Научная статья на тему 'Специфика скандинавского общества как фактор стимулирования инноваций'

Специфика скандинавского общества как фактор стимулирования инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНАЯ ЕВРОПА / ИННОВАЦИИ / ТВОРЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / КЛАСТЕРЫ / NORTHERN EUROPE / INNOVATIONS / CREATIVE INDUSTRY / HUMAN CAPITAL / CLUSTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хавронин С.

Исследуется специфика скандинавского общества в качестве неотъемлемого звена национальной инновационной системы стран Северной Европы и главного стимулятора инновационной активности в регионе. Раскрывается роль государства в формировании «общества знания», дается характеристика «творческой индустрии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF THE SCANDINAVIAN SOCIETY AS A FACTOR OF INNOVATIONS' STIMULATION

Specifics of the Scandinavian society as an integral link of national innovative system of countries in Northern Europe and the main stimulator of innovative activity in the region is investigated in current paper. The author reveals the state role in formation of «knowledge society» as well as offers a characteristic to «the creative industry».

Текст научной работы на тему «Специфика скандинавского общества как фактор стимулирования инноваций»

Вестник Института экономики Российской академии наук

4/2012

ЛАУРЕАТЫ КОНКУРСА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 2011 г.

9 ноября 2011 г. в Институте экономики РАН была проведена ежегодная научная конференция молодых учёных на тему: «Россия и мир: поиск новых моделей экономического развития». В конференции приняли участие молодые ученые и аспиранты Института экономики РАН, научные сотрудники, аспиранты и студенты ведущих научных и образовательных учреждений Москвы, Санкт-Петербурга, Иванова, Ижевска. Основная часть рассмотренных участниками научной конференции материалов была ориентирована на проблематику модернизации и диверсификации российской экономики в новых условиях. Мы публикуем статьи победителей конкурса лучших презентаций и выступлений участников конференции.

С. ХАВРОНИН аспирант Института мировой экономики и международных отношений РАН

СПЕЦИФИКА СКАНДИНАВСКОГО ОБЩЕСТВА КАК ФАКТОР СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ

Исследуется специфика скандинавского общества в качестве неотъемлемого звена национальной инновационной системы стран Северной Европы и главного стимулятора инновационной активности в регионе. Раскрывается роль государства в формировании «общества знания», дается характеристика «творческой индустрии».

Ключевые слова: Северная Европа, инновации, творческая индустрия, человеческий капитал, кластеры.

Современные страны Северной Европы лидируют по многим показателям инновационного развития. Они занимают первые и близкие к первым места не только по удельным затратам на НИОКР, что само по себе демонстрирует инновационный и наукоемкий характер их экономик, но и по ряду интегральных показателей инновационности. Например, согласно Европейскому инновационному табло (European Innovation Scoreboard) - отчету, выпускаемому Европейской Комиссией и содержащему оценки конкурентоспособности и инновационности стран-членов

ЕС, Швеция и Финляндия занимают первое и второе места соответственно, а Дания находится на пятом месте1.

Говоря о национальных инновационных системах, исследователи зачастую акцентируют внимание на разного рода институциональных надстройках, но забывают о населении и человеческом капитале, который является важнейшим фактором стимулирования инновационного развития и питательной средой для роста наукоемкого бизнеса. Особенно это характерно для нашей страны. При этом, изучая наукоемкий бизнес и национальную инновационную систему (НИС) стран Северной Европы, все чаще приходится констатировать, что на современном этапе главное преимущество данных стран заключается как раз в специфике скандинавского общества, которое чрезвычайно восприимчиво и предрасположено к инновациям. В скандинавском обществе существует понимание того, что изобретения и инновации - это хорошо, и каждый взрослый гражданин своей моделью поведения всячески способствует инновационному развитию своей страны.

Отметим, что понятие «общества знания» ввел американский экономист Мануэль Кастелс, а норвежский исследователь Кнут Согнер разработал понятие «инновационной культуры», которая, по его мнению, является отличительной чертой североевропейской модели экономического развития2. Для обозначения общества, восприимчивого к инновациям, можно употреблять термин «инновационное общество».

Безусловно, скандинавское общество является высоко инновационным. Главная детерминанта такого общества состоит в том, что инновации здесь не являются «островками роста», но пронизывают все области народного хозяйства и, что более важно, практически каждое домохозяйство. Непосредственное воздействие инноваций в таком обществе чувствует на себе каждый гражданин.

Один из показателей, определяющих инновационное общество, -наличие традиций изобретательства и активность изобретательской деятельности. Традиции изобретательства обычно представляют в описательной форме, переосмысливая изобретения данной страны и оценивая их вклад в научно-технический прогресс (НТП). Активность изобретательской деятельности в настоящее время чаще всего является составным элементом различных интегральных коэффициентов, характеризующих уровень развитости страны и ее конкурентоспособности, и предстает перед нами в виде, например, количества патентных заявок на душу населения за год. Отметим, что патентная статистика чаще всего не дает объективной картины, потому что экономическая ценность

1 European Innovation Scoreboard 2009. Comparative analysis of innovation performance. P. 6.

2 Северная Европа. Регион нового развития / Под ред. Ю.С. Дерябина, Н.М. Антюши-ной. М.: Изд. «Весь Мир», 2008. С. 182.

патентов сильно различается по странам, а традиция патентовать разработки - по отраслям. В связи с этим важен именно качественный анализ инновационной активности населения Северной Европы.

Особенно богатые традиции изобретательства накоплены в Швеции. Учитывая, что население этой страны составляет сегодня около 9 млн человек, ее вклад в мировую копилку изобретений можно назвать феноменальным. Шведская ассоциация изобретателей была основана в 1886 г. Между 1880 г. и началом. Первой мировой войны в стране проходила быстрая индустриализация, во многом опиравшаяся на отечественные изобретения. Эти изобретения, в свою очередь, послужили благодатной почвой для роста промышленных компаний, которые до сих пор остаются ведущими в шведской экономике, а многие из них («Эрикссон», «Вольво», «СКФ», «АББ») превратились в ТНК. Среди самых известных изобретателей и ученых можно назвать Альфреда Нобеля - изобретателя динамита, искусственного шелка, каучука, синтетических нитей и лаков. Й. Эрикссон - создатель модели гребного винта для судов, а Г. де Лавалль - конструктор молочного сепаратора. Л. Эрикссон усовершенствовал телефонную связь, а С. Вингквист изобрел сферические шарикоподшипники, которые широко используются в современном машино-строении3.

В 1950-е гг. революцию в пищевой промышленности совершила шведская упаковка для жидких продуктов «Тетра Пак», а в автомобильной промышленности широкое применение получил трехточечный ремень безопасности для автомобилей, основанный на принципе, используемом в альпинизме. Системы NMT и GSM, цифровое устройство, на основе которого была сконструирована компьютерная мышь, цветная компьютерная графика, усовершенствованные системы спутниковой навигации и связи, эффект жидких кристаллов - все эти шведские изобретения оказали влияние на развитие современных коммуникационных и информационных технологий. Заметны достижения Швеции в области медицины: кардиостимулятор, электрофорез, хирургический лазерный нож, кардиография, искусственная почка, зубные титановые имплантаты - все это было изобретено в Швеции. Шведы разработали ряд эффективных лекарственных препаратов против язвы желудка, астмы, ангины, заболеваний сердца4.

Финляндия дала миру такие изобретения, как радиозонд, силосная система AIV (за это изобретение финский химик Арттури Илмари Вир-танен стал лауреатом Нобелевской премии в 1945 г.), взвешенная плавка в производстве меди, ряд изобретений в области автоматизации бумаго-

3 Антюшина Н. Страны Северной Европы: наукоемкий тип развития // Электронный журнал «Финансовая аналитика», 24.10.2007. С. 3. http://finanal.ru/010/strany-severnoi-evropy-naukoemkii-tip-razvitiya?page=0,0

4 Там же.

делательных машин. К изобретениям недавнего времени можно отнести аппарат для измерения частоты пульса, биоизменяемые хирургические имплантанты, операционная система Linux, ряд нововведений в области мобильной связи (в основном усилиями исследовательских центров Nokia) и пищевой промышленности, особенно в области функциональных продуктов питания5.

Дания, которая относительно недавно из преимущественно сельскохозяйственной страны превратилась в государство с инновационной моделью развития (при высокой доле сельского хозяйства), не имеет видимых традиций изобретательства. Однако не всем известны такие изобретения этой небольшой страны, как печатная машинка, язык программирования C++ , водородный показатель pH. Кроме того, с 1918 г. Дания стала одним из крупных центров изучения физики атома. Ведущую роль в этом сыграл Нильс Бор. Известны также прорывные исследования ботаника, физиолога и генетика Вильгельма Йохансена, который ввел понятия «ген», «генотип». Совсем недавно, в 2003 г., датчанин Янус Фрийс и швед Никлас Зенстрёмм прославились программой Skype, позволяющей людям со всех уголков планеты бесплатно общаться при помощи интернет-видеосвязи.

Более скромные традиции изобретательства в Северной Европе имеет Норвегия. Однако и эта страна генерировала интересные изобретения, существенно повлиявшие на человеческую жизнь. Норвежцы подарили миру аэрозольный баллон, первый промышленный образец газовой турбины, велосипедный лифт (существует в мире в единственном экземпляре и находится в городе Тронхейм) и канцелярскую скрепку.

Анализ изобретений, сделанных в Северной Европе, приводит к двум выводам. Во-первых, несколько скандинавских изобретений действительно кардинально изменили человеческую жизнь. Многие из них на слуху, а продукция, созданная на их основе, пользуется большим спросом. Более того, почти все крупнейшие изобретения дали жизнь и крупнейшим компаниям региона, успешно работающим по сей день. Во-вторых, в Северной Европе очень велик «удельный вес» изобретений, направленных непосредственно на потребителя. Высока утилитарность этих изобретений. Например, шведы изобрели безопасные спички и застежку-молнию, финны - шкаф для сушки посуды и безопасную для зубов пищевую добавку - ксилитол, датчане - печатную машинку и конструктор Lego, норвежцы -канцелярскую скрепку и нож для резки сыра. Конечно, можно поставить под сомнение важность такого рода нововведений. Однако именно они являются коммерчески наиболее успешными инновациями Скандинавии и объективно облегчают человеческую жизнь.

5 Гасик Т. Выдающиеся финские изобретения ХХ века // Финляндский торговый путь. 2006. № 5.

Даже простой контент-анализ Интернета на предмет сравнения с другими странами даст нам понять, что изобретательность свойственна североевропейским народам. Одно из самых логичных объяснений этому факту основывается на тезисе, что суровые географические условия служат стимулом к изобретательству, так как изобретения помогают выживать в трудных условиях, избегать тяжелого физического труда6. Наверное, такую точку зрения стоит признать близкой к истине. Она вполне коррелирует с признаваемой сегодня всеми теорией географического поссибилизма, а также теорией Вызова-и-Ответа А. Дж. Тойнби7.

Инновационная активность скандинавских стран в последнее время проявляется не только в прорывных изобретениях. Инновации являются результатом поиска конкретных решений. В Северной Европе творческий подход к решению повседневных проблем стал чуть ли не девизом региона. На это указал в 1992 г. авторитетный исследователь конкурентоспособного инновационного развития малых стран Б.-О. Лундваль8. Изучая происхождение инноваций в пределах экономики такой малой страны, как Дания, Лундваль пришел к выводу, что инновация является не дискретным, а кумулятивным процессом. Иными словами, каждый день создается что-то новое, новые идеи накапливаются в более значительные изобретения. Здесь он вступил в заочный научный спор с концепцией «созидательного разрушения» Й. Шумпетера, который утверждал, что главной движущей силой прогресса является предприниматель, который периодически потрясает мир новым изобретением, разрушающим старую и создающим новую систему, экономически более прогрессивную. Лундваль же утверждает, что инновация является не только кумулятивным, но и повсеместным (убиквитетным) процессом, когда в условиях малой страны все люди создают инновации и невозможно отделить одну инновацию от другой, так как они построены друг на друге. Именно он ввел понятие добавочной инновации (incremental innovation) для обозначения особого типа технологического прогресса, характерного для скандинавских стран, и противопоставил его понятию радикальной инновации (radical innovation), более характерному для крупных стран, например, США9.

Одним из главных следствий этого является взрывной рост качества отношений между производителями и потребителями на рынке.

6 Северная Европа. Регион нового развития / Под ред. Ю.С. Дерябина, Н.М. Антюши-ной. М.: Изд. «Весь Мир», 2008. С. 195.

7 См.: Тойнби А.Дж., Постижение истории / Пер. с англ. Е.Д. Жаркова. Москва: Айрис-Пресс, 2004.

8 См.: National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning / Edited by B. A. Lundvall. L.: Pinter Publishers, 1992.

9 Пилипенко И.В., Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. Смоленск: Ойкумена, 2005. С. 117.

Он происходит по двум причинам. Во-первых, добавочные инновации самым прямым образом способствуют росту конкуренции, ведь адаптация инноваций в условиях малой страны происходит в короткие сроки. Таким образом, почти все субъекты рынка малой страны в каждый данный момент времени располагают примерно одинаковой информацией об уровне развития производительных сил. Во-вторых, сам факт осознания простым потребителем своей возможности влиять на ход рыночных процессов и постоянная информированность о нововведениях трансформировали конкурентные рынки малых стран в сторону большего доверия между покупателем и продавцом, способствовали устранению информационной асимметрии, характерной для рынков других стран. Все субъекты рынка стран Северной Европы, таким образом, постоянно находятся в процессе обучения и обмена мнениями. Б.-О. Лундваль для обозначения данного феномена ввел специальный термин «экономика обучения»10.

Постоянное обучение, в свою очередь, порождает «качественного» потребителя, чьи потребности может удовлетворить только честный, конкурентоспособный и постоянно нацеленный на обучение и развитие продавец. Рынки скандинавских стран (как и рынки многих других малых стран Западной Европы) - это такие рынки, где покупатель и продавец развиваются вместе, и где их отношения практически приблизились к совершенству.

Опираясь на этот опыт и отвечая тенденциям современного постиндустриального общества, североевропейское общество стало генерировать инновации и в нематериальном секторе. Широчайшую известность и признание получили скандинавские дизайнеры, чьи решения отличаются повышенной утилитарностью, экологичностью, доступностью, нацеленностью на гармоничное сосуществование человека и природы. К слову сказать, немаловажную роль в конкурентоспособности скандинавской промышленной продукции на мировых рынках играет именно высокий уровень дизайнерского решения. 2005 год был объявлен в Швеции годом дизайна11.

То же самое справедливо и в отношении архитектуры и архитектурного дизайна. Впечатляющие архитектурные проекты в Скандинавских странах получили общеевропейское признание. К ним относится строительство моста через пролив Эресунн, связавшего Швецию и Данию (2000 г.) и способствовавшего возникновению нового транс-

10 Пилипенко И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. Смоленск: Ойкумена, 2005. С. 117-118.

11 Северная Европа. Регион нового развития / Под ред. Ю.С. Дерябина, Н.М. Антюши-ной. М.: Издательство «Весь Мир», 2008. С. 491.

национального региона. Можно назвать также строительство Музея корабля «Васа» в Стокгольме (1990 г.), строительство «Глиптотеки» в Копенгагене (1996 г.), реконструкцию Королевской библиотеки Дании и возведение Черного диаманта - монументального монолита в стиле неомодернизма (1999 г.). Перечень продолжают строительство Нефтяного музея Ставангера в Норвегии (1999 г.), строительство музея современного искусства «Киасма» в Хельсинки (1998 г.). Скандинавские архитекторы пользуются заслуженной популярностью за рубежом, участвуя в реализации большого числа проектов. Одной из наиболее успешных мировых архитектурных фирм считается норвежское архитектурное бюро «Снохетта», выигравшее тендер на строительство новой Александрийской библиотеки (строительство завершено в 2001 г.), а также Оперного театра в Осло (2008 г.) и музея, посвященного трагической дате 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке (2009 г.) 12. А совсем недавно эта компания выиграла тендер на реконструкцию Музея современного искусства в Сан-Франциско, который планируется представить посетителям в новом обличии в 2016 г.

При оценке жанровой принадлежности почти все значимые произведения искусства Северной Европы получают эпитет «интеллектуальный». Швеция является третьим экспортером музыкальной продукции в мире, уступая только США и Великобритании13. Экспорт шведской музыки в 2003 г. составлял около 1 млрд долл.14. Достаточно сильные позиции, если рассматривать музыкальный рынок пропорционально населению, имеют также и все остальные страны Северной Европы. Факт «трансляции» культурного влияния из этого небольшого региона на многие тысячи километров не вызывает сегодня никакого сомнения.

Продолжая анализ гипотезы о сильных традициях изобретательства и высокой степени предрасположенности населения стран Северной Европы к инновационной деятельности, можно сделать еще одно предположение: в современных постиндустриальных реалиях изобретательство не перестает играть одну из ключевых ролей в обеспечении количественного и качественного роста экономики; оно лишь трансформируется в другие виды творческой активности, создавая совершенно новые продукты, инновационные по своей сути. Практика подтверждает идею о творческой активности как одном из главных источников экономического роста на современном этапе.

12 Северная Европа. Регион нового развития / Под ред. Ю.С. Дерябина, Н.М. Антюши-ной. М.: Издательство «Весь Мир», 2008. С. 491-499.

13 A. Hildur Hildibrandsdottir, D. Power. NOMEX: Nordic Music Exports directions and strategies. Collaboration strategy document. September 2009. Р. 5.

14 O. Johansson. Beyond ABBA: the globalization of Swedish popular music // Focus on Geography 53(4). Р. 135.

В последнее время (не только в Северной Европе, но и во всем мире) все больше внимания уделяется такому понятию, как «creative industries», что можно перевести как «творческие отрасли» («творческие индустрии») или, более обобщенно, «творческая индустрия». Понятие «творческая индустрия» впервые было введено в широкий обиход в Великобритании в 1997 г. премьер-министром Тони Блэром, который использовал его для объяснения своего видения перспектив роста постиндустриальных экономик15. Впоследствии Тони Блэр еще не раз обращался к этому термину. Вот одно из его высказываний: «Нашей целью должно стать воспитание такой нации, в которой творчески талантливые люди будут являться основным звеном в строительстве конкурентоспособной экономики ХХ1-го века, - вот тогда мы будем конкурировать за счет мозгов, а не мускулов»16.

Существует множество споров по поводу точного определения творческих индустрий. Однако, обобщая, можно сказать, что творческие индустрии - это совокупность отраслей экономики, в которых творческие способности личности являются основным инструментом создания стоимости, а продуктом является интеллектуальная собственность. Творческая индустрия включает широкий спектр различных видов предпринимательской деятельности: издательское дело и полиграфия; дизайн и мода; промышленный дизайн; производство модной одежды и реклама; изобразительное искусство (живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство); ремесла; архитектура; сценические формы искусства; разработка и выпуск программного обеспечения, интерактивные компьютерные игры и пр.17, 18.

Данный сектор представлен в основном малыми предприятиями, а также индивидуальными предпринимателями (без образования юридического лица). Их отличает творческая энергия, восприимчивость к инновациям, гибкость и способность адаптироваться к быстро изменяющейся обстановке на рынке, производство продукции и услуг по индивидуальным заказам. Творческая индустрия неразрывно связана с информационными технологиями. Более того, современные компьютерные технологии придают индивидуальному творчеству масштаб и характер

15 Smith J. Creative Industries. An Introduction. Р. 2. http://issuu.com/jillianesmith/docs/cre-ativeintro1

16 Flew T. The Creative Industries. Culture and Policy // Sage Publications. 2011. Р. 10. http:// www.sagepub.com/upm-data/42872_Flew.pdf

17 Сайт Проекта развития творческой индустрии Санкт-Петербурга./ http://www.creative. leontief.net/industries.html

18 Flew T. The Creative Industries. Culture and Policy / Sage Publications, 2011. Р. 10. http:// www.sagepub.com/upm-data/42872_Flew.pdf

индустрии: компьютерные издательские комплексы, технологии веб-дизайна, средства мультимедиа, электронная коммерция19.

Доказано, что реализация продукции и услуг малых предприятий творческой индустрии оказывает влияние на инфраструктуру туризма и отдыха, способствует развитию небольших художественных галерей, кафе, ресторанов, клубов, зарождению новых «достопримечательностей XXI века». Что самое важное, при высоком качестве продукции национальной творческой индустрии более высокое качество приобретает и человеческий капитал, привыкая к новому, эстетичному, социально-ориентированному.

В Швеции в 2009 г. правительство решило выделить 73 млн шведских крон (около 10 млн долларов) на создание плана действий в отношении культурной и творческой индустрии (action plan for cultural and creative industries) при содействии новой организации - Совета по культурной и творческой индустрии (The Council for Cultural and Creative Industries). План действий направлен на создание благоприятных долгосрочных условий для предпринимательской деятельности в области культурной и творческой индустрии, а также на развитие кооперации между культурой и бизнесом с целью взаимовыгодного сотрудничества и реализации творческих идей20. В Финляндии создано СП, включающее Хельсинкский Технологический Университет, Хельсинкскую школу экономики и Университет искусства и дизайна Хельсинки с целью наиболее эффективной коммерциализации инноваций21.

К сожалению, оценку добавленной стоимости, созданной творческой индустрией, пока проводили лишь в немногих странах мира. Поэтому на текущий момент сложно сказать, какую роль она играет в Северной Европе в узко экономическом плане. Для справки, в Германии творческая индустрия в 2004 г. достигла размера 58 млрд евро или 2,6% ВВП (то есть размер сектора больше, чем сельское хозяйство или энергетика). При этом ежегодный рост творческой индустрии был в три раза выше по сравнению с остальными секторами экономики Германии и составлял порядка 4,4%22.

Огромную роль в поддержании инновационного общества Северной Европы играют также социокультурные особенности региона, хотя зачастую сложно сказать, где причина, а где следствие. Возможно, та инноваци-

19 Сайт Проекта развития творческой индустрии Санкт-Петербурга: www.creative.leon-tief.net/industries.html.

20 http://www.sweden.gov.Se/sb/d/3009/a/171720 - официальный сайт Правительства Швеции

21 http://www.nordicinnovation.net/article.cfm?id=1-834-821

22 Fesel B., Sondermann M. Culture and creative industries in Germany // German Commission for UNESCO. Р. 3.

онно дружественная среда, которая сложилась в Северной Европе, посодействовала кардинальным изменениям социокультурного характера. Более половины жителей Северной Европы старше 25 лет знают на каком-либо уровне как минимум два иностранных языка, а в Норвегии значение данного показателя охватывает три четверти населения (см. табл.).

Таблица23

Знание иностранных языков жителями Северной Европы старше 25 лет, владеющими двумя и более иностранными языками, в сравнении с Францией и Германией (%)

Дания Финляндия Норвегия Швеция Франция Германия

2009 г. 52,1 67,9 74,7 50,4 22,9 30,2

Еще одна отличительная особенность скандинавских стран заключается в особом, чрезвычайно эффективном стиле менеджмента, основанном на доверии, командной работе, поиске наиболее неординарных идей и наивысших показателях участия женщин в управлении. В большинстве компаний Северной Европы практикуются так называемые «плоские структуры» - организационные структуры с минимальным количеством уровней соподчиненности. Например, такие гиганты шведского бизнеса, как IKEA, Ericsson, Volvo, Scania, Sandvik используют матричные и дивизиональные системы управления, где работники трудятся в небольших, гибко перестраиваемых коллективах, организуемых по проектному принципу24.

Еще одним косвенным доказательством опережающего развития человеческого потенциала в странах Северной Европы можно считать результаты социологического обследования, проводившегося в 19962006 г. во многих государствах мира25. В ходе обследования респондентам задавались вопросы, ответы на которые должны были показать уровень научной грамотности населения страны. Наибольшее значение интегрального индикатора, который рассчитывался как среднее количество правильных ответов на предложенные тестовые вопросы, оказалось именно в странах Северной Европы. Пятерка стран-лидеров выглядела так: Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия, Нидерланды. Только в этих странах жители дали более 70% правильных ответов. Для сравнения, Россия оказалась на 32-м месте (46% правильных ответов), США - на 20-м

23 Eurostat. Number of foreign languages known (self-reported) by age group. (http://epp. eurostat.ec.europa.eu). 21.10.2010.

24 Маркелова Е.Ю. Страны Северной Европы: факторы успеха. Санкт-Петербург, 2007. С. 18-21.

25 Шувалова О.Р. «Образ» науки: восприятие населением результатов научной деятельности // Форсайт. № 2 (2) 2007. С. 50-59.

(59%). В отличие от лидеров, в нашей стране по некоторым вопросам наблюдается даже не недостаток знаний, а всеобщее заблуждение: 44% респондентов уверены, что радиация создана человеком; 36% считают, что обычные растения не содержат генов, а генетически модифицированные растения содержат. Кто-то может посчитать, что такие обследования не показательны и не имеют к экономике никакого отношения. Однако именно такие знания влияют на поведение людей как потребителей, воспринимающих и использующих в практической деятельности информацию о назначении, безопасности и эффективности новых продуктов и технологий. Отсутствие понимания необходимости базовых научных знаний в повседневной жизни у определенной части населения является одним из важнейших факторов, сдерживающих создание и распространение инноваций.

Как видим, в силу ряда причин в странах Северной Европы сформировалась своего рода «критическая» социальная масса, восприимчивая к инновациям и понимающая, что научно-технический прогресс, при грамотном использовании его достижений, ведет к всеобщему благополучию. В результате от рынка продавца общество переходит к гораздо более гармоничному рынку, где и продавец, и покупатель достигают консенсуса, т.к. первый производит и продает качественный, функциональный, полезный продукт, а второй его потребляет и платит за это разумные деньги. Это такой рынок, где нет классической информационной асимметрии (или она сведена к минимуму), потому что потребитель образован и информирован, а продавец вынужден вести честную игру, так как в противном случае его вытеснят более конкурентоспособные игроки. Именно такое общество и такой рынок являются необходимым условием, без которого по-настоящему инновационное общество сложно представить.

Нашей стране есть чему поучиться у северных соседей. Население России вовлечено в процесс инноваций лишь в качестве пассивного наблюдателя. При этом государство не имеет ни концепции, ни стратегии развития населения как игрока отечественной НИС, а о значимости творческих индустрий слышало буквально несколько человек. Кроме того, отсутствует опыт кластерной политики. А ведь кластеры сегодня -это ключевой и наиболее эффективный инструмент региональной и инновационной политики в развитых странах. Именно кластеры способствуют преодолению описанной выше дискретности инновационного процесса и приводят к феноменальным синергиям, основанным на внешнем эффекте масштаба.

Хочется надеяться, что понимание необходимости стимулирования населения на все большее вовлечение в инновационный и творческий процесс придет в нашей стране достаточно скоро, иначе мы рискуем оставаться в позиции вечно догоняющих очень долго. Одних лишь Сколково и Роснано стране с населением 140 млн чел. едва ли будет достаточно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.