ИСКУССТВОВ ЕДЕНИЕ
А.С. ХВОРОСТОВ, доктор педагогических наук, профессор кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государственного университета Тея. 8-919-202-15-28;[email protected]
СПЕЦИФИКА РИСУНКА В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
При изучении основ декоративно-прикладного искусства нередко наблюдается, как студенты, игнорируя стадию эскизных поисков, сразу приступают к художественной обработке материалов. Есть и другая ошибка: исполняя эскизы и проекты будущих изделий, студенты пользуются приёмами, свойственными реалистическому рисунку, в то время как в декоративно-прикладном искусстве есть свои специфические средства передачи предметного мира, зависящие и от выбранного материала, и от технологии его обработки, и от многих других причин.
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, эскизно-проектная работа, проектно-графические материалы, эскизно-графические поиски.
Декоративно-прикладное искусство - это изготовление бытовых предметов, обладающих художественно-эстетическими качествами и предназначенных не только для удовлетворения практических потребностей, но и для оформления окружающей среды. Казалось бы, при чём тут рисунок, когда речь идёт о бытовых предметах? Однако изготовление художественных предметов быта требует предварительного рисунка, и без него мастер подобен слепому, бредущему без поводыря. Только рисунок здесь называется несколько иначе: эскизно-проектная, проектно-графическая, эскизно-графическая и т. д. работа.
При исполнении изделия в декоративно-прикладном искусстве без предварительного рисунка (эскизно-проектных разработок) мастер, быть может, и дойдёт до завершения изделия, но с большими потерями и в его образно-выразительном решении, и в количестве затраченного времени.
Поэтому, касаясь темы рисунка в декоративно-прикладном искусстве, надо говорить не о его роли - она, несомненно, очень высока, а о специфике такого рода эскизно-графических разработок.
Прежде всего, это не самостоятельные произведения графического искусства, а подготовительные рисунки, подчинённые многим специфическим особенностям декоративно-прикладных работ.
Одной из отличительных особенностей рисунка в декоративно-прикладном искусства является его образно-технологическая сторона. Здесь не только создаётся образ будущего изделия, но учитываются и свойства обрабатываемого материала, и технология исполнения конкретного вида работ.
Интересно то, что подготовительный рисунок в декоративно-прикладном искусстве может вобрать в себя пластику скульптуры, живописную музыку цвета, чёткость
© А.С. Хворостов
графического штриха. И в то же время он будет оставаться в декоративно-прикладной области.
Сюжетно-образная содержательность проектно-графических работ простирается от самых простых, многократно повторяющихся геометрических фигур до сложнейших композиционных сочетаний и переплетений растительных, животных форм и даже фигуры человека. Всё зависит от воображения и ничем не ограниченной творческой фантазии автора. Но как бы ни были выразительны декоративные образы, они неизменно должны быть построены в гармонии формы, гармонии цвета, технологичны в исполнении и обладать чувством материала. Ведь задуманное и выполненное в рисунке художественно-образное содержание проектируемого декоративного изделия - это только промежуточная фаза. А конечная цель таких разработок - исполнение в конкретном материале изделия декоративно-прикладного искусства. Подготовительный рисунок в данной области искусства всегда делается с расчётом на его практическое воплощение в заранее продуманном материале.
В декоративно-прикладном искусстве большое внимание уделяется выразительности самой формы изделия, несущей и функциональное назначение, и художественное оформление. Что касается преимущественно декоративного искусства, то здесь упор делается во многом на сюжетно-композиционные разработки. Но сюжетные мотивы, так широко применяемые в декоративном искусстве, не самостоятельны, а тесно связаны с назначением и характером среды, которую декорируют. Поэтому рисунок здесь более условен и стилизован, а художник, с одной стороны, чувствует себя раскованнее, чем в станковом рисунке, с другой -более скован, так как связан общими требованиями ансамбля.
В подготовительных рисунках для декоративно-прикладных работ используются стандартные графические материалы, в том числе и красочные дополнения на водной основе - тушь, акварельные, гуашевые, акриловые. Причём при активном применении техники акварели или пастели рисунок становится достаточно близким к живописному решению.
В последние годы широкое применение в проектных разработках получили самые разные компьютерные программы, позволяющие добиваться очень убедительных результатов. Недостатком работы с компьютером является то, что у художника не возникает желания применять в проекте приобретённые ранее собственные профессиональные навыки в графическом искусстве. В ре-
зультате как художник-график он теряет необходимую в таком деле практику, а с ней и профессиональные навыки. А оторванный от компьютера, чувствует себя беспомощным. Чтобы этого не произошло, рекомендуем половину проектных работ выполнять с помощью компьютера, а оставшиеся 50 % — ручными графическими приёмами.
Образное решение в проектно-графических работах достигается по трём направлениям:
— откровенная авторская фантазия, придумывание декоративного образа на основе воображения без аналогий в природе; в простейшем виде это линейно-геометрические комбинации узоров, декорирующих поверхность создаваемого изделия;
— обобщение и стилизация реальных природных форм; это направление не требует иллюстрирования;
— подражательная передача предметов, сделанная с видимостью реальности средствами рисунка и цвета; правда, эти проектнографические работы ближе к живописи, нежели к рисунку.
При этом в первых двух позициях использование цвета достаточно условно, а строгость графического решения смягчается раскованностью цветовой гаммы. Но при всей декоративности, стилизации и технологической специфики рисунка в декоративно-прикладном искусстве, в его основе лежит рисование с натуры. Ведь работа с аналогами (замеры, зарисовки), без чего не может быть речи о сохранении и развитии традиций в декоративно-прикладном искусстве, изначально предполагает пользоваться методом рисования с натуры. Мало того, здесь требуется графическими приёмами создать копию исследуемого предмета со всеми возможными подробностями и особыми приметами. И только после этой фазы идёт творческая работа над новыми образами.
Проектно-графической работе предшествует активный эскизно-поисковый период с выполнением множества фор-эскизов, где должна просматриваться обобщённая образная форма сочиняемого изделия декоративно-прикладного искусства.
Эскизно-проектные работы должны не только передавать выразительный образ будущего изделия. По ним мастер должен понять, какие технологии, какие приёмы обработки материала применить и какими инструментами работать, чтобы изготовить спроектированное изделие. То есть проект не только передаёт художественное, эстетическое впечатление о будущем изделии деко-
ративно-прикладного искусства, но является и технической документацией.
В декоративно-прикладном искусстве имеет место и академический рисунок. Ведь декоративная лепка, к примеру, в классическом стиле или в стиле модерн не исключает изображение женской и мужской фигуры, обнажённой или красиво драпированной. Многофигурные композиции свойственны и различного рода декоративным росписям. Поэтому здесь актуально и рисование с антиков.
Проектно-графическая работа исполняется на основе таких принципов рисунка, как соблюдение пластики, симметрии, гармонии при применении цвета и при этом технологичности и передачи материальности, подчинение каждой из деталей всей декоративной композиции или, как иногда говорят, ансамблю.
Повторяемость и чередования отдельных элементов композиции, свойственные подобным изображениям, позволяют говорить о ритмичности рисунка в декоративно-прикладном искусстве. Здесь ритм заявляет о себе решительно и откровенно. И равномерный повтор отдельных элементов в орнаменте тяготеет к простейшему виду ритмической организации проектно-графических разработок для декорируемой поверхности. В итоге закономерное повторение или чередование элементов декоративной композиции автоматически приводит к её ритмической организованности.
И всё же художник, работающий над декоративными образами, более свободен и раскован, чем специалист академического рисунка. Ведь последний связан необходимостью возможно точной передачи и воспроизведения естественных объектов, тогда как в декоративно-прикладном искусстве передаются главным образом общие признаки рисуемого с активным привлечением полёта фантазии художника. Зачастую в таком изображении нет деления на передний и задний планы. Пространства там или нет совсем, или оно очень неглубоко (в резных, лепных или чеканных рельефах). Не надо ставить перед собой задачи по передаче глубины, там нет ни линейной, ни воздушной перспективы.
При этом в каждом конкретном виде декоративно-прикладных работ своя специфика, свой изобразительный язык, свои графические приёмы. К примеру, рисунок для будущей рельефной чеканки передаётся обобщённо в светотеневой и тоновой манере сангиной или углем. Задаётся единый источник света (слева или справа, чуть выше изображения). Проектную часть для чеканных рельефов лучше делать на слегка тонированной бумаге. Тень передаётся графическими мате-
риалами по тону чуть плотнее тона бумаги, а свет
- белилами или мелом. Цвет бумаги при этом методе работы будет играть роль полутона. И если предполагается исполнение чеканного рельефа на латуни или бронзе, применяется бумага, тонированная в охристый цвет, а если на алюминии или стали, то цвет бумаги соответственно серый.
Если же создаётся графическая миниатюрная разработка для декора изделия перегородчатой эмалью, то это будет плоскостная, в красочном исполнении композиция, где каждое цветовое пятно окружено выразительными светлыми очертаниями.
Рисунок для смальтовой мозаики может быть разложена на множество составляющих элементов. А проектно-графический материал для стенной росписи будет отличаться пульсацией больших цветовых пятен.
В одних композициях главенствуют контурные линии, в других — каскады геометрических узоров, в третьих - нескончаемые гирлянды цветов и листьев и т. д. Декоративный язык проектно-графических работ бесконечен.
Известно, что выразительные средства рисунка - это штрих, линия, пятно. Эти же средства используются и в подготовительном рисунке при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства.
Многое в подготовительном рисунке диктуется материалом. Слоистость и скалываемость дерева диктует применение одних форм и деталей в рисунке, пластика отожженного металла - других, тонкие пластинки шпона - третьих. Рисунок для резьбы на липе будет иным, чем для работы с дубовой древесиной, а эскизные разработки для чеканки на стальном листе будут иными, чем на мягкой, пластичной меди.
На характер рисунка в декоративно-прикладном искусстве влияют и инструменты, какими мастер будет переводить в материал сочиненный художником образ. К примеру, в проектных разработках для кудринской резьбы надо обязательно учитывать радиус скругления стамесок, а в рисунках для маркетри тон задают активные многообразные переплетения древесных волокон. И эти древесные узоры надо суметь передать в предварительном рисунке так, чтобы не было сомнений, карагач это или ясень, красное дерево или грецкий орех. Хорошо бы при этом не прятаться за мёртвые, готовые фактуры компьютерных программ, а научиться графическими приёмами изображать характер ожидаемой поверхности материала как всего изделия, так и отдельных его частей. Говоря о мастерстве передачи фактуры дерева, уместно порой вспоминать слова живописца П. Федо-
това: « Я до тех пор не начну писать картины, пока не научусь передавать на холсте красное дерево». И действительно, он добился своего. Вспомните, к примеру, его картину «Завтрак аристократа» (1849-1851. ГТГ), где фактура древесины столика на переднем плане не оставляет сомнений, что это палисандр - одна из элитных разновидностей красного дерева, — настолько убедительно живописец проник в декоративную сущность дерева. К такой же убедительности в ручном исполнении фактур должен стремиться и специалист в области декоративно-прикладного искусства.
Некоторым особняком стоит графическая шрифтовая композиция — составная часть неко-
торых декоративных разработок. Вспомним хотя бы жалованные ковши, кубки, братины ХУГ!-ХУГ!1 веков на Руси. Графическая трактовка подобных шрифтовых поясов должна органически вписываться в общую концепцию декоративного оформления создаваемого изделия.
Конечная цель эскизно-проектных работ по декоративно-прикладному искусству не создание графического произведения, претендующего на экспонирование в составе выставки, а предоставление мастеру исчерпывающей информации для изготовления изделий не только полезных, но и красивых для использования в современных интерьерах.
A.S. KHVOROSTOV SPECIFICITY OF DRAWING IN DECORATIVE - APPLIED ART
At studying bases of decorative-applied art is quite often observed, how students, ignoring a stage of outline searches, at once start art processing materials. There is also other mistake — executing sketches and projects of the future products, students use the receptions peculiar to realistic drawing while in decorative-applied art there are, specific means of transfer of the subject world, depending and from the chosen material, and from technology of its processing and from many other things the reasons.
Key words: decorative-applied art, sketching, sketch-graphic searches.