Научная статья на тему 'Специфика самостоятельной работы студентов по дисциплине «Философия»'

Специфика самостоятельной работы студентов по дисциплине «Философия» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельная работа / философия / контроль / конспектирование / виды конспектов. / independent work / philosophy / control / note-taking / types of notes.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черепкова О.О.

В статье выявляется значение самостоятельной работы студентов по философии, дается характеристика ее особенностям. Подробно описано конспектирование как вид самостоятельной работы, его виды, а также приводится алгоритм его подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specifics of independent work of students in the discipline "Philosophy"

The article reveals the importance of independent work of students in philosophy, characterizes its features. Note-taking is described in detail as a type of independent work, its types, and an algorithm for its preparation is given.

Текст научной работы на тему «Специфика самостоятельной работы студентов по дисциплине «Философия»»

УДК 37.026.6

Черепкова О.О. ассистент,

кафедра философии и социологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Амурский государственный университет»,

Благовещенск Cherepkova O. O.

Assistant,

Department of Philosophy and Sociology, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

"Amur State University", Blagoveshchensk E-mail: oxy345@mail.ru

Специфика самостоятельной работы студентов по дисциплине «Философия» The specifics of independent work of students in the discipline "Philosophy"

Аннотация: В статье выявляется значение самостоятельной работы студентов по философии, дается характеристика ее особенностям. Подробно описано конспектирование как вид самостоятельной работы, его виды, а также приводится алгоритм его подготовки.

Abstract: The article reveals the importance of independent work of students in philosophy, characterizes its features. Note-taking is described in detail as a type of independent work, its types, and an algorithm for its preparation is given.

Ключевые слова: самостоятельная работа; философия; контроль; конспектирование; виды конспектов.

Keywords: independent work; philosophy; control; note-taking; types of notes.

Одной из основных задач современного высшего образования является способствование гармоничному развитию творческой личности молодого

специалиста, который готов к саморазвитию, стремится к самообразованию. В связи с тем, что обществу необходимы такие специалисты, которые способны самостоятельно организовать свою деятельность для решения поставленной перед ними профессиональной задачи, обучение не должно сводиться к простой передаче знаний от преподавателя к студенту. Студент выступает активным участником образовательного процесса. Студент должен быть способен самостоятельно в соответствии со сформулированной преподавателем проблемой организовать деятельность по поиску информации, достичь определенного результата, а также аргументировать свои доказательства в пользу правильности этого результата. Этому способствует организация самостоятельной работы студента, которая является важной частью образовательного процесса, а, по мнению Волчанского М.Е., его основой1.

Организации самостоятельной работы в высшем учебном заведении уделялось существенное внимание в работах таких ученых как С.И. Архангельский, М.Г. Гарунова, Е.Я. Голанда, Н.Д. Никандрова, П.И. Пидкасистого и др. Существенное место в их работах отводится преемственности в образовательном процессе, в том числе и преемственности в организации самостоятельной работы на разных этапах обучения2.

Учебно-воспитательный процесс в вузе строится таким образом, чтобы у студентов развивалось умение учиться, самостоятельно искать и получать знания, а также стремиться к самоорганизации и самообразованию. Преподаватель перестал выступать единственным источником и каналом передачи информации. Преподаватель направляет студента, задает ориентиры. Тем не менее, многие студенты формально относятся к выполнению заданий. Это связано с тем, что достаточно много заданий, предлагаемых для самостоятельного выполнения, не вызывают интерес у студентов,

1 Волчанский М.Е. Организация самостоятельной работы студентов в медицинском вузе. Волгоград, 2004. С. 6.

Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранного языка // Иностранный язык в школе. 1985. С. 24.

ориентируются на формальное выполнение без творческой деятельности.

Философия является той учебной дисциплиной, по которой не возможно успешное овладение знаниями без наличия интереса со стороны студентов. Именно поэтому при организации самостоятельной работы необходимо ориентироваться на мотивацию и заинтересованность студентов1. Фактором, который выступает как наиболее устойчивый и сильный мотиватор, является ориентация на будущую профессиональную полезность полученных знаний и проделанной работы. Далее перечислены факторы, который активизируют и стимулируют самостоятельную работу студентов, а также снижают формализм при выполнении:

— полезность выполняемой работы. Студенты должны понимать, где и как именно в будущем они смогут применить результаты проделанной работы. Это может быть семинарское занятие, коллоквиум, подготовка реферата или эссе. Преподаватель должен мотивировать студента к повышению качества работы, но необходимо показать (объяснить) почему важна эта работа и ее результаты;

— творческая деятельность студентов. Студентам можно предложить составить вопросы к лекции или по определенной теме семинара, составить тестовые задания для другой группы;

— использование активных методов, в том числе игровых2;

— поощрение студентов за успешное выполнение оценки. Причем, это не обязательно должно быть поощрение в виде оценки, но можно предложить и иные формы поощрения.

Положительное отношение студентов к самостоятельной работы формируется постепенно, с повышением осознания важности этой работы, ростом интереса, а также развитием навыков самостоятельного

1 Волчанский М.Е. Организация самостоятельной работы студентов в медицинском вузе. Волгоград, 2004. С. 8.

Гелашвили Н.И. Педагогические основы управления самостоятельной работы студентов в процессе обучения. М., 2000. С. 152.

формулирования целей и задач.

Характеризуя самостоятельную работу, следует отметить, что участие преподавателя при данных видах работы студентов не является столь же существенным, как при иных формах организации учебной деятельности. Говоря о других признаках, можно отметить активность студентов в ограниченном промежутке времени, сознательность и креативность.

Самостоятельная работа может выполняться как в аудитории или же вне аудитории. Кроме того, различается самостоятельная работа и по виду заданий в соответствии с теми образовательными целями, которые они преследуют:

— предварительное изучение материала по теме;

— разработка конспектов;

— выполнение заданий в соответствии с учебной программой;

— подготовка к контрольной работе по изученной теме;

— подготовка доклада, написание эссе, реферата;

— чтение и анализ философских трудов.

Одним из наиболее распространенных видов самостоятельной работы по философии является написание конспектов, то есть подготовка краткого, логичного письменного текста, который связно передает основное содержание источника информации.

Существуют следующие виды конспектов:

— план-конспект, который состоит из определенного количества пунктов и подпунктов в соответствии с определенными частями источника информации;

— подробный конспект, который содержит цитаты из текста и логические

связи;

— конспект-схема, который составляется на основе плана, включающего вопросы, на которые нужно найти ответы в источнике;

— произвольный конспект, который сочетает в себе несколько видов работы с источником информации;

— тематический конспект, который представляет собой краткую

разработку ответа на вопрос;

— опорный конспект, который представляет собой краткое, схематическое или образное изложение источника информации с использованием символов, ключевых слов, численных данных для быстрого и точного воспроизведения содержания источника;

— сводный конспект - сведение информации из нескольких источников по определенной теме;

— выборочный конспект, в котором представлена информация из одного источника, но только по одной теме.

Качество подготовки конспекта зависит от того, насколько понятно задание для самостоятельной работы студентам, а также от того, работают ли студенты по алгоритму, следование которому способствует успешному выполнению самостоятельной работы, а, следовательно, усвоению знаний, овладение учебной программы. Порядок подготовки конспекта следующий:

— сформулировать цель подготовки конспекта;

— записать название источника и выходные данные;

— прочитать текст и выделить основные положения;

— выписать непонятные по смыслу понятия и термины, найти их определения;

— кратко своими словами изложить содержание текста;

— сделать выводы по основным примерам;

— дополнить конспект (при необходимости) схемами, таблицами;

— оформить цитаты (при их наличии) в соответствии с правилами цитирования (указание страницы).

В результате подготовки и написания конспекта у студентов формируются навыки анализа большого объема информации и способности выделять основное содержание, кроме того, они учатся преобразовывать текстовую информацию в графическую.

Для того чтобы студенты осознавали значимость результатов проделанной работы и могли исправить ошибки, развивать и совершенствовать

свои навыки, необходимо осуществлять контроль. На семинарских занятиях по философии осуществляются следующие виды контроля:

— текущий контроль, который предполагает регулярное отслеживание усвоения материала по изучаемой теме;

— итоговый контроль по результатам цикла семинарских занятий1.

Осуществление контроля не должно сводиться к формальной проверке

усвоения знаний. Важно использовать активные методы проверки студентов, пробудить их интерес и творческую активность. Студент должен показать, что умеет пользоваться конспектом. Важно, чтобы прочитанная информация способствовала формированию определенного мнения по изучаемой теме, а студент способен доказать собственную позицию.

Итак, основной целью самостоятельной работы по философии является изменение пассивной роли студента при изучении информации к познавательной активности, формирование собственного мнения, развитие творческого мышления. В ходе самостоятельной работы студенты учатся осмысленно работать с учебным материалом, объединять материал лекции и самостоятельно изученный материал, а также формулировать проблемные вопросы, осуществлять поисковую деятельность.

Список литературы

1. Агибова, И.М. Самостоятельная работа студентов в вузе: виды, формы, классификации / И.М. Агибова, Т.А. Куликова // Наука. Инновации. Технологии. — 2010. — [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. — Режим доступа. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-rabota-studentov-v-vuze-vidy-formy-klassifikatsii/ Дата обращения 20.08.2022 — Загл. с экрана.

2. Волчанский, М.Е. Организация самостоятельной работы студентов в медицинском вузе / М.Е. Волчанский. — Волгоград, 2004. — 26 с.

1 Ломан Н.Ф. Самостоятельная работа студентов на занятиях по философии // Медицина и экология. 2007. № 6.

3. Гелашвили, Н.И. Педагогические основы управления самостоятельной работы студентов в процессе обучения / Н.И. Гелашвили. — М.: Феникс, — 2000. — 321 с.

4. Демьяненко, Н.В. Активизация самостоятельной работы студентов инженерного профиля в рамках компетентностного подхода в обучении профессиональному иностранному языку / Н.В. Демьяненко, Я.В. Ермакова, А.В. Цепилова // Вестник науки Сибири, — 2012. — № 3 (4). — С. 269-278.

5. Леонтьев, А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранного языка // Иностранный язык в школе. — 1985. — С. 24.

6. Ломан, Н.Ф. Самостоятельная работа студентов на занятиях по философии / Н.Ф. Ломан, Ш.С. Калиева // Медицина и экология, — 2007. — № 6.

7. Меренков, А.В. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки / А.В. Меренков, С.В. Куньщиков, Т.И. Гречухина и др.. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, — 2016. — 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.