Научная статья на тему 'Специфика самосознания исламской цивилизации'

Специфика самосознания исламской цивилизации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
365
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКИЙ МИР / МУСУЛЬМАНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / МУСУЛЬМАНСКАЯ РЕЛИГИЯ / ISLAMIC WORLD / MUSLIM RELIGION / MUSLIM SELF-CONSCIENTIOUSNESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Абдыров К. А.

Рассматриваются вопросы и перспективы мусульманской цивилизации и государственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Self-Conscientiousness of Islam Civilization

Matters and prospects of Muslim civilization and statehood are studied.

Текст научной работы на тему «Специфика самосознания исламской цивилизации»

ББК Ф5

СПЕЦИФИКА САМОСОЗНАНИЯ ИСЛАМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

К.А. Абдыров

Евразийский Национальный университет им. Л.Н. Гумилева (Казахстан, г. Астана)

Представлена профессором А.И. Завражновым и членом редколлегии профессором В.И. Коноваловым

Ключевые слова и фразы: исламский мир; мусульманское самосознание; мусульманская религия.

Аннотация: Рассматриваются вопросы и перспективы мусульманской цивилизации и государственности.

Исламская цивилизация как культурная сущность практически не поддается западному влиянию. И в силу своего антагонизма по отношению к западным цивилизациям исламская цивилизация во многом является непонятной (а порой даже одиозной). Сохранение исламского характера самой власти предполагает не только нахождение у власти представителей духовенства, но и приоритет исламских ценностей над государственными интересами, не являющимися сколько-нибудь необходимым условием для того, чтобы стать одним из основных государств полюса силы [1]. Именно государственный прагматизм, понимаемый, прежде всего, как условие создания сильного государства, делает главным приоритетом государственной политики национальный интерес. Это повысит политический и экономический потенциал мусульманских стран (например, Пакистана или Ирана), что, в конечном счете, может привести к укреплению и развитию мусульманского самосознания. Однако, каким бы ни был прагматизм, в мусульманском государстве он никогда не выйдет за рамки ислама. И если во второй половине ХХ века у мирового сообщества сложилась иллюзия того, что он начинает превалировать в исламском мире, то уже на рубеже XXI века эта иллюзия полностью проходит.

Безоговорочная вера мусульман в абсолютную правду ислама делает эту религию самодостаточной [2]. Изучение недостатков и несовершенств само по себе недостойно напряженных коллективных усилий. Аллах дает ответы на все вопросы, благодаря чему заполняется духовный вакуум внутри каждого верующего. Немусульманский мир (до появления пророка Мухаммеда) заслуживает интереса, но в каком-то смысле он остался в прошлом. Его основания устарели с тех пор, как конечное откровение проявилось через Пророка и зафиксировано в неизменных нормах поведения и социального устроения, а Божья благодать способствовала их реализации в исламском обществе, хотя, конечно, далеко не в полной степени. Это не значит, что исламское общество не испытывало изменений или что эти изменения оставались незамеченными самими верующими. Однако они воспринимались как проявления человеческой слабости и как временный отход от должного, не имеющего, в конце концов, особого значения.

Важной характеристикой исламского мира как относительно консолидированного субъекта международных отношений могло бы быть формирование устойчивой и нацеленной на перспективу системы интересов, приоритетов и целей, определяемых провозглашаемой исламской солидарностью [3], т.е. принадлежностью к одной религии (исламу). Определенное нежелание признавать реальность исторической ситуации, если такое признание ведет к конфликту с существующим положением, над которым общество невластно, было характерным для большинства мусульман в ситуациях интеллектуального унижения и постоянных кризисов прошлого столетия. Доказательства сохраняющейся универсальной значимости веры, неизменности типов ее культурной реализации по-прежнему заменяет анализ современного положения и места в нем ислама. Эта позиция ведет к особому интересу к проблемам власти и успеху ислама в истории с точки зрения подтверждения откровения [4].

В настоящее время, на рубеже XX и XXI вв., исламский мир как консолидированный субъект международной политики существует только виртуально, в качестве некоего проекта, точнее, проектов, которые, реализуясь, придают этому становящемуся миру противоречивые характеристики. Различные уровни социально-экономического развития, разные геостратегические интересы, унаследованные и возникающие конфликты, личная конкуренция лидеров, отсутствие «единого ислама», существующего только в конкретных, «страновых» или региональных проявлениях, и соответственно, разная форма и степень исламизации общественной жизни (а в некоторых случаях и далеко зашедшая ее секуляризация). Все это и многое другое приводит к наличию альтернативных проектов формирования исламского мира [5]. Эти альтернативные проекты просматриваются в наличии разных, исходно «страновых» организаций, претендующих на международный (или глобальный) охват. Ислам в сознаний самих мусульман -это общность, созданная для осуществления того императива, который выражен в вечном слове Бога. Опыт раннего успеха наложил отпечаток на все мышление верующих, несмотря на позднейшие неудачи и крушения политического господства, упадок веры и ослабление исламского общества [6].

Мусульманин, и особенно мусульманин-араб, входит в неумолимый конфликт с исторической ролью, обозначенной в его концепции религии и культуры. Если именно история - испытание идеала, то это испытание должно быть выдержано. Обманывать себя утешительной в эмоциональном, но безответственной в интеллектуальном плане историографией - значит оставлять невыполненной необходимую задачу. Вот почему вновь и вновь возникающее чувство неуверенности требует реабилитации через то же утешительное обращение к прошлому.

Внимательное изучение интерпретации истории современными исламскими авторами, равно как и знакомство со средневековой исламской теологией, вызывает некоторые сомнения относительно того, в какой степени ислам готов принять историю как реальный опыт.

Нельзя не принимать во внимание и наличие порой очень серьезных (опять-таки вследствие того, что ислам не знал универсальной церковной структуры) различий культурных, политических и даже сугубо религиозных ориентаций верхних и нижних слоев мусульманского религиозного института. Надо помнить, что как раз высшие религиозные авторитеты (кстати говоря, неоднородные) сами же были инициаторами (аль-Афгани, М. Абдо и др.) или же искренними сторонниками (шейх т-Тахтави и др.) весьма серьезных реформ, предполагавших, прежде всего, некоторую европеизацию ряда ведущих культурных и политических структур. Между тем низшие слои религиозного института зачастую становились на защиту наиболее архаичных аспектов социального строя.

Нельзя не признавать того факта, что ислам в современный период является наиболее динамично развивающейся религией мира. Если в 70-х годах XX века в мире насчитывалось около 800 миллионов мусульман, то по прогнозам политологов в 2020 году их будет уже около 1,5 миллиарда. Ведь ислам не просто заполняет внутренний мир человека, а отвечает за все стороны социума (обычаи, традиции, судопроизводство в виде шариата, экономические и политические аспекты и т.д.). Ислам - это религия воина (если, конечно же, брать относительно других мировых религий). Только в исламе говорится о том, что мусульманин в случае смерти в битве с неверными автоматически попадает в рай. К тому же эта религия делает человека сильнее, задавая ему конечную цель (которую он должен достичь) и создавая для этого человека общность с другими индивидами. Но ни в коем случае не надо думать, что ислам - это только экстремисты и террористы. Ислам - это богатая в культурном и духовном плане цивилизация, в которой есть много положительного и прогрессивного.

В наше время в самом исламе намечаются какие-то глубинные процессы, которые могут привести к взрыву, но сейчас об этом трудно судить. И вполне возможно, что только по истечении 20 - 30 лет мы сможем раскрыть их.

Список литературы

1. Мамедова Н.М. и Мехди Санаи. Иран: ислам и власть. - М., 2001.

2. Ерасов Б.С. Сравнительное изучение цивилизаций. - М., 1999.

3. Ислам и политика / Под ред. Г.В. Миронова - М., 2001.

4. Ерасов Б.С. Сравнительное изучение цивилизаций. - М., 1999.

5. Ислам и политика / Под ред. Г.В. Миронова- М., 2001.

6. Мусульманские страны у границ СНГ / Под ред. Г.В. Миронова- М., 2001.

Peculiarities of Self-Conscientiousness of Islam Civilization

K.A. Abdyrov

Euroasian National University after L.N. Gumilev, Astana, Kazakhstan

Key words and phrases: Islamic world, Muslim self-conscientiousness; Muslim religion.

Abstract: Matters and prospects of Muslim civilization and statehood are studied.

Besonderheit des SelbstbewuBtseins der islamischen Zivilisation

Zusammenfassung: Es werden die Fragen und die Perspektiven der

islamischen Zivilisation und der Staatlichkeit betrachtet.

Specificite de l’esprit de la civilisation d’Islam

Resume: Sont envisages les problemes et les perspectives de la civilisation musulmanne et de l’Etat musulman.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.