УДК 316.334.3
СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
© Ю. Л. Балюшина
Череповецкий государственный университет Россия, 162600 г. Череповец, ул. Луначарского, 5.
Тел.: +7 (8202) 26 55 39.
E-mail: julyal 3mouse@rambler. ru
Статья касается проблемы классификации западных и отечественных моделей социальной политики на основе различных признаков. Целью исследования является раскрытие специфики российской модели социальной политики. По результатам ретроспективного анализа выявлены объекты, субъекты, особенности и проблемы социального управления на разных исторических этапах, а также очерчены перспективы социального развития России в соответствии с мировыми тенденциями.
Ключевые слова: социальная политика, социальная сфера, социальное рыночное хозяйство, патернализм, социальное партнерство, децентрализация.
В настоящее время существуют различные классификации моделей социальной политики. В связи с уникальностью исторического пути развития российского общества и государства отечественная модель социального регулирования занимает в них особое положение, которое представляется целесообразным проанализировать более подробно.
Одна из классификаций, в основе которой лежит принцип предоставления или не предоставления особых условий определенным категориям граждан, разработана Г. Эспинг-Андерсеном. Она включает неолиберальную (американскую) модель, где государство предоставляет определенный минимум социальных благ тем слоям общества, которые не могут обеспечить себе прожиточный минимум самостоятельно; социально-демократическую (скандинавскую, шведскую), заключающуюся в распределении различных фондов и предоставлении льгот всем категориям граждан на равных условиях; консервативно-корпоративистскую (франкогерманскую), предполагающую проведение целевых программ для различных слоев населения [1].
В современной литературе выделяют несколько типологий социальной политики в зависимости от параметров сравнения социально-политических систем. На данном основании выделяются скандинавская, континентальная европейская, трансатлантическая англо-саксонская модели; бисмаркская и бевериджская; резидуальная (остаточная), институ-циальная и достижительная [1].
На наш взгляд, наиболее оптимальной является следующая классификация моделей социальной политики: либеральная модель (или остаточная), патер-налистическая (или государственно-перераспределительная), индустриальная и постиндустриальная.
Либеральная модель подразумевает как можно большую свободу каждого гражданина в решении своих индивидуальных проблем. Она характерна для англоязычных стран. Основными ее чертами являются децентрализация и временность оказываемой социальной поддержки. Остаточная социальная политика выполняет те функции, которые не в состоянии осуществить рынок, и, следовательно,
имеет компенсационный характер. Типичным представителем данного варианта является американская модель социальной политики.
Патерналистическая модель полностью снимет с людей заботу об их социальном благополучии. Основной чертой данной модели является принцип социального равенства, достигаемый путем уравнивания и перераспределения доходов. Характерна для Г ермании и Скандинавских стран, а в наиболее чистом виде представлена в шведской модели социального государства.
Индустриальная модель, использующая институты повышения социального благосостояния в качестве дополнения к экономическим, характерна, в первую очередь, для Японии.
Постиндустриальная модель социальной политики находится в настоящий момент на стадии складывания и развития. Она основывается на системе социально-экономического партнерства - создании союзов работодателей, способных к взаимодействию с правительством, профсоюзами и законодателями.
Все перечисленные модели в смешанных формах являются действующими и характеризуют исторически сложившийся тип социальной политики того или иного государства. Но степень его вмешательства на разных исторических этапах различна. Так, например, в 60-70-е гг. в развитых странах участие государства в регулировании социальной сферы было максимальным, в 80-е гг. происходило перераспределение средств между статьями социальных расходов и их некоторое сокращение. В 90-е гг. вновь усиливалось влияние государства на социальную политику.
Россию традиционно принято относить к типу стран с сильным влиянием государства на социальное регулирование. С точки зрения социальных гарантий и защиты населения, до начала трансформационного процесса она соответствовала принципам социального государства.
В XX в. получили распространение концепции, возлагающие на государство обеспечение определенного стандарта благосостояния, в рамках которых разрабатывается теория «социального ры-
188К 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2009. Т. 14. №3
911
ночного хозяйства» (А. Мюллер-Армак, Л. Эрхарт), подразумевающая достаточно широкие социальные мероприятия, проводимые государством в совокупности со значительной долей экономической свободы, предоставляемой каждому гражданину, поскольку именно указанное сочетание, согласно авторам данной концепции, позволяет в полной мере реализовать принцип социальной справедливости.
Что касается моделей отечественной социальной политики, то надо отметить их историческую динамику в процессе развития общества и изменения потребностей людей. В начале XIX в. широкое распространение получила модель общественного призрения, которая сводилась к простому обеспечению необходимого минимума благ. К концу XIX в. интенсивно развивалась модель общественного распределения, включающая пенсионное обеспечение и социальное страхование. В советский период доминировала модель социального обеспечения, основанная на принципах государственного патернализма. Кроме того, можно утверждать, что в рассматриваемый период система социальной защиты превратилась в механизм ускорения экономического развития и строительства коммунизма, она основывалась на принципах распределения доходов «по труду», а не «по способностям», но социальные гарантии предназначались тем, кто был не в состоянии обеспечить себя самостоятельно, т.е. «по потребностям». Для современной России характерна принципиально новая модель социальной политики, основанная на принципе гуманизма, включающая обеспечение основных социальных гарантий, адресную социальную поддержку и др.
В научной литературе на протяжении многих лет существовали упрощенные представления о социальной структуре нашего общества. Она включала крестьянство, рабочий класс и интеллигенцию. Отношения внутри этой структуры трактовались как союз всех социальных сил при ведущей роли рабочего класса, за ним следовало крестьянство, а к этим классам примыкала в качестве ведомого интеллигенция.
По мере реформирования российского общества, с появлением новых форм собственности усиливается процесс социальной дифференциации, что ведет к появлению новых социальных групп и слоев. В связи с этим представляется несостоятельным господствовавшее ранее представление о социальной однородности.
Общая направленность социальной структуры российского общества, являющегося государством с переходным типом экономики, совпадает с общемировыми тенденциями. В России формируется правящий класс (крупные бизнесмены, высшие государственные служащие), складывается класс производственных и непроизводственных работников (рабочие, низшие служащие), а также средний класс (мелкие предприниматели, интеллигенция, служащие среднего звена).
Важным отличием современной социальной политики является формулировка и определение социальных проблем как таковых, что влечет за собой разработку альтернативных стратегий их решения. В связи с этим выделяются такие подходы к решению социальных проблем, как медикали-стский, социальный, юридический и административный, каждый из которых сам по себе не является исчерпывающим, но в комбинации с остальными его эффективность повышается. В связи с участием гражданского общества в социальном регулировании система социальной политики приобретает большую прозрачность.
Социальная система России строится на патриархальных принципах, поскольку в нашей стране отсутствуют морально-психологические предпосылки для проведения рациональной, рассчитанной на активное участие личности, социальной политики [2].
В управлении социальной сферой в России происходит децентрализация, т.е. передача все большего объема социальных функций субъектам РФ и некоторых полномочий местному самоуправлению. Указанная децентрализация предполагает согласование функций управления региональных и местных властей, а также гармонизацию интересов отраслей и регионов. Кроме того, в процессе модернизации социальной политики возникает проблема перераспределения ответственности в обществе как по вертикали - между уровнями государственной и местной власти, так и по горизонтали -между государственными и негосударственными участниками.
В условиях децентрализации процесс выбора социальной стратегии в рамках единой доктрины осложняется разностью интересов различных регионов и субъектов Федерации, а также преобладания определенного уровня социальной политики (государственного, регионального или местного). В связи с этим происходит выработка специфической, возможно уникальной, модели социальной политики в каждом регионе. Указанная разность заключается в том, что федеральная власть отстаивает общегосударственные интересы, устанавливает минимальные стандарты независимо от специфики региона. Органы власти региона или территории осуществляют свою независимую политику, учитывающую возможности и проблемы региона, и корректирующие с их учетом основные направления федеральной политики. Органы местного самоуправления и институты гражданского общества осуществляют доведение социальной политики государства и региона до конкретного потребителя с учетом потребностей малых территорий и местных сообществ.
Поэтому наблюдается множественность региональных моделей социальной политики и, следовательно, значительная дифференциация регионов по социальным характеристикам.
По мнению Л. П. Куракова, для эффективного управления социальной сферой необходимо сосре-
доточение всех управленческих функций на федеральном уровне. Но поскольку для современной России свойственна децентрализация общественной жизни, то необходимо четкое разграничение управления отдельными объектами социальной сферы между центром и субъектами Федерации [3].
Поскольку в настоящее время Россия идет по пути реформирования социальной сферы в соответствии с западными моделями социальной политики: пересмотр социальных обязательств государства, жилищно-коммунального, трудового и семейного комплексов, «монетизация льгот» и т.д., есть смысл обратиться, например, к опыту Швеции. Большинство исследователей единогласно признают эту страну «показательным» социальным государством с наиболее эффективной социальной политикой, поскольку ее отличает высокая социальная стабильность, высокий уровень социальной защищенности населения и незначительный контраст между богатством и бедностью. Данное положение объясняется в основном значительной ролью государства в проводимой социальной политике, а также принципом солидарности, т.е. осознанием необходимости участия в социальных мероприятиях всеми гражданами. К основным принципам, на которых базируется шведская социальная политика, можно отнести: стремление к полной занятости; обеспечение равных возможностей для достижения благосостояния; предоставление максимальных гарантий.
Иными словами, она направлена на достижение социальной справедливости, выравнивание доходов с целью сглаживания экономического неравенства, а также на устранение классовых противоречий в обществе. Важнейшим компонентом швед-
ской социальной политики является система социальной защиты, охватывающая все слои населения [4].
Что касается российского пути реформирования социальной сферы, то можно утверждать, что в настоящее время наша страна находится в ситуации выбора, осложненного малым количеством отечественных разработок в данной области и проблемами, связанными с использованием зарубежного опыта в связи со спецификой российского общества, находящегося в процессе трансформации.
В создавшейся ситуации в силу традиций патернализма именно на плечах государства лежит ответственность за развитие социальной сферы российского общества, поскольку личность вследствие отсутствия психологических и исторических предпосылок взять ее на себя пока не в состоянии. Таким образом, российская модель социальной политики характеризуется значительной долей консерватизма, множественностью региональных подходов к социальному управлению и попытками встать на западный путь развития, выраженными в стремлении к формированию системы социального партнерства и увеличении доли ответственности личности за свое социальное благополучие.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ярская В. Н. Социальная политика, социальное государство и социальный менеджмент: проблемы анализа // Журнал исследований социальной политики. 2003. №1. С. 11-28.
2. Пастухов В. Б. Новый формат социальной политики России. «Ритуальное самосожжение» или «искусство имитации»? // Общественные науки и современность. 2006. №6. С. 46-52.
3. Кураков Л. П., Березина Н. В. Совершенствование социально-экономических отношений в современных условиях: Научные труды докторантов, аспирантов и соискателей. Чебоксары: Чувашский ун-т, 2002. 186 с.
4. Антропов В. В. Шведская модель социальной защиты // Народонаселение. 2005. №4. С. 122-129.
Поступила в редакцию 02.12.2008 г.