УДК 369
Асриев С. В.1 Медовый В.В.2
СПЕЦИФИКА САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ СФЕРЫ УСЛУГ И РОЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ДАННОЙ СФЕРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются ключевые специфические характеристики санаторно-курортной сферы экономики, а также раскрывается роль предприятий данной сферы в обеспечении качества жизни населения. Делается акцент на социальной результативности деятельности санаторно-курортных организаций с целью формирования представления о необходимости соблюдения баланса между экономическими целями санаториев, как предприятий и их социальными задачами.
Ключевые слова: сфера услуг, санатории, курорт, регион.
Asriev S. V.
Medovy V.V.
SPECIFICS OF THE SANATORIUM SERVICES SECTOR AND ROLE OF THE ENTERPRISES OF THIS SPHERE IN ENSURING QUALITY OF LIFE OF THE POPULATION
Abstract. The article examines the key specific characteristics of the sanatorium and resort sphere of the economy, and the role of enterprises in this industry in ensuring the quality of life of the population. It focused on the social effectiveness of the sanatorium organizations for forming a view about the need for balance between economic goals of the resorts as enterprises and their social objectives.
Keywords: services, health resorts, resort, region.
Важным свойством рекреационной деятельности является то, что в ее ходе происходит простое и расширенное воспроизводство сил человека. Предоставление рекреационных услуг является специальным видом деятельности, активно развивающимся на протяжении последних более чем ста лет, и нашло свое применение по следующим направлениям, представленным на рисунке 1.
Деятельность санаторно-курортных предприятий сопряжена с такой их особенностью, как обязательное нахождение в лечебно-оз-
доровительных местностях, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным, региональным или местным законодательством. Деятельность предприятий, предоставляющих услуги санаторно-курортного характера в совокупности составляет санаторно-курортный комплекс экономики страны, региона, города.
Привязка деятельности санаторно-курортных организаций к определенной территории вызывает, во-первых, их высокую концентрацию, во-вторых, необходимость, как правило,
1 Асриев Самвел Владимирович, канд. экон. наук, заведующий кафедрой экономики и информационных технологий. Филиал Ростовского государственного экономического университета в г. Кисловодске, e-mail: asrievsv Vvyandex. га, тел. 8-87937-66604
Asriev Samvei cand. econ. sciences, head of chair of economics and information technologies, branch of the Rostov state economic university in Kislovodsk, e-mail: [email protected], tel. 8-87937-66604
2 Медовый Валерий Вячеславович, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры государственного, муниципального управления и права, Северо-Кавказский институт - филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, e-mail: [email protected]. тел. 8-8793-989951
Medovy Valerv, cand. econ. sciences, associate Professor of the Department of state, municipal management and law. The North Caucasus institute-branch of RANEPA, Pyatigorsk, e-mail: [email protected], tel. 8-8793-989951
Рисунок 1 - Сфера услуг в организации рекреационной деятельности человека [1]
большинства рекреантов (потребителей) преодолевать определенные расстояния для получения соответствующих услуг. Последнее позволяет отнести санаторно-курортный отдых к видам туризма, а деятельность по предоставлению таких услуг включить в состав туризма.
Деятельность санаторно-курортных предприятий включает в себя предоставление следующих услуг: размещения (временного проживания); отдыха в определенном режиме; оздоровления; питания; инфраструктура курорта (транспорт, связь, турагенты, туроператоры); культурно-развлекательного характера; по удовлетворению потребностей различных сфер интересов рекреантов (экстремальные виды отдыха, походы и т. д.).
Под предприятием санаторно-курортной сферы следует понимать субъект хозяйствования, создающий и реализующий на рынке услуги размещения, отдыха, оздоровления и развлечения с целью извлечения прибыли, посредством сочетания различных факторов
производства (земельные участки, здания, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, нематериальные активы, денежные средства и пр.)
Предприятия санаторно-курортной сферы относятся к коллективным средствам размещения, т. е., занимаются временным размещением туристов и имеют не менее 5 номеров. [2]
На основании данных российской статистики можно представить роль и место санаторно-курортных предприятий в сфере услуг в целом. Ниже (табл. 1, 2) представлены выборочные данные о предоставлении платных услуг населению России в целом и Ставропольского края в частности.
Как видно из таблицы 1, доля санаторно-оздоровительных услуг в общем объеме предоставленных населению услуг в целом не велика в анализируемом периоде и составляет 1,3 %. В то же время в курортных территориях России данный показатель заметно выше (табл. 2).
Таблица 1 - Объем платных услуг населению России по видам
Виды услуг Октябрь 2014 г. Январь-октябрь 2013 г. в % к январю-октябрю 2013 г.
млрд. руб. в% к
октябрю 2013 г. сентябрю 2014 г. итогу
Платные услуги 377,3 93,3 100,6 100 95,6
в том числе: бытовые 39,7 91,1 100,8 10,5 93,9
транспортные 76,4 93,4 98,4 20,3 90,6
связи 74,2 99,2 98,5 19,7 104,0
жилищные 20,6 101,2 100,6 5,4 99,3
услуги гостиниц и аналогичных средств размещения 9,7 88,6 97,2 2,6 84,5
коммунальные 68,1 94,3 110,2 18,1 98,6
культуры 6,9 91,9 105,1 1,8 91,7
туристские 5,5 77,5 77,1 1,5 93,9
физической культуры и спорта 2,7 112,4 129,1 0,7 93,3
медицинские 19,2 85,6 106,1 5,1 92,1
санаторно-оздоровительные 4,8 91,2 94,3 1,3 88,9
ветеринарные 0,7 90,7 99,7 0,2 90,8
правового характера 8,2 67,2 92,6 2,2 81,8
системы образования 28,5 95,3 95,7 7,6 96,3
прочие виды платных услуг 12,1 - - 3,0 -
Источник: www.gks.ru - официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
Таблица 2 - Объем платных услуг населению в Ставропольском крае по видам
Виды услуг Январь-октябрь 2014 г., млн. руб. в % к
итогу январю-октябрю 2013 г.
Всего оказано платных услуг 55007,9 100,0 100,8
в том числе:
бытовые 5891,2 10,7 104,4
транспортные 7695,6 14,0 96,2
связи 9115,3 16,6 109,4
жилищные 1526,8 2,7 98,5
услуги гостиниц и аналогичных средств проживания 420,4 0,7 86,4
коммунальные 12466, 22,7 105,8
учреждений культуры 193,7 0,4 89,4
туристские 356,9 0,6 111,7
физической культуры и спорта 19,1 0,0 94,7
медицинские 2683,2 4,9 105,2
санаторно-оздоровительные 7135,6 13,0 88,5
ветеринарные 165,6 0,3 94,7
правового характера 1534,6 2,8 98,2
системы образования 3713,3 6,8 91,1
прочие 2090,3 3,8 ... 1)
Источник: www.stavstat.gks.ru - официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю
Для такой курортной (лечебно-оздоровительной) территории, как правило, создается и поддерживается имидж курорта, которым пользуются все хозяйствующие субъекты, размещенные в нем. Наличие природно-климатических факторов, позволяющих производить санаторно-курортные услуги, определяет общую экономическую направленность и специализацию соответствующего территориаль-
ного образования. В этой связи деятельность предприятий санаторно-курортной сферы приобретает высокое социально-экономическое значение, в ходе ее осуществления происходит образование различных экономических и социальных эффектов, пользователями становятся различные субъекты. Виды таких эффектов и их пользователи представлены на рисунке 2.
Рекреан~ы Социальный эффект рекреации (отдьк,
(потребители озг^оЕленне)
санаторно-курортнь,х
услуг)
Рисунок 2 - Эффекты курортно-рекреационной сферы деятельности [3]
Представленная выше схема раскрывает роль и значимость предприятий санаторно-курортной сферы в общественно-экономических формациях различного масштаба. Различные хозяйствующие субъекты, в том числе и государство и отдельные физические и юридические лица являются пользователями результатов санаторно-курортной деятельности, что подчеркивает ее значимость для общества и указывает на необходимость разработки эффективных инструментов и методов управления ею.
Рассматривая социальную результативность деятельности предприятий санаторно-курортной сферы приведем результаты исследований отечественных ученых ГНИИ Курортологии г. Пятигорска. Ими выявлено, что в после отдыха и лечения в санатории у рекреантов отчетливо прослеживается медико-социальный и экономический эффект: «сокращается число больных, пользующихся освобождением от работы, - в 1,8-2,6 раза; количество дней временной нетрудоспособности - в 2,3-3,0 раза; потребность в госпитализации - в 2-4 раза; расходы на лечение больных в поликлиниках и стационарах - в 2,6-3,0 раза; выплаты пособий по больничным листам - в 1,8-2,6 раза; ущерб производству от «недопроизводства» продукции в связи с заболеваемостью рабочих и служащих - в 2-3 раза» [4, 5].
В связи с изложенным выше, необходимо отметить, что управление санаторно-курортной сферой на уровне компетентных государственных органов должно учитывать ряд показателей, характеризующих социальные эффекты санаторно-курортной деятельности.
Система социальных индикаторов развития исследуемой сферы должна включать в себя следующие:
• снижение общего уровня заболеваемости у рекреантов;
• рост количества потребителей санаторно-курортных услуг;
• совершенствование методик и материально-технической базы предоставления услуг;
• возможность комплексного получения набора услуг, в том числе и по желанию рек-реанта;
• способствование снижению безработицы и повышению занятости населения;
• выполнение обязательных условий по уплате налогов в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды;
• возможность для работников санаторно-курортных предприятий и членов их семей пользоваться услугами санаторно-курортных предприятий на льготных условиях.
Данные показатели отличаются реальностью измерения и учета в рамках бухгалтерского, оперативного и статистического наблюдения.
В целях управления может возникнуть необходимость количественного измерения социального эффекта санаторно-курортной деятельности. Для этого рекомендуется использование экономико-математического инструментария.
Размещение на определенной курортной территории (в особенности - территории курорта, имеющего санаторно-оздоровитель-ную направленность) исторически обуславливает развитие хозяйственной системы данной территории. Она определенно связанна с индустрией предоставления соответствующих услуг и удовлетворением рекреационных потребностей населения. Базовыми для развития любой курортной территории являются именно сферы деятельности, ориентированные на рекреантов. Это является своеобразным стержнем региональной или местной, а в некоторых случаях и национальной экономики. В России к таким территориям относятся черноморское побережье Краснодарского края, регион Кавказских Минеральных Вод, курорт Белокуриха в Алтае и другие.
Например, в городе-курорте Кисловодске региона Кавказских Минеральных Вод (далее региона КМВ) доля налоговых платежей, уплачиваемых санаторно-курортными организациями в местный бюджет, составляет около 20% (по данным за 2013 г.). Это весьма существенный показатель роли и значимости санаторно-курортной сферы деятельности в региональной хозяйственной системе.
В регионе КМВ функционирует 135 здравниц, способных принять одновременно более 35 тысяч отдыхающих.
Наличие в регионе КМВ соответствующих природно-климатических факторов (минеральных вод, лечебных грязей, целебного климата) обеспечивает возможность предо-
ставления услуг оздоровления и отдыха более 1 млн. чел. в год. Это является чрезвычайно необходимым для изменения ситуации постоянно наблюдаемого демографического спада и повышения качества здоровья нации.
Изучение некоторых аспектов санаторно-курортной деятельности в России в целом позволило получить следующие данные, доказывающие большую роль предприятий данной сферы в обеспечении населения рекреационными услугами.
Оценки специалистов показывают, что рекреационный потенциал отечественных курортов, используется не более чем на 50 %. Используемые методики санаторно-курортного лечения имеют глубокую научно-практическую основу и показывают высокий уровень их эффективности. Многие санатории оснащены самым современным медицинским оборудованием. Сочетание природно-климатических факторов и результатов научно-технического прогресса позволяет добиваться выше описанных результатов, направленных на повышение качества здоровья рекреантов.
На сегодня сфера предоставления санаторно-курортных услуг в России представлена более 2,3 тыс. санаторно-курортных и оздоровительных учреждений на 371,2 тысячи мест, где ежегодно проходят лечение и оздоровление более 5 миллионов человек. На территории всех федеральных округов РФ существуют санаторно-курортные организации, обеспечивающие лечение наиболее распространенных заболеваний. По данным Федеральной службы государственной статистики, за 2011 -2013
гг. сеть санаторно-курортных учреждений в России возросла на 10 тысяч мест. Усиление внимания к этому виду медицинской помощи во многом обусловлено негативными тенденциями в состоянии здоровья населения, высоким уровнем профессиональной заболеваемости и инвалидности россиян.
Итак, санаторно-курортная сфера деятельности представляет собой совокупность взаимодействующих между собой хозяйствующих субъектов, различных природно-климатических факторов, организационно-экономических и социальных условий для производства (предоставления) продукта, направленного на расширенную и расширенно-компенсаторную рекреацию человека.
Учитывая те обстоятельства, что санаторно-курортная деятельность осуществляется предприятиями, нацеленными на извлечение прибыли и управляемыми именно с данной целью и при этом происходит образование колоссального социального эффекта для различных групп общества необходимо говорить о социально-экономическом управлении (менеджменте). Последнее определяется как процесс воздействия менеджеров, собственников и государства на санаторно-курортное предприятие с целью получения им максимальной прибыли, повышения качества и увеличения количества производимых услуг.
Субъектами управления предприятиями санаторно-курортной сферы являются, в том числе собственники предприятий, их представители - менеджеры, государство в лице различных органов и структур.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Асриев C.B., Медовый В.В., Солодовникова А.Г. Методические аспекты оценки и управления деятельностью предприятий санаторно-курортной сферы региона (по материалам Кавказских Минеральных Вод): монография. - Пятигорск: РИА-КМВ, 2011, 119 с.
2. Постановление Госстандарта России «Об утверждении ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» от 09.07.1998 г. № 286
3. Асриев C.B. Проблемы развития предпринимательства в курортно-рекреационной сфере региона КМВ и роль государства в их оптимальном решении // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2007. - №3-1. - с. 3-11
4. Постановление Правительства РФ О федеральной программе «Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных вод» от 23.10.1993 г. № 1063
5. Официальный сайт ФГБУ «Пятигорский государственный научно-исследовательский институт курортологии ФМБА» [Электронный ресурс] // URL: www.gniik.ru