Научная статья на тему 'Специфика российско-китайских программ двойных дипломов'

Специфика российско-китайских программ двойных дипломов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
двойной диплом / образование / Россия / КНР / Китай / международное сотрудничество / Болонский процесс / интернационализация / поворот на восток / университет / PRC / China / international cooperation / The Bologna Process / internationalization / turn to the East / university / Russia / education / double degree

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кухаренко Сергей Владимирович

Объектом исследования являются программы двойных дипломов российских вузах. Предметом исследования являются особенности программ двойных дипломов с китайскими вузами. В данном исследовании мы ограничились изучением лишь программ, обучение по которым проходят российские студенты, программы двойных дипломов, ориентированные лишь на обучение китайских студентов, не рассматривались. Целью исследования было выявить особенности программ двойных дипломов с китайскими вузами в России. Исследовательский вопрос – характерны ли тренды, присущие программам двойных дипломов, реализуемых российскими и западными университетами для программ двойных дипломов, реализуемыми российскими университетами в партнерстве с китайскими университетами. Под программами двойного диплома понимаются программы, основанные на сопоставимости и синхронизации образовательных программ и учебного процесса университетами-партнёрами. При анализе программ двойных дипломов использовалась информация с официальных сайтов российских университетов, реализующих программы двойных дипломов в партнерстве с китайскими университетами. В качестве методов использовался сопоставительный анализ, метод экстраполяции, анализ и обобщение эмпирических данных. При формулировании выводов и результатов работы применялись теоретические методы синтеза и систематизации. Новизна исследования состоит в том, что удалось определить специфику программ двойных дипломов, реализуемых российскими вузами в партнерстве с китайскими университетами. На основе проведенного исследования сделаны выводы о том, что тренды, присущие программам двойных дипломов, реализуемых российскими и западными университетами для программ двойных дипломов лишь отчасти схожи с трендами программ двойных дипломов, реализуемыми российскими университетами в партнерстве с китайскими университетами, а в некоторых моментах существенно разнятся. В частности, к схожим чертам можно отнести то, что, как и для программ двойных дипломов, реализуемых сейчас или до недавнего времени российскими университетами совместно с западными университетами, характерно превалирование программ экономической направленности. Однако, в случае с совместными российско-китайскими программами, ориентация на экономическую специализацию выражена еще в большей степени. Очевидным отличием является значительное преобладание программ бакалавриата над программами магистратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кухаренко Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of Russian-Chinese double degree programs

The object of the study is double degree programs realied at Russian universities. The subject of the study is the features of Russian-Chinese double degree programs. In this study, we limited ourselves to studying only the programs in which Russian students study; the education of Chinese students were not considered. The purpose of the study was to identify the features of double degree programs with Chinese universities in Russia. W hen analyzing double degree programs, information was used from the official websites of Russian universities implementing double degree programs in partnership with Chinese universities. The methods used were comparative analysis, extrapolation method, analysis and generalization of empirical data. W hen formulating conclusions and results of the work, theoretical methods of synthesis and systematization were used. Based on the study, it was concluded that the trends inherent in double degree programs implemented by Russian and W estern universities for double degree programs are only partly similar to the trends of double degree programs implemented by Russian universities in partnership with Chinese universities, and in some points differ significantly. In particular, similar features include the prevalence of economic specializations. However, in the case of joint Russian-Chinese programs, the focus on economic specialization is even more pronounced. This focus is quite understandable by the rapid growth of the Chinese economy and the desire of Russian youth to connect their careers with work in the field of economic cooperation with China. In the case of Russian-Chinese double degree programs, a clear difference is the significant predominance of bachelor's programs over master's programs.

Текст научной работы на тему «Специфика российско-китайских программ двойных дипломов»

Педагогика и просвещение

Правильная ссылка на статью:

Кухаренко С.В. Специфика российско-китайских программ двойных дипломов // Педагогика и просвещение. 2024. № 2. DOI: 10.7256/2454-0676.2024.2.70320 EDN: WOVYYZ URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=70320

Специфика российско-китайских программ двойных дипломов

Кухаренко Сергей Владимирович

СКСЮ: 0000-0002-0561-4912 кандидат философских наук

Начальник учебного отдела, Институт Конфуция, Благовещенский государственный педагогический

университет

675004, Россия, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, 104, каб. 200 а

И kukharenko_s@mail.ru

Статья из рубрики "Современные стратегии и модели образования"

DOI:

10.7256/2454-0676.2024.2.70320

EDN:

WOVYYZ

Дата направления статьи в редакцию:

01-04-2024

а

Л Ш

Аннотация: Объектом исследования являются программы двойных дипломов российских вузах. Предметом исследования являются особенности программ двойных дипломов с китайскими вузами. В данном исследовании мы ограничились изучением лишь программ, обучение по которым проходят российские студенты, программы двойных дипломов, ориентированные лишь на обучение китайских студентов, не рассматривались. Целью исследования было выявить особенности программ двойных дипломов с китайскими вузами в России. Исследовательский вопрос - характерны ли тренды, присущие программам двойных дипломов, реализуемых российскими и западными университетами для программ двойных дипломов, реализуемыми российскими университетами в партнерстве с китайскими университетами. Под программами двойного диплома понимаются программы, основанные на сопоставимости и синхронизации образовательных программ и учебного процесса университетами-партнёрами. При анализе программ двойных дипломов использовалась информация с официальных

сайтов российских университетов, реализующих программы двойных дипломов в партнерстве с китайскими университетами. В качестве методов использовался сопоставительный анализ, метод экстраполяции, анализ и обобщение эмпирических данных. При формулировании выводов и результатов работы применялись теоретические методы синтеза и систематизации. Новизна исследования состоит в том, что удалось определить специфику программ двойных дипломов, реализуемых российскими вузами в партнерстве с китайскими университетами. На основе проведенного исследования сделаны выводы о том, что тренды, присущие программам двойных дипломов, реализуемых российскими и западными университетами для программ двойных дипломов лишь отчасти схожи с трендами программ двойных дипломов, реализуемыми российскими университетами в партнерстве с китайскими университетами, а в некоторых моментах существенно разнятся. В частности, к схожим чертам можно отнести то, что, как и для программ двойных дипломов, реализуемых сейчас или до недавнего времени российскими университетами совместно с западными университетами, характерно превалирование программ экономической направленности. Однако, в случае с совместными российско-китайскими программами, ориентация на экономическую специализацию выражена еще в большей степени. Очевидным отличием является значительное преобладание программ бакалавриата над программами магистратуры.

Ключевые слова:

двойной диплом, образование, Россия, КН Р, Китай, международное сотрудничество, Болонский процесс, интернационализация, поворот на восток, университет

Данная статья написана в рамках реализации гранта на исследовательские проекты научными коллективами ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет»

Введение и актуальность

В контексте выхода России из болонской системы, разрыва связей с большинством западных вузов и начавшей реализовываться еще до этого стратегии «поворота России на Восток» изучение сотрудничества между российскими и китайскими образовательными организациями, в том числе опыт совместной реализации образовательных программ, имеет значительный научный и практический интерес.

В настоящее время Китай оказался для России, наиболее развитой из «дружественных» стран. Китай - вторая экономика в мире по номинальному ВВП, первая — по ВВП по паритету покупательной способности. В течение последних десятилетий китайские вузы значительно улучшили свои позиции в международных рейтингах вузов. В рейтинге QS World University Rankings 2023 35 китайских университетов вошли в список 500 лучших университетов мира -U9!.

Развитие Китая в значительной степени связано с интеграцией в международные структуры, привлечении иностранных специалистов, перенимании передового опыта в различных сферах деятельности, в том числе и в сфере образования. Университеты в значительной степени интегрированы в международное научно-образовательное сообщество, многие китайские вузы предлагают программы двойных дипломов с зарубежными вузами, в том числе и российскими.

Под программами двойного диплома, как правило, понимаются «программы, основанные

на сопоставимости и синхронизации образовательных программ университетов-партнёров и характеризующиеся принятием сторонами общих обязательств по таким вопросам, как определение целей программы, подготовка учебного плана, организация

учебного процесса, присваиваемые квалификации» [18—с—Программа двойного диплома представляет собой образовательную программу, в которой студент параллельно работает над получением двух разных степеней в одном или в разных учебных заведениях. Объектом нашего исследования являются программы двойных дипломов российских университетов с зарубежными вузами. Целью программ двойных дипломов с зарубежными вузами обычно является возможность получить более широкий академический опыт и квалификацию в короткие по сравнению с получением двух степеней по отдельности сроки. Программы двойных дипломов могут быть предложены как на уровне бакалавриата, так и магистратуры или аспирантуры. Двойной диплом -документы о получении образования, выдаваемые выпускнику двумя организациями-партнерами. Для реализации программы двойных дипломов вузы-партнеры синхронизируют учебные планы, с целью последующего перезачета и последующего признания учебных курсов и результатов экзаменов.

Для большинства программ двойных дипломов характерно следующее:

- программа имеет разработанный совместно вузами-партнерами учебный план;

- определенный период пребывания студента в партнерском вузе;

- кредиты за прослушанные курсы в партнерском вузе автоматически засчитываются в то ро й с то ро но й;

- руководство выпускной квалификационной работой осуществляется совместно из двух вузов, участвующих в программе;

- по завершении обучения студенты получают дипломы двух партнерских вузов [3, с-44-

Стремление руководства вузов к внедрению программ двойных дипломов связана, не в последнюю очередь с тем, что их реализация влечет за собой повышение академической мобильности преподавателей и студентов вуза, что неизбежно влияет на повышение рейтинга университета е.44"|.

Также наличие программ двойных дипломов ведет к повышению конкурентоспособности вуза за счет его интеграции в международное образовательное пространство, повышая привлекательность вузов в глазах как абитуриентов, так и работодателей. Кроме того, для вуза реализация программ двойных дипломов - это возможность приобщения к международным стандартам образования и оценки его качества, а также усиление

научно-образовательного сотрудничества [4, с-1941.

Очевидным результатом наличия программ двойных дипломов в вузе является и внедрение новых методик и технологий образования, а также рост квалификации

преподавателей и административного персонала университета с 351. История программ двойных дипломов в России

В Европе идея совместных и двойных степеней начинает активно обсуждается с 80-х гг. XX в. Она была вызвана необходимости взаимного признания дипломов, получаемых в европейских университетах, в условиях складывающегося общеевропейского рынка

труда. Программы двойных дипломов между европейскими университетами нашли отражение в Болонском процессе и были признаны в качестве одного из главных инструментов создания общеевропейского пространства высшего образования.

Программы двойных дипломов в России начали появляться в период стремления России интегрироваться в образовательное пространство стран Запада, в первую очередь Европы. В 1990-х гг. появляются первые программы двойных дипломов в России. В 2003 г. Россия присоединяется к Болонскому процессу и становится партнером в создании европейского пространства высшего образования. В 2003 г., с принятием нового Закона «Об образовании» российские университеты получают право устанавливать связи с зарубежными университетами и участвовать в международных программах.

Сотрудничество России и Европейского союза в сфере высшего образования и науки следует рассматривать в контексте единого пространства науки и образования, создание

которого было согласовано на саммите ЕС и России в 2005 г. ^ Программы двойных дипломов в России - закономерный результат международного сотрудничества

университетов России и европейских стран

До роста напряженности между РФ и странами запада среди стран, реализующих совместные программы с российскими вузами, лидировала Франция. Следующая, со значительным отрывом - Великобритания, затем - Германия, Финляндия, далее - другие страны ЕС [5' с-36].

В настоящее время российские вузы сократили число совместных образовательных

программ с зарубежными партнерами Это произошло в контексте выхода России из болонской системы, разрыва связей с большинством западных вузов. В настоящее время Министерством науки и высшего образования РФ всё еще реализуется приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» (срок начала и окончания проекта 24.05.2017 - 15.11.2025). Цель проекта - увеличение доли несырьевого экспорта Российской Федерации за счет повышения привлекательности российского образования на международном образовательном рынке. Основными показателями которого являются: количество иностранных граждан, обучающихся по очной форме в российских образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования и объемы внебюджетных средств, полученных от экспорта российского образования. Ввиду современной геополитической ситуации достижение предусмотренных данным проектом показателей возможно благодаря сотрудничеству с университетами Китая. Важнейшим направлением которого является реализация совместных образовательных программ.

В рамках же стратегии «поворота России на Восток» и на фоне резкого ухудшения отношений между РФ и странами Запада, разрыва многих связей, происходит интенсификация сотрудничества между российскими и китайскими образовательными организациями.

Исследование

Объектом исследования являются программы двойных дипломов российских вузах. Предметом исследования являются особенности программ двойных дипломов с китайскими вузами. Целью исследования было выявить особенности программ двойных дипломов с китайскими вузами в России.

В 2010 г. Европейская комиссия провела аналитическое исследование программ

двойных дипломов между странами ЕС и Российской Федерацией, которое выявило 74 вуза и 239 программ двойных дипломов, действующих в России. Наибольшее число вузов, реализующих программы двойных дипломов с европейскими партнерами, сосредоточено в Центральном округе. Их 24, что составляет 33% от общего количества вузов в стране. В Северо-Западном федеральном округе - 16 вузов (22%). В СевероКавказском федеральном округе лишь один вуз был вовлечен в разработку данной

программы [18].

В российской практике программы наиболее распространенные программы двойных дипломов с европейскими вузами - это программы экономического и управленческого плана, они составляют около 45% от общего числа программ двойных дипломов.

Анализ как европейской, так и российской практики показывает, что большинство программ двойных дипломов предполагают получение магистерской степени. Так, согласно данным 2009 г. в Европе преобладали программы двойных дипломов для магистратуры - 528, на втором месте находились программы для докторантуры - 127, на

третьем для бакалавриата - 12 [15, С 50-511. Еще одно исследование, направленное на изучение двойных дипломов между российскими и европейскими вузами, было проведено в 2010 г. В результате этого исследования было выявлено 239 программ двойных дипломов в 74 российских вузах, из них 55 программ бакалавриата, 19 программ подготовки специалистов, 148 программ магистратуры и 17 программ

аспирантуры [6, С-271.

Исследовательский вопрос - характерны ли тренды, присущие программам двойных дипломов, реализуемых российскими и западными университетами для программ двойных дипломов, реализуемыми российскими университетами в партнерстве с китайскими университетами.

В связи с вышеприведенными данными исследование ставит своей целью подтвердить или опровергнуть следующие тезисы:

1. Большинство программ двойных дипломов с китайскими вузами в России открываются ведущими российскими вузами с ведущими китайскими вузами;

2. Основное направление подготовки по программам двойных дипломов - экономика.

3. Основной уровень подготовки - магистратура. Методология исследования

При анализе программ двойных дипломов использовалась информация с официальных сайтов российских университетов, реализующих программы двойных дипломов в партнерстве с китайскими университетами. В качестве методов изучения особенностей программ двойных дипломов, реализуемых российскими вузами в партнерстве с китайскими университетами, использовался сопоставительный анализ, метод экстраполяции, анализ и обобщение эмпирических данных. При формулировании выводов и результатов работы применялись теоретические методы синтеза и систематизации.

Для оценки рейтинга российских вуза использовался рейтинг Интерфакс китайских - итЯапк

Результаты

В результате исследования было выявлено 10 программ двойных дипломов, реализуемых 7 российскими университетами в партнерстве с китайскими университетами. В данном исследовании мы ограничились изучением лишь программ, обучение по которым проходят российские студенты, программы двойных дипломов, ориентированные лишь на обучение китайских студентов, не рассматривались.

5 из 7 университетов реализуют программы экономической направленности. Лишь 2 университета из 7 реализуют программы магистратуры, из них лишь один (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова) программы аспирантуры.

Р о с с ийс кий в уз Рейтинг Китайский партнер Рейтинг Уровень обучения Направление подготовки

1 Московский государственный университет 1 Пекинский политехнический университет 22 Бакалавриат, магистратура, аспирантура Широкий программ.

2 Московский авиационный университет 25 Шанхайский университет Цзяо Тун 3 магистратура Авиастроение двигателестр ракетостроен

3 Владивостокский государственный университет 86-92 Даляньский океанологический университет 493 бакалавриат Экономика

4 АНО ВО «Университет при МПА ЕврАзЭС» нет Столичный педагогический университет 96 бакалавриат Юриспрудени

5 АНО ВО «Университет при МПА ЕврАзЭС» нет Даляньским университетом иностранных языков 118 бакалавриат Экономика

6 АНО ВО «Университет при МПА ЕврАзЭС» нет Хэбэйский университет 209 бакалавриат Реклама и с общественно

7 Университет Синергия 98-99 Университет Шаньтоу 89 бакалавриат Международн торговля

8 Байкальский государственный университет 148152 Пекинский университет внешней экономики и торговли нет бакалавриат Мировая экономика, маркетинг; продажи логистика

9 Байкальский государственный университет 148152 Шэньянский политехнический университет 428 бакалавриат Мировая Экономика; юриспруденц управление бизнесом

10 Уфимский университет на уки и технологий 63 Ляонинский университет 124 бакалавриат Международн бизнес

Таблица 1. Программы двойных дипломов, реализуемыми российскими университетами в

партнерстве с китайскими университетами Г8,12,13,14,16,171. Выводы

Проведенное нами исследование позволило выявить специфику программ двойных дипломов, реализуемых российскими вузами в партнерстве с китайскими университетами.

Тренды, присущие программам двойных дипломов, реализуемых российскими и западными университетами для программ двойных дипломов лишь отчасти схожи с трендами программ двойных дипломов, реализуемыми российскими университетами в партнерстве с китайскими университетами, а в некоторых моментах существенно разнятся.

В частности, к схожим чертам можно отнести то, что, как и для программ дойных дипломов, реализуемых сейчас или до недавнего времени российскими университетами совместно с западными университетами, характерно превалирование программ экономической направленности. Однако, в случае с совместными российско-китайскими программами, ориентация на экономическую специализацию выражена еще в большей степени. Данная направленность вполне объяснима бурным ростом китайской экономики и желанием российской молодежи связать свою карьеру с работой в сфере экономического сотрудничества с Китаем.

В случае с российско-китайскими программами двойных дипломов явным отличием является значительное преобладание программ бакалавриата над программами магистратуры. Это можно объяснить над значительным преобладанием программ бакалавриата в Китае в принципе, недостаточным уровнем языковой подготовки российских студентов для обучения по программам магистратуры на китайском языке в Китае, ориентированности российских студентов на получение практических навыков.

Программы двойных дипломов реализуют российские вузы, находящиеся как в верхних строчках рейтингов (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Московский авиационный университет, так и вузы, находящиеся достаточно далеко от верхних позиций рейтингов - Байкальский государственный университет, АНО ВО «Университет при МПА ЕврАзЭС». Эта же характеристика применима и к китайским вузам.

В настоящее время целый ряд российских вузов собираются открывать программы двойных дипломов совместно с китайскими университетами, что может внести определенные коррективы в имеющуюся на данный момент специфику программ двойных дипломов, реализуемых совместно российскими и китайскими университетами, поскольку данные программы станут более массовым феноменом.

Библиография

1. Бартош Д. К., Кабахидзе Е. Л. О стимулирующих факторах реализации программ двойных/совместных дипломов в российских вузах // Педагогика и психология образования. №. 4, 2016, С. 29-36.

2. Бондарева В.В. Программы двойных дипломов в российских вузах: проблемы и перспективы реализации // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы, Материалы X международной научно-практической конференции. 2015. С. 56-60.

3. Горелова Ю.Н., Полякова О.В. Интеграция Российской системы высшего образования в международное образовательное пространство посредством реализации программ

двойного диплома//Казанский экономический вестник. - 2015. №3(17). С. 44-48.

4. Гриневич Ю.А. Развитие программ двойных дипломов: преимущества и проблемы реализации // Инновационная экономика: регулирование и конкуренция. Материалы Десятой Международной научно-практической конференции. 2017. С. 191-195.

5. Зубков В.Г., Секерин В.Д., Зайцев С.А., Зубков Г.В. Проблемы и перспективы двойных дипломов // Известия МГТУ МАМИ. 2015. Т. 5. № 2 (24). С. 34-38.

6. Инновации и изменения в транснациональном образовании. Совместные программы между европейскими и российскими вузами/ Буркель Надин, Творогова Светлана, Шендерова Светлана. Отчет. Июль 2014. [Электронный ресурс] Режим доступа:

https ://www.fu-beгlin.de/sites/easteгneuгope/media/eu-гeport-catalog/REPORT_JOINT-PROGRAMMES_RU.pdf (Дата обращения 01.04.2024).

7. Как изменились бакалаврские программы двух дипломов в России. Т-Ж. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://journal.tinkoff.ru/dva-diploma-ili-net/?

ysdid = lu6fknvhxw636692323 (Дата обращения: 01.04.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Как начинается будущее: Старт совместной магистратуры МАИ и Шанхайского университета Цзяо Тун. Союз авиапроизводителей России. Официальный сайт. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://aviationunion.ru/media/news/11720/? ysdid = lub0ypг852201461020 (Дата обращения 01.04.2024).

9. Лисичкина Ю.С., Иванникова М.С. Особенности реализации программ двойных дипломов в России // Наукоград наука производство общество. 2015. № 4. С. 56-60.

10. Национальный рейтинг университетов. Интерфакс. [Электронный ресурс] Режим доступа: https ://academia.interfax.гu/гu/гatings/?page = 1&.гating = 1&yeaг=2023 (Дата обращения 01.04.2024).

11. Образовательные программы Бакалавриата с возможностью получения двух дипломов. Официальный сайт Байкальского государственного университета. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://bgu.ru/abitur/bach/2diplom.aspx? ysclid = lufk7neyle969817119 (Дата обращения 01.04.2024).

12. Программа двойного диплома с Даляньским океанологическим университетом. Официалный сайт Владивостокского государственного университета. [Электронный ресурс] Режим доступа:

https ://www.vvsu.гu/inteгnational_coopeгation/obгaz_pгogгams/2diplom/dou/? ysclid = lub11гq9гh102325573 (Дата обращения 01.04.2024).

13. Программы двух дипломов. Официальный сайт АНО ВО «Университет при МПА ЕврАзЭС». [Электронный ресурс] Режим доступа:

https ://www.miep.edu.гu/centeгs/cmsio/otdel-mezhdunaгodnykh-pгogгamm/pгogгammy-dvoynykh-diplomov/ (Дата обращения 01.04.2024).

14. «Синергия» и Университет Шаньтоу подписали соглашение о программе двойных дипломов. Официальный сайт Университета «Синергия». [Электронный ресурс] Режим доступа: https ://lvg.syneгgy.гu/news/%C2%ABsineгgiya%C2%BB-i-kitajskij-univeгsitet-shantou-podpisali-soglashenie-o-dvojnyix-diplomax (Дата обращения 01.04.2024).

15. Торрес Р.Р. Программы двойного диплома как один из факторов успешной маркетинговой политики вуза // Опыт и проблемы маркетинговой деятельности в российском предпринимательстве и бизнесе. сборник статей XIV Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Л.Н. Семерковой. 2014. С. 50-52.

16. Университет МГУ-ППИ в Шэньжэне. Официальный сайт. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://szmsubit.ru/ (Дата обращения 01.04.2024).

17. Уфимский университет. Официальный сайт. [Электронный ресурс] Режим доступа: https ://uust.гu/admission/bacheloг-and-specialist/pгogгams/38.03.01/mezhdunaгodnyj-biznes-s-uglublennym-izucheniem-kitajskogo-yazyka-pгogгamma-dvojnyh-diplomov-гealizuetsya-sovmestno-s-lyaoninskim-univeгsitetom-kitajskoj-naгodnoj-гespubliki/?

ysclid = lu6gawyh1t121710795 (Дата обращения 01.04.2024).

18. Analysis of double degree programmes between EU and Russian heis: Final Report / Prepared by I. Sinyatkin, A. Mishin, E. Karpukhina. 2010. - Режим доступа:

https ://iro.oshsu.kg/resurs/document/PDF-20230522174539-d6130.pdf (Дата обращения 01.04.2024).

19. QS World University Rankings 2023: Top global universities. URL:

https ://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2023 (Дата обращения: 01.04.2023).

20. Top Universities in China. 2024 Chinese University Rankings. UniRank. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.4icu.org/cn/ (Дата обращения: 01.04.2023)

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

На рецензирование представлена работа «Специфика российско-китайских программ двойных дипломов». Исследование представляет собой теоретический обзор источников и аналитическое исследование.

Предмет исследования. Работа нацелена на выявление особенностей программ двойных дипломов с китайскими вузами в России. Автором был проведен краткий анализ истории программ двойных дипломов в России, а также представлены результаты проведенного анализа. Осуществленная работа позволила подтвердить выдвинутые гипотезы. Методологией исследования являются теоретические методы синтеза, сопоставительный анализ, метод экстраполяции, анализ и обобщение эмпирических данных и систематизации. Автором была использована информация, размещенная на официальных сайтах российских университетов, которые реализуют программы двойных дипломов в партнерстве с китайскими университетами, а также подвергался анализу рейтинг российских и китайских вузов. Важно представить теоретико-методологические основы научного исследования.

Актуальность исследования. Затронутая в статье проблема является актуальной. Автором отмечается, что в настоящее время наблюдается выход России из болонской системы, разрыв с большинством зарубежных вузов. В то же время, наблюдается увеличение сотрудничества между российскими и китайскими образовательными организациями, в том числе опыт совместной реализации образовательных программ. Однако, данный вопрос недостаточно изучен и не рассмотрены основные механизмы осуществления подобной практики. Важным является выделение характерных особенностей и «проблемных зон».

Научная новизна исследования заключается в том, что автором рассмотрена выявленная проблема, а также представлены некоторые особенности программ двойных дипломов с китайскими вузами в России.

Стиль, структура, содержание. Стиль изложения соответствует публикациям такого уровня. Язык работы научный. Структура работы прослеживается четко. Автором выделены основные смысловые части.

Во введении работы выделена проблема и ее актуальность. Автор отмечает особенности реализации программ двойных дипломов, а также выявляет достоинства такого подхода. Основной раздел касается описания истории программ двойных дипломов в России и результатов проведенного исследования. Автором был осуществлен анализ информации с официальных сайтов образовательных учреждений. В основной части отмечено, что было выявлено 10 программ двойных дипломов, реализуемых 7 российскими

университетами в партнерстве с китайскими университетами. Большинство из образовательных учреждений (5 университетов) реализуют программы экономической направленности, а оставшиеся 2 - программы магистратуры и аспирантуры. В работе представлены программы двойных дипломов, реализуемые российскими университетами в партнерстве с китайскими университетами

В заключении представлены выводы проведенной работы. Автор выявил специфику программ двойных дипломов, реализуемых российскими вузами в партнерстве с китайскими университетами, а также намечены перспективы дальнейшей работы. Библиография. Библиография статьи включает в себя 20 отечественных и зарубежных источников, издания за последние три года отсутствуют. В списке представлены, в основном, статьи и тезисы. В то же время, имеются также интернет-публикации и информация с официальных сайтов образовательных учреждений. Источники оформлены, в основном, некорректно и неоднородно. Апелляция к оппонентам. Рекомендации:

- расширить библиографический список за счет включения в него современных источников и провести анализ теоретико-методологических основ исследования;

- оформить библиографический список в соответствии с предъявляемыми требованиями;

- в соответствии с требованиями оформить таблицу;

- для понимания специфики российско-китайских программ двойных дипломов важно понимание того, насколько студентам и преподавателям комфортно работать в таком формате; даже небольшой опрос участников позволил бы выявить проблемы, достоинства и основные трудности реализации данного подхода;

- важно представить содержание опыта данной работы на примере того или иного образовательного учреждения;

- важно предложить варианты решения проблемы того, как максимально эффективно реализовывать практику двойных дипломов (рекомендации, разработки, диагностические исследования и пр.).

Выводы. Проблематика статьи отличается несомненной актуальностью, теоретической и практической ценностью; будет интересна специалистам, которые занимаются проблемами высшего образования. Статья может быть рекомендована к опубликованию, важно учесть выделенные рекомендации и внести соответствующие изменения. Это позволить представить в редакцию научно-исследовательскую статью, отличающуюся научной новизной и значимостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.