данные и цель плана: история, нынешнее положение, концепция, задачи, миссия, инициаторы и ключевые игроки;
- описание продукции компании или предоставляемых ею услуг;
- описание рынков, перспектив роста, конкуренция и прочие влияющие факторы;
- стратегия маркетинга и план продаж;
- краткая характеристика задействованной технологии, процесса производства, риска устаревания, решение о собственном производстве или закупке;
- организация и руководящее звено, история профессиональных карьер, планы и стратегия найма дополнительного персонала;
- финансовая история и оценка перспектив оборота, прибылей, потока наличности, финансирования (3-5 лет и выше);
- владельцы, структура, долгосрочные контракты, соображения по поводу финансирования и выхода их проекта инвесторов;
- анализ рисков проекта.
Кроме того, бизнес-план должен быть написан на понятном языке, с легко воспринимающимися предложениями, касающимися бизнес-профиля проекта. Необходимо помнить, что инвесторы изучают бизнес-план без предварительных знаний о компании, в связи с чем лучше не прибегать к профессиональным жаргонизмам или сложным научным выкладкам, если только этого не требует сам инвестор. Также стилистика подачи текста и информации в бизнес-плане должна быть единой по всему документу.
Есть различные мнения относительно объема бизнес-плана. Однако чаще всего -
не более 30-35 страниц. Зарубежные венчурные инвесторы предпочитают бизнес-планы объемом 15-20 страниц. В целом необходимо адаптировать бизнес-план под аудиторию, которая будет с ним знакомиться, учесть особенности и приоритеты инвесторов. К примеру, в Кремниевой долине понадобится презентация («deck»), созданная по следующим правилам: 10 страниц - 15 минут - 20-й шрифт [8]. Финансовая модель также пригодится на дальнейших этапах, но внимания ей будет уделено меньше, чем в России: интерес к деталям проявляется с целью проверить инициатора проекта на четкое осознание своей миссии, целей и методов их достижения и прочее.
Что касается титульного листа, то не стоит забывать, что он является «лицом» бизнес-плана, поэтому не стоит портить первое впечатление о проекте. Титульный лист не должен быть излишне ярким и перегруженным информацией. Целесообразно расположить на нем логотип и название компании, изображение продукции, дату и тому подобное.
Чрезвычайно важной и недооцененной новичками частью бизнес-плана является также резюме. Резюме определяет решение инвестора: продолжить изучение бизнес-плана или отправить его в корзину. Этот раздел не должен быть затянутым - максимум 2 страницы - и содержать основную краткую информацию по бизнес-плану [8].
Итак, бизнес-план является важным элементом получения инвестиционных ресурсов, без чего ни один инновационный проект не сможет развиваться. Поэтому необходимо подходить к разработке бизнес-плана ответственно и комплексно, показать потенциальному инвестору, что проект имеет перспективы развития и роста и может принести высокий экономический эффект.
Список литературы:
1. Введение в венчурный бизнес [Электронный ресурс]. URL: http://www.allventure.ru/ucheb/18/#replies_page1 (дата обращения 20.06.2016).
2. Верников В. А. Бизнес-планирование стартапов в контексте привлечения венчурных инвестиции // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2014. № 4 (20). С. 77-87.
3. Маркова И. В. Анализ современных методик бизнес-планирования // Вестник Гуманитарного университета. 2014. № 2 (5). С. 44-50.
4. Нечестное преимущество [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/ural/2012/10/nechestnoe-preimuschestvo/ (дата обращения 15.06.2016).
5. Цителадзе Д. Д. Пути решения проблем финансирования инновационных проектов ранних стадии в России // Инновации. 2012. № 1 (159). С. 15-22.
6. Citius, Altius, Fortius! [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/expert/2016/01/citius-altius-fortiusix/ (дата обращения 19.06.2016).
7. European Early Stage Market Statistics 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eban.org/wp-content/uploads/2016/06/Early-Stage-Market-Statistics-2015.pdf (дата обращения 19.06.2016).
8. Knowledge center of Angel Capital Association [Электронный ресурс]. URL: http://www.angelcapitalassociation.org/knowledge-center/ (дата обращения 17.06.2016).
9. What Not To Say in a Business Plan [Электронный ресурс]. URL: http://www.angel-investor-news.com/ART_whatnottosay.htm (дата обращения 19.06.2016).